Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Стадник Н.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России;
Федеральная служба государственной статистики

Антонов Н.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Сахарова Г.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Никитина С.Ю.

Федеральная служба государственной статистики

Салагай О.О.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Потребление алкогольной продукции разными поколениями населения Российской Федерации

Авторы:

Стадник Н.М., Антонов Н.С., Сахарова Г.М., Никитина С.Ю., Салагай О.О.

Подробнее об авторах

Прочитано: 228 раз


Как цитировать:

Стадник Н.М., Антонов Н.С., Сахарова Г.М., Никитина С.Ю., Салагай О.О. Потребление алкогольной продукции разными поколениями населения Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2025;28(6):11‑20.
Stadnik NM, Antonov NS, Sakharova GM, Nikitina SYu, Salagay OO. Consumption of alcoholic beverages by different generations of the Russian Federation population. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(6):11‑20. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252806111

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние пот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля на ха­рак­тер пи­та­ния, об­мен ве­ществ и ор­га­ны-ми­ше­ни че­ло­ве­ка. Часть 1. Ме­та­бо­ли­чес­кая дис­фун­кция. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):87-93
Выяв­ле­ние по­вы­шен­ной мас­сы те­ла и по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка ее раз­ви­тия в рам­ках дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):37-43
Обос­но­ва­ние и раз­ра­бот­ка ре­ги­ональ­ных ин­дек­сов, оп­ре­де­ля­ющих здо­ровье на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в 2005—2022 гг.. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(2):7-12
Ку­ре­ние сре­ди уча­щих­ся сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний: ре­зуль­та­ты рос­сий­ско­го мно­го­цен­тро­во­го ис­сле­до­ва­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):56-61
Вли­яние пот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля на ха­рак­тер пи­та­ния, об­мен ве­ществ и ор­га­ны-ми­ше­ни че­ло­ве­ка. Часть 3. Роль и зна­че­ние мик­ро­нут­ри­ен­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):117-123
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ток­си­ко­ло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка сов­ре­мен­но­го про­из­водствен­но­го трав­ма­тиз­ма. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):58-64

Введение

Этиловый спирт (далее — алкоголь) является токсичным психоактивным веществом, вызывающим зависимость. Вред алкоголя связан не только с непосредственно вызванными им смертями, но и с тем влиянием, которое он оказывает на развитие различных заболеваний, а также с его вкладом в смертность от внешних причин. По данным ВОЗ, в 2019 г. в мире из всех случаев смерти, связанных с употреблением алкоголя, 1,6 млн вызваны неинфекционными заболеваниями, в том числе 474 000 — болезнями системы кровообращения и 401 000 — злокачественными новообразованиями, около 724 000 случаев смерти вызваны внешними причинами [1]. В Европейском регионе каждый 11-й случай смерти связан с употреблением алкоголя, что соответствует 800 000 таких случаев в год в регионе или примерно 1/3 в мире [1]. Злоупотребление алкоголем также вносит вклад в смертность от инфекционных заболеваний. По оценкам ВОЗ, около 284 000 случаев смерти в мире от инфекционных заболеваний связаны с употреблением алкоголя [2]. Доказано, что употребление алкоголя приводит к подавлению широкого спектра иммунных реакций, что увеличивает риск заражения туберкулезом и смерти от него [3].

Для России на протяжении долгого времени были характерны высокая распространенность потребления алкоголя и связанная с ним смертность [4]. Оценки экспертов показывают, что на протяжении 1965—2013 гг. повышение потребления алкоголя на душу населения имело положительную корреляцию с отрицательной динамикой ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) [5].

Известно, что потребление алкоголя и ассоциированная с ним смертность имеют гендерные особенности, что вносит значительный вклад в разрыв величины ОПЖ мужчин и женщин [6—8]. В 2012 г. в странах Центральной и Восточной Европы (в том числе России), вклад смертности, связанной с алкоголем, в гендерный разрыв по ОПЖ в среднем составил не менее 15% [7].

