Клиновидная кость имеет сложное строение и топографо-анатомические взаимоотношения с окружающими структурами, участвует в образовании боковых стенок свода черепа, ряда полостей и ямок мозгового отдела черепа. Располагающаяся в ней клиновидная пазуха имеет шесть стенок. К наружной поверхности латеральных стенок клиновид-ной пазухи прилегают внутренняя сонная артерия, пещеристый синус и расположенные здесь нервы [1, 2].
Особенности топографо-анатомических взаимоотношений клиновидной пазухи со структурами головного мозга и многообразие индивидуальных вариантов ее строения представляют практический интерес для оториноларингологов, нейрохирургов, челюстно-лицевых хирургов, специалистов в области лучевой диагностики [3, 4].
В литературе появляется все больше данных о транссфеноидальном удалении объемных образований селлярной области. Показания к использованию этого доступа в хирургии аденом гипофиза и других базальных экстрацеребральных опухолей значительно расширились. Минимальная травматичность транссфеноидального подхода делает его методом выбора при хирургическом лечении аденом с эндо- и инфраселлярным ростом. Одним из осложнений такого вмешательства может быть повреждение внутренней сонной артерии.
Эти обстоятельства определяют важность знания расстояния от внутренней поверхности латеральных стенок клиновидной пазухи до внутренней сонной артерии.
Для диагностики в медицинской краниологии широко используется магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ дает возможность получения высококонтрастного изображения в любой плоскости без перемены положения пациента [5]. По сравнению с компьютерной томографией данный метод позволяет отчетливо дифференцировать мягкие ткани и сосудистые структуры [6].
Цель исследования — изучить взаимоотношения боковых стенок клиновидной пазухи и внутренней сонной артерии.
Материал и методы
Исследование выполнено на материале, полученном при проведении МРТ на аппарате Philips Gyroscan T5-NT у 136 пациентов без патологии селлярной области. С помощью программ Philips DICOM Viewer R 2.4 («Philips Medical Systems», Nederland B.V.») и 3D Doctor («Able Software Corporation») выполнены измерения краниологических показателей для характеристики формы черепа и расстояния от боковых стенок клиновидной пазухи до внутренней сонной артерии. Пациенты были разделены по полу, возрасту и форме черепа.
Распределение по форме черепа проведено на основе подсчета поперечно-продольного указателя (черепной, или головной, указатель), который представлен отношением поперечного диаметра (ширины) к продольному диаметру (длине), выраженному в процентах.
Поперечный диаметр измеряли между наиболее удаленными от срединной плоскости точками на боковой поверхности черепа (эурион) правой и левой сторон, а продольный — между передней наиболее выступающей точкой лобной кости (глабелла) и точкой на затылочной кости, наиболее отстоящей от первой (опистокранион).
С учетом этого показателя, согласно классификации R. Martin (1928), была определена принадлежность черепов к формам: долихокран (длинный череп, индекс от 70 до 74,9), брахикран (широкий череп, индекс 80 и более) и мезокран (средняя форма, индекс от 75 до 79,9) [2].
Все пациенты были распределены по возрасту на следующие группы: юношеский возраст (мужчины от 17 лет до 21 года, женщины от 16 до 20 лет); зрелый возраст I периода (мужчины от 21 года до 35 лет, женщины от 20 до 35 лет); зрелый возраст II периода (мужчины от 35 до 60 лет, женщины от 35 до 55 лет); пожилой возраст (мужчины от 60 до 75 лет, женщины от 55 до 75 лет).
Среди 136 обследованных было 86 (63%) женщин и 50 (37%) мужчин. Из 50 мужчин 6 (12%) были в возрасте от 17 лет до 21 года (юношеский период); 13 (26%) — от 21 года до 35 лет (зрелый возраст I периода); 26 (52%) — от 35 до 60 лет (зрелый возраст II периода) и 5 (10%) — от 60 до 75 лет (пожилой возраст). Среди 86 женщин 6 (7%) относились к возрастной группе от 16 до 20 лет (юношеский период); 14 (16%) — от 20 до 35 лет (зрелый возраст I периода); 42 (49%) — от 35 до 55 лет (зрелый возраст II периода) и 24 (28%) — от 55 до 75 лет (пожилой возраст).
