Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Родионов Е.О.

Научно-исследовательский институт онкологии — филиал Томского национального исследовательского медицинского центра РАН;
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Миллер С.В.

Научно-исследовательский институт онкологии — филиал Томского национального исследовательского медицинского центра РАН

Клиническое наблюдение применения MET-ингибитора капматиниба у пациента с немелкоклеточным раком легкого

Авторы:

Родионов Е.О., Миллер С.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1948 раз


Как цитировать:

Родионов Е.О., Миллер С.В. Клиническое наблюдение применения MET-ингибитора капматиниба у пациента с немелкоклеточным раком легкого. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2023;12(3):76‑80.
Rodionov EO, Miller SV. A clinical case of using the MET inhibitor capmatinib in a patient with non-small-cell lung cancer. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2023;12(3):76‑80. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/onkolog20231203176

Рекомендуем статьи по данной теме:
Но­вые ме­то­ды па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии ми­ас­те­нии гра­вис. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):31-38

Введение

Одним из онкогенных драйверов НМРЛ является протоонкоген MET, кодирующий рецепторную тирозинкиназу с-MET. В норме белок с-MET играет важную роль в межклеточной сигнализации, поддержании деления и роста клеток. Однако вследствие мутаций, приводящих к пропуску 14-го экзона в гене MET (METex14), нарушается нормальное функционирование тирозинкиназы MET и, как следствие, происходит агрессивное развитие заболевания с быстрым метастазированием.

Мутации с пропуском 14-го экзона MET встречаются примерно у 3—4% пациентов с немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ), как правило, при отсутствии других драйверных мутаций и связаны с плохим прогнозом. Исторически сложилось так, что отсутствие четких биомаркеров затрудняло отбор пациентов, которые получат наибольшую пользу от нацеливания на MET с помощью специфической терапии MET. В частности, у пациентов с НМРЛ выбор лечения на основе гиперэкспрессии MET не показал значительных преимуществ. Однако результаты клинического испытания GEOMETRY mono-1 продемонстрировали значительную клиническую активность у пациентов с мутациями пропуска 14-го экзона MET, получавших MET-ингибитор капматиниб с удовлетворительным профилем токсичности [1].

Приводим клинический случай применения MET-ингибитора капматиниба у пациента с немелкоклеточным раком легкого в первой линии терапии.

Пациент Т., 1957 года рождения, считает себя больным с конца 2019 г., когда появился сухой кашель, отметил усиление кашля к лету 2020 г. Обратился к терапевту по месту жительства. 23.07.20 выполнена МСКТ органов грудной клетки: в SVI обнаружено образование неправильной округлой формы с инфильтрирующим ростом, размером 25х17,5 мм. Заключение: периферический рак нижней доли правого легкого (рис. 1).

Рис. 1. Данные МСКТ органов грудной клетки пациента Т.

а — аксиальная проекция; б — сагиттальная проекция; в — фронтальная проекция. Стрелка указывает на патологическое новообразование.

14.08.20 выполнены нижняя лобэктомия справа, медиастинальная ипсилатеральная лимфодиссекция. Диагноз: периферический рак нижней доли правого легкого, стадия IA (pT1N0M0); гистологически папиллярная аденокарцинома легкого без метастазов в лимфатических узлах.

В феврале 2021 г. при контрольной МСКТ заподозрено прогрессирование заболевания, пациент направлен на ПЭТ-КТ, МРТ головного мозга. По данным ПЭТ-КТ всего тела от 25.02.21 выявлены единичные неувеличенные медиастинальные лимфатические узлы: паратрахеальный справа размером 1,2×1,0 см (SUV max 4.08), аортопульмонального окна — 1,1×1,0 см (SUV max 4.22), бифуркационный — 1,2×1,0 см (SUV max 4.09); в правом корне группа увеличенных бронхопульмональных лимфатических узлов размером 2,2×1,8 см (SUV max 7.50) и 2,2×1,6 см (SUV max 7.61). Заключение: признаки метаболически активных интраторакальных лимфатических узлов (медиастинальных и правого корня) (рис. 2).

Рис. 2. Данные ПЭТ-КТ пациента Т.

