Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Павлова М.Н.

ООО «Некст Генерейшен»

Корнилов Н.В.

ООО «Некст Генерейшен»

Лобзева Д.А.

ООО «Некст Генерейшен»

Вяткина С.В.

ООО «Некст Генерейшен»

Клинический случай беременности после витрификации ооцитов, полученных в результате дозревания клеток in vitro

Авторы:

Павлова М.Н., Корнилов Н.В., Лобзева Д.А., Вяткина С.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2022;28(4): 48‑50

Прочитано: 1244 раза


Как цитировать:

Павлова М.Н., Корнилов Н.В., Лобзева Д.А., Вяткина С.В. Клинический случай беременности после витрификации ооцитов, полученных в результате дозревания клеток in vitro. Проблемы репродукции. 2022;28(4):48‑50.
Pavlova MN, Kornilov NV, Lobzeva DA, Vyatkina SV. Clinical case of pregnancy after vitrification of oocyte obtained as a result of oocyte in vitro maturation. Russian Journal of Human Reproduction. 2022;28(4):48‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro20222804148

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вспо­мо­га­тель­ные реп­ро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии и риск при­ра­ще­ния пла­цен­ты. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):43-49
Каль­ций-фос­фор­ный об­мен и вспо­мо­га­тель­ные реп­ро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии: точ­ки пе­ре­се­че­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):19-28
Ком­плексный под­ход к об­сле­до­ва­нию эн­до­мет­рия при пов­тор­ных не­уда­чах в цик­лах вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):51-58
Проб­ле­ма от­бо­ра эм­бри­онов: ди­аг­нос­ти­ка пос­редством пре­им­план­та­ци­он­но­го ге­не­ти­чес­ко­го тес­ти­ро­ва­ния на ане­уп­ло­идии или прог­ноз с ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та и time-lapse-тех­но­ло­гии?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(6):99-107
Ви­рус­ные ин­фек­ции, ка­чес­тво по­ло­вых кле­ток и вспо­мо­га­тель­ные реп­ро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии: об­зор ли­те­ра­ту­ры. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(1):44-53
Воз­рас­тные осо­бен­нос­ти по­ка­за­те­лей кро­ви у жен­щин и их вли­яние на ис­ход прог­рамм экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(2):28-36
Не­ре­шен­ные воп­ро­сы пов­то­ря­ющей­ся не­уда­чи им­план­та­ции. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(3):42-47
Ви­зу­али­за­ция ве­ре­те­на де­ле­ния в ооци­тах па­ци­ен­ток с эн­до­мет­ри­озом яич­ни­ков как прог­нос­ти­чес­кий фак­тор эф­фек­тив­нос­ти оп­ло­дот­во­ре­ния и ран­не­го эм­бри­ональ­но­го раз­ви­тия в прог­рам­мах ЭКО/ИКСИ. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(3):55-62
Ме­ди­ко-со­ци­аль­ная ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев ма­те­рин­ской смер­ти пос­ле экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(2):5-14

Введение

Метод дозревания ооцитов вне организма (in vitro maturation — IVM) основан на получении у пациентов, которым не выполняли гормональную стимуляцию, клеток на стадии GV с дальнейшим дозреванием ооцитов до стадии метафазы II. Широкого распространения этот метод не имеет из-за низкой эффективности и небольшой частоты дозревания клеток, но для некоторых пациентов он является единственной возможностью получения ооцитов. К данной группе относятся женщины с резистентностью яичников к стимуляции, с противопоказаниями к стимуляции из-за онкологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы. В подобных случаях реализуется программа IVM с последующим оплодотворением клеток и получением эмбрионов. Но существуют группы пациентов, у которых по разным причинам (отсутствие полового партнера, отсутствие согласия партнера на оплодотворение) невозможно криоконсервировать эмбрионы, в таких ситуациях возможна криоконсервация дозревших ооцитов на стадии MII. По мнению G. Fasano и соавт. (2017), в среднем частота дозревания ооцитов от стадии GV до стадии MII составляет 28—87% и зависит от используемых вариантов метода [1]. M.A. Khalili и соавт. (2017) показали, что одинакова доля выживших ооцитов, которые криоконсервировали на стадии GV, и ооцитов, которые дозревали до стадии MII, а потом их криоконсервировали, — она составляет 85—86% [2]. В то же время клетки, которые замораживали на стадии GV, в отличие от клеток, криоконсервированных на стадии MII, позволяют получить меньшую долю бластоцист. M. Grynberg и соавт. (2020) упоминают о небольшом количестве случаев наступления беременности после использования криоконсервированных ооцитов, полученных в программах IVM [3].

