В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.09 №2128-р была утверждена концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма на период до 2020 г., которая стала национальным планом действий по предупреждению и сокращению злоупотребления алкоголем. В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27.10.11 прошло заседание Экспертного совета по здравоохранению Комитета по социальной политике, на котором обсуждались «Региональные программы по профилактике и лечению алкоголизма: опыт и перспективы».
В заседании приняли участие руководители органов исполнительной и законодательной власти, представители учреждений здравоохранения РФ и субъектов РФ, а также представители НИИ Москвы. Для представления существующей ситуации с потреблением алкоголя и его социально-экономическими последствиями в начале заседания были заслушаны доклады директора ННЦ наркологии проф. Е.А. Кошкиной («Совершенствование системы профилактики употребления ПАВ. Опыт и перспективы» [1]) и директора НИИ клинико-экономической экспертизы и фармакоэкономики РНИМУ, председателя выше представленного Экспертного совета проф. В.В. Омельяновского («Алкоголизм в Российской Федерации. Бремя государства и бремя бизнеса» [2]).
Резюме доклада проф. Е.А. Кошкиной. В России в 2010 г. в амбулаторных наркологических учреждениях были зарегистрированы 2 млн 573 тыс. 230 человек с алкоголизмом, включая алкогольные психозы (АП), и избыточным потреблением алкоголя. Почти 90% таких больных наиболее трудоспособного возраста от 20 до 59 лет: в возрастной группе 20—39 лет — 36,8% и 40—59 лет — 53,3% соответственно. Показатели общей заболеваемости (на 100 тыс. населения) алкоголизмом, включая АП, за период с 2004 по 2010 г. среди мужчин снизились с 2951,8 до 2559,7, а у женщин несколько повысились с 540,2 до 547,4. Показатель заболеваемости алкоголизмом у женщин в 2010 г. был ниже, чем в 2008 г. (562,4 на 100 тыс. населения). В 2010 г. показатель общей заболеваемости алкоголизмом в России составил 1478,1. В 10 субъектах России показатели заболеваемости алкоголизмом превышают средний показатель по стране в 1,5—3 раза (см. таблицу).
Резюме доклада проф. В.В. Омельяновского. По экспертным данным, в России около 10 млн больных алкоголизмом (в 4 раза выше, чем по данным обращаемости в амбулаторные наркологические учреждения). С избыточным потреблением алкоголя связано 66% тяжких правонарушений, 50% убийств, 40% разбойных нападений, 24% дорожно-транспортных правонарушений. Вклад избыточного потребления алкоголя в общую смертность составляет 11,9%. Общие затраты государства (прямые медицинские, прямые немедицинские и косвенные), связанные со злоупотреблением алкоголем, в 2011 г. составили 843,51 млрд руб. В год затраты на одного человека, злоупотребляющего алкоголем, составляют 150 тыс. 845 руб., а затраты, связанные с лечением, — 23 тыс. 813 руб. Потери компании (на примере телекоммуникационной компании: из 1 тыс. 750 работающих 3,5% злоупотребляют алкоголем — первая стадия заболевания), связанные со злоупотреблением алкоголем (29,11 млн руб.), снижаются почти в 2 раза (до 14,78 млн руб.) при лечении (экономический эффект — 14,33 млн руб.). Основная доля пациентов с алкоголизмом получают лечение по поводу осложнений, а не по поводу основного заболевания; смертность и потери от алкоголизма недоучтены, так как они «растворены» в других заболеваниях; эффективная терапия больного алкоголизмом позволяет сократить суммарные затраты на ведение одного пациента почти в 3 раза для государства и почти на 50% для работодателей.
Для планирования мероприятий по предупреждению и сокращению злоупотребления алкоголем осенью 2010 г. в субъектах РФ была проанализирована ситуация, связанная с потреблением алкоголя и его последствиями, за период с 2004 по 2009 г. Для анализа результатов опроса использовались ответы представителей органов власти субъектов РФ на вопросы специально разработанной анкеты. Опрос был инициирован Экспертным советом по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике. В опросе приняли участие 69 субъектов РФ. Несмотря на неполноту полученных на отдельные вопросы ответов, предварительные данные могут быть использованы для характеристики субъекта РФ в отношении потребления алкоголя населением, его последствий и проводимых на данном этапе мероприятий по сокращению масштабов злоупотребления в конкретном субъекте РФ.
