Введение
После объявления генеральным директором ВОЗ 30 января 2020 г. вспышки нового коронавируса 2019-nCOV (с 11.03.21 возбудителю присвоено наименование SARS-CoV-2) чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение1, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.20 №66 новая коронавирусная инфекция (COVID-19) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих [1].
Вспышка COVID-19 в декабре 2019 г. в г. Ухань (КНР) и последующее глобальное распространение инфекции в течение нескольких недель, появление новых штаммов вируса SARS-CoV-2 внесли значительные изменения в организацию и деятельность систем здравоохранения большинства стран мира с необходимостью в самые короткие сроки мобилизовать все ресурсы и осуществить комплекс противоэпидемических мероприятий, мероприятий по изучению новой инфекции, разработке, оценке эффективности и безопасности вакцин, терапевтических методов и прочее [2].
В результате пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020 г. оказала огромное воздействие на социальную, экономическую, политическую и культурную сферы нашей страны и многих других стран мира, и это воздействие продолжается по настоящее время, учитывая, что эпидемическая ситуация по COVID-19 в странах крайне неоднородная и остается нестабильной в отсутствие коллективного иммунитета к вирусу, высокоэффективных и доступных вакцин для всех групп населения и противовирусной терапии [3].
Цель исследования — провести анализ показателей инфекционной заболеваемости, отдельных показателей состояния и деятельности государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации до и во время пандемии COVID-19 в период 2019—2020 гг.
Материал и методы
В качестве материалов исследования использованы данные годовых форм федерального статистического наблюдения в разрезе Российской Федерации, собираемые и обрабатываемые с применением программного комплекса Медстат [4, 5]. При анализе учтены следующие формы: №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации», №14 «Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях», утвержденные приказами Росстата от 18.12.20 №812 и №30 «Сведения о медицинской организации», утвержденной приказом Росстата от 30.12.20 №863, а также сборники статистических показателей Минздрава России «Заболеваемость всего населения России в 2020 г. с диагнозом, установленным впервые в жизни», «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения» [6, 7]. Необходимо отметить, что процесс сбора и обработки данных форм федерального и отраслевого статистического наблюдения также подвергся изменениям ввиду пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [8]. Невозможность применения классической технологии сбора данных стимулировала развитие дистанционных форматов обработки и согласования данных.
Основные методы исследования — статистический, информационно-аналитический.
Результаты
В Российской Федерации в начале 2020 г. для борьбы с пандемией COVID-19 приняты меры по нераспространению инфекции, близкие к мерам всех других европейских стран: введение обязательного масочного режима, социальная изоляция населения, отмена авиарейсов и общественных мероприятий, закрытие школ и другие [9]. В короткие сроки Министерством здравоохранения Российской Федерации сформирован принципиально новый подход к организации медицинской помощи при COVID-19, основанный на применении двух документов, которые непрерывно подвергались актуализации и дополнению с учетом появления новых данных [10]. Это приказ Минздрава России от 19.03.20 №198н (ред. от 20.12.21) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19», включающий 20 приложений, и Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 14 (27.12.21)» (утв. Минздравом России) со списком еще 13 действующих временных методических рекомендаций для врачей [11, 12].
В начале 2020 г. на борьбу с появлением и распространением новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации прежде всего задействованы силы и средства инфекционной службы, санитарно-эпидемиологической службы и первичного звена здравоохранения [10].
В Российской Федерации до пандемии COVID-19 ресурсная обеспеченность инфекционной службы постепенно сокращалась на фоне снижения заболеваемости населения по классу «Некоторые инфекционные и паразитарные болезни».
Так, в период 2012—2019 гг. обеспеченность койками суммарно по профилям «инфекционные для взрослых» и «инфекционные для детей» снизилась на 22,2% — с 4,55 (в 2012 г.) до 3,54 (в 2019 г.) на 10 тыс. населения (или на 13,2 тыс. коек), снизились общая заболеваемость по данному классу на 9,3% — с 4761,5 до 4321,1 случая на 100 тыс. населения (или на 476,6 тыс. случаев) и первичная заболеваемость на 17,1% — с 3206,5 до 2659,0 (на 689,3 тыс. случаев).
Вместе с тем численность врачей-инфекционистов колебалась с динамикой, противоположной динамике изменений в показателях смертности населения от некоторых инфекционных и паразитарных болезней. Так, после значительного сокращения в течение 2014 г. (на 14,7%) численность специалистов в последующие 5 лет постепенно росла, так и не достигнув значения 2012 г., и в целом за 2012—2019 гг. обеспеченность врачами-инфекционистами уменьшилась с 0,48 до 0,42 на 10 тыс. населения (на 823 физических лица), или на 12,5% соответственно (табл. 1).
Таблица 1. Первичная и общая заболеваемость, смертность населения по классу болезней «Некоторые инфекционные и паразитарные болезни», COVID-19 (число и на 100 тыс. населения), обеспеченность населения инфекционными койками и врачами-инфекционистами (на 10 тыс. населения) в Российской Федерации, 2012—2020 гг.
Год | Первичная заболеваемость | Общая заболеваемость | Смертность | Койки по профилю «инфекционные для детей» и «инфекционные для взрослых»* | Численность врачей-инфекционистов | |||||
абс. число | на 100 тыс. населения | абс. число | на 100 тыс. населения | абс. число | на 100 тыс. населения | абс. число | на 10 тыс. населения | абс. число | на 10 тыс. населения | |
2012 | 4 591 784 | 3206,5 | 6 818 493 | 4761,5 | 32 084 | 22,4 | 65 250 | 4,55 | 6948 | 0,48 |
2013 | 4 434 084 | 3089,8 | 6 563 824 | 4573,9 | 31 807 | 22,2 | 62 751 | 4,37 | 6870 | 0,48 |
2014 | 4 504 087 | 3079,4 | 6 696 350 | 4578,2 | 32 103 | 22,3 | 60 315 | 4,12 | 5928 | 0,41 |
2015 | 4 116 312 | 2811,6 | 6 480 039 | 4426,1 | 34 372 | 23,5 | 57 150 | 3,90 | 5953 | 0,41 |
2016 | 4 086 423 | 2786,0 | 6 540 095 | 4458,9 | 35 335 | 24,1 | 55 467 | 3,78 | 5977 | 0,41 |
2017 | 4 012 135 | 2732,3 | 6 439 476 | 4385,3 | 35 045 | 23,9 | 53 871 | 3,67 | 6064 | 0,41 |
2018 | 3 970 544 | 2704,2 | 6 403 727 | 4361,3 | 34 626 | 23,6 | 53 207 | 3,62 | 6076 | 0,41 |
2019 | 3 902 478 | 2659,0 | 6 341 892 | 4321,1 | 32 918 | 22,4 | 52 006 | 3,54 | 6125 | 0,42 |
2020 | 2 999 367 | 2043,9 | 5 217 742 | 3555,6 | 30 173 | 20,6 | 28 863 | 1,97 | 7307 | 0,50 |
Абс. D 2012/2020 | –1592 417 | –1163 | –1600 751 | –1206 | –1911 | –2 | –36 387 | –3 | 359 | 0 |
% D 2012/2020 | –34,7 | –36,3 | –23,5 | –25,3 | –6,0 | –8,0 | –55,8 | –56,7 | 5,2 | 4,2 |
Абс. D 2019/2020 | –903 111 | –615 | –1124 150 | –766 | –2745 | –2 | –23 143 | –2 | 1182 | 0 |
% D 2019/2020 | –23,1 | –23,1 | –17,7 | –17,7 | –8,3 | –8,0 | –44,5 | –44,4 | 19,3 | 19,0 |
COVID-19** | — | — | — | — | 144 691 | 98,9 | 244 726 | 16,68 | — | — |
Примечание. * — без коек для больных COVID-19; ** — суммарно инфекционных коек для больных COVID-19 и коек, дополнительно развернутых для лечения пациентов с COVID-19. В 2020 г. обеспеченность коечным фондом рассчитана на численность населения Российской Федерации на 01.01.20.
По данным федерального статистического наблюдения, с 2012 по 2019 г. в Российской Федерации снизилось почти на треть (на 29,7%) число врачей-эпидемиологов — с 4949 до 3479, в 2 раза число врачей-бактериологов — с 5163 до 2608, в 15 раз врачей-вирусологов — с 425 до 29, в 2,8 раз число помощников врачей по специальности эпидемиология (паразитология) — с 6447 до 2268 и почти на четверть (на 24,2%) число инструкторов-дезинфекторов и медицинских дезинфекторов с 1556 до 1180.
Начало пандемии COVID-19 обеспечило повышенную нагрузку на инфекционную службу в условиях сокращения ее ресурсной обеспеченности и недостатка резервов, определила и актуализировала необходимость ее укрепления, поиска источников и механизмов значительного увеличения ресурсов и резервов, в том числе оснащения дополнительным оборудованием, расходными материалами, лекарственными препаратами, тест-системами и т.п.
По отношению к последним в «Рекомендациях в отношении стратегии лабораторного тестирования на COVID-19» специалисты ВОЗ подчеркивают, что надлежащая лабораторная практика, позволяющая получить точные результаты, является ключевым фактором, способным обеспечить вклад лабораторного тестирования в меры реагирования, предпринимаемые системой общественного здравоохранения [13].
По данным официальной статистики, с появлением новой коронавирусной инфекции в 2020 г. в Российской Федерации в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения для диагностики заболевания и обнаружения его возбудителя проведено 38 927,3 тыс. исследований на РНК SARS-CoV-2, из них 12,1% — с положительным результатом; на антитела к SARS-CoV-2 (COVID-19) — 18 824,9 тыс. исследований, из них 22,3% с положительным результатом; на антиген SARS-CoV-2 (COVID-19) (в том числе экспресс-тесты) — 872,5 тыс. исследований, из них 13,8% с положительным результатом2.
Для выявления ассоциированных с COVID-19 пневмоний, их осложнений, дифференциальной диагностики с другими заболеваниями легких, а также для определения степени выраженности и динамики изменений, оценки эффективности проводимой терапии применены методы лучевой диагностики. В 2020 г. в Российской Федерации проведено 9792,4 тыс. компьютерных томографических исследований грудной клетки (без сердца и коронарных сосудов), что в 3,8 раза больше, чем в 2019 г. (2552,3 тыс. исследований). Из общего числа компьютерных томографий грудной клетки (без сердца и коронарных сосудов) в 2020 г. 59,6% (5836,0 тыс. исследований) пришлось на исследования легких при COVID-19, из которых 98,3% проведены без внутривенного контрастирования и только 0,6% исследований — с внутривенным контрастированием, при этом 43,5% компьютерных томографий легких при COVID-19 проведены в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (табл. 2).
Таблица 2. Количество компьютерных томографических исследований, выполненных в Российской Федерации в период 2019—2020 гг.
Исследование | Год | Всего | Без внутривенного контрастирования | С внутривенным контрастированием | В подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
В области грудной клетки (без сердца и коронарных сосудов) | 2019 | 2 552 349 | 2 098 397 | 453 952 | 1 235 434 |
2020 | 9 792 412 | 9 261 536 | 530 876 | 4 417 205 | |
Из них: легких при COVID-19 | 2020 | 5 835 964 | 5 739 085 | 32 244 | 2 541 112 |
Таким образом, по данным официальной статистики, в 2020 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4966,6 тыс. случаев COVID-19, или 3384,5 случая на 100 тыс. населения [6]. Выше среднероссийского уровня наблюдались показатели заболеваемости в Центральном (4467,4 на 100 тыс. населения), Уральском (4322,0), Северо-Западном (4299,7) и Дальневосточном (3394,9) федеральных округах, ниже среднероссийского уровня — в Сибирском (2952,8), Приволжском (2516,5), Северо-Кавказском (2355,7) и Южном (1836,2) федеральных округах.
Среди субъектов Российской Федерации наиболее высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в Ямало-Ненецком автономном округе — 11 243,6 случая на 100 тыс. населения, Республике Северная Осетия — Алания (7696,9), Карачаево-Черкесской Республике (7432,6), Республике Алтай (6566,0), в том числе в городах федерального значения с высокой плотностью населения: в Москве (6185,4) и Санкт-Петербурге (5849,3).
Наименьшие значения показателей наблюдались в таких субъектах Российской Федерации, как Чеченская Республика — 668,1 случая на 100 тыс. населения, Липецкая область (1117,5), Краснодарский край (1 150), Республика Крым (1153,2), Кемеровская область (1285,6).
В структуре заболеваемости COVID-19 в 2020 г. основная доля случаев (91,7%) приходилась на взрослое население, из них более трети (35,2%) — на лиц старше трудоспособного возраста. Доля случаев заболеваний COVID-19 детей 0—14 лет составила 6,3%, в возрасте 15—17 лет — 2,0%.
Помимо зарегистрированных случаев заболевания COVID-19, выделяют также носительство возбудителя COVID-19, которое определяется в соответствии с «Методическими рекомендациями по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19. Версия 2» (утв. Минздравом России 02.07.21), как «выявление вируса при отсутствии жалоб, объективных и дополнительных данных». Следует отметить, что принципы формирования статистики заболеваемости и смертности от COVID-19 в соответствии с новыми рекомендациями отражают принципы кодирования Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ-11), которая внедряется в настоящее время на территории Российской Федерации.
Так, число случаев носительства возбудителя COVID-19 в стране на конец 2020 г. составило 391,9 случая на 100 тыс. населения, в том числе повторных — 85,1 случая на 100 тыс. населения, или 21,7%. В структуре носительства на взрослое население приходилось 82,2% случаев, в том числе на лиц старше трудоспособного возраста — 23,2%, на детей 0—14 лет — 13,8%, в том числе первого года жизни — 1,1%, на детей 15—17 лет — 4,0%.
В условиях пандемии стремительный прирост числа инфицированных COVID-19, определяющий невозможность полноценного функционирования системы здравоохранения на фоне повышенной на нее нагрузки и нехватки ресурсов, введение ограничительных противоэпидемических мероприятий, страх заразиться способствовали снижению обращаемости населения в медицинские организации [14, 15]. В результате показатель первичной заболеваемости всего населения за период 2019—2020 гг. снизился на 2,8% и составил 75 840,1 случая на 100 тыс. населения. На фоне роста смертности населения на 18,7% зарегистрировано снижение на 5,3% общей заболеваемости, которая составила на конец 2020 г. 156 111,4 случая на 100 тыс. населения. Снижение показателей первичной заболеваемости по обращаемости произошло по всем классам болезней, за исключением класса «Болезни органов дыхания», число случаев которого за год выросло на 3,8%, при этом пневмоний — в 2,6 раза. Первичная заболеваемость по классу «Некоторые инфекционные и паразитарные болезни» в течение 2020 г. снизилась еще на 23,1% до показателя 2043,9 случая на 100 тыс. населения, составив в структуре первичной заболеваемости населения Российской Федерации 2,7%.
Анализ показателей деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, показал, что общее число посещений к врачам сократилось с 2019 по 2020 г. на 17,8%, составив на конец года 101 249,7 тыс. посещений. Среднее число посещений на одного жителя в год в Российской Федерации снизилось с 8,4 в 2019 г. до 6,9 в 2020 г., в том числе посещений по поводу заболеваний и профилактических посещений (табл. 3). Снижение показателя зарегистрировано во всех федеральных округах страны.
Таблица 3. Среднее число посещений, приходящихся на одного жителя в год в Российской Федерации в 2019—2020 гг.
Административная территория | Среднее число посещений на одного жителя в год | |||||
Всего | из них | |||||
по поводу заболеваний | профилактические | |||||
годы | ||||||
2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | |
Российская Федерация | 8,4 | 6,9 | 5,4 | 4,6 | 3,0 | 2,3 |
ЦФО | 8,4 | 6,8 | 5,6 | 4,7 | 2,7 | 2,1 |
СЗФО | 9,0 | 7,5 | 6,0 | 5,1 | 3,0 | 2,4 |
ЮФО | 7,8 | 6,2 | 5,0 | 4,2 | 2,8 | 2,0 |
СКФО | 7,6 | 6,2 | 4,7 | 4,0 | 2,9 | 2,2 |
ПФО | 8,8 | 7,3 | 5,4 | 4,7 | 3,4 | 2,7 |
УФО | 8,1 | 6,8 | 4,9 | 4,2 | 3,3 | 2,6 |
СФО | 8,2 | 6,7 | 5,2 | 4,4 | 3,0 | 2,3 |
ДФО | 8,7 | 7,0 | 5,2 | 4,3 | 3,5 | 2,7 |
Примечание. ЦФО — Центральный федеральный округ; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; ДФО — Дальневосточный федеральный округ.
В 2020 г. по сравнению с 2019 г. сократилось в 1,8 раза число лиц, проходивших профилактические осмотры и диспансеризацию, — до 38 654,7 тыс., из них численность осмотренного контингента взрослого населения (18 лет и старше) уменьшилась в 2,1 раза — до 20 555,4 тыс. человек. Снижение объемов профилактических мероприятий связано с временным приостановлением проведения диспансеризации и профосмотров ввиду распространения COVID-19 в субъектах Российской Федерации, изменением приоритетности задач в системе здравоохранения. По данным, представленным в табл. 4, видно, что охват профилактическими осмотрами и диспансеризацией населения в Российской Федерации в 2020 г. оказался значительно ниже аналогичных показателей 2019 г.
Таблица 4. Охват профилактическими осмотрами и диспансеризацией населения Российской Федерации в 2019—2020 гг.
Контингент | Доля осмотренных лиц из числа подлежащих профилактическим осмотрам и диспансеризации, % | |
2019 г. | 2020 г. | |
Дети в возрасте 0—14 лет включительно | 94,4 | 67,8 |
Дети в возрасте 15—17 лет включительно | 96,2 | 72,4 |
Дети в возрасте 0—17 лет включительно | 94,7 | 68,5 |
Школьники | 97,2 | 72,9 |
Контингенты взрослого населения (18 лет и старше, всего) | 94,5 | 58,5 |
из них: старше трудоспособного возраста | 93,0 | 59,1 |
Диспансеризация определенных групп взрослого населения | 95,0 | 49,7 |
из них: старше трудоспособного возраста | 95,9 | 56,4 |
Всего | 94,5 | 62,7 |
Следует отметить, что приостановка профосмотров, диспансеризации, уменьшение объемов плановой медицинской помощи в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции может иметь негативный отложенный результат: последующий рост заболеваемости населения через определенный лаг времени, в том числе увеличение числа случаев психических и психосоматических заболеваний у лиц, для которых ситуация из-за пандемии COVID-19 выступила в качестве триггера [16, 17].
В условиях стремительного прироста числа заболевших COVID-19 и роста потребности в койках для лечения таких пациентов в 2020 г. Минздравом России реализованы мероприятия по перепрофилированию коечного фонда медицинских организаций и развертыванию дополнительных мощностей помимо ряда других организационных мероприятий. Это также определило изменения в загруженности коечного фонда по другим профилям коек и возможности госпитализации в плановом порядке.
В 2020 г. развернуто 174 830 коек для взрослых пациентов с COVID-19, что составило 92,4% от всех инфекционных коек для взрослых, а также 6468 коек для детей с новой коронавирусной инфекцией, что составило 30,7% от всех инфекционных коек для детей, и 14 408 реанимационных коек для пациентов с COVID-19, что составило 36,0% от всех реанимационных коек. Дополнительно развернуты 63 428 коек для лечения пациентов с COVID-19.
Без учета дополнительно развернутых коек в течение 2020 г. обеспеченность населения коечным фондом медицинских организаций существенно не изменилась: выросла на 0,13% (1302,0 тыс. коек) и составила 70,3 койки на 10 тыс. населения.
В течение 2020 г. коечный фонд по большинству основных профилей уменьшился на 1,3—27,3% в связи с его частичным перепрофилированием в койки инфекционного профиля для больных COVID-19, за исключением дерматологических коек, прирост которых составил 9,3%. Основное количество (около 130 тыс. коек) в перепрофилировании составили койки групп терапевтического, хирургического, неврологического и гинекологического профиля. Менее всего реорганизация затронула койки онкологического профиля: количество развернутых коек на конец 2020 г. уменьшилось на 1,3%.
В результате в 2020 г. в структуре коечного фонда по основным группам профилей (без дополнительно развернутых коек) 20,4% приходилось на койки инфекционного профиля (в 2019 г. — 5,0%), из них на койки для больных COVID-19 — 17,6%, 15,6% составили койки терапевтического профиля (в 2019 г. — 21,5%), из них пульмонологических коек — 0,9% (в 2019 г. — 1,4%), 14,9% — хирургического профиля (в 2019 г. 19,0%), 11,9% — психиатрические койки (в 2019 г. 12,4%). На реанимационные койки в структуре коечного фонда страны приходилось 3,9% (в 2019 г. — 2,9%), из них около трети (1,4%) для больных COVID-19.
Анализ распределения коечного фонда для лечения пациентов с COVID-19 по типам медицинских организаций показал, что 40% (103 669) этих коек находилось в городских больницах, 22,4% (58 096) коек — в районных центральных и районных больницах, 11,0% (28 421) коек — в краевых, республиканских, областных, окружных больницах, 8,7% (22 552) коек — в специализированных больницах.
Показатель уровня госпитализации в 2020 г. снизился на 16,2% и составил 169,3 на 1000 населения, в том числе на инфекционные койки для взрослых пациентов с COVID-19 — 17,7 на 1000 взрослых, для детей с COVID-19 — 2,71 на 1000 детей 0—17 лет, на реанимационные койки для больных COVID-19 — 0,92 на 1000 населения, кроме того, на дополнительно развернутых койках для лечения пациентов с COVID-19 — 3,28 на 1000 населения. В целом число выбывших из стационара сократилось на 4886,2 тыс. человек и составило 24 364,0 тыс. человек, в том числе 2063,4 тыс. (8,5%) человек с COVID-19. При этом доставлено в стационар по экстренным показаниям 93,1% пациентов с COVID-19, из них 78,3% пациентов — скорой медицинской помощью.
В структуре выбывших из стационара с диагнозом COVID-19 взрослые пациенты составили 97,8%, в том числе более половины (55,6%) — лица старше трудоспособного возраста и 2,2% соответственно дети 0—17 лет.
Несмотря на колоссальные усилия системы здравоохранения и государства в целом, госпитальная летальность в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции в течение 2020 г. в целом выросла с 1,97 до 3,14 на 100 выбывших из стационара, т.е. почти в 1,59 раза на фоне уменьшения оборота коек: с 29,3 в 2019 г. до 25,7 в 2020 г. в целом и по большинству профилей коек. В разрезе основных профилей наибольший рост госпитальной летальности в 1,5 раза и более зарегистрирован на койках таких профилей, как инфекционные (0,26 в 2019 г. и 2,37 в 2020 г.), профпатологические (0,16 и 0,81), геронтологические (0,21 и 0,78), аллергологические (0,02 и 0,07), проктологические (0,27 и 0,6), ортопедические (0,03 и 0,06), эндокринологические (0,46 и 0,81), оториноларингологические (0,04 и 0,07), пульмонологические (1,62 и 2,83), сосудистой хирургии (0,51 и 0,79), гастроэнтерологические (0,99 и 1,51), нефрологические (0,7 и 1,06), торакальной хирургии (1,05 и 1,58), ревматологические (0,1 и 0,15).
Госпитальная летальность на инфекционных койках для пациентов с COVID-19 на конец 2020 г. находилась на уровне среднероссийских значений по всему коечному фонду и составила 3,13 на 100 выбывших из стационара. Значение показателя определялось преимущественно госпитальной летальностью взрослого населения — 3,26, в то время как на койках для детей летальные случаи регистрировались в десятки раз ниже — 0,02 случаев на 100 выбывших из стационара.
В начале пандемии госпитализация пациентов с COVID-19 осуществлялась в инфекционные больницы вне зависимости от тяжести течения заболевания. В последующем масштаб распространения инфекции, ограниченные мощности и ресурсы инфекционных стационаров определили необходимость госпитализации на койки перепрофилированных и вновь созданных медицинских организаций, проводить отбор пациентов на госпитализацию со среднетяжелым и тяжелым течением новой коронавирусной инфекции [11].
Пандемия COVID-19 способствовала более интенсивному применению телемедицинских технологий в рамках оказания медицинской помощи, их развитию. Вместе с тем появление специфической профилактики, всеобщий охват тестированием, бесплатное лекарственное обеспечение, а также реализованная возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинской организации и дистанционная выписка лекарственных препаратов с доставкой их на дом позволили оказывать медицинскую помощь пациентам с более легким течением в амбулаторных условиях, на дому, тем самым частично решая проблемы перегруженной системы здравоохранения.
Как предположили аналитики, возможность получить медицинскую помощь, но при этом оставаясь дома, могла способствовать взрывному росту применения телемедицины [16, 17]. Так, количество проведенных консультаций пациентов с применением телемедицинских технологий увеличилось с 385 328 в 2019 г. до 6 437 608 в 2020 г., т.е. в 16,7 раза. Количество проведенных консультаций с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований увеличилось с 418 854 в 2019 г. до 800 680, то есть в 1,9 раза. Число пациентов, находящихся на дистанционном наблюдении за состоянием здоровья с применением телемедицинских технологий, увеличилось с 82 797 в 2019 г. до 1 724 766 в 2020 г., то есть в 20,8 раза3.
Пандемия COVID-19 обострила одну из главных и наиболее сложно решаемых проблем системы здравоохранения — дефицит медицинских кадров и вопросы планирования численности кадровых ресурсов: продолжается отток среднего медицинского персонала из отрасли на фоне незначительного ежегодного прироста численности врачей в медицинских организациях в рамках полномочий Минздрава России, начиная с 2015 г. [18]. Так, в 2020 г. обеспеченность врачами в целом по стране составила 38,0 на 10 тыс. населения, или 557,3 тыс.физических лиц, что выше показателя предыдущего года на 0,4%, а обеспеченность средним медицинским персоналом в течение года уменьшилась на 0,6% и на конец года составила 85,3 на 10 тыс. населения, или 1251,3 тыс. человек.
В связи с пандемией особая необходимость возникла во врачах-инфекционистах, анестезиологах-реаниматологах, врачах санитарно-гигиенической группы, эпидемиологах, а также специалистах со средним медицинским образованием для осуществления работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения [9].
Определенные приказом Минздрава России от 19.03.20 №198н минимальные квалификационные требования для привлечения к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией врачей-специалистов по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации, позволили дополнительно привлечь лиц, имеющих медицинское образование, не работавших более 5 лет в отрасли; педагогических и научных работников, имеющих сертификат специалиста; определенные категории обучающихся (ординаторы и студенты старших курсов медицинских вузов и колледжей) по образовательным программам медицинского образования, при условии прохождения обучения профессиональным программам (не менее 36 часов) на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
Так, в течение 2020 г. выросла обеспеченность врачами-инфекционистами на 19,0%: с 0,42 на 10 тыс. населения в 2019 г. до 0,50 в 2020 г., или на 1182 человека; терапевтами всего — на 3,9%: с 5,1 на 10 тыс. населения до 5,3, или на 2329 человек, в том числе терапевтами участковыми — на 3,2%: с 3,11 на 10 тыс. населения до 3,21, или на 1165 человек; анестезиологами-реаниматологами — на 0,9%: с 2,17 на 10 тыс. населения до 2,19, или на 289 человек; эпидемиологами — на 4,2%: с 0,24 на 10 тыс. населения до 0,25, или на 173 человека; рентгенологами — на 0,8%: с 1,18 на 10 тыс. населения до 1,19, или на 203 человека; и снизилась обеспеченность врачами скорой медицинской помощи (на 5,6%) с 0,72 на 10 тыс. населения до 0,68, или на 578 человек.
В то же время выросла численность фельдшеров скорой медицинской помощи (на 0,8%) в течение 2020 г.: с 4,86 на 10 тыс. населения до 4,90, или на 674 человек, рентгенолаборантов — на 0,9%: с 2,24 на 10 тыс. населения до 2,26, или на 384 человека.
Помимо существующих проблем дефицита врачебного и среднего медицинского персонала отмечена острая нехватка младшего медицинского персонала, в связи с чем некоторыми исследователями предложено формировать кадровый резерв младшего медицинского персонала инфекционных стационаров во время эпидемии за счет студентов I—III курсов медицинских вузов и факультетов, а также студентов педагогических, психологических вузов и факультетов [19].
В помощь пациентам в сферу здравоохранения привлечены добровольцы (волонтеры), которые помогали в бесплатной доставке лекарственных и льготных рецептурных препаратов [19].
В связи с развитием и затяжным характером пандемии новой коронавирусной инфекции потребуется привлечение еще больших человеческих ресурсов в систему здравоохранения. Одновременно это определяет риск ухода из профессии медицинских работников в результате возросших нагрузок и профессионального выгорания на работе. Назначение дополнительных выплат послужило одной из мер по стимулированию медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь пациентам с COVID-19 [20]. В качестве одного из подходов к решению существующих кадровых проблем в системе здравоохранения ряд авторов предложили установить на федеральном уровне единые базовые оклады по основным квалификационным группам и льготы для них [19].
Таким образом, продолжающаяся пандемия на фоне появления новых штаммов SARS-CoV-2 в рамках сложившейся ситуации в стране обусловила потребность в значительных организационных и финансовых ресурсах, связанных как с минимизацией потерь в экономике, так и с изменением работы медицинских организаций, испытывающих повышенную нагрузку, в том числе в части перепрофилирования коечного фонда, оснащения стационаров дополнительным оборудованием, расходными материалами, обеспечения финансовой устойчивости в связи с изменением востребованности в объемах медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем пандемия COVID-19 еще раз доказала, что здравоохранение — это не сфера услуг, а стратегически важная отрасль, нуждающаяся в достаточном финансировании и развитии [17].
При этом необходимо отметить ключевую роль размещения медицинских организаций и их структурных подразделений в субъектах Российской Федерации. Рациональное территориальное планирование и следование его принципам позволяют обеспечить оказание медицинской помощи, в том числе в период таких вызовов как пандемия COVID-19.
Минздравом России подготовлена программа модернизации инфекционной службы, которая включает мероприятия по созданию системы многоуровневой лабораторной диагностики инфекционных болезней, модернизации инфраструктуры медицинских организаций, организации федерального научно-практического центра по инфекционным болезням, совершенствованию системы управления инфекционной службы, созданию порядка оплаты резервных мощностей и изменение подходов к строительству новых объектов здравоохранения [21]. Задача модернизации инфекционной службы как стратегической, готовой к возникновению любых эпидемических подъемов заболеваемости, появилась в результате реагирования системы здравоохранения страны на вызовы новой коронавирусной инфекции.
Заключение
Пандемия COVID-19 для здравоохранения Российской Федерации, как и многих развитых стран мира, с одной стороны, обнажила основные проблемы, а с другой стороны, определила и актуализировала задачи развития отрасли.
В 2020 г. в Российской Федерации зарегистрировано около 5 млн случаев COVID-19. Анализ заболеваемости новой коронавирусной инфекцией показал, что в 2020 г. каждый десятый зарегистрированный случай COVID-19 составлял случай носительства возбудителя. В структуре случаев COVID-19 основная доля приходилась на взрослое население, треть из которого составляли лица старше трудоспособного возраста, при этом в структуре госпитализированной заболеваемости последние занимали более половины случаев, а в структуре случаев носительства возбудителя на долю детского населения приходилось в 2 раза больше случаев, чем среди зарегистрированных случаев заболевания COVID-19.
Принятие в короткие сроки и постоянная актуализация нормативных документов по организации работы медицинских организаций в условиях новой коронавирусной инфекции, методических рекомендаций по ее профилактике и лечению определили мероприятия и деятельность системы здравоохранения страны в борьбе с пандемией COVID-19.
В условиях стремительного роста заболеваемости новой коронавирусной инфекцией Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 2020 г. обеспечило реализацию таких задач, как увеличение мощностей коечного фонда путем перепрофилирования стационаров и организации новых, укрепление их материально-технической базы, наращивание и подготовка кадровых ресурсов отрасли к работе в условиях пандемии COVID-19, активное использование телемедицинских технологий и развитие цифровизации отрасли, поиск и разработка средств специфической профилактики, определило мероприятия по развитию стратегической инфекционной службы и другие. Это сопровождалось снижением объемов потребления медицинской помощи, не связанной с COVID-19, как в амбулаторных условиях, так и в условиях стационара с уменьшением оборота койки и ростом госпитальной летальности по ряду профилей, снижением заболеваемости населения по обращаемости.
В настоящее время пандемия COVID-19 по-прежнему остается актуальной угрозой и требует мобилизации сил и средств в борьбе с ней и ее последствиями не только здравоохранения, но и других структур и служб страны, международных профессиональных сообществ, а также ответственного отношения каждого гражданина страны к собственному здоровью и соблюдению противоэпидемических мероприятий. Бесспорно, опыт борьбы с COVID-19 позволит повысить готовность страны к возможным будущим эпидемиям и пандемиям.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.В. Огрызко, О.В. Миргородская, А.В. Поликарпов; сбор и обработка материала — Е.А. Шелепова, Н.А. Голубев; статистический анализ данных — Е.В. Огрызко, О.В. Миргородская, Е.А. Шелепова; написание текста — О.В. Миргородская, Е.В. Огрызко; редактирование — Н.А. Голубев, А.В. Поликарпов.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/news/news/2020/01/2019-ncov-outbreak-is-an-emergency-of-international-concern Accessed February 04, 2022.
2По данным формы федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» за 2020 г.
3По данным формы Федерального статистического наблюдения №30 «Сведения о медицинской организации» за 2019 и 2020 гг.