В последние годы активные проявления третичного сифилиса выявляются нечасто. Его проявления скудные, но в целом течение доброкачественное, а прогноз благоприятный [1—3]. В конце XIX-начале XX века третичный сифилис занимал 59—87% всех его форм [4—6]. В СССР благодаря диспансеризации и массовому обследованию населения, а позднее и внедрению лечения ранних форм сифилиса пенициллином, заболеваемость третичным сифилисом резко снизилась с 33—77% (в разных регионах) в 20-е годы XX века [4] до 3,2% в 70—80-е годы [3, 7]. Ассоциация бледной трепонемы с возбудителями других инфекций, передаваемых половым путем, особенно ВИЧ, что в свою очередь может способствовать появлению «свежих» случаев третичного сифилиса [8, 9].
В Российской Федерации описаны новые случаи третичного сифилиса с поражением кожи и слизистых оболочек. Подавляющее большинство таких больных не лечились по поводу ранних проявлений сифилитической инфекции [10—16]. Согласно современным представлениям, в основе патогенеза при возникновении третичных сифилидов лежит дисбаланс клеточного и гуморального иммунитета под влиянием неблагоприятных факторов (хронические интоксикации, острые и хронические инфекции и др.) [12].
Третичный сифилис обычно развивается через 3—5 лет с момента заражения, иногда через десятилетия. Высыпания при третичном сифилисе проявляются сифилитическими бугорками и гуммами, реже встречается сифилитическая розеола. Бугорковые сифилиды в процессе эволюции, как правило, изъязвляются с формированием мозаичного рубца, реже — рассасываются, оставляя рубец. Гуммы представляются четко отграниченными, плотными, безболезненными узлами, которые в процессе эволюции изъязвляются с образованием звездчатого рубца или, реже, рассасываются, оставляя рубец. Часто при локализации гуммы на слизистой оболочке полости рта, на твердом небе, перегородке носа гуммы дают перфорации.
Поражение слизистой оболочки полости рта в третичный период встречается сравнительно редко. На мягком и твердом небе могут располагаться бугорковые и гуммозные высыпания, которые могут изъязвляться и приводить к разрушению тканей, иногда к отторжению язычка, а после рубцевания — к деформации мягкого неба. В глотке иногда возникают мелкие гуммозные узлы или разлитая гуммозная инфильтрация. После их изъязвления появляются боль и функциональные расстройства. Дифференцируют поражения слизистой полости рта при третичном сифилисе с туберкулезными поражениями и злокачественными опухолями [13].
Описаны случаи сифилитического поражения слизистой оболочки рта с дефектом щелевидной формы 3,0×3,0 см на твердом небе, деформации хрящевой части носа на фоне положительных КСР и РИФ [14], гуммозного поражения мягкого и твердого неба 3,5×4,0 см и глубиной 5—8 мм на фоне положительных нетрепонемных и трепонемных тестов [15]. Из более ранних публикаций (1991) имеется описание 2 случаев поражения слизистой оболочки полости рта у больных третичным активным сифилисом: в обоих случаях наблюдались гуммы мягкого и частично твердого неба с перфорацией в носовую полость [11]. В 1992 г. описан случай перфорации твердого неба у больного с третичным сифилисом [16].
Приводим наше наблюдение.
Больная К., 1977 года рождения, 4.05.2011 г. была госпитализирована в дерматовенерологическое отделение с диагнозом «третичный сифилис (перфорация мягкого неба)». При обследовании пациентки были выявлены положительные серологические реакции на сифилис: РМП ИФА — IgM(–), IgG(+) (титр 1:1280).
Из анамнеза: считает себя больной с лета 2010 г., когда впервые отметила увеличение подчелюстных лимфатических узлов и появление «узелка» на слизистой оболочке мягкого неба. В ноябре 2011 г. на его месте образовалась язва, появилось отделяемое белого и коричневого цвета, изменился голос (по типу «гнусавости»). Больная никуда не обращалась, самостоятельно изучала информацию медицинского характера из сети Интернет, и, обладая достаточно высоким уровнем образования (высшее гуманитарное), смогла поставить себе диагноз «или сифилис, или рак». С декабря 2010 г. по апрель 2011 г. больная «не могла решить, куда обращаться — в онкологический или кожно-венерологический диспансер». В апреле 2011 г. обратилась в ККВД по месту жительства. Ранее в соматических стационарах не находилась, кровь на сифилис никогда не сдавала.
Эпидемиологический анамнез. Больная не замужем. Постоянного полового партнера не имеет. Случайные половые связи — 1—2 раза в год.
Объективно. Общее состояние удовлетворительное, температура тела 36,6 °С. Сознание ясное. Кожа обычной окраски. Язык влажный, обложен белым налетом. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Частота дыхательных движений — 18 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные, частота сердечных сокращений — 68 в минуту, артериальное давление — 120/70 мм. Живот мягкий, безболезненный. Стул, диурез в норме.
Status localis. Патологический процесс носит локализованный характер, с преимущественным поражением мягкого неба. На месте небной занавески — клиновидный дефект, края фестончатые, неровные, с грануляциями (см. рисунок).
Анализы при поступлении: РМП 4 (+) титр 1:32, ИФА — IgM (–), IgG — 1:1280; ВИЧ, HCV, HBsAg — отрицательно. Общий анализ крови: гемоглобин — 131 г/л, лейкоциты — 6,2×109/л, б. — 0, э. — 2, п. 1, с — 60, лимфоциты — 35, б. — 2, скорость оседания эритроцитов — 10 мм/ч. Биохимический анализ крови: сахар — 3,3 ммоль/л, холестерин — 4,2 —ммоль/л, билирубин — 7,9 ммоль/л, общий белок — 77 г/л, аланинаминотрансфераза — 13 ЕД/л, аспартатаминотрансфераза — 18 ЕД/л. Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачная, удельный вес — 1021, белок — нет, сахар — нет, лейкоциты — единичные в поле зрения, эпителий — единичный в поле зрения.
Ликвор: 1 лимф/3 мкл, белок — 0,18 г/л, сахар — 3,0 ммоль/л. РМП (–), ИФА IgG (+) титр 1:80, РПГА (+) титр 1:160. Заключение невролога: общий состав ликвора без воспалительных изменений, данных за нейросифилис нет.
Рентгенография черепа: выявлены признаки внутричерепной гипертензии. Рентгенография голеней: патологии не выявлено.
Ультразвуковое исследование: увеличение печени за счет утолщения левой доли, без эхо-структурных изменений; поджелудочная железа не утолщена с диффузными изменениями в структуре; селезенка не увеличена; почки и мочевой пузырь — без эхо-структурной патологии.
На основании клинических данных и лабораторного обследования установлен диагноз «А 52.8. Сифилис третичный. Гумма мягкого неба».
Больной назначено специфическое лечение (натриевая соль бензилпенициллина по 1 000 000 ЕД 6 раз в сутки в течение 28 дней, после 2-недельного перерыва — повторный курс в аналогичной дозе в течение 14 дней). Динамики со стороны дефекта мягкого неба за время лечения не отмечено. Больной рекомендовано по окончании лечения наблюдение у стоматолога с последующей пластикой мягкого неба.
Данный клинический случай представляет интерес как крайне редкое проявление активного третичного сифилиса — гуммозного поражения мягкого неба, возникшего вследствие позднего обращения больной за специализированной помощью и соответственно поздних диагностики и лечения сифилиса.