Изучению патогенеза кариеса зубов у различных групп населения посвящен ряд работ [1-3]. Определенное внимание при выяснении патогенеза кариеса уделено изучению его особенностей в различных климатогеографических и социальных условиях [2-4]. Такое направление соответствует современным требованиям ВОЗ [2]. На севере Томской области у рабочих-нефтяников патогенез кариеса зубов и его особенности не изучены.
Цель исследования - изучение особенностей патогенеза кариеса зубов у рабочих-нефтяников севера Томской области.
Материал и методы
Для реализации цели исследования изучены распространенность и интенсивность (индекс КПУ) кариеса зубов у 106 человек в возрасте 35-44 лет, проживающих на севере Томской области в г. Стрежевом. У всех обследуемых определялся упрощенный индекс гигиены полости рта по Грину-Вермиллиону (J. Green, J. Vermillion, 1964). Для обследования использовалась карта «Комплексное стоматологическое и социально-гигиеническое обследование», разработанная в Центральном НИИ стоматологии. Обследуемые лица были разбиты на две группы: рабочие-нефтяники с вредными условиями труда - 48 человек (основная группа) и лица без вредных условий труда - 58 человек (группа сравнения). Все обследуемые были приезжие из средней полосы России, лица мужского пола со стажем работы на севере Томской области 6 лет и более.
В группу без вредных условий труда входили лица, не связанные с добычей нефти: работники бухгалтерии, инженеры, работники администрации. К вредным условиям труда при добыче нефти относятся: контакт с нефтью, т. е. химико-физическое воздействие добываемой нефти, высокое напряжение внимания, тяжелая физическая нагрузка, стрессы, работа на открытой местности. Вместе с тем неблагоприятное влияние на рабочих-нефтяников, работающих на открытой местности, оказывает экстремальность климата северного региона: сильные морозы, ветры, резкие перепады барического поля, неравномерность инсоляции, высокая магнитная активность. На период обследования у всех северян наличие соматической патологии не отмечалось.
Для углубленного обследования выделены 20 человек по 10 в каждой группе, у которых в ротовой жидкости определялись лабораторные показатели. Забор ротовой жидкости проводился по методу В.К. Леонтьева, Ю.А. Петровича [5] в модификации Б.Н. Зырянова, Т.Ф. Соколовой [6]. В процессе забора ротовой жидкости определяли скорость секреции - (сиалометрия в мл/мин). Перед проведением лабораторных анализов ротовую жидкость центрифугировали 15 мин со скоростью 2400 об/мин и для анализа забирали надосадочную ее часть. В полученной надосадочной части ротовой жидкости определяли биохимические показатели (кальций ионизированный, фосфор, калий, натрий, селен, лактат, общая антиокислительная способность и общая окислительная активность) и иммунологические параметры. Содержание калия, натрия, кальция ионизированного выявляли с помощью ионселективного анализатора Easy-Lyte (США) и выражали в ммоль/л. Уровень лактата и фосфора определяли прямым колориметрическим тестом на автоматическом биохимическом анализаторе Konelab 20 (Финляндия) и выражали в ммоль/л. Уровень селена в ротовой жидкости определяли методом атомно-абсорбционной спектрометрии (мкг/л). Для оценки антиоксидантной активности полости рта в ротовой жидкости фотометрическим методом определяли общий антиоксидантный статус/способность (TAS/TAC) в мкмоль/л («Immundiagnostik ImAnOx», США) и колориметрическим методом - общую окислительную активность в мкмоль/л («Immundiagnostik PerOx», США). Из иммунологических показателей ротовой жидкости было изучено содержание (в г/л) IgA, sIgA, IgM, IgG и С3 компонента комплемента (в мг/л) турбодиметрическим методом («Turbox Orion Diagnostica», Германия) с использованием тест-систем для количественного нефелометрического определения. Материал обработан статистически.
Результаты и обсуждение
Анализ проведенных исследований показал, что распространенность кариеса зубов у рабочих-нефтяников севера Томкой области равна 100% и практически не отличается (р>0,05) от таковой в группе лиц без вредных условий труда (98,20%). Однако индекс КПУ у нефтяников оказался равен 18,02±0,78 и был выше (р<0,001) по сравнению с лицами без вредных условий труда (14,90±0,59). При этом индекс гигиены полости рта у рабочих-нефтяников равен 1,28±0,07 балла и не отличался (р>0,05) от такового у лиц без вредных условий труда (1,37±0,09 балла), что свидетельствует об одинаковом гигиеническом уходе за полостью рта в обеих группах. Изучение состава ротовой жидкости показало (табл. 1) значительное снижение уровня натрия, кальция, селена и рост концентрации лактата у нефтяников по сравнению с показателями в группе лиц без вредных условий труда (р<0,05-0,001). Содержание калия и фосфора в ротовой жидкости обеих групп было практически одинаково (р>0,05).
