Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Короленкова М.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России;
ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский институт им. М.Ф. Владимирского»

Хачатрян А.Г.

ГАУЗ МО «Химкинская стоматологическая поликлиника»

Побережная А.А.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии»

Кречетова М.С.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии»

Модель профилактики кариеса зубов среди детей и подростков, проживающих в организованном детском коллективе

Авторы:

Короленкова М.В., Хачатрян А.Г., Побережная А.А., Кречетова М.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2022;101(4): 61‑67

Прочитано: 3192 раза


Как цитировать:

Короленкова М.В., Хачатрян А.Г., Побережная А.А., Кречетова М.С. Модель профилактики кариеса зубов среди детей и подростков, проживающих в организованном детском коллективе. Стоматология. 2022;101(4):61‑67.
Korolenkova MV, Khachatryan AG, Poberezhnaya AA, Krechetova MS. Dental caries prevention program in children and adolescents living in residential institutions. Stomatology. 2022;101(4):61‑67. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202210104161

Рекомендуем статьи по данной теме:
Проб­ле­мы ока­за­ния сто­ма­то­ло­ги­чес­кий по­мо­щи дет­ско­му на­се­ле­нию на при­ме­ре г. Ча­па­евск Са­мар­ской об­лас­ти. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(4):35-42
Рак же­луд­ка: за­бо­ле­ва­емость, фак­то­ры рис­ка, скри­нинг. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):135-139
Связь про­дук­тов пи­та­ния и ком­по­нен­тов пи­щи с час­то­той прис­ту­пов миг­ре­ни. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):30-35

Распространенность кариеса зубов среди детей и подростков в России высока, при интенсивности от средней до высокой (данный показатель варьирует по регионам) [1—5]. Широко известными факторами риска кариеса зубов являются особенности диеты и уровень гигиены рта. При этом нередко у детей, подростков, да и их родителей отсутствуют необходимые знания и навыки для формирования правильного стереотипа ухода за зубами [6]. Особо уязвимую группу представляют дети и подростки с неблагополучными условиями жизни. Имеются данные о связи социального неблагополучия ребенка (травля в школе, низкая самооценка, дети из семей с низким социальным статусом) и уровнем гигиены рта и, соответственно, кариеса зубов [7—13].

Уменьшить распространенность и интенсивность кариеса зубов могут программы профилактики, в том числе ориентированные на организованные детские коллективы (в первую очередь — школьная стоматология) [14—16]. Именно подобные программы представляют особый интерес как дающие возможность не только проведения массовых профилактических мероприятий, но и регулярных занятий с детьми, формирующими у них представление о здоровом образе жизни.

Значимая роль образовательного компонента в профилактике кариеса и формировании стереотипов здорового образа жизни подчеркивается рядом авторов [17—20]. Однако, как показал систематический обзор литературы D. Gray и G. McIntyre (2008), большинство образовательных программ, начало которых приходится на подростковый возраст, дает лишь краткосрочный эффект улучшения гигиены рта и здоровья тканей периодонта (до 5 месяцев). При этом многие исследования не имели достаточных сроков наблюдения, чтобы можно было судить о долгосрочном эффекте [18]. В России долгосрочное исследование эффективности образовательных стоматологических программ выполнено Н.А. Луневой и Е.Е. Маслак (2007). Проанализировав группу подростков, с которыми 6 лет назад (в младшем школьном возрасте) проводили программу санитарно-гигиенического просвещения, авторы обнаружили очевидный регресс знаний и навыков, но все же в данной группе распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта была ниже, чем в группе контроля [20]. Таким образом, интересным представляется долгосрочный анализ модели профилактики кариеса зубов с включение интенсивной образовательной программы у детей, проживающих в организованном детском коллективе, с которыми занятия были начаты в разном возрасте.

Цель исследования — оценка новой модели профилактики кариеса зубов среди детей разных возрастных групп, проживающих в условиях организованного детского коллектива.

Материал и методы

В основу модели программы санитарного просвещения и профилактики легла разработанная на основе 10-летнего практического опыта модель муниципальной программы профилактики «Счастливые улыбки» (далее «Программы»), внедренная в городском округе Химки.

