Проблема судебно-медицинской оценки взрывной травмы (ВТ) существует с момента выделения ее в самостоятельный вид повреждений, обусловленных воздействием взрыва на организм человека [1—3].
Цель работы — анализ литературы об установлении характера взрывных повреждений (ВП) в зависимости от условий и обстоятельств взрыва в различных их проявлениях, о повреждающих факторах взрыва, его мощности, расстоянии от центра взрыва до поражаемого объекта, т.е. данных, которые необходимы для реконструкции событий на месте происшествия [3—8].
Материал и методы
Провели анализ научной и специальной литературы о практике экспертной оценки ВТ и теоретических положений судебной экспертизы.
Авторы публикаций использовали различные методы исследования: системно-структурный анализ, наблюдение, описание, метод формальной логики — анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, аналогию, обобщение, гипотезы, применяемые в судебно-медицинской экспертизе, в том числе при ВП.
Результаты и обсуждение
Общая характеристика взрывной травмы и ее определение
Данные, содержащиеся в трудах В.Д. Исакова и соавт. [3], В.Л. Попова [8] и других специалистов в области ВТ [9—14], в настоящее время не могут в полной мере удовлетворить потребности судебной медицины. Необходимы дальнейшие перспективные исследования и поиск новых объективных способов и методов экспертной оценки ВП.
В большинстве доступных публикаций и специальной литературе по судебно-медицинской экспертизе понятие «взрыв» и его характеристика как вполне очевидной физической основы формирования ВП существенно разнятся [3, 8, 15].
Критерии определения ВТ приведены в «Большой медицинской энциклопедии» (1976): «ВТ — это многофакторное поражение, возникающее вследствие сочетанного воздействия на человека различных факторов взрыва (ударная волна, первичные и вторичные ранящие снаряды, газовые струи, пламя и токсические продукты), вызывающее тяжелые повреждения в области непосредственного воздействия и во всем организме» [16].
Имеется определение понятия ВТ как «единственного вида травмы, в результате причинения которой одновременно в течение весьма короткого промежутка времени (импульсно) на пострадавшего могут воздействовать различные поражающие факторы взрыва (механические, термические, химические и др.)» [12]. Данное определение отражает своеобразие ВТ и ее принципиальное отличие от других видов травмы.
В военно-полевой хирургии ВТ определяется следующим образом: «Открытые и закрытые травмы, возникшие в результате воздействия факторов взрыва, метательного действия взрывных боеприпасов, действия окружающих предметов, а также вследствие заброневого поражения взрывными боеприпасами» [17].
Отсутствие единой формулировки понятия ВТ свидетельствует о сложном характере механизма ее формирования. Обобщающим моментом во всех приведенных определениях ВТ является связь ВП с взрывом. Наиболее емкое определение, по нашему мнению, дал В.Л. Попов [5]: это «импульсное высвобождение большого количества энергии в результате самораспространяющегося физического или химического превращения веществ, заключающееся в расширении их исходного объема с образованием сильно нагретых газов, перемещением окружающей среды и возникновением звукового эффекта».
По своим проявлениям и исходу для пострадавшего ВП находятся в сфере деятельности клинической медицины и составляют «клинические» критерии взрывного травматизма [16—22], но могут быть предметом судебной медицины и составлять соответственно «судебно-медицинский аспект» рассматриваемой проблемы [3, 7—8, 12].
Содержание научных работ, в которых имеются сведения об обстоятельствах и условиях взрывов, а также о виде, мощности взрывных устройств (ВУ) и повреждений, находится в зоне интересов судебной медицины.
Существующая зависимость характера ВП от условий и обстоятельств взрыва, а также мощности ВУ лежит в основе классификации ВТ под названием «судебно-медицинская экспертиза взрывной травмы», а также отражена в специальной литературе в разделах «повреждения от взрывов» и «повреждения в результате взрывов» [3, 4, 7].
