Шевцов С.А.

ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздравсоцразвития России

Лечебная физкультура и психотерапия при непсихотических депрессиях у детей и подростков

Авторы:

Шевцов С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1828

Загрузок: 65


Как цитировать:

Шевцов С.А. Лечебная физкультура и психотерапия при непсихотических депрессиях у детей и подростков. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012;89(5):41‑43.
Shevtsov SA. Kinesitherapy and psychotherapy in the children and adolescents with non-psychotic depressions. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2012;89(5):41‑43. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность фи­зи­чес­ких ме­то­дов ре­аби­ли­та­ции, ос­но­ван­ных на воз­действии эк­сцентри­чес­ких наг­ру­зок, при трав­мах вер­хних ко­неч­нос­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):13-17
Се­ро­во­до­род­ная баль­не­оте­ра­пия в ком­плексном са­на­тор­но-ку­рор­тном ле­че­нии пос­ле­ожо­го­вых руб­цов у де­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):32-40
Эн­до­ти­пы хро­ни­чес­ко­го ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(2):82-88
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная фун­доп­ли­ка­ция по Нис­се­ну у ре­бен­ка с гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ным реф­люк­сом. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(3):41-47
Фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия же­ле­зо­де­фи­цит­ной ане­мии у мла­ден­цев: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):53-59
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
На­чаль­ный опыт ла­па­рос­ко­пи­чес­ких неф­рэк­то­мий и ре­зек­ций по­чек у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(7):61-72

Методы нелекарственной и комплексной терапии депрессивных расстройств непсихотического уровня, в том числе в детском и подростковом возрасте, в последние годы изучаются очень активно в нашей стране и во всем мире [2, 4, 5, 8—15].

Используемые для лечения так называемых невротических, непсихотических депрессий высокоэффективные синтетические антидепрессивные средства зачастую приходится отменять или заменять из-за побочных эффектов, которые в свою очередь также требуют терапии. Особенно остро эта проблема касается больных с аффективной патологией моложе 18 лет [1, 2, 6, 7]. Именно поэтому комплементарные нелекарственные методы лечения вследствие их особенностей [4—8], и в частности психотерапия и лечебная гимнастика (ЛГ), при депрессивных расстройствах в детско-подростковом возрасте привлекают внимание все большего числа как врачей общей и семейной практики, педиатров, так и психотерапевтов, неврологов и психиатров.

В последнее десятилетие многочисленные исследования, изучив возрастные аспекты начала и течения депрессии, показали, что наиболее часто она впервые, иногда в стертой, «маскированной» форме, встречается именно в детско-подростковом возрасте [2]. Поэтому профилактика данной психопатологии должна начинаться как можно раньше и включать в себя все возможные подходы и методики. Лечение депрессии у детей и подростков, по мнению многих авторов [1, 2, 6, 8—12], можно разделить на психосоциальное (психотерапия, тренинг и т.д.), психофармакологическое, физиологическое (ЛГ, акупунктура и т.д.), а также комбинированное, комплексное.

Многочисленными исследованиями показано, что семейная когнитивно-поведенческая терапия достоверно приводит к улучшению психического статуса детей с непсихотической депрессией и их родителей, эффект этой терапии сохраняется в течение 12-месячного периода. При этом возможности семейной, интегративной, обучающей психотерапии для улучшения прогноза и профилактики аффективных расстройств у детей не ограничены только подростковым возрастом и могут применяться и в возрасте от 8 до 12 лет, в том числе и при большом депрессивном расстройстве, дистимии и даже биполярном расстройстве [9—13].

Исследований о влиянии физической активности на течение психических заболеваний (в частности депрессивных симптомов) у детей и подростков даже в зарубежной литературе мало, у взрослых — значительно больше.

