Введение
Этиловый спирт (далее — алкоголь) является токсичным психоактивным веществом, вызывающим зависимость. Вред алкоголя связан не только с непосредственно вызванными им смертями, но и с тем влиянием, которое он оказывает на развитие различных заболеваний, а также с его вкладом в смертность от внешних причин. По данным ВОЗ, в 2019 г. в мире из всех случаев смерти, связанных с употреблением алкоголя, 1,6 млн вызваны неинфекционными заболеваниями, в том числе 474 000 — болезнями системы кровообращения и 401 000 — злокачественными новообразованиями, около 724 000 случаев смерти вызваны внешними причинами [1]. В Европейском регионе каждый 11-й случай смерти связан с употреблением алкоголя, что соответствует 800 000 таких случаев в год в регионе или примерно 1/3 в мире [1]. Злоупотребление алкоголем также вносит вклад в смертность от инфекционных заболеваний. По оценкам ВОЗ, около 284 000 случаев смерти в мире от инфекционных заболеваний связаны с употреблением алкоголя [2]. Доказано, что употребление алкоголя приводит к подавлению широкого спектра иммунных реакций, что увеличивает риск заражения туберкулезом и смерти от него [3].
Для России на протяжении долгого времени были характерны высокая распространенность потребления алкоголя и связанная с ним смертность [4]. Оценки экспертов показывают, что на протяжении 1965—2013 гг. повышение потребления алкоголя на душу населения имело положительную корреляцию с отрицательной динамикой ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) [5].
Известно, что потребление алкоголя и ассоциированная с ним смертность имеют гендерные особенности, что вносит значительный вклад в разрыв величины ОПЖ мужчин и женщин [6—8]. В 2012 г. в странах Центральной и Восточной Европы (в том числе России), вклад смертности, связанной с алкоголем, в гендерный разрыв по ОПЖ в среднем составил не менее 15% [7].
В XXI веке в России наметились положительные тенденции в распространенности употребления алкоголя. За 2004—2014 гг. смертность от отравления алкоголем среди мужчин сократилась в 2,7 раза. С 2003 по 2013 г. снижение потребления алкоголя составило 4,7 л/чел/год, что близко к темпам снижения во время антиалкогольной кампании в 80-х годах XX века [9]. Менялась также структура потребления алкоголя, особенно в отношении молодежи. Так, к началу 10-х гг. XXI века пиво вытеснило крепкие алкогольные напитки [10].
Российскими учеными проведено немало исследований по изучению гендерных и возрастных особенностей потребления алкоголя, в том числе среди школьников, студентов, молодежи [11—15]. Но полученные оценки характеризовали особенности потребления алкоголя в различных социальных и возрастных группах только в определенный момент времени либо при сопоставлении одних и тех же возрастных групп в разное время, без учета жизненного опыта обследуемых групп населения.
Цель исследования — проанализировать особенности и динамику потребления алкоголя в различных поколениях населения России, связь с социально-экономической ситуацией и антиалкогольной политикой.
Материалы и методы
Источником данных для настоящего исследования служат базы микроданных выборочного наблюдения состояния здоровья населения (ВНСЗН) в 2019 и 2024 гг., проводимого Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации [16].
Сравнительный анализ проведен отдельно для мужчин и женщин различных поколений (групп по году рождения). Поколения выделяли с интервалом 5 лет, начиная с 1940—1944 гг. и заканчивая 2000—2004 гг. Лица, родившиеся ранее 1940 г., объединены в категорию «1939 г. и ранее». Данные о поколении 2005—2009 г.р. приведены в 2024 г. только для справки, оценка динамики в отношении этой категории населения невозможна, поскольку сведения в 2019 г. собраны с использованием вопросника для детей. Объем и структура выборки ВНСЗН за 2019 и 2024 гг. представлены в табл. 1.
