Руненко С.Д.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Ачкасов Е.Е.

Кафедра госпитальной хирургии №1 лечебного факультета Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития РФ

Разина А.О.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Султанова О.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Мушкамбаров Н.Н.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Осадчук М.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Роль мотивационных факторов в оздоровительно-тренировочных программах при избыточной массе тела

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018;95(5): 20-30

Просмотров : 66

Загрузок : 1

Как цитировать

Руненко С. Д., Ачкасов Е. Е., Разина А. О., Султанова О. А., Мушкамбаров Н. Н., Осадчук М. А. Роль мотивационных факторов в оздоровительно-тренировочных программах при избыточной массе тела. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018;95(5):20-30. https://doi.org/10.17116/kurort20189505120

Авторы:

Руненко С.Д.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Все авторы (6)

Обоснование

Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди людей разного возраста, пола, социального статуса и этнической принадлежности с каждым годом растет во всем мире, особенно эта тенденция становится очевидной в развитых странах Европы, Северной Америки, а также в Японии и Австралии [1]. В настоящее время не менее 30% трудоспособного населения России имеют избыточную массу тела, из них 25% страдают ожирением [2]. Распространенность ожирения среди детей и подростков резко возросла во второй половине ХХ века и на сегодняшний день в развитых странах до 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдают ожирением [3]. В России в настоящее время 11,8% подростков в возрасте 12—17 лет имеют избыточную массу тела, из них 2,3% страдают ожирением [4].

Существенный рост распространенности ожирения в последние 30 лет во многом обусловлен культурными, социальными и средовыми влияниями. Высококалорийное питание и нарушения пищевого поведения приводят к увеличивающемуся дисбалансу между потребленными и потраченными калориями [5]. В этой связи основным патогенетическим фактором развития ожирения у людей разного возраста большинство специалистов считают прогрессирующую гипокинезию во всех сферах жизни современного человека [6], а физическим нагрузкам отводят ключевую роль в лечении и профилактике избыточной массы тела, ожирения и сопутствующих заболеваний [7]. Наиболее целесообразными и эффективными в этих целях считают аэробные нагрузки средней интенсивности в виде ходьбы, бега, езды на велосипеде, использования циклических тренажеров, плавания и аэробики [8].

Результативность всех патогенетических методов терапии ожирения существенно повышается при активном добровольном участии пациентов в лечебном процессе. Специалисты отмечают, что люди с избыточной массой тела характеризуются особым психотипом, определенным поведением и сниженной самооценкой [9]. В этой связи необходимыми условиями успешной реализации программ по снижению избыточной массы тела становятся: актуализация цели, поведенческие модификации, психологическая коррекция, создание мотивации и комфортной психологической обстановки [10].

Отмечено положительное влияние занятий танцами на соматическое состояние и психику пациентов с избыточной массой тела и ожирением за счет формирования положительного отношения к двигательной активности и позитивного эмоционального фона, создаваемого благодаря групповым занятиям и использованию популярной музыки [11]. Терапевтический эффект танцевальных программ связывают с повышением самооценки, снятием стресса и мышечного напряжения, уменьшением тревожности, агрессии, развитием контактности [12].

В программы по снижению избыточной массы тела активно включают способы с дополнительной мотивацией, одним из которых является определение биологического возраста (БВ). С клинико-физиологической точки зрения под БВ понимают соответствие индивидуальных морфофункциональных показателей некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее степень и неравномерность развития, зрелости и старения разных физиологических систем [13]. В настоящее время на фоне популяризации здорового образа жизни все больше людей начинают ответственно относиться к своему здоровью, стремясь повысить его резервы, улучшить качество жизни и замедлить процессы старения [14]. БВ у лиц с избыточной массой тела и ожирением, как правило, превышает календарный возраст (КВ). Осознание этого факта людьми с избыточной массой тела, особенно женщинами, становится дополнительной мотивацией для их приобщения к здоровому образу жизни и желанию похудеть [15].

Анализ тематической научной литературы показал, что, несмотря на многообразие методик лечения и профилактики ожирения, при разработке персонифицированных программ оздоровления и коррекции массы тела недостаточное внимание уделяется мотивационным факторам и особенностям психоэмоционального статуса лиц с избыточной массой тела и ожирением, что послужило поводом для настоящего исследования.

