Экзема — одно из наиболее распространенных воспалительных заболеваний кожи, характеризующееся выраженным полиморфизмом высыпаний, склонностью к мокнутию, своеобразной клинической картиной, наличием зуда, часто и длительно рецидивирующим течением [1—3].
На долю экземы приходится до 40% всей дерматологической патологии. По данным ВОЗ, дерматозом страдают около 3% взрослого населения планеты, и этот показатель в последнее время постоянно растет [4, 5]. Заболевание характеризуется тяжелым течением с частыми длительными рецидивами, значительным распространением патологического процесса, резистентностью к общепринятым методам его лечения [6].
Согласно современным представлениям, экзематозный процесс развивается в результате комплексного воздействия экзо- и эндогенных факторов, среди которых большое значение имеют расстройства со стороны микроциркуляции и гемостаза, заболевания органов пищеварения и выделительной системы [6, 7], нейрогенные и иммунные изменения, приводящие к аллергическому воспалению замедленного типа [8, 9]. В последние годы все больше внимания в изучении патогенеза экземы уделяется неспецифическим нарушениям обменных процессов с активацией перекисного окисления липидов (ПОЛ), депрессией антиоксидантной защиты, высоким уровнем эндотоксикоза [6].
В настоящее время проблема патогенетического лечения экземы, несмотря на активную работу в данном направлении, не только не утрачивает своей актуальности, но и приобретает все большую научно-практическую и социальную значимость [10, 11], что и определяет целесообразность проведения нашего исследования.
В последние годы появилось большое число работ, посвященных изучению особенностей действия субстратного антигипоксанта — Цитофлавина [12, 13]. Цитофлавин представляет собой сбалансированный комплекс двух метаболитов — янтарной кислоты в дозе 300 мг, рибоксина (инозин) в дозе 50 мг — и двух коферментов-витаминов — рибофлавина-мононуклеотида (витамин В
Цель исследования — изучение эффективности Цитофлавина в составе стандартной терапии экземы.
1. Оценить активность процессов ПОЛ, эндотоксикоза, иммунного и цитокинового дисбаланса у больных экземой в стадии обострения патологического кожного процесса для определения возможности применения средств метаболической коррекции в составе комплексной терапии дерматоза.
2. Исследовать в сравнительном аспекте клиническую эффективность стандартной терапии экземы с применением в ее составе Цитофлавина.
3. Сравнить динамику некоторых показателей психоэмоционального статуса, качества жизни, иммунного, в том числе цитокинового, профиля больных экземой на фоне базисной терапии с включением Цитофлавина.
4. Дать сравнительную оценку влияния комплексного лечения с Цитофлавином на показатели эндотоксикоза, ПОЛ и антиоксидантной защиты больных экземой.
Материал и методы
Работа выполнена на базе Мордовского республиканского кожно-венерологического диспансера Саранска (клиническая база курса кожных и венерических болезней Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева). Обследованы 70 больных (36 (51,4%) мужчин и 34 (48,6%) женщины) с экземой в возрасте от 17 до 77 лет (средний возраст — 43,81±2,22 года) в стадии обострения патологического кожного процесса. Проведено простое слепое в параллельных группах рандомизированное сравнительное исследование. Пациенты были распределены на две группы.
Стандартная терапия была назначена 35 больным 1-й группы (контроль) [15], а 2-ю группу составили 35 больных, получивших на фоне стандартной терапии комплексный препарат Цитофлавин (ООО «НТФФ «ПОЛИСАН», Россия) по 2 таблетки 2 раза в сутки за 30 мин до еды, запивая 100 мл воды (вечерний прием препарата — не позднее 18 ч). Продолжительность курса лечения составила 25 дней.
Для определения степени тяжести и эффективности терапии экземы мы использовали международные стандарты — дерматологический индекс шкалы симптомов (ДИШС) и EASI (Eczema Area and Severity Index) [16—18], клиническое наблюдение (оценка гиперемии, экскориаций, инфильтрации, зуда, мокнутия, распространенности высыпаний при поступлении, каждые 5 дней лечения и при выписке из стационара). Психоэмоциональное состояние пациентов при поступлении и на момент окончания лечения мы исследовали с помощью теста САН (Самочувствие. Активность. Настроение) и ДИКЖ [18].