В городском округе Химки стоматологическая помощь детскому населению включала в себя различные формы профилактической работы, такие как плановые профилактические осмотры, санитарно-просветительские мероприятия, но они не носили системный характер, не обеспечивали необходимого комплекса мероприятий для реального улучшения стоматологического здоровья детей, повышения грамотности и формирования осознанной мотивации в вопросах сохранения стоматологического здоровья [21]. Стабильно высокие ежегодные показатели распространенности кариеса и нуждаемости в лечении детей г.о. Химки в 2011 г. побудили инициативную группу Лицея №11 (педагог, врач-стоматолог, родители) создать Детский образовательный проект «Счастливые улыбки» целью которого являлось укрепление здоровья и воспитание соответствующих навыков и привычек здорового образа жизни с помощью конструктивного партнерства медицинских работников, педагогического коллектива и самих детей. Лечебное сопровождение проекта осуществлял врач-стоматолог на постоянной основе.

Стартовой точкой для формирования Программы стало открытие детского отделения ГАУЗ МО «Химкинская стоматологическая поликлиника», которое выступило в качестве организатора и модератора программы «Счастливые улыбки». К 2018 г. была сформирована окончательная модульная концепция Программы, позволяющая поэтапно вводить новые компоненты:

2018 г. модуль «Антенатальная профилактика» — охват профилактическими мероприятиями беременных;

2019 г. модуль «Профилактика в возрастной группе дошкольников» (3—6 лет);

2019 г. модуль «Междисциплинарное взаимодействие» — профилактическая работа врача-ортодонта и логопеда;

2021 г. модуль «Школьная стоматология» — открытие школьных стоматологических кабинетов в семи школах благодаря проекту инициативного бюджетирования губернатора Московской области.

Сходная программа была реализована в Автономной некоммерческой организации «Социально-реабилитационный центр Сольба» при Николо-Сольбинском женском монастыре. Данная организация представляет собой приют, в котором воспитываются социально незащищенные категории детей: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей (всего 150 детей в возрасте от 6 мес. до 18 лет). Для обучения девочек в монастыре была открыта общеобразовательная школа «Добрая школа на Сольбе», а затем профессиональный колледж под тем же названием. Школа и колледж имеют лицензию, государственную аккредитацию и конфессиональное представление. Воспитанницы приюта получают классическое образование и православное воспитание. Начиная с 2013 г. дети, проживающие в приюте, проходили обследование и лечение в отделении госпитальной детской терапевтической стоматологии ФГБУ НМИЦ «ЦНИИС и ЧЛХ», однако высокая потребность в лечении наряду с отдаленностью проживания (монастырь и приют находятся в Ярославской области, в 90 км от Переславля Залесского) диктовали необходимость внедрения программы профилактики и санитарного просвещения, а также организации стоматологического кабинета для лечения детей по месту проживания. В октябре 2021 г. в Николо-Сольбинском женском монастыре медицинский центр получил лицензию на ведение медицинской деятельности по направлению «стоматология детская». Оснащение центра стоматологическим оборудованием было реализовано за счет средств гранта Президента Российской Федерации, предоставленного фондом Президентских грантов. Таким образом, стала возможна и реализация медицинской части Программы по месту проживания детей.

Комплексный план-график Программы составляется ежегодно и включает в себя как лечебно-профилактические мероприятия, так и санитарно-просветительские и социально-значимые мероприятия. Особенностью внедрения Программы в приюте является то, что дети постоянно проживают в организованном коллективе, из-за чего перспективным представляется санитарно-просветительское воздействие через воспитателей и учителей, особенно среди дошкольников и младших школьников (см. табл. 1—3). При внедрении программы профилактики к работе были привлечены также врачи-ординаторы отделения госпитальной детской терапевтической стоматологии ФГБУ «НМИЦ ЦНИИС и ЧЛХ», а также курса ортодонтии и детской стоматологии ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского.

Таблица 1. Мероприятия Программы для детей дошкольного возраста (2—6 лет)

Мероприятие

Кратность

Кто проводит

Комплексное первичное обследование дошкольника с регистрацией состояния органов полости рта в учетной документации, выявление факторов риска и назначение профилактических мероприятий, выявление соматической патологии (группы здоровья)

Однократно

Врач-стоматолог детский, ортодонт

Санитарно-просветительские мероприятия: беседы и практическое обучение воспитателей методам профилактики кариеса зубов у детей, в особенности методике чистки зубов

Ежегодно

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Игровые занятия по обучению детей здоровым привычкам, сохраняющим здоровые зубы: занятие-сказка, викторины, спектакли, наглядные пособия и т.д.