Цель исследования — определить роль мотивационных факторов, включающих оценку БВ, в повышении эффективности оздоровительно-тренировочных программ для снижения избыточной массы тела.

Методы

Дизайн исследования

Исследование было экспериментальным, одноцентровым, выборочным, предусматривающим формирование основной и контрольной групп в соответствии с критериями включения, неослепленным, нерандомизированным, проспективным, включающим исходное, два этапных и заключительное комплексные обследования студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени для оценки эффективности разработанных оздоровительно-тренировочных программ.

Критерии соответствия

Критериями включения были: женский пол, возраст от 17 лет до 21 года, индекс массы тела (ИМТ) 25—34,9 кг/м2, наличие экзогенно-конституционального ожирения I степени. В исследование не включали пациенток с симптоматическим (вторичным) ожирением. Кроме того, к критериям невключения отнесли наличие выраженной патологии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной систем, лимитирующих возможность выполнения запланированных физических нагрузок, а также беременность.

Условия проведения

Первичное, этапные и заключительное обследования проводили на базе кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации и ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет). Занятия танцами в основной группе и физической культурой по программе вуза в контрольной группе проводили на кафедре физической культуры.

Продолжительность исследования.

Исследование проводили с сентября 2013 г. по июнь 2014 г.: первичное обследование — в начале семестра (сентябрь—октябрь 2013 г.) параллельно с ежегодной диспансеризацией студентов, этапные тестирования — через 3 и 6 мес, итоговое — через 9 мес от начала исследования.

Описание медицинского вмешательства

Всем участникам исследования проводили анкетирование, антропометрию, динамометрию, биоимпедансометрию. Функциональное обследование включало тесты вариационной пульсометрии и оценку физической работоспособности (PWC170), психологическое обследование — тест Люшера и опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН).

Основной исход исследования

Конечными точками исследования были изменения следующих показателей: массы тела, процента жира в его составе, БВ, физической работоспособности, эмоциональной стабильности, стрессоустойчивости, общей самооценки у студенток основной и контрольной групп.

Анализ в подгруппах

В соответствии с критериями включения в рамках ежегодной диспансеризации были обследованы 82 студентки Сеченовского университета с избыточной массой тела и ожирением I степени, средний возраст составил 18,5±1,4 года. Основную (1-ю) группу составили 42 девушки, готовые заниматься в танцевальных классах в свободное от учебы время. Контрольную (2-ю) группу составили 40 студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени, не проявившие интереса к программе, продолжавшие заниматься физической культурой по стандартной программе вуза. Дополнительно была выделена группа сравнения (3-я группа), в которую вошли 36 сопоставимых по возрасту практически здоровых девушек с нормальной массой тела.

Методы регистрации исходов

Индивидуальные оздоровительно-тренировочные программы разрабатывали на основании результатов комплексного обследования, которое включало оценку жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра УСПЦ-01 (Россия), динамометрии с помощью динамометра кистевого МЕГЕОН-34090 (Россия); компонентов состава тела с помощью биоимпедансного анализатора АВС-01−0362 Медасс (Россия); физической работоспособности (тест PWC170) с определением максимального потребления кислорода (МПК); адаптационных резервов с помощью математического анализа длительности кардиоинтервалов по Р.М. Баевскому; психоэмоционального статуса по показателям теста Люшера и опросника САН.

При использовании тестов PWC170, вариационной пульсометрии по Р.М. Баевскому, Люшера, опросника САН анализ и расчеты показателей проводили с помощью аппаратно-программного комплекса «Истоки здоровья» (Россия) [16].

