Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гронская С.А.

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва, Россия, 119991

Белая Ж.Е.

ФГУ Эндокринологический научный центр Минздравсоцразвития Российской Федерации, Москва

Мельниченко Г.А.

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Дзеранова Л.К.

Эндокринологический научный центр Минздрава РФ, Москва

Пигарова Е.А.

ФГУ Эндокринологический научный центр Минздравсоцразвития РФ, Москва

Пономарева Эндокринолог

ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России, Москва, Россия, 117036

Течение беременности и родов и их последствия у пациенток с Болезнью Иценко—Кушинга

Авторы:

Гронская С.А., Белая Ж.Е., Мельниченко Г.А., Дзеранова Л.К., Пигарова Е.А., Пономарева Эндокринолог

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2016;22(6): 110‑114

Просмотров: 2993

Загрузок: 50


Как цитировать:

Гронская С.А., Белая Ж.Е., Мельниченко Г.А., Дзеранова Л.К., Пигарова Е.А., Пономарева Эндокринолог Течение беременности и родов и их последствия у пациенток с Болезнью Иценко—Кушинга. Проблемы репродукции. 2016;22(6):110‑114.
Gronskaya SA, Belaia ZhE, Melnichenko GA, Dzeranova LK, Pigarova EA, Ponomareva TA. The pregnancy and delivery in patients with Cushing’s disease. Russian Journal of Human Reproduction. 2016;22(6):110‑114. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro2016226110-114

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фак­то­ры рис­ка тя­же­ло­го те­че­ния но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции SARS-CoV-2 у жен­щин во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):57-64
Ле­че­ние нес­пе­ци­фи­чес­ко­го вуль­во­ва­ги­ни­та у бе­ре­мен­ных: оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти дву­хэ­тап­ной те­ра­пии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):85-93
Ис­хо­ды прог­рамм экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния при раз­лич­ных сте­пе­нях па­то­зо­ос­пер­мии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):115-120
Осо­бен­нос­ти ло­каль­ной экспрес­сии ге­нов мРНК про- и про­ти­во­вос­па­ли­тель­ных ци­то­ки­нов при до­но­шен­ной бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):6-13
Проб­ле­ма са­хар­но­го ди­абе­та в аку­шерстве. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):25-29
Вза­имос­вязь меж­ду бе­ре­мен­нос­тью и рис­ком раз­ви­тия зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний жен­ской реп­ро­дук­тив­ной сис­те­мы. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):48-54
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ком­прес­си­он­ной те­ра­пии у бе­ре­мен­ных с ва­ри­коз­ной бо­лез­нью по­ло­вых ор­га­нов. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):60-65
Опыт ком­би­ни­ро­ван­но­го ле­че­ния па­ци­ен­ток с бес­пло­ди­ем, опе­ри­ро­ван­ных по по­во­ду на­руж­но­го ге­ни­таль­но­го эн­до­мет­ри­оза. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):77-81
Кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние ус­пеш­ной бе­ре­мен­нос­ти и ро­дов при ги­гантской хо­риоан­ги­оме пла­цен­ты. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(3):103-107
На­ру­ше­ния сна при бе­ре­мен­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):99-104

Болезнь Иценко—Кушинга (БИК) развивается вследствие гиперпродукции адренокортикотропного гормона (АКТГ) опухолью гипофиза. В свою очередь избыточное количество АКТГ приводит к гиперстимуляции коры надпочечников и повышенной выработке кортизола, что обусловливает развитие симптомокомплекса эндогенного гиперкортицизма. Гиперкортицизм во время беременности является функциональным состоянием, как правило, не имеющим яркой клинической манифестации, в связи с чем дифференциальная диагностика патологического эндогенного гиперкортицизма с физиологичным состоянием во время беременности крайне затруднительна. При нормально развивающейся беременности увеличивается продукция кортикотропин-рилизинг-гормона, АКТГ, кортизола за счет изменений в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе и эндокринной функции плаценты. Кортизол не проникает в организм плода благодаря плацентарной 11β-гидроксистероиддегидрогеназе. Ближе к родам активность фермента снижается, увеличивая концентрацию кортизола, что необходимо для выработки сурфактанта в легких новорожденного. АКТГ не проникает через плацентарный барьер [1].

