Вилков В.Г.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России, Москва

Шальнова С.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины», Минздрава России, Москва, Россия

Муромцева Г.А.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Баланова Ю.А.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Капустина А.В.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России, Москва

Евстифеева С.Е.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва

Имаева А.Э.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия

Константинов В.В.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России, Москва

Уровень артериального давления в популяциях Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в тридцатилетней перспективе

Авторы:

Вилков В.Г., Шальнова С.А., Муромцева Г.А., Баланова Ю.А., Капустина А.В., Евстифеева С.Е., Имаева А.Э., Константинов В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 951

Загрузок: 10


Как цитировать:

Вилков В.Г., Шальнова С.А., Муромцева Г.А., и др. Уровень артериального давления в популяциях Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в тридцатилетней перспективе. Профилактическая медицина. 2017;20(5):42‑46.
Vilkov VG, Shalnova SA, Muromtseva GA, et al. Blood pressure levels in the populations of the Russian Federation and the United States of America in thirty-year perspective. Russian Journal of Preventive Medicine. 2017;20(5):42‑46. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201720542-46

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ар­те­ри­аль­ная ги­пер­тен­зия у па­ци­ен­тов — учас­тни­ков бо­евых действий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):128-132
Ре­ци­див пер­вич­ной ме­ди­ас­ти­наль­ной B-круп­нок­ле­точ­ной лим­фо­мы с изо­ли­ро­ван­ным по­ра­же­ни­ем цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы: фак­то­ры рис­ка и по­иск пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной те­ра­пии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(2):39-45
Ге­мо­ди­на­ми­ка и ре­пер­фу­зи­он­ная те­ра­пия при ише­ми­чес­ком ин­суль­те: друзья или вра­ги?. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(2):91-96
Эф­фек­тив­ность ма­ну­аль­ной кор­рек­ции ос­те­охон­дро­за шей­но­го от­де­ла поз­во­ноч­ни­ка в те­ра­пии син­дро­ма ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии и пре­ди­абе­та. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(2):12-17
Теория цен­тра­ли­зо­ван­ной ком­пен­са­ции аэроб­но-ана­эроб­но­го энер­ге­ти­чес­ко­го ба­лан­са и не­ле­карствен­ные ме­то­ды ле­че­ния ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(2):34-39
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):41-48
Ана­лиз ос­лож­не­ний од­но­этап­ных и дву­хэ­тап­ных ре­конструк­ций мо­лоч­ной же­ле­зы в за­ви­си­мос­ти от спо­со­ба ре­конструк­ции и фак­то­ров рис­ка. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):16-21
Ре­па­ра­тив­ный по­тен­ци­ал кос­тной тка­ни и влияющие на не­го фак­то­ры. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):41-49
Вли­яние ки­шеч­ной мик­ро­би­оты на раз­ви­тие кар­ди­овас­ку­ляр­ной ате­рос­кле­ро­ти­чес­кой па­то­ло­гии и ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка у па­ци­ен­та стар­чес­ко­го воз­рас­та (кли­ни­чес­кий слу­чай). Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(1):30-36
Роль ген­но­го по­ли­мор­физ­ма в на­ру­ше­ни­ях сис­те­мы ге­мос­та­за у па­ци­ен­тов дет­ско­го воз­рас­та, под­вер­гших­ся кар­ди­охи­рур­ги­чес­ким вме­ша­тельствам. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(3):43-48

Артериальная гипертензия (АГ) давно перестала быть только медицинской проблемой, унося множество жизней и приводя к инвалидизации населения во многих странах мира [1]. Так, S. Lim и соавт. [2] показали, что ежегодно осложнения АГ становятся причиной 9,4 млн случаев смерти в мире. Высокое артериальное давление (АД) является причиной возникновения половины инсультов и эпизодов ишемической болезни сердца [3].

Хорошо известно, что АГ является независимым фактором риска (ФР) сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний [4—6]. Имеются доказательства, что повышенное АД является и независимым ФР хронической болезни почек [7, 8].

Тяжелое бремя АГ и ее неблагоприятных последствий некоторое время считались бедствием экономически развитых стран. Однако результаты исследований последних двух десятилетий свидетельствуют о том, что во многих развивающихся странах отмечают более высокий уровень распространенности АГ [6, 9—11].

Число лиц с АГ возросло с 1980 по 2008 г. почти в 2 раза. Самая высокая распространенность АГ отмечается в африканском регионе, где этот показатель составляет 46% от числа лиц в возрасте 25 лет и старше, а самая низкая распространенность — на американском континенте с показателем 35% [12]. В целом в странах с высокими доходами отмечается более низкая по сравнению с другими странами распространенность АГ [11, 13].

В то же время следует отметить некоторые противоречия в данных, особенно полученных в результате моделирования. Например, G. Danaei и соавт. [14] показывают снижение систолического АД (САД) с 2000 по 2008 г., а P. Kearney и соавт. [15] прогнозируют ожидаемый рост лиц с повышенным АД в мире на 60%, в том числе в развитых странах на 29%. Позиция P. Heidenreich и соавт. [16] ближе к P. Kearney и соавт. [15], эти авторы прогнозируют увеличение всех сердечно-сосудистых заболеваний, включая АГ, за счет старения населения и эпидемии метаболических нарушений.

