Первично-множественные злокачественные опухоли (ПМЗО) являются актуальной проблемой онкологии как в связи с ростом контингента таких больных, так и из-за недостаточной изученности многих аспектов данной патологии. С 2000 по 2011 г. мы наблюдали 189 больных ПМЗО с синхронным и/или метахронным раком желудка. По сообщениям многих авторов [3, 5—9], рак желудка наиболее часто сочетается с первичными злокачественными опухолями ободочной и прямой кишки, частота поражения которых составляет 19% [2], 22% [3], 27,4% [5]. По нашим наблюдениям, этот показатель составляет 22,8%. Количество злокачественных опухолей толстой кишки у таких больных может достигать 2 [1], 6 [4]. Мы наблюдали у больного пять первично-множественных злокачественных метахронно-синхронных опухолей.
Больной З., 62 года, дважды находился в хирургическом отделении ОКД №1 ДЗ Москвы с диагнозом: рак сигмовидной кишки, состояние после резекции сигмовидной кишки 1975 г.; рак прямой и слепой кишки, состояние после передней резекции прямой кишки и правосторонней гемиколэктомии 1997 г.; рак средней трети желудка IВ стадии Т2N0M0; рак поперечной ободочной кишки II стадии T4N0M0; анемия; ИБС, атеросклеротический кардиосклероз, гипертоническая болезнь, синусовая брадикардия, искусственный водитель ритма.
Резекция сигмовидной кишки была выполнена в Хабаровске, а передняя резекция прямой кишки и правосторонняя гемиколэктомия — в ГКБ №4 Москвы.
В 2007 г. у больного была выявлена язва двенадцатиперстной кишки, лечился консервативно по месту жительства. При контрольной ЭГДС 26 ноября 2008 г. выявлена циркулярная опухоль в средней трети желудка с изъязвлением 8×4 мм по большой кривизне и рубец в луковице двенадцатиперстной кишки. При колоноскопии 10 декабря 2008 г. выявлена опухоль в зоне илеотрансверзоанастомоза.
Впервые поступил в ОКД №1 26 декабря 2008 г. После дообследования был взят на операцию 22 января 2009 г. Через 7 мин после вводного наркоза и интубации трахеи у больного развился эпизод брадикардии со снижением ЧСС до 29—31 в минуту. После медикаментозного повышения ЧСС до 59—60 в минуту от планового оперативного вмешательства было решено воздержаться. Больной направлен в отделение хирургии аритмий ГКБ №4, где 14 февраля 2009 г. установлен электрокардио-стимулятор.
Повторно поступил в ОКД №1 24 февраля 2009 г. На операции 11 марта 2009 г. в брюшной полости выявлен массивный спаечный процесс после предшествующих лапаротомий; в поперечной ободочной кишке имеется циркулярная опухоль 8×6 см, прорастающая в мезоколон, илеотрансверзоанастомоз, антральный отдел желудка по большой кривизне и свободный край петли тощей кишки на расстоянии 8 см от связки Трейтца; по малой кривизне в области угла желудка имеется самостоятельная опухоль до 4 см в диаметре (см. рисунок).
Выполнена дистальная субтотальная резекция желудка с лимфаденэктомией D2, а также резекция поперечной ободочной кишки с резекцией вовлеченного илеотрансверзоанастомоза и петли тощей кишки (на протяжении 6 см); подвздошная кишка пересечена на 10 см ниже анастомоза, а ободочная — на границе нисходящей и сигмовидной; реконструкция выполнена с наложением гастроэнтероанастомоза по Ру и илеосигмоанастомоза.
Послеоперационный период и заживление раны без осложнений, стул самостоятельный, полуоформленный, 2—3 раза в день.
Гистологическое исследование: в ободочной кишке умереннодифференцированная аденокарцинома с прорастанием в стенку тонкой кишки до подслизистого слоя; врастания опухоли в желудок не отмечается; в желудке изъязвленная малодифференцированная аденокарцинома с инвазией в мышечный слой; в лимфатических узлах, клетчатке и сальниках метастазов не выявлено.
Больной выписан 24 марта 2009 г. под наблюдение онколога по месту жительства. В марте 2012 г. состояние больного ближе к удовлетворительному, беспокоят периодические вздутия живота после еды, частый полужидкий стул.
Таким образом, данный пример подтверждает возможность хирургического лечения и излечения больных с несколькими первичными злокачественными опухолями, одной из которых является рак желудка.