Рассеянный склероз (PC) является широко распространенным хроническим неврологическим заболеванием, которым страдают более 1 млн человек в мире. На протяжении последних 20 лет в качестве патогенетической терапии данного заболевания успешно применяются препараты, изменяющие течение рассеянного склероза (ПИТРС). Целью длительного приема ПИТРС является снижение частоты обострений, замедление прогрессирования заболевания и замедление нарастания инвалидности. Одним из первых разработанных препаратов ПИТРС является интерферон бета-lb.
Используемые в настоящее время современные препараты ПИТРС относятся к категории дорогостоящих и их применение требует больших финансовых затрат. Поэтому является актуальным внедрение в практику отечественных биоаналогов, которые бы не уступали по эффективности и безопасности зарубежным. В связи с этим в 2010-2011 гг. проводилось сравнительное клиническое исследование российского биоаналога интерферона бета-lb (инфибета производства ЗАО «Генериум») [2]. Данное исследование показало, что этот препарат не имеет существенных различий ни по одному из параметров эффективности и безопасности от оригинального средства. Однако результаты дорегистрационных исследований не всегда совпадают с наблюдениями в повседневной неврологической практике, поскольку критерии отбора пациентов и условия наблюдения в рандомизированных клинических исследованиях отличаются от условий повседневной деятельности невролога. В связи с этим представляют интерес результаты наблюдения за больными PC, получающими ПИТРС, в обычной клинической практике.
Цель данной работы - анализ открытого в течение года наблюдения за больными PC, получающими препарат инфибета в дозе 250 мкг подкожно через день, в Московском городском центре рассеянного склероза (МГЦРС) на базе городской клинической больницы №11 Департамента здравоохранения Москвы.
Материал и методы
Был проведен ретроспективный анализ амбулаторных карт 126 пациентов, 90 женщин и 36 мужчин, с PC за период с мая 2012 г. по май 2013 г. Все 126 пациентов получали интерферон бета-lb - препарат инфибета подкожно через день в дозе 250 мкг. Средний возраст больных к периоду дебюта заболевания составил 29,9±10,5 (от 9 до 54) года, длительность заболевания на момент начала терапии инфибетой - 11,65±8,15 (от 1 до 39) года. Средний балл по шкале EDSS до начала лечения был равен 3,58±1,25 (от 1,5 до 5,5). Средняя частота обострений в течение года до начала терапии составила 1,64±1,08 (от 0 до 5). При этом у 23 (18,3%) пациентов не было обострений в течение года до назначения инфибеты и у 27 (21,4%) пациентов отмечалось 1 обострение. Таким образом, в 60,3% случаев наблюдалось активное течение заболевания с частотой обострений от 2 до 5 в год (см. таблицу).
Назначение инфибеты было проведено в качестве замены другого ПИТРС по причине развития побочных реакций.
Включение пациентов в терапевтическую группу происходило в соответствии с международными и российскими рекомендациями по использованию ПИТРС. По решению специальной комиссии по применению ПИТРС препарат назначался пациентам в возрасте от 18 лет и старше при отсутствии какого-либо другого неврологического заболевания, обусловливающего имеющиеся у больного симптомы, при исключении психических заболеваний, беременности и лактации у женщин.
Препарат инфибета был назначен 126 больным: 68 (53,97%) пациентам с ремиттирующим рассеянным склерозом (РРС) и 58 (40,03%) пациентам с вторично-прогрессирующим PC (ВПРС) с обострениями.
Все больные на протяжении года наблюдались, как правило, у одного и того же врача. В ходе визитов проводилась регистрация частоты обострений, скорости нарастания подтвержденного (устойчивого не менее 3 мес) неврологического дефицита по шкале EDSS, а также выраженность побочных реакций. Подкожные инъекции препарата инфибета выполнялись пациентами самостоятельно на протяжении всего курса лечения. В начале терапии проводилось титрование дозы. Увеличение дозы препарата производилось в соответствии с инструкцией по его применению: 25% от полной дозы в течение 1-й недели, 50% от полной дозы в течение 2-й недели, 75% от полной дозы в течение 3-й недели и в полной дозе - начиная с 4-й недели. Полная доза составляла 250 мкг через день.
Эффективность терапии оценивалась по среднегодовой частоте обострений и динамике показателя по шкале EDSS, безопасность - по частоте и тяжести побочных эффектов. Решение о прекращении курса лечения по медицинским показаниям принималось специальной врачебной комиссией МГЦРС. В течение года из всех возможных причин прекращения лечения только одна повлекла отмену препарата - у 3 больных наблюдались аллергические реакции в самом начале терапии, в связи с чем пришлось произвести замену одного ПИТРС на другой. Поэтому дальнейшему ретроспективному анализу подверглась медицинская документация 123 пациентов. Отмены в связи с неэффективностью или в связи с отказом пациента не зарегистрировано.
Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с использованием пакета программ Statistica 6.0 с применением параметрических и непараметрических методов. Статистически значимыми различия считались при уровне р<0,05.
