Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лобан И.Е.

СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»;
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

О совершенствовании нормативного регулирования подготовки кадров специалистов в сфере государственной судебно-медицинской деятельности

Авторы:

Лобан И.Е.

Подробнее об авторах

Прочитано: 831 раз


Как цитировать:

Лобан И.Е. О совершенствовании нормативного регулирования подготовки кадров специалистов в сфере государственной судебно-медицинской деятельности. Судебно-медицинская экспертиза. 2024;67(5):62‑66.
Loban IE. On improvement of legal regulation of personnel training in the sphere of state forensic medical activity. Forensic Medical Expertise. 2024;67(5):62‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20246705162

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Одним из решающих факторов, определяющих успех любой социально значимой деятельности, эффективным инструментом системного развития является подготовка кадров, ответственных и преданных своей профессии, и обеспечение высокого уровня компетенции специалистов. В судебно-медицинской службе сегодня крайне актуальна проблема подготовки профессионалов, специалистов высокой квалификации [1—4]. В этой области медицины все больше ощущается жесткий дефицит кадров. Решение проблемы, в конечном итоге, будет определять не только перспективы развития, но и существование судебно-медицинской экспертизы как самостоятельного государственного института.

Современная парадигма развития науки, медицины и здравоохранения состоит в ориентации на междисциплинарное взаимодействие, привлечение и соединение ресурсов разных отраслей знания. Судебно-медицинская служба, обеспечивая научное медицинское сопровождение раскрытия и расследования преступлений против жизни и здоровья, является составной частью системы их предупреждения. Эта функция отражает профилактическую направленность судебно-медицинской экспертизы и сближает ее с медико-профилактическим направлением в медицине и здравоохранении.

Цель работы — оценка междисциплинарной взаимосвязи судебно-медицинской деятельности и медико-профилактического дела и формирование предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области подготовки квалифицированных кадров в сфере судебно-медицинской экспертизы.

Материал и методы

Проведены анализ законодательства и актуальных ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих медицинское образование и допуск к медицинской судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации с учетом исторических аспектов и современного состояния кадрового обеспечения судебно-медицинской экспертизы; опрос 100 студентов 5-го курса, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» в ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России (СЗГМУ им. И.И. Мечникова).

Результаты и обсуждение

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из основных принципов государственной системы образования утверждена ориентация всей системы на обеспечение потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах [5]. Этот принцип обязательно учитывается при разработке и утверждении федеральных государственных образовательных стандартов, требований и ограничений.

Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», включающая Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (Постановление от 26.12.2017 №1640) [6].

Эта задача в рамках национального проекта (программы) стратегического развития здравоохранения была вновь поставлена перед Правительством страны Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7].

В разработанной в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2019 №3225-р [8] современной модели организации и производства судебно-медицинских экспертиз в Российской Федерации (далее — Современная модель) в качестве приоритетной задачи утверждено достижение плановых показателей сокращения вакантных должностей и ликвидация кадрового дефицита, увеличение средней укомплектованности учреждения в 2021 г. до 75%, в 2022 г. до 80% и в 2023 г. до 85%, достижение показателя укомплектованности кадрами в государственных судебно-экспертных учреждениях, осуществляющих производство судебно-медицинских экспертиз, не менее 90% при коэффициенте совместительства не более 1,4.

В проекте Современной модели, представленном в 2021 г. на рассмотрение Правительственной комиссии по координации судебно-экспертной деятельности (создана распоряжением Правительства РФ от 20.07.2019 №1618-р), в числе основных актуальных потребностей судебно-медицинской экспертной службы страны также особо выделено повышение укомплектованности профессиональными кадрами Бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ) в субъектах федерации, повышение кадровой обеспеченности экспертных судебно-организаций, поддержание высокого уровня квалификации экспертов и совершенствование действующих нормативных правовых документов, регулирующих судебно-медицинскую деятельность [9].

Логично, что обе проблемы (кадровая и нормативная) сформулированы во взаимосвязи. Таким образом, вопрос кадрового обеспечения, к сожалению, нередко «упирается» не только в объективно ограниченные возможности подготовки специалистов образовательными организациями, но и напрямую связан с несовершенным нормативным регулированием. Никакая серьезная реформа невозможна без нормативной, прежде всего законодательной поддержки. Нормативные документы должны обеспечивать условия развития соответствующих регулируемых отраслей, видов и направлений деятельности и достижение целевых показателей, утвержденных уполномоченными органами в зависимости от выбранных приоритетов и перспектив развития. Как минимум нормативные акты не должны создавать препятствий для этого. Тем более, когда речь идет о судебно-экспертной деятельности, имеющей государственный статус.