Таблица 1. Объем и состав выборок для наблюдения состояния здоровья населения в 2019 и 2024 гг. по полу и году рождения
Год рождения | Наблюдение 2019 г. | Наблюдение 2024 г. | |||||
всего | мужчины | женщины | всего | мужчины | женщины | ||
2005—2009 | — | — | — | 4622 | 2387 | 2235 | |
2000—2004 | 5508 | 2903 | 2605 | 3968 | 1752 | 2216 | |
1995—1999 | 5176 | 2449 | 2727 | 5374 | 2344 | 3030 | |
1990—1994 | 7380 | 3500 | 3880 | 7404 | 3325 | 4079 | |
1985—1989 | 9926 | 4645 | 5281 | 9964 | 4433 | 5531 | |
1980—1984 | 9942 | 4665 | 5277 | 9544 | 4429 | 5115 | |
1975—1979 | 9268 | 4129 | 5139 | 8573 | 3881 | 4692 | |
1970—1974 | 8632 | 3937 | 4695 | 7807 | 3409 | 4398 | |
1965—1969 | 8384 | 3722 | 4662 | 7213 | 3032 | 4181 | |
1960—1964 | 10 553 | 4365 | 6188 | 8831 | 3456 | 5375 | |
1955—1959 | 10 888 | 4461 | 6427 | 9582 | 3731 | 5851 | |
1950—1954 | 9409 | 3610 | 5799 | 7607 | 2769 | 4838 | |
1945—1949 | 5926 | 2069 | 3857 | 4508 | 1500 | 3008 | |
1940—1944 | 3896 | 1134 | 2762 | 2291 | 578 | 1713 | |
1939 и ранее | 5062 | 1308 | 3754 | 1673 | 357 | 1316 | |
Всего | 109 950 | 46 897 | 63 053 | 98 961 | 41 383 | 57 578 |
Статистическая обработка. На основе данных ВНСЗН рассчитаны следующие статистические показатели:
1) доля взрослого населения, употреблявшего какой-либо вид алкогольной продукции в течение последних 12 мес;
2) доля взрослого населения, употреблявшего алкоголь в течение последних 12 мес по виду алкогольной продукции: а) пиво, б) вино (сухое вино, шампанское, крепленое вино), в) крепкие алкогольные напитки (крепкая домашняя настойка, водка, коньяк и другие крепкие алкогольные напитки).
Для оценки динамики показателей рассчитывали их относительные изменения в процентах в период 2019 и 2024 гг.
Результаты
Полученные в результате исследования данные о показателях наблюдения в разрезе пола в 2019 и 2024 гг. представлены в табл. 2.
Таблица 2. Распространенность потребления алкоголя и различных видов алкогольной продукции среди мужчин и женщин в 2019 и 2024 гг.
Доля лиц, употреблявших разные виды алкоголя, % | 2019 г. | 2024 г. | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Алкоголь (разные виды) в течение 12 мес перед опросом среди всего взрослого населения | 63,7 | 50,4 | 57,8 | 43,1 |
Пиво среди всех потребителей алкоголя | 67,6 | 37,1 | 69,2 | 36,4 |
Вино среди всех потребителей алкоголя | 28,2 | 79,3 | 27,8 | 81,0 |
Крепкие алкогольные напитки среди всех потребителей алкоголя | 80,3 | 41,5 | 79,0 | 39,9 |
За рассматриваемый период распространенность потребления алкоголя в целом сократилась среди как мужчин, так и женщин на 9,3 и 14,5% соответственно. Изменения произошли также в структуре потребления алкогольной продукции. Среди всех потребителей алкоголя доля лиц, употреблявших пиво, выросла среди мужчин и сократилась среди женщин соответственно на +2,4% и –1,9%. В то же время доля употреблявших вино изменилась в противоположном направлении: увеличилась на 2,1% среди женщин и снизилась на 1,4% среди мужчин. Распространенность потребления крепких алкогольных напитков снизилась среди как мужчин, так и женщин, но у женщин сокращение было более значительным, чем у мужчин: 3,9 и 1,6% соответственно.
Динамика показателей отражает общие изменения в распространенности рассматриваемого фактора риска для здоровья населения, однако она была неодинаковой в различных возрастных группах населения. Расчеты, проведенные авторами, демонстрируют продолжение тенденций, которые наблюдались, начиная с середины 2000-х годов: распространенность потребления алкоголя в течение последних 12 мес в 2024 г., по сравнению с таким же периодом 2019 г., снижалась во всех 5-летних возрастных группах как у мужчин, так и у женщин (рис. 1).
Рис. 1. Доля мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от возраста в 2019 и 2024 гг.
Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от возраста в 2019 и 2024 гг. представлено в табл. 3.
Таблица 3. Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от возраста в 2019 и 2024 гг.
