Авраамова О.Г.

Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава РФ, Москва

Пахомова Ю.В.

Отделение профилактики стоматологических заболеваний ЦНИИС и ЧЛХ, Москва

Стоматологический статус у умственно отсталых детей, проживающих в организованном детском коллективе

Авторы:

Авраамова О.Г., Пахомова Ю.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2016;95(3): 52‑55

Прочитано: 1674 раза


Как цитировать:

Авраамова О.Г., Пахомова Ю.В. Стоматологический статус у умственно отсталых детей, проживающих в организованном детском коллективе. Стоматология. 2016;95(3):52‑55.
Avraamova OG, Pakhomova IuV. Oral health status in children with intellectual disability living in organized groups. Stomatology. 2016;95(3):52‑55. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201695352-55

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Диаг­нос­ти­ка ней­ро­ин­фек­ций у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):51-59
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию син­дро­ма ве­ге­та­тив­ной дис­фун­кции у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):66-75
Изу­че­ние воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния ме­то­дик для оцен­ки расстройств раз­ви­тия экспрес­сив­ной ре­чи у де­тей 3—6 лет. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):103-109
Проб­ле­мы ока­за­ния сто­ма­то­ло­ги­чес­кий по­мо­щи дет­ско­му на­се­ле­нию на при­ме­ре г. Ча­па­евск Са­мар­ской об­лас­ти. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(4):35-42
Сов­ре­мен­ный взгляд на эти­оло­гию жел­чно­ка­мен­ной бо­лез­ни у де­тей. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):59-68

По данным ВОЗ, около 10—15% населения планеты составляют люди с ограниченными возможностями здоровья. Это соответствует от 650 млн до 1 млрд человек, из которых 200 млн дети. Распространенность умственной отсталости (УО) в популяции — от 1 до 3% [20]. В РФ на 2014 г. насчитывается около 13 млн инвалидов, из них 580 тыс. детей, что составляет 4,5% от общего числа инвалидов [16]. В России около 28 тыс. детей с УО, нуждающихся в уходе, бытовой, медико-социальной реабилитации, воспитываются в 132 специализированных государственных стационарных психоневрологических учреждениях [6, 7]. Стоматологическая помощь в этих учреждениях оказывается наряду с другими видами медицинской помощи и реабилитации. Однако стоматологическое здоровье у этих детей находится на низком уровне [1, 9, 15].

Результаты исследования многих авторов показывают, что распространенность кариеса у детей с УО дошкольного возраста колеблется от 87,5—93,6%, у детей школьного возраста — от 53,5—98,6% [4, 5, 13, 21], а интенсивность кариеса у 13—18-летних детей с основным диагнозом легкая УО составляет 6,233±1,032 [4]. Кроме того, эти показатели увеличиваются с возрастом и зависят от степени и тяжести основного заболевания [3, 8, 9]. Отмечено, что у детей с УО при оценке индекса КПУ доминируют показатели «К» и «У» в постоянном прикусе, а у здоровых детей преобладает показатель «П» [2, 5, 15].

Распространенность заболеваний пародонта у детей с УО в 2,5—4 раза чаще, чем у здоровых детей [4, 18] и колеблется от 16,4% [14] до 100% [13].

Распространенность зубочелюстных аномалий составляет от 73% [14] до 100% [4].

У детей с УО ввиду выраженных физических и интеллектуальных нарушений навыки ухода за ртом недостаточно сформированы [13], вследствие чего гигиена рта у них находится на низком уровне [4, 9]. Исследование N. Ameeretal (2012) показало, что у умственно отсталых подростков в сравнении с остальными группами подростков с ограниченными возможностями здоровья плохая гигиена рта и заболевания пародонта встречались чаще.

Цель нашего исследования — оценка стоматологического статуса у умственно отсталых детей, проживающих в условиях организованного детского коллектива в Москве.

Материал и методы

Проведен осмотр 91 ребенка двух ключевых возрастных групп, 12 и 15 лет (39 детей 12 лет и 52 ребенка 15 лет), проживающих в Детском доме-интернате для умственно отсталых детей № 15 Москвы, имеющих основной диагноз: УО умеренная — 48,72 и 40,38%, УО тяжелая — 41,03 и 44,23%, УО глубокая — 10,26 и 15,38%, ДЦП — 25,64 и 25%, синдромом Дауна 20,51 и 17,3%, расстройствами аутического спектра 5,13 и 5,77% соответственно. Дети, проживающие в данном учреждении, имеют значимые различия в питании. Так, 30 (77%) человек из 39 12-летних детей и 37 (71%) человек из 52 15-летних детей помимо основного рациона питания получали дополнительно простые углеводы и имели перекусы между основными приемами пищи — они составили 1-ю группу по типу питания, 2-ю группу по типу питания составили 9 (23%) 12-летних и 13 (29%) 15-летих детей, которые находились только на основном рационе. Это связано с тем, что в силу своего основного заболевания эти дети не способны пережевывать пищу и находятся на протертом столе. Питание у них строго дозировано и не предполагает перекусов и дополнительного потребления простых углеводов между основными приемами пищи. Двое из 15-летних детей также находились на основном рационе, но стали исключением, так как они страдают синдромом «руминации». Феномен «руминации» встречается в 8% случаев у детей с разной степенью УО и заключается в том, что больной после принятия пищи произвольно выбрасывает ее из полости желудка в рот, где удерживает в течение нескольких минут, затем проглатывает снова. Это может происходить на протяжении 2—3 ч [17].

