Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шигеев С.В.

ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы»

Морозов Ю.Е.

ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы»

Осипов А.А.

ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы»

Стороженко Е.В.

ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы»

Судебно-медицинская характеристика смертельных повреждений, причиненных при дорожно-транспортном происшествии в кабине легкового автомобиля

Авторы:

Шигеев С.В., Морозов Ю.Е., Осипов А.А., Стороженко Е.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 4294 раза


Как цитировать:

Шигеев С.В., Морозов Ю.Е., Осипов А.А., Стороженко Е.В. Судебно-медицинская характеристика смертельных повреждений, причиненных при дорожно-транспортном происшествии в кабине легкового автомобиля. Судебно-медицинская экспертиза. 2022;65(5):26‑29.
Shigeev SV, Morozov YuE, Osipov AA, Storozhenko EV. Forensic medical characteristics of fatal injuries in a traffic accident in the car cabin. Forensic Medical Expertise. 2022;65(5):26‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20226505126

Рекомендуем статьи по данной теме:

В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно во всем мире погибают около 1,3 млн человек [1]. Согласно общероссийской статистике из всех ДТП каждый 11-й случай приводит к смертельному исходу. Распоряжением Правительства РФ от 08.01.18 №1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы» поставлена задача «повысить безопасность на дорогах и до минимума снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий» [2—4].

Цель работы — выявить число водителей и пассажиров, погибших в салоне легкового автомобиля в результате ДТП, установить частоту встречаемости смертельных травм с учетом преимущественной локализации причиненных повреждений, пола, возраста и времени года, их сочетания с наличием алкогольного и иного опьянения, определить долевую часть умерших на месте происшествия, в машине скорой помощи и стационаре.

Материал и методы

Проанализированы заключения эксперта (акты судебно-медицинского исследования), оформленные по результатам производства судебно-медицинских экспертиз (исследований) трупов, выполненных в Бюро судебно-медицинской экспертизы города Москвы в период 2018—2020 гг. Изучены случаи смертельной внутрисалонной травмы, причиненной при ДТП водителям и пассажирам легковых автомобилей. Фактические данные судебно-медицинской документации отбирались по критериям ретроспективного сплошного аналитического наблюдения. Проведена группировка случаев с учетом сезона, пола и возраста. Выполнен сравнительный ежегодный анализ полученных данных. Все телесные повреждения, обнаруженные у погибших в салоне автомобилей в результате ДТП, были обобщены в шесть групп по принципу их преимущественной локализации: 1-я группа — черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с переломами костей свода и основания черепа (включая повреждения мозга в виде внутричерепных кровоизлияний, размозжения, дислокации); 2-я группа — ЧМТ без переломов костей свода и основания черепа; 3-я группа — травмы шеи (включающая переломы шейного отдела позвоночника, разрывы крупных сосудов шеи); 4-я группа — травма груди (в том числе переломы ребер и/или грудины, повреждения легких, сердца, аорты, переломы грудного отдела позвоночника); 5-я группа — травма живота и таза (в том числе повреждения печени, селезенки, желудка, почек, надпочечников, кишечника, переломы костей таза, поясничного отдела позвоночника); 6-я группа — травма конечностей (в том числе переломы и травматические ампутации верхних и нижних конечностей).

Также устанавливали долевую часть умерших в стационаре, машине скорой медицинской помощи (СМП) и на месте происшествия и частоту случаев алкогольного опьянения у погибших. Учитывали результаты лабораторных анализов на наркотические и психотропные препараты.

Результаты и обсуждение

В результате ДТП в салоне легкового автомобиля за весь период наблюдения погиб 501 человек: 165 — в 2018 г., 164 — 2019 г., 172 — 2020 г. Из общего числа погибших водителей было 249 (49,7%), пассажиров — 252 (50,3%), погибших мужчин — 399 (79,6%), женщин — 102 (20,4%).

В 2018 г. при ДТП погибли 62 водителя (56 мужчин и 6 женщин) и 103 пассажира (70 мужчин и 33 женщины). В 2019 г. — 83 водителя (81 мужчина и 2 женщины) и 81 пассажир (50 мужчин и 31 женщина). В 2020 г. — 104 водителя (97 мужчин и 7 женщин) и 68 пассажиров (45 мужчин и 23 женщины).

Динамика числа погибших в салоне легкового автомобиля водителей и пассажиров за период 2018—2020 гг. представлена на рис. 1. Возраст погибших приведен в табл. 1.

Рис. 1. Количественная характеристика погибших при ДТП водителей и пассажиров в период с 2018 по 2020 г.

Таблица 1. Возраст погибших в результате ДТП

Годы

Возраст

погибшие

до 18 лет

19—45 лет

46—60 лет

старше 60 лет

всего, %

Число погибших, абс.