В XXI веке в России наметились положительные тенденции в распространенности употребления алкоголя. За 2004—2014 гг. смертность от отравления алкоголем среди мужчин сократилась в 2,7 раза. С 2003 по 2013 г. снижение потребления алкоголя составило 4,7 л/чел/год, что близко к темпам снижения во время антиалкогольной кампании в 80-х годах XX века [9]. Менялась также структура потребления алкоголя, особенно в отношении молодежи. Так, к началу 10-х гг. XXI века пиво вытеснило крепкие алкогольные напитки [10].

Российскими учеными проведено немало исследований по изучению гендерных и возрастных особенностей потребления алкоголя, в том числе среди школьников, студентов, молодежи [11—15]. Но полученные оценки характеризовали особенности потребления алкоголя в различных социальных и возрастных группах только в определенный момент времени либо при сопоставлении одних и тех же возрастных групп в разное время, без учета жизненного опыта обследуемых групп населения.

Цель исследования — проанализировать особенности и динамику потребления алкоголя в различных поколениях населения России, связь с социально-экономической ситуацией и антиалкогольной политикой.

Материалы и методы

Источником данных для настоящего исследования служат базы микроданных выборочного наблюдения состояния здоровья населения (ВНСЗН) в 2019 и 2024 гг., проводимого Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации [16].

Сравнительный анализ проведен отдельно для мужчин и женщин различных поколений (групп по году рождения). Поколения выделяли с интервалом 5 лет, начиная с 1940—1944 гг. и заканчивая 2000—2004 гг. Лица, родившиеся ранее 1940 г., объединены в категорию «1939 г. и ранее». Данные о поколении 2005—2009 г.р. приведены в 2024 г. только для справки, оценка динамики в отношении этой категории населения невозможна, поскольку сведения в 2019 г. собраны с использованием вопросника для детей. Объем и структура выборки ВНСЗН за 2019 и 2024 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1. Объем и состав выборок для наблюдения состояния здоровья населения в 2019 и 2024 гг. по полу и году рождения

Год рождения

Наблюдение 2019 г.

Наблюдение 2024 г.

всего

мужчины

женщины

всего

мужчины

женщины

2005—2009

4622

2387

2235

2000—2004

5508

2903

2605

3968

1752

2216

1995—1999

5176

2449

2727

5374

2344

3030

1990—1994

7380

3500

3880

7404

3325

4079

1985—1989

9926

4645

5281

9964

4433

5531

1980—1984

9942

4665

5277

9544

4429

5115

1975—1979

9268

4129

5139

8573

3881

4692

1970—1974

8632

3937

4695

7807

3409

4398

1965—1969

8384

3722

4662

7213

3032

4181

1960—1964

10 553

4365

6188

8831

3456

5375

1955—1959

10 888

4461

6427

9582

3731

5851

1950—1954

9409

3610

5799

7607

2769

4838

1945—1949

5926

2069

3857

4508

1500

3008

1940—1944

3896

1134

2762

2291

578

1713

1939 и ранее

5062

1308

3754

1673

357

1316

Всего

109 950

46 897

63 053

98 961

41 383

57 578

Статистическая обработка. На основе данных ВНСЗН рассчитаны следующие статистические показатели:

1) доля взрослого населения, употреблявшего какой-либо вид алкогольной продукции в течение последних 12 мес;

2) доля взрослого населения, употреблявшего алкоголь в течение последних 12 мес по виду алкогольной продукции: а) пиво, б) вино (сухое вино, шампанское, крепленое вино), в) крепкие алкогольные напитки (крепкая домашняя настойка, водка, коньяк и другие крепкие алкогольные напитки).

Для оценки динамики показателей рассчитывали их относительные изменения в процентах в период 2019 и 2024 гг.

Результаты

Полученные в результате исследования данные о показателях наблюдения в разрезе пола в 2019 и 2024 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2. Распространенность потребления алкоголя и различных видов алкогольной продукции среди мужчин и женщин в 2019 и 2024 гг.

Доля лиц, употреблявших разные виды алкоголя, %

2019 г.

2024 г.

