Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Денисов А.В.

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова Минобороны России

Логаткин С.М.

ГНИИИ военной медицины Минобороны России

Божченко А.П.

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова Минобороны России

Демченко К.Н.

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова Минобороны России

Чипизубов Н.А.

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова Минобороны России

Толмачев И.А.

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России

Механизм образования и морфологические особенности огнестрельной травмы груди и живота, возникающей при использовании бронежилета

Авторы:

Денисов А.В., Логаткин С.М., Божченко А.П., Демченко К.Н., Чипизубов Н.А., Толмачев И.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 4242 раза


Как цитировать:

Денисов А.В., Логаткин С.М., Божченко А.П., Демченко К.Н., Чипизубов Н.А., Толмачев И.А. Механизм образования и морфологические особенности огнестрельной травмы груди и живота, возникающей при использовании бронежилета. Судебно-медицинская экспертиза. 2020;63(5):8‑12.
Denisov AV, Logatkin SM, Bozhchenko AP, Demchenko KN, Chipizubov NA, Tolmachev IA. Mechanism of formation and morphological features of a gunshot injury to the chest and abdomen arising from the use of body armor. Forensic Medical Expertise. 2020;63(5):8‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2020630518

Рекомендуем статьи по данной теме:

Частота огнестрельных ранений сохраняет тенденцию к увеличению как в локальных войнах и военных конфликтах, так и в практике гражданского здравоохранения. Наибольшая доля ранений приходится на грудь и живот. В современных вооруженных конфликтах ранение этих областей составляет 50% среди убитых и 30% среди раненых, при этом летальность достигает 16,2% при изолированных ранениях и 20—30% при сочетанных [1, 2].

Наиболее эффективным способом защиты груди и живота от пуль и осколков является бронежилет (БЖ). Оснащение БЖ американских войск во время войны в Корее способствовало сокращению частоты тяжелых проникающих ранений груди с 11,6 до 8%. Такая тенденция наблюдалась и в последующих вооруженных конфликтах [3—5]. В настоящее время БЖ по праву является неотъемлемым элементом боевой экипировки личного состава оперативных и боевых подразделений.

Применение БЖ привело к появлению новой группы повреждений, возникающих в результате взаимодействия огнестрельного снаряда с БЖ и отличающихся по ряду показателей от «классической» огнестрельной травмы. К сожалению, в действующем руководстве по военно-полевой хирургии не содержится подробных сведений о клинико-морфологических особенностях таких повреждений [6]. Отсутствуют соответствующие разделы и в научно-методических трудах, посвященных судебно-медицинской экспертизе огнестрельной травмы [7]. Все это обусловливает актуальность обобщения и анализа накопленного практического и экспериментального материала по вопросам механогенеза, диагностики и экспертной оценки огнестрельных повреждений, возникающих при использовании БЖ.

Цель работы — раскрыть механизмы образования повреждений при непробитии бронекомпозиции, при ее пробитии, а также при наружном или внутреннем рикошете.

Анализ боевой патологии современных военных конфликтов, опыт экспериментальных исследований показывают, что по механизму образования принципиально можно выделить три основных типа повреждений: 1) закрытая локальная контузионная травма (ЗЛКТ) при непробитии БЖ [8, 9]; 2) огнестрельное ранение при пробитии БЖ [10]; 3) огнестрельные ранения вследствие рикошетирования (наружный и внутренний рикошет) поражающих элементов от поверхности БЖ [11]. Цель настоящего исследования — рассмотрение основных типов повреждений, возникающих при использовании бронежилета.

1. Под ЗЛКТ принято понимать закрытую травму, обусловленную прохождением в тканях и органах груди и живота, расположенных за БЖ, ударного импульса с высоким уровнем избыточного давления и с последующим сдвигом тканей в стороны от места приложения ударного воздействия. Главное отличие этого вида травмы от повреждений, вызванных низкоскоростным воздействием тупого твердого предмета, состоит в большей глубине повреждений вследствие высокой энергетики заброневого удара [5, 8, 12].

