Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Семенова Н.Б.

ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» — НИИ медицинских проблем Севера

Терещенко С.Ю.

НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН»

Эверт Л.С.

НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН»

Шубина М.В.

НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН»

Характеристика психического статуса интернет-зависимых подростков: гендерные и возрастные особенности

Авторы:

Семенова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С., Шубина М.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1287

Загрузок: 79


Как цитировать:

Семенова Н.Б., Терещенко С.Ю., Эверт Л.С., Шубина М.В. Характеристика психического статуса интернет-зависимых подростков: гендерные и возрастные особенности. Профилактическая медицина. 2022;25(8):83‑89.
Semenova NB, Tereshchenko SYu, Evert LS, Shubina MV. Characteristics of the mental status of internet-addicted adolescents: aspects of gender and age. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(8):83‑89. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222508183

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
Ва­ли­да­ция ме­то­да оп­ре­де­ле­ния воз­рас­та со­вер­шен­но­ле­тия по ин­дек­су зре­лос­ти третье­го мо­ля­ра на вы­бор­ке на­се­ле­ния г. Уфы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):42-46
Ту­бер­ку­лез­ный сред­ний отит у под­рос­тка. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):63-66
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Ми­не­раль­ный сос­тав слю­ны и ин­тен­сив­ность ка­ри­еса у под­рос­тков в г. Сык­тыв­кар, Рес­пуб­ли­ка Ко­ми. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6):48-54
Ка­ри­ес зу­бов у 15-лет­них под­рос­тков Ар­кти­чес­кой зо­ны Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор и ме­та­ана­лиз. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6):66-72
Рас­простра­нен­ность вос­па­ли­тель­ных за­бо­ле­ва­ний па­ро­дон­та у под­рос­тков Не­нец­ко­го ав­то­ном­но­го ок­ру­га. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):57-62

Введение

Интернет-зависимость (ИЗ) является актуальной проблемой общественного здравоохранения вследствие высокой распространенности среди подростков и частой коморбидности с психическими расстройствами [1—2]. Целый ряд независимых исследований указывают на ассоциацию ИЗ с нарушениями психического здоровья, в том числе с употреблением психоактивных веществ [2—4], социальной тревогой [2, 5], аффективными расстройствами [6, 7], суицидальным поведением [6, 8—10]. При проведении эпидемиологических исследований обнаружена высокая коморбидность ИЗ с эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [11—13]. При обследовании подростков, госпитализированных в отделение детской и подростковой психиатрии, подтверждено, что ИЗ ассоциирована с СДВГ, социальной фобией и депрессивными расстройствами [2]. Наиболее частым психопатологическим нарушением, ассоциированным с ИЗ, является СДВГ [14]. В исследованиях G. Fischer и соавт. выявлено, что не только ИЗ, но и неадаптивное использование интернета, не достигающее патологического уровня, связано с симптомами депрессии [8]. Мультицентровое исследование, проведенное в рамках международного проекта SEYLE, подтвердило ассоциацию ИЗ с психопатологией [1] и выявило гендерное и социокультурное влияние на силу этой взаимосвязи.

Показано, что нарушения психического здоровья у подростков отмечаются еще до появления интернет-аддикции [15]. В частности, наличие депрессивной симптоматики повышает риск ИЗ в ближайшие 12 месяцев [7]. В свою очередь, чрезмерное увлечение интернетом приводит к усилению психопатологической симптоматики, но при наступлении ремиссии психопатологические проявления уменьшаются [5]. Данный факт свидетельствует о том, что при своевременном обращении за помощью негативное влияние ИЗ на психическое здоровье может быть обратимым.

Наши исследования по изучению ИЗ среди подростков Центральной Сибири показали, что распространенность ИЗ составляет 6,8% [16—18], ИЗ часто сочетается с психосоматическими [19] и психическими расстройствами [20], но оценка психических нарушений с помощью верифицирующей компьютерной системы DAWBA ранее не проводилась.