Примером нормативных ограничений в отношении подготовки кадров в сфере судебно-медицинской экспертизы являются Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по специальности «судебно-медицинская экспертиза», утвержденные приказом Минздрава России от 02.05.2023 №206н [10] (как и ранее действовавший приказ Минздрава России от 08.10.2015 №707н), которые не предусматривают возможность профессиональной переподготовки и работы по специальности «судебно-медицинская экспертиза» лицами, получившими высшее профессиональное медицинское образование — специалитет по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело».

Такая позиция регулятора не вполне объяснима и с точки зрения содержания профессиональных образовательных программ высшего медицинского образования (специалитета) по разным специальностям медицинского образования, и с учетом предмета судебной медицины и специфики работы врача — судебно-медицинского эксперта.

В современных учебниках и руководствах В.Л. Попов [11], Ю.И. Пиголкина [12] при рассмотрении предмета судебной медицины особо подчеркивается ее взаимосвязь с медицинскими дисциплинами профилактического профиля.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по специальностям «лечебное дело» и «медико-профилактическое дело» [13] предусматривают формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые необходимы для будущей работы по любой медицинской специальности, включая и специальность «судебно-медицинская экспертиза». Разрабатываемые образовательными организациями высшего образования на основе ФГОС основные профессиональные образовательные программы по специальности «медико-профилактическое дело» и рабочие программы по дисциплинам предусматривают обучение в рамках специалитета по всем основным базовым учебным дисциплинам, включая анатомию, топографическую анатомию, гистологию и цитологию (морфологию), патологическую анатомию с секционным курсом и патологическую физиологию (патологию), а также судебную медицину, правовые основы медицинской деятельности и многие клинические дисциплины (общая хирургия, травматология и ортопедия, токсикология и др.). Объем (трудоемкость) в академических часах этих программ в СЗГМУ им. И.И. Мечникова отличается от программы обучения на лечебном факультете в среднем в пределах 15%, обеспечивая освоение обучающимися всех основных теоретических разделов учебных дисциплин и приобретение необходимых практических навыков. Важно отметить, что программы обучения студентов на медико-профилактическом факультете (в отличие от лечебного) дополнительно включают ряд других важнейших для будущего врача — судебно-медицинского эксперта дисциплин, таких как клиническая лабораторная диагностика (216 академических часов), медицинская генетика (72), токсикология (108), химические свойства, методы обнаружения и биохимические механизмы действия вредных веществ (72), специальные углубленные модули по эпидемиологии, диагностике, лечению инфекционных заболеваний.

Такой объем образовательной программы обеспечивает возможность получения обучающимися основных знаний, умений и навыков (компетенций), необходимых для последующего, в том числе дополнительного, образования и допуска к производству медицинских экспертиз. Приобретенные в рамках специалитета знания и навыки, относящиеся к области медико-профилактического дела, особо важны при расследовании причин и последствий нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, несчастных случаев на производстве, пищевых отравлений, отравлений, связанных с нарушениями в работе вентиляционных и других производственных систем, последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера с большим числом пострадавших при нарушении правил обращения с экологически опасными отходами, микробиологическими агентами, химическими веществами, а также при работе в судебно-медицинских лабораториях.

Образовательные программы периодически пересматриваются и адаптируются с учетом специфики постдипломной деятельности специалиста и профессиональных стандартов. Самое главное, что вне зависимости от направления подготовки в процессе обучения у будущего специалиста формируется общемедицинское врачебное мышление, в основе которого заложены единые фундаментальные понятия об этиологии, патогенезе, нозологии и научной логике, принципы клинической, лабораторной и морфологической диагностики, структурного и системного подхода к поиску, анализу и оценке медицинской информации.

С другой стороны, то, чем предстоит заниматься в будущей профессии обучающимся по программе специалитета по специальности «медико-профилактическое дело», и специальные судебно-медицинские знания сходны по своему содержанию. И санитарное дело, и судебно-медицинская экспертиза имеют, если не один и тот же, то очень близкий предмет — это закономерности и результаты (последствия) воздействия на человека разных факторов внешней среды: физических (механических, электрических, электромагнитных, лучевых, барометрических, термических), химических, биологических (связанных с инфекционными и другими биовоздействиями), техногенных и природных (климатических) по своей природе. В рамках реализации образовательных программ и практической подготовки обучающихся по специальностям «медико-профилактическое дело» все эти факторы внешней среды студенты изучают и исследуют с упором на профилактику, предупреждение их патогенного влияния на человека, и только затем — осваивают порядок организации и проведения санитарного расследования, установления причин и конкретных последствий такого воздействия, ответственности должностных лиц. Важно, что программы специалитета обязательно включают изучение правовых основ медицинской деятельности, законодательства об административных правонарушениях (КоАП РФ), в рамках которого обычно поводятся расследования.