2018

Водители

56

6

37,6

Пассажиры

3

83

14

3

62,4

2019

Водители

57

15

11

50,6

Пассажиры

7

49

17

8

49,4

2020

Водители

1

72

19

12

60,5

Пассажиры

9

50

4

5

39,5

Среди погибших водителей и пассажиров преобладали лица из возрастной группы от 19 до 45 лет. На долю этих молодых людей пришлось от 70 до 84% всех смертельных исходов. В этой же возрастной группе наблюдалась наиболее выраженная динамика роста числа водителей и уменьшения количества пассажиров, погибших в результате ДТП за период с 2018 по 2020 г. В 2020 г. имел место случай гибели водителя, не достигшего возраста 18 лет. Долевая часть погибших водителей возрастала с 37,6% в 2018 г. до 50,6% в 2019 г. и до 60,5% в 2020 г. Число пассажиров, погибших от ДТП, уменьшилось в указанные годы соответственно с 62,4 до 49,4% и до 39,5%.

Телесные повреждения, причиненные при ДТП в салоне автомобиля, приведены на рис. 2.

Рис. 2. Частота встречаемости повреждений при ДТП в соответствии с их преобладающей локализацией за период 2018—2020 гг.

За 2018 г. в стационаре умерли 34 (20,6%) водителя и 43 (26,1%) пассажира, в машине СМП — 3 (1,8%) пассажира, на месте ДТП погибло 28 (17,0%) водителей и 57 (34,5%) пассажиров. За 2019 г. в стационаре скончались 48 (29,3%) водителей и 30 (18,3%) пассажиров, в машине СМП — 3 (1,8%) водителя и 5 (3,0%) пассажиров, на месте ДТП — 32 (19,5%) водителя и 46 (28,1%) пассажиров. За 2020 г. в стационаре умерли 42 (24,4%) водителя и 28 (16,3%) пассажиров, в машине СМП — 4 (2,3%) водителя и 2 (1,2%) пассажира, на месте ДТП — 58 (33,7%) водителей и 38 (22,1%) пассажиров. Количество погибших от ДТП с учетом сезонов года представлено в табл. 2.

Таблица 2. Сезонная частота смертельных автомобильных травм, в процентах

Годы

Погибшие

Весна

Лето

Осень

Зима

2018

Водители

28,2

26,9

31,6

13,3

Пассажиры

21,2

27,3

27,3

24,2

2019

Водители

16,4

29,1

18,6

35,9

Пассажиры

28,6

33,5

20,5

17,4

2020

Водители

28,3

28,2

21,8

21,7

Пассажиры

17,1

10,5

36,2

36,2

Однозначных тенденций зависимости частоты встречаемости смертельной внутрисалонной автомобильной травмы от сезона года не выявлено. В 2018 г. водители чаще погибали осенью, а в 2019 г. — зимой. В 2020 г. число погибших пассажиров преобладало осенью и зимой.

За время исследования наркотики и психотропные вещества обнаружены у 4 (1,6%) водителей: в 2019 г. у одного, в 2020 г. — у 3. В остальных случаях результаты исследования на наркотики и психотропные вещества у водителей были отрицательными. У 55 (22,1%) водителей обнаружен алкоголь в крови и/или моче. Большая часть положительных результатов исследований на наличие алкоголя пришлась на 2020 г. — 27 (49,1%) человек, в 2018 г. —17 (30,9%), в 2019 г. —11 (20,0%).

В ранее опубликованных работах по поводу смертельных травм, причиненных в салоне автомобиля, телесные повреждения исследовались в совокупности [5—12]. В нашем исследовании дорожно-транспортная травма изучена с учетом преимущественной локализации смертельного повреждения. Преобладающим повреждением являлась ЧМТ с переломами костей свода и основания черепа (29,7%). Количество погибших на дорогах столицы за период 2018—2020 гг. было высоким, составив 167—178 человек в год [13]. В 2020 г. по сравнению с 2018 г. количество погибших водителей увеличилось на 20 человек, а пассажиров уменьшилось на 18 человек. В изученный период водителей-мужчин погибло в 15 раз больше, чем женщин. В качестве пассажиров мужчины погибали в 2 раза чаще, чем женщины. Чаще погибали водители и пассажиры молодого и среднего возраста [14]. На месте происшествия пострадавшие умирали, как правило, от несовместимых с жизнью повреждений. В зависимости от сроков пребывания в стационарах причиной смерти пострадавших в большинстве случаев являлись полиорганные осложнения.

Число погибших при ДТП в 2018 и 2019 г. преобладало осенью и зимой, что согласуется с литературными данными [15—19]. В 2020 г. весной и летом чаще погибали водители (56,5%), осенью и зимой — пассажиры (72,4%). За 3 года наркотики и психотропные вещества были обнаружены у 4 погибших водителей, алкоголь был выявлен у каждого 5-го погибшего водителя.

