Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чабанова Н.Б.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Тюмень, Россия

Василькова Т.Н.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Тюмень, Россия

Полякова В.А.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Тюмень, Россия

Матаев С.И.

ООО Многопрофильная клиника «Лимфомед», Тюмень, Россия

Чрезмерная прибавка массы тела как фактор риска развития гестационного сахарного диабета у беременных женщин

Авторы:

Чабанова Н.Б., Василькова Т.Н., Полякова В.А., Матаев С.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2018;24(3): 81‑87

Прочитано: 1301 раз


Как цитировать:

Чабанова Н.Б., Василькова Т.Н., Полякова В.А., Матаев С.И. Чрезмерная прибавка массы тела как фактор риска развития гестационного сахарного диабета у беременных женщин. Проблемы репродукции. 2018;24(3):81‑87.
Chabanova NB, Vasilkova TN, Polyakova VA, Mataev SI. Excessive weight gain as a risk factor of gestational diabetes. Russian Journal of Human Reproduction. 2018;24(3):81‑87. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro201824381

Рекомендуем статьи по данной теме:
Каль­ций-фос­фор­ный об­мен и вспо­мо­га­тель­ные реп­ро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии: точ­ки пе­ре­се­че­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):19-28
Сос­то­яние со­су­дис­той стен­ки и уро­вень мо­че­вой кис­ло­ты у муж­чин с низ­ким и уме­рен­ным сер­деч­но-со­су­дис­тым рис­ком в за­ви­си­мос­ти от ин­дек­са мас­сы те­ла. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):66-72
Кли­ни­чес­кие пос­ледствия сар­ко­пе­ни­чес­ко­го ожи­ре­ния. Часть 1. Неал­ко­голь­ная жи­ро­вая бо­лезнь пе­че­ни, са­хар­ный ди­абет 2-го ти­па, хро­ни­чес­кая бо­лезнь по­чек. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):114-120
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка слу­ча­ев вне­зап­ной смер­ти лиц с ме­та­бо­ли­чес­ким син­дро­мом. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):54-57
Сов­ре­мен­ные ас­пек­ты эти­опа­то­ге­не­за, ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ли­пе­де­мы. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):86-92
Выяв­ле­ние по­вы­шен­ной мас­сы те­ла и по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка ее раз­ви­тия в рам­ках дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):37-43
Кли­ни­чес­кие пос­ледствия сар­ко­пе­ни­чес­ко­го ожи­ре­ния. Часть 2. Сер­деч­но-со­су­дис­тые за­бо­ле­ва­ния и ос­те­опо­роз. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):60-66
Осо­бен­нос­ти вы­бо­ра пре­па­ра­тов для ку­пи­ро­ва­ния прис­ту­пов миг­ре­ни и го­лов­ной бо­ли нап­ря­же­ния жен­щи­на­ми во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):12-18
«Ци­то­ки­но­вый шторм» как им­му­но­па­то­ло­ги­чес­кая ре­ак­ция у бе­ре­мен­ных в I три­мес­тре. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(5):19-24
О воз­мож­ном учас­тии эн­до­кан­на­би­но­ид­ной сис­те­мы в ре­гу­ля­ции сок­ра­ти­тель­ной де­ятель­нос­ти мат­ки у бе­ре­мен­ных и в ин­дук­ции ро­дов. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(5):25-33

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2016 г. более 1,9 млн взрослых старше 18 лет имели избыточную массу тела, из них свыше 650 млн страдали ожирением [1]. Неуклонным ростом распространенности ожирения, принимающим в последние годы характер пандемии, обусловлена высокая частота гестационного сахарного диабета (ГСД) [2].

Физиологическая беременность сопровождается постепенным увеличением массы тела. Известно, что основной вклад в этот процесс вносят растущие матка и молочные железы, фетоплацентарный комплекс, накопление вне- и внутриклеточной жидкости, а также жировые отложения [3, 4]. Исследованиями последних лет доказано влияние чрезмерной прибавки массы тела во время беременности на частоту ее осложненного течения [5, 6]. Кроме того, появляется все больше данных, подтверждающих взаимосвязь чрезмерного увеличения массы тела при беременности с отдаленными последствиями для здоровья матери и ее детей, включая послеродовое удержание избыточной массы тела, ожирение, артериальную гипертензию, сахарный диабет 2-го типа [7, 8].

