Длительный период приоритетных высокотехнологичных медицинских исследований, сопровождаясь параллельным снижением интереса к проблемам профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ), привел к ощущению их некоторой второстепенности. Вместе с тем без превентивной популяционной стратегии невозможно достичь глобального снижения заболеваемости и улучшения демографических показателей. Возникла насущная необходимость «…возродить профилактику заболеваний как традицию российской медицинской школы…» [1, 2]. Исходя из того, что приверженность здоровью будущих врачей представляется крайне важной медицинской и социальной составляющей современного общества, особого внимания заслуживают закономерности и тенденции, касающиеся здоровьесбережения в медицинской образовательной среде. Профессиональное образование врача необходимо сочетать с приоритетным формированием здорового образа жизни, чтобы будущие специалисты могли не только являть пример здоровьесберегающего поведения, но и проецировать его на своих пациентов [3, 4]. Согласно прогнозам, к 2025 г. среди лиц молодого возраста распространенность ожирения, одного из самых опасных универсальных факторов риска (ФР), удвоится. В связи с этим актуальность проблемы формирования приверженности здоровью у будущих врачей еще более увеличивается.
Цель исследования - изучение основных параметров состояния физического здоровья, приверженности здоровому образу жизни, распространенности универсальных модифицируемых ФР развития заболеваний, включая табакокурение, в медицинской образовательной среде.
Материал и методы
Обследованы 1068 учащихся медицинского университета (765 женщин и 303 мужчины) в возрасте от 18 до 29 лет. Обследуемые разделены на четыре группы: 1-ю группу составили 173 студента (мужчины) I курса (средний возраст 18,3±0,1 года); 2-ю - 407 студентов (женщины) I курса (средний возраст 17,8±0,1 года); 3-ю - 130 клинических интернов (мужчины) (средний возраст 25,2±0,3 года); 4-ю - 358 клинических интернов (женщины) (средний возраст 24,6±0,1 года).
Среди учащихся проведено анонимное анкетирование с уточнением характера питания, статуса табакокурения и употребления алкоголя, уровня физической активности, включая длительность тренировок, времени, проводимого у компьютера или телевизора, а также семейного анамнеза в отношении артериальной гипертензии (АГ) и сахарного диабета. Курением табака считалось ежедневное выкуривание одной сигареты и более. Изучение пищевого поведения включало частоту приемов пищи дома и вне дома, а также выяснение индивидуальных пищевых предпочтений (см. таблицу).
Инструментальные и лабораторные исследования включали антропометрию с вычислением индекса массы тела (ИМТ, кг/м2), определение артериального давления (АД, мм рт.ст.), исследование уровней холестерина (норма менее 5 ммоль/л) и глюкозы крови (норма менее 6,1 ммоль/л), а также проведение электрокардиографии (ЭКГ).
При статистической обработке данных использованы компьютерные программы Excel 10 и Biostat. Количественные данные представлены в виде среднего значения (Х–) и стандартной ошибки среднего значения (m) с определением 95% доверительного интервала (p<0,05). Оценка взаимосвязи проведена с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона, значимость связи между количественными данными определена с помощью &khgr;2-критерия.
Результаты и обсуждение
Данные анкетирования показали наличие хронических заболеваний (хронический гастрит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, хронический тонзиллит, астма, синдром вегетативной дистонии, миопия) у каждого пятого учащегося вне зависимости от пола. Указания на хронические заболевания среди интернов по сравнению с первокурсниками фиксировались достоверно чаще у женщин (31,2±2,4% против 20,0±3,5%, p<0,05) и одинаково часто у мужчин 1-й и 3-й групп. Наличие хотя бы одного поведенческого ФР обнаружено у 75% учащихся, хотя бы одного из метаболических ФР (повышенная масса тела или ожирение, гиперхолестеринемия, гипергликемия, АГ) было отмечено достоверно чаще у интернов, чем у студентов I курса (32,6±2,1 и 14,3±1,6% соответственно, p<0,05). При этом каждый четвертый респондент-интерн имел положительный семейный анамнез по сахарному диабету, у каждого седьмого регистрировались высокое нормальное АД или АГ 1-й степени, каждый седьмой имел гиперхолестеринемию с преобладанием соответствующих нарушений у мужчин по сравнению с женщинами (58,8±1,5 и 41,2±1,4% соответственно, р=0,02). Сочетание двух ФР развития НИЗ (ожирение и АГ) наблюдалось у 10,2% учащихся (интернов и студентов I курса). Согласно результатам анкетирования, распространенность табакокурения у интернов по сравнению с первокурсниками была достоверно большей как среди мужчин (35,3±4,2 и 10,4±2,3% соответственно, p<0,05), так и среди женщин (12,5±1,7 и 5,3±1,1% соответственно, p<0,05). Полученные нами данные о низкой частоте табакокурения среди студентов I курса противоречат более высоким среднестатистическим возрастным показателям по России [7, 8] и требуют более доказательного инструментального подтверждения.