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Алкоголь (разные виды) в течение 12 мес перед опросом среди всего взрослого населения

63,7

50,4

57,8

43,1

Пиво среди всех потребителей алкоголя

67,6

37,1

69,2

36,4

Вино среди всех потребителей алкоголя

28,2

79,3

27,8

81,0

Крепкие алкогольные напитки среди всех потребителей алкоголя

80,3

41,5

79,0

39,9

За рассматриваемый период распространенность потребления алкоголя в целом сократилась среди как мужчин, так и женщин на 9,3 и 14,5% соответственно. Изменения произошли также в структуре потребления алкогольной продукции. Среди всех потребителей алкоголя доля лиц, употреблявших пиво, выросла среди мужчин и сократилась среди женщин соответственно на +2,4% и –1,9%. В то же время доля употреблявших вино изменилась в противоположном направлении: увеличилась на 2,1% среди женщин и снизилась на 1,4% среди мужчин. Распространенность потребления крепких алкогольных напитков снизилась среди как мужчин, так и женщин, но у женщин сокращение было более значительным, чем у мужчин: 3,9 и 1,6% соответственно.

Динамика показателей отражает общие изменения в распространенности рассматриваемого фактора риска для здоровья населения, однако она была неодинаковой в различных возрастных группах населения. Расчеты, проведенные авторами, демонстрируют продолжение тенденций, которые наблюдались, начиная с середины 2000-х годов: распространенность потребления алкоголя в течение последних 12 мес в 2024 г., по сравнению с таким же периодом 2019 г., снижалась во всех 5-летних возрастных группах как у мужчин, так и у женщин (рис. 1).

Рис. 1. Доля мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от возраста в 2019 и 2024 гг.

Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от возраста в 2019 и 2024 гг. представлено в табл. 3.

Таблица 3. Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от возраста в 2019 и 2024 гг.

Возрастные 5-летние группы

Мужчины (%)

Женщины (%)

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

15—19

20,0

13,1

–34,5

17,8

11,6

–34,8

20—24

53,3

47,6

–10,7

43,0

35,9

–16,5

25—29

66,7

60,3

–9,6

51,8

44,5

–14,1

30—34

72,9

63,8

–12,5

60,2

50,7

–15,8

35—39

74,5

69,0

–7,4

63,1

56,5

–10,5

40—44

75,4

70,6

–6,4

66,6

58,7

–11,9

45—49

74,6

70,2

–5,9

65,9

59,3

–10,0

50—54

73,3

69,7

–4,9

64,3

57,3

–10,9

55—59

70,8

66,7

–5,8

58,5

53,1

–9,2

60—64

63,5

59,2

–6,8

50,4

43,2

–14,3

65—69

57,9

52,5

–9,3

41,6

35,4

–14,9

70—74

48,3

40,9

–15,3

31,6

25,7

–18,7

75—79

39,7

35,4

–10,8

22,3

21,5

–3,6

80 и более

29,2

23,1

–20,8

13,4

10,5

–21,7

Всего

63,7

57,8

–9,3

50,4

43,1

–14,5

В 2019 г. среди мужчин доля употреблявших алкоголь превышала 70% в возрастных группах, начиная с группы 30—34 года до группы 55—59 лет, а наибольшее значение показателя (75,4%) отмечалось у представителей группы 40—44 года. К 2024 г. показатель в этих группах снизился с 4,9 до 12,5%. Наибольшее снижение показателя отмечалось в возрастной группе 30—34 года. Среди мужчин младше 30 и старше 60 лет доля употреблявших алкоголь была более низкой как в 2019 г., так и в 2024 г. Относительное снижение среди мужчин 15—19 лет в этот период составило 54,5%, а среди мужчин возрастной группы 80 лет и старше — 20,8%.

В 2019 г. доля употреблявших алкоголь женщин в возрасте от 30 до 54 лет была более 60% с максимальным значением показателя (66,6%) в возрастной группе 40—44 года. В 2024 г. во всех этих группах произошло снижение распространенности потребления алкоголя на 10—11% относительно уровня 2019 г. В 2024 г. наибольшее значение данного показателя (59,3%) отмечалось у женщин 45—49 лет. Как и среди мужчин, наиболее значительное снижение доли употреблявших алкоголь (35%) в 2019—2024 гг. отмечалось в возрастной группе 15—19 лет. При этом в отличие от мужчин величина показателя как в 2019 г., так и в 2024 г. была наименьшей не в группе молодых лиц, а в возрастной группе 80 лет и старше (13,4% в 2019 г. и 10,5% в 2024 г.).