В соответствии с разработанным оригинальным способом оценки БВ (патент РФ на изобретение № 2612602 от 09.03.17 «Способ определения БВ по совокупности морфофункциональных показателей») анализировали наличие хронических заболеваний; ИМТ; индекс Робинсона, косвенно отражающий аэробную работоспособность, который вычисляли по формуле: частота сердечных сокращений (ЧСС)× систолическое артериальное давление (АДсист.) (в покое)/100; относительную величину ЖЕЛ (ЖЕЛ/кг); МПК (МПК/кг); силовой индекс (показатель кистевой динамометрии); показатель активности регуляторных систем, отражающий адаптационные резервы организма, который определяли с помощью математического анализа длительности кардиоинтервалов по Р.М. Баевскому; вегетативный коэффициент (ВК), отражающий способность к преодолению стресса, определяемый с помощью теста Люшера.

По результатам дифференцированной оценки всех вышеперечисленных показателей относительно возрастных норм определяли баллы от 1 до 3 со знаком + или –, увеличивающие или уменьшающие БВ относительно КВ.

Комплексное обследование студенток основной и контрольной групп проводили 4 раза: исходно, через 3, 6 и 9 мес от начала курса тренировок.

Основой разработанных оздоровительных программ для снижения избыточной массы тела были аэробные нагрузки с повышенной мотивацией в виде занятий танцами (хип-хоп и латиноамериканские танцы), которые студентки основной группы выполняли 2 раза в неделю по 1,5 ч. В качестве дополнительной самостоятельной тренировки (3-я в неделю) студенткам обеих групп были предложены нагрузки аэробной направленности: быстрая ходьба, плавание, использование велотренажеров и других кардиотренажеров (беговая дорожка, эллипсоидный и степ-тренажер). В зависимости от сезона рекомендовали езду на велосипеде или ходьбу на беговых лыжах. Бег не рекомендовали студенткам с ожирением и избыточной массой тела с ИМТ выше 27 кг/м2 из-за большой ударной нагрузки на суставы и позвоночник.

При составлении персонифицированных оздоровительных программ особое внимание уделяли точному дозированию физической нагрузки. Ее интенсивность определяли индивидуальным тренировочным диапазоном ЧСС (ЧССтрен), границы которого рассчитывали по формуле Карвонена (Karvonen) [17]: ЧССтрен=коэффициент интенсивности нагрузки× (ЧССмакс–ЧССпокоя)+ЧССпокоя.

Такая методика расчета интенсивности физической нагрузки позволяла учитывать планируемую цель занятия и индивидуальную величину резерва ЧСС (разность ЧССмакс и ЧССпокоя).

Для девушек с достаточными аэробными возможностями (PWC170 /кг выше 12 кгм/мин/кг; относительное МПК/кг выше 36 мл/мин/кг) использовали коэффициенты тренировочной зоны аэробной нагрузки и снижения массы тела 0,6 и 0,8. Для девушек с низким уровнем физической работоспособности (PWC-170/кг ниже 12 кгм/мин/кг; относительное МПК/кг ниже 36 мл/мин/кг) диапазон ЧСС определяли по формуле Карвонена с коэффициентами тренировочной зоны оздоровления, профилактики и снижения массы тела — от 0,5 до 0,7.

Пример. Для 20-летней студентки М. с достаточными аэробными возможностями (МПК/кг — 38 мл/мин/кг), у которой ЧССпокоя составляла 66 уд/мин, а ЧССмакс — 200 уд/мин, для снижения избыточной массы тела рекомендовали нагрузки в аэробной зоне с интенсивностью 60—80% от максимальной (с коэффициентами тренировочной зоны снижения массы тела от 0,6 до 0,8).

Расчет границ ЧССтрен проводили следующим образом:

— ЧССтрен нижней границы=0,6×(200—66)+66= 146 уд/мин;

— ЧССтрен верхней границы=0,8×(200—66)+66= 173 уд/мин.

Таким образом, студентке М. для достижения поставленной цели рекомендовали физическую нагрузку в диапазоне ЧСС от 146 до 173 уд/мин.

Контроль пребывания в целевой зоне пульса в процессе занятий осуществляли с помощью мониторов сердечного ритма POLAR (Финляндия).

Студентки контрольной (2-й) группы на протяжении всего периода исследования продолжали заниматься физической культурой по программе вуза 2 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин). Им, как и студенткам основной (1-й) группы, была рекомендована дополнительная (3-я в неделю) самостоятельная тренировка аэробной направленности с индивидуально рассчитанной целевой зоной ЧСС.