Для оценки степени выраженности нарушений гомеостаза нами изучены показатели, характеризующие эндотоксикоз, процессы ПОЛ и антиоксидантной защиты организма: скорость оседания эртроцитов (СОЭ), малоновый диальдегид (МДА) и Fe-индуцированный МДА (Fe-МДА) в плазме крови и эритроцитах [19], диеновые конъюгаты (ДКо) и диеновые кетоны (ДКе) модифицированным методом по Рекнагелю-Рошалу (1984), общая и эффективная концентрация альбумина (ОКА и ЭКА) [20], молекулы средней массы (МСМ) при λ=254 и 280 нм на спектрофотометре [21], супероксиддисмутаза (СОД) [22], активность каталазы в плазме крови и эритроцитах [23], отношение каталазы в эритроцитах к каталазе в плазме, произведен расчет индексов токсичности (ИТ) по формуле: (ОКА/ЭКА)–1; связывающей способности альбумина (ССА) по формуле: (ЭКА/ОКА)×100%; индекса пероксидации (ИП) в плазме крови и эритроцитах по формуле: каталаза/МДА, рассчитаны три критерия интоксикации (КИ) [24]: КИ
Исследованы некоторые показатели иммунитета: уровень IgA, IgG, IgM методом радиальной иммунодиффузии в геле [25], ЦИК малого диаметра методом преципитации с 3,5% раствором полиэтиленгликоля [26], тест восстановления нитросинего тетразолия (НСТ-тест) [27], средний цитохимический коэффициент (СЦК НСТ-теста) [28], фагоцитарная активность нейтрофилов методом проточной цитометрии после инкубации выделенных клеток с латексом, меченным FITS [29], ИЛ-1β, ИЛ-4, ИЛ-6, ИЛ-8, фактор некроза опухоли-α (ФНО-α) — иммуноферментным методом с использованием реагентов ООО «Вектор Бест» (Новосибирск) на аппарате Stat Fax 2100, согласно инструкциям, приложенным к наборам [30].
В качестве контроля обследовали 16 клинически здоровых доноров (средний возраст которых составил 33,5±3,27 года).
Результаты исследования обработаны методом вариационной статистики медико-биологического профиля с помощью критерия достоверности Стьюдента на персональном компьютере IBM/PC Pentium-4 с использованием программы Microsoft Excel путем расчета средних арифметических и ошибок средних (М±m). Результаты цитокинового профиля обработаны с помощью критерия соответствия Пирсона χ2 с поправкой по Йетсу. Различия считались статистически достоверными при уровне значимости р<0,05 при условии нормального распределения исследуемых признаков. Корреляционный анализ параметрических данных проводился по методу Пирсона с использованием программы Microsoft Excel и таблицы минимальных значений коэффициентов корреляции Пирсона. Корреляция параметров цитокинового профиля оценивалась с помощью методики Спирмена в программе Statistica 6.0 [31].
Основные результаты
Клинические симптомы, выраженность которых оценивалась в баллах, у больных в группе, получавшей дополнительно к стандартной терапии Цитофлавин, снижались достоверно интенсивнее, чем в группе сравнения.
Так, в результате проводимой стандартной терапии гиперемия уменьшилась в 3,2 раза (p<0,001), на фоне лечения с применением Цитофлавина — в 5,3 раза (p<0,001); произошло снижение степени расчесов на фоне базовой терапии в 6,0 раза (p<0,001), у пациентов 2-й группы расчесы регрессировали до 0 баллов у всех больных. В 1-й группе за период лечения показатель зуда снизился в 9,4 раза (p<0,001), во 2-й — на 98,2% (p<0,001); показатель инфильтрации уменьшился соответственно в 2,7 (p<0,001) и в 6,3 раза (p<0,001); выраженность мокнутия — в 30,9 раза (p<0,001) в 1-й группе и купирована у 100% больных 2-й группы на фоне лечения Цитофлавином. Кожные эффлоресценции остались распространенными у пациентов 1-й группы, уменьшились по площади в 4,8 раза (p<0,001) у больных 2-й группы.
Динамика объективных симптомов представлена клиническими индексами EASI и ДИШС, которые мы оценивали при поступлении и перед выпиской из стационара. За период проведенной традиционной терапии произошло снижение индекса EASI у больных 1-й группы на 61,85% (с 10,38±1,20 до 3,96±0,55; p<0,001), на фоне применения Цитофлавина — на 90,9% (с 9,76±1,18 до 0,89±0,16; p<0,001).