Анализ пищевого поведения показал, что 3-разовое питание по сравнению с 2- и 1-разовым было отмечено у достоверно большего числа учащихся (интернов и студентов I курса), с преобладанием количества мужчин по сравнению с женщинами среди студентов I курса (у 71,6±3,4 и 54,7±2,4% соответственно, p<0,05), и, наоборот, преобладанием женщин по сравнению с мужчинами среди интернов (у 71,5±2,3 и 61,5±4,3% соответственно, p<0,05). Однократный прием пищи встречался одинаково редко со средней частотой от 1,6 до 4,6% среди всех групп учащихся. Заслуживала внимания кратность приема пищи вне дома. Количество учащихся, питающихся только в домашних условиях (в местах проживания), оказалось минимальным и находилось в пределах от 2,8±1,2% среди мужчин I курса до 10,0±2,6% среди женщин-интернов. Однократный прием пищи вне дома был отмечен у достоверно большего числа женщин по сравнению с мужчинами как среди студентов I курса (67,2±2,3 и 58,3±3,7% соответственно, p<0,05), так и среди интернов (71,5±2,3 и 60,7±4,3% соответственно, p<0,05). Двукратный прием пищи вне дома был отмечен практически у каждого пятого учащегося (студента и интерна), а 3-разовое питание вне дома - у каждого пятнадцатого учащегося. Последующий анализ пищевых предпочтений в медицинской образовательной среде позволил выявить как положительные, так и отрицательные тенденции (см. таблицу). Так, частота включения в ежедневный рацион продуктов, входящих в понятие рационального питания, оказалась следующей: овощи и фрукты (84,6-90,7%), молочные продукты (51,5-73,9%), злаковые и хлебобулочные изделия (48,0-58,4%), натуральные фруктовые соки (47,4-65,8%). Вместе с тем погрешности в питании будущих врачей были связаны с употреблением жареного картофеля (54,7-69,3%), сладостей (43,0-63,1%), пиццы и продуктов быстрого приготовления (25,1-36,1%), животных жиров (23,5-38,7%), сладких газированных и фруктовых напитков (21,0-71,1%) и поваренной соли (15,0-26,0%). Перекрестное употребление учащимися как полезных, так и вредных питательных ингредиентов создавало довольно мозаичную картину индивидуального пищевого поведения и трудную аналитическую задачу. В связи с этим нами была предпринята попытка соотнести индивидуальные пищевые наклонности с одной из трех форм питания, условно обозначив их как рациональное, нерациональное и питание с погрешностями (промежуточная форма). Под рациональным питанием понимали дробное (4-5-разовое) дозированное употребление пищи с преобладанием злаковых, хлебобулочных и молочных продуктов, овощей, фруктов (более 400 г/сут или более 4-6 порций в сутки), нежирных сортов мяса, а также ограничение в суточном рационе «гастрономических продуктов» и поваренной соли до 5 г и менее. Избыточное потребление пищи, жиров, углеводов, поваренной соли более 5 г/сут (досаливание пищи, частое употребление соленостей, консервов, колбасных изделий), недостаточное употребление фруктов и овощей (менее 400 г/сут или менее 4-6 порций в сутки) расценивалось как нерациональное питание [6]. Промежуточная форма обозначала пищевое поведение с периодическими нарушениями принципов рационального питания. Оказалось, что более половины учащихся медицинского университета (от 51,4 до 64,2%), допускавших значительные погрешности в питании, можно было отнести к промежуточной форме. Учащиеся, питающиеся нерационально, по частотной распространенности заняли вторую позицию (от 25,1 до 40,0%). Принципов рационального питания придерживалось минимальное число студентов I курса (7,4-8,7%) и интернов (5,4-10,6%). Обнадеживающей тенденцией стала достоверно меньшая частота распространенности нерационального питания среди интернов-женщин по сравнению с мужчинами (25,1±2,3% против 40,0±4,3%, p<0,05).