В нашей стране результаты исследований, посвященных изучению влияния увеличения массы тела на частоту осложненного течения беременности, немногочисленны [9—12]. Вместе с тем в 2009 г. в США Институтом медицины (IOM) подготовлено научно обоснованное клиническое руководство, содержащее рекомендации в отношении величины прибавки массы тела в зависимости от исходного ИМТ (табл. 1),

Таблица 1. Рекомендации Института медицины США в отношении увеличения массы тела в зависимости от исходного ИМТ Примечание. ИМТ — индекс массы тела. * — допустимая прибавка массы тела в I триместре — 0,5—2 кг.
выполнение которых способствует сохранению здоровья матери и ребенка [13]. Однако в большинстве стран, в том числе и в нашей стране, до настоящего времени не существует четких рекомендаций с указанием допустимого диапазона увеличения массы тела у беременных женщин с ожирением [13, 14].

Одним из приоритетных направлений современного здравоохранения является разработка методов профилактики акушерской патологии, ассоциированной с избыточной массой тела и ожирением. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на выявление факторов риска осложнений беременности, имеющих особое социальное значение, к числу которых относится ГСД.

Цель исследования — изучить влияние чрезмерной прибавки массы тела на риск развития и частоту ГСД у женщин в зависимости от исходного индекса массы тела (ИМТ) и срока беременности.

Материал и методы

Проведено проспективное долгосрочное исследование с участием 939 женщин с одноплодной беременностью, наступившей в естественном цикле и завершившейся срочными родами. Согласно критериям включения, у обследуемых женщин отсутствовали тяжелые соматические и инфекционные заболевания. Исследование выполняли в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14155−2014 на основании заключения № 69 от 16 июня 2016 г. локального этического комитета ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Обследование беременных проводили согласно приказу Минздрава России № 572н от 01.11.12 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» [15].

При постановке на диспансерный учет по беременности всем женщинам выполняли традиционное антропометрическое исследование, включавшее измерение массы тела (кг), роста (см) с последующим вычислением ИМТ, определяемого отношением массы тела (кг) к росту (м2). В зависимости от исходного ИМТ все беременные разделены на три группы:1-я группа (n=392) — женщины с нормальной массой тела; 2-я группа (n=312) — с избыточной массой тела, 3-я группа (n=235) — с ожирением.

Нарушение углеводного обмена определяли в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколом лечения) «Гестационный сахарный диабет: диагностика, лечение, послеродовое наблюдение», утвержденными Минздравом России № 15−4/10/2−9478 от 17 декабря 2013 г. [16]. Выполняли пероральный глюкозотолерантный тест (ПГТТ); забор крови проводили натощак, через 1 и 2 ч после приема 75 г глюкозы.

Регистрировали массу тела до наступления беременности (со слов женщины) и в конце каждого триместра. Оценивали величину прибавки массы тела в конце I, II и III триместров как разницу между измеренным и предыдущим результатом, а также общую прибавку за весь период беременности. Полученные результаты сравнивали с рекомендованными IOM значениями в зависимости от предгестационного ИМТ [13].

Статистическая обработка полученных данных выполнена с помощью пакета программ Statistica 12,0 (США). Различия между выборками устанавливали путем проверок нулевых статистических гипотез с использованием критерия χ2 Пирсона. Исследование взаимосвязи межу парами качественных признаков проводили с использованием анализа таблиц сопряженности, оценки критерия χ2 Пирсона и достигнутого уровня статистической значимости этого критерия, оценку интенсивности связи анализируемых признаков — c помощью коэффициента Крамера V. Для оценки влияния признака на риск развития ГСД применяли однофакторный анализ с вычислением относительного риска (ОР), отношения шансов (ОШ) и 95% доверительного интервала (95% ДИ). Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принимали при р=0,05.

Результаты

Установлено, что частота чрезмерной прибавки массы тела статистически значимо увеличивается пропорционально предгестационному ИМТ и встречается у 109 (28%) женщин 1-й группы, у 162 (52%) — 2-й группы и у 132 (56%) — 3-й группы (χ2=6,410; р=0,041) (рис. 1).

Рис. 1. Частота чрезмерной, рекомендованной и недостаточной прибавки массы тела в период беременности. * — данные статистически значимы. R2 — величина достоверности аппроксимации; ИМТ — индекс массы тела.
Беременность осложнилась ГСД у 34 (8,7%) женщин 1-й группы, у 54 (16,8%) — 2-й группы и у 58 (24,7%) — 3-й группы.

В ходе исследования проведен анализ частоты отклонений от рекомендованных значений прибавки массы тела у женщин с ГСД, результаты которого представлены в табл. 2.