Измерение расстояния от боковых стенок клиновидной пазухи до сонной артерии проводили с обеих сторон (справа и слева) от внутренней поверхности боковой стенки основной пазухи до наружной стенки внутренней сонной артерии.
Полученные анатомометрические показатели были обработаны с помощью программ Excel и Statistica 6.1.
Согласно критерию Шапиро—Уилка распределение исследованных параметров оказалось отличным от нормального. В связи с этим для описания средних величин была рассчитана медиана (Me), а для характеристики разнообразия признака — ее квартили (Q25 и Q75). При сравнительном анализе данных, полученных в разных группах, для определения статистической значимости различий между ними были использованы непараметрические критерии Манна—Уитни и Краскела—Уоллиса[7].
Среди женщин 43 (31% от общего числа исследуемых) пациентки имели брахикранную, 31 (23%) — мезокранную и 12 (9%) — долихокранную форму черепа.
Среди мужчин 25 (18%) человек имели брахикранную, 21 (16%) — мезокранную и 4 (3%) — долихокранную форму черепа.
Установлено, что у женщин среднее значение расстояния от внутренней поверхности боковых стенок пазухи до внутренней сонной артерии справа составило 1,9 (1,2—3,2) мм, а слева — 2,1 (1,4—3,5) мм. У мужчин этот показатель справа был 2,2 (1,5—3,3) мм, а слева — 2,3 (1,3—3,8) мм.
При сравнительном анализе статистических данных в группе, распределенной по полу, критерий Манна—Уитни оказался больше 0,05. Таким образом, статистически значимые различия расстояния от внутренней поверхности боковых стенок пазухи до внутренней сонной артерии в зависимости от пола отсутствуют.
Средние значения изучаемого параметра у обследованных пациентов разного пола в зависимости от формы черепа представлены в табл. 1.
При анализе зависимости исследуемого параметра у лиц с разной формой черепа в каждой гендерной группе и между ними критерий Краскела—Уоллиса был больше 0,05. Таким образом, статистически значимых различий исследуемого параметра у лиц с разной формой черепа выявлено не было.
В группах, распределенных по возрасту, вне зависимости от пола средние значения расстояния от внутренней поверхности боковых стенок пазухи до внутренней сонной артерии представлены в табл. 2.
Средние значения изучаемого параметра у лиц разного пола в возрастной периодизации представлены в табл. 3.
При расчете уровня статистической значимости различий в исследуемых возрастных группах было установлено, что значения критерия Краскела—Уоллиса превышали 0,05. Это свидетельствует об отсутствии статистически значимых различий изучаемых показателей у пациентов в зависимости от пола и возраста.
Заключение
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий в расстоянии от внутренней поверхности боковых стенок клиновидной пазухи до внутренней сонной артерии. Это следует учитывать при интерпретации результатов МРТ и выполнении хирургических вмешательств на клиновидной пазухе и прилегающих анатомических структурах с применением транссфеноидального доступа.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн, сбор и обработка материала: А.Л., С.Ч.
Статистическая обработка данных: А.Л.
Написание текста: А.Л., С.Ч., И.Ш.
Редактирование: С.Ч., И.Ш.
Сведения об авторах
Лашев Артем Юрьевич, аспирант [Artem Yu. Lashev]; адрес: Россия, 460000, Оренбург, ул. Советская, 6 [address: 6 Sovetskaya str., 460000 Orenburg, Russia]; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1362-2151; eLibrary SPIN: 5776-0899; е-mail: lashev-artem@rambler.ru; Чемезов Сергей Всеволодович, д.м.н., профессор [Sergei V. Chemezov, MD, PhD, Professor]; е-mail: prof_chemezov@mail.ru; Шульга Игорь Андреевич, д.м.н., профессор [Igor A. Shulga, MD, PhD, Professor]; е-mail: orenlor@mail.ru