В течение года

Воспитатели

Организация чистки зубов детей под наблюдением и с помощью воспитателей

В течение года

Воспитатели

Стоматологическое просвещение дошкольников

4 урока в год

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Проведение профессиональной гигиены полости рта и контролируемой чистки зубов

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Местное применение фторидов и реминерализирующих препаратов

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Герметизация фиссур первых и вторых временных моляров, первых постоянных моляров

По мере прорезывания зубов

Врач-стоматолог детский

Контрольные осмотры с лечением зубов (при необходимости)

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский

Оказание неотложной стоматологической помощи

По обращаемости

Врач-стоматолог детский

Таблица 2. Мероприятия Программы для детей начальной и средней школы (7—12 лет)

Мероприятие

Кратность

Кто проводит

Комплексное первичное обследование школьника с регистрацией состояния органов полости рта в учетной документации, выявление соматической патологии (группы здоровья)

Однократно

Врач-стоматолог детский, ортодонт

Санитарно-просветительские мероприятия: беседы и практическое обучение детей и воспитателей методам профилактики кариеса зубов у детей, методике чистки зубов:

а. Информационное занятие.

Знакомство. Первичное анкетирование. Основная задача — пробуждение интереса у слушателей.

б. Обучение индивидуальной гигиене.

Рассказ о строении зубов, что такое кариес, почему надо посещать стоматолога, что делать для того, чтобы зубы были крепкие и здоровые и т.п. А также проводится обучение гигиене полости рта с использованием плакатов, моделей. Контролируемая чистка зубов. Все дети должны быть обеспечены зубными щетками и пастами соответственно возрасту. Повторное анкетирование с целью закрепления полученного опыта у детей.

в. Контрольное занятие.

Проводится через 6 мес. Повторно проводится анкетирование, контролируемая чистка зубов, уроки гигиены для контроля усвоенных знаний, викторины на тему профилактики стоматологических заболеваний.

Время одного занятия — 1 академический час (урок)

Дважды в год по два занятия

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Проведение профессиональной гигиены полости рта

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Местное применение фторидов и реминерализирующих препаратов

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Герметизация фиссур первых и вторых постоянных моляров

По мере прорезывания зубов

Врач-стоматолог детский

Контрольные осмотры с лечением зубов (при необходимости)

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский

Оказание неотложной стоматологической помощи

По обращаемости

Врач-стоматолог детский

Таблица 3. Мероприятия Программы для подростков 13—17 лет

Мероприятие

Кратность

Кто проводит

Комплексное первичное обследование школьника с регистрацией состояния органов полости рта в учетной документации, выявление соматической патологии (группы здоровья)

Однократно

Врач-стоматолог детский, ортодонт

Стоматологическое просвещение школьников

Дважды в год

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Проведение профессиональной гигиены полости рта

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Местное применение фторидов и реминерализирующих препаратов

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический

Герметизация фиссур вторых постоянных моляров

По мере прорезывания зубов

Врач-стоматолог детский

Контрольные осмотры с лечением зубов (при необходимости)

2—4 раза в год (в зависимости от группы здоровья ребенка)

Врач-стоматолог детский

Оказание неотложной стоматологической помощи

По обращаемости

Врач-стоматолог детский

Для оценки эффективности данной программы были обследованы 98 детей 12—17 лет (средний возраст 14,7±3,4 года), разделенных на две группы. В первую группу включены 52 ребенка 12—16 лет, вошедшие в Программу в 2013 г. в дошкольном (32 ребенка) или младшем школьном возрасте (20 детей). Контрольную группу составили 46 подростков 12—17 лет, учащихся школы и колледжа при Николо-Сольбинском монастыре, ранее проживавших за пределами монастыря и потому не вошедших в Программу. Оценивались стандартные эпидемиологические показатели: КПУ и индекс гигиены, определенный по методике Федорова—Володкиной. Эти данные определялись в опытной и контрольной группах, но также отдельно в группах детей, вошедших в Программу в дошкольном и школьном возрасте. Надо заметить, что средний возраст детей всех групп достоверно не различался и разница в сроках включения детей в Программу была связана исключительно с их возрастом на момент начала жизни в приюте.

