Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пырикова Н.В.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Осипова И.В.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Антропова О.Н.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Дехарь В.В.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Профилактические технологии как инструмент обучения студентов (проект CINDI)

Авторы:

Пырикова Н.В., Осипова И.В., Антропова О.Н., Дехарь В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 749

Загрузок: 35


Как цитировать:

Пырикова Н.В., Осипова И.В., Антропова О.Н., Дехарь В.В. Профилактические технологии как инструмент обучения студентов (проект CINDI). Профилактическая медицина. 2023;26(4):51‑56.
Pyrikova NV, Osipova IV, Antropova ON, Dekhar VV. Preventive technologies as a tool for students’ education (CINDI project). Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(4):51‑56. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232604151

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Мар­ке­тинг про­дук­тов пи­та­ния и на­пит­ков на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за ру­бе­жом. (За­ко­но­да­тель­ные ас­пек­ты). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):116-120
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55
Связь деп­рес­сии и тре­во­ги с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями: роль не­га­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):74-80
Ос­трая ише­мия ко­неч­нос­тей у боль­ных COVID-19. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):267-271
Лю­пус-кар­ци­но­ма у па­ци­ен­та с ту­бер­ку­лез­ной вол­чан­кой. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):267-272
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка рас­простра­нен­нос­ти и струк­ту­ры вне­зап­ной смер­ти лиц мо­ло­до­го воз­рас­та в Мос­ков­ской об­лас­ти и Санкт-Пе­тер­бур­ге. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):14-18

Введение

С педагогических и практических позиций, важной проблемой является улучшение качества знаний и умений выпускаемых врачей, а подготовка высококвалифицированных специалистов остается одной из первостепенных задач современного общества. Стремительные темпы развития медицины и науки требуют от профессорско-преподавательского коллектива вуза непрерывного совершенствования технологий образования и активного внедрения инновационных методов преподавания. Педагоги медицинских вузов должны, с одной стороны, обеспечить высокий уровень знаний, умений и навыков при профессиональной подготовке студентов, с другой стороны — сформировать у них творческое мышление, что является важной задачей научно-исследовательской работы (НИР), выполняемой студентами при обучении на кафедрах [1]. Высокое качество подготовки выпускников-врачей зависит не только от объема полученных в ходе обучения в вузе знаний, но и в большей степени от умения и способности применить полученные знания для решения современных профилактических, диагностических и лечебных задач. Именно в процессе выполнения студентом НИР происходит формирование и совершенствование компетенций научного анализа и синтеза информации [2]. Основная цель научно-исследовательской деятельности обучающихся — это формирование, расширение, закрепление и углубление теоретических знаний по современным вопросам медицины, получение новых научных данных, формирование навыков и методов НИР, подготовка будущих научных и педагогических кадров. НИР студентов играет важную роль в повышении качества подготовки и воспитания высококвалифицированных специалистов, умеющих творчески применять достижения науки в практической деятельности [3].

Тематика научных медицинских исследований соответствует, как правило, сложившимся на кафедрах и факультетах научным направлениям [4]. Основной областью научно-практических интересов кафедры факультетской терапии и профессиональных болезней ФГБОУ ВО «АГМУ» Минздрава России (г. Барнаул) является выявление и коррекция факторов риска (ФР), профилактика неинфекционных заболеваний (НИЗ) у жителей Алтайского края. Это направление представляется актуальным, поскольку атеросклеротические сердечно-сосудистые заболевания (АСССЗ) все еще являются основной причиной заболеваемости и смертности во всем мире. Важнейший способ предотвратить АСССЗ — это постоянное, начиная с рождения, соблюдение здорового образа жизни, тем не менее распространенность поведенческих и кардиометаболических ФР в нашей стране все еще высока [5]. Изучение ФР НИЗ, их особенностей в контексте возрастных, гендерных, территориальных, социальных критериев является первым и важным этапом при планировании и разработке эффективных мер профилактики этих заболеваний среди населения. А овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных задач поможет будущему врачу применять полученные навыки в практической деятельности.

Цель исследования — осуществить формирование научных навыков сбора и анализа данных, написания тезисов о конкретных ФР НИЗ в ходе практики студентов по программе «Научно-исследовательская работа».

Задачи исследования:

1. Сбор данных, формирование навыков мотивационного интервьюирования и коммуникации врач—пациент при заполнении опросника CINDI.

2. Обработка и анализ полученных данных, формирование навыка применения современных статистических программ в ходе научной деятельности обучающихся.

3. Оформление результатов научных исследований в виде тезисов по заданным темам, овладение методикой научного обобщения, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научно обоснованные выводы.

