Микробиом человека — это весьма сложная система, отличающаяся многокомпонентностью своего содержания и количественным разнообразием представителей микрофлоры, входящих в нее [1].
Значимую актуальность исследование микробиоты кожи человека приобретает в настоящее время в аспекте хронических дерматозов, когда биотоп кожи представляет собой яркий пример сложного ассоциативного взаимодействия микроорганизмов. Кроме того, кожа — это действующая система, очень тесно связанная с внутренней средой организма. Состав микрофлоры кожи может меняться в зависимости от возраста человека, условий труда, внешней среды, стрессовых ситуаций, перенесенных заболеваний или имеющихся патологий, рациона питания [2]. Следует отметить четкую взаимосвязь имеющейся микробиоты с заболеваниями кожи [3].
Атопический дерматит (АтД) из-за своей высокой распространенности является важнейшей медико-социальной проблемой [4, 5]. Значимость АтД определяется высоким уровнем частоты во всех возрастных группах, тенденцией к тяжелому течению, что приводит к снижению показателей качества жизни пациентов с данной патологией и их семей. В общей структуре аллергодерматозов АтД занимает одно из ведущих мест [6, 7].
Присоединение вторичной инфекции при АтД встречается в 26—38% случаев, у таких пациентов значительно усложнены диагностика, лечение и последующая реабилитация [8, 9]. По данным официальной отчетности, уровень распространенности АтД у взрослых не отражает истинной картины по частоте данной патологии. Это подтверждается данными многочисленных эпидемиологических исследований, проведенных по программе ISAAC, их результаты не соответствуют данным официальной статистики [10, 11]. В современных условиях на фоне снижения иммунологической реактивности организма, сложившегося экологического неблагополучия, нерационального использования антибиотиков, бактериальная и грибковая инфекция утяжеляет течение АтД. При этом полностью не изучены современные особенности кожного микробиоценоза, его видовой состав, а также не выявлены закономерности микробной колонизации кожи в различных возрастных группах при разных формах АтД. Таким образом, существует необходимость комплексного обследования пациентов с осложненными формами АтД и разработка мероприятий, направленных на оптимизацию медицинской помощи этому контингенту больных.
Цель исследования — изучить видовой состав микрофлоры кожи у взрослых с АтД, осложненном вторичной инфекцией.
Материал и методы
На основе выкопировки данных лабораторной диагностики проведен анализ результатов бактериологического и микологического обследования кожи 112 больных АтД в возрасте от 18 до 75 лет, осложненном вторичной инфекцией (основная группа). Контрольную группу составили 55 практически здоровых взрослых без аллергически измененной реактивности и очагов хронической инфекции в организме. Различия по полу и возрасту между исследуемыми группами статистически не значимы. Для установления степени тяжести заболевания использовалась объективная полуколичественная шкала SCORAD (Severity Scoring of Atopic Dermatitis), которая учитывает следующие признаки: распространенность кожных поражений, интенсивность клинических проявлений, субъективные симптомы.
На каждого пациента заполняли унифицированную карту изучения аллергических заболеваний. Специфические методы диагностики включали определение уровня общего IgE (методом ИФА), культуральное бактериологическое и микологическое обследование кожных покровов. Материал для исследования брали с помощью соскобов кожи с последующим смывом стерильной дистиллированной водой по периметру наиболее свежих кожных поражений. Посев смыва проводили на агаризованную среду Сабуро и МПА в две чашки Петри. Продолжительность культивирования бактерий составляла не менее 7 сут, а при выявлении представителей дерматомицетов удлинялась до 12 сут при 37 °C. Статистический анализ данных выполняли с помощью программы электронных таблиц Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение
С целью выявления особенностей течения и исходов АтД мы провели анализ заболеваемости у 112 пациентов с АтД. Все лабораторные показатели изучены в динамике до и после проведенного лечения.
Контрольную группу составили 55 практически здоровых людей (32 женщины (58,2±6,7%) и 23 мужчины (41,8±6,7%)). Распределение обследованных пациентов в основной группе по возрасту и полу представлено в табл. 1.
Как видно из табл. 1, наибольшую долю составили женщины в возрасте 18—25 лет (33 человека, или 43,4±5,7%) и 16 мужчин (44,4±8,3%; p<0,001) в возрасте 26—50 лет. Основное число больных относились к возрастной группе 26—50 лет (48 человек, или 42,9±4,7%) и от 18 до 25 лет (41,1±4,6%; p<0,001). Обращает внимание, что мужчин в возрасте от 51 года до 75 лет было несколько больше, чем женщин того же возраста (соответственно 19,4±6,5 и 14,5±4,1%; p<0,001). Распределение больных АтД по возрасту и полу соответственно к общему числу больных АтД показало, что наибольшую долю составляют женщины (67,9±4,4%), при этом в возрасте от 18 до 25 лет таких было 43,4±5,7%, в возрасте 26—50 лет — 42,1±5,6%; в возрасте от 51 года до 75 лет — 14,5±4,1%. Доля мужчин была меньше — 32,1±4,7%, по возрастным группам — 36,1±8,0, 44,4±8,3 и 19,4±6,5% соответственно. Степень тяжести заболевания была объективно оценена как легкая у 5 (4,5±1,9%; p<0,001), средней тяжести — у 48 (42,9±4,7%), тяжелая — у 59 (52,6±4,9%; p<0,001) больных.
Кожа больных АтД была обсеменена различными микроорганизмами, количество которых было значительно выше, чем на коже людей контрольной группы. S. aureus высевали с кожи 87,5±3,1% больных АтД (табл. 2).