Распределение ВП по причинам и обстоятельствам взрыва в условиях мирного времени дает определенное представление о цели применения различного вида ВУ.
В аналитическом обзоре отечественной и зарубежной литературы, представленном В.М. Шаповаловым и И.М. Самохваловым [22], приведены сведения о ВП мирного времени, полученных в результате террористической деятельности в отношении мирного населения, а также техногенных катастроф как в мире, так и в Российской Федерации. В исследовании Л.А. Шмарова [23] о применении ВУ в террористических целях дана судебно-медицинская оценка полученных, в том числе мирным населением, ВП в период контртеррористической деятельности на Северном Кавказе (1999—2004 гг.).
Описана судебно-медицинская эпидемиология ВТ мирного времени как вида насильственной смерти, в том числе при террористических актах в Москве за период с 1989 по 2004 г. [9]. В этот период в Москве погибли 5977 человек от применения огнестрельных и взрывных компонентов. Дан системный анализ экспертной практики ВТ мирного времени в связи с террористическими актами в Москве за 13-летний период после 2000 г. [12]. Наибольшее число случаев применения ВУ насчитывается в результате террористических актов в отношении мирного населения, а ВТ является одним из распространенных видов насильственной смерти.
Виды возможных ВУ в широком их спектре описаны в соответствующей специальной литературе по судебно-медицинской экспертизе ВТ и являются ориентиром для специалистов в данной области [3, 4]. Анализ данных литературы о ВП при техногенных катастрофах и террористических актах свидетельствует о фактически примененных видах ВУ. Так, В.М. Шаповалов со ссылкой на зарубежные статьи в медицинских журналах отмечает широкое применение в отношении мирного населения ВУ, в частности в Северной Ирландии (1969—1977 гг.), Иерусалиме (1970—1975 гг.), Италии (Болонья, 1988 г.), с гибелью пострадавших в результате полученных ВТ [19, 24—27]. Гибель населения при этих событиях составила 10—25% от общего количества пострадавших [8, 28—30].
Описаны события реализованных террористических актов в Москве (515 человек погибли за период с 2004 по 2010 г.) с применением самодельных ВУ [12].
Отмеченные факты свидетельствуют о широком применении с террористической целью против мирного населения различных самодельных ВУ, которые можно классифицировать по следующим показателям.
Мощность примененных взрывных устройств и взрыва
Мощность ВУ, а следовательно и взрыва, является одним из условий, под влиянием которого происходит формирование ВП, что является аксиомой в практике судебно-медицинской экспертизы. Между мощностью ВУ, объемом и тяжестью ВП имеется прямая зависимость.
В литературе по судебно-медицинской оценке ВТ приведены основные критерии мощности взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте: заряды большой мощности (масса более 250 г); средней мощности (масса от 100 до 250 г); малой мощности (масса до 50—100 г) [3, 4]. Применяются такие термины, как «маломощные взрывные устройства» и «взрывные устройства значительной мощности» [23].
Отмечено применение ВУ большой мощности при судебно-медицинской оценке ВП в Москве в результате террористических актов, при этом мощность ВУ составляла от 1,5 до 5 кг в тротиловом эквиваленте [12].
Дистанция от поврежденного объекта до центра взрыва
Нахождение повреждаемого объекта от центра взрыва характеризуется понятием «дистанция» (расстояние). Виды дистанции соответствуют повреждающим факторам взрыва, воздействующим в их границах на объект, формируя при этом те или иные характерные ВП. Протяженность дистанции определяется предельным расстояниям действия соответствующих факторов взрыва. Принято выделять соприкосновение взрывного устройства с телом или одеждой (контактный взрыв); близкое расстояние (в пределах действия продуктов взрыва); относительно близкое расстояние (в пределах действия ударной волны окружающей среды); неблизкое расстояние (при поражениях осколками металлической оболочки ВУ за пределами выраженного действия ударной волны) [3, 4, 31].
