Введение
Интернет-зависимость (ИЗ) является актуальной проблемой общественного здравоохранения вследствие высокой распространенности среди подростков и частой коморбидности с психическими расстройствами [1—2]. Целый ряд независимых исследований указывают на ассоциацию ИЗ с нарушениями психического здоровья, в том числе с употреблением психоактивных веществ [2—4], социальной тревогой [2, 5], аффективными расстройствами [6, 7], суицидальным поведением [6, 8—10]. При проведении эпидемиологических исследований обнаружена высокая коморбидность ИЗ с эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [11—13]. При обследовании подростков, госпитализированных в отделение детской и подростковой психиатрии, подтверждено, что ИЗ ассоциирована с СДВГ, социальной фобией и депрессивными расстройствами [2]. Наиболее частым психопатологическим нарушением, ассоциированным с ИЗ, является СДВГ [14]. В исследованиях G. Fischer и соавт. выявлено, что не только ИЗ, но и неадаптивное использование интернета, не достигающее патологического уровня, связано с симптомами депрессии [8]. Мультицентровое исследование, проведенное в рамках международного проекта SEYLE, подтвердило ассоциацию ИЗ с психопатологией [1] и выявило гендерное и социокультурное влияние на силу этой взаимосвязи.
Показано, что нарушения психического здоровья у подростков отмечаются еще до появления интернет-аддикции [15]. В частности, наличие депрессивной симптоматики повышает риск ИЗ в ближайшие 12 месяцев [7]. В свою очередь, чрезмерное увлечение интернетом приводит к усилению психопатологической симптоматики, но при наступлении ремиссии психопатологические проявления уменьшаются [5]. Данный факт свидетельствует о том, что при своевременном обращении за помощью негативное влияние ИЗ на психическое здоровье может быть обратимым.
Наши исследования по изучению ИЗ среди подростков Центральной Сибири показали, что распространенность ИЗ составляет 6,8% [16—18], ИЗ часто сочетается с психосоматическими [19] и психическими расстройствами [20], но оценка психических нарушений с помощью верифицирующей компьютерной системы DAWBA ранее не проводилась.
Цель исследования — оценить психический статус интернет-зависимых подростков с помощью верифицирующей компьютерной системы DAWBA, выявить возрастные и гендерные особенности.
Материал и методы
Сбор материала проведен с января 2019 по июнь 2021 г. в городе Красноярске — крупном промышленном и административном центре Красноярского края. Исследование одобрено Этическим комитетом ФИЦ КНЦ СО РАН. Подростки обследованы в клинике НИИ МПС ФГБНУ ФИЦ КНЦ СО РАН. После получения информированного добровольного согласия родителей подростки уведомлены о добровольности и конфиденциальности исследования, и им предложено заполнить опросник для самоотчета. Всего обследовано 175 человек в возрасте 11—18 лет (средний возраст 14,5±1,3 года).
При проведении настоящего исследования применена терминология, используемая в международных медико-социальных исследованиях при изучении онлайн-поведения в подростковой и молодежной среде [14]. Выделяли 3 вида онлайн-поведения: адаптивное пользование интернетом (АПИ), неадаптивное пользование интернетом (НПИ) и интернет-зависимость (ИЗ). Для верификации вида онлайн-поведения применяли принятую на международном уровне шкалу интернет зависимости S. Chen (CIAS) [21], адаптированную В.Л. Малыгиным и К.А. Феклисовым [22]. Опросник включает 26 утверждений, каждое из которых оценивается по 4-балльной шкале Лайкерта: «совсем не подходит» (1 балл), «слабо подходит» (2 балла), «частично подходит» (3 балла) и «полностью подходит» (4 балла). Общий балл CIAS от 27 до 42 расценивали как АПИ; 43—64 баллов — НПИ; 65 и выше — ИЗ.
Для оценки психического статуса и наличия психических расстройств использована верифицирующая компьютерная программа DAWBA (The Developmentand Well-Being Assessment, R. Goodman), которая содержит структурированные и открытые вопросы для родителей, детей и учителей и дает компьютерный прогноз психических заболеваний, сформулированный в соответствии с Диагностическим и статистическим руководством DSM-V и МКБ-10 [23]. Компьютерный прогноз основан на большом количестве исследований, проведенных с участием групп детей и подростков, являющихся репрезентативными для всех слоев населения. Типичные совокупности симптомов и воздействия разделены на 6 диапазонов, определяющих возможность диагноза в соответствии с тем, насколько вероятно каждому подростку мог быть поставлен диагноз психического расстройства опытным экспертом. При проведении клинических испытаний DAWBA продемонстрирован высокий уровень согласованности с диагнозами, установленными врачами-специалистами [24—26]. Вероятность наличия определенного диагноза у респондента спрогнозирована независимо от любых других диагнозов.