Применение базовой терапии снизило показатель ДИШС на 52,9% (p<0,001), включение в ее состав Цитофлавина — на 83,0% (p<0,001).
Патологические кожные высыпания у пациентов 2-й группы регрессировали на 49,8% (p<0,001) быстрее, чем при применении стандартной терапии. С клиническим выздоровлением выписаны 8,6 и 40,0% пациентов 1-й и 2-й групп соответственно.
Согласно полученным данным, клиническая эффективность комплексной терапии с применением Цитофлавина соответственно в 4,7 раза выше эффективности традиционной терапии дерматоза, что подтверждается расчетом критерия соответствия χ2 (p<0,01).
При изучении психоэмоционального статуса больных экземой на фоне применения стандартной терапии и при введении в ее состав Цитофлавина получены исходно низкие показатели, характеризующие самочувствие, активность и настроение больных экземой. В 1-й группе параметры имели тенденцию к увеличению (p
Одним из критериев эффективности лечения в дерматологии современные исследователи считают степень снижения ДИКЖ на фоне изучаемой терапии. Согласно результатам проведенного исследования, ДИКЖ снизился на 32,3% в 1-й группе (p<0,001) и на 68,1% — во 2-й (p<0,001) (см. рисунок).
Согласно полученным данным по исследованию показателей эндотоксикоза, в 1-й и 2-й группах уровень СОЭ превышал значения здоровых доноров соответственно на 85,5% (p
Критерии интоксикации выражались в повышенных значениях КИ
Показатели, отражающие состояние процессов ПОЛ и антиоксидантной защиты в плазме крови и в эритроцитах больных экземой, имели следующую динамику: у пациентов в 1-й и 2-й группах содержание ДКо было выше контрольной величины в 3,5 раза (p
Содержание МДА плазмы крови у больных исследуемых групп было выше показателей контроля (p
Fe-МДА плазмы крови, имея рост на фоне базовой терапии на 36,9% (p
Исходно низкий показатель активности каталазы в плазме крови соответственно по группам на 31,8% (p
Величина отношения каталазы эритроцитов к каталазе плазмы крови в 1-й и 2-й группах до лечения была выше контрольных данных на 40,5% (p
Значение индекса пероксидации плазмы крови, отражающего отношение активности антиоксидантных ферментов к метаболитам ПОЛ, в 1-й и 2-й группах исходно было ниже контроля соответственно на 51,0% (p
Иммунологические показатели изменялись следующим образом: уровень IgA до начала лечения был выше контрольных значений на 43,2% (p
Значения ЦИК малого диаметра в 1-й и 2-й группах исходно были выше контрольных на 21,3% (p
Исходные значения НСТ-теста в 1-й и 2-й группах были выше уровня контроля на 53,8% (p
Динамика активности фагоцитоза у больных экземой характеризовалась снижением показателя в 1-й группе на 12,2% (p
Значение ИЛ-6 во 2-й исследуемой группе исходно превышало данные контроля в 4,06 раза (χ2=4,07), ИЛ-8 в 1-й и 2-й группах — в 2,4 (χ2=5,39) и 2,8 раза (χ2=8,64) соответственно. Цитофлавин, введенный в состав базовой терапии экземы, способствовал редукции ИЛ-8 в 6,3 раза (χ2=7,22) до диапазона достоверности контрольной величины (χ2=1,18). Исходно достоверно низкие значения ИЛ-4 остались таковыми после лечения в обеих группах пациентов.
Уровень ФНО-α, изначально превышающий данные контроля у пациентов 1-й и 2-й групп на 13,5% (χ2=23,34) и 85,1% (χ2=5,93) соответственно, вырос при применении стандартной терапии (χ2=8,10) и снизился при проведении комбинированной терапии с Цитофлавином в 4,8 раза (χ2=6,80).
Обсуждение
Согласно полученным результатам, интенсивность регресса клинических параметров экземы выше на фоне терапии с применением Цитофлавина, что отражается на сроках начала улучшения кожного процесса и длительности стационарного лечения.