Описываемая ранее динамика употребления алкоголя может быть обусловлена, во-первых, взрослением людей и, во-вторых, изменением образа жизни под воздействием социально-экономических факторов, в частности в связи принятием и исполнением законодательно-правовых документов, изменением норм поведения в обществе. Во втором случае у людей одного и того же возраста, но из разных поколений может быть различным поведение в отношении употребления алкогольной продукции. Для того чтобы оценить изменения в поведении, связанном с потреблением алкоголя в одних и тех же возрастных группах населения, но живущих в разные годы, проанализирована динамика употребления алкогольной продукции в группах родившихся в одни и те же годы (поколения). На рис. 2 представлена динамика долей мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от принадлежности к разным поколениям по году рождения (2019 и 2024 гг.). Наибольшая доля мужчин и женщин, употреблявших алкоголь, отмечена среди лиц, родившихся в 70-х и 80-х годах XX века. В этих поколениях разница долей между мужчинами и женщинами была наименьшей. Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от года рождения (г.р.) поколения представлено в табл. 4.

Рис. 2. Доля мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.

Таблица 4. Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от года рождения (поколения) (2019 и 2024 гг.)

Годы рождения, поколения

Мужчины, %

Женщины, %

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2005—2009

13,1

11,6

2000—2004

20,0

47,6

+138,0

17,8

35,9

+101,7

1995—1999

53,3

60,3

+13,1

43,0

44,5

+3,5

1990—1994

66,7

63,8

–4,3

51,8

50,7

–2,1

1985—1989

72,9

69,0

–5,3

60,2

56,5

–6,1

1980—1984

74,5

70,6

–5,2

63,1

58,7

–7,0

1975—1979

75,4

70,2

–6,9

66,6

59,3

–11,0

1970—1974

74,6

69,7

–6,6

65,9

57,3

–13,1

1965—1969

73,3

66,7

–9,0

64,3

53,1

–17,4

1960—1964

70,8

59,2

–16,4

58,5

43,2

–26,2

1955—1959

63,5

52,5

–17,3

50,4

35,4

–29,8

1950—1954

57,9

40,9

–29,4

41,6

25,7

–38,2

1945—1949

48,3

35,4

–26,7

31,6

21,5

–32,0

1940—1944

39,7

22,3

–43,8

22,3

12,1

–45,7

1939 и ранее

29,2

24,5

–16,1

13,4

11,2

–16,4

Всего

63,7

57,8

–9,3

50,4

43,1

–14,5

Доля употреблявших алкоголь мужчин достигала в 2019 г. 75,4%, в 2024 г. — 70,6% (относительное снижение 7%). Минимальное значение доли мужчин, рожденных до 1970 г., составило 29,2% в 2019 г. и 22,3% в 2024 г. В 2019 и 2024 гг. в этих поколениях мужчин отмечалось более значимое относительное снижение данного показателя от –9,0% до –43,8%. Поколение мужчин (1990—1994 г.р.) по сравнению с родившимися в 70-х и 80-х годах XX века характеризовалось более низкой долей потреблявших алкоголь (66,7% в 2019 г. и 63,8% в 2024 г.). Относительное снижение этой доли в 2019—2024 гг. составило 4,3%. Величина доли потреблявших алкоголь мужчин, родившихся в 1995—1999 и 2000—2004 гг., была еще более низкой, но в 2019—2024 гг. она увеличивалась (относительное увеличение 13,1 и 138,0% соответственно).

Наибольшие значения доли женщин, употреблявших алкоголь, отмечались в поколениях 1965—1984 г.р. Среди родившихся до 1965 г. величина данного показателя была существенно ниже (13,4% в 2019 г. и 11,2% в 2024 г.) В этих поколениях также отмечалось наибольшее относительное снижение показателя (–45,7%). Доля потреблявших алкоголь женщин из числа родившихся в 1985—1989 гг. и позднее, также была низкой. В поколениях 1985—1989 и 1990—1994 г.р. величина показателя была соответственно 60,2 и 51,8% в 2019 г., 56,5 и 50,7% в 2024 г., а относительное снижение составило 6,1 и 2,1% соответственно. Поколения женщин 1995—1999 и 2000—2004 г.р. характеризовались также низкой долей потреблявших алкоголь, однако этот показатель за 2019—2024 гг. вырос с 43,0 до 44,5% и с 17,8 до 35,9% (относительное увеличение 3,5 и 101,7% соответственно).