Заключение

За период 2018—2020 гг. в Москве при ДТП в салоне легкового автомобиля погиб 501 человек — водители и пассажиры. Среди погибших ежегодно возрастала доля водителей мужского пола, а в 2020 г. она стала преобладающей (56,4%). Чаще летальный исход фиксировали у лиц молодого и среднего возраста. Ведущей травмой была ЧМТ с переломами костей свода и основания черепа. Причиной смерти на месте ДТП являлись несовместимые с жизнью повреждения. Наибольшая частота причиненных при ДТП смертельных травм в 2018 и 2019 гг. установлена осенью и зимой, в 2020 г. — весной и летом. У погибших водителей алкогольное опьянение установлено в 22,1% случаев, наркотики и психотропные вещества выявлены в 1,6% случаев.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. World Health Organization. Health-topics. Road traffic injuries. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries
  2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД» МВД России; 2021.
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.18. Дата обращения: 07.03.22.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/
  4. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.18 №1-р «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы». Дата обращения: 07.03.22.  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/df7700fdc6ec2d37938dd5435543e61ffea84440/
  5. Бычков А.А. Судебно-медицинская оценка повреждений при травме в салоне движущегося легкового автомобиля, оборудованного современными средствами безопасности: Дис. ... канд. мед. наук. М. 2020.
  6. Паньков И.В., Саркисян Б.А. Частота и характер повреждений у водителя и пассажира переднего сидения при несмертельной внутрисалонной травме в легковых автомобилях. Вестник судебной медицины. 2020;9(1):29-33. 
  7. Груховский С.В., Коломоец И.А., Бачурин С.С., Березовский Д.П. Частотно-временные характеристики смертельной травмы водителей легковых автомобилей в мегаполисе. Вестник судебной медицины. 2021;10(3):9-13. 
  8. Хабова З.С., Смиренин С.А, Фетисов В.А., Тамберг Д.К. Использование последовательного математического анализа для установления места расположения водителя при травмах внутри салона автомобиля по повреждениям конечностей. Судебно-медицинская экспертиза. 2015;58(2):17-21.  https://doi.org/10.17116/sudmed201558217-21
  9. Breen JM, Næss PA, Gaarder C, Stray-Pedersen A. Autopsy findings in drivers and passengers from fatal motor vehicle collisions: limited differences in injury patterns and toxicological test results. Forensic Science, Medicine and Pathology. 2021;17(6):235-246.  https://doi.org/10.1007/s12024-021-00359-z
  10. Daskal Y, Alfici R, Givon A, Peleg K, Olsha O, Kessel B. Evaluation of differences in injury patterns according to seat position in trauma victims survived traffic accidents. Chinese Journal of Traumatology. 2018;21(5):273-276.  https://doi.org/10.1016/j.cjtee.2018.03.001
  11. Ghoubaira J, Diab M, Nassereldine H, Tamim H, Saadeh S, Price R, Moustafa M, Al-Hajj S. Road traffic injury in Lebanon: A prospective study to assess injury characteristics and risk factors. Health Science Reports. 2021;4(4):1-7.  https://doi.org/10.1002/hsr2.396
  12. Jennissen CA, Reaney MT, Denning GM. Recreational off-highway vehicle crashes resulting in victims being treated at a regional trauma center: mechanisms and contributing factors. Injury Epidemiology. 2020;7(1):28-37.  https://doi.org/10.1186/s40621-020-00251-4
  13. Kraonual S, Lim A, Ueranantasun A, Kakchapati S. Patient and injury characteristics associated with road traffic mortality in general hospitals in southern Thailand. Asian Biomedicine. 2019;13(2):71-77.  https://doi.org/10.1515/abm-2019-0042
  14. Дубровин И.А., Мосоян А.С., Груховский С.В., Бычков А.А. Общая характеристика травмы головы у водителя при дорожно-транспортном происшествии. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(2):19-24.  https://doi.org/10.17116/sudmed20206302119
  15. Byrne JP, Mann NC, Dai M, Mason SA, Rizoli S, Nathens AB. Association Between Emergency Medical Service Response Time and Motor Vehicle Crash Mortality in the United States. JAMA Surgery. 2019;154(4):286-293.  https://doi.org/10.1001/jamasurg.2018.5097
  16. Паньков И.В., Саркисян Б.А. Применение математического метода для определения места расположения водителя и пассажира переднего сидения при внутрисалонной несмертельной автомобильной травме. Вестник судебной медицины. 2021;10(2):18-25. 
  17. Romano E, Kelley-Baker T, Hoff S, Eichelberger A, Ramírez A. Use of Alcohol and Cannabis Among Adults Driving Children in Washington State. Journal of Studies on Alcohol and Drugs. 2019;80(2):196-200.  https://doi.org/10.15288/jsad.2019.80.196
  18. Valen A, Bogstrand ST, Vindenes V, Frost J, Larsson M, Holtan A, Gjerde H. Driver related risk factors for fatal road traffic crashes associated with alcohol or drug impairment. Accident Analysis and Prevention. 2019;131(1):191-199.  https://doi.org/10.1016/j.aap.2019.06.014
  19. Ковалев А.В., Момот Д.В., Самоходская О.В., Забродский Я.Д. Специфика проведения судебно-медицинских экспертиз пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с учетом современного развития систем безопасности автомобиля. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(2):14-18.  https://doi.org/10.17116/sudmed20206302114

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.