При БИК супрафизиологический уровень кортизола и андрогенов приводит к олиго- и аменорее, в результате чего беременность и роды встречаются крайне редко [2, 3]. Однако в случаях, когда беременность возникает, это ассоциируется с высокими рисками развития осложнений как для матери, так и для плода [4, 5]. Если БИК во время беременности протекает без осложнений, то рекомендуют наблюдение и симптоматическую терапию. При прогрессирующем ухудшении возможно кратковременное назначение блокаторов стероидогенеза, преимущественно метирапона. Нейрохирургическое вмешательство возможно во II триместре [4]. После достижения ремиссии беременность обсуждается, так как есть возможность развития рецидива [5]. Кроме того, сама беременность может стимулировать скрытые образования гипофиза.

Цель исследования — изучить течение беременности и родов, ассоциированных с гиперкортицизмом гипофизарного генеза, состояние здоровья пациенток и их детей после родов.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе ФГБУ «Эндокринологический научный центр» (дир. — академик РАН И.И. Дедов) Минздрава России (Москва) в условиях отделения нейроэндокринологии и остеопатий. В исследование были включены 22 рожавшие женщины в возрасте 18—36 лет с установленным в ФГБУ ЭНЦ М.З. России за период 2005—2016 гг. диагнозом БИК. Критерии включения: манифестация БИК до родов, во время беременности или в течение первого года после родов. В исследование не включались пациентки, у которых промежуток между родами и клинической картиной БИК составил более 3 лет. Все участники до начала исследования подписали форму информированного согласия, утвержденную этическим комитетом ФГБУ ЭНЦ М.З. России, протокол № 5 от 23.03.16. Женщины были опрошены при личном контакте и по телефону, кроме того, анализировалась доступная медицинская документация.

Были выделены пациентки, у которых диагноз БИК был установлен до беременности (1-я группа, n=13). Ввиду того, что избыток кортизола отрицательно влияет практически на все системы организма, в период беременности существующие осложнения могут проявиться особенно ярко. Не менее важной группой являются женщины, у которых беременность, по всей видимости, послужила триггерным фактором, после чего была диагностирована БИК в активной стадии (2-я группа, n=9). В соответствии с дизайном исследования (рис. 1) в результате ретроспективного когортного анализа были установлены данные, касающиеся характера гестации и родов, развития и лечения БИК после родов и здоровья рожденных детей по состоянию на 2016 г.

Рис. 1. Дизайн исследования.

Лабораторные исследования проводились в ФГБУ ЭНЦ (зав. отделением — А.В. Ильин) Минздрава России: определяли кортизол сыворотки утром (123,0—626,0 нмоль/л), вечером (46,0—270,0 нмоль/л); АКТГ сыворотки утром (7,0—66,0 мг/мл), вечером (0,0—30,0 пг/мл). Уровень гормонов исследовали методом электрохемилюминесцентного анализа на автоматизированном анализаторе Cobase-601 Roche. Cуточную экскрецию кортизола с мочой (60—413 нмоль/л) определяли методом иммунохемилюминесцентного анализа с экстракцией диэтиловым эфиром.

Результаты

По результатам исследования, среди осложнений беременности наиболее часто регистрировались гипертензивные расстройства, гипертонус матки, а также риск выкидыша и преждевременных родов. Реже наблюдались преэклампсия, гестационный диабет, гипоксия плода, ранний токсикоз (рис. 2). Отметим, что у всех женщин, рожавших в активную стадию БИК (n=8), наблюдались осложнения гестации. Течение родов в большинстве случаев осложнилось двойным обвитием пуповины плода и гипоксией плода. Чуть реже наблюдались кровотечения, преждевременные роды, гипертензивные расстройства и синдром угнетения ЦНС плода (рис. 3).

Рис. 2. Распространенность осложнений гестации, ассоциированной с БИК (% от общего количества пациенток). Наиболее частым осложнением беременности были отеки, протеинурия и гипертензивные расстройства. По оси ординат — количество пациенток с осложнениями; по оси абсцисс — зарегистрированные осложнения.

Рис. 3. Распространенность осложнений в родах, ассоциированных с БИК (абсолютные значения).

Важно отметить, что ухудшение течения БИК после родов зарегистрировано у 18 из 22 женщин. Для большинства пациенток были доступны данные лабораторных анализов после родов, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1. Лабораторная характеристика пациенток с БИК после родов (n=22) Примечание. Здесь и в табл. 2: в скобках указаны минимальные и максимальные данные.

Рецидивы наблюдались у 4 (50%) из 8 пациенток. В табл. 2 представлены лабораторные данные, зарегистрированные у 4 пациенток в активную стадию БИК до беременности и в послеродовой рецидив.

