Псориаз — одно из наиболее распространенных заболеваний кожи, которым, по данным различных исследований, страдает 1—3% населения независимо от пола, расы и географического расположения. Среди дерматологических больных доля больных псориазом составляет около 5%. В последние 15 лет наблюдается увеличение заболеваемости, поражение в более молодом возрасте, рост доли тяжелых инвалидизирующих форм, резистентных к различным методам терапии (псориатическая эритродермия и артропатия) [1].
Поражение печени при псориазе занимает существенное место, так как именно печень представляет собой центральный орган химического гомеостаза, где создается единый обменный и энергетический пул метаболизма жиров и углеводов. Кроме того, печень участвует в синтезе некоторых ферментов, витаминов, принимает непосредственное участие в водном, минеральном и пигментном обмене; важное значение имеет ее детоксицирующая функция. К основным синдромам повреждения гепатобилиарной системы у больных псориазом относят цитолиз, холестаз, печеночно-клеточную недостаточность и иммунное воспаление.
Для цитолитического синдрома характерно нарушение проницаемости мембран гепатоцитов, выделение внутриклеточного содержимого в межклеточное пространство и кровь, а также повышение активности печеночных индикаторных ферментов, билирубина, витамина В
Синдром холестаза опосредован нарушением цитоскелета гепатоцитов, исчезновением микроворсинок на апикальной части гепатоцита, снижением сократимости каналикулярной мембраны, обратным током желчи в синусоиды, повышением активности щелочной фосфатазы, фосфолипидов и желчных кислот в крови, гиперхолестеринемией, гипербилирубинемией.
Синдром печеночно-клеточной недостаточности манифестируется нарушением синтетической и метаболизирующей функции печени, гиперазотемией, снижением активности холинэстеразы в крови.
Для иммуновоспалительного синдрома характерны сенсибилизация гепатоцитов иммунокомпетентными клетками, активация ретикулогистиоцитарной системы, повышение уровня общего белка, глобулинов в крови, иммуноглобулинов классов A, M, G, изменение иммунорегуляторного индекса, появление антител к ДНК гепатоцитов [2—4].
Столь разнообразный и разнонаправленный спектр гепатоцеллюлярной патологии при псориазе определяет выбор лекарственных препаратов, обладающих в полной мере широким профилем эффективности и безопасности, к которым относится препарат Ремаксол (ООО «НТФФ «ПОЛИСАН», Санкт-Петербург) — многокомпонентный инфузионный гепатопротектор, состоящий из естественных метаболитов (янтарная кислота, рибоксин, никотинамид, метионин), оказывающий антиоксидантное, антигипоксантное, гепатотропное действие, стимулирующий синтез эндогенного адеметионина, повышающий показатели системы глутатиона, усиливающий регенеративные процессы в печени. Согласно опубликованным данным, клинические эффекты Ремаксола при гепатопатиях различного генеза превосходят эффекты традиционной фармакотерапии [5—7].
Цель исследования — изучить эффективность схемы комплексной терапии, включающей препарат Ремаксол, при лечении распространенного вульгарного псориаза.
Материал и методы
Проанализированы данные 95 пациентов с диагнозом «распространенный вульгарный псориаз, прогрессирующая стадия», получавших лечение на базе консультативной поликлиники и клиники Ростовского государственного медицинского университета.
В зависимости от схемы терапии пациенты были разделены на две группы: больным основной группы (n=53), помимо базисной терапии, был назначен препарат Ремаксол ежедневно внутривенно капельно по 400,0 мл 1 раз в сутки, через день в течение 14 дней; пациенты контрольной группы (n=42) получали стандартную базисную терапию (НПВС, витамины, местно — кератолитические мази).
Критерии включения в исследование: мужчины и женщины от 18 до 80 лет, верифицированный диагноз распространенного вульгарного псориаза в прогрессирующей стадии, отсутствие тяжелых сопутствующих заболеваний внутренних органов в стадии суб- и декомпенсации.
Анализ полученных результатов проводили по следующим критериям: объективный показатель тяжести заболевания (ОПТЗ), индекс качества жизни, индекс PASI (Psoriasis Area and Severity Index), лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ), уровень аланинаминотрансферазы (АлАТ) и аспартатаминотрансферазы (АсАТ), щелочной фосфатазы (ЩФ), холестерина (ХС), билирубина и его фракций в динамике — до и после курса лечения Ремаксолом [8].
Статистическую обработку результатов проводили с применением пакета программ Statistica 6.0. В каждой группе рассчитывали средние значения и ошибку среднего. Достоверность различий с соответствующей контрольной группой оценивали по t-критерию Стьюдента. Приведенные в тексте и в таблицах значения представляли в виде Xср±mx [9].