При объективном обследовании избыточная масса тела (ИМТ - 25,0-29,9 кг/м2) или ожирение 1-й степени (ИМТ - 30,0-34,9 кг/м2) были выявлены у 66 (11,4%) студентов I курса и у 91 (18,6%) интерна. При этом количество учащихся с ИМТ не менее 25,0 кг/м2 было достоверно большим среди мужчин по сравнению с женщинами как в группе интернов, так и в группе студентов I курса (см. рисунок).
Кроме того, для женщин по сравнению с мужчинами (как среди студентов I курса, так и среди интернов) было характерно достоверное преобладание лиц с низкой физической активностью (см. рисунок), примерно одинаковое - со средней (p>0,01) и, наоборот, статистически значимо меньшее число персон с высокой физической активностью (p<0,05). Время, проводимое за компьютером и/или телевизором, является всеобъемлющей проблемой молодежного стиля жизни [9, 10]. В нашем исследовании была отмечена тенденция к увеличению длительности гиподинамии среди интернов (более 2 ч в день) по сравнению со студентами I курса как среди мужчин, так и среди женщин. Небезынтересным оказалось то, что среди учащихся с повышенной массой тела или ожирением 1-й степени преобладала доля лиц, стремящихся к снижению массы тела (69,6±5,7%), по сравнению с сомневающимися (25,7±3,6%, p<0,05) или неготовыми принимать меры к похудению (4,7±2,6%, p<0,05).
Полученные данные подтверждают обоснованность проведения безотлагательных мероприятий, направленных на здоровьесбережение преимущественно в молодежной среде, так как, по данным ряда исследований, достижение долгосрочных целей по минимизации популяционной распространенности одного из самых опасных ФР - ожирения среди людей, достигших зрелого возраста, является весьма проблематичным. При этом возможности терапевтического воздействия, равно как и общедоступность многих опций лечения, остаются ограниченными, а отдаленные результаты - противоречивыми и далекими от обнадеживающих [11-14].
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить наличие, по крайней мере, одного из поведенческих ФР развития НИЗ (употребление алкоголя, табакокурение, нерациональное питание, низкий уровень физической активности) у 75% учащихся, а одного из метаболических ФР (повышенная масса тела или ожирение, гиперхолестеринемия, гипергликемия, АГ) - у каждого четвертого студента. У 25% учащихся (чаще у девушек-интернов) были отмечены хронические заболевания. Выявленные низкие уровни распространенности табакокурения, основанные на субъективных данных, требуют доказательного инструментального подтверждения с применением смокелайзера, которым должны быть оснащены здравпункты всех учебных учреждений. Большинство студентов и интернов имели трехкратный прием пищи с одноразовым питанием вне дома. Однако принципов рационального питания придерживалось подавляющее меньшинство учащихся (8,4%), что требует организации здорового диетического питания. Распространенность избыточной массы тела и ожирения в медицинской образовательной среде составила 15%. При этом, несмотря на более выраженную физическую активность, у мужчин - студентов I курса и интернов чаще, чем у женщин, на фоне преобладания нерационального питания выявлялись повышенная масса тела и ожирение 1-й степени. Эти данные подтверждают необходимость синхронного соблюдения диеты и адекватной физической активности [15]. Стремление к снижению массы тела доминирует среди большинства учащихся с повышенным ИМТ (69,6±5,7%). Вместе с тем обнаружение пониженной массы тела у 15% учащихся с 10-кратным преобладанием ее среди женщин требует введения циклов информированного обучения рациональному питанию с привлечением психолога [13, 16].
Таким образом, для того, чтобы предотвратить прогностическую вероятность эпидемической распространенности ФР развития НИЗ, необходимо уделять особое внимание здоровьесбережению в медицинской образовательный среде. Молодежная популяционная профилактическая стратегия должна быть комплексной и включать, во-первых, информирование учащихся о ФР развития НИЗ, методах самоконтроля и поведенческого ремоделирования; во-вторых, мотивирование и побуждение к активным действиям по соблюдению здорового образа жизни; в-третьих, обучение здровьесберегающим технологиям и форматам их эффективного преподавания. Для осуществления вышеизложенных задач в медицинском университете необходимо создать студенческий центр здоровья с соответствующим медицинским оборудованием. Молодым докторам предстоит стать основоположниками доказательной предикторной медицины. Наличие внутриуниверситетской программы и условий для реализации здорового образа жизни с большей вероятностью позволит осуществить принцип: «Здоровый выбор должен быть легким» [17]. Потому что не банки, а университеты одновременно с профессиональными компетенциями производят человеческие ценности и поведенческие установки. Задача медицинских университетов - воспитать врачей, умеющих помочь человеку оказывать помощь самому себе, что является, по сути, высшей степенью милосердия.