Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мелик-Гусейнов Д.В.

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента» Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

Ходырева Л.А.

ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 115184

Турзин П.С.

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента» Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

Изучение профессиональной подготовки медицинских работников по формированию здорового образа жизни среди населения

Авторы:

Мелик-Гусейнов Д.В., Ходырева Л.А., Турзин П.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1446

Загрузок: 31


Как цитировать:

Мелик-Гусейнов Д.В., Ходырева Л.А., Турзин П.С. Изучение профессиональной подготовки медицинских работников по формированию здорового образа жизни среди населения. Профилактическая медицина. 2018;21(6):31‑35.
Melik-Guseinov DV, Khodyreva LA, Turzin PS. Study of the professional training of healthcare workers in healthy lifestyle promotion among the population. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(6):31‑35. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20182106131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Проб­ле­мы адап­та­ции мо­ло­дых вра­чей в пе­ри­од на­ча­ла тру­до­вой де­ятель­нос­ти в пер­вич­ном зве­не здра­во­ох­ра­не­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):13-18
Вклад мо­биль­ных ме­ди­цин­ских бри­гад в про­ве­де­ние дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):7-15
При­ме­не­ние ин­дек­сно­го ме­то­да для оцен­ки кад­ро­во­го обес­пе­че­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):27-33
Роль вра­ча-нев­ро­ло­га и вра­ча-пси­хи­ат­ра при ока­за­нии ме­ди­цин­ской по­мо­щи мо­биль­ны­ми ме­ди­цин­ски­ми бри­га­да­ми сельским жи­те­лям 65 лет и стар­ше. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):51-57
Проб­ле­мы ор­га­ни­за­ции дис­пан­сер­но­го наб­лю­де­ния юно­шей 15—17 лет с за­бо­ле­ва­ни­ями кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):81-87
Фак­то­ры при­вер­жен­нос­ти вак­ци­на­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния Ар­хан­гельской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):92-99
К воп­ро­су об эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния ВПЧ-тес­ти­ро­ва­ния и ци­то­ло­ги­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния в рам­ках ком­би­ни­ро­ван­но­го скри­нин­га ра­ка шей­ки мат­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):23-29
Ре­ги­ональ­ные осо­бен­нос­ти слу­ча­ев гос­пи­та­ли­за­ции и ам­бу­ла­тор­ных об­ра­ще­ний за ме­ди­цин­ской по­мощью взрос­ло­го на­се­ле­ния с ус­та­нов­лен­ной хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):48-60
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47
По­пу­ля­ци­он­ные мо­де­ли для об­щей и пер­вич­ной за­бо­ле­ва­емос­ти пог­ра­нич­ны­ми пси­хи­чес­ки­ми расстройства­ми на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в пе­ри­од 1992—2022 гг.. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):113-121

В мартовском Послании Федеральному собранию и в Указе от 7.05.18 Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что сохранение здоровья населения, продление продолжительности жизни и активного долголетия является приоритетной задачей общества [1, 2]. В здравоохранении эти задачи стоят прежде всего перед первичной медико-санитарной помощью.

Доказано, что сохранению и улучшению состояния здоровья любого человека и населения в целом способствует ведение здорового образа жизни (ЗОЖ), направленного на предупреждение заболеваний, оздоровление и укрепление здоровья [3—5].

Здоровый образ жизни включает отказ от табакокурения, ограничение потребления алкоголя, исключение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, рациональные питание, режим труда и отдыха, активные занятия физкультурой и спортом, позитивное настроение [4—6]. Понятие ЗОЖ неразрывно связано с другими близкими понятиями, такими как качество жизни, обусловленное здоровьем [7—9].

Проведенный анализ действующей в нашей стране нормативно-правовой базы по подготовке медицинских работников позволяет оценить глубину раскрытия проблемы формирования ЗОЖ среди населения в рамках их обучения и существующие требования к их профессиональным знаниям и умениям для обеспечения квалифицированной реализации современных мер по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских организаций.

Так, основополагающий Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10] регламентирует приоритетные направления в деятельности учреждений здравоохранения, включая реализацию мер по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи (Ст.33).

В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [11] имеется подпрограмма 1 «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни», целями входящего в нее приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни («Укрепление общественного здоровья»)» определено увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 г. и до 60% к 2025 г. путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью (2017—2025). Подготовлены ли врачи и другие медицинские работники, прежде всего первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), являющейся основой медицинской помощи населению, к практической реализации их профессиональной деятельности в направлении формирования ЗОЖ среди прикрепленного населения?

Федеральной закон № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 г.) определяет уровень образовательных программ для среднего профессионального, высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре/адъюнктуре, в ординатуре) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) [12]. В последние годы началось внедрение новой процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности — аккредитации специалистов.

Утверждены квалификационные требования к врачам-терапевтам, врачам-педиатрам и врачам общей практики (семейные врачи), осуществляющим оказание ПМСП, в том числе мероприятия по формированию ЗОЖ и санитарно-гигиеническому просвещению населения [13].

Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), выпускник, освоивший программу специалитета по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), способностью и готовностью к осуществлению в ходе медицинской деятельности комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование ЗОЖ, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1) [14, 15].

