Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ырысова М.Б.

Национальный институт общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики;
Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К. Ахунбаева

Тойчибаева Р.И.

Национальный институт общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики;
Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К. Ахунбаева

Турусбекова А.К.

Ошский государственный университет

Ырысов К.Б.

Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К. Ахунбаева

Распространенность факторов риска цереброваскулярных заболеваний по данным когортного исследования в г. Бишкек Кыргызской Республики

Авторы:

Ырысова М.Б., Тойчибаева Р.И., Турусбекова А.К., Ырысов К.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 231

Загрузок: 15


Как цитировать:

Ырысова М.Б., Тойчибаева Р.И., Турусбекова А.К., Ырысов К.Б. Распространенность факторов риска цереброваскулярных заболеваний по данным когортного исследования в г. Бишкек Кыргызской Республики. Профилактическая медицина. 2025;28(3):34‑39.
Yrysova MB, Toichibaeva RI, Turusbekova AK, Yrysov KB. Prevalence of cerebrovascular diseases risk factors according to the cohort survey data in Bishkek, Kyrgyz Republic. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(3):34‑39. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252803134

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Ар­те­ри­аль­ная ги­пер­тен­зия у па­ци­ен­тов — учас­тни­ков бо­евых действий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):128-132
Це­реб­раль­ные ге­мо­ди­на­ми­чес­кие на­ру­ше­ния у боль­ных ши­зоф­ре­ни­ей с ме­та­бо­ли­чес­ким син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):80-85
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ни­ях го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):12-16
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):41-48
Ал­го­рит­мы ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний и дис­фа­гии у па­ци­ен­тов пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):100-107
Ана­лиз ос­лож­не­ний од­но­этап­ных и дву­хэ­тап­ных ре­конструк­ций мо­лоч­ной же­ле­зы в за­ви­си­мос­ти от спо­со­ба ре­конструк­ции и фак­то­ров рис­ка. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):16-21
Ре­па­ра­тив­ный по­тен­ци­ал кос­тной тка­ни и влияющие на не­го фак­то­ры. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):41-49
Роль ген­но­го по­ли­мор­физ­ма в на­ру­ше­ни­ях сис­те­мы ге­мос­та­за у па­ци­ен­тов дет­ско­го воз­рас­та, под­вер­гших­ся кар­ди­охи­рур­ги­чес­ким вме­ша­тельствам. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(3):43-48
Ре­конструк­тив­но-плас­ти­чес­кие опе­ра­ции в ком­би­ни­ро­ван­ном ле­че­нии ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы: фак­то­ры рис­ка ос­лож­не­ний и ре­конструк­тив­ных не­удач. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):13-19

Введение

За период с 2015 по 2050 г. доля населения мира в возрасте старше 60 лет почти удвоится — с 12 до 22%. В 2050 г. 80% пожилых людей будут проживать в странах с низким или средним уровнем дохода. Перед всеми странами стоят трудные задачи по подготовке систем здравоохранения и социального обеспечения к максимально эффективной работе в условиях данного демографического сдвига. В связи с этим растет социальная значимость проблемы цереброваскулярных заболеваний (ЦВЗ) [1—3]. Опыт многих стран показывает, что за последние четыре десятилетия профилактические методы лечения и меры, направленные на коррекцию факторов риска (ФР), привели к значительным успехам в снижении показателей заболеваемости [4—7].

Для выработки эффективной политики, способствующей мотивации населения к здоровому образу жизни и созданию благоприятной окружающей среды, а также с целью сохранения и укрепления здоровья, развития партнерства и сотрудничества со всеми секторами гражданского общества разработана и утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 11.11.2013 №597 «Программа по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний в Кыргызской Республике на 2013—2020 годы». В то же время в стране нет системы мониторинга и эпидемиологического надзора над неинфекционными заболеваниями (НИЗ), отсутствуют полные данные об этих заболеваниях и их факторах риска [8].

Цель исследования — выполнить анализ распространенности факторов риска развития ЦВЗ и приверженности пациентов их коррекции.

Материалы и методы

Проведено скрининговое когортное исследование пациентов в возрасте 40—70 лет в г. Бишкек с декабря 2016 г. по март 2017 г.

