Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кукушкин С.К.

ГНИЦ профилактической медицины;
Кафедра доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва

Калинина А.М.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва

Маношкина Е.М.

ГНИЦ профилактической медицины;
Кафедра госпитальной терапии №2 лечебного факультета Московского государственного медико-стоматологического университета

Харитонов А.Ю.

ГНИЦ профилактической медицины

Повышение квалификации участковых врачей-терапевтов по вопросам диспансерного наблюдения больных с хроническими неинфекционными заболеваниями

Авторы:

Кукушкин С.К., Калинина А.М., Маношкина Е.М., Харитонов А.Ю.

Подробнее об авторах

Прочитано: 880 раз


Как цитировать:

Кукушкин С.К., Калинина А.М., Маношкина Е.М., Харитонов А.Ю. Повышение квалификации участковых врачей-терапевтов по вопросам диспансерного наблюдения больных с хроническими неинфекционными заболеваниями. Профилактическая медицина. 2015;18(2):64‑66.
Kukushkin SK, Kalinina AM, Manoshkina EM, Kharitonov AIu. Advanced training of local therapists in the follow-up of patients with chronic non-communicable diseases. Russian Journal of Preventive Medicine. 2015;18(2):64‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201518164-66

Рекомендуем статьи по данной теме:

Одной из основных задач диспансеризации взрослого населения России, начатой в 2013 г., является выявление больных с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые являются основной причиной инвалидизации и преждевременной смертности населения, а также выявление лиц с высоким риском их развития.

В настоящее время 75% ежегодной смертности всего населения страны обусловлено ХНИЗ, поэтому приоритетным является диспансерное наблюдение больных ХНИЗ и лиц, имеющих высокий риск их развития. Вся система диспансеризации и диспансерного наблюдения нацелена прежде всего на профилактику, раннее выявление и квалифицированное лечение.

Осуществление диспансерного наблюдения на современном уровне потребует обучения большого количества участковых врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейные врачи) в масштабе всей страны.

Для реализации такого глобального образовательного проекта требуются как минимум две составляющие: во-первых, наличие подготовленного преподавательского состава терапевтических кафедр учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; во-вторых, единая унифицированная программа повышения квалификации, которая обеспечит полноту и содержание такого обучения на основе современных научных данных, организационных принципов, нормативно-правовой и методической базы.

В 2013—2014 гг. силами сотрудников Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины (ГНИЦ ПМ) были организованы обучающие семинары, посвященные вопросам диспансерного наблюдения, для преподавателей терапевтических кафедр учреждений высшего и дополнительного профессионального образования России. Обучение прошли 105 преподавателей из 44 медицинских вузов.

Для того чтобы обучение участковых врачей-терапевтов в нашей стране проходило на единой основе, сотрудниками ГНИЦ ПМ была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация диспансерного наблюдения за больными с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике участкового терапевта» (далее «Программа»). Данная Программа была утверждена Ученым советом ГНИЦ ПМ 16.09.14, протокол № 7.

Программа составлена с учетом требований, изложенных в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 11.11.11, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 01.07.13.

Программа включает учебный, учебно-тематический план, содержание учебного материала по теоретическим и практическим занятиям, основную и дополнительную литературу, оборудование и технические средства обучения, контрольные задания и методические рекомендации по изучению курса. Общая трудоемкость программы составляет 19 академических часов.

Учебный и учебно-тематические планы составлены в соответствии с четким распределением часов на теоретическое (12,5 ч) и практическое (5,5 ч) обучение, а также временем, отведенным на итоговую аттестацию (1 ч). После завершения обучения и проведения итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации.

Цель программы — обучение участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейные врачи) организационным технологиям и алгоритмам проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и пациентов с высоким риском их развития.

Задачи

1. Формирование знаний по вопросам проведения диспансерного наблюдения взрослого населения.

2. Совершенствование знаний в области диагностики и лечения ХНИЗ.

3. Совершенствование профессиональных компетенций в части диспансеризации взрослого населения и организации диспансерного наблюдения за больными ХНИЗ и пациентами с высоким риском их развития.

Структура программы обучения состоит из двух основных разделов, каждый из которых подразделяется на соответствующие темы (см. таблицу).

В программе сформулированы знания и умения, которыми слушатели должны овладеть в процессе обучения.

Раздел 1. Общие вопросы организации и проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и пациентов с высоким риском их развития.

После изучения данного раздела слушатель должен знать:

— нормативно-правовую базу организации и проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи;

— перечень ХНИЗ, при наличии которых устанавливается группа диспансерного наблюдения;

— цели и задачи диспансерного наблюдения;

— содержание диспансерного приема;

— критерии эффективности диспансерного наблюдения;

— алгоритм и организацию учета диспансерного наблюдения;

— основания для прекращения диспансерного наблюдения.

Слушатель также должен уметь:

— рассчитывать объемы диспансерного наблюдения в масштабах терапевтического участка;

— определять периодичность и длительность диспансерного наблюдения;

— определять объем обследования и лечения при диспансерном наблюдении.

Раздел 2. Частные вопросы проведения диспансерного наблюдения больных с различными неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким сердечно-сосудистым риском.

После изучения данного раздела слушатель должен знать:

— этиологию, эпидемиологию, патогенез и классификацию основных ХНИЗ;

— принципы диагностики и лечения основных ХНИЗ;

— алгоритмы диспансерного наблюдения больных основными ХНИЗ;

— учетно-отчетную документацию контроля диспансерного наблюдения больных ХНИЗ в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи;

— знать шкалу SCORE;

— алгоритмы диспансерного наблюдения пациентов с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском;

— индикаторы оценки диспансерного наблюдения (полнота, качество, эффективность).

Слушатель также должен уметь:

— выявлять факторы риска основных ХНИЗ;

— использовать шкалу SCORE для выявления пациентов с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском;

— проводить коррекцию высокого и очень высокого сердечно-сосудистого риска у пациентов;

— диагностировать основные ХНИЗ;

— организовать процесс диспансерного наблюдения больных ХНИЗ на терапевтическом участке в соответствии с действующими нормативными документами (Приказы Минздрава РФ);

— вести учетную документацию по контролю диспансерного наблюдения больных ХНИЗ на терапевтическом участке;

— контролировать полноту выполнения больными, включенными в диспансерное наблюдение, посещений амбулаторных учреждений в соответствии с требованиями нормативных документов и методических рекомендаций;

— организовывать и проводить контроль качества диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и достижения целевых значений и показателей; 

— применять немедикаментозные и медикаментозные методы лечения основных ХНИЗ в процессе диспансерного наблюдения;

— применять алгоритмы диспансерного наблюдения основных ХНИЗ у конкретного больного.

Программа также содержит примеры тестовых заданий для проведения итогового контроля и список рекомендуемой литературы. Основными документами, на которые нужно ориентироваться при обучении по программе, являются соответствующий приказ Минздрава России и методические рекомендации «Диспансерное наблюдение больных хроническими неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким риском их развития» [1, 2].

Полная версия программы доступна для свободного пользования на официальном сайте ГНИЦ ПМ (www.gnicpm.ru).

Таким образом, наличие дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Организация диспансерного наблюдения за больными с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике участкового терапевта» и проведенная подготовка преподавателей создали предпосылки для обучения участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики организационным технологиям и алгоритмам проведения диспансерного наблюдения больных ХНИЗ и пациентов с высоким риском их развития на территории всей России.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.