Лайм-боррелиоз (ЛБ) - болезнь Лайма, иксодовый клещевой боррелиоз - это инфекционное природно-очаговое трансмиссивное заболевание, характеризующееся стадийностью и тенденцией к хроническому течению, возбудителем которой является Borrelia burgdorferi sensu lato, а переносчиком - иксодовые клещи.
За 25 лет изучения в России ЛБ показано, что эта инфекция - одна из наиболее распространенных на территории страны и встречается по крайней мере в 70 субъектах Российской Федерации. Регистрируемая заболеваемость ЛБ в 2002 г. превысила заболеваемость клещевым энцефалитом [4]. В Ярославской области заболеваемость ЛБ является одной из самых высоких по России, причем данная тенденция сохраняется на протяжении ряда лет - ежегодно уровень заболеваемости превышает средний показатель по стране в 3-6,4 раза [5].
В 1930 г. в Европе была предложена теория, согласно которой этиологическим агентом рассеянного склероза (РС) являлась спирохета [10]. Позднее G. Steiner выделил Spirochaeta myelophthora у больных РС. Дальнейшие исследования отвергли инфекционную этиологию РС, но вопросы влияния развившейся у больного боррелиозной инфекции на возникновение и течение РС остаются не до конца изученными [12].
Возможно, что при наличии генетической предрасположенности к РС, боррелиозная инфекция может быть причиной высокой продукции цитокинов, приводящей к демиелинизации и деструкции олигодендроцитов, а также аутоиммунного повреждения центральной нервной системы [9]. В то же время ЛБ может развиться у больного с уже достоверным РС и неблагоприятно повлиять на клиническое течение основного заболевания. У пациентов с РС при сочетании с ЛБ могут наблюдаться признаки поражения серого вещества головного мозга (например, в виде эпилептических приступов), а также симптомы лайм-артрита, лайм-кардита, хронического атрофического акродерматита и др.
Цель исследования - выявление особенностей клинической картины, диагностики и терапии РС в сочетании с ЛБ.
Материал и методы
Обследовали 100 пациентов, 25 мужчин и 75 женщин в возрасте от 17 до 57 лет (средний - 36,8±10,6 года) с достоверным РС по критериям Мак-Дональда [11].
Больных обследовали с помощью традиционных клинических методов для оценки соматического и неврологического статуса, а также с использованием шкалы функциональных систем Куртцке [7], расширенной шкалы инвалидности при РС - EDSS [8]. Проводилось МРТ головного и спинного мозга, стимуляционная электронейромиография (ЭНМГ) периферических нервов, исследование цереброспинальной жидкости - ЦСЖ (клинический анализ и определение уровня антител классов IgG и IgM к B. burgdorferi методом иммуноферментного анализа - ИФА).
Серологическая диагностика ЛБ основывалась на двухэтапном определении в сыворотке крови антител к B. burgdorferi. В качестве первого теста использовался метод ИФА или реакции непрямой иммунофлюоресценции (НРИФ) или иммуноблоттинг (ИМБ). При положительных серологических результатах выполнялось повторное исследование (через 1 мес и позже после первого теста) методом ИФА и/или ИМБ.
У 65 (65%) больных РС антитела к B. burgdorferi в сыворотке крови отсутствовали (группа РС 1); 16 (16%) первоначально серопозитивных больных РС имели отрицательные серологические результаты при повторном обследовании и отсутствие клинических признаков ЛБ, в связи с чем данные пациенты были включены в группу больных РС с ложноположительными серологическими результатами (группа РС 2). У 19 (19%) серопозитивных больных, у которых повышенные титры антител к боррелиям сохранялись при повторном обследовании, либо изначально были очень высокими (в 5-6 раз выше нормы) было диагностировано сочетание достоверного РС и ЛБ (группа РС 3).
Для статистической обработки информации был использован пакет прикладных программ Statistica 6.0 (Statsoft Inc., США).
