История становления и развития санитарно-эпидемиологической службы страны началась в XIX столетии, что по времени совпало с отменой крепостного права, когда возникла необходимость реформировать отсталое и заброшенное помещиками местное хозяйство; надо было заново налаживать крестьянскую жизнь. Масса трудового народа потянулась в города на заработки, а в сезон посевной и уборки урожая возвращалась домой. С миграцией крестьян в уездах возникали вспышки различных инфекционных заболеваний, чему в немалой степени способствовало отсутствие знаний об элементарных правилах гигиены и условий для их выполнения у большинства сельского населения.
В начале 1864 г. император вынужден был утвердить Положение о земских (местных) учреждениях, которые и взяли на себя руководство хозяйственными делами: строительством дорог, школ, больниц, приютов, снабжением неимущего населения продовольствием, ведением статистического учета и многим другим. В результате этой реформы в уездах появились особые коллегиальные учреждения — врачебные советы, которые и руководили всей медициной. В их состав входили члены управы, все врачи уезда, попечители лечебниц и гласные. В декабре 1873 г. Московское губернское собрание постановило приступить к исследованию губернии в санитарном отношении, а в 1876 г. этим собранием был утвержден устав врачебного совета. Врачебный совет мог быть собран для рассмотрения и обсуждения различных вопросов, касающихся медицинской части и вообще состояния здоровья населения уезда. Секретарем этого совета был санитарный врач, должность которого утверждалась на основании решения того же собрания. Фактически санитарным врачом назначался один из земских врачей, на которого кроме всей лечебной работы возлагались обязанности «наблюдать за эпидемиями» и проводить весь комплекс противоэпидемических мероприятий [1]. Впоследствии были созданы сначала земские, а затем и городские санитарные организации, благодаря их деятельности нарабатывались инструкции и санитарные правила. Придавая им значение обязательных постановлений, местные власти шли навстречу желаниям земских врачей, так как те, пользуясь предоставленной им правительством властью, стремились заставить население уважать требования санитарной науки в интересах здоровья населения. Конечно, поводом для создания таких организаций служила бесконечная череда эпидемий, а окончание конкретной эпидемии — предлогом для их роспуска.
Важно, что задолго до создания санитарных организаций в царской России существовала система охраны здоровья в лице полицейского надзора. Со времен Екатерины II здоровье являлось третьим предметом заботы созданной ею полиции, которая должна была надзирать за безопасностью воздуха и всех водоисточников, за уборкой улиц, контролировать качество продуктов питания, следить за инфекционными болезнями. В последующие годы в России появилась медицинская полиция, которая действовала независимо от санитарных организаций и просуществовала до 1917 г. [2].
В приветственном адресе ветеранам санитарного дела, подписанном в том числе А.Н. Сысиным в феврале 1925 г. к 40-летию московской городской санитарной организации, говорится: «...Если вспомнить, что в прошлом в России правильная постановка городской санитарии, отвечающая духу общественности, являлась редким явлением, мы можем буквально по пальцам перечесть города, где городская санитария была поставлена в духе лучших поборников ее; мы можем вспомнить, как непрочно было положение городских санитарных организаций, как они разгромлялись так, что не могли возрождаться в течение многих лет...» [3]. Обоснованно считается, что «разгром» санитарных организаций тогда произошел по ряду причин: это Русско-Японская война 1905 г., революция 1905—1907 гг. и далее последовавший за ними кризис экономики. В городах и губерниях среди прочих пострадали и санитарные организации и, как следствие, санитарные врачи, благо, что они могли заняться лечебной практикой в отличие от современных врачей-гигиенистов.
В действительности становление стройной системы санитарно-эпидемиологической службы началось 100 лет назад, после выхода в 1922 г. правительственного декрета «О санитарных органах республики», который узаконил систему государственного санитарного надзора как новую организацию; само время диктовало тогда острую необходимость подготовки специалистов санитарного профиля, создание материальной базы, разработки научных вопросов специального характера. Этот декрет определил санитарных врачей как основных кадровых работников санитарного дела и легитимизировал должность санитарного врача, а начиная с 1930 г. в СССР созданы самостоятельные санитарно-гигиенические факультеты, где стали готовить «кадровых работников санитарного дела».
Первая мировая война, революция и Гражданская война привели Россию к проблеме острого дефицита врачебного персонала, поэтому новые власти увеличили набор студентов на действующие медицинские факультеты и открывали новые институты, куда, как правило, набирали абитуриентов пролетарского происхождения для подготовки врачей широкого профиля. На рубеже 20—30-х годов XX века прошла реформа медицинского образования. Санитарных врачей стали готовить за 3,5 года, а лечебных — за 4 года. Был в истории короткий период, когда всех врачей готовили за 3 года, но с 1934 г. на всех факультетах врачей стали обучать в течение 5 лет со специализацией на последнем курсе. Через 10 лет по постановлению Совнаркома СССР начался переход медвузов на шестилетний срок обучения педиатров, лечебных и санитарных врачей. Следует отметить, что с первых лет Советской власти высшее медицинское образование находилось в ведении Наркомпроса России, а в середине 30-х годов было передано Наркомздраву, впоследствии — Минздраву СССР.
В своей книге «Санитарный щит страны» (1973) акад. П.Н. Бургасов охарактеризовал основные аспекты деятельности санитарно-эпидемиологической службы в советский период, выполняющей функции санитарного щита СССР. Главный санитарный врач страны убедительно показал, что этому способствовала постоянная забота и понимание государства, что укрепление материально-технической базы санитарно-эпидемиологических станций, увеличение числа врачей и средних медицинских работников, улучшение их профессиональной подготовки, развитие научного потенциала (тогда в СССР функционировали 78 НИИ гигиенического и эпидемиологического профиля) и многое другое содействовало решению главной задачи — сохранению и укреплению здоровья населения огромной страны [4].
Цель данной статьи — показать уровень государственной политики в вопросах профессиональной подготовки санитарных врачей в постсоветский период деятельности санитарно-эпидемиологической службы; дать оценку соответствия заявленных образовательным стандартом компетенций фактическим направлениям ее деятельности.
Проведен сравнительный анализ нормативно-правовой документации, включающей федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы Минобрнауки России, Минздрава России, регулирующие образовательный процесс подготовки кадров медико-профилактического дела. Предметом анализа выступил критерий согласованности механизмов и условий осуществления образовательной деятельности. В работе использованы сведения из государственных докладов «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ», информационные материалы из статистических и аналитических сборников санитарно-эпидемиологической службы России, а также статистические данные Росстата.
К началу 90-х годов прошлого столетия сложилась стройная сеть учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы, соответственно которой все эти годы складывалась в принципе неизменная система подготовки кадров. Однако произошедшие кардинальные перемены в политической, социальной, экономической и других сферах вызвали необходимость проведения модернизации всей системы образования в России. Настоящая революция в образовании произошла в связи с широким внедрением IT-технологий, что обусловило потребность в соответствующей подготовке всех работников службы. В 1992 г. в России был принят закон «Об образовании», именно тогда в сфере подготовки специалистов высшего профессионального образования возникло понятие «образовательный стандарт», но, как и все новое, он постоянно подвергался корректировке. Частые изменения и поправки в подходах к стандартизации образования вызывали сопротивление в педагогической среде, которое порой доходило до забастовок и акций протеста. Образовательные стандарты существовали недолго, до 1999 г., параллельно нарабатывались отдельные компоненты государственных образовательных стандартов (ГОС). Не вдаваясь в историю вопроса, отметим лишь, что к настоящему времени разработчики выделяют уже 4 этапа их развития [5, 6]. С изменениями в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2009) начался период стандартов нового поколения — они стали федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Впервые в них заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), выраженным в форме компетенций. Безусловно, компетентностный подход для российской высшей школы не является принципиально новым — идет постоянный процесс закономерного развития так называемого системно-деятельностного подхода к наработке квалификационных требований будущих профессионалов [7]. Причем ответственность за разработку проектов стандартов высшего образования и вносимых в указанные стандарты изменений Правительство возложило на Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
В 2010 г. приказом Минобрнауки России введен в действие ФГОС нового поколения1. Тогда же было заявлено, что и система высшего профессионального образования врачей-специалистов санитарного дела переходит на этот стандарт (ФГОС ВПО), построенный на методологии компетентностного подхода. Понятие компетенции включает две равнозначные составляющие. Это конкретные знания, умения, навыки, полученные и освоенные в процессе образования, а также способность успешно применять накопленный теоретический потенциал на практике при решении конкретных задач, независимо от личного опыта и широты области действия. Данный стандарт предусматривал подготовку студентов по разным видам профессиональной деятельности, таким как профессиональная деятельность профилактическая; диагностическая; лечебная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; психолого-педагогическая, гигиеническое воспитание.
Контрольно-надзорная функция в сфере защиты прав потребителей распространяется только на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), чем не обременены Межрегиональные управления Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА) и сохраненные в прежнем виде Центры госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) силовых ведомств: Министерства обороны, МВД, Федеральной службы исполнения наказаний, Управления делами Президента Российской Федерации и др. По окончании обучения выпускнику вуза присваивалось специальное звание врача. Однако с мая 2012 г. указом Президента Российской Федерации Роспотребнадзор выведен из подчинения Минздрава России и теперь не относится к практическому здравоохранению.
В январе 2017 г. вышел новый приказ Минобрнауки России — №21 «Об утверждении ФГОС высшего образования по специальности Медико-профилактическое дело»2. Выпускники, как и по прежней версии стандарта, могли трудиться в сфере образования и науки, в области здравоохранения (в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, профилактической медицины). Неясно одно — каким образом защита прав потребителей стала относиться к области здравоохранения? В новой редакции стандарта произошло объединение профессиональных компетенций (ПК) в профилактической, диагностической и лечебной деятельности в группу компетенций под общим названием «медицинская деятельность». В дипломах выпускников взамен записи «Присвоена квалификация врач по специальности Медико-профилактическое дело» или просто «врач» появилась запись «Присвоена квалификация врач по общей гигиене, по эпидемиологии». Через полгода вышел новый приказ — №5523, в нем общекультурные компетенции заменены универсальными (УК), внутри которых появились новые категории: самоорганизация и саморазвитие; безопасность жизнедеятельности; гражданская позиция. Здесь же произошло переименование 27 профессиональных компетенций в 12 универсальных. Появились и новые категории общепрофессиональных компетенций: это управление рисками здоровью населения, донозологическая диагностика заболеваний и менеджмент качества профессиональной деятельности; в результате с 2010 г. в 2 раза сократилось количество категорий (групп) компетенций.
Заметим, что, согласно последней редакции ФГОС4, в программе специалитета только общепрофессиональная компетенция (ОПК-3) ставит задачу врачу по общей гигиене, больше слово «врач» в стандарте не упоминается, полностью исключается понятие «медицинская деятельность».
В 2003 г. руководство Федерального ЦГСЭН предлагало изменить соотношение часов, выделенных для общемедицинской и специальной профессиональной подготовки студентов медико-профилактических факультетов (МПФ). Не без основания считалось, что на подготовку будущих специалистов по медико-профилактическим дисциплинам отведено недостаточное количество часов — всего 1298 ч, а на лечебном факультете клиническим дисциплинам уделялось 4045 ч, и особенно обделенной выглядела эпидемиология как учебная дисциплина. Несмотря на то что факультеты выпускали врача-гигиениста-эпидемиолога, на преподавание гигиены (6 специальностей: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, труда, питания, радиационная, общая гигиена без социальной гигиены) отводилось 970 ч, в то время как на преподавание эпидемиологии — только 237 ч [8].
Как следует из табл. 1, изменения произошли в ФГОС ВПО в сторону увеличения часов, отведенных на преподавание основных медико-профилактических дисциплин. Существенные коррективы в этом направлении внес Сеченовский университет, увеличив по сравнению с рекомендованным ФУМО количество зачетных единиц. Это видно по увеличению часов на преподавание эпидемиологии в учебном плане на 2021—2027 гг., впрочем, как и в предыдущие годы, количество зачетных единиц остается неизменным, по крайней мере с 2016 г.
Таблица 1. Трудоемкость медико-профилактических дисциплин в стандартах разных лет по специальности «медико-профилактическое дело»
Дисциплины | ГОС ВПО | ФГОС ВПО | Образовательная программа1 ФУМО | Сеченовский университет. Учебный план2 | |
трудоемкость дисциплин | |||||
годы | |||||
2000 | 2010 | 2019 | 2016—2022 | 2021—2027 | |
часы | (зачетные единицы/часы) | ||||
Эпидемиология | 269 | 15,0 | 15,0 | 21,0 | 21,0/630 |
Общая гигиена | 213 | 8,25 | 8 | 9 | 9/270 |
Коммунальная гигиена | 324 | 9,75 | 10 | 12 | 12/360 |
Гигиена труда | 324 | 9,75 | 10 | 12 | 12/360 |
Гигиена питания | 273 | 9,75 | 10 | 12 | 12/360 |
Гигиена детей и подростков | 219 | 9,0 | 9 | 12 | 12/360 |
Радиационная гигиена | 102 | 3,75 | 5 | 6 | 6/180 |
Военная гигиена | — | — | 3 | — | — |
Всего по разделу | 1724 | 65,25 | 70 | 84 | 84/520 |
Примечание. ФУМО — федеральное учебно-методическое объединение; ГОС ВПО — государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
1Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в сфере высшего образования по УГСН 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина. Примерная основная образовательная программа. 2019 г. Ссылка активна на 04.02.22.
Ссылка активна на 04.02.22.
Очевидно, что компетентностный подход предусматривает соответствие целевых компетенций ФГОС требованиям заказчика образовательных услуг и потенциального работодателя, и такие часто меняющиеся изменения в государственном стандарте не могли оставить равнодушными ни преподавателей вузов, ни работодателей. Поэтому вокруг этой проблемы в 2017 г. на круглом столе XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей развернулась острая дискуссия по вопросу подготовки выпускников МПФ. Безусловно, съезд гигиенистов — это значительное событие для всей санитарной службы страны. Именно в рамках данного мероприятия предполагалось подведение итогов предыдущих 5 лет работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и определение задач на перспективу. В обсуждении заявленной темы приняли участие ректоры высших учебных заведений, деканы МПФ, видные гигиенисты страны. К сожалению, участники совещания не получили ответа на вопросы, какое количество специалистов данного профиля государство как заказчик образовательных услуг видит в надзоре, в профилактической или научной деятельности.
Такие вопросы возникали неслучайно, ведь за годы реформ в постсоветской России санитарно-эпидемиологическая служба, как и все отечественное здравоохранение, подверглась значительному сокращению как в кадровом потенциале, так и в количестве самих ее учреждений. Например, с 1995 по 2014 г. уменьшилось количество больничных коек, под ликвидацию попали фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Теперь, по словам специалистов, для полного охвата сельских населенных пунктов медицинскими организациями необходимо открыть еще 17,5 тыс. ФАП [9]. Произошедшее ранее их сокращение в Минздраве России связывали с развитием технологий, доступных в поликлинических условиях, а отсюда и с необязательным помещением пациентов в стационары [10]. Но пострадали жители отдаленных от райцентров поселений, в которых практически прекратилось оказание первичной медико-санитарной помощи. После признания оптимизации здравоохранения неудачной в регионах с 2018 г. по поручению президента начались работы по восстановлению ранее утраченных ФАП и врачебных амбулаторий на селе.
Некоторые итоги оптимизации первичного звена здравоохранения можно наблюдать на примере данных Росстата5, откуда следует, что число больничных коек в России сократилось почти в 2 раза: с 2037,6 тыс. в 1990 г. до 1124 тыс. в 2019 г., а количество поликлинических учреждений к началу периода оптимизации в 2010 г. сократилось на 28%, затем постепенно восстановилось до прежнего уровня.
Следует отметить, что с 2004 г. санитарно-эпидемиологическая служба реформирована и переименована в Роспотребнадзор (РПН), а с середины 2005 г. в ней произошли существенные структурные преобразования: ЦГСЭН на местах разделились на территориальные отделы Роспотребнадзора и филиалы Центров гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ). Динамику этих преобразований можно проследить по данным государственных докладов «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» (табл. 2).
Таблица 2. Состояние учреждений санитарно-эпидемиологической службы России
Учреждения | Годы | |||
2005 | 2006 | 2010 | 2020 | |
Управления РПН по субъектам | 90 | 89 | 84 | 85 |
Территориальные отделы | 643 | 667 | 710 | 611 |
РПН всего: | 733 | 756 | 794 | 696 |
ФБУЗ ЦГиЭ | 90 | 90 | 85 | 86 |
Филиалы ФБУЗ ЦГиЭ | 1123 | 993 | 825 | 650 |
ФБУЗ ЦГиЭ всего | 1213 | 1083 | 910 | 736 |
Примечание. РПН — Роспотребнадзор; ФБУЗ ЦГиЭ — федеральные бюджетные учреждения здравоохранения центры гигиены и эпидемиологии.
Федеральный ЦГСЭН до 2004 г. регулярно издавал информационные сборники материалов о состоянии сети, структуре, штатах и кадрах службы. Эти данные убедительно показывают, как за 20 лет резко сокращено количество учреждений санитарно-эпидемиологической службы России. К сожалению, начиная с 2011 г. в государственных докладах информация о сети, структуре, штатах и кадрах больше не приводится.
В результате реформирования службы многие районы и города в Российской Федерации остались без учреждений санэпиднадзора, сократилась и штатная численность персонала; так, в 1996 г. здесь трудились 200,2 тыс., в 1999 г. — 190,8 тыс., в 2002 г. — 177,9 тыс., к 2004 г. в службе занято 120 тыс. человек. Если в 2011 г. предельная численность государственных гражданских служащих Роспотребнадзора составляла 21 214 единиц, то в 2013 г. эта цифра равнялась 16 865 единицам6. К 2020 г. численность сотрудников, обеспечивающих надзорные функции в Роспотребнадзоре, приблизилась к цифре 16 тыс., а в региональных Центрах гигиены и эпидемиологии и их филиалах на местах остались только 49 тыс. человек [11—14]. При этом на службу Роспотребнадзора с 2005 г. дополнительно возложена функция по контролю за исполнением закона «О защите прав потребителей». Из года в год возрастает число составов Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) за нарушение санитарного законодательства и в сфере защиты прав потребителей, рекомендованных к применению в практике работы Роспотребнадзора: в 1996 г. — 11; в 2006 г. — 22; в 2012 г. — 74; а к настоящему времени — 125. Таким образом, постоянное сокращение штатной численности сотрудников Роспотребнадзора сопровождается непрерывными требованиями законодателя по усилению его надзорных функций.
Настало время окончательно определиться с понятиями «контроль» и «надзор». Впервые эти понятия стали обозначаться как синонимы с 2001 г., с выходом Федерального закона ФЗ-132 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В 2004 г. вышел Указ Президента Российской Федерации №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым, как и в названом законе, понятия «надзор» и «контроль» не разделены. В статье 51 закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»7 говорится, что при проведении проверок и мероприятий по контролю на главных государственных санитарных врачей и их заместителей возложена обязанность соблюдать законодательство. Какие же проверки проводит Роспотребнадзор — по «контролю» или по «надзору», если в законе обозначен санитарно-карантинный, производственный и радиационный контроль, а во всех других случаях говорится о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре? Однозначный ответ можно найти в учебном пособии для студентов юридических вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция», в программе курса «Административное право в РФ» [15]. Сходство и различие понятий «контроль» и «надзор» можно представить в виде схемы (табл. 3).
Таблица 3. Схема сходства и различия понятий контроль и надзор
Контроль | Надзор |
Контроль — система наблюдения над деятельностью подконтрольных объектов | Надзор — проверка соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности |
Цель: выявление соответствия деятельности предписанным нормам права, оценка их рациональности и эффективности | Цель: исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов |
В отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления | В отношении неподконтрольных субъектов |
Процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно | Процедуры осуществляется выборочно. Надзор не может и не должен быть текущим |
Ответственность дисциплинарная | Ответственность юридическая |
В настоящее время Правительством РФ в Государственную думу внесен проект изменений в Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где четвертый абзац статьи 2 существенно меняет смысл федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, здесь вместо слова «надзор» предлагается «контроль», а слово «надзор» заключено в скобки8. В соответствии с этим необходимо законодательно дать четкие разъяснения этих понятий.
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профессиональной подготовки санитарных врачей, свидетельствует о профилактической направленности подготовки будущих специалистов. Вместе с тем в последней редакции ФГОС, в программе специалитета медико-профилактического дела, исключено словосочетание «медицинская деятельность»; слово «врач» упоминается только 1 раз; по 3 раза встречаются производные от слов «гигиена», «санитария» и «эпидемия».
Так случилось, что специалисты санитарно-эпидемиологической службы, являвшейся в недалеком прошлом авангардом профилактического направления медицины, сегодня оказались в числе вымываемых профессий и в рейтинге специальностей занимают 199-е место. Падению престижа специальности способствовало слепое подражание Западу; благодаря экономическим советникам в правительстве в постсоветской России считалось нецелесообразным содержание санитарно-эпидемиологической службы в том виде, в каком она была представлена в СССР. Произошел преднамеренный разворот деятельности службы от врачебной практики, направленной на укрепление и сохранение здоровья населения, в сторону усиления контрольно-надзорных функций. Государство сняло с себя часть обязанностей в области здравоохранения, перераспределив ответственность между различными уровнями власти и передав некоторые функций частному здравоохранению и бизнесу. Продолжающая второй год эпидемия новой коронавирусной инфекции показала, что медицинская наука и отечественное здравоохранение напрасно отнесены экономистами к непроизводительной сфере; жизнь подтвердила несостоятельность этого тезиса — экономия на их содержании негативно отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества, причинив ему колоссальный материальный и моральный ущерб и унеся жизни сотен тысяч людей.
Если в годы советской власти одним из важных разделов здравоохранения являлось санитарное просвещение, то в настоящее время эта работа оказалась практически полностью заброшена. В многообразных СМИ выступают врачи различных лечебных специальностей, биологи, вирусологи, политологи, радио- и телеведущие, артисты и другие публичные деятели, но мы почти не видим в качестве пропагандистов медицинской грамотности среди населения врачей-эпидемиологов, которые призваны проводить очаговое и популяционное эпидемиологические исследования, осуществлять эпидемиологический анализ, разрабатывать противоэпидемические мероприятия. Природа не любит пустот, так и в информационном пространстве в отсутствие веского слова эпидемиолога пустотой не преминули воспользоваться, и уже давно, так называемые антиваксеры, посеяв недоверие к вакцинации у множества россиян.
Заключение
В проекте изменений закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в статье 46 «Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора», предлагается заменить эту формулировку следующей: «Организация системы государственной санитарно-эпидемиологической службы». Несомненно, такое название обязательно должно привести к коренным изменениям деятельности всей службы профилактики.
Остается надеяться на заявления руководителей страны, которые признают необходимость модернизации санитарно-эпидемиологической службы, о чем говорил Президент Российской Федерации в ходе большой пресс-конференции 17 декабря 2020 г., а вслед за ним и Председатель Правительства на заседании президиума координационного совета по борьбе с COVID-19. Но по опыту прошлых лет есть серьезные опасения, что всякая реформа, модернизация или оптимизация неизбежно приводит к уменьшению количества учреждений санитарно-эпидемиологической службы, а затем и к сокращению числа работающих в них санитарных врачей, эпидемиологов, их помощников и других специалистов, а этого нельзя допустить, надо продолжать готовить кадры будущего.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1Приказ Минобрнауки России от 12.08.10 №847 (ред. от 31.05.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист»)».
2Приказ Минобрнауки России от 16 января 2017 г. №21 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело (уровень специалитета)».
3Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2017 г. №552 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело».
4Приказ Минобрнауки России от 08.02.21 №84 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования — специалитет по специальностям» (зарегистрирован 12.03.21 за №62736).
5https://rosinfostat.ru/zdravoohranenie. Ссылка активна на 04.02.22.
6Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.13 №137 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».
7Федеральный закон от 30.03.99 «52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
8https://regulation.gov.ru/projects#npa=121625. Ссылка активна на 04.02.22.