Хронический риносинусит (ХРС) и хронический дакриоцистит (ХДЦ) часто сопровождаются формированием хронического очага инфекции, что подчеркивает важность понимания их этиологии при выборе рациональной терапии.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведение сравнительного анализа микробного пейзажа слизистой оболочки околоносовых пазух (ОНП) у пациентов с ХРС, слезного мешка (СМ) у пациентов с ХДЦ и слизистой оболочки ОНП и СМ у пациентов с сочетанными ХДЦ и ХРС, а также антибиотикочувствительности выделенных штаммов микроорганизмов для разработки эффективных методов лечения и профилактики этих заболеваний.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Изучены результаты отечественных и зарубежных исследований (PubMed, Scopus, eLIBRARY), посвященных составу микробиоты при ХРС и ХДЦ. Приведены результаты собственных исследований у 120 пациентов в возрасте от 40 до 80 лет с длительностью наблюдения 2 года, разделенных на 3 равночисленные группы: 1-ю группу составили 40 пациентов (24 женщины и 16 мужчин) с экссудативным гнойным хроническим верхнечелюстным синуситом (ХВЧС); 2-ю группу — 40 пациентов (38 женщин и 2 мужчины) с ХДЦ; 3-ю группу — 40 пациентов (34 женщины и 6 мужчин) с сочетанием ХДЦ и ХВЧС. С целью идентификации микроорганизмов использовали бактериологический и молекулярно-генетический методы исследования, позволяющие определить широкий спектр возбудителей, вызывающих воспалительный процесс.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Во всех 3 группах пациентов структура выделенной микробиоты характеризовалась выраженным полиморфизмом и включала в себя как облигатно-аэробные, так и факультативно- и облигатно-анаэробные микроорганизмы. Наиболее распространенными этиологически значимыми микроорганизмами при ХВЧС явились Streptococcus pneumoniae — 19 (47,5%) случаев, Staphylococcus aureus — 14 (35,0%), Haemophilus influenzae — 7 (17,5%), Moraxella catarrhalis — 7 (17,5%), Pseudomonas aeruginosa — 4 (10%), Bacteroides spp. — 3 (7,5%) и Klebsiella spp. —3 (7.5%). В структуре микробиоты пациентов с ХДЦ превалировали бактерии рода Staphylococcus, которые встречались в 20 случаях (50% от всей популяции выделенных микроорганизмов); Neisseria spp. выявлены в 8 (20%) случаях, Streptococcus spp. — в 4 (10%). При исследовании патологического отделяемого из верхнечелюстной пазухи пациентов с сочетанными ХВЧС и ХДЦ наиболее распространенными возбудителями явились Staphylococcus spp. — 22 случая (55% от общего числа изолированных микроорганизмов), бактерии семейства Enterobacteriaceae выявлены в 8 (20%) случаях, Streptococcus spp. — в 8 (20%), реже встречались Neisseria spp. — в 2 (5%) и Rothia mucilaginosa — в 2 (5%) случаях. Наиболее распространенными возбудителями, выделенными из СМ пациентов с сочетанными ХВЧС и ХДЦ, явились Staphylococcus spp. — 24 случая (60% от общего числа микроорганизмов), бактерии семейства Enterobacteriaceae — 10 (25%) и Streptococcus spp. — 6 (15%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования позволяет сделать вывод об отсутствии четкой взаимосвязи между структурой микробиоты у пациентов с ХРС и ХДЦ и необходимости дальнейшего изучения этой проблемы.