Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Яманова Г.А.

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России

Антонова А.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России

Значимость факторов образовательного пространства в формировании здоровья детей

Авторы:

Яманова Г.А., Антонова А.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2022;25(2): 113‑118

Просмотров: 1884

Загрузок: 72


Как цитировать:

Яманова Г.А., Антонова А.А. Значимость факторов образовательного пространства в формировании здоровья детей. Профилактическая медицина. 2022;25(2):113‑118.
Yamanova GA, Antonova AA. The importance of educational space factors in the formation of children’s health. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(2):113‑118. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202225021113

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка сте­пе­ни удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при про­ве­де­нии ле­чеб­но­го плаз­ма­фе­ре­за. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):46-52
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
Ва­ли­да­ция ме­то­да оп­ре­де­ле­ния воз­рас­та со­вер­шен­но­ле­тия по ин­дек­су зре­лос­ти третье­го мо­ля­ра на вы­бор­ке на­се­ле­ния г. Уфы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):42-46
Ту­бер­ку­лез­ный сред­ний отит у под­рос­тка. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):63-66
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Ми­не­раль­ный сос­тав слю­ны и ин­тен­сив­ность ка­ри­еса у под­рос­тков в г. Сык­тыв­кар, Рес­пуб­ли­ка Ко­ми. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6):48-54

Введение

В России ключевым направлением деятельности здравоохранения в настоящее время является охрана здоровья материнства и детства. Приоритет этого направления обусловлен негативной тенденцией демографической ситуации и уровнем заболеваемости, в том числе и социально значимыми заболеваниями детского населения в течение последних 20 лет [1]. Согласно Федеральному закону от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 29.05.19) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития [2]. В нашей стране ведется активная работа в данном направлении: период 2018—2027 гг. объявлен в России Десятилетием детства; разработаны программа «Здоровье школьника», программы Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» [3—5]. Принятые на федеральном уровне меры (финансовая поддержка семей при рождении детей, обеспечение безопасности детей, развитие физической культуры и спорта для детей, безопасный детский отдых, внедрение принципов и основ здорового образа жизни в образовательных организациях и др.) способствовали стагнации роста заболеваемости детского населения, начиная с 2016 г., однако все еще сохраняются достаточно высокие показатели заболеваемости болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ, болезнями нервной и кровеносной систем, болезнями глаз и придаточного аппарата, а также психическими расстройствами и расстройствами поведения (МКБ-10) [1, 4, 6, 7]. Показатели общей заболеваемости детей 0—14 лет, по данным Росстата, снизились (2016 г. — 177 438,1 случаев на 100 тыс. детей; 2019 г. — 172 455,0 случаев на 100 тыс. детей), однако их уровень значительно превышает показатели 2000 г. (146 235,6 на 100 тыс. детей) [7].

Отмечаются изменения и в структуре заболеваемости. Если в период 2011—2016 гг. зарегистрирован рост заболеваемости новообразованиями, болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы, глаз и придаточного аппарата, врожденными аномалиями, травмами и отравлениями, то в период с 2016 по 2019 г. отмечен продолжающийся рост выявленных новообразований, травм и отравлений, а также болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани [5, 7].

Влияние образовательной среды

Несомненно, рост заболеваемости, отклонений в физическом и психическом развитии ребенка определяется многофакторным влиянием окружающей среды. В последнее время все более активно обсуждается вопрос роли образовательной среды в этом процессе. Многочисленные исследования подтверждают значительный негативный вклад школьной среды в состояние здоровья детского населения [8—13].

Поскольку наиболее длительный период детства совпадает со временем обучения в школе, остается актуальным целенаправленное изучение компонентов школьной среды и их влияния на здоровье детей. Различные исследования связывают 20—40% детской и подростковой патологии с негативным влиянием факторов образовательного пространства [14, 15]. Однако исследование таких факторов изолированно друг от друга и от физиологических возможностей конкретного ребенка искажает картину формирования представлений о влиянии на здоровье такого широкого понятия, как образовательная среда.

Некоторые авторы условно разделяют факторы образовательной среды на три большие группы: гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические [8, 12]. Однако это разделение весьма условно, так как процессы, происходящие в одной группе факторов, неразрывно связаны, а порой определяются и другими факторами.

Многочисленные типы образовательных организаций в настоящее время определяют многофакторность воздействия и разное соотношение компонентов образовательной среды при различном типе обучения, что создает трудности в формировании общей картины проблемы.

Исследования, посвященные сравнительному анализу различных типов учебных программ, подтверждают различную степень зависимости негативных изменений в физическом развитии и состоянии здоровья школьников от комплекса факторов образовательного учреждения (перераспределение учебной нагрузки, интенсификация процесса обучения, повышенные требования к успеваемости и прочее) [16].