Снижение содержания натрия и кальция ионизированного в ротовой жидкости у нефтяников свидетельствует о нарушении минерального гомеостаза в полости рта у них. Выявленные изменения соотношений уровня калия и натрия в ротовой жидкости у нефтяников по отношению к группе сравнения могут свидетельствовать о нарушении водно-солевого обмена органов и тканей полости рта у них. Содержание селена у нефтяников - 12,00±0,74 мкг/л, что в 2,2 раза меньше (р<0,001), чем в группе сравнения (26,70±1,64 мкг/л). Значительное снижение содержания селена в ротовой жидкости у нефтяников по сравнению с лицами без вредных условий труда ведет к снижению антиоксидантной защиты в полости рта у них, так как селен входит в состав одного из антиоксидантных ферментов - глутатионпероксидазы [3, 7]. Подтверждением этого факта (см. табл. 1) является существенное снижение общей антиоксидантной способности и достоверное увеличение общей окислительной активности в ротовой жидкости нефтяников по сравнению с группой лиц без вредных условий труда (р<0,05). Снижение антиоксидантной способности в полости рта сопровождается увеличением уровня лактата (в 2,7 раза) у рабочих-нефтяников по отношению к группе сравнения (р<0,05). Повышение уровня лактата у нефтяников ведет к уменьшению рН ротовой жидкости и может вызвать активизацию кариесогенной микрофлоры полости рта, что будет способствовать развитию кариеса зубов у них. Изучение иммунитета полости рта показало, что в ротовой жидкости у нефтяников севера (см. табл. 2) содержание IgA, sIgA и C3 компонента комплемента существенно ниже (р<0,05-0,001), чем в группе сравнения. Вместе с тем содержание IgM, IgG у нефтяников наоборот оказалось существенно выше (р<0,001), чем в группе сравнения, что свидетельствует о росте воспалительного компонента у рабочих нефтяников.
Выявленное нарушение иммунитета полости рта может косвенно свидетельствовать об активизации кариесогенной микрофлоры полости рта у нефтяников севера, спектр которой в условиях Крайнего Севера, по данным Б.Н. Зырянова [8], значительно шире, чем в комфортных регионах. Корреляционный анализ между показателями IgA, sIgA и индексом КПУ выявил обратную сильную связь (r=–0,72; –0,86), а между содержанием IgM, IgG и индексом КПУ - прямую сильную корреляционную связь (r=+0,80; +0,85), что подтверждает роль иммунитета полости рта в патогенезе кариеса зубов. Снижение антиоксидантной защиты у нефтяников севера является прямым свидетельством интенсификации свободнорадикальных процессов у них. Это дает основание утверждать, что в организме нефтяников меньше синтезируется антиоксидантных ферментов. В связи с этим возникает иммунная недостаточность у них, которая снижает влияние орального иммунитета на кариесогенную микрофлору и способствует развитию кариеса зубов у нефтяников севера. Одним из важных факторов в развитии кариеса зубов является скорость секреции слюны. У нефтяников севера она оказалась равной 0,16±0,03 мл/мин и была существенно ниже, в 1,9 раза (р<0,01), чем в группе сравнения (0,30±0,04 мл/мин). Снижение секреции слюны у нефтяников севера является еще одним фактором, усиливающим кариесогенную ситуацию в полости рта у них, который еще больше уменьшает и без того низкое содержание натрия, кальция, селена, антиоксидантную способность ротовой жидкости, а также иммунологические показатели (IgA, sIgA и C3 компонента комплемента) в этой биологической среде. Все эти факты могут способствовать развитию кариеса зубов у рабочих-нефтяников севера.
Заключение
Таким образом, у нефтяников севера выявлено снижение минеральных компонентов в ротовой жидкости, ведущее к нарушению минерального гомеостаза в полости рта, снижение местной антиоксидантной активности, рост «окислительного стресса» и нарушение иммунитета полости рта у них. Эти изменения сочетаются с ростом частоты кариеса зубов у нефтяников. Обнаруженные изменения состава и свойств ротовой жидкости у рабочих-нефтяников севера являются важными звеньями патогенеза кариеса зубов у них. Изучение лабораторных и клинических показателей полости рта у различных групп северян выявило особенности патогенеза кариеса зубов у нефтяников севера Томской области. Проведенное исследование свидетельствует о неблагоприятном влиянии на стоматологическое здоровье северян производственных факторов, связанных с добычей нефти. Это необходимо учитывать в разработке первичной стоматологической профилактики для нефтяников севера Томской области.
Все авторы в равной степени принимали участие в подготовке материала.
Конфликт интересов отсутствует .