Деформация носовой перегородки (ДНП) - одна из наиболее часто встречающихся патологий полости носа, которая может приводить к нарушению его функций [1, 2]. ДНП встречается у 68% взрослого населения [3]. По данным литературы известно, что ⅓ пациентов с ДНП наблюдаются изменения со стороны вегетативной и сердечно-сосудистой систем.
Вегетативная нервная система (ВНС) играет существенную роль в нервно-трофическом обеспечении тканевой и клеточной жизнедеятельности, активно участвует в развитии адаптивных и компенсаторно-приспособительных реакций. При нарушении адаптационно-трофической функции ВНС в органах и тканях развиваются дистрофии, приводящие к изменению их строения, физико-химических свойств и функций, а также к патологическим перестройкам процессов роста, развития и дифференцировки тканевых элементов [2, 4]. В то же время вегетативные расстройства могут возникать вторично на фоне многих заболеваний [4]. Анализ данных, описанных в литературе, свидетельствует о повышенном интересе оториноларингологов к изучению состояния ВНС у больных с заболеваниями слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух. При этом одной из наиболее актуальных проблем является нарушение вегетативного статуса и обонятельной функции при ДНП. Длительное нарушение носового дыхания при выраженном ДНП и, как следствие, отек слизистой оболочки полости носа затрудняет доступ одорантов к обонятельной области, в связи с чем функция обоняния нарушается, а со стороны ВНС наблюдается чрезмерная лабильность и усиленная раздражимость ВНС слизистой оболочки полости носа.
Цель настоящего исследования - изучение функционального состояния ВНС, восстановление вегетативных нарушений, возникших при длительном течении деформации носовой перегородки.
Материал и методы
Обследованы и прооперированы 64 пациента с ДНП с длительностью заболевания более 5 лет.
В группу обследования не включали пациентов, имеющих заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем. Исследование включало стандартное оториноларингологическое и функциональное обследование ВНС (вегетативный тонус, вегетативная реактивность и вегетативное обеспечение деятельности) [4].
Регистрацию ЭКГ проводили в положении лежа после 10 мин адаптации к горизонтальному положению с использованием аппаратно-программного комплекса съема и обработки электрокардиограмм типа КАRD (ПО «Медицинские компьютерные системы», Москва). Сигналы ЭКГ регистрировали в трех ортогональных отведениях по Франку. Длительность непрерывной записи анализируемого процесса, используемой для оценки вегативного сердечного ритма (ВСР), составляла 5 мин.
Дополнительно у 10 исследуемых методом холтеровского мониторирования ЭКГ (портативный кардиомонитор ЭКС «Кама-Медиком», Москва, государственный реестр №2716010 от 10.10.10) изучали функциональное состояние аппарата регуляции сердечного ритма (СР) в условиях свободной суточной активности. Использовали хлорсеребряные электроды «плавающего» типа, которые накладывали в отведениях СS-1 и СМ-5. Компьютерная обработка ВСР проводилась согласно Task Force (1996 г.) с расчетом среднесуточных, дневных и ночных значений характеристик СР. ВСР анализировали по показателям LF, HF, LF/HF, SDNN, RMSSD, ЧСС.
Вегетативный тонус в покое оценивался с помощью кардиоинтервалографии (КИГ) с расчетом следующих показателей: Мо (мода) - наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервала, характеризующее гуморальный канал регуляции и уровень функционирования системы; АМо (амплитуда моды) - число значений интервалов, соответствующих Мо и выраженное в процентах общего числа кардиоциклов массива, определяет состояние активности симпатического отдела ВНС; Х (вариационный размах) - разница между максимальным и минимальным значениями длительности интервалов R-R в данном массиве кардиоциклов, отражает уровень активности парасимпатического звена ВНС; ИН (индекс напряжения) - наиболее полно информирует о напряжении компенсаторных механизмов организма, уровне функционирования центрального контура регуляции ритма сердца [4, 5].
Вегетативная реактивность (ВР) - изменение вегетативных реакций на внешние и внутренние раздражители. ВР определялась в пробе Даньини-Ашнера.
Вегетативное обеспечение деятельности, т.е. поддержание оптимального уровня функционирования ВНС в условиях нагрузки, оценивали по показателям физической деятельности в клинико-ортостатической пробе (КОП).
По результатам КИГ пациенты были разделены на две группы. В случае, если Мо, Х были меньше нормативных показателей [5], а АМо и ИН - больше, пациент был отнесен к 1-й группе. Если Мо, Х были больше нормативных показателей, а АМо и ИН - меньше, больного включали во 2-ю группу.
У пациентов 1-й группы отмечено преобладание симпатического влияния и высокий уровень функционирования центрального контура ритма сердца, о чем свидетельствует увеличение значений АМо и ИН. Во 2-й группе установлена активность парасимпатического звена ВНС, гуморальный механизм регуляций, о чем можно было судить по снижению уровня АМо и ИН относительно нормативных значений. У 9 (25,7%) пациентов 1-й группы ВР оценивалась как инвертированная, у 2 (5,71%) - недостаточная и у 7 (20%) - нормальная. У 8 (27,5%) пациентов 2-й группы наблюдали инвертированную ВР, у 3 (10,34%) - нормальную.
По данным КОП, у 20 (31,2%) от общего числа пациентов, в том числе у 11 (31,4%) больных 1-й группы с уровнем функционирования симпатического звена ВНС, вегетативное обеспечение деятельности можно характеризовать как неадекватное с преобладанием асимпатикотонии, у 9 (14,06%) - адекватное.
Таким образом, полученные результаты показывают, что состояние вегетативного звена при ДНП с нарушениями обонятельной функции во многом зависит от изменения исходного состояния вегетативного гомеостаза, а также от длительности заболевания. Несмотря на ряд отличий, сенсорная афферентация оказывает гомеостатический эффект по отношению к исходному состоянию симпатико-парасимпатического баланса, что в результате обеспечивает сбалансированное взаимодействие центральных и автономных механизмов регуляции организма. Согласно результатам исследования Р.М. Баевского (1979 г.), оптимальное сочетание принципов централизации и автономности управления в организме способствует обеспечению максимальных адаптационных возможностей целостной системы при ее взаимодействии с факторами внешней среды.
Полученные сведения свидетельствуют о дисфункции ВНС у пациентов с ДНП, характеризующейся, преимущественно, симпатической направленностью исходного тонуса, что может быть использовано при разработке методов расширения функциональных резервов организма для восстановления функции обонятельного анализатора при заболеваниях полости носа и околоносовых пазух не медикаментозными воздействиями.