Среди бактериальных агентов отмечено важное значение Staphylococcus epidermidis (77,6±3,9%). У взрослых бактериальное инфицирование кожных покровов при АтД протекает как без манифестации клинических признаков инфекции (61,6±4,6%), так и в форме пиодермии (38,4±4,6%): поверхностной (77,6±3,9%) и глубокой (22,4±3,9%). Поверхностная стафилодермия чаще развивалась у пациентов молодого возраста и проявлялась в виде остиофолликулитов, фолликулитов и псевдофурункулеза. У пациентов с АтД более старшего возраста чаще встречалась глубокая стафилодермия в виде рецидивирующего фурункулеза, карбункулов и абсцессов.
Заключение
В общей структуре стафилококкового инфицирования кожных покровов зарегистрированы S. aureus (56,7%), S. epidermidis (29,2%), ассоциация S. aureus и S. epidermidis (14,1%). Течение АтД у пациентов с колонизацией кожных покровов совместной ассоциацией бактериальной микрофлоры и стафилококков, а также при присоединении грибов с колонизацией кожи ассоциацией бактериальной микрофлоры и стафилококков характеризовалось устойчивостью к проводимой традиционной терапии и непрерывно-рецидивирующим течением данного заболевания. Результаты проводимого микологического обследования показали, что у 25,0±4,1% пациентов с АтД и грибковой колонизацией кожи высевались дрожжевые грибы (32,1%), дерматофиты (33,5%), плесневые грибы (22,4%) и ассоциации нескольких грибов (12%). Пациенты с колонизацией кожи нестафилококковой микрофлорой бактериальной этиологии и их ассоциацией с грибами имели незначительный удельный вес в структуре обследованных пациентов с АтД (18% всех пациентов). Грибковая инфекция играет важную роль в поддержании хронического как инфекционного, так и аллергического воспалительного процесса в коже при АтД, участвуя в патогенезе заболевания путем дополнительной активации дермальных лимфоцитов, развития сенсибилизации и индукции аллерген-специфических IgE. Вследствие этого микотическая инфекция при АтД вызывает не только грибковые поражения кожи, но и способствует микотической сенсибилизации организма пациентов.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что у пациентов с хроническим непрерывно-рецидивирующим течением АтД с резистентностью к традиционной терапии отмечается преобладание стафилококковой колонизации кожных покровов. Установлено, что изолированная стафилококковая колонизация кожи чаще выявляется у пациентов более молодого возраста (от 18 до 25 лет) и характеризуется среднетяжелым течением. В возрасте 26—50 лет и от 51 года до 75 лет у пациентов чаще высевают стафилококки в сочетании с грибами, что утяжеляет течение АтД и приводит к увеличению площади кожного поражения. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что присоединение вторичной инфекции оказывает отягощающее действие на течение АтД у взрослых, способствует развитию устойчивости к проводимой традиционной терапии, что диктует необходимость изучения причинных факторов и дифференцированного подхода к выбору схемы лечения.
Современный пациент ожидает от лечения АтД не только быстрого облегчения воспалительных и субъективных симптомов заболевания, сокращения сроков лечения, но и удобного и приятного терапевтического воздействия, не ограничивающего его социальную и профессиональную активность и, как следствие этого, существенного улучшения качества жизни. Поэтому в современной клинической практике значительно возросли требования к лекарственным препаратам, используемым прежде всего в наружной терапии хронических дерматозов. Препарат должен обладать активным противовоспалительным действием, хорошо переноситься, иметь высокий профиль безопасности, обладать пролонгированным действием, не требующим многократного применения, быть эстетически привлекательным и не ограничивать привычный образ жизни. Во многом эти задачи стали реальностью благодаря введению в клиническую практику комбинированных глюкокортикостероидных препаратов (ГКС). Акридерм ГК — комбинированный глюкокортикостероидный препарат, который обладает широким спектром действия, активен в отношении стафилококков, патогенных дерматофитов, дрожжевых и плесневых грибов. Акридерм ГК содержит гентамицин (бактерицидный антибиотик широкого спектра действия из группы аминогликозидов) и клотримазол (противогрибковое средство из группы производных имидазола для местного применения). К гентамицину чувствительны грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы — Proteus spp., Escherichia coli, Klebsiella spp., Salmonella spp., Shigella spp., Campylobacter spp., Staphylococcus spp., Enterococcus faecalis, Serratia spp., Pseudomonas spp., Acinetobacter spp., Citrobacter spp. Гентамицин может быть полезен во взрослой и педиатрической практике, а также у пациентов с сахарным диабетом при колонизации кожи метициллин-резистентными S. aureus [12—14].
Результаты многочисленных отечественных исследований [15—18] показали, что Акридерм ГК обладает высокой терапевтической эффективностью при лечении дерматозов, осложненных бактериальной и микотической инфекцией. Препарат хорошо переносится пациентами, не имеет побочных эффектов и осложнений, удобен в применении, не пачкает одежду, не имеет запаха. Появление широкого спектра современных ГКС в дерматологической практике существенно облегчает работу врача и позволяет обеспечить более высокое качество жизни пациентам. Акридерм ГК — высокоэффективный препарат для лечения инфекционных дерматозов, осложненных экзематизацией, и хронических воспалительных заболеваний, течение которых отягощается присоединением грибково-бактериальной инфекции. Применение препарата обеспечивает быстрый противовоспалительный эффект и высокий уровень микологического и бактериального излечения [18].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1e-mail: tbibitcheva@yandex.ru
2e-mail: niu@bsu.edu.ru