а — аксиальная проекции; б — фронтальная проекция; в — сагиттальная проекция. Указаны метаболически активные интраторакальные лимфатические узлы (медиастинальные и правого корня).

По данным МРТ головного мозга от 09.02.21: в левой теменной доле в коре визуализируется солидный очаг размером 8,5×6 мм, перифокально — отек. Заключение: МРТ-признаки метастатического поражения левой теменной доли (рис. 3).

Рис. 3. Данные МРТ-исследования головного мозга пациента Т.

а — аксиальная проекция; б — фронтальная проекция; в — сагиттальная проекция. Стрелка указывает на патологическое новообразование.

Таким образом, выявлено прогрессирование процесса в виде метастатического поражения внутригрудных лимфатических узлов и головного мозга.

По образцам операционного материала определена экспрессия PD-L1 (клон SP263): негативная, TPS <1%. Материал направлен на молекулярно-генетическое исследование в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова (Санкт-Петербург).

02.03.21 проведен сеанс стереотаксической радиохирургии метастатического очага левой теменной доли в СОД 24 Гр за 1 фракцию.

11.03.21 получен результат молекулярно-генетического исследования: EGFR, ALK, ROS1, BRAF — отрицательные; обнаружена делеция 14-го экзона гена MET.

Проведен онкологический консилиум в диспансере по месту жительства, рекомендована таргетная терапия кризотинибом (с учетом возможного влияния на мутацию в гене MET). Пациент проконсультирован в НИИ онкологии Томского НИМЦ: учитывая распространенность процесса и отсутствие альтернативных зарегистрированных вариантов лечения больных НМРЛ с пропуском 14-го экзона гена MET, рекомендовано включить пациента в программу расширенного доступа для лечения незарегистрированным на момент консилиума в Российской Федерации таргетным препаратом капматиниб. С 18.05.21 пациент начал прием капматиниба в дозе 400 мг 2 раза в сутки. При контрольном обследовании, по данным ПЭТ-КТ, через 3 мес установлена частичная регрессия метастатических лимфатических узлов в грудной полости, а по данным МРТ головного мозга, диагностирован регресс метастатического очага головного мозга. Через 6 мес от начала терапии, по результатам ПЭТ-КТ, выявлен полный ответ на лечение, который сохраняется по настоящее время (рис. 4).

Рис. 4. Данные ПЭТ-КТ от 03.10.22 пациента Т.

а — аксиальная проекция; б — фронтальная проекция; в — сагиттальная проекция. Указаны ранее метаболически активные интраторакальные лимфатические узлы, в настоящий момент накопления РФП нет.

На фоне лечения у пациента наблюдались следующие нежелательные явления: повышение артериального давления до 140/100 мм рт.ст., скорригированное гипотензивными препаратами, периферические отеки (стоп, голеней и кистей рук).

Стоит отметить, что признаков нефропатии в биохимическом анализе выявлено не было (уровни общего белка, альбумина, креатинина и мочевины, электролитов в пределах нормы), УЗИ почек без отклонений; изменений вен, по данным УЗИ сосудов нижних конечностей, не выявлено, признаков лимфостаза нет. Указанные отеки несколько снижают качество жизни пациента, однако редукции дозы и перерыва в лечении не было.

Таким образом, в представленном клиническом случае отмечен полный ответ на лечение, а выживаемость без признаков прогрессии составила на данный момент 22 мес.

Обсуждение

Мутация пропуска 14-го экзона MET (METex14) присутствует примерно в 3—4% случаев НМРЛ. На момент постановки диагноза средний возраст пациентов с НМРЛ и METex14 старше 70 лет, в анамнезе курение, кроме того, у них более высокая частота встречаемости плеоморфной карциномы и аденоплоскоклеточной карциномы, чем аденокарциномы. Определение мутации в 14 экзоне гена MET производится методом ПЦР, однако предпочтительно определение методом NGS (секвенирование нового поколения).