Таким образом, анализ динамики показателя в разрезе поколений (по году рождения) позволил выявить изменения в поведении людей в отношении употребления алкоголя, связанные, прежде всего, с периодом проживания, а не с возрастом.

Структура и динамика потребления алкогольной продукции также имела особенности, характерные для разных поколений как мужчин, так и женщин (рис. 3). Среди мужчин — потребителей алкоголя во всех поколениях наблюдалась устойчиво высокая доля потребителей пива, с наибольшим значением среди поколений, родившихся с середины 80-х до середины 90-х годов XX века. Доля потребителей пива среди женщин была почти в 2 раза меньше, чем среди мужчин, во всех поколениях, но такая разница сокращалась для поколений, родившихся в этот период. Наибольшая величина доли женщин, потребляющих пиво, наблюдалась для поколения 80-х годов XX века. Распределение мужчин и женщин, потреблявших пиво, в зависимости от года рождения (поколения) представлено в табл. 5.

Рис. 3. Доля мужчин и женщин среди потребителей алкоголя, употреблявших пиво, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.

Таблица 5. Распределение мужчин и женщин, потреблявших пиво, в зависимости от года рождения (поколения) и пола в 2019 и 2024 гг.

Годы рождения, поколения

Мужчины, %

Женщины, %

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2005—2009

79,4

41,9

2000—2004

75,9

80,4

+5,9

42,7

50,4

+18,0

1995—1999

80,1

79,5

–0,7

47,5

46,2

–2,7

1990—1994

81,7

81,8

+0,1

52,6

45,8

–12,9

1985—1989

81,6

79,8

–2,2

54,1

46,3

–14,4

1980—1984

77,5

76,6

–1,2

50,1

45,4

–9,4

1975—1979

73,5

76,0

+3,4

44,7

41,8

–6,5

1970—1974

69,4

68,5

–1,3

36,5

35,0

–4,1

1965—1969

64,2

66,5

+3,6

31,6

32,6

+3,2

1960—1964

57,3

58,7

+2,4

26,0

23,6

–9,2

1955—1959

48,1

49,8

+3,5

21,2

20,1

–5,2

1950—1954

44,1

36,4

–17,5

17,7

17,4

–1,7

1945—1949

35,3

39,5

+11,9

15,4

12,3

–20,1

1940—1944

32,2

26,0

–19,3

16,1

11,3

–29,8

1939 и ранее

22,5

23,9

+6,2

11,4

6,6

–42,1

Всего

67,6

69,2

+2,4

37,1

36,4

–1,9

В 2019 и 2024 гг. среди мужчин — потребителей алкоголя, родившихся во второй половине 80-х годов XX века и позднее, доля потребителей пива составляла около 80%. В 2019—2024 гг. относительное увеличение доли составило 2%, за исключением поколения 2000—2004 г.р., в котором увеличение достигло 5,9%. У лиц, родившихся до 1984 г., значения данного показателя были наименьшими (22,5% в 2019 г. и 23,9% в 2024 г.).

Среди женщин — потребителей алкоголя наблюдалась похожая динамика, но доля потреблявших пиво была в 1,5—3 раза ниже, чем среди мужчин. Наибольшее значение такой доли было среди женщин, родившихся в 1980 г. и позднее (54,1% в 2019 г. и 50,4% в 2024 г.), а наименьшее — среди родившихся ранее 1980 г. (11,4% в 2019 г. и 41,8% в 2024 г.). При этом во всех поколениях женщин, родившихся до 2000 г., в 2019—2024 гг. доля употреблявших пиво уменьшалась (наибольшее относительное снижение 2,7%). Среди женщин 2000—2004 г.р. эта доля возрастала с 42,7 до 50,4% (относительное увеличение 18,0%).