Возрастные 5-летние группы | Мужчины (%) | Женщины (%) | ||||
2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | 2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | |
15—19 | 20,0 | 13,1 | –34,5 | 17,8 | 11,6 | –34,8 |
20—24 | 53,3 | 47,6 | –10,7 | 43,0 | 35,9 | –16,5 |
25—29 | 66,7 | 60,3 | –9,6 | 51,8 | 44,5 | –14,1 |
30—34 | 72,9 | 63,8 | –12,5 | 60,2 | 50,7 | –15,8 |
35—39 | 74,5 | 69,0 | –7,4 | 63,1 | 56,5 | –10,5 |
40—44 | 75,4 | 70,6 | –6,4 | 66,6 | 58,7 | –11,9 |
45—49 | 74,6 | 70,2 | –5,9 | 65,9 | 59,3 | –10,0 |
50—54 | 73,3 | 69,7 | –4,9 | 64,3 | 57,3 | –10,9 |
55—59 | 70,8 | 66,7 | –5,8 | 58,5 | 53,1 | –9,2 |
60—64 | 63,5 | 59,2 | –6,8 | 50,4 | 43,2 | –14,3 |
65—69 | 57,9 | 52,5 | –9,3 | 41,6 | 35,4 | –14,9 |
70—74 | 48,3 | 40,9 | –15,3 | 31,6 | 25,7 | –18,7 |
75—79 | 39,7 | 35,4 | –10,8 | 22,3 | 21,5 | –3,6 |
80 и более | 29,2 | 23,1 | –20,8 | 13,4 | 10,5 | –21,7 |
Всего | 63,7 | 57,8 | –9,3 | 50,4 | 43,1 | –14,5 |
В 2019 г. среди мужчин доля употреблявших алкоголь превышала 70% в возрастных группах, начиная с группы 30—34 года до группы 55—59 лет, а наибольшее значение показателя (75,4%) отмечалось у представителей группы 40—44 года. К 2024 г. показатель в этих группах снизился с 4,9 до 12,5%. Наибольшее снижение показателя отмечалось в возрастной группе 30—34 года. Среди мужчин младше 30 и старше 60 лет доля употреблявших алкоголь была более низкой как в 2019 г., так и в 2024 г. Относительное снижение среди мужчин 15—19 лет в этот период составило 54,5%, а среди мужчин возрастной группы 80 лет и старше — 20,8%.
В 2019 г. доля употреблявших алкоголь женщин в возрасте от 30 до 54 лет была более 60% с максимальным значением показателя (66,6%) в возрастной группе 40—44 года. В 2024 г. во всех этих группах произошло снижение распространенности потребления алкоголя на 10—11% относительно уровня 2019 г. В 2024 г. наибольшее значение данного показателя (59,3%) отмечалось у женщин 45—49 лет. Как и среди мужчин, наиболее значительное снижение доли употреблявших алкоголь (35%) в 2019—2024 гг. отмечалось в возрастной группе 15—19 лет. При этом в отличие от мужчин величина показателя как в 2019 г., так и в 2024 г. была наименьшей не в группе молодых лиц, а в возрастной группе 80 лет и старше (13,4% в 2019 г. и 10,5% в 2024 г.).
Описываемая ранее динамика употребления алкоголя может быть обусловлена, во-первых, взрослением людей и, во-вторых, изменением образа жизни под воздействием социально-экономических факторов, в частности в связи принятием и исполнением законодательно-правовых документов, изменением норм поведения в обществе. Во втором случае у людей одного и того же возраста, но из разных поколений может быть различным поведение в отношении употребления алкогольной продукции. Для того чтобы оценить изменения в поведении, связанном с потреблением алкоголя в одних и тех же возрастных группах населения, но живущих в разные годы, проанализирована динамика употребления алкогольной продукции в группах родившихся в одни и те же годы (поколения). На рис. 2 представлена динамика долей мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от принадлежности к разным поколениям по году рождения (2019 и 2024 гг.). Наибольшая доля мужчин и женщин, употреблявших алкоголь, отмечена среди лиц, родившихся в 70-х и 80-х годах XX века. В этих поколениях разница долей между мужчинами и женщинами была наименьшей. Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от года рождения (г.р.) поколения представлено в табл. 4.
Рис. 2. Доля мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.
Таблица 4. Распределение мужчин и женщин, употреблявших алкоголь в течение последних 12 мес, в зависимости от года рождения (поколения) (2019 и 2024 гг.)