Этическая экспертиза

Протокол исследования одобрен локальным комитетом по этике ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (протокол заседания № 11—13 от 13.11.13).

Статистический анализ

Статистическая обработка данных проведена с помощью программ SPSS Statistics 21и Microsoft Excel. Поскольку на данном объеме выборки получено нормальное распределение признаков, то были использованы методы параметрической статистики: для проверки гипотез о значимости различий применен критерий Стьюдента, при достоверном уровне вероятности различий p<0,05.

Результаты

Объекты (участники) исследования

В соответствии с критериями включения были обследованы 82 студентки Сеченовского университета с избыточной массой тела и ожирением I степени. Их морфофункциональные особенности по сравнению с аналогичными показателями 36 девушек с нормальной массой тела были определены на 1-м этапе исследования (табл. 1)

Таблица 1. Сравнительный анализ морфофункциональных показателей студенток с избыточной массой тела, ожирением I степени и девушек с нормальным весом Table 1. The comparative analysis of the morpho-functional characteristics of the female students with the excess body weight and first-degree obesity and of the girls with the normal body weight Примечание. р1 — достоверность различий между показателями у студенток с избыточной массой тела и девушек с ожирением I степени; р2 — достоверность различий между показателями у студенток с избыточной массой тела и девушек с нормальной массой тела; р3 — достоверность различий между показателями у студенток с ожирением I степени и девушек с нормальной массой тела. Note. р1 — significant differences between the characteristics of the female students with the excess body weight and of the girls with obesity of I degree; р2 — significant differences between the characteristics of the female students with the excess body weight and of the girls with the normal body weight; р3 — significant differences between the characteristics of the female students with first-degree obesity and the girls with the normal body weight.
и в дальнейшем учтены при разработке индивидуальных оздоровительно-тренировочных программ.

Психоэмоциональный статус всех обследованных студенток определяли по результатам теста Люшера и опросника САН. Отмечено, что ВК, характеризующий в тесте Люшера способность к преодолению стрессовой ситуации, у 30 (83,3%) из 36 студенток с нормальной массой тела находился в диапазоне нормы (1≤ВК≤1,5). У девушек с избыточной массой тела и ожирением I степени в оптимальном диапазоне этот показатель оказался лишь у 21 (25,6%) из 82 студенток. При этом у 46 (56,1%) студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени ВК был <1. Уровень эмоциональной стабильности у студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени также был достоверно ниже, чем у девушек с нормальной массой тела: 58,8±4,9 и 79,3±5,4% соответственно (р<0,05). При анализе результатов опросника САН определено, что средняя самооценка студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени была существенно ниже, чем у девушек с нормальной массой тела: 60,6±4,2 и 81,3±6,2% соответственно (р<0,05). Достоверно ниже был показатель «самочувствие»: 62,47±3,8% у студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени и 78,4±5,6% у студенток с нормальной массой тела (р<0,05). Аналогичная разница наблюдалась по показателям «активность» — 56,3±5,3 и 82,5±4,5% соответственно (р<0,05) и «настроение» — 64,8±4,1 и 85,3±9,2% соответственно (р<0,05).

В соответствии с оригинальным способом (патент РФ на изобретение № 2612602 от 09.03.17) определяли и сравнивали БВ с КВ у студенток с избыточной и нормальной массой тела в зависимости от количества набранных баллов и их значения со знаком «+» или «–» (табл. 2).

Таблица 2. Анализируемые показатели для расчета БВ студенток с избыточной массой тела, ожирением I степени и девушек с нормальной массой тела, баллы Table 2. The characteristics analyzed to calculate the weight of the female students with the excess body weight, first-degree obesity, and normal body weight, balls

У студенток с нормальной массой тела БВ был на уровне КВ, разница между ними составляла в среднем 0,32±4,38 года. В группе девушек с избыточной массой тела и ожирением I степени отмечали существенное увеличение БВ относительно КВ в среднем на 7 лет (7,25±2,31 года).

При формировании основной и контрольной групп пытались добиться соответствия исходных морфофункциональных показателей в них (табл. 3).