Скрининг популяции проводили с применением специального опросника на основе инструмента STEPS (WHO, 2005), также учитывали данные анамнеза и медицинских документов. Информационная емкость анкеты адаптирована в соответствии с количеством определяемых ФР, задачами и объемом исследования. В исследование включены пациенты, пришедшие на прием к участковому врачу-терапевту «по любому поводу».

Критерий включения: пациенты в возрасте 40—70 лет, подписавшие лист информированного добровольного согласия респондента.

Критерий невключения: больные с острыми респираторными заболеваниями; лица, отказавшиеся от участия в опросе.

Других критериев для отбора не было, формирование группы пациентов происходило случайным образом по мере обращаемости.

Статистическая обработка результатов проведена с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS 16.0. Количественные и качественные данные описаны с применением методов стандартной описательной статистики. Различия полученных данных считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Нами опрошен 941 человек (377 мужчин, 564 женщины). Средний возраст респондентов 52 (46; 56) года. Среднее систолическое артериальное давление (АД) на момент обследования составило 131,2±14,3 мм рт.ст., среднее диастолическое АД — 81,3±8,8 мм рт.ст.

Женщины (60%) заметно чаще, чем мужчины (40%), отзывались на приглашение участвовать в опросе (p<0,01). Свой отказ мужчины объясняли тем, что не хватает времени заниматься своим здоровьем или их ничего не беспокоит в плане здоровья.

На вопрос о семейном статусе 71% респондентов ответили, что состоят в браке, 22% — не живут вместе и 7% — находятся в разводе.

Результаты обзора статей свидетельствуют о получении достаточных доказательств наличия связи между повышенным риском развития инсульта и производственным стрессом, работой в условиях экстремальных температур, большой продолжительностью рабочего дня и/или посменной работой [9—11]. Большинство (72%) респондентов оказались работающими (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по занятости.

Люди с высшим образованием, по их словам, лучше оценивают состояние своего здоровья, больше заботятся о нем, выражают осознанность в отношении факторов, обусловливающих состояние здоровья, а именно чаще отмечают важность образа жизни человека в сохранении и укреплении собственного здоровья, что повышает вероятность позитивного и рационального отношения к нему [12]. Лица с высшим образованием (65%) чаще откликались на просьбу пройти опрос (рис. 2). Респонденты других образовательных групп мотивировали свой отказ от участия в опросе нехваткой времени, непониманием смысла участия в исследовании и отсутствием каких-либо жалоб на здоровье.

Рис. 2. Уровень образования респондентов.

Наличие инсульта в семейном анамнезе наряду с повышением риска развития этой патологии влияет на возраст возникновения и подтип инсульта [13—16]. В исследовании выясняли наличие наследственной отягощенности по ЦВЗ и артериальной гипертензии (АГ) у родственников до и после 60 лет. Наличие ЦВЗ у родственников в возрасте до 60 лет отмечали 17% респондентов, после 60 лет — 35%, АГ у родственников в возрасте до 60 лет была у 37% респондентов, после этого возраста — у 25%, а 4,3% участников опроса не смогли предоставить информацию о наследственности (рис. 3).

Рис. 3. Наследственная предрасположенность к цереброваскулярным болезням и артериальной гипертензии у респондентов.

Наиболее важной целью стратегии профилактики ЦВЗ является лечение АГ как ведущей модифицируемой причины инсульта [1, 17, 18]. При оценке наличия основных болезней системы кровообращения у опрошенных АГ выявлена в равной степени как у мужчин (48%), так и у женщин (46%, p=0,58) (см. таблицу). Согласно записям в медицинской документации, 47% пациентов из числа респондентов назначена гипотензивная терапия, но из них только каждый 2-й ответил, что следует этим рекомендациям, принимая медикаменты регулярно или длительными курсами. Этот факт свидетельствует о низкой приверженности населения коррекции данного состояния.

Частота выявления артериальной гипертензии, сахарного диабета и ишемической болезни сердца у респондентов

Респондент

Артериальная гипертензия

Сахарный диабет

Ишемическая болезнь сердца

n

%

n

%

n

%

Мужчины, n=377

259

46

26

4,6

44

7,8*

Женщины, n=564

180

48*

10

2,7

14

3,7

Всего, n=941

439

47

36

3,8

58

6,2

Примечание. * — статистически значимые различия между показателями у мужчин и женщин.

