Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Костюк Г.П.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;
ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева» Департамента здравоохранения города Москвы

Тхостов А.Ш.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;
ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»

Скворцов А.А.

ФГАУ ВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ковязина М.С.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;
ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»;
ФГБНУ «Научный центр неврологии», Институт нейрореабилитации и восстановительных технологий

Курмышев М.В.

ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева» Департамента здравоохранения города Москвы

Гусев А.Н.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Андрющенко А.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;
ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева» Департамента здравоохранения города Москвы

Варако Н.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»;
ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»;
ФГБНУ «Научный центр неврологии», Институт нейрореабилитации и восстановительных технологий

Савилов В.Б.

ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева» Департамента здравоохранения города Москвы

Кремлев А.Е.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Осипова Н.Г.

ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева» Департамента здравоохранения города Москвы

Динамика когнитивных функций при использовании реабилитационной программы когнитивного тренинга

Авторы:

Костюк Г.П., Тхостов А.Ш., Скворцов А.А., Ковязина М.С., Курмышев М.В., Гусев А.Н., Андрющенко А.В., Варако Н.А., Савилов В.Б., Кремлев А.Е., Осипова Н.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1742 раза


Как цитировать:

Костюк Г.П., Тхостов А.Ш., Скворцов А.А., и др. Динамика когнитивных функций при использовании реабилитационной программы когнитивного тренинга. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(5):102‑112.
Kostyuk GP, Tkhostov ASh, Skvortsov AA, et al. Dynamics of cognitive functions using the rehabilitation program of cognitive training. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(5):102‑112. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2024124051102

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние се­маг­лу­ти­да на пси­хи­чес­кое здо­ровье. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(9):28-36

Изучение эффективности психологических интервенций является важной практической задачей современной психологии. Ее актуальность связана с возрастающим количеством нарушений психических функций, несмотря на несомненный прогресс медикаментозных и технических средств лечения и реабилитации. Однако исследования в этой области затруднены из-за достаточно жестких методологических ограничений правил их выполнения. Основное количество работ выполнялось как в области психотерапии, так и в сфере нейропсихологической реабилитации, при этом подавляющее большинство выполнено за рубежом [1—3]. Так, согласно обзору [4], за период с 2015 по 2021 г. было опубликовано более 450 исследований, посвященных данной проблематике.

Методически различают два вида эффективности психологических интервенций: воздействия и клиническую [5]. Эффективность первого рода отражает, является ли то или иное психологическое воздействие эффективным в так называемых чистых условиях и основывается на строго отобранной, как правило, не многочисленной выборке, а также весьма ограниченным и четко определенным временным интервалом воздействия. Второй тип эффективности указывает, является ли то или иное психологическое воздействие эффективным в полевых условиях, т.е. в условиях рутинной клинической работы. Кроме того, разработаны критерии ранжирования степени их методологической корректности и, как следствие, степени доказательности [5, 6]. Исследования класса 1 (с наивысшим уровнем доказательности) обладают следующими характеристиками: четкое определение параметра, подвергающегося воздействию, и однозначные способы его измерения; наличие однозначно сформулированных критериев включения пациентов в исследовательские группы и критериев исключения; наличие репрезентативных, рандомизированных, уравненных групп сравнения; использование принципа «тройного или двойного слепого» (когда ни специалист, оказывающий воздействие, ни сам пациент, ни специалист, осуществляющий измерения эффекта, не знают, в какую группу, основную или контрольную, входит испытуемый); достаточный процент испытуемых (не менее 80%), которые прошли весь курс воздействия от начала до конца. Для исследований класса 2 (с приемлемым уровнем доказательности) характерны те же особенности, что и для исследований класса 1, но с ограничениями в одном или нескольких следующих пунктах: не вполне ясные критерии распределения испытуемых в группы; группы не рандомизированы; не вполне ясное описание ожидаемого и измеряемого эффекта воздействия; нечеткие указания на критерии включения и исключения. К классу 3 относятся исследования без рандомизации, уравнивания контрольных групп; без принципа слепой оценки эффекта. И, наконец, исследования, относящиеся обычно к классу 4, проводятся на индивидуальных случаях, без контрольных групп, используют методы экспертных оценок вместо стандартизированных диагностических процедур при измерении эффекта воздействия.

Качество доказательности исследований оценивается и с помощью других альтернативных методов и критериев, в том числе методики Grades of Recommendation, Assessment, Development, and Evaluation (GRADE) [7].

Принцип тройного и двойного слепого исследования уменьшает вероятность влияния предвзятости оценщика или испытуемого на характер осуществления реабилитационного воздействия или оценку полученного эффекта. Однако его полное применение оказывается намного сложнее в отношении психологических воздействий, чем при исследовании эффективности медикаментов, поскольку скрыть природу реабилитационного воздействия от самого специалиста, осуществляющего это воздействия, весьма затруднительно. В связи с этим определенная доля риска предвзятости является одним из часто встречающихся недостатков в публикациях об измерении эффективности психологических интервенций [8, 9].

Среди разновидностей нейропсихологических реабилитационных воздействий, эффективность которых изучается, чаще всего упоминаются следующие варианты, выделенные по различным основаниям: когнитивный тренинг, представляющий собой регулярно повторяющиеся занятия, направленные на одну или несколько познавательных функций и не опирающиеся на метагокогнитивные стратегии [10—17]; интегративная когнитивная интервенция, которая сочетает когнитивный тренинг с формированием метагокогнитивных стратегий [18]; когнитивная реабилитация, направленная на преодоление четко определенных трудностей повседневной жизни в качестве мишеней и зачастую сочетающаяся с тренингом использования внешних вспомогательных средств [16, 19—27]; когнитивная стимуляция, т.е. неспецифическая умственная нагрузка, способствующая повышению общего уровня повседневного и социального функционирования [13, 28—30].

Изучение эффективности психологического воздействия важно не только с точки зрения этического контекста психологической работы. Оно может существенно влиять и на экономическое благополучие поставщиков подобного рода услуг. Так, в 2016 г. широкую известность получила ситуация с американской компанией «Lumosity», которая разрабатывала онлайн-игры, способствующие улучшению познавательных функций. В то же время компания не предоставила доказательных научных подтверждений эффективности своей продукции. Федеральная комиссия по торговле США сочла, что «Lumosity» необоснованно играла на страхах пожилых людей, которые зачастую связаны с потерей памяти и рассудка с возрастом. В связи с многочисленными судебными исками компания была вынуждена выплачивать многомиллионные компенсации [31].