Статистический анализ проводили на персональном компьютере с использованием программы «SPSS» (v13.0. for Windows). Статистическую обработку результатов выполняли стандартными параметрическими и непараметрическими методами. Для проверки достоверности различий значений признаков в группах использовали тест «кси-квадрат». Различия считались статистически значимыми при p≤0,05.

Результаты и обсуждение

Общая распространенность кариеса зубов у всех детей составила 84,7%, что соответствует высокому уровню по критериям ВОЗ. При этом распространенность в группе исследования (82,7%) и контрольной группе (87%) статистически достоверно не различалась. Статистически достоверные различия были, однако, обнаружены между группами детей, вошедших в Программу в дошкольном и школьном возрасте. При этом в первой подгруппе распространенность кариеса составила 78%, что уже соответствует среднему, а не высокому уровню по критериям ВОЗ, во второй подгруппе данный показатель был равен 89%.

Что касается интенсивности кариеса, то она также была высокой в обеих группах. Медиана ее составила 5,9 зубов в группе контроля и 4,7 — в группе исследования (рис. 1). Различие между группами по данному показателю было статистически достоверно (p<0,05). Еще более была выражена разница в интенсивности кариеса в подгруппах детей, вошедших в исследование в разном возрасте: КПУ в группе, вошедших в Программу в дошкольном возрасте, составило 3,5 зуба, в школьном — 5,4 зуба (рис. 2, p=0,01).

Наиболее значимыми были различия между группами по индексу гигиены рта (рис. 3). При этом неудовлетворительный, плохой и очень плохой индекс имели 8 (15,4%) из 52 детей группы исследования и 25 (54,3%) из 46 детей группы контроля. Хороший уровень гигиены рта отмечен у 35 (67,3%) и 17 (37%), удовлетворительный — у 9 (17,3%) и 4 (8,7%) ребенка, соответственно (p<0,05).

Данные исследования демонстрируют эффективность предложенной модели профилактики кариеса зубов в организованном детском коллективе. При этом, что неудивительно, чем больше лет проводит ребенок в Программе, тем более выражен эффект. Можно обсуждать вопрос о том, является ли начало Программы в дошкольном возрасте обязательным условием ее полноценной реализации или имеет значение только общее число лет, в течение которого ребенок является участником программы.

В нашем исследовании максимальный срок наблюдения составил 8 лет (возраст вступления в Программу разнился в связи с тем, что дети поступали в приют в разном возрасте).

Хороший эффект в плане улучшения гигиены рта и редукции прироста кариеса демонстрируют исследования по школьной стоматологии [14—16]. Совершенно очевидно, что он связан с регулярностью осмотров, санитарно-просветительских и профилактических мероприятий, которую обеспечивают доступность врача-стоматолога детского (или гигиениста стоматологического) и условия организованного детского коллектива. В этом контексте наше исследование подтверждает эффективность моделей профилактики, ориентированных именно на организованные коллективы, где информационное воздействие может носить постоянный и регулярный характер.

Однако важным моментом являются сроки начала образовательных программ. В школьной стоматологии это возраст 6—7 лет, что предполагает действие пропаганды мероприятий по улучшению здоровья зубов в течение 10 лет. Подростки представляют собой трудную группу для начала работы по мотивации их к гигиене рта [7—13]. Для младших подростков 12—15 лет характерен некоторый «провал» в эффективности и регулярности гигиены рта, что связано с психологическими особенностями данного возраста и своеобразным бунтом против социальных норм, являющимся, увы, почти неизбежным условием сепарации ребенка и интеграции его во взрослое общество. Kudirkaite и соавт. (2016), в частности, обнаружили, что уровень гигиены рта при прочих равных факторах у 16—18-летних подростков был достоверно лучше, чем у 12—15-летних [22]. Наше исследование выявило низкий уровень гигиены рта у 54,3% подростков группы контроля, не вошедших в Программу, что в целом соответствует показателям, полученным в других исследованиях [6, 8, 9, 23]. Однако в группе подростков, вошедших в Программу в дошкольном возрасте, только 4 (12,5%) из 32 имели уровень гигиены рта ниже удовлетворительного, что ниже, чем в группе, вошедшей в исследование в школьном возрасте (20%). Это свидетельствует о том, что начало воздействия по мотивации детей к гигиене рта еще более успешно, если начинается до школы. Необходимость чистки зубов, правильная кратность и техника чистки при этом настолько становятся частью повседневности, что уже не воспринимается как навязанная норма (подобно тому, как дети-билингвы воспринимают оба языка, усвоенных ими до 6-летнего возраста, как родные, в отличие от начавших изучать язык даже в младших классах школы [24]). Для внедрения программы среди дошкольников она должна быть соответствующим образом адаптирована (включение в нее игровых занятий по обучению детей здоровым привычкам, сохраняющим здоровые зубы: занятие-сказка, викторины, спектакли, наглядные пособия). Для детей, проживающих в условиях детского-дома интерната (приюта, реабилитационного центра и т.п.) или посещающих детские сады важным условием успешной реализации программы являются беседы и практическое обучение воспитателей методам профилактики кариеса зубов у детей, в особенности методике чистки зубов, так как именно воспитателям необходимо делегировать обязанности по контролю за эффективной гигиеной рта (частично, если ребенок имеет родителей и живет с ними).