Таблица 2. Прибавка массы тела при беременности у женщин с ГСД в зависимости от исходного ИМТ Примечание. Данные представлены в виде абсолютных (n) и относительных (%) частот. χ2— критерий Пирсона; d.f. — число степеней свободы; р — уровень статистической значимости. ГСД — гестационный сахарный диабет; ИМТ — индекс массы тела.

Установлено, что наличие ожирения ассоциировано с трехкратным увеличением риска развития ГСД (ОР 2,85; 95% ДИ 1,92—4,21; ОШ 3,45; 95% ДИ 2,18—5,47). При чрезмерной прибавке массы тела во время беременности у женщин 3-й группы отмечена тенденция к увеличению риска ГСД, однако результаты статистически незначимы (ОР 1,60; 95% ДИ 0,88—2,92; ОШ 1,91; 95% ДИ 0,87—5,47).

Увеличение массы тела ниже рекомендованных значений способствует снижению риска развития ГСД у женщин с ожирением (ОР 0,25; 95% ДИ 0,10—0,86; ОШ 0,25; 95% ДИ 0,07—0,86).

У женщин 2-й группы риск развития ГСД достоверно выше, чем у женщин 1-й группы (ОР 1,42; 95% ДИ 1,24—1,80; ОШ 2,3; 95% ДИ 1,46—3,63). Чрезмерная прибавка массы тела за весь период беременности способствует увеличению риска развития ГСД у женщин этой группы более чем в 2 раза (ОР 2,30; 95% ДИ 1,28—4,11; ОШ 2,71; 95% ДИ 1,37—5,33).

У женщин 1-й группы увеличение массы тела за весь период беременности более 15 кг является статистически значимым фактором риска развития ГСД (ОР 3,21; 95% ДИ 1,63—6,33; ОШ 3,65; 95% ДИ 1,72—7,75).

Вместе с тем увеличение массы тела ниже допустимых значений не оказывает влияния на риск развития ГСД у женщин 1-й группы (ОР 2,05; 95% ДИ 0,55—7,66; ОШ 1,95; 95% ДИ 0,59—6,44) и 2-й группы (ОР 0,71; 95% ДИ 0,15—3,36; ОШ 0,43; 95% ДИ 0,11—1,72).

При анализе таблиц сопряженности установлена связь между признаками «чрезмерная прибавка массы тела при беременности» и «ГСД» у женщин с нормальной и избыточной массой тела, коэффициент Крамера V составил 0,186 и 0,135 при достигнутом уровне статистической значимости р=0,000 и р=0,014 соответственно (табл. 3).

Таблица 3. Сопряженность качественного признака «чрезмерная прибавка массы тела при беременности» с признаком «ГСД» у обследуемых женщин Примечание. ГСД — гестационный сахарный диабет; χ2— критерий Пирсона; V — коэффициент Крамера; р — уровень статистической значимости.

Согласно рекомендациям IOM (2009), прибавка массы тела в I триместре беременности должна составить 0,5—2,0 кг независимо от исходного ИМТ [13]. Анализ частоты развития ГСД в зависимости от величины прибавки массы тела дифференцированно в I, II и III триместрах беременности продемонстрировал, что ее увеличение более чем на 2,0 кг в I триместре является статистически значимым фактором риска развития ГСД у женщин с нормальной и избыточной массой тела (рис. 2).

Рис. 2. Влияние чрезмерной прибавки массы тела на относительный риск развития гестационного сахарного диабета у обследуемых женщин. ОР — относительный риск; ДИ — доверительный интервал.

Интенсивность связи между признаками «чрезмерная прибавка массы тела» в I триместре и «наличие ГСД» одинакова у женщин 1-й и 2-й групп, о чем свидетельствуют значения коэффициента Крамера V — 0,117 и 0,115 при уровне статистической значимости р=0,021 и р=0,043 соответственно (табл. 3).

Избыточное увеличение массы тела во II триместре беременности ассоциировано с увеличением риска развития ГСД только у женщин с нормальной массой тела (ОР 2,68; 95% ДИ 1,42—5,06; ОШ 2,99; 95% ДИ 1,46—6,09; коэффициент Крамера V 0,158 при р=0,002).

Обсуждение

Распространенность избыточной массы тела и ожирения растет во всем мире и все чаще затрагивает женщин репродуктивного возраста и беременных, приводя к увеличению частоты акушерских и перинатальных осложнений [17, 18]. Согласно эпидемиологическим данным, за последние десятилетия ХХ века прибавка массы тела женщины во время беременности увеличилась в среднем с 10 до 15 кг. Отмечены не только четкая тенденция к ее стабильному росту, но и синхронная динамика увеличения частоты ГСД [17].