Результаты и их обсуждение
Анализ данных клинического течения заболевания у пациентов выявил более выраженную положительную динамику со стороны специфического процесса у больных, получивших в схеме терапии Ремаксол.
Так, до начала комплексной терапии основные клинические проявления заболевания у пациентов обеих групп характеризовались ростом элементов по периферии, слиянием папул в бляшки. Элементы ярко-красного цвета, покрыты обильными серебристо-белыми чешуйками. Вокруг бляшек отмечался воспалительный венчик эритемы периферического роста, лишенный чешуек. У 50 (94,3%) больных в основной группе и у 41 (97,6%) контрольной на месте травм и ссадин отмечено появление новых псориатических элементов. Сочетание высыпаний по телу с высыпаниями на волосистой части головы отмечалось у 26 (49%) больных в основной группе и у 21 (50%) — в контрольной. Чувство зуда отмечали 45 (84,9%) пациентов основной группы и 37 (88%) — в контрольной.
В процессе наблюдения (к 14-м суткам терапии) была отмечена выраженная положительная динамика: отсутствие новых элементов, шелушения, уменьшение инфильтрации и эритемы, разрешение бляшек в центре и наличие по периферии псевдоатрофического ободка у 51 (96,2%) пациента основной группы и у 39 (92,8%) — в контрольной (р=0,005). Значительное разрешение псориатических бляшек было выявлено у 50 (94,3%) пациентов в основной группе и только у 29 (69%) — в контрольной. Уменьшение зуда отмечали 95,5% пациентов основной группы и 89,1% пациентов контрольной (р<0,01).
Анализ динамики индекса PASI показал достоверную положительную динамику, более выраженную у пациентов основной группы: исходный средний балл до лечения составил 25,3±3,2 балла, после — снизился на 74,4% (6,2±7,2 балла), в то время как в контрольной группе статистически достоверное снижение индекса PASI составило 46,7% (12,3±2,3 балла; р<0,01).
ЛИИ — показатель эндогенной интоксикации — до лечения был повышен и в среднем составил 5±0,3 условных единиц (усл.ед.) у пациентов основной группы, 5,2±0,1 усл.ед. у больных в контрольной. После проведенной терапии отмечено его достоверное снижение, более выраженное у пациентов основной группы (до 2±0,3 усл.ед.) и значительно меньшее (до 3,3±0,5 усл.ед.) — в контрольной (р<0,05).
Анализ показателей печеночной активности на фоне проводимой терапии выявил выраженную положительную динамику (см. таблицу).
До начала лечения было выявлено значительное повышение трансаминаз, после лечения отмечено достоверное снижение уровня, более выраженное в основной группе. Так, АлАТ снизился в 1,8 раза, АсАТ — в 1,7 раза, в то время как в контрольной группе — в 1,3 раза по обоим показателям (р<0,05).
Кроме того, отмечена положительная динамика со стороны других показателей: исходно повышенный уровень ЩФ (137,8±1,6 ед/л в основной группе и 139,3±1,3 ед/л — в контрольной) нормализовался и составил 100,4±0,9 и 103,1±0,1 ед/л соответственно (р<0,05), уровень ХС, также изначально повышенный (7,7±0,8 и 7,6±0,7 ммоль/л соответственно), снизился и достиг нормальных цифр.
Изначально повышенный уровень билирубина и его фракций после проведенного лечения также показал более выраженную положительную динамику у пациентов, получивших Ремаксол, причем наибольший эффект отмечен при анализе уровня непрямого билирубина: в основной группе — с 18,3±0,2 до 6,4±0,1 мкмоль/л, в то время как в контрольной — с 18,5±0,3 до 9,7±0,2 мкмоль/л соответственно (р<0,05).
Во время лечения отмечена хорошая переносимость препарата Ремаксол, отказа от терапии вследствие возникновения осложнений и нежелательных реакций на его введение не отмечено.
Выводы
Схема комплексной терапии, включающая препарат Ремаксол, показала более высокую эффективность при лечении прогрессирующей стадии распространенного вульгарного псориаза, что выражалось в ускорении купирования клинических проявлений специфического процесса (отсутствие новых элементов, шелушения, уменьшение инфильтрации и эритемы, разрешение бляшки в центре и наличие по периферии псевдоатрофического ободка, уменьшение зуда) и, как следствие — в снижении среднего показателя PASI на 74,4% против 46,7% у пациентов, получивших базисную терапию. Гепатопротекторный эффект препарата выражался в достоверном снижении изначально повышенных значений трансаминаз, снижении и нормализации уровня ЩФ и ХС, снижении повышенных уровней билирубина и его фракций, достоверном уменьшении ЛИИ.
Высокая эффективность Ремаксола, отсутствие осложнений и побочных явлений при его применении позволяют рекомендовать препарат как высокоэффективный метаболический гепатопротектор для патогенетической терапии в острой фазе псориаза.