Заключение

Программы профилактики кариеса зубов, включающие образовательный компонент, эффективны для улучшения гигиены рта у детей, проживающих в организованных детских коллективах. Ключевым моментом для достижения долгосрочного эффекта, а также уменьшения распространенности и интенсивности кариеса является начало программы в дошкольном возрасте, обучение воспитателей и контроль с их стороны за полноценности чистки зубов детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Реализация программы профилактики и лечения детей в «Социально-реабилитационном центре Сольба» выполнено в рамках проекта Николо-Сольбинского женского монастыря 20-3-006864 «Дом милосердия на Сольбе», реализуемом с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Кисельникова Л.П., Бояркина Е.С., Зуева Т.Е., Мирошкина М.В., Федотов К.И. Динамика поражаемости кариесом временных и постоянных зубов у детей в возрасте 3—13 лет г. Москвы. Стоматология детского возраста и профилактика. 2015;14(3):3-7. 
  2. Терехова Т.Н., Кисельникова Л.П., Ермуханова Г.Т., Леус П.А., Жугина Л.Ф., Мельникова Е.И. Сравнительные ретроспективные данные аналитической эпидемиологии кариеса зубов у детей 12—15 лет в трех странах СНГ. Медицинский журнал. 2018;2(64):102-107. 
  3. Горбатова М.А., Гржибовский А.М., Горбатова Л.Н., Зинченко Г.А., Владимирова А.С. Алиментарные факторы риска стоматологического здоровья и кариес зубов у 15-летних подростков Архангельской области. Клиническая стоматология. 2019;1(89):4-10.  https://doi.org/10.37988/1811-153X_2019_1_4
  4. Исмагилов О.Р., Шулаев А.В., Старцева Е.Ю., Ахметова Г.М., Березин К.А. Стоматологическая заболеваемость детей школьного возраста. Проблемы стоматологии. 2019;15(4):140-148.  https://doi.org/10.18481/2077-7566-2019-15-4-140-148
  5. Кузьмина Э.М., Петрина Е.С., Гунгаасэд Т. Распространенность и интенсивность кариеса зубов среди детей 6 и 12 лет г. Улан-Батора. Dental Forum. 2014;4:63-64. 
  6. Маслак Е.Е., Афонина И.В., Каменнова Т.Н., Корнеева К.В. Профессиональная гигиена рта у подростков и взрослых. Dental Forum. 2020; 4(79):43-44. 
  7. Folayan MO, Oginni O, Arowolo O, El Tantawi M. Association between adverse childhood experiences, bullying, self-esteem, resilience, social support, caries and oral hygiene in children and adolescents in sub-urban Nigeria. BMC Oral Health. 2020;20(1):202.  https://doi.org/10.1186/s12903-020-01160-0
  8. Diamanti I, Berdouses ED, Kavvadia K, Arapostathis KN, Polychronopoulou A, Oulis CJ. Oral hygiene and periodontal condition of 12- and 15-year-old Greek adolescents. Socio-behavioural risk indicators, self-rated oral health and changes in 10 years. Eur J Paediatr Dent. 2021;22(2):98-106. PMID: 34237998. https://doi.org/10.23804/ejpd.2021.22.02.3
  9. Fernandes SC, Louceiro A, Lopes LB, Esteves F, Arriaga P. Children’s Attitudes and Behaviors about Oral Health and Dental Practices. Healthcare (Basel). 2021;9(4):416. PMID: 33916533; PMCID: PMC8065731. https://doi.org/10.3390/healthcare9040416
  10. Vadiakas G, Oulis CJ, Tsinidou K, Mamai-Homata E, Polychronopoulou A. Socio-behavioural factors influencing oral health of 12 and 15 year old Greek adolescents. A national pathfinder survey. Eur Arch Paediatr Dent. 2011;12(3):139-145. PMID: 21640058. https://doi.org/10.1007/BF03262795