Клинический случай

Пациентка, 27 лет, первично обратилась в лечебное учреждение по поводу отсутствия беременности в течение 1 года. Диагноз синдрома поликистозных яичников у пациентки подтвержден согласно Роттердамским критериям пересмотра 2018 г., выявлены клинические и биохимические симптомы гиперандрогении; нарушения менструального цикла (ановуляция), в анамнезе олигоменорея, а также ультразвуковые признаки поликистозных яичников. У мужа нормозооспермия. Пациентка поступила в наше учреждение по транспортной схеме из г. Мурманска с жалобами на отсутствие беременности в течение регулярной половой жизни без контрацепции в браке на протяжении 5 лет. Нарушения менструального цикла по типу олигоменореи, с задержками до 50 дней. Супруги направлены для дообследования и выбора дальнейшей тактики лечения.

По месту жительства ранее проведены три попытки индукции овуляции с применением антиэстрогенных препаратов и одна попытка внутриматочной инсеминации спермой супруга — без результата.

Результаты гормонального исследования крови: во 2-й день менструального цикла содержание антимюллерова гормона составило 20,03 нг/мл, тестостерона (свободного) — 4,7 нмоль/л, лютеинизирующего гормона — 7,8 мМЕ/л, фолликулостимулирующего гормона — 5,8 мМЕ/л. На 20-й день менструального цикла содержание прогестерона — 14 нмоль/л, эстрадиола — 298 пмоль/л, пролактина — 277 мМЕ/л.

Учитывая длительное бесплодие в браке и наличие в анамнезе нескольких безуспешных попыток индукции овуляции и внутриматочной инсеминации, приняли решение провести лечение с применением методов вспомогательных репродуктивных технологий. В связи с высоким риском развития осложнений после овариальной стимуляции яичников (гиперстимуляции) и категорическим отказом пациентки от применения препаратов гонадотропинов запланировано проведение процедуры IVM с последующим оплодотворением дозревших ооцитов нативной спермой супруга. Однако в связи со служебными обстоятельствами муж пациентки не смог остаться в клинике до момента оплодотворения ооцитов, от криоконсервации спермы супруг также отказался, в связи с чем после дозревания до стадии MII ооциты витрифицированы.

Процедура заключалась в следующем. На 8-й день цикла пунктированы фолликулы размером 3—5 мм, получено 13 яйцеклеток на стадии GV. Яйцеклетки помещены в среду IVM (ORIGIO MediCult Media, Дания), содержащую гормоны. Через 24 ч получено 2 яйцеклетки на стадии MII, остальные клетки оставлены дозревать. Через 36 ч дозрели еще 6 клеток, которые заморожены методом витрификации (среды для витрификации Kitazato). Полученные 6 клеток разморожены, выживаемость клеток составила 100%. Ооциты оплодотворены методом инъекции сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки, 4 из 6 клеток оплодотворились. Из четырех оплодотворенных зигот до стадии бластоцисты дорос один эмбрион. На 4-й день культивирования осуществлен лазерный хэтчинг оболочки эмбриона. Эмбрион достиг качества 3ВВ (по системе оценки Gardner), на 6-й день культивирования методом биопсии получен образец трофэктодермы.

Анализ биоптата проводили методом NGS (генетический секвенатор MiSeq). Преимплантационное генетическое тестирование на хромосомные аномалии у пациентов молодого возраста выполнено исключительно по желанию супругов с целью исключения эмбрионов с возможным анеуплоидным статусом. В результате полногеномного секвенирования получены данные о том, что эмбрион эуплоидный. Подготовка к переносу криоконсервированного эмбриона выполнена с использованием заместительной гормональной терапии препаратами эстрадиола валерата 6 мг в сутки со 2-го дня менструального цикла и микронизированного прогестерона интравагинально 600 мг в сутки с 14-го дня менструального цикла. Продолжительность поддерживающей терапии препаратами эстрогенов — до 9 нед беременности, прогестероном — до 12 нед беременности. После переноса эмбриона в полость матки наступила клиническая беременность. Угроза прерывания беременности в первом триместре при сроке 9—10 нед купирована в стационаре. Второй и третий триместры беременности протекали без осложнений. Родоразрешение через естественные родовые пути в срок 40,3 нед, масса тела ребенка 3850 г, рост 56 см.

Заключение

Существует потребность в использовании метода созревания яйцеклеток вне организма у пациентов с онкологическими заболеваниями и пациентов, резистентных к гормональной стимуляции. В таких случаях можно криоконсервировать не только эмбрионы, но и ооциты, использование которых в дальнейшем после размораживания дает шанс на получение клинической беременности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts for interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.