Сахарный диабет (СД) является значимым фактором риска развития как ишемического, так и геморрагического инсульта, поражающего до 30% лиц с ЦВЗ. Помимо этого, диабет и гипергликемия оказывают негативное влияние на исходы ишемического и геморрагического инсульта [19—22]. Распространенность СД в настоящее время достигла катастрофических масштабов, приобретая характер неинфекционной эпидемии. В Кыргызской Республике динамика распространенности СД составила 938,0→1117,8/100 тыс. По данным исследования Диабетической и эндокринологической ассоциации Кыргызстана (2017), при наличии более трех ФР СД 2 типа выявляли в 2 раза чаще у жителей г. Бишкек, чем у населения сельской местности [8, 20, 21].

Распространенность СД одинакова среди опрошенных нами мужчин и женщин. По сравнению с респондентами с АГ все отметили строгое следование рекомендациям врача, что подтверждено записями в амбулаторных картах пациентов (см. таблицу).

Среди тромботических осложнений у больных, перенесших эпизод обострения ишемической болезни сердца (ИБС), ишемические инсульты составляют отдельную проблему, ассоциируясь с выраженной инвалидизацией и высокой смертностью [18, 23, 24]. По полученным данным, мужчины чаще болеют ИБС (7,8%), чем женщины (3,7%), p=0,01. Респонденты знали о своем заболевании, что подтвердилось при изучении медицинской документации пациентов.

Здоровье на 50—55% зависит от образа жизни и социальных условий, на 20—22% — от генетических факторов, на 19—20% — от среды обитания, и только на 7—10% — от уровня системы здравоохранения и качества оказания медицинской помощи [1]. Наиболее действенным способом снижения риска возникновения инсульта являются раннее выявление и коррекция факторов риска, которые поддаются изменению [18, 25]. Поддающиеся коррекции модели поведения, такие как употребление табака, отсутствие физической активности, нездоровое питание и вредное употребление алкоголя, повышают риск развития НИЗ [1]. Мы также оценивали распространенность основных модифицируемых ФР — курения, употребления алкоголя, повышенного индекса массы тела (ИМТ) и низкой физической активности (рис. 4).

Рис. 4. Модифицируемые факторы риска у респондентов.

Табак (в том числе воздействие пассивного курения) ежегодно становится причиной более 8 млн смертей. Такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя, чаще встречаются у мужчин [1, 18].

В нашем исследовании наличие вредных привычек (курение и злоупотребление алкоголем) также чаще отмечали мужчины (39 и 11% соответственно), p<0,001. Свое пристрастие к алкоголю опрошенные связывали с тем, что распитие спиртных напитков помогает им пережить грусть, скуку, плохое настроение, эмоциональное напряжение, тревожность, преодолеть неуверенность в себе, чувствовать себя частью компании.

В 2022 г. избыточная масса тела выявлена у 2,5 млрд человек в возрасте 18 лет и старше, из них у 890 млн человек — ожирение [1].

У женщины исследуемой популяции чаще определяли повышенный ИМТ (72%), чем у мужчин (42%), p<0,001. Наличие избыточной массы тела женщины в основном связывали с послеродовыми гормональными изменениями в организме, менопаузой, низкой физической активностью, приемом гормональных контрацептивов и неправильным питанием. В последние десятилетия во всем мире сформировалась устойчивая тенденция к росту распространенности ожирения и избыточной массы тела, в том числе у женщин. Для лиц с ожирением характерна более высокая частота болезней сердца и сосудов, инсульта, остеоартрита, диабета и репродуктивных нарушений. У тучных женщин, как правило, развивается дисфункция гипоталамо-гипофизарно-яичниковой оси, что проявляется расстройствами менструации, ановуляцией и бесплодием [26—28].