Годы рождения, поколения | Мужчины, % | Женщины, % | ||||
2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | 2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | |
2005—2009 | — | 13,1 | — | — | 11,6 | — |
2000—2004 | 20,0 | 47,6 | +138,0 | 17,8 | 35,9 | +101,7 |
1995—1999 | 53,3 | 60,3 | +13,1 | 43,0 | 44,5 | +3,5 |
1990—1994 | 66,7 | 63,8 | –4,3 | 51,8 | 50,7 | –2,1 |
1985—1989 | 72,9 | 69,0 | –5,3 | 60,2 | 56,5 | –6,1 |
1980—1984 | 74,5 | 70,6 | –5,2 | 63,1 | 58,7 | –7,0 |
1975—1979 | 75,4 | 70,2 | –6,9 | 66,6 | 59,3 | –11,0 |
1970—1974 | 74,6 | 69,7 | –6,6 | 65,9 | 57,3 | –13,1 |
1965—1969 | 73,3 | 66,7 | –9,0 | 64,3 | 53,1 | –17,4 |
1960—1964 | 70,8 | 59,2 | –16,4 | 58,5 | 43,2 | –26,2 |
1955—1959 | 63,5 | 52,5 | –17,3 | 50,4 | 35,4 | –29,8 |
1950—1954 | 57,9 | 40,9 | –29,4 | 41,6 | 25,7 | –38,2 |
1945—1949 | 48,3 | 35,4 | –26,7 | 31,6 | 21,5 | –32,0 |
1940—1944 | 39,7 | 22,3 | –43,8 | 22,3 | 12,1 | –45,7 |
1939 и ранее | 29,2 | 24,5 | –16,1 | 13,4 | 11,2 | –16,4 |
Всего | 63,7 | 57,8 | –9,3 | 50,4 | 43,1 | –14,5 |
Доля употреблявших алкоголь мужчин достигала в 2019 г. 75,4%, в 2024 г. — 70,6% (относительное снижение 7%). Минимальное значение доли мужчин, рожденных до 1970 г., составило 29,2% в 2019 г. и 22,3% в 2024 г. В 2019 и 2024 гг. в этих поколениях мужчин отмечалось более значимое относительное снижение данного показателя от –9,0% до –43,8%. Поколение мужчин (1990—1994 г.р.) по сравнению с родившимися в 70-х и 80-х годах XX века характеризовалось более низкой долей потреблявших алкоголь (66,7% в 2019 г. и 63,8% в 2024 г.). Относительное снижение этой доли в 2019—2024 гг. составило 4,3%. Величина доли потреблявших алкоголь мужчин, родившихся в 1995—1999 и 2000—2004 гг., была еще более низкой, но в 2019—2024 гг. она увеличивалась (относительное увеличение 13,1 и 138,0% соответственно).
Наибольшие значения доли женщин, употреблявших алкоголь, отмечались в поколениях 1965—1984 г.р. Среди родившихся до 1965 г. величина данного показателя была существенно ниже (13,4% в 2019 г. и 11,2% в 2024 г.) В этих поколениях также отмечалось наибольшее относительное снижение показателя (–45,7%). Доля потреблявших алкоголь женщин из числа родившихся в 1985—1989 гг. и позднее, также была низкой. В поколениях 1985—1989 и 1990—1994 г.р. величина показателя была соответственно 60,2 и 51,8% в 2019 г., 56,5 и 50,7% в 2024 г., а относительное снижение составило 6,1 и 2,1% соответственно. Поколения женщин 1995—1999 и 2000—2004 г.р. характеризовались также низкой долей потреблявших алкоголь, однако этот показатель за 2019—2024 гг. вырос с 43,0 до 44,5% и с 17,8 до 35,9% (относительное увеличение 3,5 и 101,7% соответственно).
Таким образом, анализ динамики показателя в разрезе поколений (по году рождения) позволил выявить изменения в поведении людей в отношении употребления алкоголя, связанные, прежде всего, с периодом проживания, а не с возрастом.