В России, несмотря на высокую практическую значимость, исследования эффективности нейропсихологических воздействий за редким исключением [32] не получили широкого распространения. Так, например, при том, что система восстановительного обучения, разработанная на основе теории системно-динамической локализации высших психических функций (ВПФ) А.Р. Лурии [33, 34], остается наиболее распространенной в нашей стране, публикации, в которых бы были освещены результаты эмпирического изучения как эффективности данной системы в целом, так и отдельных методик, входящих в ее состав, практически отсутствуют. Как правило, эффективность восстановительного обучения оценивалась при помощи нейропсихологической диагностики состояния высшей психической функции, проводимой до и после восстановительных занятий [35].

Цель исследования — изучение эффективности нейропсихологической реабилитации пациентов с нарушениями когнитивных функций легкой степени выраженности.

Материал и методы

Набор добровольцев для участия в исследовании проводился в период с 25.11.19 по 13.12.19. Пожилые люди обращались самостоятельно — через сайт «Клиники памяти» https://memoryclinic.ru/, по направлению врачей общей практики, по рекламным объявлениям в местных газетах, по рекомендации «из уст в уста».

На данном этапе проходило первичное обследование добровольцев и предлагалось принять участие в исследовании с применением цифровых технологий. До включения в программу исследования участники подписали форму информированного согласия. Проведение исследования соответствовало положениям Хельсинкской декларации 1964 г., пересмотренной в 1975—2013 гг., и одобрено локальным Этическим комитетом при ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (протокол №423 от 17.05.18). На этом же этапе определялось соответствие участников исследования критериям включения и исключения.

Для выявления показаний участия в исследовании врач-психиатр проводил клиническую беседу и оценивал кандидата с помощью клинических шкал и тестов: Краткой шкалы оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE) [36], Теста рисования часов (The Clock Drawing Test, CDT) [37], Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (The hospital anxiety and depression scale, HADS) [38], Модифицированной ишемической шкалы Хачински (Modified Hachinski Ischemic Score) [39]. Медицинские психологи медико-реабилитационного отделения «Клиника памяти» проводили обследование с использованием Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (The Montreal Cognitive Assessment, MoCA) [40].

Краткая шкала оценки психического статуса MMSE и тест CDT часто используются в учреждениях первичной медицинской помощи для выявления или объяснения функциональных проблем, с которыми сталкиваются врачи. Комбинация двух или трех когнитивных скрининговых тестов — это общий подход, используемый врачами для обоснования клинического диагноза когнитивных нарушений, особенно в тех случаях, когда тщательная нейропсихологическая оценка недоступна или из-за ограничений по времени. Общий балл по шкале MMSE, показывающий отсутствие нарушений когнитивных функций, не исключает значительной когнитивной дисфункции. Добавление теста на рисование часов улучшает оценку, давая возможность определить уровень когнитивных функций, не исследованных с помощью MMSE. По мнению некоторых авторов [41—43], тест CDT в сочетании с MMSE обеспечивает лучший прогноз для диагностики деменции, что позволило при первичном осмотре исключить пациентов с легкой деменцией.

В исследовании популяции пожилых людей с когнитивным дефицитом пациенты идентифицировались с помощью различных критериев, в том числе была использована шкала Хачински, позволяющая осуществить исследование когнитивных функций с учетом сосудистого генеза и хронической ишемии — для определения этиологического фактора когнитивных нарушений. Заполнение добровольцами шкалы HADS было связано с критерием невключения в исследование пожилых людей с выраженными депрессивными и тревожными расстройствами, соответствующих диагностическим критериям МКБ-10 (F40-F41) [44], и требующих психофармакотерапии [44].

После первичного осмотра и установления диагноза врачом-психиатром пациент перенаправлялся к медицинскому психологу, где проводилось обследование с применением шкалы MoCA. По мнению таких специалистов, как Z. Nasreddine и соавт. [40], данная скрининговая психометрическая шкала в настоящее время является одной из чувствительных для выявления умеренного когнитивного нарушения в позднем возрасте, определяемого как промежуточное клиническое состояние между нормальным (физиологическим) старением и легкой деменцией. При выполнении CDT A. Juby и соавт. [41] предлагают учитывать некоторую особенность — пациенту должен быть предоставлен чистый лист бумаги, чтобы уменьшить количество потенциальных отвлекающих факторов, что достаточно сложно при работе со стандартизированным бланком шкалы MoCA (задание расположено в правой трети графы). По результатам выполнения задания Рисование часов шкалы MoCA, медицинские психологи не только проводили количественную оценку, но и анализировали деятельность пациентов в процессе рисования (качественная оценка), что имеет принципиальное значение в исследованиях, независимо от медицинского диагноза. Тест Рисование часов позволяет исследовать сразу несколько когнитивных сфер, включая исполнительные функции, внимание, речевые функции и оптико-пространственную деятельность. В одном из исследований [43] авторы, описывая особенности оценки теста Рисование часов, делают акцент: «есть ценность в наблюдении за тем, как испытуемые выполняют свободное рисование». Согласно руководству, результаты психодиагностического исследования фиксировались и в дальнейшем рассматривались в динамике с учетом индивидуального анализа данных [45].

Критерии включения: снижение когнитивных функций, диагностированное на основании комплекса клинико-анамнестических данных и результатов психологического обследования: MoCA — от 16 до 25 баллов и MMSE — от 20 до 27 баллов.

Критерии невключения: соматические заболевания в фазе обострения; синдром нарушения функций тазовых органов; выраженные депрессивные и тревожно-депрессивные расстройства (результат по подшкалам HADS-A и HADS-D >10 баллов); требующие специализированной терапии; наличие в анамнезе эндогенной патологии; тяжелые формы нейродегенеративных расстройств; эписиндром; отсутствие показаний для когнитивной реабилитации.

На первом этапе отбора участников в исследование были включены 103 пожилых человека: 90 женщин и 13 мужчин в возрасте от 59 до 88 лет с субъективными жалобами на снижение памяти1.