При осмотре детей определяли распространенность кариеса, интенсивность кариеса (индекс КПУ), уровень гигиены рта по индексу Грина—Вермильона (OHI-S), распространенность гингивита, степень тяжести гингивита (PMA в модификации Parma, 1960), распространенность зубочелюстных аномалий.

Результаты и обсуждение

Распространенность кариеса среди 12- и 15-летних детей составила 53,85 и 56%, что соответствует среднему уровню распространенности кариеса. Интенсивность кариеса также имела среднее значение (табл. 1). При этом показатель «П» преобладал в обеих возрастных группах, что может быть объяснено наличием в данном учреждении функционирующего стоматологического кабинета.

Таблица 1. Показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов среди детей 12 и 15 лет, проживающих в ДДИ № 15 Москвы

В 1-й группе по типу питания, где дети получали сладкие перекусы между основными приемами пищи, среди 12- и 15-летних детей распространенность кариеса была в 6 и в 4,6 соответственно раз выше, чем во 2-й группе, находящейся только на сбалансированном питании. Интенсивность кариеса в 1-й группе среди 12- и 15-летних детей превышала почти в 8 и 7 раз интенсивность кариеса во 2-й группе (табл. 2).

Таблица 2. Показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов среди детей 12 и 15 лет, проживающих в ДДИ № 15 Москвы в зависимости от характера питания

У обоих детей, страдающих синдромом руминации, все зубы были поражены кариесом. Несмотря на то, что за последние 60 мес эти дети 7 раз получали стоматологическую помощь в условиях общего обезболивания, интенсивность кариеса у них была очень высокой, среднее значение индекса КПУ равнялось 28; (К — 11; П — 0; У — 45).

Распространенность гингивита у 12- и 15-летних детей составила 89,74 и 86,58% соответственно, причем средняя степень тяжести гингивита преобладала в обеих возрастных группах (табл. 3).

Таблица 3. Показатели индекса гигиены и распространенности гингивита среди детей 12, 15 лет, проживающих в ДДИ № 15 Москвы

В исследуемых группах гигиена рта была на низком уровне (см. табл. 3). Индекс гигиены регистрировался как «плохой», что совпадает с данными А.А. Касьянова (2000). Показатель индекса OHI-S у 15—16-летних детей в его исследовании составил 3,92.

Распространенность зубочелюстных аномалий в группах 12- и 15-летних детей отмечался как высокий и составил 95 и 98% соответственно, что совпадало с данными О.В. Гуленко и соавт. (2013), в исследовании которых данный показатель равнялся 100%.

При оценке распространенности кариеса зубов у детей с УО обращает на себя внимание большой разброс данных. По данным Т.Ф. Косыревой и соавт. (2010), у 4—18-летних детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детском доме-интернате Москвы, распространенность кариеса составила 59,3%, хронический катаральный гингивит отмечался в 87% случаев, сходные результаты получены Z. Liu и соавт. (2014). Наряду с этим многие исследователи отмечают чрезвычайно высокую распространенность кариеса [4, 5, 13]. Л.Р. Афанасьева (2000) в своем исследовании выявила, что интенсивность кариеса у воспитанников с патологией нервной системы, проживающих в специализированных домах-интернатах ниже, чем у детей с такой же патологией, проживающих в домашних условиях. По нашему мнению, подобный разброс можно объяснить разницей в условиях проживания и режимах питания, наличием ортодонтической патологии, разной степенью УО, наличием коморбидной патологии. В Китае Z. Liu и соавт. (2014) отметили, что у умственно отсталых детей с ДЦП кариес зубов встречается в 1,6 раза чаще, чем у подобных детей без ДЦП. По нашим данным распространенность кариеса в исследуемых возрастных группах была средней, а распространенность гингивита и зубочелюстных аномалий регистрировались на высоком уровне.

Таким образом, распространенность кариеса в группах 12- и 15-летних детей с УО, находящихся на сбалансированном питании, была низкой, а в группах, имеющих перекусы, отмечалась средняя распространенность кариеса. Исключением являются дети с синдромом руминации, при котором формируется кариесогенная среда во рту и создает крайне неблагоприятные условия для ухода за ртом. Эти дети требуют особого, более радикального подхода к лечению зубов, наблюдения и лечения у врача-психиатра. Основной проблемой у детей с УО являются болезни пародонта и недостаточная гигиена рта, что связано с невозможностью многих детей самостоятельно обеспечивать полноценный уход за ртом. По нашему мнению, ситуацию мог бы улучшить дифференцированный подход к осуществлению гигиены рта, учитывающий физические и интеллектуальные возможности умственно отсталых детей.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.