Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шевцов С.А.

ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздравсоцразвития России

Лечебная физкультура и психотерапия при непсихотических депрессиях у детей и подростков

Авторы:

Шевцов С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1283

Загрузок: 41


Как цитировать:

Шевцов С.А. Лечебная физкультура и психотерапия при непсихотических депрессиях у детей и подростков. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012;89(5):41‑43.
Shevtsov SA. Kinesitherapy and psychotherapy in the children and adolescents with non-psychotic depressions. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2012;89(5):41‑43. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ре­ги­ональ­ный опыт ком­плексной ди­на­ми­чес­кой оцен­ки ста­ту­са здо­ровья под­рос­тков с пос­тко­вид­ным син­дро­мом в пе­ри­од до­ле­чи­ва­ния в са­на­то­рии. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):39-44
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79

Методы нелекарственной и комплексной терапии депрессивных расстройств непсихотического уровня, в том числе в детском и подростковом возрасте, в последние годы изучаются очень активно в нашей стране и во всем мире [2, 4, 5, 8—15].

Используемые для лечения так называемых невротических, непсихотических депрессий высокоэффективные синтетические антидепрессивные средства зачастую приходится отменять или заменять из-за побочных эффектов, которые в свою очередь также требуют терапии. Особенно остро эта проблема касается больных с аффективной патологией моложе 18 лет [1, 2, 6, 7]. Именно поэтому комплементарные нелекарственные методы лечения вследствие их особенностей [4—8], и в частности психотерапия и лечебная гимнастика (ЛГ), при депрессивных расстройствах в детско-подростковом возрасте привлекают внимание все большего числа как врачей общей и семейной практики, педиатров, так и психотерапевтов, неврологов и психиатров.

В последнее десятилетие многочисленные исследования, изучив возрастные аспекты начала и течения депрессии, показали, что наиболее часто она впервые, иногда в стертой, «маскированной» форме, встречается именно в детско-подростковом возрасте [2]. Поэтому профилактика данной психопатологии должна начинаться как можно раньше и включать в себя все возможные подходы и методики. Лечение депрессии у детей и подростков, по мнению многих авторов [1, 2, 6, 8—12], можно разделить на психосоциальное (психотерапия, тренинг и т.д.), психофармакологическое, физиологическое (ЛГ, акупунктура и т.д.), а также комбинированное, комплексное.

Многочисленными исследованиями показано, что семейная когнитивно-поведенческая терапия достоверно приводит к улучшению психического статуса детей с непсихотической депрессией и их родителей, эффект этой терапии сохраняется в течение 12-месячного периода. При этом возможности семейной, интегративной, обучающей психотерапии для улучшения прогноза и профилактики аффективных расстройств у детей не ограничены только подростковым возрастом и могут применяться и в возрасте от 8 до 12 лет, в том числе и при большом депрессивном расстройстве, дистимии и даже биполярном расстройстве [9—13].

Исследований о влиянии физической активности на течение психических заболеваний (в частности депрессивных симптомов) у детей и подростков даже в зарубежной литературе мало, у взрослых — значительно больше.

Например, C. Rothon и соавт. [13] рассмотрели связь между депрессией и физической активностью у лондонских подростков. Участники были в возрасте 11—12 и 13—14 лет и наблюдались в период с 2001 по 2003 г. Из общего числа 3322 учащихся было отобрано и обследовано 84% (2789 учащихся). Чуть менее половины (49%) школьников были мужского пола. Симптомы депрессии измерялись с помощью Short Moods and Feelings Questionnaire. Анализ показал, что существует связь между физической активностью и депрессивными симптомами как для мальчиков, так и для девочек. При этом уменьшение депрессивных симптомов оказалось прямо пропорционально каждому дополнительному часу физических упражнений в неделю. Вследствие этого авторы рекомендуют физическую культуру как метод снижения вероятности депрессии у подростков.

С 2008 г. издательством «ELSEVIER» издается научный журнал «Mental Health and Physical Activity», в котором регулярно публикуются статьи об эффективности гимнастики при депрессиях.

В отечественной литературе публикации по применению психотерапии и физической культуры при лечении депрессивных нарушений легкой степени у детей и подростков практически отсутствуют. Данные предпосылки и обусловили актуальность нашего исследования.

Целью нашей работы было изучение эффективности лечебной физкультуры и психотерапии при депрессивных расстройствах непсихотического уровня у детей и подростков.

Исследование степени эффективности краткосрочной интегративной психотерапии проводилось в виде следующих методов: когнитивно-поведенческой, суггестивной терапии, аутогенной тренировки [1, 3, 5, 8]. Аутотренинг применялся в течение

4 нед 2—4 (в среднем 3,2±0,7) раза в день по 5—15 мин (в среднем 12,7±2,4 мин).

ЛГ применялась в виде интегративной гимнастики по К.П. Левченко (1998, 2007), К.П. Бутейко (2000) и А.Н. Стрельниковой (2007) [1, 3, 6].

Нами проводилось также клиническое обследование с оценкой психического статуса на момент первичного осмотра и в динамике с использованием стандартизованных оценочных шкал: шкалы общего клинического впечатления (Clinical global inventory, CGI), шкалы оценки депрессии Гамильтона (HAMD-21).

В исследования были включены 65 пациентов с диагнозами по МКБ-10: реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации F 43, расстройство адаптации, смешанная тревожная и депрессивная реакция F 43.22 и легкий депрессивный эпизод, без соматических симптомов F 32.00, с соматическими симптомами F 32.01.

Для всех больных данное обращение к психиатру было первичным. Основными психопатологическими симптомами, которые предъявляли пациенты, были: раздражительность — 65 (100%) пациентов; сниженное настроение — 65 (100%); беспокойство, тревога — 65 (100%); нарушения сна — 55 (84,6%); утомляемость — 54 (83,1%).

Все исследуемые больные дети и подростки были в возрасте от 7 до 16 лет, средний возраст 10,2±1,9 года, из них лиц мужского пола — 39 (60%), женского — 26 (40%). Все пациенты и основной (34 человека, 52,3%), и контрольной (31 исследуемый, 47,7%) групп завершили полный курс лечения в течение 28 дней (основная группа — психотерапия и ЛГ, контрольная — только ЛГ).

В нашей работе были получены следующие данные, отраженные в табл. 1—3

и на рис. 1 и 2.
Рисунок 1. Динамика лечения в контрольной группе (только ЛГ; HAMD-21, баллы).
Рисунок 2. Динамика лечения в основной группе (психотерапия одновременно с ЛГ; HAMD-21, баллы).

На 28-й день лечения выявились достоверные различия между группами по шкале оценки депрессии Гамильтона.

Были получены также результаты сравнения двух групп по относительному (процентному) соотношению той или иной степени улучшения (см. табл. 2 и 3).

Ко 2-й неделе терапии достоверных различий между основной и контрольной группами не было выявлено.

К 4-й неделе терапии были выявлены достоверные различия в эффективности лечения между основной и контрольной группами, кроме показателя «умеренного улучшения» депрессивной симптоматики. «Выраженное улучшение» наблюдалось у 73,5% пациентов в основной группе и только у 25,8% — в контрольной.

Таким образом, полученные в данном исследовании результаты свидетельствуют о достоверно большей эффективности специфической лечебной гимнастики в сочетании с краткосрочной интегративной психотерапией в основной группе по сравнению с контрольной (только ЛГ) при лечении депрессивных расстройств легкой степени (непсихотического уровня) у детей и подростков.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.