Таким образом, изучение динамики показателей АД способствует пониманию влияния образа жизни, питания и фармакологических агентов на формирование приоритетов вмешательства и оценку национальных программ.

Цель настоящего исследования — изучение динамики средних уровней САД и диастолического АД (ДАД) в России и США в различных возрастно-половых категориях с 1975 по 2014 г.

Материал и методы

В работе использованы данные популяционных российских исследований, выполненных в 1975—1982 гг. в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины, протокол которых опубликован ранее [17, 18], эти данные были объединены в выборку с условным названием РФ-1980. Использованы также данные одномоментного наблюдательного исследования «Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний и их факторов риска в различных регионах Российской Федерации» (ЭССЕ-РФ), выполненного в 2012—2014 гг., в котором использовалась сформированная по территориальному принципу случайная систематическая стратифицированная многоступенчатая выборка [19]. Исследование одобрено этическими комитетами ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», ФГБУ «Центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова» и ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс». Информированное согласие на обработку персональных данных подписано всеми участниками данного исследования.

Проводили сопоставление с данными одномоментных исследований неорганизованной популяции гражданского населения США серии NHANES: NHANES II (1976—1980) и Continuous NHANES (C. NHANES, 2007—2012). Дизайн этих исследований и методы определения показателей описаны в соответствующей документации [20—23].

Анализировали возраст, пол, величины САД и ДАД, измеренные на плечевой артерии, в российских исследованиях 80-х годов и американских исследованиях серии NHANES ртутным сфигмоманометром, в ЭССЕ-РФ — автоматическим тонометром OMRON M3 Expert.

В каждом из популяционных исследований величины показателей сравнивали у мужчин и женщин в возрастных группах 25—34, 35—44, 45—54 и 55—64 года, число наблюдений в группах (n) приведено в табл. 1—4.

Таблица 2. Артериальное давление в популяциях РФ (РФ-1980, 1975—1982 гг.) и США (NHANES II, 1976—1980) Примечание. Объединенная выборка РФ-1980 включает мужчин и женщин, проживавших в Москве и Ленинграде. Из популяции NHANES II для данного сравнения отобраны жители городов США с населением более 3 млн человек.
Таблица 3. Артериальное давление в российской популяции в 1975—1982 гг. (РФ-1980) и 2012—2014 гг. (ЭССЕ-РФ)
Таблица 4. Артериальное давление в популяции США в 1976—1980 гг. (NHANES II) и 2007—2012 гг. (С. NHANES) Примечание. В исследовании NHANES II использованы все наблюдения, а не только жителей крупных городов (в отличие от данных табл. 2).
Таблица 1. Артериальное давление в популяциях РФ (ЭССЕ-РФ) в 2012—2014 гг. и США (C. NHANES) в 2007—2012 гг. Примечание. Здесь и в табл. 2—4: приведены средние величины показателей в группах (M±SD) и уровень значимости различий p между группами по U-критерию Манна—Уитни; n — число наблюдений в соответствующих возрастных группах мужчин или женщин.

Для статистического анализа использовали стандартные статистические процедуры. При сравнении групп предпочтение отдавали непараметрическим методам, в частности использовали U-критерий Манна—Уитни. Рассчитывали также средние величины и стандартные отклонения (M±SD).

Результаты и обсуждение

В табл. 1 и 2 представлены результаты сравнения величин АД в популяциях РФ и США в конце 2010-х годов и 30 годами ранее соответственно.

По современным данным (исследования ЭССЕ-РФ и Continuous NHANES 2007—2012), средние величины САД и ДАД в РФ намного превышают соответствующие уровни АД в США для всех возрастных групп как у мужчин, так и у женщин (см. табл. 1).

По данным 35-летней давности в РФ по сравнению с США (см. табл. 2):

— у мужчин всех возрастных групп средние уровни САД и ДАД немного выше в РФ, в большинстве случаев эти различия статистически недостоверны;

— у женщин направленность различий между РФ и США такая же, но выражены они сильнее и почти во всех возрастных группах статистически достоверны.

Таким образом, соотношения средних величин АД в РФ и США в конце 2010-х годов в основном остались такими же, как 30 лет назад, причем различия у мужчин за это время усилились. Проведенный нами анализ базы данных [24] показал, что, по данным ВОЗ, средний уровень стандартизованного по возрасту САД у лиц 18 лет и старше в РФ в сравнении с США в 1980 г. был выше на 5 мм рт.ст. у мужчин и 10 мм рт.ст. у женщин, а в 2010 г. — выше на 8 мм рт.ст. у мужчин и женщин, что в целом неплохо согласуется с нашими результатами. Наши данные также не противоречат результатам анализа мировых трендов САД [14], согласно которому средний уровень САД в странах с низким и средним уровнем доходов выше по сравнению со странами с высокими доходами. Полученные нами результаты не противоречат и данным объединенного анализа 90 популяционных исследований (общее число обследованных 968 419 человек), согласно которому в 2010 г. распространенность АГ среди взрослых составляла в среднем 31%, причем 28,5% в странах с высоким уровнем доходов и 31,5% в странах с более низкими уровнями доходов [11].