Цель исследования — оценить психический статус интернет-зависимых подростков с помощью верифицирующей компьютерной системы DAWBA, выявить возрастные и гендерные особенности.

Материал и методы

Сбор материала проведен с января 2019 по июнь 2021 г. в городе Красноярске — крупном промышленном и административном центре Красноярского края. Исследование одобрено Этическим комитетом ФИЦ КНЦ СО РАН. Подростки обследованы в клинике НИИ МПС ФГБНУ ФИЦ КНЦ СО РАН. После получения информированного добровольного согласия родителей подростки уведомлены о добровольности и конфиденциальности исследования, и им предложено заполнить опросник для самоотчета. Всего обследовано 175 человек в возрасте 11—18 лет (средний возраст 14,5±1,3 года).

При проведении настоящего исследования применена терминология, используемая в международных медико-социальных исследованиях при изучении онлайн-поведения в подростковой и молодежной среде [14]. Выделяли 3 вида онлайн-поведения: адаптивное пользование интернетом (АПИ), неадаптивное пользование интернетом (НПИ) и интернет-зависимость (ИЗ). Для верификации вида онлайн-поведения применяли принятую на международном уровне шкалу интернет зависимости S. Chen (CIAS) [21], адаптированную В.Л. Малыгиным и К.А. Феклисовым [22]. Опросник включает 26 утверждений, каждое из которых оценивается по 4-балльной шкале Лайкерта: «совсем не подходит» (1 балл), «слабо подходит» (2 балла), «частично подходит» (3 балла) и «полностью подходит» (4 балла). Общий балл CIAS от 27 до 42 расценивали как АПИ; 43—64 баллов — НПИ; 65 и выше — ИЗ.

Для оценки психического статуса и наличия психических расстройств использована верифицирующая компьютерная программа DAWBA (The Developmentand Well-Being Assessment, R. Goodman), которая содержит структурированные и открытые вопросы для родителей, детей и учителей и дает компьютерный прогноз психических заболеваний, сформулированный в соответствии с Диагностическим и статистическим руководством DSM-V и МКБ-10 [23]. Компьютерный прогноз основан на большом количестве исследований, проведенных с участием групп детей и подростков, являющихся репрезентативными для всех слоев населения. Типичные совокупности симптомов и воздействия разделены на 6 диапазонов, определяющих возможность диагноза в соответствии с тем, насколько вероятно каждому подростку мог быть поставлен диагноз психического расстройства опытным экспертом. При проведении клинических испытаний DAWBA продемонстрирован высокий уровень согласованности с диагнозами, установленными врачами-специалистами [24—26]. Вероятность наличия определенного диагноза у респондента спрогнозирована независимо от любых других диагнозов.

Выделены следующие вероятные нозологические формы: тревога в связи с разлукой, специфическая фобия, социальная фобия, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), генерализованное тревожное расстройство, депрессивное расстройство, СДВГ, оппозиционное расстройство поведения.

Статистическая обработка полученных результатов проведена с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics, Version 22. Описание данных выполнено с использованием среднего значения (M) и стандартного отклонения (SD). Для сравнения средних значений в трех и более независимых группах применяли однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) с дальнейшим апостериорным попарным сравнением с помощью критерия Бонферрони. Различия считали значимыми при p<0,05, т.е. уровень значимости принят равным 5%.

Результаты

Анализируемая выборка включала 175 подростков, из них 49,1% юношей и 50,8% девушек. В 1-ю группу АПИ включены 49,7%, во 2-ю группу НПИ — 28,0%, в 3-ю группу ИЗ — 22,3% (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика выборки

Группа

Всего

Распределение по полу

Распределение по возрасту

юноши

девушки

11—14 лет

15—18 лет

1-я АПИ

87/49,7

42/48,3

45/51,7

43/49,4

44/50,6

2-я НПИ

49/28,0

25/51,0

24/48,9

20/40,8

29/59,2

3-я ИЗ

39/22,3

19/48,7

20/51,3

26/66,7

13/33,3

Всего

175/100

86/49,1

89/50,8

89/50,8

86/49,1

Примечание. Данные представлены в виде абсолютных и относительных частот (n/%).