Структура и динамика потребления алкогольной продукции также имела особенности, характерные для разных поколений как мужчин, так и женщин (рис. 3). Среди мужчин — потребителей алкоголя во всех поколениях наблюдалась устойчиво высокая доля потребителей пива, с наибольшим значением среди поколений, родившихся с середины 80-х до середины 90-х годов XX века. Доля потребителей пива среди женщин была почти в 2 раза меньше, чем среди мужчин, во всех поколениях, но такая разница сокращалась для поколений, родившихся в этот период. Наибольшая величина доли женщин, потребляющих пиво, наблюдалась для поколения 80-х годов XX века. Распределение мужчин и женщин, потреблявших пиво, в зависимости от года рождения (поколения) представлено в табл. 5.
Рис. 3. Доля мужчин и женщин среди потребителей алкоголя, употреблявших пиво, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.
Таблица 5. Распределение мужчин и женщин, потреблявших пиво, в зависимости от года рождения (поколения) и пола в 2019 и 2024 гг.
Годы рождения, поколения | Мужчины, % | Женщины, % | ||||
2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | 2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | |
2005—2009 | — | 79,4 | — | — | 41,9 | — |
2000—2004 | 75,9 | 80,4 | +5,9 | 42,7 | 50,4 | +18,0 |
1995—1999 | 80,1 | 79,5 | –0,7 | 47,5 | 46,2 | –2,7 |
1990—1994 | 81,7 | 81,8 | +0,1 | 52,6 | 45,8 | –12,9 |
1985—1989 | 81,6 | 79,8 | –2,2 | 54,1 | 46,3 | –14,4 |
1980—1984 | 77,5 | 76,6 | –1,2 | 50,1 | 45,4 | –9,4 |
1975—1979 | 73,5 | 76,0 | +3,4 | 44,7 | 41,8 | –6,5 |
1970—1974 | 69,4 | 68,5 | –1,3 | 36,5 | 35,0 | –4,1 |
1965—1969 | 64,2 | 66,5 | +3,6 | 31,6 | 32,6 | +3,2 |
1960—1964 | 57,3 | 58,7 | +2,4 | 26,0 | 23,6 | –9,2 |
1955—1959 | 48,1 | 49,8 | +3,5 | 21,2 | 20,1 | –5,2 |
1950—1954 | 44,1 | 36,4 | –17,5 | 17,7 | 17,4 | –1,7 |
1945—1949 | 35,3 | 39,5 | +11,9 | 15,4 | 12,3 | –20,1 |
1940—1944 | 32,2 | 26,0 | –19,3 | 16,1 | 11,3 | –29,8 |
1939 и ранее | 22,5 | 23,9 | +6,2 | 11,4 | 6,6 | –42,1 |
Всего | 67,6 | 69,2 | +2,4 | 37,1 | 36,4 | –1,9 |
В 2019 и 2024 гг. среди мужчин — потребителей алкоголя, родившихся во второй половине 80-х годов XX века и позднее, доля потребителей пива составляла около 80%. В 2019—2024 гг. относительное увеличение доли составило 2%, за исключением поколения 2000—2004 г.р., в котором увеличение достигло 5,9%. У лиц, родившихся до 1984 г., значения данного показателя были наименьшими (22,5% в 2019 г. и 23,9% в 2024 г.).
Среди женщин — потребителей алкоголя наблюдалась похожая динамика, но доля потреблявших пиво была в 1,5—3 раза ниже, чем среди мужчин. Наибольшее значение такой доли было среди женщин, родившихся в 1980 г. и позднее (54,1% в 2019 г. и 50,4% в 2024 г.), а наименьшее — среди родившихся ранее 1980 г. (11,4% в 2019 г. и 41,8% в 2024 г.). При этом во всех поколениях женщин, родившихся до 2000 г., в 2019—2024 гг. доля употреблявших пиво уменьшалась (наибольшее относительное снижение 2,7%). Среди женщин 2000—2004 г.р. эта доля возрастала с 42,7 до 50,4% (относительное увеличение 18,0%).
Распространенность потребителей вина среди женщин была выше, чем среди мужчин, во всех поколениях (рис. 4). Среди женщин — потребителей алкоголя доля потребителей вина во всех поколениях была в 2—3 раза выше, чем среди мужчин. Наибольшая разница (в 3,1 раза) наблюдалась для поколения 1970—1974 г.р., а наименьшая (в 2 раза) — для поколений, родившихся до 1940 г. Следует отметить отсутствие в 2019—2024 гг. динамики данной доли среди мужчин и женщин всех поколений.
Рис. 4. Доля мужчин и женщин среди потребителей алкоголя, употреблявших вино, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.