Материал и методы

На территории Алтайского края по инициативе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии им. акад. Е.И. Чазова» Минздрава России (Москва) проводится поперечное эпидемиологическое исследование (скрининг) по разработанной Всемирной организацией здравоохранения методике CINDI (Countrywide Integrated Noncommunicable Diseases Intervention, Общенациональная программа комплексной профилактики неинфекционных заболеваний). Данный проект направлен на оценку распространенности поведенческих и биологических ФР НИЗ, а также информированности и приверженности взрослого населения принципам здорового образа жизни.

Анкетирование населения осуществляется на базе КГБУЗ «Краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики», Барнаул, с марта 2021 г. В реализации данного проекта принимают участие студенты 5-го курса Института клинической медицины ФГБОУ ВО «АГМУ» Минздрава России (Барнаул) в ходе практики «Научно-исследовательская работа». Прохождение практики на кафедре факультетской терапии и профессиональных болезней организовано в несколько этапов.

Подготовительный этап включает следующие направления: 1) ознакомление с теоретической частью, изучение современных клинических рекомендаций по кардиоваскулярной профилактике, методических пособий по отдельным ФР НИЗ, алгоритмов профилактического консультирования и методик коммуникативных стратегий. В образовательном процессе ФГБОУ ВО «АГМУ» Минздрава России активно и широко применяется платформа дистанционного обучения, на которой предоставлен весь необходимый информационный, методический, справочный материал, в том числе видеолекции, Руководство программы CINDI по питанию. Кроме того, на данном этапе каждый студент проходит онлайн-анкетирование по опроснику CINDI (https://sites.google.com/view/anketa-from-35/anketa?authuser=0). Следует отметить, что в процессе обучения студентам 4-го курса читаются лекции по кардиоваскулярной профилактике, 2 занятия проходят в КГБУЗ «Краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики», Барнаул, где студенты проводят обследование по выявлению ФР НИЗ, отрабатывают навыки оценки суммарного коронарного риска, индивидуализированного профилактического консультирования, реализуют коммуникативные стратегии в ходе мотивационного интервью. Кроме этого при написании академической истории болезни студенты заполняют для своего пациента лист профилактического консультирования, в котором отражается информация о ФР НИЗ, категории суммарного коронарного риска, целевых значениях ФР, персонифицированных рекомендациях по здоровому образу жизни. Таким образом, практика «Научно-исследовательская работа» имеет цель, в том числе закрепления знаний, умений и навыков у обучающихся по профилактике НИЗ.

Основной этап прохождения практики, включающий сбор данных, представляет собой мотивационное интервью: каждый студент опрашивает по анкете CINDI 20 человек (пациенты, коллеги, родственники, друзья, знакомые, соседи). Для удобства опрашиваемому на руки выдается распечатанный вариант анкеты, после заполнения которой студент вносит результаты онлайн в таблицу Exel с целью формирования единой базы данных. Бумажные анкеты и заполненный файл таблицы Exel в конце практики студент предоставляет на кафедру вместе с остальными отчетными документами по практике.

Аналитический этап практики «Научно-исследовательская работа» включает следующие направления: изучение методов статистической обработки материала, анализ и обобщение полученных в ходе интервьюирования данных согласно индивидуальному заданию, полученному от преподавателя (например, проанализировать отношение к курению, уровень артериального давления (АД), осведомленность об уровне холестерина в зависимости от возраста или пола опрошенных и т.д.). Для статистической обработки полученных результатов применяются методы медицинской статистики, программное обеспечение — пакет Statistica 10.0 (StatSoft Inc., США). Для проверки гипотезы нормальности распределения использовали критерий Колмогорова—Смирнова. При нормальном распределении применяли t-критерий для независимых выборок, а для анализа различий частот использовали критерий χ2 Пирсона. В статье данные представлены в виде выборочного среднего (М) и стандартного квадратичного отклонения (σ) при параметрическом распределении выборки. Различия считались статистически значимыми при p<0,05.

На заключительном этапе обучающиеся пишут тезисы, представляют результаты своей работы в виде устного доклада с презентацией на итоговой студенческой конференции, сдают все отчетные документы по практике. Лучшие тезисы отбираются для публикации в студенческом научном журнале ФГБОУ ВО «АГМУ» Минздрава России (Барнаул).

