Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Соркина И.Л.

КВД № 16, Москва

Родионова Е.Е.

Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения Москвы

Буткалюк А.Е.

КВД №15, Москва

Корсунская И.М.

ЦТП ФХФ РАН

Опыт применения изотретиноина в терапии розацеа

Авторы:

Соркина И.Л., Родионова Е.Е., Буткалюк А.Е., Корсунская И.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 8401

Загрузок: 172


Как цитировать:

Соркина И.Л., Родионова Е.Е., Буткалюк А.Е., Корсунская И.М. Опыт применения изотретиноина в терапии розацеа. Клиническая дерматология и венерология. 2012;10(6):39‑41.
Sorkina IL, Rodionova EE, Butkaliuk AE, Korsunskaia IM. Experience with isotretinoin used in therapy for rosacea. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2012;10(6):39‑41. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­ди­ко-эко­но­ми­чес­кая зна­чи­мость и рас­чет эко­но­ми­чес­ких зат­рат на ле­че­ние боль­но­го гной­ным гид­ра­де­ни­том в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):239-244
Кли­ни­ко-мор­фо­ло­ги­чес­кая оцен­ка па­ци­ен­ток с аде­но­ми­озом: собствен­ные дан­ные. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(2):130-135
Рас­простра­нен­ность ког­ни­тив­ных расстройств у па­ци­ен­тов стар­ше­го воз­рас­та в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):5-11
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой и ней­ро­ви­зу­али­за­ци­он­ной кар­ти­ны у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Альцгей­ме­ра с ран­ним на­ча­лом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):56-63
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при муль­ти­сис­тем­ной ат­ро­фии — кри­те­рий ис­клю­че­ния или не­отъем­ле­мая часть кли­ни­чес­кой кар­ти­ны?. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):86-91
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти па­пил­ло­ма­то­за гор­та­ни у взрос­лых (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):66-70
Ви­та­ми­ны груп­пы B и за­бо­ле­ва­ния пе­ри­фе­ри­чес­кой нер­вной сис­те­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):75-82
Кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние ан­ти-NMDA-ре­цеп­тор­но­го эн­це­фа­ли­та, про­те­ка­юще­го с пси­хи­чес­ки­ми на­ру­ше­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):142-144
Кли­ни­ко-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка за­бо­ле­ва­емос­ти брон­хи­аль­ной ас­тмой и хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких в Рос­сии в пе­ри­од до и во вре­мя эпи­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):42-48
Ме­ры пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка и тех­но­ло­гии их внед­ре­ния в прак­ти­чес­кое здра­во­ох­ра­не­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):111-117

Розацеа — хроническое воспалительное заболевание, характеризующееся поражением кожи лица, является одной из самых частых причин обращения к дерматологам. По данным разных авторов, его распространенность варьирует от 0,09 до 22%. Наиболее часто розацеа встречается среди населения США и Европы. По разным данным, этим заболеванием страдают 10—20 млн жителей США. В Великобритании показатель инцидентности составляет 1,65 на 1000 человеко-лет [1]. В Германии розацеа наблюдается у 2—5% взрослого населения. В Швеции около 10% жителей 20—60 лет имеют розацеа [2]. Наиболее подвержены этому заболеванию люди с очень светлым (кельтским) типом кожи [3]. По данным некоторых авторов [4], розацеа страдают лишь 4% пациентов африканского, латиноамериканского или азиатского происхождения. У женщин данное заболевание встречается чаще, чем у мужчин: по некоторым данным, их соотношение составляет 3:1 [2].

Как правило, впервые розацеа проявляется в 20—30 лет и достигает максимальной степени выраженности к 40—50 годам.

Изначально клинические проявления данного заболевания выражаются в виде эпизодических появлений эритемы, в дальнейшем эритема прогрессирует, становится стойкой, образуются телеангиоэктазии. На фоне этого формируются папулы и пустулы, появляется ринофима.

Несмотря на высокую распространенность розацеа, ее этиология остается невыясненной.

К экзогенным факторам, провоцирующим развитие розацеа, относят воздействие солнечного света. Под действием солнечных лучей активизируются порфирины — фотосенсибилизаторы, содержащиеся в избыточном количестве в секрете сальных желез у больных розацеа [5].

Одним из триггеров данного заболевания также считается чрезмерное употребление алкоголя, горячих напитков, острых блюд и пряностей, под воздействием которых развивается рефлекторное расширение кровеносных сосудов. Также под воздействием алкоголя происходит высвобождение катехоламинов из энтероэндокринных клеток [6].