Распространенность потребителей вина среди женщин была выше, чем среди мужчин, во всех поколениях (рис. 4). Среди женщин — потребителей алкоголя доля потребителей вина во всех поколениях была в 2—3 раза выше, чем среди мужчин. Наибольшая разница (в 3,1 раза) наблюдалась для поколения 1970—1974 г.р., а наименьшая (в 2 раза) — для поколений, родившихся до 1940 г. Следует отметить отсутствие в 2019—2024 гг. динамики данной доли среди мужчин и женщин всех поколений.

Рис. 4. Доля мужчин и женщин среди потребителей алкоголя, употреблявших вино, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.

Распределение потребителей алкоголя (мужчин и женщин), употреблявших вино, в зависимости от года рождения (поколения) представлено в табл. 6.

Таблица 6. Распределение потребителей алкоголя, употреблявших вино, в зависимости от года рождения (поколения) и пола, в 2019 и 2024 гг.

Годы рождения, поколения

Мужчины, %

Женщины, %

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2005—2009

32,9

81,4

2000—2004

37,2

34,4

–7,5

84,2

85,1

+1,1

1995—1999

32,7

31,8

–2,8

83,0

86,2

+3,9

1990—1994

32,8

31,3

–4,6

83,9

86,1

+2,6

1985—1989

29,7

29,5

–0,7

81,6

84,7

+3,8

1980—1984

28,6

28,1

–1,7

81,7

84,2

+3,1

1975—1979

27,0

27,7

+2,6

81,0

82,6

+2,0

1970—1974

26,8

26,2

–2,2

81,8

82,2

+0,5

1965—1969

26,1

25,7

–1,5

79,8

80,0

+0,3

1960—1964

26,5

24,6

–7,2

77,5

76,5

–1,3

1955—1959

25,8

23,9

–7,4

75,3

74,4

–1,2

1950—1954

25,4

24,2

–4,7

73,6

72,8

–1,1

1945—1949

24,8

26,5

+6,9

70,2

69,5

–1,0

1940—1944

28,5

26,2

–8,1

68,7

61,7

–10,2

1939 и ранее

30,5

27,9

–8,5

64,4

55,6

–13,7

Всего

28,2

27,8

–1,4

79,3

81,0

+2,1

Среди женщин — потребителей алкоголя, родившихся в 1965 г. и позднее, доля потреблявших вино была стабильно высокой и превышала 80%. В 2019—2024 гг. относительное увеличение потребления вина в этих поколениях было незначительным (от 0,5% в 2019 г. до 3,9% в 2024 г.). Доля употреблявших вино женщин, родившихся ранее 1965 г., была ниже (64,4% в 2019 г. и 55,6% в 2024 г.). Кроме того, в 2019 и 2024 гг. у женщин этих поколений наблюдалось снижение доли потреблявших вино. Наибольшее относительное снижение этой доли наблюдалось среди тех, кто родился в период с 1940—1944 гг. и до 1939 г. (на 10,2% в 2019 г. и на 13,7% в 2024 г. соответственно). В 2024 г. среди мужчин — потребителей алкоголя наибольшая доля потребителей вина (34,4%) отмечалась в поколении 2000—2004 г.р., а наименьшая (23,9%) — в поколении 1955—1959 г.р.

Во всех поколениях среди мужчин и женщин, потреблявших алкоголь, значения долей потребителей крепких алкогольных напитков имели обратное соотношение по сравнению с употреблением пива (рис. 5). Среди мужчин — потребителей алкоголя доля лиц, потреблявших крепкие алкогольные напитки, в поколениях, родившихся до 1985 г., была стабильно высокой и превышала 80%. В поколениях, родившихся после 1985 г., эта доля устойчиво снижалась. Среди женщин — потребителей алкоголя доля употреблявших крепкие алкогольные напитки была стабильной в поколениях, родившихся до 1970 г., и составляла 50%. В поколениях, родившихся после 1970 г., эта доля существенно снижалась. Доли потребителей крепких алкогольных напитков среди мужчин и женщин, потреблявших алкоголь, в зависимости от года рождения (поколения) представлены в табл. 7.

Рис. 5. Доля мужчин и женщин среди потребителей алкоголя, употреблявших крепкие алкогольные напитки, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.

