В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно во всем мире погибают около 1,3 млн человек [1]. Согласно общероссийской статистике из всех ДТП каждый 11-й случай приводит к смертельному исходу. Распоряжением Правительства РФ от 08.01.18 №1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы» поставлена задача «повысить безопасность на дорогах и до минимума снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий» [2—4].
Цель работы — выявить число водителей и пассажиров, погибших в салоне легкового автомобиля в результате ДТП, установить частоту встречаемости смертельных травм с учетом преимущественной локализации причиненных повреждений, пола, возраста и времени года, их сочетания с наличием алкогольного и иного опьянения, определить долевую часть умерших на месте происшествия, в машине скорой помощи и стационаре.
Материал и методы
Проанализированы заключения эксперта (акты судебно-медицинского исследования), оформленные по результатам производства судебно-медицинских экспертиз (исследований) трупов, выполненных в Бюро судебно-медицинской экспертизы города Москвы в период 2018—2020 гг. Изучены случаи смертельной внутрисалонной травмы, причиненной при ДТП водителям и пассажирам легковых автомобилей. Фактические данные судебно-медицинской документации отбирались по критериям ретроспективного сплошного аналитического наблюдения. Проведена группировка случаев с учетом сезона, пола и возраста. Выполнен сравнительный ежегодный анализ полученных данных. Все телесные повреждения, обнаруженные у погибших в салоне автомобилей в результате ДТП, были обобщены в шесть групп по принципу их преимущественной локализации: 1-я группа — черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с переломами костей свода и основания черепа (включая повреждения мозга в виде внутричерепных кровоизлияний, размозжения, дислокации); 2-я группа — ЧМТ без переломов костей свода и основания черепа; 3-я группа — травмы шеи (включающая переломы шейного отдела позвоночника, разрывы крупных сосудов шеи); 4-я группа — травма груди (в том числе переломы ребер и/или грудины, повреждения легких, сердца, аорты, переломы грудного отдела позвоночника); 5-я группа — травма живота и таза (в том числе повреждения печени, селезенки, желудка, почек, надпочечников, кишечника, переломы костей таза, поясничного отдела позвоночника); 6-я группа — травма конечностей (в том числе переломы и травматические ампутации верхних и нижних конечностей).
Также устанавливали долевую часть умерших в стационаре, машине скорой медицинской помощи (СМП) и на месте происшествия и частоту случаев алкогольного опьянения у погибших. Учитывали результаты лабораторных анализов на наркотические и психотропные препараты.
Результаты и обсуждение
В результате ДТП в салоне легкового автомобиля за весь период наблюдения погиб 501 человек: 165 — в 2018 г., 164 — 2019 г., 172 — 2020 г. Из общего числа погибших водителей было 249 (49,7%), пассажиров — 252 (50,3%), погибших мужчин — 399 (79,6%), женщин — 102 (20,4%).
В 2018 г. при ДТП погибли 62 водителя (56 мужчин и 6 женщин) и 103 пассажира (70 мужчин и 33 женщины). В 2019 г. — 83 водителя (81 мужчина и 2 женщины) и 81 пассажир (50 мужчин и 31 женщина). В 2020 г. — 104 водителя (97 мужчин и 7 женщин) и 68 пассажиров (45 мужчин и 23 женщины).
Динамика числа погибших в салоне легкового автомобиля водителей и пассажиров за период 2018—2020 гг. представлена на рис. 1. Возраст погибших приведен в табл. 1.
Рис. 1. Количественная характеристика погибших при ДТП водителей и пассажиров в период с 2018 по 2020 г.
Таблица 1. Возраст погибших в результате ДТП
Годы | Возраст | |||||
погибшие | до 18 лет | 19—45 лет | 46—60 лет | старше 60 лет | всего, % | |
Число погибших, абс. | ||||||
2018 | Водители | — | 56 | — | 6 | 37,6 |
Пассажиры | 3 | 83 | 14 | 3 | 62,4 | |
2019 | Водители | — | 57 | 15 | 11 | 50,6 |
Пассажиры | 7 | 49 | 17 | 8 | 49,4 | |
2020 | Водители | 1 | 72 | 19 | 12 | 60,5 |
Пассажиры | 9 | 50 | 4 | 5 | 39,5 |
Среди погибших водителей и пассажиров преобладали лица из возрастной группы от 19 до 45 лет. На долю этих молодых людей пришлось от 70 до 84% всех смертельных исходов. В этой же возрастной группе наблюдалась наиболее выраженная динамика роста числа водителей и уменьшения количества пассажиров, погибших в результате ДТП за период с 2018 по 2020 г. В 2020 г. имел место случай гибели водителя, не достигшего возраста 18 лет. Долевая часть погибших водителей возрастала с 37,6% в 2018 г. до 50,6% в 2019 г. и до 60,5% в 2020 г. Число пассажиров, погибших от ДТП, уменьшилось в указанные годы соответственно с 62,4 до 49,4% и до 39,5%.