В Российской Федерации в целом потребление алкоголя на душу населения (в пересчете на чистый алкоголь/этанол) за исследуемый период увеличилось в среднем на 12% (с 9,3 до 10,5 л), преимущественно за счет увеличения (почти на 40%) потребления пива и слабоалкогольных напитков. В отдельных регионах (Челябинская и Магаданская область) за исследуемый период произошло увеличение потребления алкоголя от 20 до 30%. Однако в других регионах, среди которых Вологодская область, Республика Коми, Камчатский край, Амурская область, Карачаево-Черкесская Республика, наблюдалось снижение потребления алкоголя на душу населения в среднем на 20%. Следует отметить, что данные по количеству потребляемого на душу населения алкоголя, как правило, являются неточными по ряду причин: расчет потребления алкоголя производится исключительно на данных социологических опросов, но без учета объемов продаж или на данных объема продаж алкогольной продукции, но без учета нелегально произведенной и потребляемой алкогольной продукции. Количество потребляемой алкогольной продукции определяется путем расчета среднего потребления на душу населения (т.е. равномерно распределяется на все население, как правило, взрослое), что не позволяет определить ни количество избыточного потребления алкоголя, ни количество населения, злоупотребляющего алкоголем.
Во всех участвующих в данном опросе субъектах РФ за период наблюдения произошло снижение смертности, связанной с потреблением алкоголя, в трудоспособном возрасте (среди мужчин в возрастной группе от 16 до 59 лет, среди женщин — от 16 до 54 лет) почти на 15%, а смертности от случайных отравлений алкоголем — более чем на 25%. Наибольшее снижение смертности от случайных отравлений алкоголем произошло в возрастных группах 25—44 лет (около 40%) и 45—54 лет (32%) в следующих регионах: Волгоградской, Рязанской и Тамбовской областях, а также в Кабардино-Балкарской Республике и Ставропольском крае. Можно предположить, что позитивные изменения в показателях такой смертности в исследуемый период на фоне роста потребления алкоголя населением отражали динамику общей смертности в целом по РФ и, скорее всего, были связаны с ростом социально-экономической стабильности в РФ и ее субъектах [3].
За исследуемый период число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, снизилось в России в целом и во многих субъектах. В таких регионах, как Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чувашская Республика, Курганская область, Карачаево-Черкесская Республика и Санкт-Петербург, число преступлений, связанных с употреблением алкоголя, снизилось более чем в 2 раза. Только в Республике Коми, Курской области, Республике Татарстан и Кабардино-Балкарской Республике произошло увеличение числа преступлений, связанных с потреблением алкоголя в 2 раза. Следует отметить, что в отдельных республиках увеличение числа таких преступлений в исследуемый период происходило на фоне снижения потребления алкоголя на душу населения. Например, в Республике Коми число данного вида преступлений за период с 2004 по 2009 г. увеличилось с 2397 до 3165, а объем потребляемого алкоголя на душу населения уменьшился с 12,3 до 8,6 л. Среди причин сокращения количества преступлений, связанных с потреблением алкоголя, особенно на фоне роста потребления алкоголя, могут быть неточные данные по потреблению алкоголя на душу населения, улучшение общей социально-экономической ситуации в регионе, рост других правонарушений и на этом фоне занижение регистрации алкогольных правонарушений, возможно, и вследствие ужесточения наказаний за соответствующие правонарушения. Необходимо также представлять количество преступлений, связанных с потреблением алкоголя, не в абсолютных числах, а из расчета на 1 тыс. или 10 тыс. населения целевой возрастной группы.
Принимаемые меры по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, профилактике и лечению алкоголизма в субъектах РФ в исследуемый период можно условно разделить на следующие:
— законодательное и нормативно-правовое противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, ограничение мест и времени продажи алкогольной продукции, запрет рекламы (Республика Татарстан, Кировская и Томская область, Чувашская Республика и др.);
— целевые среднесрочные программы, направленные на профилактику алкоголизма и пропаганду здорового образа жизни, проведение массовых мероприятий с привлечением общественных организаций, объединений, использованием веб-сайтов, интернет-порталов, СМИ и т.д. (Забайкальский и Пермский край, Республика Татарстан, Республика Коми, Чувашская Республика, Амурская область, Кострома, Москва, Тверь и Тверская область). Необходимо отметить наиболее востребованный сайт «Алкогольная грамота» (www.drinkIQ.com ), программы «Алкоголь и дорога несовместимы», «За рулем — ни капли алкоголя»;
— просветительские/образовательные, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия для больных алкоголизмом, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения (программа раннего выявления и предотвращения опасного потребления алкоголя Санкт-Петербурга).
Подводя итоги принимаемым мерам по снижению масштабов злоупотребления алкоголем, профилактике и лечению алкоголизма в субъектах РФ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике Л.Н. Пономарева считает, что позитивные сдвиги в динамике потребления алкоголя и его последствиях наметились прежде всего в тех регионах, где администрации не ограничились принятием запретительных мер, а сделали ставку на реализацию комплексных антиалкогольных программ, в которых особое место занимают программы, направленные на диагностику и профилактику злоупотребления алкоголем, в том числе — программы скрининга, мониторинга за динамикой заболеваемости, вызванной злоупотреблением алкоголем, эффективностью работы токсикологических центров, наркологических диспансеров и реабилитационных отделений [4].