В результате проведенного нами исследования установлено, что частота чрезмерного увеличения массы тела беременной нарастает пропорционально предгестационному ИМТ, при этом наиболее частые отклонения от рекомендованных значений характерны для женщин с ожирением. Наше исследование показало, что наличие избыточной массы тела и ожирения ассоциируется с дву- и трехкратным увеличением риска развития ГСД. Полученные данные согласуются с результатами других исследований [18, 19] и объясняются высокой нейрогуморальной активностью жировой ткани, которая в настоящее время рассматривается как активный эндокринный орган, секретирующий биологически активные вещества — адипоцитокины (лептин, адипонектин, фактор некроза опухоли альфа, интерлейкины и др.), участвующие в метаболических процессах и усиливающие инсулинорезистентность [20, 21].

У беременных с избыточной массой тела и ожирением особенности углеводного обмена часто характеризуются исходной инсулинорезистентностью, что приводит к увеличению частоты развития ГСД [17, 21]. Подтверждением этому являются полученные нами результаты, свидетельствующие об увеличении риска развития ГСД у женщин 2-й и 3-й групп по сравнению с женщинами 1-й группы. В ходе настоящего исследования нами показано, что у женщин с нормальной массой тела чрезмерная прибавка веса в I и II триместрах беременности ассоциирована с увеличением риска развития ГСД более чем в 2 раза. Известно, что особенности метаболической адаптации к беременности у женщин с нормальной массой тела характеризуются накоплением жировой ткани в первой половине беременности, последующим липолизом в III триместре и направлены на обеспечение потребностей растущего плода в питательных веществах и энергии. Кроме того, в ранее проведенном исследовании В.Н. Покусаевой и соавт. [4] установлено, что одним из наиболее вариабельных компонентов состава тела наряду с гидратационным является жировой. Авторами показано, что чрезмерная прибавка массы тела в I и II триместрах зачастую связана с избыточным накоплением жировой ткани, которая, как известно, играет важную роль в развитии и усилении инсулинорезистентности [22, 23]. В том же исследовании [4] показано, что в случае избыточного увеличения массы тела, независимо от исходного ИМТ, происходит прогрессивное накопление жировой ткани как в первой, так и во второй половине беременности, в отсутствие фазы липолиза, приводя к значимому увеличению процентного содержания жировой массы по сравнению с исходным уровнем. Вероятно, этими особенностями обусловлено выявленное нами появление нарушений углеводного обмена с более ранним развитием инсулинорезистентности, что в конечном итоге приводило к возникновению ГСД у женщин с нормальной и избыточной массой тела.

Заключение

При диспансерном наблюдении, как известно, большинство визитов приходится на вторую половину беременности, что связано с появлением осложнений. Вместе с тем, согласно глобальной стратегии ВОЗ по борьбе с диабетом, приоритетной задачей является выявление предикторов, которые позволяют уже в I триместре беременности прогнозировать риск нарушений углеводного обмена. В этой связи полученные результаты имеют большое практическое значение и определяют необходимость контроля прибавки массы тела, как одного из наиболее сильных, но в то же время модифицируемых факторов риска нарушений углеводного обмена. Потенциальное снижение риска развития гестационного сахарного диабета возможно путем нормализации массы тела женщины в период подготовки к беременности, а также контроля увеличения массы, особенно в I триместре. Сотрудники учреждений первичной медико-санитарной помощи заранее должны информировать молодых женщин о риске развития осложнений в период беременности, связанных с наличием избыточной массы тела и ожирения.

Таким образом, профилактика и раннее выявление тенденции к чрезмерному увеличению массы тела могут стать эффективным подходом к сокращению частоты нарушений углеводного обмена и способствовать предотвращению как краткосрочных, так и отдаленных последствий для здоровья женщины и ее будущих детей.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Чабанова Наталья Борисовна — Chabanova Natal’ya Borisovna, e-mail: Natalya.chabanova@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-3173-021X

Василькова Татьяна Николаевна — Vasil’kova Tat’yana Nikolaevna, e-mail: vasilkovatn@rambler.ru

Полякова Валентина Анатольевна — Polyakova Valentina Anatol’evna, e-mail: polycova_gyn@mail.ru

Матаев Сергей Иванович — Mataev Sergei Ivanovich, e-mail: mataevci@rambler.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.