ФГОС уровня бакалавриата по специальности «Сестринское дело» определяет профессиональные компетенции в сестринской клинической практике, включая способность и готовность к консультированию пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-11); способность и готовность к формированию мотивированного отношения каждого человека к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-12); готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-13) [16].

Программа подготовки в магистратуре по направлению «общественное здравоохранение» [17] определяет профессиональные компетенции по готовности решать задачи по участию в планировании и проведении мероприятий по охране здоровья, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения.

Задачи по реализации профессиональной деятельности по формированию ЗОЖ среди прикрепленного населения включены в программы кадров высшей квалификации (ординатура) и ФГОС высшего образования по специальности «Терапия», «Педиатрия», включая профилактическую деятельность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование ЗОЖ, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1) [18, 19].

Проблемы формирования ЗОЖ входят также в программы ФГОС [20] и подготовки кадров высшей квалификации по научным специальностям 14.02.03 «Общественное здоровье и здравоохранение» (исследования теоретических проблем охраны здоровья населения и здравоохранения, теорий и концепций развития здравоохранения, условий и образа жизни населения, социально-гигиенических проблем), 14.03.11 «Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия» (изучение закономерностей процессов формирования и сохранения, восстановления и укрепления здоровья человека путем динамической оценки и коррекции адаптационных возможностей организма, определение методологических основ профилактики заболеваний).

Наряду с этим вопросы подготовки медицинских работников по проблемам профилактики включаются в программы и по клиническим научным специальностям: 14.01.04 «Внутренние болезни», 14.01.08 «Педиатрия» и др. [21].

Профессиональные стандарты в области здравоохранения содержат описание трудовых функций, имеющих непосредственное отношение к мероприятиям, проводимым медицинскими специалистами в области профилактики и формирования ЗОЖ с приведением соответствующих трудовых действий, необходимых умений и знаний.

В таблице

Профессиональные стандарты в области здравоохранения
представлены сведения о следующих профессиональных стандартах: «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», «Специалист по педиатрии». Профессиональные стандарты других врачей, например «Врач-педиатр участковый», «Врач-стоматолог», «Врач-офтальмолог» и «Врач-оториноларинголог» и т. д. также включают аналогичные трудовые функции по формированию ЗОЖ у профильных пациентов.

В Москве мероприятия по формированию ЗОЖ регламентируются подпрограммой «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы Москвы «Развитие здравоохранения Москвы (столичное здравоохранение) на 2012—2020 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Москвы № 461-ПП от 04.10.11. [24], а также осуществляются через социально ориентированные медицинские проекты [25].

Таким образом, мероприятия по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских работников организаций ПМСП определены в федеральном законодательстве, но и фактически обеспечены действующей системой профессиональной подготовки медицинских работников на разных уровнях, включая ключевые специальности, особенно врачей и средний медицинский персонал «первого контакта».

Осуществление мероприятий по формированию ЗОЖ среди прикрепленного населения входит в профессиональные стандарты и ФГОС врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейные), а также медицинских работников со средним медицинским образованием с обеспечением необходимых профессиональных компетенций соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Несомненно, что оценка практики фактической реализации медицинскими работниками получаемых знаний и умений по проблеме профилактики заболеваний и формированию ЗОЖ может способствовать выявлению проблем и барьеров в реальных условиях, что важно для совершенствования как образовательных программ, так и методологии профилактической активности в системе здравоохранения. Эти задачи могут стать предметом специального изучения и в рамки настоящего анализа не входили.

Для обеспечения практической реализации регламентированных профессиональных компетенций и необходимых знаний, умений и навыков медицинских работников целесообразно в системе непрерывного дополнительного профессионального образования в медицинских образовательных учреждениях шире включать в учебные программы циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки разделы и интерактивные обучающие модули по методическим вопросам и практическим технологиям профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ, что в настоящее время практикуется в рамках образовательных программ в Национальных исследовательских центрах.

В целях выявления с позиций доказательной медицины краткосрочных и отдаленных результатов эффективности проведения конкретных мероприятий по формированию ЗОЖ и профилактике целесообразно мониторирование их результативности с применением индикаторов оценки качества и результата в рамках специальных исследований, что будет способствовать совершенствованию не только практической профилактической деятельности в системе здравоохранения, но и позволит улучшить образовательные программы на всех уровнях подготовки медицинских работников.

Участие авторов:

Концепция и дизайн — Д.М.-Г.

Сбор и обработка материала, написание текста — П.Т.

Редактирование — Л.Х.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

*Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич — к.фарм.н., доц. [David V. Melik-Guseinov, MD, PhD, docent]; адрес: 115088, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9 [address: 9 Sharikopodshipnikovskaya street, Moscow, 115088, Russia]; eLibrary SPIN: 5939-2443; e-mail: niiozmm@zdrav.mos.ru

Ходырева Любовь Алексеевна — д.м.н. [Lyubov A. Khodyreva, MD, PhD]; https://orcid.org/0000-0002-0751-4982; eLibrary SPIN: 3565-5366; e-mail: khodyreva60@mail.ru

Турзин Петр Степанович — д.м.н., проф. [Peter S. Turzin, MD, PhD, Professor]; https://orcid.org/0000-0001-5231-8000; eLibrary SPIN: 4531-9350; e-mail: TurzinPS@zdrav.mos.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.