Результаты и обсуждение
В течение года непрерывно получали лечение инфибетой 123 пациента, из них 65 пациентов с РРС и 58 пациентов с ВПРС с обострениями. В группе больных РРС отмечалось статистически достоверное снижение частоты обострений с 1,6±0,51 до 0,3±0,5. Аналогичная картина была отмечена и в группе больных ВПРС с обострениями - статистически достоверное снижение частоты обострений с 1,7±1,16 до 0,50±0,7 (см. таблицу).
В отношении показателей EDSS в обеих группах была отмечена стабилизация. В группе больных РРС балл по шкале EDSS до начала терапии составлял 2,59±0,75, через год - 2,65±0,76 (р>0,05). Только у 8 (12,3%) больных было отмечено увеличение балла EDSS на 0,5. В группе больных ВПРС с обострениями балл по шкале EDSS до начала терапии составлял 4,72±0,52, через год - 4,8±0,45 (р>0,05) (см. таблицу). Только у 15 (25,9%) пациентов отмечено увеличение балла по шкале EDSS на 0,5. Другими словами, стабилизация заболевания при РРС и ВПРС с обострениями была достигнута более чем в 50% случаев.
Таким образом, при незначимом увеличении балла по шкале EDSS отмечено стойкое достоверное снижение частоты обострений в обеих группах. Значительное снижение частоты обострений на фоне терапии ПИТРС позволяет сократить число госпитализаций, что определенно повышает качество жизни больных PC. Отмеченное отсутствие отрицательной динамики балла по шкале EDSS согласуется с данными клинических исследований оригинального препарата интерферона бета-lb [4]. Хотя снижение активности аутоиммунного воспаления при использовании препаратов данной группы полностью не останавливает нейродегенеративный процесс, но нарастание инвалидности происходит медленнее, чем до лечения.
Побочные реакции на протяжении года терапии были отмечены у 14 (8,7%) пациентов. Из них только у 3 (2,4%) пациентов побочные реакции потребовали отмены препарата: 2 случая аллергического дерматита и 1 - развитие отека Квинке в начале лечения. Остальные 11 нежелательных явлений были нетяжелыми: 3 случая местных реакций в виде локальной гиперемии, 6 - гриппоподобного синдрома и 2 - головной боли.
Характер и частота побочных эффектов в нашем наблюдении соответствуют данным, полученным в ходе клинического исследования, а также международным данным, полученным при использовании оригинального препарата [2]. Наиболее характерные побочные эффекты препаратов интерферона бета-lb - гриппоподобный синдром и кожные реакции в местах инъекций. Частота развития гриппоподобной симптоматики при применении интерферона бета-lb, по данным литературы, составляет от 41 до 57%. Однако с течением времени, обычно в первые 3 мес терапии, выраженность гриппоподобного синдрома уменьшается [5, 6]. По данным литературы [3, 4, 6-8], относительная частота местных реакций при применении интерферона бета-lb колеблется от 50 до 78%. Выраженность местных реакций во многом зависит от точности соблюдения правил хранения препарата и техники проведения инъекций, соблюдения правил асептики и антисептики.
С активным внедрением препаратов ПИТРС стало очевидным, что приверженность больного PC терапии - это необходимое условие успешного лечения. С 2001 по 2005 г. в МГЦРС проводилось крупное исследование приверженности больных PC к терапии интерферонами бета-lb [1], в котором было выяснено, что отказ от применения препаратов интерферона бета-lb составляет 15%. При анализе причин отмены препарата инфибета, как указывалось выше, отмена была только в 3 случаях - по причине развития аллергических реакций. В основном лечение хорошо переносилось пациентами. Ни одного случая отказа от применения препарата инфибеты по желанию пациента зарегистрировано не было, что свидетельствует о высокой приверженности больных к данной терапии.
К мероприятиям, повышающим приверженность к терапии ПИТРС, проводимым в Москве с 2005 г., относится организация патронажной службы, усиление контроля за проводимым лечением, преемственность в работе врачей МГЦРС и окружных специалистов по демиелинизирующим заболеваниям.
Подытоживая результаты проведенного исследования, можно отметить, что при применении отечественного биоаналога интерферона бета-1b - препарата инфибета - у больных РРС и ВПРС наблюдалось статистически достоверное снижение частоты обострений с 1,6±0,51 до 0,3±0,5 и с 1,7±1,16 до 0,5=0,7 соответственно. Одновременно в обеих группах отмечалось замедление инвалидизации больных (стабилизация среднего балла по шкале EDSS). При этом лечение в целом было безопасным: побочные эффекты (локальная гиперемия в месте инъекции, гриппоподобный синдром, головная боль) развились у 8,7% пациентов и в 6,3% случаев не требовали отмены препарата. Лишь у 2,4% больных препарат был отменен по причине побочных (аллергических) реакций. Необычных побочных эффектов препарата не зарегистрировано. Отмечалась высокая приверженность (комплаентность) больных РС к лечению инфибетой: ни одного случая отказа пациента от применения препарата зарегистрировано не было.
Установленная в условиях обычной клинической практики высокая эффективность и безопасность инфибеты в сочетании с более низкой по сравнению с другими препаратами данной фармакотерапевтической группы стоимостью позволяет рекомендовать его широкое применение для лечения больных РРС и ВПРС.