Распределение потребителей алкоголя (мужчин и женщин), употреблявших вино, в зависимости от года рождения (поколения) представлено в табл. 6.
Таблица 6. Распределение потребителей алкоголя, употреблявших вино, в зависимости от года рождения (поколения) и пола, в 2019 и 2024 гг.
Годы рождения, поколения | Мужчины, % | Женщины, % | ||||
2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | 2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | |
2005—2009 | — | 32,9 | — | — | 81,4 | — |
2000—2004 | 37,2 | 34,4 | –7,5 | 84,2 | 85,1 | +1,1 |
1995—1999 | 32,7 | 31,8 | –2,8 | 83,0 | 86,2 | +3,9 |
1990—1994 | 32,8 | 31,3 | –4,6 | 83,9 | 86,1 | +2,6 |
1985—1989 | 29,7 | 29,5 | –0,7 | 81,6 | 84,7 | +3,8 |
1980—1984 | 28,6 | 28,1 | –1,7 | 81,7 | 84,2 | +3,1 |
1975—1979 | 27,0 | 27,7 | +2,6 | 81,0 | 82,6 | +2,0 |
1970—1974 | 26,8 | 26,2 | –2,2 | 81,8 | 82,2 | +0,5 |
1965—1969 | 26,1 | 25,7 | –1,5 | 79,8 | 80,0 | +0,3 |
1960—1964 | 26,5 | 24,6 | –7,2 | 77,5 | 76,5 | –1,3 |
1955—1959 | 25,8 | 23,9 | –7,4 | 75,3 | 74,4 | –1,2 |
1950—1954 | 25,4 | 24,2 | –4,7 | 73,6 | 72,8 | –1,1 |
1945—1949 | 24,8 | 26,5 | +6,9 | 70,2 | 69,5 | –1,0 |
1940—1944 | 28,5 | 26,2 | –8,1 | 68,7 | 61,7 | –10,2 |
1939 и ранее | 30,5 | 27,9 | –8,5 | 64,4 | 55,6 | –13,7 |
Всего | 28,2 | 27,8 | –1,4 | 79,3 | 81,0 | +2,1 |
Среди женщин — потребителей алкоголя, родившихся в 1965 г. и позднее, доля потреблявших вино была стабильно высокой и превышала 80%. В 2019—2024 гг. относительное увеличение потребления вина в этих поколениях было незначительным (от 0,5% в 2019 г. до 3,9% в 2024 г.). Доля употреблявших вино женщин, родившихся ранее 1965 г., была ниже (64,4% в 2019 г. и 55,6% в 2024 г.). Кроме того, в 2019 и 2024 гг. у женщин этих поколений наблюдалось снижение доли потреблявших вино. Наибольшее относительное снижение этой доли наблюдалось среди тех, кто родился в период с 1940—1944 гг. и до 1939 г. (на 10,2% в 2019 г. и на 13,7% в 2024 г. соответственно). В 2024 г. среди мужчин — потребителей алкоголя наибольшая доля потребителей вина (34,4%) отмечалась в поколении 2000—2004 г.р., а наименьшая (23,9%) — в поколении 1955—1959 г.р.
Во всех поколениях среди мужчин и женщин, потреблявших алкоголь, значения долей потребителей крепких алкогольных напитков имели обратное соотношение по сравнению с употреблением пива (рис. 5). Среди мужчин — потребителей алкоголя доля лиц, потреблявших крепкие алкогольные напитки, в поколениях, родившихся до 1985 г., была стабильно высокой и превышала 80%. В поколениях, родившихся после 1985 г., эта доля устойчиво снижалась. Среди женщин — потребителей алкоголя доля употреблявших крепкие алкогольные напитки была стабильной в поколениях, родившихся до 1970 г., и составляла 50%. В поколениях, родившихся после 1970 г., эта доля существенно снижалась. Доли потребителей крепких алкогольных напитков среди мужчин и женщин, потреблявших алкоголь, в зависимости от года рождения (поколения) представлены в табл. 7.
Рис. 5. Доля мужчин и женщин среди потребителей алкоголя, употреблявших крепкие алкогольные напитки, в зависимости от года рождения (поколения) в 2019 и 2024 гг.
Таблица 7. Распределение потребителей алкоголя, потреблявших крепкие алкогольные напитки, в зависимости от года рождения (поколения) и пола в 2019 и 2024 гг.