Таблица 7. Распределение потребителей алкоголя, потреблявших крепкие алкогольные напитки, в зависимости от года рождения (поколения) и пола в 2019 и 2024 гг.

Годы рождения, поколения

Мужчины, %

Женщины, %

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2019 г.

2024 г.

относительное изменение

2005—2009

26,6

7,8

2000—2004

24,4

46,7

+91,4

6,4

15,5

+142,2

1995—1999

53,3

64,9

+21,8

16,8

21,8

+29,8

1990—1994

69,0

68,2

–1,2

22,0

25,5

+15,9

1985—1989

75,2

74,6

–0,8

30,7

26,8

–12,7

1980—1984

81,2

79,2

–2,5

36,8

34,1

–7,3

1975—1979

84,8

83,0

–2,1

41,7

40,4

–3,1

1970—1974

85,9

85,6

–0,3

45,3

49,1

+8,4

1965—1969

87,9

86,9

–1,1

51,3

50,1

–2,3

1960—1964

88,9

87,8

–1,2

52,4

54,2

+3,4

1955—1959

89,3

88,1

–1,3

52,0

55,5

+6,7

1950—1954

87,4

90,4

+3,4

50,6

55,2

+9,1

1945—1949

87,3

91,2

+4,5

51,4

54,4

+5,8

1940—1944

85,7

87,3

+1,9

51,3

65,5

+27,7

1939 и ранее

83,9

83,5

–0,5

54,8

59,3

+8,2

Всего

80,3

79,0

–1,6

41,5

39,9

–3,9

В каждом из поколений мужчин — потребителей алкоголя, родившихся в 1975—1979 гг. и ранее, доля употреблявших крепкие алкогольные напитки была выше 80%, достигая наибольшего значения в поколении 1945—1949 г.р. (87,3% в 2019 г. и 91,2% в 2024 г.). Изменение этих показателей в поколениях не имело определенного направления, составляя –2,1% и +4,5% соответственно. Среди мужчин, родившихся с 1980 по 1994 г., доля потреблявших крепкие алкогольные напитки была ниже (69,0—81,2% в 2019 г., 68,2—79,2% в 2024 г.). В 2024 г. среди мужчин 1995—1999 и 2000—2004 г.р. эта доля была еще ниже (46,7%). Однако для данных поколений в 2019—2024 гг. наблюдалось существенное относительное увеличение показателя (21,8 и 91,4% соответственно).

Среди женщин стабильно высокая доля потреблявших крепкие алкогольные напитки наблюдалась в поколениях до 1975 г.р. (54,8% в 2019 г. и 65,5% в 2024 г.) Поколения женщин, родившиеся в 1975—1979 г. и позднее, характеризовались более низкой величиной этой доли (41,7% в 2019 г. и 40,4% в 2024 г.). Среди женщин — потребителей алкоголя 1980—1989 г.р. доля употреблявших крепкие алкогольные напитки составляла 30,7—36,8% в 2019 г., 26,8—34,1% в 2024 г. (относительное снижение 7,3 и 12,7%). В то же время для женщин 1990—2004 г.р. в 2019—2024 гг. наблюдалось относительное увеличение значений этой доли от 15,9 до 142,2%.

Обсуждение

Проведенный анализ показал, что наибольшая распространенность потребления алкоголя наблюдалась у представителей «средних» поколений, родившихся в 1970—1989 гг. Эти поколения характеризуются прежде всего тем, что на период их юности (15—30 лет) пришлись, с одной стороны, антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов, с другой — экономический кризис 90-х годов XX века.

В настоящее время экспертами признано, что антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов XX века, направленная на снижение доступности алкогольной продукции, в краткосрочной перспективе привела к снижению смертности населения [4, 17]. Однако эта кампания была непродолжительной, поскольку уже в начале 90-х годов XX века введенные ранее ограничения были сняты, что привело к росту потребления алкоголя населением. В результате сформировалось поколение лиц, родившихся в 1970—1989 гг., с наибольшей долей употребления алкогольной продукции, среди которой отдавалось предпочтение крепким алкогольным напиткам. Данная тенденция сохранилась и в настоящее время. Поколения 60-х и более ранних годов XX века в наибольшей мере привержены исторически характерному для России «северному» типу потребления алкоголя [5]. Среди этого поколения отмечалась наиболее высокая доля потребителей крепких алкогольных напитков (водка, коньяк, домашние настойки и иные крепкие напитки), тогда как доля употреблявших пиво и вино была относительно невысока.