При оценке наиболее частых и типичных повреждений, вызываемых действием поражающих факторов взрыва, рассматривают ряд принципиально различных ситуаций: при расположении пострадавшего в непосредственной близости от источника взрыва, когда он подвергается воздействию всех его поражающих факторов; если пострадавший подвергается действию обрушившихся в результате взрыва зданий (травмы от завалов, синдром длительного сдавливания) [19].
Отмечено, что ВП чаще всего встречаются при контактном взрыве, характерном при индивидуальном подрыве на ВУ; реже при взрыве на неблизкой дистанции — при взрыве зданий; редко встречаются ВП при взрыве на относительно близкой дистанции [23].
При оценке ВП в результате террористических актов, преимущественно в подземном транспорте Москвы, установлено, что сведения о дистанции от эпицентра взрыва до повреждаемого объекта в обстоятельствах отсутствуют. Это затрудняет решение вопросов обстоятельств взрыва, но при этом обращается внимание на необходимость установления и исследования травм [11].
Существующая связь дистанции от эпицентра взрыва до повреждаемого объекта (между ВУ и пострадавшими) с учетом воздействующих факторов взрыва подчеркивает важность оценки данного показателя при судебно-медицинской экспертизе на основе ВП и соответствующих критериев, что важно при реконструкции обстоятельств взрыва.
Количество пострадавших
Количество одномоментно пострадавших от одного совершенного взрыва также имеет значение при судебно-медицинской экспертизе ВП — влияет на точность реконструкции условий и обстоятельств взрыва. Вполне закономерно, что массовый случай поражения при большинстве взрывов является наиболее распространенным, особенно при террористических актах, совершаемых в местах большого скопления людей, чем единичные случаи. В общедоступной научно-методической и специальной литературе по судебно-медицинской экспертизе ВТ как единичные случаи, так и массовые описаны в недостаточном объеме [3, 4, 7, 10].
При описании обстоятельства взрывов при террористических актах в Москве, оценке количества пострадавших используются термины «многочисленные человеческие жертвы», «многочисленные пострадавшие» [12]. В случаях единичной ВТ с одним потерпевшим применяется термин «одиночные подрывы» [23].
Предложено рассматривать особенности взрывов при техногенных катастрофах и террористических актах по количеству пораженных: с поражением одного человека (одиночная взрывная травма); с поражением нескольких (до 10) человек (групповая взрывная травма); с поражением 10 человек и более (массовая взрывная травма) [22].
По обстоятельствам получения ВП их можно разделить на взрывы на открытом воздухе и взрывы в закрытых помещениях. Одним из обстоятельств, оказывающих существенное влияние на формирование ВП, является конфигурация пространства, в котором происходит взрыв: открытая местность или условия ограниченного (замкнутого) пространства; закрытые помещения и сооружения. Значимость и важность характеристики пространства в практике судебно-медицинской экспертной оценке детально изложена в доступной научно-методической литературе [3, 4, 7, 8]. Выделены такие основные типы окружающей среды взрыва, как водная или воздушная, открытая местность, помещения, помещения с наличием смещаемых и неподвижных предметов [5, 8]. Описаны особенности травм от взрывов внутри помещений, а также от взрыва на открытом воздухе, в закрытых помещениях [22]. При взрывах в Московском метрополитене ВУ срабатывали в условиях замкнутого ограниченного пространства при большом скоплении людей [12].
Повреждающие факторы взрыва
К повреждающим факторам взрыва относятся детонация, взрывные газы и ударные волны, осколки и вторичные снаряды. По степени удаленности, а следовательно по последовательности распространения от ВУ в сторону поражаемого (повреждаемого) объекта выделяют взрывные газы (ВГ); ударную волну (УВ); звуковую волну (ЗВ); частицы взрывчатого вещества (ВВ); осколки взрывного устройства (ВУ); сочетанное действие ВГ, УВ, осколков ВУ; вторичные факторы взрыва; удары о предмет при падении. Каждый из перечисленных факторов способен формировать характерные повреждения, особенности которых зависят от мощности ВУ, его конструкции и дистанции взрыва [3, 4, 7, 29, 30, 32].