В отличие от специальности «медико-профилактическое дело», дисциплина «судебная медицина» и врачи — судебно-медицинские эксперты в своей практической работе имеют дело только с теми случаями патогенного повреждающего действия на человека факторов внешней среды, когда последствия такого воздействия становятся предметом официального расследования в судопроизводстве — в уголовном, гражданском, арбитражном процессах и в рамках расследования дел об административных правонарушениях. Но принципиальные научные подходы к их обнаружению, исследованию и медицинской оценке результатов такого воздействия на человека не меняются.

На практике специалисты судебно-медицинской службы, Роспотребнадзора и других организаций санитарно-профилактической направленности работают во взаимодействии. Надзорные органы (прокуратура и др.) и органы следствия, проводя расследование по факту возможного причинения вреда здоровью человека в связи с нарушениями санитарных правил, как правило, привлекают к расследованию или проведению доследственной проверки специалистов Роспотребнадзора. Судебно-медицинская экспертиза по таким делам всегда проводится комиссионно, и к работе в составе комиссии судебных экспертов обязательно привлекается специалист в области санитарного (медико-профилактического) дела. При проведении судебно-медицинского исследования трупа в случае смерти человека от инфекционного заболевания врач — судебно-медицинский эксперт в обязательном порядке направляет биологический материал в лабораторию территориального центра госсанэпиднадзора для вирусологического или бактериологического исследования. А при подозрении или в случаях смерти от особо опасных инфекций сотрудники специальных санитарных организаций, например противочумной станции, обязаны прибыть в место, где проводится исследование трупа (в морг), и самостоятельно выполнить забор тканей и органов трупа для лабораторных исследований. По каждому случаю острого смертельного отравления или смерти от инфекционного заболевания направляется экстренное извещение в соответствующее управление. Роспотребнадзор информирует судебно-медицинские организации о результатах токсикологического мониторинга на конкретной территории в целях обеспечения готовности к проведению химических исследований при появлении в обороте новых токсикантов. Такая непосредственная связь медико-профилактического дела с системой судопроизводства еще больше сближает его с судебно-экспертной деятельностью.

У этих двух рассматриваемых направлений медицинской деятельности общие исторические корни. В XIX веке в России в университетах на медицинских факультетах гигиена и судебная медицина преподавались на одних и тех же кафедрах, например, на медицинском факультете Московского Императорского университета — это была кафедра «судебной медицины, гигиены с курсами токсикологии, эпизоотии и медицинской полиции», в Императорской Медико-хирургической академии — кафедра судебной медицины с токсикологией и гигиены с медицинской полицией. В Российской Империи при врачебных управах и в структуре полиции существовала должность, которая называлась «полицейский врач» — в какой-то степени, по содержанию работы это был прообраз специалиста современной службы Роспотребнадзора: полицейские врачи, помимо прочих функций, занимались вопросами санитарного дела, начиная от обустройства отхожих мест, контроля за санитарным содержанием условий работы на фабриках и заводах, вплоть до организации особого режима при угрозе распространения инфекционных заболеваний и эпидемий. Это позволяло выполнять (совмещать) функции полицейских врачей и городовых, уездных или частных врачей, одним из видов работы которых было проведение судебно-медицинских исследований. С 1865 г. издавался совместный журнал «Архив судебной медицины и общественной гигиены».

Сегодня эти традиции поддерживаются единым образовательным пространством, междисциплинарным подходом в подготовке специалистов высшего медицинского образования. Ежегодно в стране в медицинских образовательных организациях обучается около 2000 врачей по специальности «медико-профилактическое дело». В СЗГМУ им. И.И. Мечникова на медико-профилактическом факультете ежегодно обучаются около 120—130 студентов. Среди них неизменен интерес к судебной медицине. При проведении в 2023 г. опроса 100 студентов 5-го курса медико-профилактического факультета около 7% из них высказали желание связать свою профессиональную карьеру с судебно-медицинской экспертизой при условии наличия такой возможности (установочные, мотивационные и иные аспекты отношения к возможной будущей профессии в данном статье не анализируются).

Многолетний опыт работы кафедры судебной медицины СЗГМУ им. И.И. Мечникова, бюро судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербурга и Ленинградской области убеждает, что окончившие курс обучения по специальности «медико-профилактическое дело» (ранее — «санитарно-гигиеническое дело») ничуть не хуже выпускников лечебных факультетов, а с точки зрения владения принципами и технологиями лабораторного дела даже лучше готовы к работе в лабораториях государственных судебно-медицинских организаций, например, по профилю судебно-биологических, генетических исследований, некоторым направлениям судебно-медицинской экспертизы по материалам дела и др.