Для адекватного анализа ЗЛКТ необходимо рассматривать всю цепь динамического эффекта, образующегося при воздействии РС через элементы защиты, включающие, помимо защитной структуры БЖ, все слои обмундирования (одежды), а также подлежащие ткани груди и живота (кожа, подкожная основа, мышечная ткань и реберный каркас) [13].

При непробитии бронепанели в месте попадания РС с тыльной ее стороны образуется зона деформации сферической формы, с большой скоростью передающая удар сопряженному участку тела. В подлежащих структурах наблюдается движение среды, которое формирует остаточную деформацию в пластичных материалах и временную полость (ВП) или зону разрежения вещества в эластичных. В тканях и органах человеческого тела, представляющих собой пример последних, феномен образования ВП оказывается основным в механизме повреждения при непробитии БЖ [7, 9, 14].

ЗЛКТ, по нашим данным, может проявляться как в виде повреждений кожи и подкожной основы с формированием кровоизлияний, так и ушибами внутренних органов, сопровождающихся в тяжелых случаях разрывами внутренних органов (прежде всего легких и печени) с развитием жизнеугрожающих последствий: напряженный пневмоторакс, внутрибрюшное кровотечение и т.п. (рис. 1 на цв. вклейке).

Рис. 1. Варианты повреждений мягких тканей внутренних органов при ЗЛКТ в эксперименте на крупных лабораторных животных (свиньи) (собственные исследования).

а — разрыв кожи и внутрикожное кровоизлияние; б — ограниченное кровоизлияние в ткань левого легкого; в — краевой разрыв печени; г — ушиб с кровоизлиянием в стенку толстой кишки.

М.В. Тюрин [9] на основе анализа большого количества экспериментального и клинического материала предложил классификацию ЗЛКТ, которая не потеряла своей актуальности до настоящего времени. В этой классификации он дал характеристику возможной потери боеспособности (работоспособности).

Согласно этой классификации, для I степени тяжести травмы (легкая) характерны ссадины, кровоподтеки, ограниченные подкожные гематомы, единичные очаговые субплевральные кровоизлияния. Утрата боеспособности имеет продолжительность до 1—3 мин; ограниченная боеспособность — до 15 мин; полное восстановление происходит в течение суток. Вероятность возвращения в строй составляет 99%.

Для II степени тяжести травмы (средняя) характерны ссадины и разрывы кожи, ушибленные раны, очаговые внутримышечные кровоизлияния, множественные очаговые субплевральные кровоизлияния, единичные очаговые кровоизлияния в брыжейку кишечника. Утрата боеспособности продолжается до 3—5 мин, ограниченная боеспособность — до 10 сут; полное восстановление происходит в течение 15—20 сут. Вероятность возвращения в строй 85%.

Для III степени тяжести травмы (тяжелая) характерны разрывы и отслоения кожи, закрытые и открытые переломы ребер, разрывы плевры, кровоизлияния в паренхиму легких, субэпи- и субэндокардиальные кровоизлияния, подкапсульные гематомы паренхиматозных органов брюшной полости и забрюшинного пространства, субсерозные кровоизлияния в кишечнике, разрывы брыжейки, ограниченный гемопневмоторакс, гемоперитонеум, переломы отростков позвонков без повреждения спинного мозга. Полная утрата боеспособности и ограниченная боеспособность — до 15—20 мин; полное восстановление в течение 30—60 сут. Вероятны летальные исходы. Возвращение в строй — 25%.

Для IV степени тяжести травмы (крайне тяжелая, летальная) характерны разрывы кожи и мышц, разрывы и размозжение внутренних органов, закрытая травма позвоночника с повреждением спинного мозга. Весьма вероятна быстрая смерть на месте происшествия или отсроченная смерть вследствие осложнений. У выживших — инвалидность и полная утрата боеспособности. Вероятность возвращения в строй нулевая.