Например, C. Rothon и соавт. [13] рассмотрели связь между депрессией и физической активностью у лондонских подростков. Участники были в возрасте 11—12 и 13—14 лет и наблюдались в период с 2001 по 2003 г. Из общего числа 3322 учащихся было отобрано и обследовано 84% (2789 учащихся). Чуть менее половины (49%) школьников были мужского пола. Симптомы депрессии измерялись с помощью Short Moods and Feelings Questionnaire. Анализ показал, что существует связь между физической активностью и депрессивными симптомами как для мальчиков, так и для девочек. При этом уменьшение депрессивных симптомов оказалось прямо пропорционально каждому дополнительному часу физических упражнений в неделю. Вследствие этого авторы рекомендуют физическую культуру как метод снижения вероятности депрессии у подростков.

С 2008 г. издательством «ELSEVIER» издается научный журнал «Mental Health and Physical Activity», в котором регулярно публикуются статьи об эффективности гимнастики при депрессиях.

В отечественной литературе публикации по применению психотерапии и физической культуры при лечении депрессивных нарушений легкой степени у детей и подростков практически отсутствуют. Данные предпосылки и обусловили актуальность нашего исследования.

Целью нашей работы было изучение эффективности лечебной физкультуры и психотерапии при депрессивных расстройствах непсихотического уровня у детей и подростков.

Исследование степени эффективности краткосрочной интегративной психотерапии проводилось в виде следующих методов: когнитивно-поведенческой, суггестивной терапии, аутогенной тренировки [1, 3, 5, 8]. Аутотренинг применялся в течение

4 нед 2—4 (в среднем 3,2±0,7) раза в день по 5—15 мин (в среднем 12,7±2,4 мин).

ЛГ применялась в виде интегративной гимнастики по К.П. Левченко (1998, 2007), К.П. Бутейко (2000) и А.Н. Стрельниковой (2007) [1, 3, 6].

Нами проводилось также клиническое обследование с оценкой психического статуса на момент первичного осмотра и в динамике с использованием стандартизованных оценочных шкал: шкалы общего клинического впечатления (Clinical global inventory, CGI), шкалы оценки депрессии Гамильтона (HAMD-21).

В исследования были включены 65 пациентов с диагнозами по МКБ-10: реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации F 43, расстройство адаптации, смешанная тревожная и депрессивная реакция F 43.22 и легкий депрессивный эпизод, без соматических симптомов F 32.00, с соматическими симптомами F 32.01.

Для всех больных данное обращение к психиатру было первичным. Основными психопатологическими симптомами, которые предъявляли пациенты, были: раздражительность — 65 (100%) пациентов; сниженное настроение — 65 (100%); беспокойство, тревога — 65 (100%); нарушения сна — 55 (84,6%); утомляемость — 54 (83,1%).

Все исследуемые больные дети и подростки были в возрасте от 7 до 16 лет, средний возраст 10,2±1,9 года, из них лиц мужского пола — 39 (60%), женского — 26 (40%). Все пациенты и основной (34 человека, 52,3%), и контрольной (31 исследуемый, 47,7%) групп завершили полный курс лечения в течение 28 дней (основная группа — психотерапия и ЛГ, контрольная — только ЛГ).

В нашей работе были получены следующие данные, отраженные в табл. 1—3

и на рис. 1 и 2.
Рисунок 1. Динамика лечения в контрольной группе (только ЛГ; HAMD-21, баллы).
Рисунок 2. Динамика лечения в основной группе (психотерапия одновременно с ЛГ; HAMD-21, баллы).

На 28-й день лечения выявились достоверные различия между группами по шкале оценки депрессии Гамильтона.

Были получены также результаты сравнения двух групп по относительному (процентному) соотношению той или иной степени улучшения (см. табл. 2 и 3).

Ко 2-й неделе терапии достоверных различий между основной и контрольной группами не было выявлено.

К 4-й неделе терапии были выявлены достоверные различия в эффективности лечения между основной и контрольной группами, кроме показателя «умеренного улучшения» депрессивной симптоматики. «Выраженное улучшение» наблюдалось у 73,5% пациентов в основной группе и только у 25,8% — в контрольной.

Таким образом, полученные в данном исследовании результаты свидетельствуют о достоверно большей эффективности специфической лечебной гимнастики в сочетании с краткосрочной интегративной психотерапией в основной группе по сравнению с контрольной (только ЛГ) при лечении депрессивных расстройств легкой степени (непсихотического уровня) у детей и подростков.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.