Псориаз — хронический дерматоз, характеризующийся течением разной степени тяжести, рецидивами заболевания и многообразием морфологической картины. Сведения о частоте данного дерматоза в различных климатогеографических зонах варьируют в достаточно больших пределах — от 2 до 8%.
Наряду с увеличением общего количества больных отмечается рост тяжелых, инвалидизирующих форм, плохо поддающихся терапии (псориатический артрит, эритродермия, экссудативный псориаз). Их распространенность среди больных псориазом составляет 13,5%, а среди населения России — 0,1%, что свидетельствует о медико-биологической и социальной значимости данного дерматоза и определяет актуальность дальнейших исследований в этой области [1].
Лечение псориаза представляет собой большие трудности из-за нерешенности многих вопросов патогенеза заболевания, а также ограниченности применения ряда базисных средств ввиду их выраженного действия в целом на организм [2].
Одним из наиболее важных патогенетических факторов, влияющих на развитие и утяжеление данного дерматоза, являются отрицательные изменения иммунного статуса и наследственный фактор [3—5].
Контроль фактора времени при медикаментозном, физиотерапевтическом воздействии и знание временной организации физиологических процессов в организме больного псориазом позволит повысить качество и эффективность лечения и вовремя предотвратить рецидивы заболевания. Важнейшим физиологическим регулятором биоритмов в организме человека является гормон эпифиза — мелатонин. Этот гормон обладает антиоксидантной активностью, адаптивным действием, а также регулирующим влиянием на функции иммунной системы [6—9].
Цель работы — определение эффективности проведения комплексного лечения, включающего экзогенный мелатонин, у пациентов с псориазом.
Материал и методы
В программу исследований вошли 86 пациентов Кемеровского областного кожно-венерологического диспансера с диагнозом псориаз. С 2002 по 2009 г. всем больным, находившимся под нашим наблюдением, на основании клинико-морфологической картины определялись начальные цифры индекса PASI. В исследуемые группы проводился набор пациентов с псориазом с легкой и средней степенью тяжести заболевания (индекс PASI до 50 баллов). Из них первую (А) группу составили 56 больных, а вторую (В) — 30 человек.
Все исследования были проведены с учетом нормативных документов и одобрены комитетом по биомедицинской этике Сибирского государственного медицинского университета. Исследуемые группы были репрезентативны по возрасту, полу, длительности течения псориаза.
Критерии включения: информированное согласие пациента на проведение исследований, клинически подтвержденный диагноз вульгарный псориаз легкой и средней степени тяжести с частотой обострений не более 1 раза в год, возраст 20—50 лет.
Критерии исключения: аллергические и аутоиммунные заболевания, онкологические заболевания, сахарный диабет, эпилепсия и другие психические заболевания, прием иммуномодулирующих препаратов других групп, беременность и лактация.
Материалом для определения основных классов иммуноглобулинов (IgA, IgM, IgG), уровня циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК), субпопуляций лимфоцитов с использованием моноклональных антител (CD3, CD4, CD 8, CD16, CD72) послужила сыворотка венозной крови.
С целью оценки клинической эффективности проводимой терапии использовали индекс PASI, с помощью которого определяли площадь пораженной поверхности тела и интенсивность основных клинических проявлений псориаза — эритемы, инфильтрации, шелушения, зуда.
Стандартная терапия включала назначение гипосенсибилизирующих препаратов, витаминов, местное лечение 1% салициловой мазью или кремом Унны. Отличие в лечении заключалось в том, что у пациентов из группы А стандартная терапия была дополнена экзогенным мелатонином, а пациентам группы В назначалась только стандартная терапия.
Статистическую обработку данных проводили с помощью стандартного пакета программ Statistica 6.0 и пакета программ Microsoft Exсel 2003. Математическую обработку данных проводили с использованием критерия Стьюдента. Различия считали достоверными при р<0,05.
Результаты и обсуждение
Исследование клинико-иммунологических показателей проводилось в двух группах (А и В). Группу А составили 56 больных псориазом, получавшие вместе с комплексной терапией мелатонин (внутрь по 1,5 мг за 30—40 мин до сна в течение всего курса лечения — 1 мес). В группу В входили лица с диагнозом псориаз, которым проводилась только комплексная терапия (в течение 3—4 нед), включавшая гипосенсибилизируюшие средства, витамины, индифферентные и редуцирующие мази (таблица).
При описании клинико-морфологических изменений у пациентов, получавших комплексное лечение, включавшее мелатонин, отмечалось более выраженное снижение индекса PASI, чем в группе с традиционным лечением. При этом различия до и после лечения в пределах одной группы и между группами А и В являлись статистически значимыми (р<0,05; см. рисунок).
Иммунологические исследования показали, что изменение общего количества лимфоцитов у больных псориазом до и после терапии остается в нормальном диапазоне, а различия после лечения достоверны как внутри каждой группы (р<0,05), так и при сравнении между группами (р<0,05).
При изучении относительного числа Т-хелперных лимфоцитов (CD4+) до и после комплексного лечения с мелатонином выявлено, что высокий уровень CD4+-лимфоцитов в крови больных псориазом на фоне комплексной терапии в группе А изменялся до нормальных величин (p<0,05). В группе с традиционным лечением псориаза данный параметр иммунной системы оставался в течение всего срока пребывания в стационаре пациентов выше нормальных показателей, достоверно изменяясь до и после лечения (р<0,05). Уровень Т-хелперов (CD4+) в группе А снизился почти на 15%, в то время как в группе В повысился на 5% (p<0,05).
При исследовании иммунного статуса у пациентов с псориазом в прогрессирующую стадию относительное число Т-цитотоксические/супрессорные CD8+ до и после терапии в обеих группах уменьшалось (р<0,05) и оставалось в нормальном диапазоне. В группе А (комплексная терапия с мелатонином) по окончании курса лечения этот параметр иммунитета увеличился почти на 37,2% по сравнению с группой В (р<0,05), но не выходил за границы нормы (см. таблицу).
Количественный показатель CD25+-клеток, имеющих рецепторы к интерлейкину-2, в исследуемых группах до и после лечения был выше верхней границы нормы. В группе А (комплексная терапия с мелатонином) на фоне терапии отмечался резкий подъем относительного количества CD25+-лимфоцитов на 27,2% (р<0,05), и этот показатель был значительно выше аналогичного в контрольной группе (комплексное лечение без мелатонина; р<0,05).
Соотношение CD4+/CD8+-лимфоцитов до лечения в обеих группах было выше нормы почти в 2 раза. После лечения в группе В (традиционная терапия) данный показатель остался на прежнем уровне, а в группе А (лечение с применением экзогенного мелатонина) снизился до нормальных значений (р<0,05). Показатели гуморального иммунитета до и после лечения не выходили за пределы нормы.
Выводы
1. Комплексная терапия, включающая экзогенный мелатонин, у пациентов с псориазом оказывает более выраженный клинический эффект по сравнению с традиционным вариантом лечения (снижение индекса PASI на 60,8 и 42,2% соответственно).
2. Экзогенный мелатонин нормализует иммунологические показатели у больных псориазом за счет устранения дисбаланса CD4+- и CD8+-лимфоцитов в клеточном звене иммунитета.