В мартовском Послании Федеральному собранию и в Указе от 7.05.18 Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что сохранение здоровья населения, продление продолжительности жизни и активного долголетия является приоритетной задачей общества [1, 2]. В здравоохранении эти задачи стоят прежде всего перед первичной медико-санитарной помощью.
Доказано, что сохранению и улучшению состояния здоровья любого человека и населения в целом способствует ведение здорового образа жизни (ЗОЖ), направленного на предупреждение заболеваний, оздоровление и укрепление здоровья [3—5].
Здоровый образ жизни включает отказ от табакокурения, ограничение потребления алкоголя, исключение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, рациональные питание, режим труда и отдыха, активные занятия физкультурой и спортом, позитивное настроение [4—6]. Понятие ЗОЖ неразрывно связано с другими близкими понятиями, такими как качество жизни, обусловленное здоровьем [7—9].
Проведенный анализ действующей в нашей стране нормативно-правовой базы по подготовке медицинских работников позволяет оценить глубину раскрытия проблемы формирования ЗОЖ среди населения в рамках их обучения и существующие требования к их профессиональным знаниям и умениям для обеспечения квалифицированной реализации современных мер по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских организаций.
Так, основополагающий Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10] регламентирует приоритетные направления в деятельности учреждений здравоохранения, включая реализацию мер по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских организаций первичной медико-санитарной помощи (Ст.33).
В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [11] имеется подпрограмма 1 «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни», целями входящего в нее приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни («Укрепление общественного здоровья»)» определено увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 г. и до 60% к 2025 г. путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью (2017—2025). Подготовлены ли врачи и другие медицинские работники, прежде всего первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), являющейся основой медицинской помощи населению, к практической реализации их профессиональной деятельности в направлении формирования ЗОЖ среди прикрепленного населения?
Федеральной закон № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 г.) определяет уровень образовательных программ для среднего профессионального, высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре/адъюнктуре, в ординатуре) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) [12]. В последние годы началось внедрение новой процедуры допуска специалистов к профессиональной деятельности — аккредитации специалистов.
Утверждены квалификационные требования к врачам-терапевтам, врачам-педиатрам и врачам общей практики (семейные врачи), осуществляющим оказание ПМСП, в том числе мероприятия по формированию ЗОЖ и санитарно-гигиеническому просвещению населения [13].
Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), выпускник, освоивший программу специалитета по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), способностью и готовностью к осуществлению в ходе медицинской деятельности комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование ЗОЖ, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1) [14, 15].
ФГОС уровня бакалавриата по специальности «Сестринское дело» определяет профессиональные компетенции в сестринской клинической практике, включая способность и готовность к консультированию пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-11); способность и готовность к формированию мотивированного отношения каждого человека к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-12); готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-13) [16].
Программа подготовки в магистратуре по направлению «общественное здравоохранение» [17] определяет профессиональные компетенции по готовности решать задачи по участию в планировании и проведении мероприятий по охране здоровья, улучшению здоровья населения, организации и менеджмента в области общественного здравоохранения.
Задачи по реализации профессиональной деятельности по формированию ЗОЖ среди прикрепленного населения включены в программы кадров высшей квалификации (ординатура) и ФГОС высшего образования по специальности «Терапия», «Педиатрия», включая профилактическую деятельность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование ЗОЖ, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1) [18, 19].
Проблемы формирования ЗОЖ входят также в программы ФГОС [20] и подготовки кадров высшей квалификации по научным специальностям 14.02.03 «Общественное здоровье и здравоохранение» (исследования теоретических проблем охраны здоровья населения и здравоохранения, теорий и концепций развития здравоохранения, условий и образа жизни населения, социально-гигиенических проблем), 14.03.11 «Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия» (изучение закономерностей процессов формирования и сохранения, восстановления и укрепления здоровья человека путем динамической оценки и коррекции адаптационных возможностей организма, определение методологических основ профилактики заболеваний).
Наряду с этим вопросы подготовки медицинских работников по проблемам профилактики включаются в программы и по клиническим научным специальностям: 14.01.04 «Внутренние болезни», 14.01.08 «Педиатрия» и др. [21].
Профессиональные стандарты в области здравоохранения содержат описание трудовых функций, имеющих непосредственное отношение к мероприятиям, проводимым медицинскими специалистами в области профилактики и формирования ЗОЖ с приведением соответствующих трудовых действий, необходимых умений и знаний.
В таблице представлены сведения о следующих профессиональных стандартах: «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», «Специалист по педиатрии». Профессиональные стандарты других врачей, например «Врач-педиатр участковый», «Врач-стоматолог», «Врач-офтальмолог» и «Врач-оториноларинголог» и т. д. также включают аналогичные трудовые функции по формированию ЗОЖ у профильных пациентов.
В Москве мероприятия по формированию ЗОЖ регламентируются подпрограммой «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи» Государственной программы Москвы «Развитие здравоохранения Москвы (столичное здравоохранение) на 2012—2020 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Москвы № 461-ПП от 04.10.11. [24], а также осуществляются через социально ориентированные медицинские проекты [25].
Таким образом, мероприятия по формированию ЗОЖ в деятельности медицинских работников организаций ПМСП определены в федеральном законодательстве, но и фактически обеспечены действующей системой профессиональной подготовки медицинских работников на разных уровнях, включая ключевые специальности, особенно врачей и средний медицинский персонал «первого контакта».
Осуществление мероприятий по формированию ЗОЖ среди прикрепленного населения входит в профессиональные стандарты и ФГОС врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейные), а также медицинских работников со средним медицинским образованием с обеспечением необходимых профессиональных компетенций соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Несомненно, что оценка практики фактической реализации медицинскими работниками получаемых знаний и умений по проблеме профилактики заболеваний и формированию ЗОЖ может способствовать выявлению проблем и барьеров в реальных условиях, что важно для совершенствования как образовательных программ, так и методологии профилактической активности в системе здравоохранения. Эти задачи могут стать предметом специального изучения и в рамки настоящего анализа не входили.
Для обеспечения практической реализации регламентированных профессиональных компетенций и необходимых знаний, умений и навыков медицинских работников целесообразно в системе непрерывного дополнительного профессионального образования в медицинских образовательных учреждениях шире включать в учебные программы циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки разделы и интерактивные обучающие модули по методическим вопросам и практическим технологиям профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ, что в настоящее время практикуется в рамках образовательных программ в Национальных исследовательских центрах.
В целях выявления с позиций доказательной медицины краткосрочных и отдаленных результатов эффективности проведения конкретных мероприятий по формированию ЗОЖ и профилактике целесообразно мониторирование их результативности с применением индикаторов оценки качества и результата в рамках специальных исследований, что будет способствовать совершенствованию не только практической профилактической деятельности в системе здравоохранения, но и позволит улучшить образовательные программы на всех уровнях подготовки медицинских работников.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — Д.М.-Г.
Сбор и обработка материала, написание текста — П.Т.
Редактирование — Л.Х.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
*Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич — к.фарм.н., доц. [David V. Melik-Guseinov, MD, PhD, docent]; адрес: 115088, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 9 [address: 9 Sharikopodshipnikovskaya street, Moscow, 115088, Russia]; eLibrary SPIN: 5939-2443; e-mail: niiozmm@zdrav.mos.ru
Ходырева Любовь Алексеевна — д.м.н. [Lyubov A. Khodyreva, MD, PhD]; https://orcid.org/0000-0002-0751-4982; eLibrary SPIN: 3565-5366; e-mail: khodyreva60@mail.ru
Турзин Петр Степанович — д.м.н., проф. [Peter S. Turzin, MD, PhD, Professor]; https://orcid.org/0000-0001-5231-8000; eLibrary SPIN: 4531-9350; e-mail: TurzinPS@zdrav.mos.ru