Из данных табл. 3 видно, что в РФ за 30-летний период средние величины АД снизились в большинстве случаев:

— величины ДАД достоверно снизились во всех возрастных группах мужчин и женщин;

— величины САД у женщин снизились во всех возрастных группах, у мужчин в возрасте до 45 лет отмечено небольшое (в пределах 1—1,4 мм рт.ст.) повышение САД, начиная с 45-летнего возраста изменения САД недостоверны.

В США за 30-летний период (см. табл. 4) во всех группах уровни САД и ДАД достоверно снизились.

Таким образом, по нашим данным, в обеих странах за 30-летний период имело место снижение АД, причем в популяции США динамика заметно лучше в сравнении с РФ.

Результаты опубликованного в 2011 г. [14] анализа трендов САД (1980—2008 гг.) свидетельствуют о небольшом снижении САД, более выраженном в экономически развитых регионах (Австралия, Северная Америка и Западная Европа), что в целом согласуется с полученными нами результатами.

По данным объединенного анализа 1479 популяционных исследований с общим числом обследованных взрослых людей 19,1 млн человек, динамика АД с 1975 по 2015 г. характеризовалась снижением среднего САД и ДАД у жителей стран Запада и Тихоокеанского региона с высокими уровнями дохода, в прочих странах тренды АД отличались значительным разнообразием [6], что согласуется с нашими данными.

По данным ВОЗ [24], средний уровень стандартизованного по возрасту САД у лиц 18 лет и старше в 2010 г. в сравнении с 1980 г. в РФ снизился в среднем на 3 мм рт.ст. у мужчин и 7 мм рт.ст. у женщин, а в США за аналогичный период времени САД снизилось в среднем на 5 мм рт.ст. как у мужчин, так и у женщин. Следовательно, при той же направленности сдвигов САД их величина, по данным ВОЗ, существенно меньше, чем по результатам реальных популяционных исследований, анализ которых представлен в настоящей статье.

Заключение

Непротиворечивые выводы получены при анализе 4 крупных выборок (РФ-1980, ЭССЕ-РФ, NHANES II и Continuous NHANES) из популяций двух разных стран — РФ и США. Общее число проанализированных в настоящей работе наблюдений составило 48 974.

Наблюдаются систематические различия между популяциями РФ и США по средним уровням АД. В большинстве случаев средние величины САД и ДАД в РФ превышают соответствующие уровни АД в США.

В обеих популяциях уровни АД за 30 лет снизились, в США это явление выражено сильнее.

И сейчас, и 35 лет назад, РФ проигрывает США по уровню АД, причем за три десятилетия ситуация ухудшилась.

Благодарности. Авторы выражают признательность участникам исследования ЭССЕ-РФ, усилиями которых были собраны российские данные, использованные в этой статье.

Кроме того, настоящая работа стала возможной благодаря свободному доступу к данным исследований серии NHANES, предоставленному National Center for Health Statistics (NCHS) США. Ответственность за результаты анализа, интерпретации и выводы лежит на авторах, ответственность NCHS ограничивается первичными данными.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — В.В., С.Ш.

Сбор и обработка материала — С.Ш., Г. М., Ю.Б., А.К., С.Е., А.И., В.К.

Статистическая обработка — В.В.

Написание текста — В.В., С.Ш.

Редактирование — С.Ш.

Сведения об авторах

Вилков Владимир Галикович — д.м.н., в.н.с. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ НМИЦ ПМ; е-mail: vilkov_vladimir@list.ru;

Шальнова Светлана Анатольевна — д.м.н., проф., рук. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ НМИЦ ПМ; е-mail: sshalnova@gnicpm.ru;

*Муромцева Галина Аркадьевна — к.б.н, в.н.с. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ НМИЦ ПМ; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0240-3941; eLibrary SPIN: 9872-8010; е-mail: gmuromtseva@gnicpm.ru;

Баланова Юлия Андреевна — к.м.н., в.н.с. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ НМИЦ ПМ; е-mail: jbalanova@gnicpm.ru;

Капустина Анна Владимировна — с.н.с. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ НМИЦ ПМ; е-mail: akapustina@gnicpm.ru;

Евстифеева Светлана Евгеньевна — к.м.н., с.н.с. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ НМИЦ ПМ; е-mail: sevstifeeva@gnicpm.ru;

Имаева Асия Эмверовна — к.м.н., с.н.с. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ ГНИЦ ПМ; е-mail: aimaeva@gnicpm.ru;

Константинов Владимир Васильевич — д.м.н., проф., в.н.с. отд. эпидемиологии ХНИЗ ФГБУ ГНИЦ ПМ; е-mail: vkonstantinov@gnicpm.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.