В начале исследования были исключены 18 человек (14 женщин и 4 мужчины), из них 3 неполностью соответствовали критериям включения, 5 не умели пользоваться компьютером, 10 отказались от участия без объяснения причины.

Таким образом, после этапа предварительной оценки в исследование были включены 85 человек с признаками когнитивного дефицита различной степени выраженности, с диагнозами по МКБ-10: F06.70 Легкое когнитивное расстройство в связи с травмой головного мозга; F06.71 Легкое когнитивное расстройство в связи с сосудистым заболеванием головного мозга; F06.78 Легкое когнитивное расстройство в связи со смешанными заболеваниями; F06.79 Легкое когнитивное расстройство в связи с неуточненным заболеванием. Участники были распределены в две группы: экспериментальную и сравнения. Рандомизация была осуществлена с помощью таблицы случайных чисел, сгенерированной системой Statistica. В экспериментальную группу вошли 43 человека (39 женщин и 4 мужчин в возрасте от 59 до 83 лет), в группу сравнения — 42 респондента (37 женщин и 5 мужчин в возрасте от 59 до 88 лет) (табл. 1).

Таблица 1. Клинико-демографическая характеристика исследуемых пациентов

Показатель

Экспериментальная группа (n=43) (%)

Группа сравнения (n=42) (%)

Возраст, годы (макс.—мин.)

72,6±6,15 (59—83)

75,3±6,60 (59—88)

Пол:

мужской/женский

4/39

(9,3/90,7)

5/37

(88,1/11,9)

Балл по шкале MMSE

25,7±1,01

25,7±0,81

Балл по шкале MoCA

21,9±2,50

21,9±2,86

Балл по тесту CDT

6,3±2,29

6,3±1,44

Шкала HADS:

HADS-A

6,6±3,41

6,6±3,43

HADS-D

5,8±3,32

5,9±2,65

Балл по шкале Хачински:

4 балла и менее

14 (32,6)

14 (33,3)

от 5 до 6 баллов

22 (51,1)

20 (47,6)

7 баллов и более

7 (16,3)

8 (19,1)

Диагноз:

F06.70

1 (2,3)

F06.71

23 (53,5)

18 (42,9)

F06.78

19 (44,2)

23 (54,8)

F06.79

1 (2,3)

В качестве оцениваемого воздействия проводилась реабилитационная программа «Психосоциальная терапия и нейрокогнитивная реабилитация пациентов пожилого возраста с когнитивными расстройствами» (далее — программа), в рамках которой в реабилитационной работе с пациентами экспериментальной группы использовался принцип комплексной стимуляции различных параметров когнитивной сферы в соответствии с программой «Клиники памяти» [45, 46].

Комплексная программа «Психосоциальная терапия и нейрокогнитивная реабилитация пациентов пожилого возраста с когнитивными расстройствами» является формой помощи и превентивной терапии для пожилых людей с разными вариантами синдрома мягкого когнитивного снижения (Mild Cognitive Impairment — MCI) и включает в себя варианты регуляторной тренировки когнитивных функций, психосоциальную терапию и адаптивную физкультуру. Групповые когнитивные тренинги направлены на реабилитацию различных составляющих когнитивной сферы, наиболее уязвимых в позднем возрасте при синдроме MCI в форме системной стимуляции как дефицитарных, так и сохранных сторон психической деятельности. В группе сравнения проводились психообразовательные программы и предлагались по выбору компьютерные игры2.

Исследование проводилось в период с 16.12.19 по 31.01.20. Участники находились на программе 6 нед. Каждый день с ними очно проводились по два когнитивных тренинга (по 60 мин каждый), групповая психотерапия (60 мин), когнитивная разминка (60 мин) и занятие по адаптивной физической культуре (30 мин).

Когнитивные функции участников исследования оценивались дважды: в начале реабилитационной программы и по ее окончании в стандартизированной компьютерной форме. Для нивелирования эффекта обучения случайным выбором использовались параллельные формы тестов. Психиатры и психологи «Клиники памяти» обеспечивали одинаковые условия проведения процедуры оценки и не принимали участия в оценивании. Эксперты, оценивавшие результаты, не были информированы, в какую группу входит конкретный участник.

Эффективность воздействия оценивалась по динамике когнитивных функций по схеме «до» и «после» с помощью компьютерной батареи нейропсихологического обследования «Практика-МГУ» (А.Е. Кремлев и А.Н. Гусев, 1993—2023). Пациентам предлагалось выполнить четыре компьютерных теста на оценку различных познавательных процессов, все методики представлены на сайте www.psychosoft.ru.

Для оценки концентрации и переключения внимания использовалась методика «Корректурная проба Бурдона» с возможностью свободного поиска заданных в инструкции фигур [47, 48]. Участник исследования просматривал буквы на экране монитора и отмечал среди них целевые стимулы в произвольном порядке. Стимульным материалом являлись таблицы 16×12 с простыми графическими символами (звезда, круг, квадрат и т.п.). Задание состояло из трех серий: в первой — требовалось с помощью мыши отмечать (вычеркивать) только круги, во второй — звезды, в третьей — и круги, и звезды.

В качестве первичных показателей по каждой серии рассчитывались следующие: время выполнения; количество пропусков; количество ошибочных выборов; количество исправлений; в качестве итоговых показателей концентрации (серии 1 и 2) и переключения (серия 3) внимания использовались: темп выполнения каждой серии как количество вычеркиваний в 1 мин, точность выполнения каждой серии как процент правильных вычеркиваний, продуктивность выполнения каждой серии как произведение темпа на точность.

Методика «Расстановка чисел» является одним из известных тестов на оценку произвольного внимания в виде задачи на концентрацию и распределение внимания [47]. Участникам исследования на экране монитора предлагались две таблицы 5 на 5: левая с исходным набором из 25 чисел, выбранных из диапазона от 2 до 84 и расположенных в случайном порядке, и правая — пустая, для заполнения ее числами из левой таблицы. Задача состояла в том, чтобы выбирать числа из левой таблицы по одному в порядке их возрастания. Каждое выбранное число помещается в очередное поле правой таблицы вплоть до ее заполнения. В инструкции больному сообщалось, что для выбора очередного числа в левой таблице следует подвести к нему указатель мыши и нажать левую кнопку. Подчеркивалось, что работать нужно быстро и аккуратно и помнить, что возврат и ввод пропущенных чисел не предусмотрен. На заполнение правой таблицы отводилось 2 мин. Для контроля возможного влияния опыта выполнения этого теста до начала лечения на результаты тестирования после лечения нами использовалась параллельная форма этого теста, включавшая в себе другие числа и в другом порядке.