Годы рождения, поколения | Мужчины, % | Женщины, % | ||||
2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | 2019 г. | 2024 г. | относительное изменение | |
2005—2009 | — | 26,6 | — | — | 7,8 | — |
2000—2004 | 24,4 | 46,7 | +91,4 | 6,4 | 15,5 | +142,2 |
1995—1999 | 53,3 | 64,9 | +21,8 | 16,8 | 21,8 | +29,8 |
1990—1994 | 69,0 | 68,2 | –1,2 | 22,0 | 25,5 | +15,9 |
1985—1989 | 75,2 | 74,6 | –0,8 | 30,7 | 26,8 | –12,7 |
1980—1984 | 81,2 | 79,2 | –2,5 | 36,8 | 34,1 | –7,3 |
1975—1979 | 84,8 | 83,0 | –2,1 | 41,7 | 40,4 | –3,1 |
1970—1974 | 85,9 | 85,6 | –0,3 | 45,3 | 49,1 | +8,4 |
1965—1969 | 87,9 | 86,9 | –1,1 | 51,3 | 50,1 | –2,3 |
1960—1964 | 88,9 | 87,8 | –1,2 | 52,4 | 54,2 | +3,4 |
1955—1959 | 89,3 | 88,1 | –1,3 | 52,0 | 55,5 | +6,7 |
1950—1954 | 87,4 | 90,4 | +3,4 | 50,6 | 55,2 | +9,1 |
1945—1949 | 87,3 | 91,2 | +4,5 | 51,4 | 54,4 | +5,8 |
1940—1944 | 85,7 | 87,3 | +1,9 | 51,3 | 65,5 | +27,7 |
1939 и ранее | 83,9 | 83,5 | –0,5 | 54,8 | 59,3 | +8,2 |
Всего | 80,3 | 79,0 | –1,6 | 41,5 | 39,9 | –3,9 |
В каждом из поколений мужчин — потребителей алкоголя, родившихся в 1975—1979 гг. и ранее, доля употреблявших крепкие алкогольные напитки была выше 80%, достигая наибольшего значения в поколении 1945—1949 г.р. (87,3% в 2019 г. и 91,2% в 2024 г.). Изменение этих показателей в поколениях не имело определенного направления, составляя –2,1% и +4,5% соответственно. Среди мужчин, родившихся с 1980 по 1994 г., доля потреблявших крепкие алкогольные напитки была ниже (69,0—81,2% в 2019 г., 68,2—79,2% в 2024 г.). В 2024 г. среди мужчин 1995—1999 и 2000—2004 г.р. эта доля была еще ниже (46,7%). Однако для данных поколений в 2019—2024 гг. наблюдалось существенное относительное увеличение показателя (21,8 и 91,4% соответственно).
Среди женщин стабильно высокая доля потреблявших крепкие алкогольные напитки наблюдалась в поколениях до 1975 г.р. (54,8% в 2019 г. и 65,5% в 2024 г.) Поколения женщин, родившиеся в 1975—1979 г. и позднее, характеризовались более низкой величиной этой доли (41,7% в 2019 г. и 40,4% в 2024 г.). Среди женщин — потребителей алкоголя 1980—1989 г.р. доля употреблявших крепкие алкогольные напитки составляла 30,7—36,8% в 2019 г., 26,8—34,1% в 2024 г. (относительное снижение 7,3 и 12,7%). В то же время для женщин 1990—2004 г.р. в 2019—2024 гг. наблюдалось относительное увеличение значений этой доли от 15,9 до 142,2%.
Обсуждение
Проведенный анализ показал, что наибольшая распространенность потребления алкоголя наблюдалась у представителей «средних» поколений, родившихся в 1970—1989 гг. Эти поколения характеризуются прежде всего тем, что на период их юности (15—30 лет) пришлись, с одной стороны, антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов, с другой — экономический кризис 90-х годов XX века.