Результаты и обсуждение
В группе РС 2 (РС с ложноположительными серологическими результатами) по сравнению с группой РС 1 была статистически достоверно большая продолжительность заболевания (Ме=13 [8,5;16,5] и Ме=7 [2;10] лет соответственно, р=0,008). Повышение частоты ложноположительных серологических реакций на ЛБ наблюдается с увеличением длительности болезни, что может быть обусловлено расширением спектра продуцируемых аутоантител и развитием перекрестных иммунологических реакций (феномен расширения эпитопа). Группы РС 1 и РС 2 были сопоставимы по полу, возрасту дебюта заболевания, а также по соотношению ремиттирующей и прогрессирующих форм РС. Не было выявлено других клинических (EDSS, частота встречаемости и тяжесть отдельных неврологических синдромов в дебюте и на момент осмотра) и нейровизуализационных (данные МРТ головного и спинного мозга) отличий группы РС 2 от группы РС 1.
В группу РС 3 (сочетание достоверного РС и ЛБ) вошли 19 пациентов, 8 мужчин и 11 женщин в возрасте от 20 до 50 лет (средний - 37±9 лет). С целью выявления симптомов ЛБ у пациентов группы РС 3 был изучен эпидемиологический анамнез и соматический статус.
Укус клеща в анамнезе в эндемичном по ЛБ регионе был у 11 (57,9%) из 19 больных, в 10 случаях - до дебюта, в 1 наблюдении - после начала РС. Временной интервал от момента укуса клеща до появления симптомов РС составил от 3 до 23 лет (Ме=5 [4;9] лет).
У 1 больного в анамнезе был острый период ЛБ (с развитием типичной мигрирующей эритемы, астении и кардиалгий), пролеченный ампициллином в дозе 2 г в сутки на протяжении 14 дней.
Особенностью клинической картины поздней стадии ЛБ является полиорганность проявлений. Наиболее характерным считается развитие сочетанного поражения нервной системы и суставов в виде полиарталгий, реже - артритов [1, 2]. На момент осмотра 6 (31,6%) больных предъявляли жалобы на боли преимущественно в крупных суставах (плечевых, локтевых, коленных, тазобедренных) легкой или умеренной степени выраженности. При оценке сердечно-сосудистой системы у 2 больных была выявлена синусовая брадикардия и у 1 пациента (имевшего острый период ЛБ в анамнезе) наблюдалось нарушение сердечного ритма по типу желудочковых экстрасистол, однако достоверной связи описанных симптомов с ЛБ установлено не было. По данным клинического обследования ни у одного из 19 больных не было обнаружено признаков поражения печени (лайм-гепатит) или глаз (конъюнктивит, иридоциклит и др.), описанных в литературе при ЛБ [1].
С целью объективной балльной оценки данных, полученных при анализе анамнеза, клинического и инструментального обследования больных, результатов серологического исследования крови на наличие антител к B. burgdorferi, нами был использован фрагмент шкалы относительной ценности отдельных диагностических критериев ЛБ (Lyme borreliosis diagnostic criteria relative value) [6] (табл. 1).
Антибактериальная терапия была проведена 14 (73,7%) больным группы РС 3. Лечение цефтриаксоном в дозе 2 г в сутки внутривенно получили 12 человек (длительность курса составила от 7 до 21 дней, в среднем - 18±5 дней), амоксиклавом в общепринятой дозировке в течение 30 дней - 1 пациент, доксициклином в дозе 200 мг в сутки на протяжении 30 дней - 1 человек.
Впоследствии при наблюдении (через 1 мес и позже) у всех 14 (100%) пролеченных антибиотиками больных было выявлено снижение титров антител к B. burgdorferi в сыворотке крови, кроме того, у 7 (50%) пациентов отмечалось клиническое улучшение в виде уменьшения общей слабости и выраженности атаксии.