Оценка психического статуса подростков с разными видами онлайн-поведения

У подростков с ИЗ по сравнению с подростками группы АПИ чаще выявляли социальную фобию (p=0,003), ОКР (p<0,001), генерализованное тревожное расстройство (p<0,001), депрессию (p<0,001), СДВГ (p<0,001) и оппозиционное расстройство поведения (p<0,001). Полученные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2. Психические расстройства у подростков с разными видами онлайн-поведения

Психическое расстройство

Группа

p*

1-я АПИ (n=87)

2-я НПИ (n=49)

3-я ИЗ (n=39)

Тревога в связи с разлукой

1,6±0,8

1,5±0,7

1,9±1,0

p1—3=0,444

p1—2=1,000

p2—3=0,174

Специфическая фобия

0,4±0,5

0,7±0,7

0,6±0,5

p1—3=0,585

p1—2=0,065

p2—3=0,656

Социальная фобия

0,4±0,9

0,6±0,9

1,1±1,4

p1—3=0,003*

p1—2=0,979

p2—3=0,085

Паническое расстройство

0,2±0,5

0,2±0,3

0,3±0,6

p1—3=0,999

p1—2=1,000

p2—3=0,672

Агорафобия

0,4±0,7

0,5±0,5

0,5±0,5

p1—3=0,994

p1—2=1,000

p2—3=1,000

ПТСР

0,2±0,5

0,3±0,6

0,5±1,0

p1—3=0,068

p1—2=1,000

p2—3=1,000

ОКР

0,2±0,4

0,4±0,8

0,7±1,0

p1—3=0,000*

p1—2=0,218

p2—3=0,115

Генерализованная тревога

1,2±0,6

1,2±0,5

1,8±0,9

p1—3=0,000*

p1—2=1,000

p2—3=0,000*

Депрессия

0,8±1,2

1,3±1,3

2,2±1,6

p1—3=0,000*

p1—2=0,125

p2—3=0,010*

СДВГ

0,2±0,4

0,4±0,6

0,7±0,7

p1—3=0,000*

p1—2=0,161

p2—3=0,119

Оппозиционное расстройство

1,2±0,4

1,4±0,5

1,8±0,8

p1—3=0,000*

p1—2=0,558

p2—3=0,002*

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD. * — статистическая значимость различий между группами подростков с разными видами онлайн-поведения, p<0,05; ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство; ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство; СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Оценка психического статуса подростков в зависимости от пола

Анализ психических расстройств у подростков в зависимости от пола показал, что у юношей с ИЗ чаще, чем у юношей группы АПИ, встречаются тревога по поводу разлуки (p=0,034), социальная фобия (p=0,014) и паническое расстройство (p=0,038). Полученные данные представлены в табл. 3.

Таблица 3. Психические расстройства у подростков — пользователей интернета в зависимости от пола

Психическое расстройство

Юноши (n=86)

Девушки (n=89)