Таблица 2. Лабораторная характеристика пациенток с рецидивом БИК после родов (n=4)

При последующем анализе установлено, что среди женщин, имевших до беременности БИК (1-я группа), осложнения беременности зарегистрированы у 12 (92%) из 13, в родах — у 13 (100%) из 13, после родов ремиссии удалось добиться у 69%. В то время как во 2-й группе среди женщин, у которых БИК диагностирована после родов, осложнения гестации зарегистрированы у 7 (77%) из 9, в родах — у 4 (44%) из 9, а после лечения у 100% наблюдается ремиссия.

На момент исследования возраст рожденных детей (n=22) составил от 1 года до 10 лет. Среди детей до 70% практически здоровы, у остальных выявлены головокружение и головная боль (n=6, 27%), расширение чашечно-лоханочной системы почек (n=3, 14%).

Обсуждение

Беременность и роды у пациенток с БИК наступают редко, ввиду высокой частоты аменореи у этих женщин [2, 3]. Однако если беременность состоялась, наиболее часто регистрировались внутриутробная задержка развития плода, преждевременные роды (более 50% случаев) [4, 7], перинатальная смертность (до 25%) [5, 8, 11]. В мировой литературе [6] чаще описаны случаи беременности, ассоциированные с синдромом Иценко—Кушинга, а в России имеются публикации об отдельных клинических случаях успешной беременности и родов у женщин с тяжелой БИК в анамнезе.

Как видно из настоящей работы, у пациенток выявлена высокая частота осложнений беременности — 77—92%. Однако заметим, что чаще осложнения гестации регистрировались у женщин с БИК в анамнезе (1-я группа) — 92% (у 12 из 13). Для сравнения, по статистическим данным МЗ РФ за 2014 г., отеками, протеинурией и гипертензивными расстройствами в период беременности страдали 14,6% в популяции, в наших же группах исследования — 45%.

Аналогичным образом, роды у представленных пациенток характеризовались высокой частотой развития осложнений. Однако чаще осложнения наблюдались у женщин с БИК в анамнезе (1-я группа) — 100% (у всех 13), чем во 2-й группе — 44% (4 из 9).

Согласно статистическим данным МЗ РФ за 2014 г., отеками, протеинурией и гипертензивными расстройствами в родах страдали 15,4% в популяции, а в группах исследования — 18%; кровотечениями в родах — 1,02% в популяции, в нашем исследовании — 27% среди всех пациенток.

Согласно полученным данным, активная стадия БИК после родов зарегистрирована у 18 из 22 женщин. Усугубление течения БИК связано с системными осложнениями гиперкортицизма, в то время как размер опухоли имел меньшее значение. По результатам магнитно-резонансной томографии, у всех пациенток диагностирована микроаденома гипофиза и расширения размеров опухоли за период беременности не наблюдалось, что соответствует данным литературы [4, 7, 12, 13].

Рецидивы после родов наблюдались в 50% случаев (у 4 из 8 пациенток). Высокая частота рецидивов может объясняться тем, что в исследование включались только пациентки, обратившиеся в ФГБУ ЭНЦ МЗ Р.Ф. Возможно, женщины, у которых после родов продолжается ремиссия, не попали в поле зрения врачей.

Возможность достижения ремиссии в исходе послеродового лечения колеблется от 69 до 100%. Для сравнения, среди нерожавших пациенток с БИК ремиссия после трансназальной аденомэктомии наблюдается у 65—90% [5]. Как видно, достоверных различий в прогнозе лечения не наблюдается.

До 70% рожденных детей практически здоровы. Обнаруженные нарушения не являются специфичными и значимо не отличаются от популяционных, так как по статистическим данным МЗ РФ за 2014 г. в популяции родились больными или заболели 33%.

Отметим, что в активную стадию БИК беременность небезопасна и не следует рекомендовать пациенткам прибегать к ВРТ. Если же пациентка забеременела, особое внимание следует уделить не только гестационному, но и послеродовому периоду, так как возможны прогрессирование заболевания и рецидив.

Заключение

Частота осложнений в период беременности увеличивается по мере возрастания активности БИК. Однако до 70% рожденных детей практически здоровы, и выявляемые отклонения неспецифичны. Среди беременных с БИК в анамнезе риск рецидива достигает 50%. Кроме этого, у большинства пациенток отмечается усугубление БИК после родов. В связи с этим женщины с БИК в анамнезе должны быть тщательно обследованы в послеродовом периоде.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.