У больных экземой выявлены значительные сдвиги психоэмоционального состояния, отражающиеся в выраженном снижении самочувствия, активности, настроения. Применение стандартной терапии не приводит к нормализации изучаемых показателей, но улучшает качество жизни пациентов. Комбинированная терапия с Цитофлавином достоверно и значимо повышает показатели самочувствия, настроения, активности, что подтверждается выраженным снижением ДИКЖ.
Данные проведенного исследования позволяют судить о значительном нарастании эндотоксикоза в период активности экзематозного процесса, что подтверждается патологическим сдвигом таких показателей, как СОЭ, ОКА, ССА, ИТ, МСМ, КИ; активация процессов ПОЛ при экземе сопровождается накоплением ДКе и ДКо, МДА плазмы крови и эритроцитов, Fe-МДА эритроцитов, истощением системы антиоксидантной защиты (снижение активности каталазы и ИП в плазме крови и эритроцитах). На фоне стандартной терапии возросли уровни ДКо, ДКе, Fe-МДА плазмы, снизился Fe-МДА эритроцитов и не изменились такие параметры, как МДА, каталаза, ИП плазмы и эритроцитов, что способствует дальнейшему нарастанию процессов ПОЛ и угнетению системы антиоксидантной защиты. Расчеты корреляционных взаимосвязей изучаемых параметров позволяют прийти к заключению, что на фоне базисной терапии повышение уровня продуктов ПОЛ приводит к депрессии изучаемых звеньев иммунитета, медленному регрессу клинической картины.
При комбинированном лечении с Цитофлавином наблюдалось достоверное снижение уровня МСМ
У больных экземой определены значительные сдвиги изучаемых параметров иммунитета, что выражается в повышенных уровнях IgA, ЦИК малого диаметра, НСТ-теста, СЦК НСТ-теста, активности фагоцитоза, ИЛ-6, ИЛ-8, ФНО-α при одновременном снижении уровней IgG и ИЛ-4. Цитокиновые показатели со всеми изучаемыми параметрами коррелировали с обратной средней или большой силой. Таким образом, определено, что до лечения в исследуемых группах наблюдалась каскадная стимуляция всех изучаемых звеньев иммунопатогенеза экземы, кроме цитокинового звена. На фоне базисной терапии наблюдалось повышение провоспалительных цитокинов ИЛ-6 и ФНО-α. При проведении анализа иммунного звена патогенеза экземы в 1-й группе можно заключить, что наблюдается взаимосвязь активации провоспалительных цитокинов со снижением большинства изучаемых параметров. Данные изменения иммунограммы свидетельствуют о наличии глубоких патологических процессов, не купирующихся проведением лечения по стандартным схемам.
Комплексное лечение экземы с применением Цитофлавина способствовало снижению ЦИК малого диаметра, активности фагоцитоза, ИЛ-8 и ФНО-α. Корреляционный анализ позволил определить, что снижение ЦИК малого диаметра сопряжено с редукцией клинических параметров.
Заключение
1. У больных экземой сформирован синдром эндогенной интоксикации на фоне депрессии антиоксидантной защиты, выявлены изменения иммунного гомеостаза, психоэмоционального статуса, что диктует необходимость проведения целенаправленной метаболической коррекции.
2. Включение Цитофлавина в комплекс лечения экземы способствует более быстрому регрессу патологического кожного процесса; в 40,0% случаев приводит к клиническому выздоровлению и снижению на 83,0% ДИШС, на 90,9% — индекса EASI.
3. Введение Цитофлавина в состав комплексной терапии экземы оказало благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние пациентов и повысило качество жизни больных дерматозом (см. рисунок).
4. Изменения цитокиновой секреции при экземе определены функциональными свойствами провоспалительных цитокинов ИЛ-6, ИЛ-8, ФНО-α. Цитофлавин в составе комплексной терапии дерматоза способствовал снижению активности фагоцитоза на 14,4%, ФНО-α — в 5,3 раза при снижении уровня ИЛ-8 в 6,3 раза.
5. Комплексная терапия на основе Цитофлавина корригировала параметры липопероксидации (снижение диеновых конъюгатов, диеновых кетонов в 1,2 раза) и эндотоксикоза (уменьшение концентраций Fe-МДА плазмы крови на 49,3%, ЦИК малого диаметра — на 16,5%, МСМ