На основании проведенного анализа считаем целесообразным снять ограничения на выбор специалистами профессии и обеспечить возможность получения специальности «судебно-медицинская экспертиза» лицами, имеющими высшее образование — специалитет по специальности «медико-профилактическое дело» путем обучения в ординатуре, а также путем профессиональной переподготовки по специальности «судебно-медицинская экспертиза» при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: «эпидемиология», «клиническая лабораторная диагностика», «лабораторная генетика», «санитарно-гигиенические лабораторные исследования».

Выводы

Медико-профилактическое дело и государственная судебно-медицинская деятельность — два исторически параллельно сформировавшихся направления медицины, предметом которых является изучение закономерностей воздействия на человека внешних факторов и разных аспектов исследования и оценки результатов такого воздействия. При Министерстве здравоохранения Российской Федерации приказом Минздрава России от 06.04.2021 №304 [14] создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию организации и производства судебно-медицинских экспертиз. Одной из функций рабочей группы является внесение изменений в нормативные правовые акты с учетом необходимости повышения укомплектованности судебно-медицинских организаций профессиональными кадрам. Учитывая острую нарастающую потребность судебно-медицинской службы в кадрах специалистов, предлагается, не дожидаясь истечения 6-летнего цикла действия приказа Минздрава России от 02.05.2023 №206н [10 ], подготовить и представить в Минздрав России обоснованные предложения о внесении изменений в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием — снять ограничения на возможность последипломной подготовки по специальности «судебно-медицинская экспертиза» для лиц, имеющих высшее медицинское образование (специалитет) по специальности «медико-профилактическое дело». Это будет соответствовать целевым установкам Президента и Правительства Российской Федерации об обеспечении здравоохранения страны квалифицированными кадрами.

Профессионалами не рождаются, ими становятся.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Ковалев А.В., Романенко Г.Х., Макаров И.Ю., Владимиров В.Ю., Березников А.В. Программа ординатуры по специальности 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза» — составляющая единого образовательного пространства. Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(6):37-43.  https://doi.org/10.17116/sudmed201760637-43
  2. Пиголкин Ю.И., Ломакин Ю.В., Леонова Е.Н. Реализация современной концепции образования в организации учебного процесса на кафедре судебной медицины Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова Минздрава России. Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(5):61-63.  https://doi.org/10.17116/sudmed201760561-63
  3. Шадымов А.Б., Фоминых С.А., Дик В.П. Профессиональные компетенции в дополнительных профессиональных программах по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(1):60-65.  https://doi.org/10.17116/sudmed201760160-65
  4. Мишин Е.С., Иванов И.Н., Лобан И.Е., Праводелова А.О., Подпоринова Е.Э., Давыдова Н.Г., Севрюков В.Т. Подготовка кадров, повышение квалификации и профессиональная переподготовка врачей высшей квалификации и судебно-медицинских экспертов на кафедре СЗГМУ им. И.И. Мечникова в 2012-2022 гг. Судебно-медицинская наука и экспертная практика: задачи, пути совершенствования на современном этапе. Труды IX Всероссийского съезда судебных медиков с международным участием. Том 1, 22-24 ноября 2023 года, Москва. Под общ. ред. д.м.н., проф. И.Ю. Макарова. Череповец: ИП Мочалов С.В.; 2023.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
  6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 (ред. от 22.11.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»».
  7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  8. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2019 №3225-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию организации и производства судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз в Российской Федерации».
  9. Салагай О.О., Летникова Л.И., Некрасов М.С., Макаров И.Ю., Минаева П.В. Повышение качества и доступности всех видов судебно-медицинских экспертиз как результат реализации «Современной модели организации и производства судебно-медицинских экспертиз в Российской Федерации». Судебно-медицинская экспертиза. 2021;64(6):4-7.  https://doi.org/10.17116/sudmed2021640614
  10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №206н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием».
  11. Попов В.Л. Методологические основы судебной медицины. СПб.: Издательство «Юридический центр»; 2018.
  12. Пиголкин Ю.И. Судебная медицина: национальное руководство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР- Медиа, 2021.
  13. Приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 №552 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ‒ специалитет по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело».
  14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2021 №304 «О межведомственной рабочей группе по совершенствованию организации и производства судебно-медицинских экспертиз при Министерстве здравоохранения Российской Федерации».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.