Поскольку стандартные и научные подходы к планированию и проведению мероприятий по профилактике и снижению чрезмерного потребления алкоголя в регионах отсутствуют, сложно оценить их эффективность и рекомендовать для внедрения в другие регионы. В то же время даже разрозненные, одиночные и разнонаправленные мероприятия приводят к повышению внимания политиков, лиц, принимающих решения, общественных организаций к проблеме и стимулируют их к принятию соответствующих решений и действий и могут способствовать снижению потребления (злоупотребления) алкоголя в регионе. Необходимым условием успешной реализации всех мероприятий, направленных на профилактику злоупотребления алкоголем и развития алкогольной зависимости, снижение числа лиц с алкогольной зависимостью, является соответствие (достаточность) структур, кадров, материально-технического и финансового обеспечения масштаба (масштабов) проблем(ы).
В 2010 г. для финансирования программ профилактики чрезмерного употребления алкоголя и алкоголизма и наркомании из общего бюджета страны выделяется 0,05—0,1%. Ежегодно на финансирование программ профилактики чрезмерного потребления алкоголя, алкоголизма и наркомании выделяется в среднем 46 млн руб., а на медикаментозное лечение алкоголизма и наркомании — около 2 млн руб. на регион. Достаточность в отношении получения желаемого результата (затраты—эффективность) от имеющихся средств могут определить проведенные специальные расчетные социально-экономические исследования. Результаты таких исследований должны быть базисными при планировании и проведении программ профилактики чрезмерного потребления алкоголя и алкоголизма, лечения и реабилитации больных алкоголизмом.
Таким образом, для профилактики и снижения злоупотребления алкоголем и алкоголизма в РФ и ее субъектах рекомендуются разработка и проведение следующих мероприятий:
— понятийное и нормативное (глоссарий) определение основных терминов: алкоголь (его виды/структура, крепость, производство, хранение и т.д.), алкогольная единица и дозы (определение, условно допустимые дозы, влияние на основные показатели здоровья) [5], потребление алкоголя (определение, расчет, национальные особенности и культура потребления), злоупотребление алкоголем, алкогольная зависимость, продажа (определение, расчет), нелегальная алкогольная продукция (определение, расчет) и т.д.;
— законодательное и нормативно-правовое определение и создание структур по проведению на постоянной основе мониторинга производства (включая нелегальное), продажи (включая нелегальную) и потребления (включая нелегальное) алкогольной продукции, их кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение;
— законодательное и нормативно-правовое определение и создание структур (или организационное совершенствование существующих) по профилактике злоупотребления алкоголем и алкогольной зависимости, лечению и социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих алкоголем или с алкогольной зависимостью, их кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение;
— определение и использование стандартных подходов к мониторингу на постоянной основе показателей потребления алкоголя среди всего населения, в том числе в разных социально-демографических группах (группы риска), производства (включая нелегальную алкогольную продукцию) и продажи (включая нелегальный оборот) алкогольной продукции. (Например, по данным ВОЗ, в мире около 10% населения потребляет свыше 50% алкоголя. Именно с учетом особенностей потребления алкоголя в группах риска нужно планировать соответствующие мероприятия, которые, безусловно, будут более эффективными, чем только массовая пропаганда);
— определение и использование стандартных подходов к мониторингу на постоянной основе показателей негативных последствий, связанных со злоупотреблением алкоголем (показателей смертности, заболеваемости, правонарушений и других нарушений социально-моральных основ общества) среди населения и в отдельных целевых группах (дети, подростки, женщины детородного возраста, особые профессиональные группы, больные, социально-уязвимые группы населения и т.д.);
— законодательное и нормативно-правовое обеспечение условий для мониторинга производства и продажи, а также допустимого потребления алкогольной продукции, эффективной профилактики и снижения злоупотребления алкоголем;
— разработка порядка и стандартов профилактики злоупотребления алкоголем, ранней диагностики и лечения лиц, злоупотребляющих алкоголем; нормативно-правовое, структурное, кадровое, финансовое, материально-техническое определение и обеспечение выполнения таких стандартов;
— разработка порядка и стандартов лечения лиц с алкогольной зависимостью, включая социальную реабилитацию; нормативно-правовое, структурное, кадровое, финансовое, материально-техническое определение и обеспечение выполнения таких стандартов.
Разработка и проведение долгосрочных региональных программ по профилактике чрезмерного потребления алкоголя среди населения должны быть комплексными и включать законодательные и профилактические (просветительские/образовательные, лечебные и социально-реабилитационные) мероприятия, основанные на доказательной базе, что может реально привести к снижению числа людей, потребляющих избыточные количества алкоголя или с алкогольной зависимостью. Такие программы могут проводиться самостоятельно, а также в рамках других программ, например комплексных программ профилактики неинфекционных заболеваний [6].