Результаты и обсуждение

Изменения в образовательных стандартах высшего образования на современном этапе включают, в том числе, выделение большого объема учебной нагрузки на самостоятельную работу. В то же время такие преобразования несут в себе ряд проблем. Так, некоторым студентам сложно себя организовать в процессе самостоятельного обучения, преподаватели имеют ограниченное время для контактной работы. Вместе с тем около 50% студентов считают самостоятельную работу наиболее эффективной формой обучения при условии четкого и понятного методического руководства [6]. Как показывает опыт, студенты, которые активно занимаются научно-исследовательской деятельностью в вузе, показывают более высокие знания на экзаменах, при обучении на старших курсах, при итоговой аттестации или при защите дипломных работ [7]. Четкая поэтапная организация практики «Научно-исследовательская работа» на 5-м курсе ФГБОУ ВО «АГМУ» Минздрава России (Барнаул) с вовлечением обучающихся в реализацию проекта CINDI позволяет закрепить навыки эффективной коммуникации врач—пациент, научного анализа и синтеза.

В статье представлены основные данные о частоте и гендерных особенностях ведущих ФР НИЗ в Алтайском крае, полученные обучающимися в ходе данной практики. Анализ проведен пилотно, в процессе формирования единой базы данных на основании 2507 анкет CINDI.

По результатам опроса, гендерное распределение представлено следующим образом: 882 (35,2%) мужчины и 1625 (64,8%) женщин. Средний возраст анкетируемых — 33,1±13,3 года. Лиц молодого возраста (18—44 года) было 76,6%, среднего возраста (45—59 лет) — 18,6%, пожилого (60—74 года) — 4,8% (таблица).

Характеристика опрошенных по анкете CINDI

Показатель

Респонденты, n=2 507

n

%

Возраст анкетируемых (М±σ), лет

33,1±13,3

Лица молодого возраста — 18—44 лет

1920

76,6

Лица среднего возраста — 45—59 лет

467

18,6

Лица пожилого возраста — 60—74 лет

120

4,8

Мужчины

882

35,2

Женщины

1625

64,8

При анализе блока вопросов о семейном положении установлено, что 53,9% опрошенных состоят в зарегистрированном либо в незарегистрированном браке, 36,2% никогда в браке не были, 6,4% разведены, а 3,5% относятся к овдовевшим лицам. В ходе анализа опросника обучающиеся провели оценку уровня образования анкетируемых, что позволило установить практически равное распределение: 52,8% имели высшее образование, 47,2% — среднее или среднее специальное образование. Из всех, ответивших на вопрос «Заняты ли Вы в настоящий период времени какой-нибудь трудовой и/или учебной деятельностью?», 50,4% работали, но не учились.

Одной из задач проекта CINDI является изучение частоты и особенностей поведенческих ФР НИЗ (рис. 1). Около 60% опрошенных, вне зависимости от пола, ежедневно употребляли овощи, однако без учета числа порций (57,9% всего, 59,4% мужчин, 58,6% женщин). Ежедневное употребление фруктов выявлялось несколько реже — 45,5% (31,4% мужчин и 53,2% женщин, в 1,7 раза больше (χ2=6,4; p=0,0118). Однако растительное масло для приготовления пищи мужчины использовали в 1,3 раза чаще (χ2=6,9; p=0,0086), чем женщины. На вопрос «Как часто Вы употребляете рыбу?» ответ: «никогда» мужчины выбирали в 2,4 раза чаще (χ2=5,7; p=0,0168), чем женщины.

Рис. 1. Частота поведенческих факторов риска развития неинфекционных заболеваний по результатам опросника CINDI в Алтайском крае, n=2507, %.

* — p=0,0118; ** — p=0,0000, *** — p=0,0002 — уровень статистической значимости различий показателей у мужчин и женщин.

Употребление алкоголя выше допустимых значений среди жителей Алтайского края установлено в 66,9% случаев (84,3% мужчин и 57,4% женщин, в 1,5 раз реже (χ2=18,7; p=0,0000).

При оценке отношения к курению, проводимой студентами в ходе проекта CINDI, выявлено, что частота составила 29,7% (8,5% женщин и 33,3% мужчин, в 4 раза больше (χ2=14,3; p=0,0002), при этом ежедневно курили 17,3%, периодически — 12,4% опрошенных. Средний стаж курения составил 15,4±7,4 года, среднее число сигарет в сутки — 15,9±8,6. Из анкетируемых курильщиков 60,5% высказали желание отказаться от данной вредной привычки, а 51,2% в течение последних 12 мес пытались это сделать. Желающих бросить курить женщин было больше в 2,2 раза, чем мужчин (χ2=10,5; p=0,0012). Число женщин, пытавшихся бросить курить в течение последнего года, в 3 раза превышало число мужчин (χ2=12,8; p=0,0003). Пассивному курению в домашних условиях подвергались 40,7% респондентов, на рабочем месте — 18,0%, однако 60,6% затруднились ответить на этот вопрос.