Э.Р. Валеева и А.И. Зиятдинова в своих работах [17] отмечают более высокие показатели заболеваемости болезнями сердечно-сосудистой системы, глаз и придаточного аппарата среди учащихся специализированных школ (лицеев). Кроме того, среди лицеистов выявлено больше детей с дефицитом массы тела [17].

В исследованиях Е.В. Булычевой (2011), Р.Т. Камиловой и соавт. (2016) отмечены также различия в санитарно-гигиенических условиях обучения в различных типах образовательных учреждений. При этом обращено внимание на несоответствие гигиеническим нормативам параметров микроклимата, недостаточную укомплектованность школьной мебелью, высокую наполняемость классов образовательных учреждений [18, 19].

Мнение многих исследователей совпадает в том, что очень быстро происходит интенсификация учебного процесса, и темпы ее только ускоряются [11—13, 20—22]. Электронная среда, насыщенная многообразной информацией, с одной стороны, облегчает поиск и позволяет детям находить более оптимальную ее форму восприятия, с другой — масса входящих сенсорных сигналов создает условия, при которых увеличивается нагрузка на центральную нервную систему, повышая напряженность умственного труда. При этом возрастает интенсивность воздействия факторов образовательной среды на еще не сформированную нервную систему ребенка, органы чувств и его эмоциональное состояние [23—25].

Наибольшее значение в современной информационной среде школьников имеют готовые информационные ресурсы, виртуальная и иммерсивная среда. При этом в большей степени теряет свое значение социальная среда: утрачивается необходимость внешних контактов, непосредственного обмена опытом, значение вербального и невербального общения [24].

В свете последних событий, в условиях пандемии, вынудившей довольно активно использовать электронную среду в образовательном процессе, уровень социальных связей среди школьников значительно снизился, а время, проведенное детьми за электронными устройствами, выросло в несколько раз [25, 26]. При этом регламентированные возрастные нормативы времени использования гаджетов электронной образовательной среды не разработаны [26, 27]. Необходимо отметить, что в условиях реформирования образовательного процесса и постоянного поиска качественно новых параметров образования происходит смещение на второй план возрастных и индивидуальных особенностей ребенка как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Акцент на успеваемость и создание информационно-образовательной среды, рассматриваемый как одно из условий достижения нового качества образования, не позволяет учитывать различные уровни адаптационных возможностей и функциональных резервов растущего организма. Комплекс стрессоров, воздействующих на школьника, исходит как от педагогов, все чаще работающих на результат, так и от родителей, предъявляющих повышенные требования к успехам ребенка [14].

Значительную роль в усугублении этих процессов играют недостаточные знания родителей и педагогов в области возрастной физиологии и гигиены детей и подростков [28]. Особенно сильно это выражается по отношению к детям, находящимся в подростковом периоде, который является критическим в процессе развития и совершенствования систем организма.

Дисбаланс корково-подкорковых взаимоотношений в подростковом периоде вызывает преобладание возбуждения над торможением в нервных центрах и способствует усилению эмоционального компонента. Изменения в межполушарных взаимоотношениях приводят к изменению во второй сигнальной системе, при этом речь подростка становится скудной, изменяется ее ритмичность и плавность, что нередко воспринимается педагогами как незнание предмета. Успеваемость снижается, что приводит к замыканию круга, в котором родители и педагоги все больше нагружают подростка, чья нервная система подвергается в этот момент влиянию не только внешних, но и внутренних факторов [29].

Профильное обучение с перераспределением учебной нагрузки, которое осуществляется с девятого класса, является важным аспектом вопроса психической зрелости подростка и его готовности сделать выбор. Однако при затруднении подростка в определении своего будущего возрастает психическое и эмоциональное напряжение, что повышает риск развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья [16].

Половое созревание в подростковом периоде определяет многие процессы (изменения метаболизма, эмоциональную лабильность, формирование индивидуальных и личностных черт и др.), происходящие в организме подростка. В своих работах Н.В. Дубкова (2006) отметила негативное влияние интенсивности учебного процесса на состояние физического развития, динамику умственной работоспособности, уровень нервно-психической напряженности [30]. Немаловажным аспектом формирования здоровья ребенка является его физическая активность [9, 11]. Посещение школы направлено на обеспечение детей необходимым уровнем физической активности [8]. Напротив, дистанционные формы обучения, получающие все большее распространение, привели к сведению физической активности к минимуму, что, несомненно, отражается на состоянии физического развития детей и подростков [26].

Многие исследователи отмечают взаимосвязь уровня и гармоничности физического развития детей и подростков с физической активностью. Так, в исследованиях А.И. Агафонова и соавт. (2020) отмечено, что гармоничное физическое развитие и высокий уровень адаптации к условиям образовательной среды имели статистически значимо чаще школьники, занимающиеся спортом [31]. По данным M. Azizi (2011), физическая активность повышает сопротивляемость организма детей к стрессу и улучшает самочувствие [32]. Отмечена положительная взаимосвязь физической активности школьников и уровня метаболизма липидов крови. В своих исследованиях P.R. Jones и соавт. (2021) доказывают связь высокого уровня аэробной подготовки с благоприятным профилем липопротеиновых частиц [33]. В исследованиях, выполненных Н.В. Дубковой (2006), выявлены замедленные темпы полового созревания девочек с низкой физической активностью [30]. Физическое воспитание также оказывает положительное влияние на психическое и эмоциональное состояние детей и подростков. В работах I. Kliziene и соавт. (2021) установлено, что адекватная возрасту программа физического воспитания оказывает положительное влияние на эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста по трем основным направлениям: соматическая тревога, личностная тревога и социальная тревога [34]. Однако необходимо отметить, что статистически значимые данные о влиянии физической нагрузки на школьную успеваемость не получены. Результаты крупного рандомизированного исследования, проведенного G.K. Resaland и соавт. (2019), и независимого от них исследования, выполненного T. Ishihara и соавт. (2020), также не позволяют сделать вывод о том, что повышенная физическая активность в школе улучшает академическую успеваемость в целом, однако она позитивно отражается на успеваемости наиболее отстающих учеников [35, 36].

Влияние социальной среды

Отдельного внимания заслуживает психосоциальная сторона проблемы. За период с 2007 по 2017 г. произошел значительный рост в структуре детской заболеваемости доли нервно-психических расстройств, причем среди них лидируют неврозы, которые выявляются в 27—45% случаев [4]. По данным официальной статистики Росстата, в 2020 г. общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детей до 14 лет составляет 1,2% в структуре общей заболеваемости, среди подростков — до 5,6% [7].

Обусловленность ряда соматических заболеваний стрессовым компонентом доказана многими исследованиями [37, 38]. Причем в некоторых источниках литературы психосоматические расстройства относят к болезням цивилизации, отмечая при этом, что 60—75% заболеваний детей являются таковыми [37, 38].

Высокая эмоциональная окраска событий определяет достаточно острое реагирование детей и подростков на внешние факторы. При этом особую роль играет отношение окружающего социума на успехи или неудачи ребенка. В условиях современной школы особенно остро развивается и поддерживается конкурентная борьба ребенка со сверстниками относительно школьных успехов. Педагоги и родители, требуя от ребенка результатов, которые, порой, недостижимы без истощения функциональных резервов в силу возрастных и индивидуальных особенностей, провоцируют развитие переутомления, срыв адаптационных механизмов и, как следствие, развитие заболеваний [39—41]. Многочисленные дополнительные занятия и факультативы, которые, по мнению родителей, необходимы для успешного обучения в школе, не только повышают умственную нагрузку, но и приводят к снижению физической активности, нарушению режима питания и режима труда и отдыха [11—13]. Все перечисленные проблемы школьного образования позволяют сделать вывод о том, что на данный момент недостаточно единства систем здравоохранения и образования, важно также участие родителей и семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.

Влияние медицинской среды

Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс школьного обучения и воспитания призвано мотивировать школьников к ведению здорового образа жизни [34, 39—42]. Однако использование этих средств в настоящее время в нашей стране довольно ограничено. Эффективность деятельности школьной медицинской службы снижена за счет дефицита кадров и межведомственных отношений [8, 22]. Детские центры здоровья, которые активно создаются и работают на базе поликлиник, не связаны с образовательной организацией, что снижает их значение. Не развита работа с родителями в вопросах пропаганды и мотивации к ведению здорового образа жизни их детей [6, 8, 22, 39]. Результатом этого становится физическое и психологическое неблагополучие более 60% выпускников школ [22].

Заключение

Проблема влияния образовательного пространства на здоровье подрастающего поколения остается актуальной, и необходим комплексный подход к ее решению. Сотрудничество системы здравоохранения, образования и родителей является основой формирования здоровья ребенка. Развитие мотивационной сферы и осознанности в формировании позитивных привычек детей должно стать приоритетным направлением системы школьной медицины и образования. Разработка и реализация образовательных программ по совершенствованию знаний в области возрастной физиологии и гигиены детей и подростков для педагогов, школьных врачей и родителей будет способствовать снижению факторов риска развития болезней адаптации, психосоматических расстройств, хронических заболеваний в школьном периоде детства. Педагоги должны стараться минимизировать негативное влияние факторов образовательного пространства, медицинские работники — формировать у ребенка основы здорового образа жизни, а родители — научить его использовать полученные знания в повседневной жизни, мотивируя и поддерживая.

Участие авторов: концепция и дизайн — А.А. Антонова; сбор и подготовка материала, анализ материала и написание текста — Г.А. Яманова; редактирование и оформление к публикации — А.А. Антонова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors declare no conflict of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.