В качестве показателей эффективности выполнения этой задачи использовались: время выполнения задания, с; количество правильных ответов из 25 возможных; количество правильных ответов в отведенное время — 2 мин; количество ошибочных ответов.

Методика «Исключение понятий» предназначена для исследования логического мышления, направлена на оценку способности человека делать обобщения [47]. Участников исследования просили выполнить 8 заданий (1 тренировочное), в каждом из которых на экране монитора появлялось 5 слов, причем 4 из них относятся к одному понятию, а 5-е к нему не относится, указывалось, что оно «лишнее». Предлагалось решить, какое это слово и отметить его с помощью мыши. Использовались две параллельные формы этого теста.

Эффективность выполнения теста оценивалась по двум показателям: количество правильных ответов; время выполнения методики.

Авторский вариант методики «Геометрические фигуры» использовался для оценки невербальной кратковременной памяти (Альманах психологических тестов, 1995). Идея создания данной методики приписывается как А.Н. Бернштейну, так и Т.Е. Рыбакову. Задание состояло из двух этапов. Сначала участнику исследования в центре экрана последовательно на 1 с предъявлялись 14 простых геометрических фигур (например, ромб, перечеркнутый по диагонали квадрат, круг), которые нужно было запомнить. В следующей серии проб ему предлагалось опознать только что показанные фигуры среди расширенного набора из 34 геометрических фигур, где были и другие фигуры, которые не показывали на первом этапе. В инструкции указывалось, что, надо нажать внизу экрана кнопку «ДА» (YES)/«НЕТ» (NO), если фигура соответственно знакомая/незнакомая. Указывалось, что важны точность опознания фигуры и время работы. Ограничений по времени выполнения задания не устанавливалось.

В качестве показателей эффективности выполнения этого задания были рассчитаны следующие: количество правильных ответов; количество правильных положительных ответов; количество неправильных опознаний (ложных тревог); количество правильных отрицательных ответов; число пропусков; время выполнения задания в секундах.

Для статистической оценки различий использовались методы непараметрической статистики (SPSS).

Результаты

«Корректурная проба Бурдона». Сравнение данных не обнаружило значимых статистических различий между экспериментальной группой и группой сравнения за исключением времени выполнения задания (не относится к основным параметрам) при достаточно высоких показателях дисперсии показателей концентрации и распределения внимания. В табл. 2 представлены описательные статистики по экспериментальной группе и группе сравнения (Эксперимент и Сравнение соответственно) до и после тренинга (1 и 2 соответственно).

Таблица 2. Оценка эффекта Выборка и Тренинг по показателям методики Корректурная проба Бурдона

Мера

Выборка

Тренинг

Среднее

Стандартная ошибка

95% доверительный интервал

нижняя граница

верхняя граница

Время_серия 1

Эксперимент

1

173,512

9,257

155,100

191,923

2

142,163

7,500

127,246

157,079

Сравнение

1

172,929

9,366

154,299

191,558

2

151,571

7,588

136,478

166,664

Время_серия 2

Эксперимент

1

116,535

6,230

104,144

128,925

2

113,163

5,738

101,751

124,575

Сравнение

1

128,286

6,303

115,749

140,823

2

111,452

5,806

99,905

123,000

Время_серия 1—2

Эксперимент

1

174,860

9,325

156,314

193,407

2

167,256

8,664

150,023

184,489

Сравнение

1

189,762

9,435

170,996

208,528

2

159,738

8,767

142,301

177,175

Количество_пропусков 1

Эксперимент

1

0,140

0,081

–,021

0,300

2

0,930

0,547

–,158

2,019

Сравнение

1

0,262

0,082

0,099

0,424

2

0,190

0,554

–,911

1,292

Количество_пропусков 2

Эксперимент

1

0,163

0,073

0,018

0,308

2

0,488

0,268

–,044

1,021

Сравнение

1

0,143

0,074

–,004

0,290

2

0,071

0,271

–,467

0,610

Количество_пропусков1—2

Эксперимент

1

1,907

0,511

0,890

2,924

2

1,047

0,207

0,636

1,457

Сравнение

1

1,667

0,517

0,638

2,696

2

1,119

0,209

0,703

1,535

Ошибки 1

Эксперимент

1

0,023

0,053

–,083

0,129

2

0,023

0,056

–,089

0,136

Сравнение

1

0,143

0,054

0,036

0,250

2

0,119

0,057

0,005

0,233

Ошибки 2

Эксперимент

1

0,163

0,072

0,021

0,305

2

0,326

0,208

–,088

0,740

Сравнение

1

0,119

0,072

–,025

0,263

2

0,143

0,211

–,276

0,562

Ошибки 1—2

Эксперимент

1

0,744

0,454

–,158

1,646

2

0,349

0,101

0,148

0,550

Сравнение

1

0,167

0,459

–,746

1,079

2

0,071

0,102

–,132

0,275

Исправления 1

Эксперимент

1

1,721

0,264

1,196

2,246

2

1,605

0,314

0,979

2,230

Сравнение

1

1,357

0,267

0,826

1,888

2

1,500

0,318

0,867

2,133

Исправления 2

Эксперимент

1

0,535

0,170

0,197

0,873

2

0,791

0,203

0,388

1,194

Сравнение

1

0,500

0,172

0,158

0,842

2

0,667

0,205

0,259

1,074

Исправления 1—2

Эксперимент

1

0,791

0,175

0,444

1,138

2

1,000

0,224

0,555

1,445

Сравнение

1

0,762

0,177

0,411

1,113

2

1,024

0,227

0,573

1,474

Методика «Расстановка чисел» также не показала статистически значимых различий между экспериментальной группой и группой сравнения в условиях «до и после» при достаточно высоких величинах дисперсии показателей эффективности выполнения этой методики.