По нашему мнению, при исследовании степени тяжести ЗЛКТ при непробитии БЖ в первую очередь следует учитывать травму жизненно важных органов груди и живота (сердце, легкие, печень, почки и селезенка), повреждение которых может привести к немедленной гибели раненого. Нельзя при этом игнорировать повреждение других тканей и органов, травма которых может значимо ухудшить прогноз ранения (мягкие ткани грудной и брюшной стенки, реберный каркас, желудок, толстая и тонкая кишка). Возможно, пулестойкость БЖ не может служить единственным критерием оценки его защитных свойств: при непробитии БЖ в проекции воздействия РС могут возникать повреждения любой степени тяжести, включая летальные.

2. Огнестрельные ранения груди и живота, связанные со сквозным пробитием БЖ, представляют особую группу [10]. Тяжесть ранения определяется, с одной стороны, массой и ударной скоростью РС, с другой — составом элементов защиты. При сквозном пробитии БЖ в рану, помимо деформированной пули и элементов одежды экипировки, могут внедряться осколки бронепанели и наносить дополнительные повреждения [10, 15].

При пробитии тканевых БЖ, кроме входного огнестрельного отверстия в коже и подкожной основе, расположенных непосредственно в зоне пробития, образуется зона ушиба вокруг входного огнестрельного отверстия, площадь которого значительно превышает площадь поперечного сечения РС [16, 17]. Нередко РС теряет устойчивость, изменяет направление своего движения и опрокидывается, увеличивая объем повреждения по ходу раневого канала [17—19].

Исследования повреждающего действия высокоскоростных боеприпасов: пули калибра 5,45 мм при выстреле из автомата АК-74 и пули SS109 калибра 5,56 мм из американской штурмовой винтовки М-16 — показали, что после пробития тканевого БЖ пуля может изменить направление движения с увеличением остаточной полости в мыльных блоках (объем огнестрельного повреждения) [20]. При поражении боеприпасами пистолетных патронов (пуля калибра 9,0 мм патрона 7Н21 к пистолету Ярыгина), обладающих относительно невысокой скоростью полета пули, нередко наблюдали уменьшение размера временной полости в желатиновых блоках и остаточной полости в блоках из пластилина, т. е. уменьшение объема повреждения [16].

Рассмотренные результаты исследований огнестрельных ранений после пробития БЖ позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, тяжесть огнестрельного повреждения при пробитии защитной структуры БЖ при прочих равных условиях зависит от ее уровня (класса) защиты, а также от массы и скорости РС, его конструкции, параметров устойчивости движения. Во-вторых, тяжесть травмы зависит от объема возникшей травмы и глубины проникновения РС, определяющей вероятность попадания в жизненно важные органы, а также от тяжести состояния пострадавшего, обусловленного возрастом, статусом питания, наличием сопутствующих заболеваний. В-третьих, низкоэнергетические пули пистолетов и пистолетов-пулеметов не в состоянии увеличить тяжесть повреждения после пробития БЖ. В некоторых случаях пробитие БЖ высокоэнергетическими пулями средне- и длинноствольного стрелкового оружия может сопровождаться увеличением объема огнестрельного повреждения, однако это не всегда будет приводить к увеличению тяжести ранения (по сравнению с ситуацией образования травмы без БЖ). Характер изменения формы и размеров повреждений бронепанелей при сквозном пробитии БЖ может стать объективной основой для установления вероятной скорости огнестрельного снаряда, причинившего повреждения, а следовательно, и дистанции выстрела.

3. Огнестрельные ранения могут возникать вследствие рикошетирования РС от защитных структур БЖ. При подходе пуль к бронежилету под углом 20º и более (от нормали) возможно рикошетирование элементов демонтированных пуль или их фрагментов, которыми могут быть нанесены тяжелые повреждения как самому владельцу БЖ, так и окружающим. Возможен как наружный (экстракорпоральный) рикошет — от наружной поверхности бронежилета, так и внутренний (интракорпоральный) — от внутренней его поверхности [11]. Случаи наружного рикошета наблюдаются в основном при использовании металлических бронепанелей. Для снижения вероятности рикошетирования применяют противоосколочные тканевые экраны, состоящие из баллистической ткани. Однако их применение в современных бронежилетах не позволяет полностью исключить возможность рикошетирования.