Активная государственная антиалкогольная политика в Российской Федерации началась во второй половине 90-х годов XX века. В 1995 г. принят Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В полной мере государственная политика борьбы с потреблением алкоголя активизировалась в 2000-х годах. В этот период, в частности, были установлены минимальные цены на водку, существенно повышены акцизы на спирт в составе алкогольных напитков, принят запрет на розничную торговлю алкоголем в ночные часы [4].

На фоне государственной антиалкогольной политики, а также нормализации социально-экономической ситуации в стране, которая сопровождалась ростом благосостояния граждан, происходило взросление представителей поколений, родившихся в 1990—1999 гг. [17]. В результате данное поколение характеризуется более низкой долей употребления алкоголя, в частности крепких алкогольных напитков, в 2019 и 2024 гг. Среди поколений, рожденных в 1995—1999 и 2000—2004 гг., отмечались еще более низкие показатели потребления алкоголя. Но в 2019 и 2024 гг. появилась тенденция к росту доли мужчин и женщин, потребляющих алкоголь.

Вероятно, это обусловлено тем, что среди представителей этих поколений, особенно поколения 2000—2004 г.р., достигших совершеннолетия в 2019—2024 гг., продолжала сокращаться доля ранее не употреблявших алкоголь, а также законной возможностью самостоятельно приобретать алкоголь.

Отмечавшееся снижение распространенности потребления алкоголя и изменение структуры его потребления обусловлены, с одной стороны, изменением привычек людей, которые уже употребляют алкоголь, с другой — процессом смены поколений. Первый фактор может быть связан с социально-экономической ситуацией, реализацией антиалкогольных мер, модой, индивидуальными и иными причинами. Второй фактор представлен, с одной стороны, смертностью представителей старших поколений, а с другой — взрослением более молодых поколений и получением доступа к алкоголю самостоятельно (по достижении 18 лет) или при содействии старших родственников и друзей.

Наблюдения, изложенные в настоящем исследовании, подтверждают необходимость продолжения реализации и дальнейшего развития антиалкогольной политики в будущем, особенно в части разработки адресных мер, направленных на разные поколения россиян. С одной стороны, следует уделять внимание молодежи, особенно школьникам и студентам, поскольку предотвращение развития алкогольной зависимости в этом возрасте может внести большой вклад в сокращение распространенности потребления алкоголя в России в будущем. С другой стороны, поколение, родившееся в 1970—1989 гг., в котором наблюдаются наибольшая распространенность потребления алкоголя и высокая доля потребителей крепких алкогольных напитков, в настоящее время составляет значимую долю населения трудоспособного возраста.

Заключение

Предложен многосторонний подход к анализу особенностей в поведении отдельных поколений, связанном с потреблением алкоголя. Такой подход позволяет не только оценить распространенность данного фактора риска развития и прогрессирования многих неинфекционных, инфекционных заболеваний и травматизма среди лиц различных возрастов, но и выявить его взаимосвязь с социально-экономическими факторами развития общества в различные годы, что также влияет на поведенческие привычки населения страны и формирование поколений, свободных от алкоголя.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Стадник Н.М., Сахарова Г.М., Антонов Н.С., Салагай О.О.; сбор и обработка материала — Никитина С.Ю.; статистический анализ данных — Стадник Н.М., Сахарова Г.М.; написание текста — Стадник Н.М., Сахарова Г.М., Антонов Н.С.; научное редактирование — Салагай О.О., Антонов Н.С.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: study design and concept — Stadnik N.M., Sakharova G.M., Antonov N.S., Salagay O.O.; data collection and processing — Nikitina S.Yu.; statistical analysis — Stadnik N.M., Sakharova G.M.; text writing — Stadnik N.M., Sakharova G.M., Antonov N.S.; scientific editing — Salagay O.O., Antonov N.S.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.