1-я группа АПИ

2-я группа НПИ

3-я группа ИЗ

p*

1-я группа АПИ

2-я группа НПИ

3-я группа ИЗ

p*

Тревога в связи с разлукой

1,4±0,7

1,3±0,6

2,1±1,2

p1—3=0,034*

p1—2=1,000

p2—3=0,022*

1,8±0,9

1,7±0,9

1,7±0,8

p1—3=1,000

p1—2=1,000

p2—3=1,000

Специфическая фобия

0,3±0,5

0,5±0,5

0,5±05

p1—3=0,263

p1—2=0,305

p2—3=1,000

0,6±0,6

0,9±0,8

0,6±0,5

p1—3=1,000

p1—2=0,203

p2—3=0,685

Социальная фобия

0,2±0,3

0,4±0,7

0,8±1,1

p1—3=0,014*

p1—2=0,227

p2—3=0,129

0,6±1,2

0,8±1,0

1,2±1,4

p1—3=0,316

p1—2=1,000

p2—3=0,958

Паническое расстройство

0,0±0,0

0,0±0,0

0,1±0,3

p1—3=0,038*

p1—2=1,000

p2—3=0,071

0,3±0,7

0,3±0,4

0,3±0,4

p1—3=1,000

p1—2=1,000

p2—3=1,000

Агорафобия

0,2±0,4

0,3±0,5

0,5±0,5

p1—3=0,239

p1—2=1,000

p2—3=0,991

0,5±0,9

0,6±0,5

0,5±0,5

p1—3=1,000

p1—2=1,000

p2—3=1,000

ПТСР

0,1±0,6

0,2±0,4

0,5±0,9

p1—3=0,150

p1—2=1,000

p2—3=1,000

0,2±0,5

0,3±0,8

0,5±1,1

p1—3=0,544

p1—2=1,000

p2—3=1,000

ОКР

0,0±0,3

0,1±0,4

0,6±1,2

p1—3=0,009*

p1—2=1,000

p2—3=0,024*

0,2±0,5

0,7±0,9

0,7±0,8

p1—3=0,037*

p1—2=0,032*

p2—3=1,000

Генерализованная тревога

1,1±0,3

1,0±0,2

1,6±0,8

p1—3=0,001*

p1—2=1,000

p2—3=0,000*

1,3±0,7

1,4±0,6

2,0±1,1

p1—3=0,037*

p1—2=1,000

p2—3=0,053

Депрессия

0,5±0,8

0,8±1,1

1,6±1,6

p1—3=0,004*

p1—2=0,876

p2—3=0,103

1,1±1,4

1,8±1,4

2,6±1,5

p1—3=0,001*

p1—2=0,054*

p2—3=0,092

СДВГ

0,3±0,5

0,5±0,6

0,8±0,7

p1—3=0,007*

p1—2=0,723

p2—3=0,204

0,1±0,3

0,3±0,5

0,8±0,8

p1—3=0,005*

p1—2=0,579

p2—3=0,220

Оппозиционное расстройство

1,3±0,4

1,5±0,6

1,8±1,0

p1—3=0,007*

p1—2=0,782

p2—3=0,177

1,2±0,4

1,2±0,4

1,7±0,5

p1—3=0,000*

p1—2=1,000

p2—3=0,002*

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD. * — статистическая значимость различий между группами подростков с разными видами онлайн-поведения, p<0,05; ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство; ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство; СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

У девушек с ИЗ чаще, чем у девушек группы АПИ, встречаются депрессивные расстройства (p=0,001). У девушек групп НПИ и АПИ также получены различия: у девушек группы НПИ чаще встречались депрессивные расстройства (p=0,054) и ОКР (p=0,032) по сравнению с девушками группы АПИ.

Ряд психических расстройств не ассоциирован с половой принадлежностью и встречается как у юношей, так и у девушек с ИЗ чаще, чем у подростков группы АПИ. Так, у подростков с ИЗ по сравнению с подростками группы АПИ чаще встречаются ОКР (у юношей p=0,009, у девушек p=0,037), генерализованная тревога (p=0,001 и p=0,037 соответственно), СДВГ (p=0,007 и p=0,005 соответственно) и оппозиционное расстройство поведения (p=0,007 и p<0,001 соответственно).

Оценка психического статуса подростков в зависимости от возраста

Анализ психических расстройств у подростков в зависимости от возраста показал, что большинство психических расстройств не связаны с возрастом и встречаются у подростков с ИЗ чаще, чем у подростков с АПИ, как младшей, так и старшей возрастных групп. Так, у подростков с ИЗ чаще встречаются ОКР (в группе 11—14 лет p=0,026, в группе 15—18 лет p=0,004), генерализованная тревога (p=0,004 и p=0,003 соответственно), СДВГ (p=0,002 и p=0,023 соответственно), депрессия (p=0,009 и p<0,001 соответственно) и оппозиционное расстройство поведения (p<0,001 и p=0,009 соответственно).