Кризотиниб — первый ингибитор тирозинкиназы (ИТК) анапластической лимфомной киназы (ALK), а также ROS1, RON и MET, который продемонстрировал эффективность у пациентов с опухолями, имеющими мутацию METex14 или амплификацию гена MET (исследование PROFILE 1001). Однако результаты II фазы исследования кризотиниба в этих случаях (исследование METROS) говорят об ограниченном преимуществе с точки зрения частоты объективного ответа (ORR), выживаемости без прогрессирования или общей выживаемости среди пациентов с мутацией METex14 [2]. Следует отметить, что кризотиниб не зарегистрирован в Российской Федерации для терапии НМРЛ METex14.

В 2020 г. одобрение двух ингибиторов МЕТ-тирозинкиназ капматиниба и тепотиниба для лечения НМРЛ, несущих METex14, открыло новую эру для целевой терапии MET.

Регистрация капматиниба основана на результатах клинического исследования II фазы GEOMETRY Mono-1, в котором принимали участие взрослые пациенты с верифицированным диагнозом НМРЛ на IIIB или IV стадии с EGFR и ALK дикого типа и наличием пропуска 14-го экзона в гене MET. По результатам исследования, среди ранее не лечившихся пациентов частота объективного ответа составила 67,9% (95% ДИ: 47,6—84,1), длительность ответа — 12,6 мес (95% ДИ: 5,6—НД), при этом у 47% пациентов ответ длился свыше 12 мес; медиана выживаемости без прогрессирования составила 9,7 мес (95% ДИ: 8,2 — НД), а общая выживаемость — 20,8 мес (95% ДИ: 12,4 — НД).

Тепотиниб и саволитиниб также относятся к классу ингибиторов МЕТ-тирозинкиназных ингибиторов. Информация об использовании данных препаратов в рамках клинических исследований доступна и свидетельствуют о положительных результатах их применения [3,4].

Проведенные исследования показали, что капматиниб и другие современные ИТК могут преодолевать гематоэнцефалический барьер и продемонстрировали некоторую активность в отношении метастазов в ЦНС [5].

Заключение

Применение современного таргетного препарата капматиниба позволяет добиться существенного улучшения показателей выживаемости у больных с метастатическим НМРЛ с наличием мутации с пропуском 14-го экзона MET.

Таким образом, выявление мутации в 14-м экзоне гена MET должно быть обязательным в алгоритме молекулярно-генетической диагностики пациентов с аденокарциномами легкого.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Wolf J, Seto T, Han JY, Reguart N, Garon EB, Groen HJM, Tan DSW, Hida T, de Jonge M, Orlov SV, et al.; GEOMETRY mono-1 Investigators. Capmatinib in MET exon 14-mutated or MET-amplified non-small-cell lung cancer. N Engl J Med. 2020;383(10):944-957.  https://doi.org/10.1056/NEJMoa2002787
  2. Мандрина М.О., Бредер В.В., Иванов М.В., Лебедева A.А., Горбацевич В.В., Лактионов К.К., Кононец П.В. Аденокарцинома легкого с активирующей мутацией в 14-м экзоне MET: клиническое наблюдение. Медицинский совет. 2021;9:154-159.  https://doi.org/10.21518/2079-701X-2021-9-154-159
  3. Le X, Sakai H, Felip E, Veillon R, Garassino MC, Raskin J, Cortot AB, Viteri S, Mazieres J, Smit EF, et al. Tepotinib efficacy and safety in patients with MET exon 14 skipping NSCLC: outcomes in patient subgroups from the VISION study with relevance for clinical practice. Clin Cancer Res. 2022;28(6):1117-1126. https://doi.org/10.1158/1078-0432.CCR-21-2733
  4. Lu S, Fang J, Li X, Cao L, Zhou J, Guo Q, Liang Z, Cheng Y, Jiang L, Yang N, et al. Once-daily savolitinib in Chinese patients with pulmonary sarcomatoid carcinomas and other non-small-cell lung cancers harbouring MET exon 14 skipping alterations: a multicentre, single-arm, open-label, phase 2 study. Lancet Respir Med. 2021;9(10):1154-1164. https://doi.org/10.1016/S2213-2600(21)00084-9
  5. Fujino T, Suda K, Mitsudomi T. Lung cancer with MET exon 14 skipping mutation: genetic feature, current treatments, and future challenges. Lung Cancer (Auckl). 2021;12:35-50.  https://doi.org/10.2147/LCTT.S269307

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.