Разлет рикошетирующих фрагментов РС происходит в основном вперед, а также в стороны и даже назад относительно направления стрельбы. Количество фрагментов и угол их разлета опосредованно определяется применяемым оружием. Так, при стрельбе из АКМ, АК-74 и СВД одним из немногочисленных и при этом основным рикошетирующим элементом является сердечник пули или его часть, а при стрельбе из М-16 А-1 пуля патрона М-193 после встречи с бронепанелью фрагментируется с образованием большого количества мелких осколков (рис. 2 на цв. вклейке).

Рис. 2. Разлет осколков при обстреле бронепанели на основе керамики (из киносъемки с частотой 25 кадров в минуту) [11].

От рикошетировавших фрагментов пуль наблюдаются вторичные повреждения мягких тканей лица, шеи, предплечья, кисти, бедра, а в некоторых случаях — типичные огнестрельные переломы костей [5, 11]. При таком виде огнестрельного ранения возможно формирование не одного, а нескольких раневых каналов, содержащих фрагменты пули, защитной структуры БЖ и экипировки. В ряде случаев рикошетирующими фрагментами могут быть нанесены тяжелые повреждения не только самому владельцу жилета, но и окружающим.

Существует высокая вероятность нанесения тяжелых огнестрельных повреждений рикошетирующими элементами высокоскоростных пуль и от внутренней поверхности бронепанелей [11] (рис. 3 на цв. вклейке). Наличие в структуре современных БЖ тканевого экрана общей площади защиты (под бронепанелью) способствует эффективной задержке осколков и фрагментов пули. Это позволяет значительно снизить (но не исключить полностью) вероятность получения опасных ранений в результате интракорпорального рикошетирования.

Рис. 3. Схема возможного нанесения огнестрельных повреждений при внутреннем рикошетировании пуль [11].

1 — противоосколочная защита БЖ (тканевой пакет); 2 — бронепанель; 3 — проекция тела человека (вид сверху); 4 — направление движения пули; 5 — направления рикошетирующих осколков пули.

Заключение

Таким образом, механизм образования, диагностика и судебно-медицинская оценка травмы, причиненной через БЖ, имеют ряд специфических особенностей. Повреждения при непробитии БЖ характеризуются не только внешними проявлениями в виде ушибов кожи и подкожной основы, но и выраженными закрытыми повреждениями внутренних органов — груди и живота. Тяжесть и объем огнестрельного повреждения при сквозном пробитии БЖ может значительно возрастать за счет внедрения в раневой канал фрагментов пуль и поврежденных бронепанелей. При подходе пуль к бронежилету под острым углом возможно рикошетирование элементов демонтированных пуль, которыми могут быть нанесены тяжелые огнестрельные повреждения как самому владельцу БЖ, так и окружающим. Каждого пострадавшего с травмой в бронежилете следует тщательно обследовать для выявления характера и объема повреждений внутренних органов груди и живота. Соблюдение этих требований позволит обеспечить не только адекватную диагностику и возможность правильного и своевременного лечения пострадавшего, но и создаст условия для проведения всестороннего расследования происшествия, основанного на получении в ходе производства судебно-медицинской экспертизы объективных доказательств.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Литература / References:

  1. Быков В.П. Огнестрельные ранения груди и живота мирного времени. Хирургия. 2003;7:72-74. 
  2. Масляков В.В., Барсуков В.Г., Куркин К.Г. Особенности оказания медицинской помощи при огнестрельных ранениях груди в условиях локального вооруженного конфликта. Медицина экстремальных ситуаций. 2018;20(1):48-59. 
  3. Военно-полевая хирургия локальных войн и вооруженных конфликтов. Руководство для врачей. Под ред. Гуманенко Е.К., Самохвалова И.М. М.: ГЭОТАР-Медика; 2011.
  4. Зуев В.К., Татарин С.Н., Фокин Ю.Н. Огнестрельная травма при наличии бронежилета. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2004;11:56-60. 
  5. Озерецковский Л.Б., Гуманенко Е.К., Бояринцев В.В. Раневая баллистика. История и современное состояние огнестрельного оружия и средств индивидуальной бронезащиты. СПб.: Калашников; 2006.
  6. Бельских А.Н., Самохвалов И.М. Указания по военно-полевой хирургии. Изд. 8-е. М.: ГВМУ МО РФ; 2013.
  7. Попов В.Л., Шигеев В.Б., Кузнецов Л.Е. Судебно-медицинская баллистика. СПб.: Гиппократ; 2002;656. 
  8. Озерецковский Л.Б., Тюрин М.В., Денисов А.В. Особенности судебно-медицинской экспертизы при огнестрельных ранениях через бронежилет. Судебно-медицинская экспертиза. 2013;3(56):35-38. 
  9. Тюрин М.В. Морфофункциональная характеристика тупой травмы грудной клетки, защищенной бронежилетом: Дис. ... канд. мед. наук. Л. 1987.
  10. Сохранов М.В. Структура и тяжесть огнестрельных ранений груди и живота в аспекте моделирования средств индивидуальной бронезащиты военнослужащих: Дис. ... канд. мед. наук. СПб. 2006. Ссылка активна на 15.04.19.  https://medical-diss.com/medicina/struktura-i-tyazhest-ognestrelnyh-raneniy-grudi-i-zhivota-v-aspekte-modelirovaniya-sredstv-individualnoy-bronezaschity-vo
  11. Панов В.П. Оптимизация конструкции бронежилета для обеспечения безопасности личного состава: Дис. ... канд. мед. наук. СПб. 2001.
  12. Hinsley DE, Tam W, Evison D. Behind armour blunt trauma to the thorax — physical and biological models. Proceedings of Personal Armour Systems Symposium (PASS 2002). Hague, Netherlands. 2002.
  13. Fenne PM, Barnes-Warden J. Developing a test methodology to moderate levels of injury resulting from BABT. PASS 2014.
  14. Owen-Smith MS. High velocity missile wounds. Baltimore: Edward Arnold; 1981.
  15. Логаткин С.М., Григоров И.И., Панов В.П., Альтов Д.А. Особенности проникающего огнестрельного ранения при сквозном пробитии бронежилета. Вопросы оборонной техники. 2003;16(5-6):119-120. 
  16. Альтов Д.А. Судебно-медицинская характеристика огнестрельных повреждений из 9,0-мм пистолета 6П35 пулями патронов 7Н21 (экспериментально-морфологическое исследование): Дис. ... канд. мед. наук. СПб. 2001.
  17. Тюрин М.В., Захаров Ю.В. Сравнительная характеристика временной пульсирующей полости и остаточной полости в биоимитаторах при пробитии бронежилета и без него. В кн.: Актуальные проблемы защиты и безопасности: труды 4-й Всероссийской научно-практической конференции РАРАН. СПб.: НПО Спецматериалов; 2001.
  18. Логаткин С.М. Гигиеническое обоснование принципов нормирования заброневого воздействия поражающих элементов при непробитии бронежилета: Дис. ... д-ра мед. наук. СПб. 2007.
  19. Missliwetz J, Denk W, Wieser I. Study on the wound ballistics of fragmentation protective vests following penetration by handgun and assault rifle bullets. J Forensic Sci. 1995;40:582-584.  https://doi.org/10.1520/JFS13829J
  20. Lanthier J-M, Iremonger MJ, Lewis EA, Horsfall I, Gotts PL. Is the wounding potential of high velocity military bullets increased after perforation of textile body armour? Proceedings of Personal Armour Systems Symposium (PASS 2004). Hague, Netherlands. 2004;225-232. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.