Исследования последних лет доказывают, что увеличение массы тела обусловлено нарушением синтеза и продукции биологически активных субстратов, участвующих в регуляции потребления пищи [1]. Как известно, пищевое поведение управляется вентромедиальным (ВМЯ) и латеральным ядрами гипоталамуса. Теория регуляции голода и насыщения в последние годы претерпела изменения. Латеральная гипоталамическая область обладает тонической активностью, которая периодически подавляется импульсами из центра насыщения, возникающими сразу после приема пищи [2]. Выделяют несколько подкорковых ядер гипоталамуса, формирующих чувство голода. Это аркуатное ядро (АЯ) и паравентрикулярные ядра, латеральная гипоталамическая область и ядро солитарного тракта. Они являются местом синтеза и рецепции орексигенных и анорексигенных периферических и центральных факторов, имеют связи с ВМЯ гипоталамуса, которому принадлежит роль центра насыщения. Контроль за аппетитом осуществляет центр сытости (вентромедиальная область гипоталамуса) и центр голода (латеральная часть гипоталамуса) [3].
Широко обсуждается вопрос о причинах прогрессирования экзогенно-конституционального ожирения (ЭКО). Предполагается, что ведущую роль в регуляции пищевого поведения играет пептид YY3-36. Данный пептид синтезируется L-клетками дистального отдела тонкой и толстой кишки, попадает в циркуляцию после приема пищи и является анорексигенным гормоном. Пептид YY3-36 был впервые обнаружен в 1980 г., и только недавно было установлено, что он выполняет функцию гормона, регулирующего аппетит [4, 5]. YY3-36 проходит через гематоэнцефалический барьер и действует на уровне АЯ гипоталамуса, стимулируя чувство насыщения и уменьшая потребление пищи. При ожирении отмечается низкий уровень YY3-36 [6, 7], что позволяет предположить участие этого пептида в патогенезе ожирения. У людей с ожирением синтез этого гормона снижен примерно на 30% [8]. Следует отметить, что уровень YY3-36 повышается после еды, и его базальный уровень не может рассматриваться в качестве единственного показателя его секреции. Показано, что повышенное потребление белка и жира может вызвать длительное увеличение постпрандиальной концентрации YY3-36 у пациентов с ожирением [9]. Эти данные могут способствовать разработке новых методов лечения ожирения.
В России не изучали уровень YY3-36 и его связь со степенью избытка массы тела и гормонально-метаболическими нарушениями. Понимание взаимосвязи уровня пептида YY3-36 в циркуляции и степени риска эндокринных нарушений при ожирении необходимо для обоснования подхода к стабилизации массы тела у данной категории пациентов.
Целью данного исследования являлось: изучение особенностей жирового обмена и определение содержания YY3-36 в сыворотке у лиц с ЭКО и избыточной массой тела, анализ особенностей течения ЭКО и изучение влияния пептида YY3-36 на изменение массы тела у данной категории пациентов.
Материал и методы
Обследованы 327 человек (228 женщин и 99 мужчин), обратившихся к эндокринологу с жалобами на ежегодное увеличение массы тела на 5 кг и более. Все обследованные работают на крупных предприятиях Москвы и Кирова, имеющих собственные медицинские кабинеты, где проводятся регулярные медицинские обследования сотрудников. Выбор предприятий обусловлен возможностью наблюдения большого числа работающих разных возрастных групп.
Измеряли рост, массу тела, индекс массы тела (ИМТ), окружность талии (ОТ). ИМТ оценивали согласно классификации ВОЗ (1997 г.). При ИМТ 25—29 кг/м2 диагностировали избыточную массу тела, 30,0—34,9 кг/м2 — ожирение I степени, 35,0—39,9 кг/м2 — ожирение II степени, 40 кг/м2 и более — ожирение III степени. Критериями включения пациентов в исследование были ИМТ≥25 кг/м2, длительность заболевания 5 лет и более. Критерии исключения: эндокринный генез ожирения, тяжелое течение сопутствующей патологии, декомпенсации гемодинамики и углеводного обмена, заместительная терапия тиреоидными препаратами и глюкокортикоидами, а также гормонотерапия в климактерическом периоде.
У всех пациентов в сыворотке крови определяли уровень общего YY3-36 иммуноферментным методом с помощью набора ELISA DSL-10-33600. Лабораторные показатели исследовали в лаборатории клинической иммунологии с группой радиоиммунологического анализа РКНПК Росмедтехнологий (зав. — проф. В.П. Мосенко). За норму принимали уровень YY3-36 натощак 29—125 пг/мл.
У всех лиц анализировали композиционный состав тела методом рентгеновской абсорбциометрии (Dual Energy X-ray Absorbtiometry) в лаборатории радионуклидной диагностики Дорожной клинической больницы им. Н.А. Семашко (зав. — к.м.н. С.А. Совцова).
Статистический анализ полученных результатов проводили с помощью программного пакета Statistic SPSS 12,0 для Windows. Для оценки значимости различий между группами использовали метод χ2 и критерий Крускала—Уоллиса. За критический уровень значимости р принят 0,05. Для оценки тесноты связи количественных признаков использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Данные представлены в виде медианы, 25-го и 75-го процентилей.