Ожирение может представлять собой важную медицинскую проблему для любого человека, независимо от возраста или пола. У мужчин ожирение вызывает существенный психологический стресс, сексуальную дисфункцию, субфертильность, гипогонадизм и сердечно-сосудистую патологию [29]. У мужчин избыточная масса тела отмечена в 42% случаев. Основная доля опрошенных мужчин связывали повышение веса с низкой физической активностью, недостатком финансовых средств, чтобы позволить себе правильное питание, нежеланием отказываться от «пусть и вредной, но такой вкусной пищи». Некоторые респонденты мужского пола считают, что умеренная полнота придает солидность и статусность в соответствии с возрастом, тогда как другие — отмечали снижение самооценки в связи с избыточным весом [25, 26, 30, 31].

По данным Всемирной организации здравоохранения, 830 000 смертей ежегодно можно объяснить недостаточной физической активностью. Во всем мире в уровнях дефицита физической активности наблюдаются заметные различия между возрастными группами, а также между мужчинами и женщинами. Женщины менее активны, чем мужчины, в среднем на 5 процентных пунктов. Это соотношение не изменилось с 2000 г. [1]. Низкая физическая активность является ФР развития не только хронических НИЗ, но и повышенной массы тела [32]. По данным опроса, недостаточную физическую активность чаще отмечают женщины (54%), p<0,001. Кроме того, по мнению опрошенных, возможности вести физически активный образ жизни ограничены в связи с сидячей работой, отсутствием мотивации, нехваткой времени, финансовыми трудностями (в том числе для занятий фитнесом или посещений тренажерного зала).

Вредные привычки чаще встречались у респондентов со средним и средним специальным образованием (45%), чем у лиц с полным и неоконченным высшим образованием (16%), p<0,001.

У женщин пенсионного возраста и домохозяек чаще, чем у работающих лиц, отмечали повышенный ИМТ и ожирение (11 и 6% соответственно, p<0,001), а также недостаточную физическую активность (57 и 42% соответственно, p<0,001). Схожие результаты исследований приводят и другие авторы [33—35].

Важным направлением борьбы с НИЗ является целенаправленное уменьшение факторов риска, способствующих развитию этих заболеваний. Для своевременного выявления и лечения НИЗ базовые мероприятия могут с высокой эффективностью проводиться учреждениями первичной медико-санитарной помощи [1]. Рассмотрение альтернативных, в том числе массовых, подходов к профилактике с использованием таких методов лечения, как полипиллы, осуществление оценки риска развития ЦВЗ на уровне первичной медико-санитарной помощи и сосредоточение внимания на интервалах времени высокого риска после того, как инсульт стал триггером, также могут радикально изменить будущее профилактики инсульта [18].

Выводы

1. На лиц исследуемой популяции часто оказывают действие факторы риска развития цереброваскулярных заболеваний, в том числе инсульта, особенно поведенческие.

2. Пациенты с артериальной гипертензией проявляют низкую приверженность лечению по сравнению с приверженностью пациентов с сахарным диабетом.

3. Респонденты часто отмечают отсутствие мотивации к коррекции факторов риска развития инсульта — избыточной массы тела, курения, злоупотребления алкоголем, низкой физической активности.

4. Для повышения эффективности профилактики действия модифицируемых факторов риска развития цереброваскулярных заболеваний необходимо проводить образовательные и оздоровительные мероприятия на популяционном уровне. Важно учитывать половозрастные характеристики, социально-культурные особенности, медицинскую активность населения.

5. На уровне первичного звена здравоохранения следует выполнять регулярный мониторинг уровня артериального давления, беседовать с пациентами о необходимости и возможности модификации факторов риска развития цереброваскулярных заболеваний, обучать самоконтролю состояния здоровья.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Ырысова М.Б., Турусбекова А.К., Тойчибаева Р.И.; сбор и обработка материала — Ырысова М.Б., Тойчибаева Р.И.; статистическая обработка данных — Ырысова М.Б., Турусбекова А.К.; написание текста — Ырысова М.Б., Ырысов К.Б.; научное редактирование — Ырысова М.Б., Ырысов К.Б.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: study design and concept — Yrysova M.B., Turusbekova A.K., Toichibayeva R.I.; data collection and processing — Yrysova M.B., Toichibaeva R.I.; statistical analysis — Yrysova M.B., Turusbekova A.K.; text writing — Yrysova M.B., Yrysov K.B.; scientific editing — Yrysova M.B., Yrysov K.B.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.