Псориаз и болезнь Крона относятся к многофакторным патологиям, при которых наблюдаются комплексные расстройства организма во многих системах, органах и тканях. В развитие обоих заболеваний вносят вклад изменения на уровне генов, а запуск патологических процессов осуществляется факторами внешней среды. Имеются подтверждения связи данных заболеваний на молекулярно-генетическом уровне [1]. Традиционные подходы, применяемые при лечении данных заболеваний, основанные на устранении симптомов болезни, а не причины как таковой, малоэффективны и не приводят к полному излечению пациентов.
В последнее время в литературе появляется все больше сообщений о внекишечных проявлениях болезни Крона, к которым ряд авторов относят также псориатические поражения [2]. В связи с этим изучение пациентов с сочетанной патологией (псориазом и болезнью Крона) представляет особый научно-практический интерес.
Под нашим наблюдением находились 19 человек (8 мужчин, 11 женщин) с сочетанной патологией — вульгарным псориазом и болезнью Крона и 107 человек (43 мужчины, 64 женщины) с распространенным псориазом. Возраст пациентов составил от 18 до 77 лет.
У 11 пациентов с сочетанной патологией псориаз развился на фоне болезни Крона. У 8 пациентов первоначально наблюдались минимальные проявления псориаза, обострения которого сопровождались диспепсическими расстройствами и болями в животе, и впоследствии была диагностирована болезнь Крона. У 2 пациентов из этой группы отмечались боли в суставах нижних конечностей, там, где имелись дежурные бляшки псориаза. Возраст, в котором у пациентов первоначально было диагностирован псориаз, варьировал от 3 до 18 лет. Причем у пациентов этой группы псориаз был диагностирован в 3—18 лет. Индекс PASI у обследованных составил 5—21 балл (в среднем 12 баллов).
Учитывая положительный опыт применения препарата сульфасалазин для лечения кожных проявлений псориаза, описанный в зарубежной литературе [3—5], мы оценили эффективность лечения псориатических поражений кожи сульфасалазином у пациентов с сочетанной патологией. Больные с сочетанной патологией — псориазом и болезнью Крона — получали сульфасалазин в течение 5 нед: 3 нед по 3 г/сут, затем по 2 г/сут в течение 2 нед. По истечении 5 нед у всех пациентов этой группы был отмечен положительный эффект и среднее значение индекса PASI достоверно снизилось на 64%.
В качестве примера приводим данные из истории болезни пациентки (43 года) с диагнозом: распространенный псориаз, болезнь Крона.
Из анамнеза известно, что первые высыпания у пациентки отмечались сразу после рождения, в виде желтоватых чешуек и корочек на коже волосистой части головы, что было расценено как проявления «диатеза». Данные высыпания регрессировали самостоятельно через несколько месяцев. С 3 лет стали появлятся папулезные элементы и бляшки, покрытые белесоватыми чешуйками, на коже волосистой части головы и в области локтевых суставов. Родители к дерматологу не обращались, самостоятельно применяли наружные глюкокортикостероидные средства, лечебные шампуни, с незначительным положительным эффектом. До 10 лет отмечались проявления пищевой аллергии на цитрусовые, шоколад, яйца. В 11 лет стали появляться трещины на стопах. Установлено, что отец пациентки страдал псориазом.
В 17 лет появились распространенные высыпания в виде бляшек на коже локтей и голеней, пятно на коже ягодичной области, которые пациентка расценила как аллергическую реакцию и самостоятельно пользовалась разными мазями и кремами (синафлан).
С 2005 г. пациентка наблюдается у гастроэнтеролога с диагнозом: язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (с периодическими обострениями). В октябре 2005 г. после месячного курса противоязвенной терапии появились субфебрильная температура (до 37,5 °C) в вечернее время, боли в правой половине живота и правой подвздошной области, частый жидкий стул. Пациентка была госпитализирована в ГКБ №71 с диагнозом: аппендикулярный инфильтрат. Проводилось лечение антибиотиками, трихополом, на фоне которого состояние несколько улучшилось (уменьшились боли в животе, сократилась частота стула, высыпания на локтях стали бледнее). При плановом оперативном вмешательстве через 3 мес диагноз аппендикулярного инфильтрата отвергнут, диагностированы болезнь Крона, терминальный илеит. По результатам обследования диагноз болезни Крона подтвержден. Впервые консультирована дерматологом по поводу распространенных высыпаний на коже волосистой части головы, верхних и нижних конечностей – диагностирован распространенный псориаз, прогрессирующая стадия. Индекс PASI составил 16,5 балла (рис. 1, а).