Результаты и обсуждение
Подавляющее большинство пациентов, включенных в исследование, имели ожирение. В 1-ю группу вошли пациенты с избыточной массой тела, во 2-ю — с I степенью ожирения, в 3-ю — со II степенью, в 4-ю — с III степенью. При этом у 38 (11,6%) пациентов наблюдали избыточную массу тела, у 289 (88,4%) — ожирение различной выраженности (табл. 1).
Согласно критериям включения все пациенты имели избыточную массу тела или определенную степень ожирения. Динамика массы тела у пациентов с ЭКО и избыточной массой тела представлена на рис. 1.
В 3-й группе пациентов зафиксированы наибольшие темпы ежегодного увеличения массы тела. Следует отметить, что именно у этой группы больных обнаружены наиболее высокие показатели YY3-36 (р<0,05).
Нарушение процессов, направленных на поддержание стабильной массы тела, может явиться причиной или следствием расстройств регуляторных систем различных уровней, непосредственно обеспечивающих процессы питания либо смежных с ними [10].
При исследовании уровня YY3-36 в группах больных выявлены следующие различия (табл. 2).
Содержание YY3-36 в сыворотке натощак значимо увеличивалось, и для больных с ЭКО характерно увеличение YY3-36 по сравнению с пациентами с избыточной массой тела: в 1,17 раза у больных с I степенью ожирения (р<0,05), в 2,1 раза — со II степенью ожирения (р<0,01). По мере нарастания показателей массы тела у пациентов с ЭКО увеличивалась концентрация YY3-36 (рис. 2).
Характерной особенностью композиционного состава тела у больных с ЭКО является увеличение доли процента общего жира по сравнению с пациентами с избыточной массой тела в 1,17 раза при I степени (р<0,05), в 1,25 раза при II степени (р<0,05) и в 1,45 раза при III степени ожирения (р<0,01). Процентное содержание жира коррелировало с уровнем YY3-36 в группе больных ЭКО (r=0,42; р<0,01).
Результаты исследования показали, что концентрация общего YY3-36 изменяется с увеличением массы тела пациентов с ЭКО и его уровень может быть маркером нарушения регуляции жирового обмена (рис. 3).
В регуляции пищевого поведения участвуют нейроны АЯ гипоталамуса, которые первыми отвечают на сигналы насыщения из желудочно-кишечного тракта. Они преобразуют информацию в секрецию анорексигенных (подавляющих аппетит) и орексигенных (стимулирующих аппетит) нейропептидов и передают сигналы на нейроны второго порядка, локализующиеся в паравентрикулярном и латеральном ядрах гипоталамуса.
Нами выявлены достоверные отличия концентрации YY3-36 у больных с ЭКО от таковой у пациентов с избыточной массой тела, что отражает особенности секреции этого пептида у данной категории пациентов. Данные зарубежных исследований свидетельствуют о том, что при ожирении уровни YY3-36 снижаются [11]. Содержание этого пептида зависит от приема и состава пищи. Наши результаты согласуются с другими экспериментальными данными. Уровень YY3-36 значительно увеличивался после приема пищи в течение эксперимента; так, еда с глюкозой индуцирует повышение уровня YY3-36 у экспериментальных животных. Увеличение белка и жира в пище может вызвать также увеличение концентрации YY3-36, что повышает чувство насыщения в течение длительного времени [12].
Известно, что диета с содержанием белка до 40% и до 25% жира в сутки ведет к значительному росту концентрации в плазме YY3-36 по сравнению с диетой, в которой суточное содержание белка составляет до 25% и жира — до 40%, что свидетельствует о важной роли протеинов в секреции этого пептида. Однако до сих пор не известно, как протеины регулируют секрецию этого гормона [13]. Результаты нашего исследования показали, что у людей с ожирением повышен базальный его уровень. Возможно, что изменение состава пищи в ходе соблюдения диеты у наших больных с ожирением также оказывает влияние на секрецию YY3-36. Кроме того, следует учитывать наличие резистентности к этому пептиду у больных с ЭКО, о чем свидетельствуют данные литературы [12]. Таким образом, можно предположить воздействие пептида YY3-36 на гипоталамус в зонах, непосредственно связанных с регуляцией пищевого поведения и энергетического баланса у больных с ЭКО [14—18].
Пептид YY3-36 избыточно продуцируется клетками желудочно-кишечного тракта у больных с ожирением, и его количество отражает нарушения энергетического обмена, что открывает новые возможности контроля ЭКО. Выяснение роли нейропептидов в регуляции процессов пищеварения имеет огромное значение для понимания ожирения как биологической проблемы и позволяет наметить пути терапевтического решения этой проблемы. Терапия ожирения является глобальной целью медицины.
Выводы
1. У пациентов с ЭКО выявлены нарушения композиционного состава тела (увеличение процента общего жира в организме).
2. ЭКО сопровождается изменением базального уровня YY3-36, что может свидетельствовать о нарушении энергетического баланса у данной категории больных и требует изучения постпрандиального уровня данного пептида.