По данным оценки по шкале относительной ценности отдельных диагностических критериев ЛБ, суммарный балл у 9 (47,3%) больных группы РС 3 был 4, у 4 (21,1%) - 5, у 2 (10,5%) - 6, у 4 (21,1%) - 7 и более баллов. С учетом этой оценки и наличия эффекта от антибактериальной терапии нами была предложена следующая градация достоверности ЛБ у исследуемых больных группы РС 3: 1. Субклинический (лабораторно подтвержденный) ЛБ: наличие антител к B. burgdorferi в сыворотке крови, подтвержденное методом ИМБ. 2. Возможный ЛБ: а) 5-6 баллов по шкале относительной ценности отдельных диагностических критериев ЛБ без проведения антибактериальной терапии (оценить ее эффективность невозможно); б) 4 балла по шкале относительной ценности отдельных диагностических критериев ЛБ и положительный эффект от проведенной антибактериальной терапии (выражающийся, как минимум, в снижении уровня противоборрелиозных антител при динамическом исследовании сыворотки крови). 3. Достоверный лайм-боррелиоз: а) 5-6 баллов по шкале относительной ценности отдельных диагностических критериев ЛБ и положительный эффект от антибактериальной терапии; б) 7 и более баллов по шкале относительной ценности отдельных диагностических критериев ЛБ, с или без положительного эффекта от антибактериальной терапии.
Таким образом, из 19 больных РС, включенных в группу РС 3, 2 (10,5%) пациента имели субклинический ЛБ, 8 (42,1%) - возможный ЛБ, 9 (47,4%) - сочетание достоверных РС и ЛБ (табл. 2).
Люмбальная пункция была выполнена 8 больным группы РС 3. По данным клинического анализа ЦСЖ количество клеток было от 1 до 8 в 1 мкл (Ме=2), цитоз во всех случаях был лимфоцитарным. Уровень белка ЦСЖ колебался от 278 до 600 мг/л (в среднем 414±95 мг/л). Исследование ЦСЖ методом ИФА, выполненное у 2 пациентов, не выявило диагностически значимого повышения антител к B. burgdorferi.
Для выявления особенностей поражения нервной системы при сочетании РС с ЛБ было проведено сравнение групп РС 3 и РС 1. Данные группы были сопоставимы по возрасту дебюта РС и возрасту больных на момент осмотра, средней продолжительности заболевания, соотношению больных с различными типами течения РС и степени инвалидизации по шкале EDSS на момент осмотра (табл. 3).
Полиневропатия считается одним из типичных проявлений ЛБ и, по данным литературы, наблюдается с частотой до 63,9% всех случаев хронического нейроборрелиоза [3]. Клинические проявления полиневропатии наблюдались преимущественно в виде сенсорных нарушений, реже - в сочетании или изолированно в виде вегетативных проявлений либо снижения сухожильных рефлексов. Ни у одного больного в сравниваемых группах не было отмечено развития периферических парезов. По данным ЭНМГ, полиневропатия в сравниваемых группах носила преимущественно аксональный характер (в 5 из 6 ЭНМГ-исследований в группе РС 1 и в 7 из 10 ЭНМГ-исследований в группе РС 3). Статистически значимых различий по данным МРТ-исследований головного и спинного мозга в группах РС 1 и РС 3 выявлено не было.
Таким образом, в эндемичном по иксодовым клещевым боррелиозам регионе у 19% пациентов с РС наблюдалось его сочетание с ЛБ, что способствовало более раннему и тяжелому поражению сферы чувствительности, развитию полиневропатии и артралгий.
У больных РС при наличии укуса клеща и мигрирующей эритемы в анамнезе, артралгий, полиневропатии и радикулопатии необходимо исключать ЛБ с применением двухэтапного метода серологической диагностики.
Антибактериальную терапию следует проводить больным РС с клиническими проявлениями ЛБ и наличием диагностических титров антител к B. burgdorferi (в случае очень высоких титров по данным скринингового исследования методом НРИФ или ИФА и/или сохранения положительных серологических реакций при динамическом обследовании).
В случаях субклинического ЛБ требуется динамическое наблюдение с повторным серологическим обследованием (1 раз год), антибактериальная терапия показана при появлении клинической симптоматики, особенно в сочетании с повышением титров антител к B. burgdorferi.