Начато лечение сульфасалазином в дозе 3 г/сут с положительным эффектом: исчезли лихорадка, боли в животе, частота стула уменьшилась до 3 раз в сутки. Доза сульфасалазина была снижена до 2 г/сут с последующей отменой. На фоне данного лечения индекс PASI уменьшился до 7,8 балла (см. рис. 1, б).
В ноябре 2006 г. в связи с развитием острого парапроктита проперирована в ГКБ №67. В декабре 2006 г. отметила учащение стула, вновь появились боли в животе и лихорадка в течение 1 недели. 13 декабря 2006 г. появились выраженные боли в правой подвздошной области, вздутие живота, лихорадка (до 39 °С). Госпитализирована в ГКБ №24 в состоянии средней тяжести.
По результатам обследования (ультразвуковое исследование, эзофагогастродуоденоскопия, рентгенография кишечника) поставлен диагноз: болезнь Крона, терминальный илеит, непрерывно рецидивирующее течение; деформация и сужение терминального отдела подвздошной кишки, частичная субкомпенсированная непроходимость кишечника; язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, ремиссия. При осмотре кожных покровов отмечены псориатические высыпания на разгибательной поверхности локтевых суставов и голеней в виде бляшек с четкими границами и очертаниями красного цвета, покрытые белесоватыми чешуйками. Шелушение не доходило до границ бляшек. Имелось пятно на коже ягодичной области. Проведены оперативное лечение по поводу болезни Крона и в послеоперационном периоде — инфузионная, антибактериальная, заместительная, дезинтоксикационная терапия с положительным эффектом. Заживление первичным натяжением.
При гистологическом исследовании удаленного участка кишки обнаружены выраженные воспалительные изменения в правых отделах толстой кишки и в зоне илеоцекального клапана — слизистая оболочка сглажена, складчатость отсутствует, багрово-синюшного цвета с образованием мелких псевдополипов 0,1—0,8 см с участками стеноза до 3—4 мм. Стенка тонкой кишки с отеком, рубцовыми изменениями и лейкоцитарными инфильтратами на протяжении всех слоев, слизистая оболочка сохранена на отдельных небольших участках с формированием грануляционной ткани, в лимфатических узлах — отек и гиперплазия лимфоретикулярных элементов. Отрезок кишки удален в пределах здоровых тканей.
Больная консультирована дерматологом по поводу псориаза, назначено лечение. Выписана в удовлетворительном состоянии, стул нормализовался (1—2 раза в сутки), псориатические высыпания частично регрессировали.
В течение всего этого времени отмечалось появление свежих псориатических высыпаний при обострении болезни Крона. В мае 2007 г. пациентка поступила в стационар КВД №15 с диагнозом: распространенный псориаз, прогрессирующая стадия. Высыпания в виде папул и бляшек локализовались на коже волосистой части головы, верхних и нижних конечностей, единичные псориатические элементы имелись на коже туловища в области послеоперационного рубца. Проведена следующая терапия: инфузии физиологического раствора №5 400 мл внутривенно капельно, раствор кальция глюконата №10 внутримышечно 10% — 10,0, наружно — мазь элоком С. Пациентка выписана с улучшением.
Нами проведено обследование пациентов с распространенным псориазом на наличие сопутствующих заболеваний. Выявлено, что доля заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у этой категории больных достаточно высока — 22% (рис. 2).
Таким образом, при лечении пациентов с сочетанной патологией (псориазом и болезнью Крона) препарат сульфасалазин продемонстрировал высокую эффективность в отношении кожных проявлений псориаза. Основываясь на полученных результатах, можно утверждать, что применять сульфасалазин предпочтительно пациентам с сочетанной патологией, так как данное лекарственное средство эффективно как в отношении проявлений болезни Крона, так и псориаза.
Все изложенное наводит на мысль о необходимости более тщательного обследования больных псориазом на воспалительные заболевания кишечника. Особое внимание следует уделять жалобам соматического характера, указывающим на поражение ЖКТ. При выявлении таковых требуются консультация терапевта, гастроэнтеролога, проведение специальных диагностических мероприятий (ультразвуковое исследование, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия).