Введение
Медицинская профессия, несмотря на всю значимость, сопряжена с рядом психологических рисков, которые могут оказать негативное влияние на здоровье и благополучие медицинских работников. Как известно, медицинские работники несут огромную ответственность за жизнь и здоровье своих пациентов. Это постоянное давление может стать причиной хронического стресса и выгорания. Ответственность за принятие решений, которые могут иметь жизненно важные последствия, бывает подавляющей. Это особенно актуально при нехватке времени и необходимости принимать решения в условиях неопределенности. Многочисленные научные исследования показывают, что здоровье граждан любой страны зависит от наличия высококвалифицированного медицинского персонала и качественных медицинских услуг. Для создания кадрового потенциала в медицинских организациях необходимо выявление позитивных и негативных аспектов, воздействующих на медицинский персонал. Профессиональное выгорание у врачей является широко распространенной проблемой во всем мире. Оно включает эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личных достижений. В России профессиональное выгорание медицинских работников также актуально, особенно среди врачей — анестезиологов-реаниматологов, хирургов, онкологов, которые подвергаются высокому и продолжительному стрессу. Пандемия COVID-19 усугубила ситуацию, увеличив рабочую нагрузку и влияние стресса на медицинский персонал в целом. Профессиональное выгорание может привести к снижению качества медицинской помощи и увеличению количества врачебных ошибок. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально включила профессиональное выгорание в 11-ю Международную классификацию болезней (МКБ-11). В данном случае речь идет о клинически значимом синдроме, «проистекающем от ситуации хронического стресса на рабочем месте, который не удается успешно преодолеть». Согласно определению ВОЗ, «синдром выгорания» как физическое, эмоциональное или мотивационное истощение характеризуется нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ, суицидальному поведению.
Медицинские работники часто сталкиваются с высоким уровнем стресса из-за интенсивного рабочего графика, необходимости принимать быстрые и ответственные решения, а также из-за эмоциональной нагрузки, связанной с уходом за пациентами. Постоянное столкновение с такими событиями может привести к развитию посттравматического стрессового расстройства. Реакция на стресс может проявляться в различных формах, таких как хроническая усталость, раздражительность и даже физические симптомы, например головная боль и расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта.
Психологическая диагностика в нашей стране переживала периоды подъемов и спадов; после довольно длительного периода застоя в настоящее время отмечается оживление интереса в этой области.
Одна из актуальных задач психологии — это психологическая подготовка (профилактика) и адаптация.
Психологической подготовкой называется организованный управляемый процесс реализации потенциальных психических возможностей в объективные действия, адекватные этим возможностям, который представляет собой две самостоятельные формы психического воздействия на человека. Психологическая подготовка (профилактика) является, прежде всего, способом воспитания, направленным на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений. Этот процесс позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т.е. в свойство личности. Для осуществления такой подготовки необходимы качественный диагностический инструмент и методика, обеспечивающая валидность и надежность применения этого инструмента.
Термины и определения
Психодиагностика — наука и практика установления психологического диагноза, т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков [1].
Психофизиологическое обследование — обследование, осуществляемое с целью получения данных о физиологических и психических функциях индивида [2].
Психологическое тестирование (раздел психодиагностики) — исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов [3].
Тест — стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми заранее заданными стандартами — нормами теста [1].
Цель исследования — разработать программу компьютерной психологической диагностики у лиц экстремальных профессий.
Материал и методы
Психодиагностика с применением компьютерной системы тестирования Vienna
Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики. К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для этих методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность [4]. К этому виду можно отнести компьютерный комплекс для психологического тестирования Vienna («Schuhfried GmbH», Австрия). В настоящее время психодиагностику используют для решения широкого круга задач в образовании, производстве, бизнесе, медицине, спорте и т.д.
Показания и противопоказания к применению компьютерной психодиагностики
Показания:
Применять методы психодиагностики можно, если нет противопоказаний, пациент (респондент) мотивирован, от него получено информированное добровольное согласие на участие в психодиагностических мероприятиях.
Противопоказания:
— выраженные дефекты зрения и слуха;
— острые инфекционные заболевания;
— выраженные нервные, психические расстройства и умственная отсталость;
— эпилепсия;
— неприятие пациентом зависимости от стимулятора (приборозависимость);
— декомпенсированные соматические заболевания;
— морально-этические ограничения.
Профессионально-этические принципы применения процедуры тестирования
Тестирование проводится в кабинете, оснащенном компьютерным комплексом для психологического тестирования Vienna. До начала исследования респонденту дается четкая инструкция о порядке проведения психодиагностической процедуры. Во время работы испытуемого психолог не вмешивается в ход тестирования, результаты (графики и абсолютные величины) автоматически обрабатываются в программе экспертной системы, что обеспечивает минимальное воздействие экспериментатора на личность испытуемого в ходе тестирования и на результат исследования. Данные описываются в психологическом заключении, на их основании даются рекомендации по коррекции развивающихся процессов профессионального выгорания и по наиболее эффективному использованию имеющихся психоэмоциональных качеств. Результаты цифровой диагностики переводятся психологами в содержательную форму и не передаются в виде графиков и числовых значений (при необходимости числовых значений дается корректная расшифровка), специфических психологических описаний. Заключение оформляется в виде психологической характеристики без использования специальной терминологии, понятным для любого человека языком. Информация передается индивидуально и сопровождается объяснениями и интерпретацией результатов обследования. При передаче информации учитываются специфические характеристики условий труда, эмоциональные проявления, особенности личности, не ущемляется достоинство испытуемого. Если передать информацию без дополнительного разъяснения, это может принести вред респонденту.
Использование тестов соответствует юридическим и социальным нормам и не противоречит определенным профессионально-этическим принципам.
Основные принципы проведения тестирования:
— наличие специальной подготовки и аттестации у лиц, занимающихся тестированием;
— личная ответственность практического психолога;
— ограничение распространения тестовых методик;
— информированное добровольное согласие (обследуемое лицо должно знать о целях тестирования, иметь гарантии получения информации о результатах, принимать добровольно решение об участии/неучастии в обследовании);
— конфиденциальность (третьи лица не имеют права доступа к результатам обследования);
— объективность (полученная информация должна объективно характеризовать обследованное лицо);
— охрана прав личности («не навреди»);
— данные, полученные много лет назад, могут быть использованы только с согласия самого испытуемого и должны сохраняться под строжайшим контролем.
Таким образом, при психологическом исследовании с применением разработанных и адаптированных в ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского» методик соблюдаются все профессионально-этические принципы.
— Главной целью являются овладение навыками и развитие когнитивных способностей и физиологических процессов, необходимых для оптимальной профилактики профессионального выгорания (стресса) и создания условий психологического комфорта.
— Работа в условиях психологического риска создает уникальную, неповторимую ситуацию испытания. Качество медицинских услуг в значительной мере определяется способностью врача к оптимизации внутренних условий. Отсюда вытекают следующие психологические требования:
— высокая духовная вариабельность, тактическое и профессиональное мышление (для мотивации достижения);
— высокая эмоциональная стабильность (зрелость личности);
— высокий уровень сосредоточенности на задании;
— высокие психические адаптируемость и переключаемость (реактивная толерантность к психологическим и физическим нагрузкам, интерференционная склонность, поленезависимость);
— социальная компетентность, способствующая профессиональной успешности.
Чтобы отвечать этим требованиям, медицинскому работнику необходимо пройти комплексную диагностику психологических компонентов, направленную на выявление стресс-ассоциированных состояний, развитие психических предпосылок для их профилактики.
Результат
Описание метода
Разработанная комплексная методика тестирования и тренинга представляет собой современную компьютеризированную мультисистему, позволяющую объективно и стандартизированно оценить психологические особенности личности респондента. В соответствии с методологией обследования используются общепринятые тесты (табл. 1) [5—16].
Таблица 1. Тесты, используемые в обследовании
Название теста | Цель проведения |
Пространственное представление (MR) | Определение способности к приему и обработке трехмерной информации, т.е. ментального представления и качества внутренних «картинок» |
Визуальная память (VISGED) | Проверка визуально-пространственной кратковременной памяти, ее объема и верности воспроизведения |
Способность к сосредоточению (DAKT) | Определение быстроты и точности восприятия с точки зрения количественной и качественной способности к сосредоточению |
Зрительное восприятие (LVT) | Определение аспекта визуальной ориентации, который заключается в слежении за простыми оптическими структурами в комплексной среде и умении не поддаваться влиянию мешающих элементов в условиях нехватки времени |
Стресс-опросник «Человеческие ресурсы» (DSIHR) | Оценка стресса и эмоционального выгорания, дифференцированное определение возбудителей стресса, копинг-стратегии, стрессовой стабилизации |
Сенсомоторная координация глаз и рук (SMK) | Проверка координации «глаз-рука» и «рука-рука». Определение способности контролировать движения с использованием обратного потока сенсорной информации из текущего выполнения движения |
Поленезависимость (GESTA) | Определение способности к восприятию важной информации, независимо от отвлекающего окружения, а также проверка способности к независимости от поля (от мнения окружающих) |
Внимание (DAUF) | Измерение способности к долговременному вниманию и сосредоточению в критических временных условиях |
Реакционный тест (RT) | Оценка времени реакции (с разделением времени реакции и времени моторики в миллисекундах), а также бдительности и способности подавлять неадекватную реакцию |
Детерминационный тест (DT) | Оценка релевантных изменений функциональных возможностей: реактивной стрессоустойчивости, недостатка внимания и скорости реакции в условиях быстро меняющихся и продолжительных разномодальных стимулов |
Перефирийное зрение (PP) | Оценка восприятия и обработка информации от периферийного зрения в ходе выполнения заданий на слежение |
Склонность к риску (RISKO) | Определение общей способности к риску, а также влияния неудачи и оценочных способностей |
Стресс-опросник «Человеческие ресурсы» (DSIHR) | Оценка стресса и эмоционального выгорания. Дифференцированное определение возбудителей стресса, копинг-стратегии, стрессовой стабилизации |
Мотивация (OLMT) | Объективное измерение мотивации к достижению, мотивации за счет личных целей, за счет конкуренции и уровня притязаний |
Антиципация времени и движения (ZBA) | Оценка способности контролировать скорость и движение в пространстве. Количественная и качественная оценка степени, в которой человек может правильно понимать движение и скорость перемещения объектов в пространстве и времени |
Стресс на переносимость (BFBEL) | Оценка способности переносить стресс-ассоциированные импульсы |
Эффективность метода
В ходе психологического обследования реализуется разработанный психологами ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского» комплекс научно-методических, диагностических и практических мероприятий, направленных на выявление личностных, когнитивных, социальных, психогенных и соматогенных факторов, которые могут обусловливать развитие психической дезадаптации, состояние стресса, преждевременное профессиональное выгорание и создавать препятствия для успешной профессиональной деятельности.
Основными задачами психологического обследования являются:
— экспертный анализ индивидуально-психологических особенностей личности, оказывающих как потенциально благоприятное, так и потенциально негативное влияние на профессиональную деятельность испытуемого [17];
— выявление среди медицинских работников лиц с нервно-психической неустойчивостью, находящихся в состоянии стрессовой дезадаптации.
В соответствии с задачами разработаны методики проведения тестирования (табл. 2.).
Таблица 2. Методики проведения тестирования
Психологические требования | Тест |
Продолжительное внимание | SIGNAL — измеряются долговременное внимание и визуальное дифференцирование релевантного сигнала при наличии мешающих стимулов |
Периферическое восприятие | PP — проверяется способность к восприятию и переработке информации на краю поля зрения, а также способность к разделению внимания |
Простая реакционная способность | RT — определяются способность и скорость реагирования на визуальные и световые стимулы, измеряется моторное и латентное время реакции |
Время реакции в сложной вариативной обстановке | DT — измеряется способность к продолжительной реакции множественного выбора на быстро меняющиеся стимулы |
Интерференционная склонность | STROOP — определяются отвлекаемость, способность учитывать релевантные вещи и аспекты, игнорируя иррелевантные детали или мешающие сигналы. Определяется способность к обработке информации при простых и сложных комплексных заданиях |
Требования, предъявляемые к личности | Тест |
Мотивация достижения | OLMT — определяются усилия, прилагаемые для обработки заданий, изменение мотивации в условиях конкуренции, выявляется уровень притязаний самого испытуемого |
Толерантность к стрессовым факторам | DSIHR — позволяет определить возбудитель стресса, доступные копинг-стратегии и риск стабилизации стрессовой ситуации |
Уверенность в себе | BFSI — отражают образ Я, который сложился у данного лица |
Честолюбие | BFSI — отражают образ Я, который сложился у данного лица |
Склонность к риску | RISIKO — измеряются общая способность человека к рискованным действиям, способность оценки этих действий и влияние неудачи на последующие действия |
Кроме того, в комплекс компьютерного психологического тестирования на профессиональное выгорание включены следующие методы:
— шкала психологического стресса (Phychological Stress Measure, PSM-25);
— шкала депрессии, тревоги и стресса (DASS);
— опросник выгорания C. Maslach (MBI) [18], в российской адаптации — опросник профессионального выгорания.
Заключение
Важно не останавливаться только на психологической диагностике. Организация психологической поддержки для медицинских работников является одним из ключевых методов профилактики и преодоления психологических рисков. Это могут быть консультации с психологами, групповые терапевтические сессии и программы поддержки. Психологическая поддержка направлена на то, чтобы помочь медицинским работникам справляться с эмоциональными нагрузками, развивать навыки саморегуляции и улучшать общее психическое здоровье.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.