Кобякова О.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Деев И.А.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Файзулина Н.М.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Старовойтова Е.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Альмикеева А.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Загромова Т.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Балаганская М.А.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Куликов Е.С.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Частота поведенческих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и уровень качества жизни у студентов разных направлений подготовки в зависимости от года обучения

Авторы:

Кобякова О.С., Деев И.А., Файзулина Н.М., Старовойтова Е.А., Альмикеева А.А., Загромова Т.А., Балаганская М.А., Куликов Е.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1106 раз


Как цитировать:

Кобякова О.С., Деев И.А., Файзулина Н.М., и др. Частота поведенческих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и уровень качества жизни у студентов разных направлений подготовки в зависимости от года обучения. Профилактическая медицина. 2021;24(4):23‑29.
Kobyakova OS, Deev IA, Fayzulina NM, et al. Frequency of behavioral risk factors for chronic non-infectious diseases and the level of life quality among students of various specialties depending on the year of study. Russian Journal of Preventive Medicine. 2021;24(4):23‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20212404123

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фак­то­ры рис­ка тя­же­ло­го те­че­ния но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции SARS-CoV-2 у жен­щин во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):57-64
Ме­ди­ко-би­оло­ги­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия пре­эк­лам­псии раз­ной сте­пе­ни тя­жес­ти у бе­ре­мен­ных с хро­ни­чес­кой ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):77-84
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти па­пил­ло­ма­то­за гор­та­ни у взрос­лых в Мос­кве. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(3):4-10
Изу­че­ние эф­фек­тив­нос­ти и вли­яния на ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с суб­кли­ни­чес­ким и кли­ни­чес­ки вы­ра­жен­ным тре­вож­ным расстройством мо­биль­но­го при­ло­же­ния в со­че­та­нии с те­ра­пи­ей пре­па­ра­том Адап­тол. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):98-105
Рас­простра­нен­ность и фак­то­ры рис­ка внут­ри­че­реп­но­го нет­рав­ма­ти­чес­ко­го кро­во­из­ли­яния у но­во­рож­ден­ных. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):26-30
Ре­зуль­та­ты вли­яния пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной ре­аби­ли­та­ции на ка­чес­тво жиз­ни муж­чин пос­ле ла­па­рос­ко­пи­чес­кой прос­та­тэк­то­мии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):22-28
Экстра­ге­ни­таль­ные фор­мы ин­фек­ций, пе­ре­да­ва­емых по­ло­вым пу­тем, у па­ци­ен­ток дер­ма­то­ве­не­ро­ло­ги­чес­ких уч­реж­де­ний Мос­квы. Воз­бу­ди­те­ли, осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­ко­го те­че­ния, фак­то­ры рис­ка. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):384-391
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11
Пе­ре­но­си­мость трех­фаз­ных и мо­но­фаз­ных ком­би­ни­ро­ван­ных гор­мо­наль­ных кон­тра­цеп­ти­вов па­ци­ен­тка­ми с ми­омой мат­ки. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):78-89
Оцен­ка фак­то­ров рис­ка раз­ви­тия тром­бо­за глу­бо­ких вен ниж­них ко­неч­нос­тей у ра­не­ных с бо­евой ог­нес­трель­ной трав­мой. Фле­бо­ло­гия. 2024;(3):191-198

Введение

Здоровье и благополучие студенческой молодежи как носителя инновационного потенциала развития становятся приоритетной задачей в свете новых глобальных вызовов современного общества. Существуют значительные доказательства того, что большинство молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, уже имеют нормы поведения, которые могут нанести долговременный ущерб здоровью. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в европейском регионе среди подростков встречаются высокие показатели распространенности факторов риска (ФР) хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и психических нарушений [1]. Так, в Российской Федерации среди 15-летних подростков только 1/3 употребляют фрукты ежедневно, более 60% проводят за просмотром телевизора 2 ч и более, почти 1/5 часть подростков курят хотя бы 1 раз в неделю, около 20% подростков сообщили о низкой удовлетворенности жизнью и здоровьем [1]. Кроме того, молодежь имеет «пробелы» в знаниях, касающихся сохранения и укрепления здоровья.

Переход на новую ступень образования — поступление в высшее учебное заведение (вуз) — может быть сопряжен с дополнительными факторами, усугубляющими «нездоровое поведение» (отсутствие контроля со стороны родителей, чувство изоляции, учебная нагрузка, межличностные конфликты, финансовые трудности). С другой стороны, согласно закону об образовании в Российской Федерации, к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся [2]. По данным литературы, профилактические мероприятия в вузах в основном носят отдельный, разрозненный характер, отсутствует взаимодействие между образовательным учреждением и медицинскими организациями, осуществляющими первичную медико-санитарную помощь студентам [3].

На настоящий момент комплексному изучению изменений частоты ФР ХНИЗ и такого интегративного показателя здоровья и благополучия, как качество жизни (КЖ), на протяжении учебы в вузе посвящено ограниченное количество работ. Остается невыясненной эффективность профилактических мероприятий, осуществляемых образовательный организациями.

Цель исследования — установить частоту ФР ХНИЗ и уровень КЖ в популяции студентов вузов последовательно на каждом курсе для определения их трендов в процессе обучения и связи с академической нагрузкой.

Материал и методы

Для определения частоты ФР ХНИЗ и уровня КЖ в популяции студентов Томской области инициировано одномоментное сравнительное исследование «Здоровое будущее», участниками которого стали студенты средних специальных и высших учебных заведений Томска разных направлений очной формы обучения. Протокол исследования одобрен локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России Томска (заключение от 30.03.15 №4077) От каждого участника получено информированное согласие.

В настоящей статье изложены данные, касающиеся только студентов вузов. Срок получения образования по программам специалитета студентами медицинского направления составлял 6 лет. С учетом отличия в сроках освоения образовательных программ среди студентов немедицинского направления подготовки в группу «5-й курс» вошли студенты 5-го года специалитета и 1-го года магистратуры, в группу «6-й курс» — студенты 2-го года магистратуры.

Для оценки поведенческих ФР ХНИЗ использовался специализированный вопросник, составленный на основании методических рекомендаций «Мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении», рекомендованных к применению Минздравом России (письмо от 16.01.13 №14-2/10/2-123). Курящими считались лица, выкуривающие одну и более сигарет в день. Оценивались употребление алкоголя за последние 12 мес, а также кратность приема спиртных напитков. Низкая физическая активность (НФА) определялась в случае, если время, затрачиваемое на ходьбу, составляло менее 30 мин в день. Критерием нерационального питания являлось употребление менее 400 г свежих овощей и фруктов в день.

Для оценки КЖ студентов использована русскоязычная версия Краткого опросника ВОЗ (WHOQOL-BREF). Этот метод основывается на четырех субсферах (или доменах), включающих различные сферы жизни человека: физическое здоровье (ощущения боли и дискомфорта, зависимость от медицинской помощи, качество сна, работоспособность и ежедневная активность), психологическое здоровье (самоощущение, количество позитивных и негативных эмоций, мыслительная деятельность, память, концентрация внимания), социальные отношения (межличностные контакты и поддержка, сексуальная активность), окружающая среда (финансовые ресурсы, свобода, безопасность, качество системы здравоохранения, жилищные условия, доступность информации, доступность отдыха, транспортная доступность, качество окружающей среды). Каждый ответ оценивался по 5-балльной шкале, выполнялся перерасчет согласно алгоритмам, рекомендованными ВОЗ. Окончательные результаты представляли собой значения от 1 до 100 баллов, рассчитанные отдельно по каждой из субсфер. Кроме того, опросник позволял оценить индивидуальное общее восприятие КЖ и общее восприятие здоровья [4].

Статистическую обработку результатов выполняли при помощи пакета программы Statistica for Windows, Version 10.0. Количественные показатели представлены в виде медиан с указанием 25 и 75% перцентилей. Для определения значимости различий в двух несвязанных выборках использовался U-критерий Манна-Уитни, в трех и более несвязанных выборках — критерий Краскела-Уоллиса. Качественные переменные даны в виде абсолютной и относительной частоты встречаемости. Для сравнения частот качественных признаков проводился расчет критерия χ2 и точного критерия Фишера. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p<0,05. При попарном сравнении групп применялась поправка Бонферрони (с определением порога статистической значимости pi в зависимости от количества сравнений).

Результаты

В исследовании приняли участие 3032 студента Томска, что составило 5,4% от всей численности учащихся вузов по состоянию на 2018 г. (56 525 студентов) [5]. Из них 2/3 (67,2%; 2036 студентов) получали медицинское образование, 1/3 (32,8%; 996 студентов) — немедицинское (техническое, педагогическое). Студенты 1-го курса составили около 1/3 (30,2%; 914 студентов) участников исследования, 17,2% (521 студент) обучались на 2-м курсе, 17,1% (519 студентов) — на 2-м, 12,1% (368 студентов) — на 4-м, 15,0% (456 студентов) и 8,4% (254 студентов) — на 5-м и 6-м курсах соответственно. В медицинском университете девушек было достоверно больше, чем в вузах других профилей, на всех курсах, кроме 4-го (табл. 1). На 1-м и 5-м курсах студенты медицинского направления подготовки оказались несколько старше коллег из вузов других профилей (18 [18; 19] лет против 18 [18; 18] лет соответственно; p<0,001), а на 2-м — напротив, учащиеся немедицинского направления подготовки оказались старше (20 [19; 20] лет против 19 [19; 20] лет соответственно; p=0,0096). Среди студентов 3, 4 и 6-го курсов не было статистически значимых различий в возрасте в зависимости от профиля вуза (см. табл. 1).

Таблица 1. Характеристика студентов медицинского и немедицинского направлений подготовки

Курс

Гендерный состав

p

Возраст, годы

p

медицинское направление

немедицинское направление

медицинское направление

немедицинское направление

девушки, абс. (%)

юноши, абс. (%)

девушки, абс. (%)

юноши, абс. (%)

1-й

285 (70,2)

121 (29,8)

172 (33,9)

336 (66,1)

<0,001

18 [18; 19]

18 [18;18]

<0,001

2-й

267 (65,9)

138 (34,1)

50 (43,1)

66 (56,9)

<0,001

19 [19; 20]

20 [19;20]

0,0096

3-й

261 (74,6)

89 (25,4)

93 (55,0)

76 (45,0)

<0,001

20 [20; 21]

20 [20; 21]

0,3798

4-й

211 (74,8)

71 (25,2)

58 (67,4)

28 (32,6)

0,1767

21 [21; 22]

21 [21; 22]

0,1386

5-й

291 (74,4)

100 (25,6)

29 (44,6)

36 (55,4)

<0,001

22 [22; 23]

22 [21; 23]

0,0039

6-й

159 (78,7)

43 (21,3)

34 (65,4)

18 (34,6)

0,0448

23 [23; 24]

23 [22; 24]

0,2037

При изучении частоты поведенческих ФР среди студентов медицинского вуза в зависимости от года обучения удалось выявить некоторые статистические значимые различия (табл. 2). Так, частота употребления алкоголя была минимальной на 1-м курсе (76,1%; 309 студентов), далее с каждым годом обучения этот показатель увеличивался, достигая максимума на 4-м курсе (87,9%; 248 студентов), и оставался стабильно высоким у выпускников. При изучении кратности употребления алкоголя установлено, что часто выпивающие (1 раз в неделю и чаще) студенты составили 0,3—1,8% без достоверных различий в зависимости от курса обучения (p>0,05). Частота НФА была максимальной на 3-м курсе, относительно высокие показатели отмечались также на выпускных курсах, минимальный показатель зафиксирован на 2-м курсе.

Таблица 2. Частота поведенческих факторов риска ХНИЗ среди студентов медицинского направления подготовки в зависимости от года обучения

Факторы риска

1-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

5-й курс

6-й курс

p

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Нерациональное питание

281

69,2

284

70,1

244

69,9

201

71,3

287

73,4

151

74,8

p=0,630

Низкая физическая активность

79

19,5

66

16,3

90

25,8

54

19,1

98

25,1

41

20,3

p=0,009; p1—2=0,2400; p1—3=0,0375; p1—4=0,9195; p1—5=0,0570; p1—6=0,8066; p2—3=0,0013; p2—4=0,3327; p2—5=0,0022; p2—6=0,2229; p3—4=0,0482; p3—5=0,8213; p3—6=0,1446; p4—5=0,0702; p4—6=0,7538; p5—6=0,1941

Курение

57

14,0

58

14,3

43

12,3

47

16,7

51

13,0

33

16,3

p=0,605

Употребление алкоголя

309

76,1

312

77,6

283

81,8

248

87,9

342

87,5

174

86,6

p<0,001; p1—2=0,6124; p1—3=0,0577; p1—4=0,0001; p1—5<0,001; p1—6=0,0026; p2—3=0,1576; p2—4=0,1576; p2—5=0,0003; p2—6=0,0088; p3—4=0,0339; p3—5=0,0322; p3—6=0,1464; p4—5=0,8532; p4—6=0,6536; p5—6=0,7563

Примечание. Для множественных сравнений пороговый уровень значимости после применения поправки Бонферрони pi<0,003.

Среди студентов немедицинского направления подготовки, как и у будущих специалистов здравоохранения, частота употребления алкоголя достоверно возрастала за период обучения в вузе (табл. 3). Частое употребление алкоголя зафиксировано у 2,2—8,9% студентов без статистически значимого отличия в зависимости от курса (p>0,05). Различие показателей частоты курения с 1-го по 6-й курс, оцененное с помощью критерия χ2, было статистически значимым (p=0,033), однако при множественном сравнении с использованием поправки Бонферрони статистически значимых различий не обнаружено.

Таблица 3. Частота поведенческих факторов риска ХНИЗ среди студентов немедицинского направления подготовки в зависимости от года обучения

Фактор риска

1-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

5-й курс

6-й курс

p

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Нерациональное питание

339

68,9

89

79,5

118

70,7

58

67,4

48

73,8

33

63,5

p=0,230

Физическая активность

78

15,5

11

9,5

38

22,5

18

20,9

9

13,8

7

13,5

p=0,054

Курение

62

12,4

20

17,2

16

9,5

17

19,8

15

23,1

6

11,5

p=0,033; p1—2=0,1617; p1—2=0,1617; p1—3=0,3227; p1—4=0,0624; p1—5=0,0175; p1—6=0,9585; p2—3=0,0547; p2—4=0,6463; p2—5=0,3403; p2—6=0,4752; p3—4=0,0216; p3—5=0,0063; p3—6=0,8739; p4—5=0,6222; p4—6=0,3071; p5—6=0,1696

Употребление алкоголя

340

73,8

92

82,1

141

86,0

71

85,5

57

90,5

43

87,8

p<0,001; p1—2=0,0645; p1—3=0,0014; p1—4=0,0214; p1—5=0,0060; p1—6=0,0476; p2—3=0,3886; p2—4=0,5263; p2—5=0,1844; p2—6=0,5107; p3—4=0,9265; p3—5=0,5056; p3—6=1,0000; p4—5=0,4510; p4—6=0,7981; p5—6=0,7611

Примечание. Для множественных сравнений пороговый уровень значимости после применения поправки Бонферрони pi<0,003.

Также был проведен анализ достоверности различий частоты ФР среди студентов медицинских и немедицинских направлений подготовки на каждом курсе. Было выявлено, что на 5-м курсе частота курения среди студентов немедицинского направления превышала таковую у будущих специалистов здравоохранения (15 (23,1%) случаев против 51 (13,0%) случая; p=0,0333). Кроме того, у пятикурсников зафиксировано статистически значимое превышение частоты часто выпивающих лиц у студентов немедицинского направления подготовки по сравнению с учащимися медицинского университета (5,4% (3 случая) против 0,9% (3 случая); p=0,0398). Частота нерационального питания, употребления алкоголя за последние 12 мес и НФА на каждом из курсов не отличалась между студентами разных направлений подготовки.

Наряду с вышеуказанными закономерностями в частоте ФР ХНИЗ были выявлены различия в уровнях КЖ студентов в зависимости от периода обучения в вузе (табл. 4). Среди студентов медицинского направления подготовки общее восприятие КЖ на первых 3 курсах было значимо меньше, чем у старшекурсников. Наиболее сложная ситуация в различных сферах КЖ сложилась на 1-м и 3-м курсах. Медианы физического здоровья и социальных отношений были минимальны на 1-м и 3-м курсах, психического здоровья — на 1-м, а окружающей среды — на 3-м. В то же время максимальные показатели доменов отмечались преимущественно на 5-м и 6-м курсах. Наблюдаемые различия показателей сфер КЖ в зависимости от курса были статистически значимыми для всех четырех доменов и показателя общего восприятия КЖ.

Таблица 4. Качество жизни студентов медицинских и немедицинских направлений подготовки

Показатель

1-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

5-й курс

6-й курс

p

Общее восприятие качества жизни

медицинские

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [4; 4]

4 [4; 4]

4 [4; 4]

0,0018

немедицинские

4 [4; 4]

4[ 3; 4]

4 [4; 5]

4 [4; 4]

4 [4; 4]

4 [4; 4]

0,1411

p

0,0013

0,1702

0,1066

0,5928

0,8437

0,6375

Общее восприятие здоровья

медицинские

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

0,3396

немедицинские

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

4 [3; 4]

0,3488

p

<0,001

0,9109

0,1827

0,5724

0,7442

0,3611

Физическое здоровье

медицинские

63 [56; 75]

69 [56; 81]

63 [56; 75]

69 [63; 81]

75 [63; 81]

75 [63; 81]

0,001

немедицинские

69 [63; 81]

69 [63; 81]

75 [63; 81]

69 [63; 81]

75 [63; 81]

78 [63; 81]

0,0963

p

<0,001

0,3717

<0,001

0,4309

0,5688

0,2001

Психическое здоровье

медицинские

63 [50; 75]

69 [56; 75]

69 [56; 75]

69 [56; 75]

69 [56; 81]

69 [56; 75]

0,001

немедицинские

69 [63; 81]

69 [56; 81]

69 [63; 81]

69 [56; 75]

69 [56; 75]

69 [63; 81]

0,1140

p

<0,001

0,1940

<0,001

0,7075

0,8893

0,1435

Социальные отношения

медицинские

69 [56; 75]

75 [56; 75]

69 [56; 75]

75 [56; 81]

75 [56; 81]

75 [56; 81]

0,001

немедицинские

75 [50; 75]

68 [50; 81]

75 [69; 81]

75 [56; 81]

75 [69; 94]

75 [69; 81]

0,0027

p

0,733468

0,7354

0,0026

0,6723

0,4040

0,1213

Окружающая среда

медицинские

63 [50; 69]

63 [56; 75]

56 [50; 69]

63 [56; 69]

63 [50; 75]

63 [56; 75]

0,0091

немедицинские

69 [56; 75]

69 [56; 75]

63 [56; 75]

63 [56; 69]

63 [50; 75]

69 [56; 75]

0,2677

p

<0,001

0,3442

<0,001

0,5762

0,9959

0,0578

Среди студентов немедицинского направления обучения не выявлено статистически значимых различий в сферах физического, психического здоровья и окружающей среды, а также общего восприятия КЖ и здоровья, в зависимости от курса. Лишь в сфере социальных отношений отмечены более низкие показатели на первых 2 курсах в сравнении со студентами 5-го и 6-го года обучения.

При сравнении показателей КЖ среди студентов медицинского и немедицинского направлений обучения обращают на себя внимание более низкие уровни КЖ будущих врачей на 1-м курсе по всем показателям, кроме сферы социальных отношений, а на 3-м курсе — по четырем доменам. На других курсах наблюдалась схожая закономерность, однако без статистической значимости. Учитывая выраженное влияние гендерной принадлежности на КЖ, было решено сравнить КЖ студентов 1-го и 3-го курсов обоих направлений подготовки отдельно для юношей и девушек. Выяснилось, что на 1-м курсе уровень КЖ девушек разных направлений подготовки достоверно не различался, однако первокурсники медицинского университета мужского пола имели достоверно более низкие показатели практически по всем параметрам: общего восприятия КЖ (4 [3; 4) балла против 4 [4; 4] баллов; p=0,006361), восприятия здоровья (4 [3; 4] балла против 4 [4; 4] баллов; p=0,024617), физического здоровья (69 [56; 81] баллов против 69 [63; 81] баллов; p=0,001720), психического здоровья (69 [56; 75] баллов против 75 [50; 75] баллов; p<0,001) и сферы окружающей среды (63 [50; 69] балла против 69 [56; 75] баллов; p=002397). На 3-м курсе и девушки и юноши медицинского направления подготовки уступали по уровню КЖ «коллегам» из вузов других профилей. Для женского пола выявлены статистические значимые меньшие уровни в сферах физического здоровья (63 [56; 75] балла против 75 [63; 81] баллов; p<0,001), психического здоровья (66 [56; 75] баллов против 69 [63; 81] баллов; p<0,001), социальных отношений (69 [56;75] баллов против 75 [56; 81] баллов; p=011974), сфере окружающей среды (56 [50; 69] баллов против 63 [56; 75] баллов; p=0,002817). Третьекурсники мужского пола из медицинского вуза имели меньшие уровни КЖ в сферах физического здоровья (69 [56; 81] баллов против 75 [63; 88] баллов; p=0,004968) и окружающей среды (63 [50; 69] баллов против 63 [56; 75] баллов; p=0,04369).

Обсуждение

Таким образом, по данным настоящего исследования, в процессе обучения в вузе «нездоровые привычки» студентов не только не корригируются, но и имеет место рост частоты большинства поведенческих ФР.

Например, среди студентов разных направлений подготовки частота употребления алкоголя статистически значимо возрастает на старших курсах в сравнении с младшими. Схожие результаты получены и другими российскими исследователями. По данным А.Р. Сергеева (2015) [6], в медицинском вузе с каждым последующим годом обучения увеличивается доля употребляющих алкоголь студентов с 60 до 74%. Иная обстановка складывается в зарубежных странах: в большинстве европейских стран возраст и/или год обучения не были связаны с частотой употребления алкоголя, а в азиатских странах даже зафиксирована тенденция уменьшения употребления алкоголя в процессе обучения, т.е. употребление алкоголя было наибольшим среди студентов 1-го курса [7, 8].

Причины возрастающей частоты употребления алкоголя в российской студенческой среде и меры ее коррекции требуют дополнительного изучения. К настоящему времени исследования показали, что среди студенческой молодежи употребление алкогольных напитков считается социальной нормой, частью бытовой культуры и образа жизни: 32% студентов используют спиртное как средство для снятия стресса, 1/3 респондентов указали важность алкоголя в качестве элемента праздника, более 1/5 части студентов считают, что употребление алкоголя способно облегчить общение, почти 1/2 (47%) опрошенных общение с друзьями сопровождают выпивкой [9].

По данным большинства зарубежных и отечественных исследований, распространенность таких ФР, как курение, гиподинамия, увеличивается с годом обучения [10—13]. Результаты настоящего исследования частично подтверждают данные тенденции: частота гиподинамии у студентов медицинских специальностей выше на старших курсах. Косвенным подтверждением того, что недостаток свободного времени служит одной из важных причин гиподинамии, является наибольшая частота НФА среди студентов-медиков именно на 3-м курсе, когда особенно высока академическая нагрузка. Неудобства в расписании или расположении спортивных секций также называют факторами, ограничивающими достаточный уровень физической активности среди студентов [14].

По итогам настоящего исследования, частота курения не уменьшается на протяжении обучения в вузе среди учащихся всех профилей, в том числе и у будущих специалистов здравоохранения, после приобретения знаний о вреде курения и способах борьбы с этой привычкой. Российские исследователи считают отсутствие мотивации основной причиной, препятствующей отказу от табакокурения среди студенческой молодежи [10]. Для студентов медицинских специальностей имеются указания на связь курения с нервно-психическим напряжением, возникающим во время учебы [15].

Нерациональное питание остается одной из главных проблем студенчества. Как показали результаты настоящего и некоторых отечественных исследований, частота нерационального питания стабильно высока среди студенческой популяции, не отмечается положительной динамики в отношении потребления овощей и фруктов при увеличении года обучения [16]. Предполагается, что основными причинами сложившейся ситуации являются нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, низкий уровень материального благополучия [17]. Кроме того, имеются доказательства, что экзаменационный стресс негативно влияет на качество питания студентов: снижаются общий индекс качества диеты и потребление фруктов и овощей, увеличивается потребление фастфуда [18].

Практически не выявлено преимуществ владения медицинскими знаниями в области негативных влияния ФР ХНИЗ будущими специалистами здравоохранения, поскольку среди них даже на старших курсах после освоения программ образования частоты употребления алкоголя, нерационального питания и НФА, курения (на всех курсах, кроме 5-го) значимо не отличалась от показателей студентов немедицинских направлений подготовки.

Поскольку исследование КЖ дает возможность комплексно оценить состояние здоровья и благополучия населения, а также произвести анализ эффективности медико-профилактических мероприятий, были подробно изучены параметры КЖ в наблюдаемой популяции. Наибольшая уязвимость КЖ студентов медицинских специальностей на 1-м и 3-м курсах может быть обусловлена повышенной учебной нагрузкой в эти периоды обучения. По данным Д.А. Толмачева (2019) [19], студенты 4, 5 и 6-го курсов медицинских вузов России оценивают свое здоровье лучше, чем учащиеся первых 3 курсов. По мнению автора, это связано прежде всего со снижением стресса, ассоциированного с учебной нагрузкой, а также с улучшениями в качестве сна и питания. В бразильском исследовании на 3-м или 6-м году обучения студентов-медиков была обнаружена статистически значимая отрицательная связь со всеми доменами WHOQOL-BREF, главным образом, в областях психологических и социальных отношений [20]. Авторы связывают эту закономерность на 3-м курсе с началом преподавания клинических дисциплин, требующего общения с пациентами, а на 6-м курсе — с выпускными экзаменами. По данным настоящего исследования, среди студентов немедицинских специальностей первые 2 курса также характеризовались более низкими уровнями в сфере социальных отношений, что, очевидно, связано с процессами адаптации, приспособления к новой социальной среде путем перестройки стратегий поведения.

Заключение

Результаты исследования показывают, что в исследуемой популяции студентов Томска с каждым годом обучения в вузе увеличивается частота употребления алкоголя, остается стабильно высокой частота нерационального питания, на старших курсах среди будущих специалистов здравоохранения нарастает частота гиподинамии. Обращают на себя внимание сниженные показатели КЖ среди студентов медицинского направления подготовки, особенно на курсах с максимальной академической нагрузкой. Полученные данные могут внести вклад в разработку дифференцированных программ профилактики ХНИЗ, а также мероприятий для повышения КЖ в студенческой популяции.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов; сбор и обработка материала — Н.М. Файзулина, Е.С. Куликов, А.А. Альмикеева, Т.А. Загромова, М.А. Балаганская; статистическая обработка — Н.М. Файзулина; написание текста — Н.М. Файзулина Е.С. Куликов; редактирование — О.С. Кобякова, И.А. Деев, Н.М. Файзулина, Е.С. Куликов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.