При проведении обучающимися анализа такого важного ФР как гиподинамия, получены следующие данные. Большинство участников опроса (80,7%) ответили, что они ежедневно выделяют на аэробную физическую активность 30 мин, причем вне зависимости от пола (79,7% мужчин и 76,4% женщин). На вопрос о гиподинамии во время работы практически равное число опрошенных ответили следующим образом: 35,9% во время работы в основном сидят, 34,5% — в основном ходят. На вопрос «В течение последнего года советовал ли Вам кто-либо из следующих людей увеличить свою физическую активность?» 68,3% выбрали ответ «никто».

Следующие ФР, которые анализировали обучающиеся в ходе НИР, это избыточная масса тела и ожирение, которые выявлены у 44,1% жителей Алтайского края (46,2% мужчин и 42,7% женщин), средние значения индекса массы тела составили 24,8±5,4 кг/м2 (рис. 2). При оценке пункта анкеты, касающегося измерения окружности талии, 30,3% опрошенных отказались это сделать, среди остальных 752 человек 28,7% респондентов имели абдоминальное ожирение (27,4% мужчин и 29,3% женщин). Существенных гендерных различий в группах, обладающих избыточной массой тела и ожирением, не выявлено.

Рис. 2. Частота избыточной массы тела, ожирения и осведомленности об уровнях артериального давления и холестерина по результатам опросника CINDI в Алтайском крае, n=2507, %.

* — p=0,0001; ** — p=0,0269 — уровень статистической значимости различий показателей у мужчин и женщин.

Одной из важных проблем здравоохранения является осведомленность населения о ФР НИЗ. Повышение информированности здоровых людей и пациентов об имеющихся у них ФР НИЗ, о влиянии ФР на здоровье, целевых значениях ФР является одной из задач врача любой специальности. В связи с этим несколько пунктов опросника CINDI посвящены данной проблеме. По результатам проведенного в ходе практики «Научно-исследовательская работа» опроса среди жителей Алтайского края, выяснилось, что из 2507 опрошенных 77,2% знают показатели своего АД (58,8% мужчин и 87,2% женщин, в 1,5 раза больше (χ2=15,2; p=0,0001). При самостоятельном измерении уровень систолического АД 140 мм рт.ст. и выше зарегистрирован у 2,1%, диастолического АД 90 мм рт.ст. и выше — у 9,7%. Не информированы об уровне холестерина 51,0% опрошенных, при этом женщины (35,1%) оказались в 2 раза более осведомленными (χ2=4,9; p=0,0269) по сравнению с мужчинами (17,6%).

Заключение

Научно-исследовательская работа, проводимая студентами, дает возможность более глубоко изучать аспекты медицинской деятельности, формирует профессиональное мышление и навыки самообразования, что, в свою очередь, развивает не только любознательность, но и интерес к будущей профессии врача. Овладение навыками и приемами научно-исследовательской деятельности для выпускников медицинского вуза крайне важно, поскольку молодой врач в процессе трудовой деятельности должен постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, анализировать и объективно оценивать результаты своей работы, принимать участие в исследовательской работе лечебного учреждения по изучению эффективности того или иного лекарственного препарата, метода лечения или способа обследования [8]. Один из способов решения данной проблемы — реализация практики по программе «Научно-исследовательская работа» при обучении в медицинском университете. Индивидуальные задания исследовательского характера, которые студенты выполняют при общении с пациентом, стимулируют познавательный интерес и мотивацию студентов, позволяют совершенствовать навыки коммуникативного общения. Участие студентов в научно-исследовательской деятельности значительно повышает их общую компетентность и готовность к профессиональной работе [9].

Кроме того, научно-исследовательская работа студентов является одной из ключевых составляющих учебного процесса, а также важным этапом подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста, адаптированного к профессиональному самообразованию [10]. Вовлеченность обучающихся в реализацию проекта CINDI дает возможность будущему врачу провести анализ факторов риска неинфекционных заболеваний у населения, с которым предстоит работать. В ходе практики студентами выявлено, что частота факторов риска неинфекционных заболеваний среди жителей Алтайского края следующая: курение — 29,7%, гиподинамия на работе — 35,9%, избыточная масса тела и ожирение — 44,1%, абдоминальное ожирение — 28,7%. Неблагоприятный профиль поведенческих факторов риска чаще встречался среди мужчин, а осведомленность о факторах риска и готовность к коррекции образа жизни, наоборот, чаще среди женщин.

Проведенная комплексная работа позволила студентам получить важные научные данные, повысить свою мотивацию к здоровому образу жизни, к коррекции собственных привычек и факторов риска.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Н.В. Пырикова, И.В. Осипова; сбор и обработка материала — Н.В. Пырикова, В.В. Дехарь; статистический анализ данных — Н.В. Пырикова, О.Н. Антропова; написание текста — Н.В. Пырикова, И.В. Осипова; редактирование — И.В. Осипова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.