Таблица 3. Сопоставление морфофункциональных показателей студенток трех групп до курса физических тренировок Table 3. Comparison of the morpho-functional characteristics of the female students comprising the three study groups before the implementation of the physical exercise program Примечание. p1 — достоверность различий между показателями у студенток 1-й и 2-й групп; p2 — достоверность различий между показателями у студенток 1-й и 3-й групп; p3 — достоверность различий между показателями у студенток 2-й и 3-й групп. Note. р1 — the significance of the differences between the characteristics of the female students included in groups 1 and 2; р2 — the significance of the differences between the characteristics of the female students included in groups 1 and 3; р3 — the significance of the differences between the characteristics of the female students included in groups 2 and 3.
В первую очередь обращали внимание на соотношение числа студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени в каждой группе. В 1-й группе оно было следующим: с избыточной массой тела (ИМТ 25,0—29,9 кг/м2) — 28 (66,7%) студенток, с ожирением I степени (ИМТ 30,0—34,9 кг/м2) — 14 (33,3%) девушек. Сформированную 2-ю группу составили 27 (67,5%) студенток с избыточной массой тела и 13 (32,5%) девушек с ожирением I степени.

Основные результаты исследования

Через 9 мес после начала занятий по индивидуальным оздоровительно-тренировочным программам в основной группе студенток провели итоговое тестирование. Его результаты, представленные в табл. 4, продемонстрировали

Таблица 4. Результаты заключительного тестирования студенток 1-й группы через 9 мес по сравнению с исходными данными и показателями девушек 3-й группы Table 4. Results of the final testing of the female students comprising the first group 9 months after the implementation of the physical exercise program in comparison with the initial values and those in the girls of the third group Примечание. Здесь и в табл. 5: р1 — достоверность различий между показателями у студенток 1-й группы исходно и через 9 мес от начала тренировочной программы; р2 — достоверность различий между показателями у студенток 1-й группы через 9 мес от начала тренировочной программы и девушек 3-й группы. Note. Here and in table 5, р1 — the significance of the differences between the characteristics of the female students included in group 1 before and 9 months after the onset of the physical training; р2 — the significance of the differences between the characteristics of the female students included in the first group 9 months after the onset of the physical training and of the girls included in group 3.
существенную положительную динамику практически по всем морфофункциональным показателям (р1<0,05).

Анализ параметров психологического тестирования студенток 1-й группы через 9 мес выявил выраженную положительную динамику эмоциональной стабильности, способности к преодолению стрессов, самочувствия, активности, настроения и общей самооценки (табл. 5).

Анализ представленных в табл. 6 данных

Таблица 6. Результаты заключительного тестирования студенток 2-й группы через 9 мес по сравнению с исходными данными и показателями девушек 3-й группы Table 6. Results of the final testing of the female students comprising the second group 9 months after the implementation of the physical exercise program in comparison with the initial values and those in the girls of the third group Примечание. р1 — достоверность различий между показателями у студенток 2-й группы исходно и через 9 мес от начала тренировочной программы; р2 — достоверность различий между показателями у студенток 2-й группы через 9 мес от начала тренировочной программы и девушек 3-й группы. Note. р1 — the significance of the differences between the characteristics of the female students included in group 2 before and 9 months after the onset of the physical training; р2 — the significance of the differences between the characteristics of the female students included in the second group 9 months after the onset of the physical training and of the girls included in group 3.
показал отсутствие значимой положительной динамики во 2-й группе студенток по большинству морфофункциональных и психологических показателей. Недостоверно снизились масса тела, ИМТ и жировая масса (р>0,05); на 10% увеличился МПК/кг (в 1-й группе увеличение составило 24,2%). Эмоциональная стабильность, самочувствие, настроение, самооценка и способность к преодолению стресса также достоверно не изменились (р>0,05),

Помимо динамики количественных показателей анализировали качественные изменения по соотношению числа студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени. Через 9 мес в 1-й группе 16 (38,1%) студенток из категории «избыточная масса тела» перешли в категорию «нормальная масса тела» с ИМТ 18,5—24,9 кг/м2. С 14 до 8 уменьшилось число студенток с ожирением I степени, которые перешли в категорию «избыточная масса тела». Во 2-й группе существенных качественных изменений выявлено не было. Несмотря на то что 3 (7,5%) студентки, похудев, перешли в категорию «нормальная масса тела», у 11 девушек масса тела увеличилась, 1 из них перешла из категории «избыточная масса тела» в категорию «ожирение I степени».