Выделены следующие вероятные нозологические формы: тревога в связи с разлукой, специфическая фобия, социальная фобия, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), генерализованное тревожное расстройство, депрессивное расстройство, СДВГ, оппозиционное расстройство поведения.
Статистическая обработка полученных результатов проведена с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics, Version 22. Описание данных выполнено с использованием среднего значения (M) и стандартного отклонения (SD). Для сравнения средних значений в трех и более независимых группах применяли однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) с дальнейшим апостериорным попарным сравнением с помощью критерия Бонферрони. Различия считали значимыми при p<0,05, т.е. уровень значимости принят равным 5%.
Результаты
Анализируемая выборка включала 175 подростков, из них 49,1% юношей и 50,8% девушек. В 1-ю группу АПИ включены 49,7%, во 2-ю группу НПИ — 28,0%, в 3-ю группу ИЗ — 22,3% (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика выборки
Группа | Всего | Распределение по полу | Распределение по возрасту | ||
юноши | девушки | 11—14 лет | 15—18 лет | ||
1-я АПИ | 87/49,7 | 42/48,3 | 45/51,7 | 43/49,4 | 44/50,6 |
2-я НПИ | 49/28,0 | 25/51,0 | 24/48,9 | 20/40,8 | 29/59,2 |
3-я ИЗ | 39/22,3 | 19/48,7 | 20/51,3 | 26/66,7 | 13/33,3 |
Всего | 175/100 | 86/49,1 | 89/50,8 | 89/50,8 | 86/49,1 |
Примечание. Данные представлены в виде абсолютных и относительных частот (n/%).
Оценка психического статуса подростков с разными видами онлайн-поведения
У подростков с ИЗ по сравнению с подростками группы АПИ чаще выявляли социальную фобию (p=0,003), ОКР (p<0,001), генерализованное тревожное расстройство (p<0,001), депрессию (p<0,001), СДВГ (p<0,001) и оппозиционное расстройство поведения (p<0,001). Полученные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2. Психические расстройства у подростков с разными видами онлайн-поведения
Психическое расстройство | Группа | p* | ||
1-я АПИ (n=87) | 2-я НПИ (n=49) | 3-я ИЗ (n=39) | ||
Тревога в связи с разлукой | 1,6±0,8 | 1,5±0,7 | 1,9±1,0 | p1—3=0,444 p1—2=1,000 p2—3=0,174 |
Специфическая фобия | 0,4±0,5 | 0,7±0,7 | 0,6±0,5 | p1—3=0,585 p1—2=0,065 p2—3=0,656 |
Социальная фобия | 0,4±0,9 | 0,6±0,9 | 1,1±1,4 | p1—3=0,003* p1—2=0,979 p2—3=0,085 |
Паническое расстройство | 0,2±0,5 | 0,2±0,3 | 0,3±0,6 | p1—3=0,999 p1—2=1,000 p2—3=0,672 |
Агорафобия | 0,4±0,7 | 0,5±0,5 | 0,5±0,5 | p1—3=0,994 p1—2=1,000 p2—3=1,000 |
ПТСР | 0,2±0,5 | 0,3±0,6 | 0,5±1,0 | p1—3=0,068 p1—2=1,000 p2—3=1,000 |
ОКР | 0,2±0,4 | 0,4±0,8 | 0,7±1,0 | p1—3=0,000* p1—2=0,218 p2—3=0,115 |
Генерализованная тревога | 1,2±0,6 | 1,2±0,5 | 1,8±0,9 | p1—3=0,000* p1—2=1,000 p2—3=0,000* |
Депрессия | 0,8±1,2 | 1,3±1,3 | 2,2±1,6 | p1—3=0,000* p1—2=0,125 p2—3=0,010* |
СДВГ | 0,2±0,4 | 0,4±0,6 | 0,7±0,7 | p1—3=0,000* p1—2=0,161 p2—3=0,119 |
Оппозиционное расстройство | 1,2±0,4 | 1,4±0,5 | 1,8±0,8 | p1—3=0,000* p1—2=0,558 p2—3=0,002* |
Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD. * — статистическая значимость различий между группами подростков с разными видами онлайн-поведения, p<0,05; ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство; ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство; СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Оценка психического статуса подростков в зависимости от пола
Анализ психических расстройств у подростков в зависимости от пола показал, что у юношей с ИЗ чаще, чем у юношей группы АПИ, встречаются тревога по поводу разлуки (p=0,034), социальная фобия (p=0,014) и паническое расстройство (p=0,038). Полученные данные представлены в табл. 3.