В патогенезе розацеа значимую роль занимают нарушения гемостаза. При этом заболевании повышается агрегация тромбоцитов на аденозиндифосфат и отсутствует их дезагрегация, снижаются протромбиновый индекс и фибринолитическая активность крови [7].

Некоторые исследователи [8] связывают дебют розацеа с эндокринными нарушениями, главным образом при патологии функции щитовидной железы, яичников и гипофиза. В этих случаях заболевание может возникать и прогрессировать на фоне беременности, климакса.

Однако наиболее актуальной в настоящее время является теория о роли нарушений иммунной системы в патогенезе розацеа. Отмечено, что у данных больных увеличено количество IgА, IgМ и IgG. При этом у пациентов с эритематозной стадией розацеа выявлено повышение уровня Ig A и снижение количества В-лимфоцитов, а у больных с папулезной стадией уменьшается количество CD8+. При папулезной и пустулезной стадии наблюдается снижение В-лимфоцитов, CD4+ при повышенном содержании Ig А и IgМ [7, 9].

Результаты экспериментальных исследований [10], проведенных с использованием новейших молекулярных методов, позволяют предположить, что именно изменения иммунного ответа участвуют в патогенезе сосудистых и воспалительных изменений у пациентов с розацеа. Таким образом, иммунопатологическая теория розацеа дает патогенетическое обоснование эффективности применения при лечении розацеа изотретиноина, иммуномодулирующие и противовоспалительные свойства которого давно известны.

Изотретиноин весьма успешно применяется в терапии тяжелых форм розацеа. В мультицентровом исследовании по лечению тяжелых форм папуло-пустулезной розацеа с оральным применением изотретиноина курсом 20 нед получены весьма успешные результаты [11, 12].

При трудноподдающейся терапии папуло-пустулезной розацеа изотретиноин в дозе 10 мг/сут при максимальной продолжительности курса 4 мес обеспечил уменьшение воспалительных процессов и эритемы уже на 9-й неделе лечения с дальнейшим улучшением к 16-й неделе [12, 13].

В крупномасштабном многоцентровом плацебо-контролируемом рандомизированном 12-недельном исследовании показана более высокая эффективность низких доз изотретиноина по сравнению с доксициклином при папуло-пустулезной и фиматозной формах розацеа [10]. Пациенты, получавшие изотретиноин, были разделены на три подгруппы в зависимости от суточной дозы препарата (0,1, 0,3 и 0,5 мг/кг соответственно). Пациенты другой группы в течение 14 сут принимали доксициклин по 100 мг/сут, а в дальнейшем — по 50 мг/сут. Наиболее оптимальным вариантом терапии оказался прием изотретиноина в суточной дозе 0,3 мг/кг.

У этих пациентов ремиссия была достигнута в 24% случаев, в то время как среди принимавших доксициклин таких пациентов было 13,6%. Значительное клиническое улучшение отметили 32,6% больных, получавших изотретиноин, в то время как в группе доксициклина аналогичный результат был достигнут лишь у 24% пациентов [10].

Под нашим наблюдением находились 19 пациентов (8 мужчин, 11 женщин) в возрасте 37—60 лет с папуло-пустулезной формой розацеа. Все пациенты ранее получали традиционную терапию без выраженного эффекта.

Все пациенты наружно получали гель азелаиновой кислоты в комбинации с кремом метронидазола (препарат розамет) в сочетании с лечебной косметикой, а также системно изотретиноин (Акнекутан[*]).

Изначально доза изотретиноина составляла 16 мг/сут. Через 4—6 нед было достигнуто выраженное клиническое улучшение (отсутствие пустулезных элементов, уменьшение количества папул). Ежедневную дозу препарата снизили до 8 мг/сут и продолжали лечение 4—8 нед. По окончании этого срока клинические проявления выражались в незначительной гиперемии, полном отсутствии пустулезных и папулезных высыпаний. В дальнейшем пациенты принимали препарат по 8 мг/сут через день, после чего частота приема сокращалась с 2 раз в неделю до полной отмены в течение 4—6 нед. Наружно в этот период использовалась только лечебная косметика.

Выраженное клиническое улучшение было достигнуто у всех пациентов (см. рисунок).

Рисунок 1. Пациентка К. с розацеа (папуло-пустулезная форма) до (а) и после (б) лечения Акнекутаном.
Во время приема препарата побочных эффектов не отмечено.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности изотретиноина (Акнекутана) при лечении папуло-пустулезной формы розацеа.

[*]В Бельгии препарат зарегистрирован под торговым названием Isosupra Lidose и производится компанией «Laboratoires SMB S.A.»

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.