Максимова Т.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Борщевская В.Н.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России

Солодовников В.И.

ФГБУН «Центр информационных технологий в проектировании Российской академии наук»

Кузнецов И.А.

Центр информационных технологий в проектировании РАН

Макаров И.Ю.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России;
ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»

Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Судебно-медицинская характеристика распространенности внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в субъектах Российской Федерации

Авторы:

Максимова Т.В., Борщевская В.Н., Солодовников В.И., Кузнецов И.А., Макаров И.Ю., Пиголкин Ю.И.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1461 раз


Как цитировать:

Максимова Т.В., Борщевская В.Н., Солодовников В.И., Кузнецов И.А., Макаров И.Ю., Пиголкин Ю.И. Судебно-медицинская характеристика распространенности внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний в субъектах Российской Федерации. Судебно-медицинская экспертиза. 2022;65(3):5‑9.
Maksimova TV, Borschevskaya VN, Solodovnikov VI, Kuznetsov IA, Makarov IYu, Pigolkin YuI. Forensic medical characteristics of the prevalence of sudden death from cardiovascular diseases in the constituent entities of the Russian Federation. Forensic Medical Expertise. 2022;65(3):5‑9. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2022650315

Рекомендуем статьи по данной теме:
Псо­ри­аз: ана­лиз ко­мор­бид­ной па­то­ло­гии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(1):16-21
Эпи­де­ми­оло­гия M. geni­talium-ин­фек­ции. Что из­вес­тно?. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(2):143-152

Внезапная смерть (ВС) от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) является актуальной проблемой для судебной медицины и занимает ведущее место среди причин смертности населения как в Российской Федерации, так и в большинстве развитых стран. По оценкам ВОЗ, в 2016 г. от ССЗ скончались 17,9 млн человек, что составило 31% всех случаев смерти в мире, причем в 85% смерть произошла внезапно в результате сердечного приступа и инсульта [1, 2]. Показатели смертности от ССЗ среди мужчин и женщин трудоспособного возраста в России в среднем в 2 раза выше, чем в Европе. По данным отечественных и зарубежных исследователей [1, 3—15], 72—78% всех случаев ВС связаны с патологией сердечно-сосудистой системы у лиц мужского пола трудоспособного возраста. Согласно данным ВОЗ, более 75% случаев смерти от ССЗ происходит в странах со средним и низким уровнем социально-экономического развития [1, 2, 16—18]. Влияние социально-экономических факторов на частоту ВС от ССЗ рассмотрено только в единичных работах [16—18], что подчеркивает актуальность изучаемого вопроса.

Цель работы — изучение распространенности и частоты ВС от ССЗ в структуре ненасильственной смерти с учетом социально-экономического развития некоторых субъектов РФ.

Материал и методы

Доля ВС в структуре ненасильственной смерти по РФ в течение 2009—2019 гг. составила в среднем около 70% и не имеет устойчивой тенденции к снижению (рис. 1). График представлен ломаной линией с эпизодами небольшого спада в 2011 и 2014 г. и подъема в 2013 и 2017 г. Минимальный показатель ВС (69,79%) отмечен в 2014 г., максимальный (72,65%) — в 2017 г.

Рис. 1. Частота ОС и ВС в период 2009—2019 гг.

В отличие от уровня ВС, по данным Росстата в тот же период наблюдалось закономерное снижение острой смерти (ОС) в РФ. Так, в 2009 г. доля таких умерших в структуре ненасильственной смерти по РФ составляла 62,42%, а в 2018 г. — 49,75% [6]. График приближается к гиперболе за счет выраженного падения показателя на протяжении 2009—2018 гг. и незначительного роста в 2019 г. Полученные результаты согласуются с данными литературы [1, 2, 10, 11—13].

При изучении распространенности ВС в отдельных субъектах РФ обнаружили ряд отличий, позволивших выделить основные тренды.

1. Динамика снижения частоты ВС в 13 административно-территориальных субъектах. Наиболее выраженно она представлена в Московской, Ленинградской, Омской, Ростовской областях: значение показателя снизилось на 36,4; 15,1; 20,5 и 17,1% соответственно. Абсолютные лидеры — Московская и Омская области, в которых 2019 г. частота ВС составила соответственно 40,9 и 39,1%. В Краснодарском крае, Курганской, Новгородской, Рязанской, Саратовской областях, Ненецком автономном округе и Красноярском крае к 2019 г. показатель ниже 60%. Для этих субъектов РФ характерна корреляция темпов снижения ВЗ с данными ОС.