  11. Mathur MR, Tsakos G, Parmar P, Millett CJ, Watt RG. Socioeconomic inequalities and determinants of oral hygiene status among Urban Indian adolescents. Community Dent Oral Epidemiol. 2016;44(3):248-254. Epub 2016 Jan 14. PMID: 26762656. https://doi.org/10.1111/cdoe.12212
  12. Santoso CMA, Bramantoro T, Nguyen MC, Nagy A. Lifestyle and psychosocial correlates of oral hygiene practice among Indonesian adolescents. Eur J Oral Sci. 2021;129(1):e12755. Epub 2021 Jan 27. PMID: 33501697. https://doi.org/10.1111/eos.12755
  13. Милосердова К.Б., Кисельникова Л.П., Зайцева О.В., Шавлохова Л.А. Клинико-анамнестические характеристики и стоматологическая заболеваемость детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей. Уральский медицинский журнал. 2017;6(150):99-102. 
  14. Скрипкина Г.И., Авраамова О.Г., Бурнашова Т.И., Горячева В.В. Роль школьной стоматологии в снижении стоматологической заболеваемости детей города Омска. Стоматология. 2019;98(3):80-82.  https://doi.org/10.17116/stomat20199803180
  15. Авараамова О.Г., Кулаженко Т.В., Габитова К.Ф. Динамика стоматологической заболеваемости детей при реализации программы профилактики в условиях школьного стоматологического кабинета. Стоматология. 2016;95(2):34-36.  https://doi.org/10.17116/stomat201695234-36
  16. Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Березкина И.В., Шадрина К.В., Петров А.А. Анализ эффективности школьных программ по профилактике стоматологических заболеваний. Обзор литературы. Стоматология детского возраста и профилактика. 2021;21(2):76-87. 
  17. Gray D, McIntyre G. Does oral health promotion influence the oral hygiene and gingival health of patients undergoing fixed appliance orthodontic treatment? A systematic literature review. J Orthod. 2008;35(4):262-269. PMID: 19074364. https://doi.org/10.1179/14653120722770
  18. Hausen H. Oral health promotion reduces plaque and gingival bleeding in the short term. Evid Based Dent. 2005;6(2):31. PMID: 16208381. https://doi.org/10.1038/sj.ebd.6400325
  19. Мельников К.В. Современные подходы организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Актуальные проблемы медицины и биологии. 2018;3:38-42.  https://doi.org/10.24411/2587-4926-2018-10036
  20. Лунева Н.А., Маслак Е.Е. Отдаленные результаты проведения образовательной стоматологической программы для школьников младших классов. Стоматология детского возраста и профилактика. 2007;4(23): 59-62. 
  21. Короленкова М.В., Хачатрян А.Г., Иванова Е.С. Распространенность, интенсивность и эффективность лечения кариеса зубов у детей дошкольного возраста, проживающих в городском округе Химки. Стоматология. 2021;100(5):43-47.  https://doi.org/10.17116/stomat202110005143
  22. Kudirkaite I, Lopatiene K, Zubiene J, Saldunaite K. Age and gender influence on oral hygiene among adolescents with fixed orthodontic appliances. Stomatologija. 2016;18(2):61-5. PMID: 27649721.
  23. Kolawole KA, Oziegbe EO, Bamise CT. Oral hygiene measures and the periodontal status of school children. Int J Dent Hyg. 2011;9(2):143-148. Epub 2011 Mar 1. PMID: 21356014. https://doi.org/10.1111/j.1601-5037.2010.00466.x
  24. Унарова В.Я. Формирование метаязыковых умений у младших школьников-билингвов как лингводидактическая стратегия обучения трем языкам. Педагогика и просвещение. 2020;2:30-40.  https://doi.org/10.7256/2454-0676.2020.2.32447

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.