Таким образом, общая классификация не до конца сформулирована. В ней нет четкого распределения на повреждающие факторы взрыва и образовавшиеся повреждения, а специфические повреждения, характерные для ВТ в замкнутом пространстве, не учтены.
Общая характеристика повреждений при взрыве
Морфология различных видов ВТ отличается, с одной стороны, исключительным многообразием, с другой — достаточной характерностью, которая обусловливает возможность дифференциальной диагностики повреждений и взрыва вообще, а также конкретного вида взрывного устройства в частности. Выделены общие особенности повреждений от взрывов [3, 4, 7].
Действие повреждающих факторов взрыва
При одномоментном комплексном действии повреждающих факторов взрыва на организм образуются сочетанные, обширные и множественные повреждения органов и систем, характеризующие ВТ как одну из наиболее сложных в судебной медицине [3, 10, 22, 33]. Повреждения отличаются большим разнообразием: повреждения одежды пострадавшего, различные повреждения кожи и мягких тканей, образование ушибленных или рваных ран, разрывы и размозжения тканей, а также фрагментация тела [1, 20, 29, 34—36].
Не в полной мере приведены данные об особенностях повреждений, полученных при взрывах на открытой местности, а также при взрывах при ограниченности окружающего пространства.
Степень воздействия факторов взрыва в рассматриваемых случаях подчиняется законам физики. Энергия взрыва увеличивается за счет замкнутого пространства. Максимальные уровни давления могут нарастать «мгновенно» на открытой местности или постепенно в помещении, что определяет тяжесть поражения в названных условиях.
Повреждения, которые образуются на открытой местности
При взрывах бомб на открытой местности воздействие ударной волны менее выраженное, а подавляющее большинство повреждений обусловлено ранениями от осколков и ударами о различные предметы. Все это характеризует сочетанное воздействие нескольких повреждающих факторов взрыва [19, 37, 38].
Повреждения, образующиеся в замкнутом пространстве
Поражения ударной волной от одиночного взрыва в замкнутом пространстве, как и поражения от нескольких факторов, имеют существенные отличия от классических поражений на открытой местности [3]. Кроме того, большинство повреждений вызывается воздействием вторичных ранящих снарядов, а также ударами о твердые предметы в результате перемещения тела ударной волной [19, 35].
Часть террористических актов в Москве происходила в местах массового скопления людей на открытой местности, а часть в метрополитене, в условиях закрытого (замкнутого) пространства вагонов [11]. Характеристика воздействующих факторов и повреждений в таких случаях не приводится.
Заключение
На основании анализа публикаций о судебно-медицинской экспертизе повреждений при ВТ установлено, что более развернутая характеристика дана в отечественной литературе. Разработаны классификации ВТ, но при взрыве в замкнутом пространстве не отражены повреждающие факторы взрыва при воздействии их на пострадавшего.
Дальнейшее исследование данной проблемы позволит определить закономерности формирования повреждений, полученных при ВТ, дистанцию от центра взрыва, положение потерпевших и условия получения травм тела в замкнутом пространстве для последующей реконструкции происшествия с учетом 3D моделирования, а также доработать классификацию ВТ в зависимости от условий и обстоятельств взрыва.
Необходимо отметить, что ударная волна в условиях замкнутого пространства может действовать на тело не только со стороны центра взрыва, но, многократно отражаясь от преград, причинять повреждения с разных сторон. Это обстоятельство может затруднять диагностику морфологических повреждений на трупе и искажать механизмы и обстоятельства травмирования. В последующем необходимо разработать критерии для уточнения влияния преград на изменение траектории ударной волны, провести моделирование решения экспертных задач.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.