2. Незначительное снижение частоты ВС (30 субъектов), наиболее характерное для субъектов Центрального федерального округа (Смоленская, Брянская, Калужская, Тверская и другие области), а также Вологодской, Оренбургской, Свердловской, Пензенской областей, где показатель ВС снизился до 70%, а в отдельных регионах, таких как Астраханская, Владимирская, Ульяновская области, анализируемый показатель опустился еще ниже и в 2019 г. составил 68,3, 65,6 и 68,4% соответственно. Несмотря на некоторое снижение, в Алтайском крае, Мурманской и Новосибирской областях значение ВС в 2019 г. превышало 70% и составляло 74,2; 74,2 и 75,9% соответственно, т.е. почти в 2 раза больше, чем статистические данные в европейских странах [1, 2]. Всего тенденция к снижению отмечена в 43 субъектах РФ.

3. Постепенный рост частоты ВС в 36 субъектах, например в Республиках Карелия и Алтай, Липецкой и Калининградской областях. Нестабильный рост частоты ВС в виде подъемов кривой динамики смертности в отдельные годы с последующим возвращением к среднему уровню около 75% отмечен в Санкт-Петербурге, Белгородской и Тамбовской областях, Приморском и Камчатском краях. Особенно заметен рост ВС в Республике Карелия, Калининградской, Белгородской областях, г. Санкт-Петербург (рис. 2).

Рис. 2. Рост ВС в отдельных субъектах РФ в период 2009—2019 гг.

В связи с большим количеством исходных данных и факторов, влияющих на уровень ВС, для поиска зависимости от медико-социальных параметров применили методы интеллектуального непараметрического анализа исходных данных с их визуализацией с помощью корреляционных матриц. Наиболее значимые взаимозависимые связи обнаружили между динамикой ВС и двумя показателями Росстата: «заболеваемость ССЗ на 100 тыс. населения» (регистрируется только при обращении пациента в медицинское учреждение и зависит от региональных социально-демографических факторов) и «Среднедушевые денежные доходы (в месяц в рублях)».

Установили, что в субъектах с высоким уровнем ВС низкий уровень ССЗ. Так, при заболеваемости ССЗ до 30 случаев на 1000 населения ВС превышает 70%, а при заболеваемости более 40 на 1000 смертность ниже 70% (рис. 3, а). По мере роста ССЗ снижается частота ВС по этой причине. Так, в г. Санкт-Петербург, Республике Карелия и иных субъектах Северо-Западного федерального округа отметили низкий уровень ССЗ, в то время как частота ВС от ССЗ превысила 70%. На примере Ростовской области с выраженной положительной динамикой ВС видна зависимость роста ССЗ и снижения частоты ССЗ. Если ССЗ повышается незначительно, как, например, в Красноярском крае, тогда частота ВС от ССЗ незначительно снижается (рис. 3, б).

Рис. 3. Зависимость ВС и заболеваемости ССЗ (случаев на 1000 населения) согласно данным формы 42, в РФ (а) и отдельных субъектах РФ (б).

Для субъектов, не являющихся крупными административными или экономическими центрами, характерна обратная корреляционная связь между уровнем экономического развития и ВС: чем ниже показатели экономики, тем выше смертность в субъекте. На рис. 4 визуально представлена проекция зависимости уровня дохода на душу населения и ВС от ССЗ в субъектах РФ для выявленных кластеров данных.

Рис. 4. Зависимость ВС (форма 42) от денежного среднедушевого дохода населения в месяц (в тыс. рублей).

При доходе до 35 000 р. на душу населения ВС от ССЗ в структуре ненасильственной смерти превышает 75%. По мере роста дохода этот показатель снижается. В крупных промышленно-экономических центрах (Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область) такая закономерность не прослеживается. Это можно объяснить особенностями промышленно-экономической деятельности (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область): в структуре населения преобладают мужчины молодого и среднего возраста, работающие вахтовым методом [1, 6, 10, 13, 16, 17]. В Москве и Санкт-Петербурге высокая ВС обусловлена, скорее всего, влиянием медико-социальных факторов риска — стрессы, негативные аддикции [2—4, 11, 12, 16—18]. Это согласуется с мнением зарубежных авторов [17, 18], указывающих, что после достижения определенного уровня дохода риск ВС в большей степени зависит от уровня стресса, чем от уровня жизни.

Полученные результаты показали зависимость частоты и распространенности ВС от медико-социальных и экономических факторов, что актуализирует дальнейшее изучение эпидемиологии ВС в судебно-медицинской практике.

Выводы

1. Частота ВС от ССЗ в период 2009—2019 гг. оставалась на одном уровне и составляла в структуре ненасильственной смерти в среднем 70%. Данные Росстата (показатели общей смертности от ССЗ) в отличие от статистики по ВС свидетельствуют о снижении этого показателя в Российской Федерации.