Однако у младших подростков с ИЗ, по сравнению с подростками группы АПИ, чаще выявляется социальная фобия (p=0,004). Полученные данные представлены в табл. 4.

Таблица 4. Психические расстройства у подростков — пользователей интернета в зависимости от возраста

Психическое расстройство

11—14 лет (n=89)

15—18 лет (n=86)

1-я группа АПИ

2-я группа НПИ

3-я группа ИЗ

p*

1-я группа АПИ

2-я группа НПИ

3-я группа ИЗ

p*

Тревога в связи с разлукой

1,8±0,9

1,6±0,8

1,9±0,9

p1—3=1,000

p1—2=1,000

p2—3=0,852

1,5±0,7

1,5±0,7

1,8±0,9

p1—3=0,655

p1—2=1,000

p2—3=0,714

Специфическая фобия

0,5±0,6

0,8±0,9

0,6±0,5

p1—3=1,000

p1—2=0,535

p2—3=0,878

0,3±0,5

0,6±0,5

0,6±0,5

p1—3=0,195

p1—2=0,044*

p2—3=1,000

Социальная фобия

0,3±0,5

0,6±0,8

1,0±1,3

p1—3=0,004*

p1—2=0,659

p2—3=0,348

0,6±1,2

0,6±1,1

1,3±1,4

p1—3=0,184

p1—2=1,000

p2—3=0,277

Паническое расстройство

0,1±0,3

0,2±0,3

0,2±0,4

p1—3=0,522

p1—2=1,000

p2—3=1,000

0,2±0,6

0,2±0,3

0,3±0,8

p1—3=1,000

p1—2=1,000

p2—3=0,982

Агорафобия

0,5±0,7

0,5±0,5

0,6±0,5

p1—3=1,000

p1—2=1,000

p2—3=1,000

0,3±0,7

0,4±0,5

0,3±0,5

p1—3=1,000

p1—2=0,989

p2—3=1,000

ПТСР

0,1±0,6

0,2±0,7

0,4±0,9

p1—3=0,331

p1—2=1,000

p2—3=0,713

0,2±0,5

0,3±0,6

0,6±1,1

p1—3=0,235

p1—2=1,000

p2—3=0,809

ОКР

0,1±0,4

0,6±1,2

0,6±0,9

p1—3=0,026*

p1—2=0,069

p2—3=1,000

0,2±0,4

0,2±0,5

0,8±1,1

p1—3=0,004*

p1—2=1,000

p2—3=0,012*

Генерализованная тревога

1,2±0,6

1,3±0,6

1,8±1,0

p1—3=0,004*

p1—2=1,000

p2—3=0,130

1,2±0,5

1,1±0,4

1,9±0,9

p1—3=0,003*

p1—2=1,000

p2—3=0,001*

Депрессия

0,8±1,2

0,9±1,0

1,9±1,7

p1—3=0,009*

p1—2=1,000

p2—3=0,081

0,8±1,2

1,5±1,4

2,8±1,4

p1—3=0,000*

p1—2=0,073

p2—3=0,019*

СДВГ

0,2±0,4

0,5±0,6

0,8±0,7

p1—3=0,002*

p1—2=0,341

p2—3=0,939

0,2±0,4

0,3±0,5

0,8±0,8

p1—3=0,023*

p1—2=0,720

p2—3=0,250

Оппозиционное расстройство

1,2±0,4

1,2±0,4

1,7±0,8

p1—3=0,000*

p1—2=1,000

p2—3=0,005*

1,3±0,4

1,4±0,6

1,8±0,8

p1—3=0,009*

p1—2=0,6802

p2—3=0,133

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD. * — статистическая значимость различий между группами подростков с разными видами онлайн-поведения, p<0,05; ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство; ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство; СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Обсуждение

Наше исследование показало, что у подростков с ИЗ нарушения психического здоровья встречаются чаще, чем у подростков группы АПИ. Спектр психических расстройств представлен социальной фобией, ОКР, генерализованным тревожным расстройством, депрессией, СДВГ и оппозиционным расстройством поведения. Наши данные согласуются с результатами зарубежных исследований, которые подтверждают, что ИЗ ассоциирована с психопатологией, в первую очередь с гиперактивностью и эмоциональными расстройствами [27—29].