Статистически значимые различия между экспериментальной группой и группой сравнения показали результаты выполнения методики «Исключение понятий». На рис. 1 и 2 представлено изменение количества правильных ответов и времени выполнения задания.

Рис. 1. Изменение количества правильных ответов до и после проведения тренинга в экспериментальной группе и группе сравнения.

Здесь и на рис. 2—5: левый столбец — экспериментальная группа, правый столбец — группа сравнения. Вертикальными линиями обозначены величины 95% доверительных интервалов.

Рис. 2. Изменение времени выполнения методики после проведения тренинга в экспериментальной группе и группе сравнения.

На рисунках видно, что в экспериментальной группе количество правильных ответов после проведенного тренинга увеличилось (t(42)=–2,13, p=0,039), а время выполнения методики уменьшилось (t(42)=2,53, p=0,015). В группе сравнения этого не наблюдалось: количество правильных ответов статистически достоверно не изменилось (t(41)=1,57, p=0,124), а время выполнения задания, наоборот, увеличилось (t(41)= –2,75, p=0,009).

Результаты статистического анализа показали статистические достоверный эффект взаимодействия факторов «Тренинг» и «Группа участников исследования» как для показателя правильных ответов (F(1,83)=6,74, p=0,011), так и для времени выполнения методики (F(1,83)=13,41, p<0,001). Оценка данного эффекта с помощью многомерных критериев (След Пилаи и др.) также была высокодостоверной (p<0,001). Этот факт свидетельствует в пользу нашей гипотезы об эффективности проведенного тренинга в отношении исключения понятий.

Статистически значимые различия между экспериментальной группой и группой сравнения были обнаружены при сравнении результатов выполнения методики «Геометрические фигуры». Статистический анализ данных обнаружил значимый эффект межфакторного взаимодействия, оцененный в целом по всем шести показателям выполнения методики (След Пилаи (4)=0,142, p=0,015), и с помощью одномерного F-критерия: по проценту правильных ответов (F=(1)=10,26, p=0,002), проценту ложных тревог (F=(1)=7,59, p=0,007) и проценту правильных отрицательных ответов (F=(1)=8,62, p=0,004). На рис. 3—5 представлены диаграммы динамики количества правильных ответов, количества ложных тревог и количества правильных отрицаний.

Рис. 3. Динамика количества правильных ответов в экспериментальной группе и группе сравнения до и после проведения тренинга.

Рис. 4. Динамика ложных тревог в экспериментальной группе и группе сравнения до и после проведения тренинга.

Рис. 5. Динамика правильных отрицаний в экспериментальной группе и группе сравнения до и после проведения тренинга.

В экспериментальной группе после тренинга статистически достоверно увеличилось количество правильных ответов (t(42)=–2,67, p<0,001), тогда как в группе сравнения этот показатель не изменился (t(41)=0,50, p=0,617). Количество ложных тревог (см. рис. 4) в экспериментальной группе значимо снизилось (t(42)=2,13, p=0,039), наблюдались аналогичные соотношения, а количество правильных отрицаний (см. рис. 5) увеличилось (t(42)=–2,34, p=0,023). В соответствии с методологией теории обнаружения сигнала в психофизике [49] одновременное снижение количества ложных тревог и увеличение правильных отрицательных ответов является свидетельством повышения строгости критерия принятия решения об опознании целевого стимула. Иначе говоря, у участников исследования из экспериментальной группы в целом повысилась уверенность опознания ранее предъявленной фигуры. В группе сравнения статистически значимых различий для этих трех типов ответов не обнаружено (p=0,617, p=0,085 и p=0,085 соответственно).

Обсуждение

Наиболее интересным и перспективным фактом, открывающим возможности для теоретического обсуждения, является очевидная диссоциация между влиянием проведенного тренинга на наиболее простые, базовые показатели когнитивных функций и показатели более сложных когнитивных действий, включающих в себя несколько компонентов и требующих для правильной реализации использования элементов контроля и произвольной регуляции, связанных с работой третьего структурно-функционального блока по А.Р. Лурии. С одной стороны, такие задания, как «Корректурная проба Бурдона» и «Расстановка чисел», ориентированные на оценку более простых и первичных параметров, таких как объем и скорость переключения внимания, демонстрируют ригидность в отношении воздействия программы реабилитации и могут, на первый взгляд, свидетельствовать об ее недостаточной эффективности.

Однако наличие многочисленных динамических изменений более сложных параметров в методиках «Исключение понятий» и «Геометрические фигуры» не оставляет возможности для такой упрощенной интерпретации. В задании на «Исключение понятий» участники исследования из экспериментальной группы демонстрируют значимое увеличение количества правильных ответов при уменьшении времени его выполнения. Обратим внимание, что структура когнитивных операций, включенных в данное задание, более сложна, поскольку его выполнение требует от участников не простого внимания, а в первую очередь способности к обобщению, пониманию значений и контролю импульсивных реакций. Согласно отечественной и зарубежной литературе, мышление является функцией, которая в большей мере испытывает на себе влияние процессов управления [34, 50—52]. Некоторые авторы утверждают, что мышление само по себе является одной из управляющих функций [53].

Еще более демонстративна в этом отношении динамика показателей эффективности выполнения методики «Геометрические фигуры» в экспериментальной группе. Обращают на себя внимание сами параметры изменений: увеличение количества правильных ответов, снижение ложных тревог и особенно количество правильных отрицаний. Если первый параметр достаточно однозначно указывает на очевидное улучшение результатов выполнения пробы, то последние — нуждаются в более развернутой интерпретации. Показатель ложных тревог достаточно непротиворечиво связан с уровнем контроля импульсивности и необходимостью сохранения образов, даваемых для запоминания, что само по себе не является банальной задачей.