2. Определены региональные отличия частоты встречаемости и распространенности ВС от ССЗ. В 43 субъектах этот показатель снижается. Так, в Московской области наблюдается снижение с 77,3 до 40,9%, а в Ленинградской области — с 68,6 до 53,5%. В 36 субъектах РФ значение ВС от ССЗ несколько повышается, наиболее заметно в Республике Карелия (с 70,3 до 83,3%) и в Калининградской области (с 73 до 79,5%).

3. Объективно установлена статистически значимая линейная обратная пропорциональная зависимость уровня ССЗ и ВС от этой патологии, а также частоты ВС от болезней системы кровообращения и уровня дохода на душу населения: линия корреляции направлена вниз, и с ростом одной переменной убывает другая переменная.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояния и предложения 2019—2024. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2019.
  2. Официальный сайт ВОЗ. Дата обращения 20.04.2021. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/cardiovascular-diseases-(cvds)
  3. Пиголкин Ю.И., Шилова М.А., Кильдюшов Е.М., Гальчиков Ю.И. Судебно-медицинская характеристика причин внезапной смерти у лиц молодого возраста. Судебно-медицинская экспертиза. 2016;59(5):4-9.  https://doi.org/10.17116/sudmed20165954-9
  4. Пиголкин Ю.И., Кактурский Л.В., Шилова М.А., Глоба И.В. Судебно-медицинская диагностика внезапной смерти лиц молодого возраста. М.: Изд-во Российской Академии наук; 2018.
  5. Халиков А.А., Кузнецов К.О., Искужина Л.Р., Халикова Л.В. Судебно-медицинские аспекты внезапной аутопсия-отрицательной сердечной смерти. Судебно-медицинская экспертиза. 2021;64(3):59-63.  https://doi.org/10.17116/sudmed20216403159
  6. Федеральная Служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/
  7. Шляхто Е.В., Арутюнов Г.П., Беленков Ю.Н., Бойцов С.А., Ардашев А.В. Национальные Рекомендации по определению риска и профилактике внезапной сердечной смерти. Изд. 2-е. М.: МеДпрактИка; 2018.
  8. Ковалев А.В., Забродский Я.Д., Самоходская О.В. Динамика смертельного травматизма в Российской Федерации с 2003 по 2019 г. Судебно-медицинская экспертиза. 2021;64(4):4-12.  https://doi.org/10.17116/sudmed20216404149
  9. Клочихина О.А., Шпрах В.В., Стаховская Л.В., Полунина О.С., Полунина Е.А. Показатели заболеваемости инсультом и смертности от него на территориях, вошедших в Федеральную программу реорганизации помощи пациентам с инсультом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(3-2):22-28.  https://doi.org/10.17116/jnevro202112103222
  10. Шилова М.А., Друк И.В., Глоба И.В. Изменения сосудистого русла головного мозга при внезапной смерти лиц молодого возраста. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(1):55-59.  https://doi.org/10.17116/sudmed201861155-59
  11. Пиголкин Ю.И., Шилова М.А., Захаров С.Н., Середа А.П., Жолинский А.В., Круглова И.В., Шигеев С.В. Внезапная смерть лиц молодого возраста при различных видах физической нагрузки. Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(1):50-55.  https://doi.org/10.17116/sudmed20196201150
  12. Пиголкин Ю.И., Дорошева Ж.В., Оганесян Н.С., Горностаев Д.В. Судебно-медицинская диагностика внезапной смерти при метаболическом синдроме. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(1):60-64.  https://doi.org/10.17116/sudmed201861160-64
  13. Крылова Н.С., Ковалевская Е.А., Потешкина Н.Г. Внезапная смерть при гипертрофической кардиомиопатии: поиск новых факторов риска. Российский кардиологический журнал. 2017;2(142):62-67.  https://doi.org/10.15829/1560-4071-2017-2-62-67
  14. Бойцов С.А., Шальнова С.А., Деев А.Д. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Российской Федерации и возможные механизмы ее изменения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2018;118(8):98-103.  https://doi.org/10.17116/jnevro201811808198
  15. Кветковская А.А., Евсевьева М.Е., Мартынов М.Ю., Гусев Е.И. Особенности факторов риска у больных молодого и старшего возраста с впервые развившимся ишемическим инсультом полушарной локализации. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2015;115(12-2):13-18.  https://doi.org/10.17116/jnevro201511512213-18
  16. Бойцов С.А., Самородская И.В. Факторы, влияющие на смертность населения. Вестник Российской академии наук. 2016;86(12):1089-1097.
  17. Gan Y, Wu J, Zgan S. Prevalence and risk factors associated with stroke in middle-ages and older Chinese: Scientific Reports. 2017;7:9501. https://doi.org/10.103/s41598-017-09849-z
  18. Lakić D, Tasić L, Kos M. Economic burden of cardiovascular diseases in Serbia. Vojnosanit Pregl. 2014; 71(2):137-43.  https://doi.org/10.2298/VSP1402137L

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.