Обсуждение

Резюме основного результата исследования

Эффективность разработанных оздоровительно-тренировочных программ доказана положительной динамикой большинства морфофункциональных показателей после курса тренировок в 1-й группе: снижение ИМТ в среднем составило 10%, жировая масса уменьшилась в среднем на 20%, аэробные возможности (МПК/кг) увеличились в среднем на 24,5%. Психологический статус улучшился за счет повышения уровня эмоциональной стабильности в среднем на 20%, улучшения самочувствия на 18%, настроения на 21,4%, активности на 22,6% и роста самооценки на 24%. Изначально повышенный в среднем на 7 лет БВ снизился в среднем на 5 лет. Во 2-й группе достоверной динамики аналогичных морфофункциональных показателей выявлено не было.

Обсуждение основного результата исследования

Проанализировав результаты первичного анкетирования, включавшего вопросы о повседневной двигательной активности, опыте занятий физической культурой и спортом, предпринятых попытках снижения избыточной массы тела и их результативности, определили, что в самостоятельно выбранных способах коррекции избыточной массы тела превалировали диеты, их практиковали 69 (84,1%) из 82 девушек, при этом эффективными их считали лишь 9 (13%) опрошенных студенток. Только 20 (24,4%) девушек в качестве способа похудения выбирали физические нагрузки, что в значительной мере было обусловлено низкой физической подготовкой большинства студенток и отсутствием интереса к предлагаемым видам тренировок. Так, субъективное ощущение тяжести нагрузки и дискомфорта при ее выполнении отмечали 52 (63,4%) девушки, при этом 35 (42,7%) студенток объясняли нежелание тренироваться отсутствием интереса к традиционным программам физического воспитания в учебных заведениях и низкой мотивацией к самостоятельным занятиям. Высокой учебной загруженностью и дефицитом времени низкую физическую активность объясняли 53 (64,3%) студентки.

Анализируя первичные данные биоимпедансометрии (см. табл. 2), отмечено увеличение содержания жировой массы на 17,2% у студенток с избыточной массой тела, на 20,3% у обследуемых с ожирением I степени по сравнению с девушками с нормальной массой тела. У девушек с избыточной массой тела и ожирением I степени содержание общей и внеклеточной жидкости достоверно не отличалось, превышая аналогичные показатели студенток с нормальной массой тела на 18,7 и 20,4% соответственно. Доля скелетных мышц достоверно не отличалась у всех обследованных студенток.

При анализе функционального состояния студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени (см. табл. 2) выявлено существенное снижение относительных величин физической работоспособности (PWC/кг) и МПК (МПК/кг) в среднем на 25%.

Обобщенные результаты психологического тестирования выявили значительное снижение (в среднем на 20%) показателей эмоциональной стабильности, стрессоустойчивости, самочувствия и настроения в группе студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени, что обусловлено низкой самооценкой, повышенной тревожностью, неготовностью к активной деятельности, установкой на минимизацию усилий для преодоления сложных ситуаций.

Увеличение БВ относительно КВ (см. табл. 3) в среднем на 7 лет (7,25±2,31 года) в группе девушек с избыточной массой тела и ожирением I степени было связано с наличием хронических заболеваний, высоким ИМТ, низкими относительными величинами ЖЕЛ/кг, МПК/кг и силового индекса по сравнению со студентками с нормальной массой тела (р<0,05). У студенток с нормальной массой тела БВ был на уровне КВ, разница между ними составляла в среднем 0,32±4,38 года. О существенном повышении БВ при избыточной массе тела и ожирении I степени были проинформированы только студентки 1-й группы, что стало дополнительным мотивационным стимулом к их активному участию в исследовании.