Наиболее интересным для интерпретации результатов исследования представляется параметр «правильных отрицаний», требующий отказа от спонтанной реакции «да» и вынесения отрицательного суждения. В этом смысле клинические наблюдения давно обращали внимание на принципиальное различие между положительными и отрицательными ответами в разнообразных ситуациях [50, 54—61]. Положительный и отрицательный ответы не являются, как это представляется со стороны, простыми бинарными оппозициями [62]. Положительный ответ вполне может быть импульсивным и не требовать сохранения стимула образца (т.е. образа памяти как основы критерия принятия решения о том, была ли эта фигура показана ранее или нет), тогда как отрицательный ответ значительно реже бывает импульсивным (если не считать синдрома патологического негативизма) и предполагает наличие образца, в отношении которого устанавливается «правильное отрицание»3. Сходный феномен был продемонстрирован в структурном различии позитивных и негативных суждений при оценке противоречивых утверждений у пациентов с личностными расстройствами [63].

Полученные данные согласуются с тезисами, высказанными в классических работах Л.С. Выготского [64], об иерархической структуре сознания, где наиболее совершенные психические функции, формируясь в онтогенезе последними, оказываются в результате на вершине этой иерархии и начинают регулировать работу своих собственных предпосылок, т.е. более элементарных (базовых), ранее сформировавшихся процессов. Поскольку высшие процессы в большей степени социально опосредованы, они более податливы в процессе как традиционного обучения, которое ведет развитие в норме, так и клинико-психологической интервенции.

Эти положения получили развитие в принципах нейропсихологической реабилитации и коррекции, разработанных А.Р. Лурией и его последователями [33, 65—67]. Согласно этим принципам, магистральная линия преодоления недостаточности психических функций, обусловленной патологией мозговых систем, заключается в осознанном и произвольном изменении способа реализации нарушенной психической функции или, выражаясь терминологией А.Н. Леонтьева, в сознательном формировании новой операции из действия [68].

Поскольку описанные в данном исследовании пациенты имели легкий когнитивный дефицит, можно предположить, что их высокоуровневые процессы остались в большей мере сохранными. Вероятно, данное обстоятельство, а также упомянутая выше закономерность, что более совершенные психические функции в норме оказываются ведущими, позволяет этим пациентам опираться в процессе реабилитации, прежде всего, на них. Данное предположение может служить объяснением зафиксированного в настоящем исследовании факта, что осуществленные реабилитационные воздействия оказали влияние главным образом на более сложные, высшие в психической иерархии когнитивные функции.

Полученный результат позволяет сделать предположение о мишенях первого выбора в реабилитационных программах. Видимо, не стоит полностью концентрироваться на простых когнитивных функциях (объем памяти, объем и скорость переключения внимания), оказывающихся, по нашим данным, достаточно ригидными по отношению к проведенному тренингу. Это может служить одним из объяснений недостаточной эффективности многих существующих реабилитационных тренингов. Более перспективной представляется ориентация на усложненные виды когнитивной деятельности, способные за счет организации целостной (системной) деятельности компенсировать недостаточность первичных функций [69].

В качестве одного из главных ограничений проведенного исследования следует указать то, что в нем не была оценена устойчивость демонстрируемых больными улучшений. Такого рода оценка требует гораздо более сложной организации повторных психодиагностических измерений. Речь идет не только о всех трудностях, сопряженных с лонгитюдными исследованиями, но и о тонкой дифференциации эффекта реабилитационных воздействий, с одной стороны, и естественных процессов старения — с другой. Прояснение данного вопроса представляется целесообразным в свете дальнейших научных поисков.

Заключение

Полученные данные подтверждают ведущую роль высокоуровневых психических процессов в иерархии психических функций, что дает основание предполагать, что они в первую очередь должны выступать мишенями реабилитационных воздействий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1Исследование проводилось в ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева» Департамента здравоохранения города Москвы, медико-реабилитационное отделение для лиц пожилого и старческого возраста «Клиника памяти».

2 Из этических соображений респондентам группы сравнения было предложено прохождение программы нейрокогнитивной реабилитации сразу по окончании исследования.

3Импульсивные положительные ответы можно наблюдать на материале самых разнообразных форм психической патологии: от зависимостей до личностных расстройств. Как отмечают многие психотерапевты, пациенту значительно сложнее отвечать «нет», чем «да», обычно не требующего особых усилий.

Литература / References:

  1. Sitzer DI, Twamley EW, Jeste DV. Cognitive training in alzheimer’s disease: A meta-analysis of the literature. Acta Psychiatrica Scandinavica. 2006;114(2):75-90.  https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.2006.00789.x
  2. Reijnders J, van Heugten C, van Boxtel M. Cognitive interventions in healthy older adults and people with mild cognitive impairment: a systematic review. Ageing Res Rev. 2013;12:263-275.  https://doi.org/10.1016/j.arr.2012.07.003
  3. Sanjuán M, Navarro E, Calero MD. Effectiveness of Cognitive Interventions in Older Adults: A Review. Eur J Investig Health Psychol Educ. 2020;10:876-898.  https://doi.org/10.3390/ejihpe10030063
  4. Julien A, Danet L, Loisel M, et al. Update on the Efficacy of Cognitive Rehabilitation After Moderate to Severe Traumatic Brain Injury: A Scoping Review. Arch Phys Med Rehabil. 2023;104:315-330.  https://doi.org/10.1016/j.apmr.2022.07.007
  5. Cicerone KD, Dahlberg C, Kalmar K, et al. Evidence-based cognitive rehabilitation: recommendations for clinical practice. Arch Phys Med Rehabil. 2000;81:1596-1615. https://doi.org/10.1053/apmr.2000.19240
  6. Appendix C: AAN Classification of Evidence for the Rating of a Therapeutic Study. Continuum. 2015;21:1169. https://doi.org/10.1212/01.CON.0000470920.20859.fe
  7. Atkins D, Eccles M, Flottorp S, et al. Systems for grading the quality of evidence and the strength of recommendations I: critical appraisal of existing approaches The GRADE Working Group. BMC Health Serv Res. 2004;4:38.  https://doi.org/10.1186/1472-6963-4-38
  8. Cicerone KD, Dahlberg C, Malec JF, et al. Evidence-based cognitive rehabilitation: updated review of the literature from 1998 through 2002. Arch Phys Med Rehabil. 2005;86:1681-1692. https://doi.org/10.1016/j.apmr.2005.03.024
  9. Tulliani N, Bissett M, Fahey P, et al. Efficacy of cognitive remediation on activities of daily living in individuals with mild cognitive impairment or early-stage dementia: a systematic review and meta-analysis. Syst Rev. 2022;11:156.  https://doi.org/10.1186/s13643-022-02032-0
  10. Bahar-Fuchs A, Clare L, Woods B. Cognitive training and cognitive rehabilitation for mild to moderate Alzheimer’s disease and vascular dementia. Cochrane Database Syst Rev. 2013;2013:CD003260. https://doi.org/10.1002/14651858.CD003260.pub2
  11. Rojas GJ, Villar V, Iturry M, et al. Efficacy of a cognitive intervention program in patients with mild cognitive impairment. Int Psychogeriatr. 2013;25:825-831.  https://doi.org/10.1017/S1041610213000045
  12. Muñiz R, Serra CM, Reisberg B, et al. Cognitive-motor intervention in Alzheimer’s disease: long-term results from the Maria Wolff trial. J Alzheimers Dis. 2015;45:295-304. 
  13. Barban F, Annicchiarico R, Pantelopoulos S, et al. Protecting cognition from aging and Alzheimer’s disease: a computerized cognitive training combined with reminiscence therapy. Int J Geriatr Psychiatry. 2016;31:340-348.  https://doi.org/10.1002/gps.4328
  14. Pantoni L, Poggesi A, Diciotti S, et al. Effect of Attention Training in Mild Cognitive Impairment Patients with Subcortical Vascular Changes: The RehAtt Study. J Alzheimers Dis. 2017;60:615-624. 
  15. Belleville S, Hudon C, Bier N, et al. MEMO+: Efficacy, Durability and Effect of Cognitive Training and Psychosocial Intervention in Individuals with Mild Cognitive Impairment. J Am Geriatr Soc. 2018;66:655-663.  https://doi.org/10.1111/jgs.15192
  16. Law LLF, Mok VCT, Yau MMK. Effects of functional tasks exercise on cognitive functions of older adults with mild cognitive impairment: a randomized controlled pilot trial. Alzheimers Res Ther. 2019;11:98.  https://doi.org/10.1186/s13195-019-0548-2
  17. Law LLF, Mok VCT, Yau MKS, Fong KNK. Effects of functional task exercise on everyday problem-solving ability and functional status in older adults with mild cognitive impairment-a randomised controlled trial. Age Ageing [Internet]. 2022;51(1):afab210. https://doi.org/10.1093/ageing/afab210
  18. Emmanouel A, Kontrafouri E, Nikolaos P, et al. Incorporation of a working memory strategy in GMT to facilitate serial-order behaviour in brain-injured patients. Neuropsychol Rehabil. 2020;30:888-914.  https://doi.org/10.1080/09602011.2018.1517369
  19. Wilson BA, Evans JJ, Keohane C. Cognitive rehabilitation: a goal-planning approach. J Head Trauma Rehabil. 2002;17:542-555.  https://doi.org/10.1097/00001199-200212000-00006
  20. Wilson BA. Brain injury: recovery and rehabilitation. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2010;1:108-118.  https://doi.org/10.1002/wcs.15
  21. Simon SS, Yokomizo JE, Bottino CMC. Cognitive intervention in amnestic Mild Cognitive Impairment: a systematic review. Neurosci Biobehav Rev. 2012;36:1163-1178. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2012.01.007
  22. Williams K, Herman R, Bontempo D. Reasoning Exercises in Assisted Living: a cluster randomized trial to improve reasoning and everyday problem solving. Clin Interv Aging. 2014;9:981-996.  https://doi.org/10.2147/CIA.S62095
  23. Giuli C, Papa R, Lattanzio F, Postacchini D. The Effects of Cognitive Training for Elderly: Results from My Mind Project. Rejuvenation Res. 2016;19:485-494.  https://doi.org/10.1089/rej.2015.1791
  24. Clare L. Rehabilitation for people living with dementia: A practical framework of positive support. PLoS Med. 2017;14:e1002245. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1002245
  25. Nousia A, Siokas V, Aretouli E, et al. Beneficial Effect of Multidomain Cognitive Training on the Neuropsychological Performance of Patients with Early-Stage Alzheimer’s Disease. Neural Plast. 2018;2018:2845176. https://doi.org/10.1155/2018/2845176
  26. Rovner BW, Casten RJ, Hegel MT, Leiby B. Preventing Cognitive Decline in Black Individuals With Mild Cognitive Impairment: A Randomized Clinical Trial. JAMA Neurol. 2018;75:1487-1493. https://doi.org/10.1001/jamaneurol.2018.2513
  27. Park J-H. Does the virtual shopping training improve executive function and instrumental activities of daily living of patients with mild cognitive impairment? Asian J Psychiatr. 2022;69:102977. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2021.102977
  28. Woods B, Aguirre E, Spector AE, et al. Cognitive stimulation to improve cognitive functioning in people with dementia. Cochrane Database Syst Rev. 2012;CD005562. https://doi.org/10.1002/14651858.CD005562.pub2
  29. Kelly ME, Loughrey D, Lawlor BA, et al. The impact of cognitive training and mental stimulation on cognitive and everyday functioning of healthy older adults: a systematic review and meta-analysis. Ageing Res Rev. 2014;15:28-43.  https://doi.org/10.1016/j.arr.2014.02.004
  30. Lam LC-W, Chan WC, Leung T, et al. Would older adults with mild cognitive impairment adhere to and benefit from a structured lifestyle activity intervention to enhance cognition?: a cluster randomized controlled trial. PLoS One. 2015;10:e0118173. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0118173