Таблица 3. Психические расстройства у подростков — пользователей интернета в зависимости от пола
Психическое расстройство | Юноши (n=86) | Девушки (n=89) | ||||||
1-я группа АПИ | 2-я группа НПИ | 3-я группа ИЗ | p* | 1-я группа АПИ | 2-я группа НПИ | 3-я группа ИЗ | p* | |
Тревога в связи с разлукой | 1,4±0,7 | 1,3±0,6 | 2,1±1,2 | p1—3=0,034* p1—2=1,000 p2—3=0,022* | 1,8±0,9 | 1,7±0,9 | 1,7±0,8 | p1—3=1,000 p1—2=1,000 p2—3=1,000 |
Специфическая фобия | 0,3±0,5 | 0,5±0,5 | 0,5±05 | p1—3=0,263 p1—2=0,305 p2—3=1,000 | 0,6±0,6 | 0,9±0,8 | 0,6±0,5 | p1—3=1,000 p1—2=0,203 p2—3=0,685 |
Социальная фобия | 0,2±0,3 | 0,4±0,7 | 0,8±1,1 | p1—3=0,014* p1—2=0,227 p2—3=0,129 | 0,6±1,2 | 0,8±1,0 | 1,2±1,4 | p1—3=0,316 p1—2=1,000 p2—3=0,958 |
Паническое расстройство | 0,0±0,0 | 0,0±0,0 | 0,1±0,3 | p1—3=0,038* p1—2=1,000 p2—3=0,071 | 0,3±0,7 | 0,3±0,4 | 0,3±0,4 | p1—3=1,000 p1—2=1,000 p2—3=1,000 |
Агорафобия | 0,2±0,4 | 0,3±0,5 | 0,5±0,5 | p1—3=0,239 p1—2=1,000 p2—3=0,991 | 0,5±0,9 | 0,6±0,5 | 0,5±0,5 | p1—3=1,000 p1—2=1,000 p2—3=1,000 |
ПТСР | 0,1±0,6 | 0,2±0,4 | 0,5±0,9 | p1—3=0,150 p1—2=1,000 p2—3=1,000 | 0,2±0,5 | 0,3±0,8 | 0,5±1,1 | p1—3=0,544 p1—2=1,000 p2—3=1,000 |
ОКР | 0,0±0,3 | 0,1±0,4 | 0,6±1,2 | p1—3=0,009* p1—2=1,000 p2—3=0,024* | 0,2±0,5 | 0,7±0,9 | 0,7±0,8 | p1—3=0,037* p1—2=0,032* p2—3=1,000 |
Генерализованная тревога | 1,1±0,3 | 1,0±0,2 | 1,6±0,8 | p1—3=0,001* p1—2=1,000 p2—3=0,000* | 1,3±0,7 | 1,4±0,6 | 2,0±1,1 | p1—3=0,037* p1—2=1,000 p2—3=0,053 |
Депрессия | 0,5±0,8 | 0,8±1,1 | 1,6±1,6 | p1—3=0,004* p1—2=0,876 p2—3=0,103 | 1,1±1,4 | 1,8±1,4 | 2,6±1,5 | p1—3=0,001* p1—2=0,054* p2—3=0,092 |
СДВГ | 0,3±0,5 | 0,5±0,6 | 0,8±0,7 | p1—3=0,007* p1—2=0,723 p2—3=0,204 | 0,1±0,3 | 0,3±0,5 | 0,8±0,8 | p1—3=0,005* p1—2=0,579 p2—3=0,220 |
Оппозиционное расстройство | 1,3±0,4 | 1,5±0,6 | 1,8±1,0 | p1—3=0,007* p1—2=0,782 p2—3=0,177 | 1,2±0,4 | 1,2±0,4 | 1,7±0,5 | p1—3=0,000* p1—2=1,000 p2—3=0,002* |
Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD. * — статистическая значимость различий между группами подростков с разными видами онлайн-поведения, p<0,05; ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство; ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство; СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
У девушек с ИЗ чаще, чем у девушек группы АПИ, встречаются депрессивные расстройства (p=0,001). У девушек групп НПИ и АПИ также получены различия: у девушек группы НПИ чаще встречались депрессивные расстройства (p=0,054) и ОКР (p=0,032) по сравнению с девушками группы АПИ.
Ряд психических расстройств не ассоциирован с половой принадлежностью и встречается как у юношей, так и у девушек с ИЗ чаще, чем у подростков группы АПИ. Так, у подростков с ИЗ по сравнению с подростками группы АПИ чаще встречаются ОКР (у юношей p=0,009, у девушек p=0,037), генерализованная тревога (p=0,001 и p=0,037 соответственно), СДВГ (p=0,007 и p=0,005 соответственно) и оппозиционное расстройство поведения (p=0,007 и p<0,001 соответственно).
Оценка психического статуса подростков в зависимости от возраста
Анализ психических расстройств у подростков в зависимости от возраста показал, что большинство психических расстройств не связаны с возрастом и встречаются у подростков с ИЗ чаще, чем у подростков с АПИ, как младшей, так и старшей возрастных групп. Так, у подростков с ИЗ чаще встречаются ОКР (в группе 11—14 лет p=0,026, в группе 15—18 лет p=0,004), генерализованная тревога (p=0,004 и p=0,003 соответственно), СДВГ (p=0,002 и p=0,023 соответственно), депрессия (p=0,009 и p<0,001 соответственно) и оппозиционное расстройство поведения (p<0,001 и p=0,009 соответственно).
Однако у младших подростков с ИЗ, по сравнению с подростками группы АПИ, чаще выявляется социальная фобия (p=0,004). Полученные данные представлены в табл. 4.
Таблица 4. Психические расстройства у подростков — пользователей интернета в зависимости от возраста
Психическое расстройство | 11—14 лет (n=89) | 15—18 лет (n=86) | ||||||
1-я группа АПИ | 2-я группа НПИ | 3-я группа ИЗ | p* | 1-я группа АПИ | 2-я группа НПИ | 3-я группа ИЗ | p* | |
Тревога в связи с разлукой | 1,8±0,9 | 1,6±0,8 | 1,9±0,9 | p1—3=1,000 p1—2=1,000 p2—3=0,852 | 1,5±0,7 | 1,5±0,7 | 1,8±0,9 | p1—3=0,655 p1—2=1,000 p2—3=0,714 |
Специфическая фобия | 0,5±0,6 | 0,8±0,9 | 0,6±0,5 | p1—3=1,000 p1—2=0,535 p2—3=0,878 | 0,3±0,5 | 0,6±0,5 | 0,6±0,5 | p1—3=0,195 p1—2=0,044* p2—3=1,000 |
Социальная фобия | 0,3±0,5 | 0,6±0,8 | 1,0±1,3 | p1—3=0,004* p1—2=0,659 p2—3=0,348 | 0,6±1,2 | 0,6±1,1 | 1,3±1,4 | p1—3=0,184 p1—2=1,000 p2—3=0,277 |
Паническое расстройство | 0,1±0,3 | 0,2±0,3 | 0,2±0,4 | p1—3=0,522 p1—2=1,000 p2—3=1,000 | 0,2±0,6 | 0,2±0,3 | 0,3±0,8 | p1—3=1,000 p1—2=1,000 p2—3=0,982 |
Агорафобия | 0,5±0,7 | 0,5±0,5 | 0,6±0,5 | p1—3=1,000 p1—2=1,000 p2—3=1,000 | 0,3±0,7 | 0,4±0,5 | 0,3±0,5 | p1—3=1,000 p1—2=0,989 p2—3=1,000 |
ПТСР | 0,1±0,6 | 0,2±0,7 | 0,4±0,9 | p1—3=0,331 p1—2=1,000 p2—3=0,713 | 0,2±0,5 | 0,3±0,6 | 0,6±1,1 | p1—3=0,235 p1—2=1,000 p2—3=0,809 |
ОКР | 0,1±0,4 | 0,6±1,2 | 0,6±0,9 | p1—3=0,026* p1—2=0,069 p2—3=1,000 | 0,2±0,4 | 0,2±0,5 | 0,8±1,1 | p1—3=0,004* p1—2=1,000 p2—3=0,012* |
Генерализованная тревога | 1,2±0,6 | 1,3±0,6 | 1,8±1,0 | p1—3=0,004* p1—2=1,000 p2—3=0,130 | 1,2±0,5 | 1,1±0,4 | 1,9±0,9 | p1—3=0,003* p1—2=1,000 p2—3=0,001* |
Депрессия | 0,8±1,2 | 0,9±1,0 | 1,9±1,7 | p1—3=0,009* p1—2=1,000 p2—3=0,081 | 0,8±1,2 | 1,5±1,4 | 2,8±1,4 | p1—3=0,000* p1—2=0,073 p2—3=0,019* |
СДВГ | 0,2±0,4 | 0,5±0,6 | 0,8±0,7 | p1—3=0,002* p1—2=0,341 p2—3=0,939 | 0,2±0,4 | 0,3±0,5 | 0,8±0,8 | p1—3=0,023* p1—2=0,720 p2—3=0,250 |
Оппозиционное расстройство | 1,2±0,4 | 1,2±0,4 | 1,7±0,8 | p1—3=0,000* p1—2=1,000 p2—3=0,005* | 1,3±0,4 | 1,4±0,6 | 1,8±0,8 | p1—3=0,009* p1—2=0,6802 p2—3=0,133 |
Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD. * — статистическая значимость различий между группами подростков с разными видами онлайн-поведения, p<0,05; ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство; ОКР — обсессивно-компульсивное расстройство; СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Обсуждение
Наше исследование показало, что у подростков с ИЗ нарушения психического здоровья встречаются чаще, чем у подростков группы АПИ. Спектр психических расстройств представлен социальной фобией, ОКР, генерализованным тревожным расстройством, депрессией, СДВГ и оппозиционным расстройством поведения. Наши данные согласуются с результатами зарубежных исследований, которые подтверждают, что ИЗ ассоциирована с психопатологией, в первую очередь с гиперактивностью и эмоциональными расстройствами [27—29].
Анализ психических нарушений, скорректированный по полу, показал, что ОКР, генерализованная тревога, СДВГ и оппозиционное расстройство не зависят от половой принадлежности, в то время как тревога по поводу разлуки, социальная фобия и панические расстройства чаще выявляются у юношей, а депрессивные расстройства — у девушек.
Анализ психических расстройств, скорректированный по возрасту, показал, что большинство нарушений не зависят от возраста и встречаются у интернет-зависимых подростков как младшей, так и старшей возрастных групп, в то время как социальная фобия чаще встречается в младшем подростковом возрасте.
В настоящее время не существует единого объяснения коморбидности психических расстройств с интернет-зависимым поведением. Наиболее изучена предрасположенность к интернет-зависимости у подростков с СДВГ. Данная ассоциация объясняется сходными нейробиологическими механизмами между СДВГ и зависимым поведением, которые включают нарушения импульсного контроля, процессов принятия решений и исполнительных функций [30, 31].
Что касается сочетаний эмоциональных нарушений с ИЗ, то в ряде исследований показана биологическая природа аддикции, а также реципрокный характер этой связи. Так, у подростков с тревожными состояниями, зависимыми от интернета, обнаружено низкое содержание норадреналина в периферической крови [32]. В то же время чрезмерное увлечение интернетом вызывает снижение уровня адреналина и норэпинефрина, что изменяет вегетативную регуляцию и приводит к дальнейшему повышению уровня тревожности [33].
Нами выявлено, что некоторые психические расстройства имеются не только у интернет-зависимых подростков, но и у подростков группы НПИ. Это касается депрессии и ОКР, которые выявлены у девушек, что можно расценивать у них как маркеры интернет-зависимого поведения. Кроме того, в младшем подростковом возрасте риском ИЗ может быть наличие социальной фобии.
При появлении ИЗ у подростков с нарушениями психического здоровья происходит формирование порочного круга, который поддерживает и закрепляет патологическое онлайн-поведение [34]. Аддиктивные расстройства имеют прогрессивное течение, но профилактические мероприятия, начатые на ранних стадиях, могут предотвратить формирование зависимости. Поэтому выявление групп риска и своевременное оказание помощи подросткам с неадаптивным стилем онлайн-поведения могут существенно улучшить прогноз до того, как риск перерастет в реальную зависимость.
Заключение
Интернет-зависимость у подростков ассоциирована с психическими нарушениями: депрессией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, генерализованным тревожным расстройством, социальной фобией, обсессивно-компульсивным расстройством и оппозиционным расстройством поведения.
Выявлены гендерные и возрастные особенности коморбидности интернет-зависимости. У юношей интернет-зависимость чаще сочетается с тревогой по поводу разлуки, социальной фобией и паническими расстройствами, у девушек — с депрессивными расстройствами. В младшем подростковом возрасте интернет-зависимость чаще сочетается с социальной фобией.
Депрессивные расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство выявляются не только при интернет-зависимости, но и при неадаптивном пользовании интернетом, что повышает риск развития интернет-зависимости, особенно у девушек. Поэтому профилактические вмешательства должны проводиться на более ранних стадиях, еще до наступления интернет-аддикции.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — С.Ю. Терещенко; сбор и обработка материала — Л.С. Эверт, М.В. Шубина; статистический анализ данных — Н.Б. Семенова, Л.С. Эверт; написание текста — Н.Б. Семенова; редактирование — С.Ю. Терещенко.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.