Анализ психических нарушений, скорректированный по полу, показал, что ОКР, генерализованная тревога, СДВГ и оппозиционное расстройство не зависят от половой принадлежности, в то время как тревога по поводу разлуки, социальная фобия и панические расстройства чаще выявляются у юношей, а депрессивные расстройства — у девушек.

Анализ психических расстройств, скорректированный по возрасту, показал, что большинство нарушений не зависят от возраста и встречаются у интернет-зависимых подростков как младшей, так и старшей возрастных групп, в то время как социальная фобия чаще встречается в младшем подростковом возрасте.

В настоящее время не существует единого объяснения коморбидности психических расстройств с интернет-зависимым поведением. Наиболее изучена предрасположенность к интернет-зависимости у подростков с СДВГ. Данная ассоциация объясняется сходными нейробиологическими механизмами между СДВГ и зависимым поведением, которые включают нарушения импульсного контроля, процессов принятия решений и исполнительных функций [30, 31].

Что касается сочетаний эмоциональных нарушений с ИЗ, то в ряде исследований показана биологическая природа аддикции, а также реципрокный характер этой связи. Так, у подростков с тревожными состояниями, зависимыми от интернета, обнаружено низкое содержание норадреналина в периферической крови [32]. В то же время чрезмерное увлечение интернетом вызывает снижение уровня адреналина и норэпинефрина, что изменяет вегетативную регуляцию и приводит к дальнейшему повышению уровня тревожности [33].

Нами выявлено, что некоторые психические расстройства имеются не только у интернет-зависимых подростков, но и у подростков группы НПИ. Это касается депрессии и ОКР, которые выявлены у девушек, что можно расценивать у них как маркеры интернет-зависимого поведения. Кроме того, в младшем подростковом возрасте риском ИЗ может быть наличие социальной фобии.

При появлении ИЗ у подростков с нарушениями психического здоровья происходит формирование порочного круга, который поддерживает и закрепляет патологическое онлайн-поведение [34]. Аддиктивные расстройства имеют прогрессивное течение, но профилактические мероприятия, начатые на ранних стадиях, могут предотвратить формирование зависимости. Поэтому выявление групп риска и своевременное оказание помощи подросткам с неадаптивным стилем онлайн-поведения могут существенно улучшить прогноз до того, как риск перерастет в реальную зависимость.

Заключение

Интернет-зависимость у подростков ассоциирована с психическими нарушениями: депрессией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, генерализованным тревожным расстройством, социальной фобией, обсессивно-компульсивным расстройством и оппозиционным расстройством поведения.

Выявлены гендерные и возрастные особенности коморбидности интернет-зависимости. У юношей интернет-зависимость чаще сочетается с тревогой по поводу разлуки, социальной фобией и паническими расстройствами, у девушек — с депрессивными расстройствами. В младшем подростковом возрасте интернет-зависимость чаще сочетается с социальной фобией.

Депрессивные расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство выявляются не только при интернет-зависимости, но и при неадаптивном пользовании интернетом, что повышает риск развития интернет-зависимости, особенно у девушек. Поэтому профилактические вмешательства должны проводиться на более ранних стадиях, еще до наступления интернет-аддикции.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — С.Ю. Терещенко; сбор и обработка материала — Л.С. Эверт, М.В. Шубина; статистический анализ данных — Н.Б. Семенова, Л.С. Эверт; написание текста — Н.Б. Семенова; редактирование — С.Ю. Терещенко.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.