Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Хирургическое лечение патологии лимфоглоточного кольца у детей, оперированных по поводу врожденной расщелины верхней губы и неба
Журнал: Российская ринология. 2016;24(4): 37‑39
Прочитано: 1434 раза
Как цитировать:
Врожденная расщелина верхней губы и неба (ВРВГиН) является наиболее распространенным пороком развития среди врожденной патологии челюстно-лицевой области. По данным отечественных и зарубежных авторов, ВРВГиН встречается у 1—2 детей на 1000 новорожденных [1]. Известно, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерно наличие патологии лимфоглоточного кольца (ЛГК). Часто в данном возрасте оториноларингологами диагностируются гипертрофия глоточной и небных миндалин, острый и хронический аденоидит, хронический тонзиллит. Существуют принятые практикующими врачами алгоритмы ведения таких пациентов, различные виды консервативного и хирургического лечения. Несколько иначе складывается ситуация у детей с патологией ЛГК, которая усугубляется наличием ВРВГиН.
Врожденный дефект способствует попаданию пищи из полости рта в полость носа при кормлении, приводит к развитию смешанного дыхания и изменению микрофлоры полости рта и носа с преобладанием грамотрицательной флоры [2, 3]. Все это приводит к увеличению случаев развития острого ринита, аденоидита и тонзиллита у пациентов с ВРВГиН по сравнению с детьми без патологии челюстно-лицевой области. Казалось бы, решение данных проблем кроется в устранении врожденного дефекта, однако это не совсем так.
По нашим наблюдениям, даже после успешно проведенной на первом году жизни хейлоринопластики, уранопластики у детей часто развивается рубцовое сужение преддверия носа, наблюдается выраженное искривление перегородки носа, приводящие к сужению носовых ходов вплоть до полной обструкции, затруднению носового дыхания, формированию вазомоторного/гипертрофического ринита. Вышеуказанные анатомические и функциональные нарушения в результате приводят к увеличению случаев заболеваемости ЛОР-органов у пациентов с ВРВГиН по сравнению с соматически здоровыми детьми [4].
По данным зарубежной литературы, у пациентов с ВРВГиН в раннем возрасте гипертрофия глоточной миндалины встречается чаще, чем у здоровых детей, однако с возрастом количество случаев гипертрофированных аденоидных вегетаций становится примерно одинаковым [5]. Также имеются сообщения о том, что у детей с ВРВГиН в возрасте от 3 до 13 лет гипертрофия глоточной миндалины II—III степени встречается лишь в 22% случаев [6]. Данные о состоянии небных миндалин у пациентов с этим врожденным пороком развития достаточно противоречивы: есть мнение, что у таких детей чаще встречается гипертрофия небных миндалин, чем аденоидных вегетаций [7, 8]. Существуют единичные работы, посвященные показаниям к проведению тонзиллэктомии и аденотомии у данной категории пациентов [7—9], на сегодняшний день нет единой концепции хирургического лечения таких больных, учитывающей их особенности.
На базе ГБУЗ «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Департамента здравоохранения Москвы были обследованы 35 пациентов в возрасте от 3 до 8 лет (15 детей с односторонней сквозной расщелиной верхней губы и неба, 8 — с двусторонней сквозной расщелиной верхней губы и неба и 12 — с изолированной расщелиной неба). Из них 19 мальчиков и 16 девочек. Все дети были включены в основную группу. Контрольную группу составили 35 детей (22 мальчика и 13 девочек) соответствующего возраста без патологии челюстно-лицевой области. Всем детям были выполнены мезофарингоскопия и прямая диагностическая эндоскопия полости носа и носоглотки. Для проведения эндоскопии использовалась волоконная оптика, что позволило осмотреть полость носа и носоглотку даже при выраженных деформациях структур полости носа.
Среди обследованных пациентов гипертрофия аденоидных вегетаций II—III степени была выявлена у 10 (29%) детей основной группы и у 16 (46%) пациентов контрольной группы (рис. 1). Гипертрофия небных миндалин II—III степени диагностирована у 11 (32%) пациентов с ВРВГиН и у 9 (26%) детей без патологии челюстно-лицевой области (рис. 2). У 4 (11,4%) больных основной группы и 5 (14,3%) детей контрольной группы с гипертрофией глоточной миндалины II—III степени отмечался частичный или полный блок глоточных устьев слуховых труб с двух сторон, что требовало проведения оперативного лечения.
Как правило, предоперационная подготовка у пациентов с ВРВГиН не отличалась от таковой у детей без патологии челюстно-лицевой области. Однако ВРВГиН нередко входит в симптомокомплекс различных врожденных синдромов (Пьера—Робена, Корнелии-де-Ланге, Гольденхара, Ван-дер-Вуда и др.) и сопровождается гипоплазией нижней челюсти, в связи с чем интубация трахеи невозможна без эндоскопической ассистенции.
Детям без патологии челюстно-лицевой области мы выполняли эндоскопическую шейверную аденотомию с удалением лимфоидной ткани носоглотки, уделяя особое внимание области глоточных устьев слуховых труб. Что касается детей с ВРВГиН, то выполнение аденотомии в полном объеме, по нашему мнению, является нецелесообразным вследствие опасности развития небно-глоточной недостаточности (НГН). Предпосылками для нарушения небно-глоточного затвора являются врожденное патологическое прикрепление мышц мягкого неба, рубцовое укорочение и неполный объем подвижности мягкого неба после проведенной уранопластики. Для предупреждения развития НГН или усугубления уже имеющихся ее клинических проявлений всем пациентам с ВРВГиН мы выполняли парциальную аденотомию. Под контролем эндоскопа шейвером удалялись фрагменты лимфоидной ткани в области глоточных устьев слуховых труб, основной объем ткани в средней зоне носоглотки при этом сохранялся. Учитывая необходимость избирательного удаления аденоидных вегетаций, данное хирургическое лечение возможно только с использованием эндоскопии вследствие опасности повреждения трубных валиков или удаления избыточного количества лимфоидной ткани.
Ввиду риска развития НГН при проведении тонзиллотомии лимфоидную ткань гипертрофированных небных миндалин мы рекомендуем удалять только в области нижних полюсов.
Таким образом, хирургическое лечение патологии ЛГК у детей с ВРВГиН имеет свои особенности. При выполнении оперативного вмешательства следует учитывать анатомо-физиологические особенности пациентов с ВРВГиН по сравнению с детьми без врожденной патологии челюстно-лицевой области.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн: Е.Р.
Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных: А.Б.
Написание текста: А.Б., Е.Р.
Редактирование: Е.Р., А.П.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.