О корректном формировании 1-й и 2-й групп свидетельствуют исходные морфофункциональные показатели, представленные в табл. 1. Все анализируемые параметры до начала выполнения программы достоверно не отличались (р1>0,05). Число студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени в каждой из групп было также сопоставимо. При этом некоторые параметры у студенток 1-й и 2-й групп достоверно не отличались от аналогичных показателей у девушек с нормальной массой тела. В частности, практически совпадали следующие параметры: скелетно-мышечная масса, абсолютная величина физической работоспособности и МПК (р2, р3>0,05).

При составлении индивидуальных оздоровительно-тренировочных программ учитывали уровень физической работоспособности, результаты психологического тестирования, выявившие низкую мотивацию и отсутствие интереса к традиционным формам физического воспитания. Дополнительным стимулом к участию в программе студенток 1-й группы стал расчет БВ и его существенное превышение по сравнению с К.В. Выбор занятий танцами в качестве рекомендуемой аэробной нагрузки был обусловлен их высокой привлекательностью для лиц молодого возраста за счет позитивного эмоционального фона, интереса к процессу обучения современным танцам, использования группового метода тренировки, сопровождения популярной музыкой.

Результаты итогового тестирования, представленные в табл. 4, показали существенную положительную динамику в 1-й группе студенток практически по всем морфофункциональным показателям. Уменьшение массы тела в среднем составило 8,31 кг; ИМТ в среднем по группе приблизился к нормальному значению, составив 26,50±3,11 кг/м2; жировая масса уменьшилась в среднем на 20% по сравнению с исходными данными; на 16% в среднем снизился объем общей и внутриклеточной жидкости; относительная величина PWC-170/кг увеличилась с 9,38±2,50 до 13,52±2,39 кгм/мин/кг, а МПК/кг увеличился на 24,5%, практически не отличаясь от показателя у здоровых студенток с нормальной массой тела. БВ студенток 1-й группы, который до начала программы в среднем превышал КВ на 7,25±2,31 года, через 9 мес достоверно снизился в среднем на 5 лет, составив 20,38±4,30 года по сравнению 25,41± 3,47 годами до начала программы.

Выраженная положительная динамика отмечена в психологическом статусе студенток 1-й группы (см. табл. 5): до начала программы ВК по тесту Люшера, характеризующий способность к преодолению стрессовой ситуации, был в оптимальном диапазоне лишь у 11 (26,2%) из 42 студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени 1-й группы и у 30 (83,3%) из 36 студенток с нормальной массой тела. Через 9 мес в диапазоне нормы (1≤ВК≤1,5) находились показатели уже 34 (80,9%) из 42 студенток 1-й группы. Средний уровень эмоциональной стабильности студенток 1-й группы увеличился в среднем на 20% (р<0,05). При анализе результатов опросника САН отмечено, что самооценка у студенток 1-й группы увеличилась в среднем на 24% (р<0,05), незначительно превысив таковую у девушек с нормальной массой тела (81,3±6,2%). Показатель «самочувствие» у студенток основной группы вырос в среднем на 18% (р<0,05); показатель «активность» — на 21,4%, показатель «настроение» увеличился с 65,7±3,8 до 87,1± 8,5% (р<0,05), незначительно превысив таковой у студенток с нормальной массой тела, составляющий 85,3±9,2% (р>0,05).

Анализ представленных в табл. 6 данных показал отсутствие значимой положительной динамики во 2-й группе студенток по большинству морфофункциональных и психологических показателей. Недостоверно снизились следующие показатели: масса тела, ИМТ и жировая масса (р>0,05); на 10% увеличился МПК/кг (в 1-й группе увеличение составило 24,2%). Эмоциональная стабильность, самочувствие, настроение, самооценка и способность к преодолению стресса достоверно не изменились (р>0,05). БВ студенток 2-й группы, который до начала программы в среднем превышал КВ на 7,51±1,71 года, через 9 мес изменился недостоверно, составляя в среднем 24,18±4,17 года по сравнению с 25,93±3,46 года до начала программы.

Заключение

Анализ функционального и психологического состояния студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени выявил существенное снижение относительных величин физической работоспособности (PWC/кг), МПК (МПК/кг) в среднем на 25%; эмоциональной стабильности, настроения и общей самооценки — в среднем на 20% по сравнению с аналогичными показателями у девушек с нормальной массой тела.