  31. Brain training lumosity does it really work. January 01, 2016. Accesed March 3.2023. https://www.consumer.ftc.gov/blog/2016/01/brain-training-lumosity-does-it-really-work
  32. Propustina V, Stepanov G, Yurina D, et al. The Puzzles Test and the Red Shapes Test as new diagnostic tools for neglect syndrome. Eur Psychiatry. 2022;65:S879. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2022.2281
  33. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. Издательство Академии медицинских наук СССР; 1948.
  34. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. МПСИ; 2008.
  35. Курмышев М.В., Савилов В.Б., Масякин А.В., Костюк Г.П. Клиника памяти — инновационная модель реабилитации когнитивных функций у людей пожилого возраста с мягким когнитивным снижением в условиях отделения дневного пребывания. Социальная и клиническая психиатрия. 2018;28:50-54. 
  36. Folstein MF, Folstein SE, McHugh PR. «Mini-mental state». A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician. J Psychiatr Res. 1975;12:189-198.  https://doi.org/10.1016/0022-3956(75)90026-6
  37. Borson S, Brush M, Gil E, et al. The Clock Drawing Test: utility for dementia detection in multiethnic elders. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 1999;54:M534-540.  https://doi.org/10.1093/gerona/54.11.m534
  38. Zigmond AS, Snaith RP. The hospital anxiety and depression scale. Acta Psychiatr Scand. 1983;67:361-370.  https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x
  39. Hachinski VC, Iliff LD, Zilhka E, et al. Cerebral blood flow in dementia. Arch Neurol. 1975;32:632-637.  https://doi.org/10.1001/archneur.1975.00490510088009
  40. Nasreddine ZS, Phillips NA, Bédirian V, et al. The Montreal Cognitive Assessment, MoCA: a brief screening tool for mild cognitive impairment. J Am Geriatr Soc. 2005;53:695-699.  https://doi.org/10.1111/j.1532-5415.2005.53221.x
  41. Juby A, Tench S, Baker V. The value of clock drawing in identifying executive cognitive dysfunction in people with a normal Mini-Mental State Examination score. CMAJ. 2002;167(8):859-864. PMID: 12406943; PMCID: PMC128397.
  42. Weiser M, Freedman M, Leech L, et al. Clock drawing: a neuropsychological analysis. New York: Oxford Press; 1994.
  43. Cova I, Mele F, Zerini F, et al. The Clock Drawing Test as a predictor of cognitive decline in non-demented stroke patients. J Neurol. 2022;269(1):342-349. Epub 2021 Jun 6. PMID: 34095964; PMCID: PMC8739305. https://doi.org/10.1007/s00415-021-10637-z
  44. Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации. М. 1998. Дата обращения: 11.05.23.  https://psychiatr.ru/download/1998?view=1&name=MKB-10_s_giperssylkami.pdf
  45. Бурыгина Л.А., Гаврилова С.И., Костюк Г.П., Пак М.В. Психосоциальная терапия и нейрокогнитивная реабилитация пациентов пожилого возраста с когнитивными расстройствами. Структурно-функциональная модель реабилитационной программы «Клиника памяти». Под ред. Костюка Г.П. М.: КДУ; 2019.
  46. Савилов В.Б., Курмышев М.В., Юрченко И.Э. и др. Ранняя диагностика когнитивных расстройств как фактор снижения риска деменции у лиц пожилого возраста: возможности и ресурсы. Российский журнал гериатрической медицины. 2022;(1):32-36.  https://doi.org/10.37586/2686-8636-1-2022-32-36
  47. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Серия «Мир психологии». М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; 1999.
  48. Akhutina TV, Korneev AA, Matveeva EYu, et al. The develop-ment of integral indices for a computerized neuropsychological test battery for children. Russ J Cognit Sci. 2019;6:4-19. 
  49. Гусев А.Н. Психологические измерения: теория, методы. М.: Аспект Пресс; 2011.
  50. Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция психических процессов: нейропсихологические исследования. Под ред. Лурия А.Р. и Хомской Е.Д. Хомской. ПРЕ, editor. М.: МГУ; 1966.
  51. Chan RCK, Shum D, Toulopoulou T, Chen EYH. Assessment of executive functions: review of instruments and identification of critical issues. Arch Clin Neuropsychol. 2008;23:201-216.  https://doi.org/10.1016/j.acn.2007.08.010
  52. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психология. Издательство «Питер»; 2023.
  53. Diamond A. Executive functions. Annu Rev Psychol. 2013;64:135-168.  https://doi.org/https://doi.org/0.1146/annurev-psych-113011-143750
  54. Duncan Roger Johnson Michaela Swale J. Frontal lobe deficits after head injury: Unity and diversity of function. Cogn Neuropsychol. 1997;14:713-741.  https://doi.org/10.1080/026432997381420
  55. Archibald SJ, Kerns KA. Identification and description of new tests of executive functioning in children. Child Neuropsychol. 1999;5:115-129.  https://doi.org/10.1076/chin.5.2.115.3167
  56. Miller EK, Cohen JD. An integrative theory of prefrontal cortex function. Annu Rev Neurosci. 2001;24:167-202.  https://doi.org/10.1146/annurev.neuro.24.1.167
  57. Hughes C. Executive functions and development: emerging themes. Infant Child Dev. 2002;11:201-209.  https://doi.org/10.1002/icd.297
  58. Hughes C, Graham A. Measuring executive functions in childhood: Problems and solutions? Child Adolesc Ment Health. 2002;7:131-142.  https://doi.org/10.1111/1475-3588.00024
  59. Gioia GA, Isquith PK. Ecological assessment of executive function in traumatic brain injury. Dev Neuropsychol. 2004;25:135-158.  https://doi.org/10.1080/87565641.2004.9651925
  60. Barkley RA. Executive Functions: What They Are, How They Work, and Why They Evolved. New York, Guilford Press; 2012.
  61. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Серия Мастера Психологии. СПб: Издательство Питер; 2020.
  62. Забродин Ю.М. Психофизические исследования. Ломов ОРБ, editor. М.: Наука; 1977.
  63. Tkhostov A, Vinogradova M. The study of wishful thinking phenomenon in patients with personality disorders. Procedia Soc Behav Sci. 2013;86:578-583.  https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.617
  64. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.: Основы дефектологии. Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика; 1982-1984. 1983.
  65. Цветкова ЛС. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. Издательство НПО «МОДЭК», Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж; 2004.
  66. Семенович А. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис; 2015.
  67. Баулина М.Е., Варако Н.А., Зинченко Ю.П. и др. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии. Национальный психологический журнал. 2023;1(49):3-17.  https://doi.org/10.11621/npj.2023.0101
  68. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия»; 2005.
  69. Shcherbakov N, Varako N, Kovyazina M, et al. Dynamics of Neuropsychological Symptoms during the Training of Executive Functions in Neurological Patients. Healthcare (Basel) [Internet]. 2021;9.  https://doi.org/10.3390/healthcare9121716

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.