В настоящее время экспертами признано, что антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов XX века, направленная на снижение доступности алкогольной продукции, в краткосрочной перспективе привела к снижению смертности населения [4, 17]. Однако эта кампания была непродолжительной, поскольку уже в начале 90-х годов XX века введенные ранее ограничения были сняты, что привело к росту потребления алкоголя населением. В результате сформировалось поколение лиц, родившихся в 1970—1989 гг., с наибольшей долей употребления алкогольной продукции, среди которой отдавалось предпочтение крепким алкогольным напиткам. Данная тенденция сохранилась и в настоящее время. Поколения 60-х и более ранних годов XX века в наибольшей мере привержены исторически характерному для России «северному» типу потребления алкоголя [5]. Среди этого поколения отмечалась наиболее высокая доля потребителей крепких алкогольных напитков (водка, коньяк, домашние настойки и иные крепкие напитки), тогда как доля употреблявших пиво и вино была относительно невысока.
Активная государственная антиалкогольная политика в Российской Федерации началась во второй половине 90-х годов XX века. В 1995 г. принят Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В полной мере государственная политика борьбы с потреблением алкоголя активизировалась в 2000-х годах. В этот период, в частности, были установлены минимальные цены на водку, существенно повышены акцизы на спирт в составе алкогольных напитков, принят запрет на розничную торговлю алкоголем в ночные часы [4].
На фоне государственной антиалкогольной политики, а также нормализации социально-экономической ситуации в стране, которая сопровождалась ростом благосостояния граждан, происходило взросление представителей поколений, родившихся в 1990—1999 гг. [17]. В результате данное поколение характеризуется более низкой долей употребления алкоголя, в частности крепких алкогольных напитков, в 2019 и 2024 гг. Среди поколений, рожденных в 1995—1999 и 2000—2004 гг., отмечались еще более низкие показатели потребления алкоголя. Но в 2019 и 2024 гг. появилась тенденция к росту доли мужчин и женщин, потребляющих алкоголь.
Вероятно, это обусловлено тем, что среди представителей этих поколений, особенно поколения 2000—2004 г.р., достигших совершеннолетия в 2019—2024 гг., продолжала сокращаться доля ранее не употреблявших алкоголь, а также законной возможностью самостоятельно приобретать алкоголь.
Отмечавшееся снижение распространенности потребления алкоголя и изменение структуры его потребления обусловлены, с одной стороны, изменением привычек людей, которые уже употребляют алкоголь, с другой — процессом смены поколений. Первый фактор может быть связан с социально-экономической ситуацией, реализацией антиалкогольных мер, модой, индивидуальными и иными причинами. Второй фактор представлен, с одной стороны, смертностью представителей старших поколений, а с другой — взрослением более молодых поколений и получением доступа к алкоголю самостоятельно (по достижении 18 лет) или при содействии старших родственников и друзей.
Наблюдения, изложенные в настоящем исследовании, подтверждают необходимость продолжения реализации и дальнейшего развития антиалкогольной политики в будущем, особенно в части разработки адресных мер, направленных на разные поколения россиян. С одной стороны, следует уделять внимание молодежи, особенно школьникам и студентам, поскольку предотвращение развития алкогольной зависимости в этом возрасте может внести большой вклад в сокращение распространенности потребления алкоголя в России в будущем. С другой стороны, поколение, родившееся в 1970—1989 гг., в котором наблюдаются наибольшая распространенность потребления алкоголя и высокая доля потребителей крепких алкогольных напитков, в настоящее время составляет значимую долю населения трудоспособного возраста.
Заключение
Предложен многосторонний подход к анализу особенностей в поведении отдельных поколений, связанном с потреблением алкоголя. Такой подход позволяет не только оценить распространенность данного фактора риска развития и прогрессирования многих неинфекционных, инфекционных заболеваний и травматизма среди лиц различных возрастов, но и выявить его взаимосвязь с социально-экономическими факторами развития общества в различные годы, что также влияет на поведенческие привычки населения страны и формирование поколений, свободных от алкоголя.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Стадник Н.М., Сахарова Г.М., Антонов Н.С., Салагай О.О.; сбор и обработка материала — Никитина С.Ю.; статистический анализ данных — Стадник Н.М., Сахарова Г.М.; написание текста — Стадник Н.М., Сахарова Г.М., Антонов Н.С.; научное редактирование — Салагай О.О., Антонов Н.С.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contribution: study design and concept — Stadnik N.M., Sakharova G.M., Antonov N.S., Salagay O.O.; data collection and processing — Nikitina S.Yu.; statistical analysis — Stadnik N.M., Sakharova G.M.; text writing — Stadnik N.M., Sakharova G.M., Antonov N.S.; scientific editing — Salagay O.O., Antonov N.S.