При разработке оздоровительно-тренировочных программ, помимо комплексной оценки морфофункционального состояния, были учтены особенности психологического статуса, определены и использованы мотивационные факторы, одним из которых стал расчет Б.В. Его существенное увеличение относительно КВ у девушек с избыточной массой тела и ожирением I степени стало действенным стимулом к началу и продолжению курса физических тренировок у студенток основной группы.

Эффективность разработанных оздоровительно-тренировочных программ доказана выраженной положительной динамикой большинства морфофункциональных и психологических показателей после курса тренировок в 1-й (основной) группе и отсутствие таковой во 2-й (контрольной) группе. Их результативность в значительной мере была обусловлена высокой мотивацией занимающихся к предложенным видам физических тренировок и эмоциональным комфортом в процессе их выполнения.

Результаты исследования показали, что для снижения избыточной массы тела у молодых женщин эффективными, комфортными и отвечающими требованиям повышенной мотивации являются занятия танцами в комбинации с дополнительными нагрузками аэробной направленности, интенсивность которых необходимо определять в зависимости от уровня физической работоспособности путем расчета целевой зоны пульса и контролировать в процессе занятий мониторами сердечного ритма. Оптимальная длительность курса оздоровительных тренировок в целях коррекции избыточной массы тела должна составлять не менее 9 мес.

Таким образом, танцевальную терапию можно рекомендовать в качестве метода физической реабилитации у пациентов с ожирением I степени, а также использовать в виде альтернативной формы уроков физического воспитания в учебных заведениях для школьниц и студенток с избыточной массой тела и ожирением I степени.

Дополнительная информация.

Источник финансирования. Исследование проведено в рамках научной и лечебной работы кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Участие авторов в подготовке статьи: концепция и дизайн исследования — С.Д. Руненко, Е.Е. Ачкасов; сбор и обработка материала, статистическая обработка данных — А.О. Разина; написание текста — С.Д. Руненко, О.А. Султанова, Н.Н. Мушкамбаров, М.А. Осадчук; редактирование — Е.Е. Ачкасов. Все авторы внесли существенный вклад в проведение исследования, прочли и одобрили финальную версию текста статьи.

Сведения об авторах

*Руненко Светлана Давидовна, к.м.н., доцент [Svetlana D. Runenko, MD, PhD, Assistant Professor]; адрес: Россия, 119435, Москва, ул. Большая Пироговская, 2, стр. 9. [address: 2—9, Bol’shaya Pirogovskaya str., 119435 Moscow, Russia]; https://orcid.org/0000-0001-5607-6838; eLibrary SPIN: 1750-2740; е-mail: svetfit@mail.ru

Ачкасов Евгений Евгеньевич, д.м.н., профессор [Evgeny E. Achkasov, MD, PhD, Professor]; https://orcid.org/0000-0001-9964-5199; eLibrary SPIN: 5291-0906; е-mail: 2215g23@rambler.ru

Разина Анастасия Олеговна, аспирант [Anastasia O. Razina, MD, PhD-student]; https://orcid.org/0000-0002-8272-9115; eLibrary SPIN: 3692-1088; е-mail: electrum_raz@mail.ru

Мушкамбаров Николай Николаевич, д.б.н., профессор [Nikolay N. Mushkambarov, PhD in Biology, Рrofessor]; https://orcid.org/0000-0002-3449-7612; eLibrary SPIN: 8067-6107; е-mail: mushkambarov@gmail.com

Султанова Ольга Агамедовна, к.м.н., доцент [Olga A. Sultanova, MD, PhD, Assistant Professor]; https://orcid.org/0000-0002-1448-3942; eLibrary SPIN: 5441-5635; е-mail: sultanova49@list.ru

Осадчук Михаил Алексеевич, д.м.н., профессор [Michael A, Osadchuk, MD, PhD, Professor]; https://orcid.org/0000-0003-0485-6802; eLibrary SPIN: 3108-0478; е-mail: osadchuk.mikhail@yandex.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail