Каштанов А.Д.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Молоток Е.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» Минобрнауки России

Яворовский А.Г.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Алиев В.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Галата А.А.

ГБУЗ города Москвы «Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы»

Васильев Ю.Л.

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет)

Волель Б.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет);
ФГБУ «Научный центр психического здоровья»

Кытько О.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Выжигина М.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Обзор приложений для обучения первой помощи и сердечно-легочной реанимации

Авторы:

Каштанов А.Д., Молоток Е.В., Яворовский А.Г., Алиев В.А., Галата А.А., Васильев Ю.Л., Волель Б.А., Кытько О.В., Выжигина М.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1354 раза


Как цитировать:

Каштанов А.Д., Молоток Е.В., Яворовский А.Г., и др. Обзор приложений для обучения первой помощи и сердечно-легочной реанимации. Анестезиология и реаниматология. 2024;(6):89‑103.
Kashtanov AD, Molotok EV, Yavorovskiy AG, et al. App-based first aid learning: what applications do we have now$1 Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2024;(6):89‑103. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202406189

Рекомендуем статьи по данной теме:

Литература / References:

  1. Биркун А.А., Дежурный Л.И. Внегоспитальная остановка сердца: масштаб проблемы и пути ее минимизации в России. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021;(1):1407-1424.
  2. Биркун А.А., Фролова Л.П., Буглак Г.Н. Внегоспитальная остановка сердца: оценка статуса проблемы и определение приоритетных направлений усовершенствования оказания помощи по данным Крымского регистра за 2020-2022 гг. Российский кардиологический журнал. 2023;29:5530. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2024-5530
  3. Восканян Ю.Е. Эпидемиология медицинских ошибок и инцидентов в неотложной медицине. Журнал им. Н.В. Склифосовского. Неотложная медицинская помощь. 2022;11(2):301-316.  https://doi.org/10.23934/2223-9022-2022-11-2-301-316
  4. Gräsner J-T, Herlitz J, Tjelmeland IBM, Wnent J, Masterson S, Lilja G, Bein B, Böttiger BW, Rosell-Ortiz F, Nolan JP, Bossaert L, Perkins GD. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Epidemiology of cardiac arrest in Europe. Resuscitation. 2021;161:61-79.  https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2021.02.007
  5. Myat A, Song KJ, Rea T. Out-of-hospital cardiac arrest: current concepts. The Lancet. 2018;391:970-979.  https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)30472-0
  6. Liu N, Liu M, Chen X, Ning Y, Lee JW, Siddiqui FJ, Saffari SE, Ho AFW, Shin SD, Ma MH, Tanaka H, Ong MEH; PAROS Clinical Research Network Investigators. Development and validation of an interpretable prehospital return of spontaneous circulation (P-ROSC) score for patients with out-of-hospital cardiac arrest using machine learning: A retrospective study. 2022;48:101422. https://doi.org/10.1016/j.eclinm.2022.101422
  7. Gräsner JT, Meybohm P, Lefering R, Wnent J, Bahr J, Messelken M, Jantzen T, Franz R, Scholz J, Schleppers A, Böttiger BW, Bein B, Fischer M; German Resuscitation Registry Study Group. ROSC after cardiac arrest — the RACA score to predict outcome after out-of-hospital cardiac arrest. European Heart Journal of Cardiovascular Imaging. 2011;32:1649-1656. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehr107
  8. You Y, Park JS, Min JH, Jeong W, Ahn HJ, In YN, Jeon SY, Lee JK, Kang C. Blood-brain barrier permeability for the first 24 hours in hypoxic-ischemic brain injury following cardiac arrest. Resuscitation. 2024:110150. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2024.110150
  9. Schroeder DC, Semeraro F, Greif R, Bray J, Morley P, Parr M, Kondo Nakagawa N, Iwami T, Finke SR, Malta Hansen C, Lockey A, Del Rios M, Bhanji F, Sasson C, Schexnayder SM, Scquizzato T, Wetsch WA, Böttiger BW; International Liaison Committee on Resuscitation. KIDS SAVE LIVES: Basic Life Support Education for Schoolchildren: A Narrative Review and Scientific Statement from the International Liaison Committee on Resuscitation. Circulation. 2023;147(24):1854-1868. https://doi.org/10.1161/CIR.0000000000001128
  10. Rhee BY, Kim B, Lee YH. Effects of Prehospital Factors on Survival of Out-Of-Hospital Cardiac Arrest Patients: Age-Dependent Patterns. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(15):5481. https://doi.org/10.3390/IJERPH17155481
  11. Ong MEH, Perkins GD, Cariou A. Out-of-hospital cardiac arrest: prehospital management. The Lancet. 2018;391:980-988.  https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)30316-7
  12. Luo J, Zheng K, Hong W. Public first aid education model design study based on user experience. Frontiers in Public Health. 2023;11:1286250. https://doi.org/10.3389/fpubh.2023.1286250
  13. Issleib M, Kromer A, Pinnschmidt HO, Süss-Havemann C, Kubitz JC. Virtual reality as a teaching method for resuscitation training in undergraduate first year medical students: a randomized controlled trial. Scandinavian Journal of Trauma, Resuscitation and Emergency Medicine. 2021;29(1):27.  https://doi.org/10.1186/s13049-021-00836-y
  14. Heard CL, Pearce JM, Rogers MB. Mapping the public first-aid training landscape: a scoping review. Disasters. 2020;44(1):205-228.  https://doi.org/10.1111/disa.12406
  15. Chaudhary GP, Sah K, Malla J, Das N, Chaudhary S, Chaudhary I, Pandey J. Knowledge regarding Basic Life Support among Health Care Workers of the Hospital of Nepal. Journal of Healthcare Engineering. 2023;2023:9936114. https://doi.org/10.1155/2023/9936114
  16. Dick-Smith F, Power T, Martinez-Maldonado R, Elliott D. Basic Life Support Training for undergraduate nursing students: An integrative review. Nurse Education in Practice. 2021;50:10295. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2020.102957
  17. Alhejaili A, Alghamdi R, Al-Dubai SR. Knowledge and attitude of basic life support skills among female school teacher in Al-Madinah, Saudi Arabia. Journal of Family Medicine and Primary Care. 2020;9:2281. https://doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_320_20
  18. Mekonnen CK, Muhye AB. Basic life support knowledge and its associated factors among a non-medical population in Gondar town, Ethiopia. Open Access Emergency Medicine. 2020;12:323-231.  https://doi.org/10.2147/OAEM.S274437
  19. Aranda-García S, Herrera-Pedroviejo E, Abelairas-Gómez C. Basic life-support learning in undergraduate students of sports sciences: Efficacy of 150 minutes of training and retention after eight months. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16(23):4771. https://doi.org/10.3390/ijerph16234771
  20. Priftanji D, Cawley MJ, Finn LA, Hollands JM, Morel DW, Siemianowski LA, Bingham AL. Performance and retention of basic life support skills improve with a peer-led training program. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2018;10:744-749.  https://doi.org/10.1016/j.cptl.2018.03.006
  21. Robak O, Kulnig J, Sterz F, Uray T, Haugk M, Kliegel A, Holzer M, Herkner H, Laggner AN, Domanovits H. CPR in medical schools: learning by teaching BLS to sudden cardiac death survivors — a promising strategy for medical students? BMC Medical Education. 2006;6:27.  https://doi.org/10.1186/1472-6920-6-27
  22. Bylow H, Karlsson T, Lepp M, Claesson A, Lindqvist J, Herlitz J. Effectiveness of web-based education in addition to basic life support learning activities: A cluster randomised controlled trial. PLoS One. 2019;14:e0219341. PMID: 31295275; PMCID: PMC6622500. https://doi.org/10.1371/JOURNAL.PONE.0219341
  23. Varela-Casal C, Abelairas-Gomez C, Otero-Agra M, Barcala-Furelos R, Rodriguez-Nunez A, Greif R. Teaching basic life support to 5- To 8-year-old children: A cluster randomized trial. Pediatrics. 2021;148:2021051408. https://doi.org/10.1542/PEDS.2021-051408
  24. Fijačko N, Masterson Creber R, Gosak L, Štiglic G, Egan D, Chaka B, Debeljak N, Strnad M, Skok P. Evaluating Quality, Usability, Evidence-Based Content, and Gamification Features in Mobile Learning Apps Designed to Teach Children Basic Life Support: Systematic Search in App Stores and Content Analysis. JMIR mHealth and uHealth. 2021;9(7):e25437. PMID: 34283034; PMCID: PMC8335615. https://doi.org/10.2196/25437
  25. Bangor A, Kortum PT, Miller JT. An Empirical Evaluation of the System Usability Scale. International Journal of Human-Computer Interaction. 2008;24(6):574-594.  https://doi.org/10.1080/10447310802205776
  26. Stoyanov SR, Hides L, Kavanagh DJ, Wilson H. Development and Validation of the User Version of the Mobile Application Rating Scale (uMARS). JMIR mHealth and uHealth. 2016;4(2):e72.  https://doi.org/10.2196/MHEALTH.5849
  27. Jebb AT, Ng V, Tay L. A Review of Key Likert Scale Development Advances: 1995-2019. Frontiers in Psychology. 2021;12:637547. https://doi.org/10.3389/FPSYG.2021.637547
  28. Ruiz JG, Mintzer MJ, Leipzig RM. The impact of E-learning in medical education. Academic Medicine. 2006;81(3):207-212.  https://doi.org/10.1097/00001888-200603000-00002
  29. Seidlein A-H, Bettin H, Franikowski P, Salloch S. Gamified E-learning in medical terminology: the TERMInator tool. BMC Medical Education. 2020;20:284.  https://doi.org/10.1186/s12909-020-02204-3
  30. Dwi Lactona I. Efficacy and knowledge of conducting CPR through online learning during the COVID-19 pandemic: A literature review. Journal of Public Health Research. 2021;10:2208.
  31. Khan J, Baatjes KJ, Layman-Lemphane JI, Correia J. Online anatomy education during the Covid-19 pandemic: Opinions of medical, speech therapy, and BSc Anatomy students. Anatomical Sciences Education. 2023;16(5):892-906.  https://doi.org/10.1002/ASE.2271
  32. Kumar Saurabh M, Patel T, Bhabhor P, Patel P, Kumar S. Students’ Perception on Online Teaching and Learning during COVID-19 Pandemic in Medical Education. Maedica — A Journal of Clinical Medicine. 2021;16(3):439-444.  https://doi.org/10.26574/maedica.2021.16.3.439
  33. Thorne CJ, Lockey AS, Kimani PK, Bullock I, Hampshire S, Begum-Ali S, Perkins GD; Advanced Life Support Subcommittee of the Resuscitation Council (UK). e-Learning in Advanced Life Support-What factors influence assessment outcome? Resuscitation. 2017;114:83-91.  https://doi.org/10.1016/J.RESUSCITATION.2017.02.014
  34. Yeung J, Djarv T, Hsieh MJ, Sawyer T, Lockey A, Finn J, Greif R; Education, Implementation and Team Task Force and Neonatal Life Support Task Force of the International Liaison Committee on Resuscitation (ILCOR). Spaced learning versus massed learning in resuscitation — A systematic review. Resuscitation. 2020;156:61-71.  https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2020.08.132
  35. van Gaalen AEJ, Brouwer J, Schönrock-Adema J, Bouwkamp-Timmer T, Jaarsma ADC, Georgiadis JR. Gamification of health professions education: a systematic review. Advances in Health Sciences Education. 2021; 26(2):683-711.  https://doi.org/10.1007/s10459-020-10000-3
  36. Olasveengen TM, Semeraro F, Ristagno G, Castren M, Handley A, Kuzovlev A, Monsieurs KG, Raffay V, Smyth M, Soar J, Svavarsdottir H, Perkins GD. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Basic Life Support. Resuscitation. 2021;161:98-114.  https://doi.org/10.1016/J.RESUSCITATION.2021.02.009
  37. New Zealand Resuscitation Council. Public Safety & Aquatic Rescue Training Manual. 35th ed. 2020.
  38. Metelmann B, Metelmann C, Schuffert L, Hahnenkamp K, Brinkrolf P. Medical Correctness and User Friendliness of Available Apps for Cardiopulmonary Resuscitation: Systematic Search Combined with Guideline Adherence and Usability Evaluation. JMIR mHealth and uHealth. 2018;6:e190. https://doi.org/10.2196/mhealth.9651
  39. Nord A, Svensson L, Hult H, Kreitz-Sandberg S, Nilsson L. Effect of mobile application-based versus DVD-based CPR training on students’ practical CPR skills and willingness to act: a cluster randomised study. BMJ Open. 2016;6:e010717. https://doi.org/10.1136/BMJOPEN-2015-010717
  40. Jorge-Soto C, Abelairas-Gómez C, Barcala-Furelos R, Garrido-Viñas A, Navarro-Patón R, Muiño-Piñeiro M, Díaz-Pereira MP, Rodríguez-Núñez A. Automated external defibrillation skills by naive schoolchildren. Resuscitation. 2016;106:37-41.  https://doi.org/10.1016/J.RESUSCITATION.2016.06.007
  41. Wyckoff MH, Singletary EM, Soar J, Olasveengen TM, Greif R, Liley HG, Zideman D, Bhanji F, Andersen LW, Avis SR, Aziz K, Bendall JC, Berry DC, Borra V, Böttiger BW, Bradley R, Bray JE, Breckwoldt J, Carlson JN, Cassan P, Castrén M, Chang WT, Charlton NP, Cheng A, Chung SP, Considine J, Costa-Nobre DT, Couper K, Dainty KN, Davis PG, de Almeida MF, de Caen AR, de Paiva EF, Deakin CD, Djärv T, Douma MJ, Drennan IR, Duff JP, Eastwood KJ, El-Naggar W, Epstein JL, Escalante R, Fabres JG, Fawke J, Finn JC, Foglia EE, Folke F, Freeman K, Gilfoyle E, Goolsby CA, Grove A, Guinsburg R, Hatanaka T, Hazinski MF, Heriot GS, Hirsch KG, Holmberg MJ, Hosono S, Hsieh MJ, Hung KKC, Hsu CH, Ikeyama T, Isayama T, Kapadia VS, Kawakami MD, Kim HS, Kloeck DA, Kudenchuk PJ, Lagina AT, Lauridsen KG, Lavonas EJ, Lockey AS, Malta Hansen C, Markenson D, Matsuyama T, McKinlay CJD, Mehrabian A, Merchant RM, Meyran D, Morley PT, Morrison LJ, Nation KJ, Nemeth M, Neumar RW, Nicholson T, Niermeyer S, Nikolaou N, Nishiyama C, O’Neil BJ, Orkin AM, Osemeke O, Parr MJ, Patocka C, Pellegrino JL, Perkins GD, Perlman JM, Rabi Y, Reynolds JC, Ristagno G, Roehr CC, Sakamoto T, Sandroni C, Sawyer T, Schmölzer GM, Schnaubelt S, Semeraro F, Skrifvars MB, Smith CM, Smyth MA, Soll RF, Sugiura T, Taylor-Phillips S, Trevisanuto D, Vaillancourt C, Wang TL, Weiner GM, Welsford M, Wigginton J, Wyllie JP, Yeung J, Nolan JP, Berg KM; Collaborators. 2021 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science With Treatment Recommendations: Summary from the Basic Life Support; Advanced Life Support; Neonatal Life Support; Education, Implementation, and Teams; First Aid Task Forces; and the COVID-19 Working Group. Circulation. 2022;145:E645-721.  https://doi.org/10.1161/CIR.0000000000001017
  42. Amin S, Achenbach SJ, Atkinson EJ, Khosla S, Melton LJ. Trends in fracture incidence: a population-based study over 20 years. Journal of Bone and Mineral Research. 2014;29(3):581-589.  https://doi.org/10.1002/JBMR.2072
  43. Nielsen K, Nielsen F, Rasmussen S. Injuries following accidents with electric scooters. Danish Medical Journal. 2021;68:A09200697.
  44. Kalz M, Lenssen N, Felzen M, Rossaint R, Tabuenca B, Specht M, Skorning M. Smartphone Apps for Cardiopulmonary Resuscitation Training and Real Incident Support: A Mixed-Methods Evaluation Study. Journal of Medical Internet Research. 2014;16(3):e89.  https://doi.org/10.2196/jmir.2951
  45. Otero-Agra M, Barcala-Furelos R, Besada-Saavedra I, Peixoto-Pino L, Martínez-Isasi S, Rodríguez-Núñez A. Let the kids play: gamification as a CPR training methodology in secondary school students. A quasi-experimental manikin simulation study. Emergency Medicine Journal. 2019;36:653-659.  https://doi.org/10.1136/emermed-2018-208108
  46. Donoghue A, Sawyer T, Olaussen A, Greif R, Toft L. Gamified learning for resuscitation education: A systematic review. Resuscitation Plus. 2024;18: 100640. https://doi.org/10.1016/j.resplu.2024.100640
  47. Semeraro F, Frisoli A, Loconsole C, Mastronicola N, Stroppa F, Ristagno G, Scapigliati A, Marchetti L, Cerchiari E. Kids (learn how to) save lives in the school with the serious game Relive. Resuscitation. 2017;116:27-32.  https://doi.org/10.1016/J.RESUSCITATION.2017.04.038
  48. Cheng A, Fijacko N, Lockey A, Greif R, Abelairas-Gomez C, Gosak L, Lin Y; Education Implementation Team Task Force of the International Liaison Committee on Resuscitation (ILCOR). Use of augmented and virtual reality in resuscitation training: A systematic review. Resuscitation Plus. 2024;18:100643. https://doi.org/10.1016/j.resplu.2024.100643
  49. Gue S, Ray J, Ganti L. Gamification of graduate medical education in an emergency medicine residency program. International Journal of Emergency Medicine. 2022;15(1):41.  https://doi.org/10.1186/s12245-022-00445-1

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.