Телесные повреждения, причиненные при ДТП в салоне автомобиля, приведены на рис. 2.
Рис. 2. Частота встречаемости повреждений при ДТП в соответствии с их преобладающей локализацией за период 2018—2020 гг.
За 2018 г. в стационаре умерли 34 (20,6%) водителя и 43 (26,1%) пассажира, в машине СМП — 3 (1,8%) пассажира, на месте ДТП погибло 28 (17,0%) водителей и 57 (34,5%) пассажиров. За 2019 г. в стационаре скончались 48 (29,3%) водителей и 30 (18,3%) пассажиров, в машине СМП — 3 (1,8%) водителя и 5 (3,0%) пассажиров, на месте ДТП — 32 (19,5%) водителя и 46 (28,1%) пассажиров. За 2020 г. в стационаре умерли 42 (24,4%) водителя и 28 (16,3%) пассажиров, в машине СМП — 4 (2,3%) водителя и 2 (1,2%) пассажира, на месте ДТП — 58 (33,7%) водителей и 38 (22,1%) пассажиров. Количество погибших от ДТП с учетом сезонов года представлено в табл. 2.
Таблица 2. Сезонная частота смертельных автомобильных травм, в процентах
Годы | Погибшие | Весна | Лето | Осень | Зима |
2018 | Водители | 28,2 | 26,9 | 31,6 | 13,3 |
Пассажиры | 21,2 | 27,3 | 27,3 | 24,2 | |
2019 | Водители | 16,4 | 29,1 | 18,6 | 35,9 |
Пассажиры | 28,6 | 33,5 | 20,5 | 17,4 | |
2020 | Водители | 28,3 | 28,2 | 21,8 | 21,7 |
Пассажиры | 17,1 | 10,5 | 36,2 | 36,2 |
Однозначных тенденций зависимости частоты встречаемости смертельной внутрисалонной автомобильной травмы от сезона года не выявлено. В 2018 г. водители чаще погибали осенью, а в 2019 г. — зимой. В 2020 г. число погибших пассажиров преобладало осенью и зимой.
За время исследования наркотики и психотропные вещества обнаружены у 4 (1,6%) водителей: в 2019 г. у одного, в 2020 г. — у 3. В остальных случаях результаты исследования на наркотики и психотропные вещества у водителей были отрицательными. У 55 (22,1%) водителей обнаружен алкоголь в крови и/или моче. Большая часть положительных результатов исследований на наличие алкоголя пришлась на 2020 г. — 27 (49,1%) человек, в 2018 г. —17 (30,9%), в 2019 г. —11 (20,0%).
В ранее опубликованных работах по поводу смертельных травм, причиненных в салоне автомобиля, телесные повреждения исследовались в совокупности [5—12]. В нашем исследовании дорожно-транспортная травма изучена с учетом преимущественной локализации смертельного повреждения. Преобладающим повреждением являлась ЧМТ с переломами костей свода и основания черепа (29,7%). Количество погибших на дорогах столицы за период 2018—2020 гг. было высоким, составив 167—178 человек в год [13]. В 2020 г. по сравнению с 2018 г. количество погибших водителей увеличилось на 20 человек, а пассажиров уменьшилось на 18 человек. В изученный период водителей-мужчин погибло в 15 раз больше, чем женщин. В качестве пассажиров мужчины погибали в 2 раза чаще, чем женщины. Чаще погибали водители и пассажиры молодого и среднего возраста [14]. На месте происшествия пострадавшие умирали, как правило, от несовместимых с жизнью повреждений. В зависимости от сроков пребывания в стационарах причиной смерти пострадавших в большинстве случаев являлись полиорганные осложнения.
Число погибших при ДТП в 2018 и 2019 г. преобладало осенью и зимой, что согласуется с литературными данными [15—19]. В 2020 г. весной и летом чаще погибали водители (56,5%), осенью и зимой — пассажиры (72,4%). За 3 года наркотики и психотропные вещества были обнаружены у 4 погибших водителей, алкоголь был выявлен у каждого 5-го погибшего водителя.
Заключение
За период 2018—2020 гг. в Москве при ДТП в салоне легкового автомобиля погиб 501 человек — водители и пассажиры. Среди погибших ежегодно возрастала доля водителей мужского пола, а в 2020 г. она стала преобладающей (56,4%). Чаще летальный исход фиксировали у лиц молодого и среднего возраста. Ведущей травмой была ЧМТ с переломами костей свода и основания черепа. Причиной смерти на месте ДТП являлись несовместимые с жизнью повреждения. Наибольшая частота причиненных при ДТП смертельных травм в 2018 и 2019 гг. установлена осенью и зимой, в 2020 г. — весной и летом. У погибших водителей алкогольное опьянение установлено в 22,1% случаев, наркотики и психотропные вещества выявлены в 1,6% случаев.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.