Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Динамика нейрофизиологических показателей при когнитивной реабилитации с помощью различных вариантов двойной задачи у кардиохирургических пациентов: пилотное исследование
Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2021;14(3): 171‑178
Прочитано: 1818 раз
Как цитировать:
Проблема послеоперационных когнитивных расстройств вызывает серьезную обеспокоенность медицинского сообщества. Доказано, что кардиохирургические пациенты имеют высокие риски развития послеоперационной когнитивной дисфункции (ПОКД), ее частота в этой когорте может достигать 70% [1—3]. Развитие послеоперационного когнитивного дефицита способствует снижению приверженности пациента лечению, эффективности восстановительных и реабилитационных мероприятий, может препятствовать возврату к трудовой деятельности, что увеличивает расходы в системе здравоохранения [4, 5].
Имеющиеся в литературе рекомендации подчеркивают необходимость всестороннего междисциплинарного исследования ПОКД, включая не только нейропсихологическое тестирование, но и методы нейровизуализации [6]. Профилактика послеоперационного снижения когнитивных функций также содержит много нерешенных вопросов. Не вызывает сомнения, что предупреждение когнитивных расстройств и восстановление нарушенных после операции когнитивных функций у кардиохирургических пациентов является важнейшей задачей современной медицины и требует поиска новых методических подходов.
Проведенные ранее исследования позволили установить и обосновать положительное влияние физических тренингов на общее самочувствие, когнитивные и двигательные функции у пожилых людей [7, 8]. Многообещающим специализированным реабилитационным подходом при различной патологии головного мозга является одновременное выполнение моторного и когнитивного заданий — метод двойных задач [7, 9]. Использование этой парадигмы перспективно, так как большинство повседневных действий предполагает одновременное их выполнение. Существуют разные типы двойных задач, например сочетание двух моторных заданий, таких как одновременные силовая тренировка и тренировка равновесия, или моторно-когнитивные двойные задачи, которые включают когнитивные задачи, затрагивающие рабочую память, различные виды внимания и исполнительные функции, выполняемые одновременно с физическими упражнениями, осуществлением простых движений или поддержанием устойчивой позы [8, 10]. Когнитивный тренинг с использованием двойных задач обеспечивает более устойчивое улучшение когнитивных или двигательных функций у пожилых людей по сравнению с другими видами упражнений [7, 11]. В ряде исследований было обнаружено, что одновременное выполнение когнитивных и моторных задач вызывает более широкую активацию регионов мозга и может быть перспективным способом восстановления интеллектуальных функций [9, 12]. Однако, по мнению таких исследователей, как Y. He и соавт. [13], клиническая значимость лечебного эффекта двойных задач у пациентов с ишемическим поражением головного мозга остается недостаточно подтвержденной и требует дальнейшего изучения.
Парадигмы двойных задач широко варьируют в различных исследованиях, с этим может быть связана противоречивость полученных результатов [9, 14, 15]. Следовательно, подбор компонентов двойных задач должен учитывать особенности и тяжесть клинического статуса пациентов, а также форму церебральной патологии. К двойным задачам, которые могли бы быть использованы для восстановления нарушенных когнитивных функций у кардиохирургических пациентов в раннем послеоперационном периоде, должны предъявляться особые требования. В этом случае выполнение двойной задачи должно задействовать проблемные регионы коры, прежде всего, фронтальную и париетальную ее области, как наиболее уязвимые для нарушения перфузии зоны пограничного кровоснабжения. Компоненты двойного задания должны быть интересны пациенту при многократном повторении, обладать приемлемой субъективной трудностью, а при использовании компьютеризированных версий учитывать уровень владения компьютером.
Принимая во внимание, что ПОКД у кардиохирургических пациентов можно рассматривать как одну из форм сосудистого когнитивного расстройства, для которого характерны, прежде всего, нарушения исполнительных функций [16], используемые для кардиохирургических пациентов компоненты двойного задания должны включать задачи на исполнительный контроль наряду с моторными компонентами.
Важной целью при изучении эффективности двойных задач в когнитивной реабилитации является оценка компенсаторных ресурсов мозга и специфических перестроек мозговой активности при одномоментном выполнении моторных и когнитивных задач. Если мозговые ресурсы, требующиеся для выполнения конкурирующих заданий, превышают когнитивный резерв индивидуума, то производительность в одной или обеих задачах будет снижена. Этот эффект получил название «стоимость двойного задания» [11]. Ассоциированные с выполнением двойных задач изменения мозговой активности можно изучать с помощью многоканальной регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ). G. Borghini и соавт. [17] предложили использовать мощность биопотенциалов ЭЭГ в тета-диапазоне для характеристики когнитивных процессов, связанных с многозадачностью.
Исходя из вышесказанного, целью настоящего исследования явилось изучение динамики показателей нейрофизиологического статуса пациентов, перенесших кардиохирургические вмешательства, при использовании в качестве когнитивной реабилитации различных вариантов двойной задачи.
В когортном проспективном исследовании принимали участие 47 человек в возрасте от 40 до 75 лет, поступивших для кардиохирургического вмешательства в НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний. Большинству (n=45) пациентов выполнено изолированное коронарное шунтирование (КШ), 5 больным — КШ в сочетании с каротидной эндартерэктомией (КЭЭ). Дизайн исследования соответствовал Хельсинкскому соглашению Всемирной медицинской ассоциации 1964 г. и согласован с Этическим комитетом НИИ. Пациенты включались в исследование после подписания информированного добровольного согласия. Критерии исключения: жизнеугрожающие нарушения ритма, тяжелая сердечная недостаточность (IV функциональный класс по NYHA), тяжелые коморбидные заболевания (хроническая обструктивная болезнь легких, злокачественные новообразования, зависимость от психоактивных веществ, заболевания и/или травмы головного мозга, деменция и депрессия). Помимо стандартного предоперационного обследования, все пациенты проходили расширенное нейропсихологическое тестирование и электроэнцефалографическое (ЭЭГ) исследование за 3—5 дней до операции и на 7—10-е сутки после нее. На этапе подготовки к кардиохирургической операции пациенты рандомизировались псевдослучайным образом в три группы: группа сравнения, группы послеоперационного когнитивного тренинга I и II. В результате рандомизации и невозможности провести послеоперационные исследования у части пациентов в группу сравнения был включен 21 пациент, в группу послеоперационного когнитивного тренинга I — 11, в группу послеоперационного когнитивного тренинга II — 15. Клинико-анамнестические характеристики исследованных групп приведены в табл. 1.
Таблица 1. Исходные клинико-анамнестические характеристики пациентов с наличием и отсутствием когнитивного тренинга с использованием двойных задач
Table 1. Baseline clinical and anamnestic characteristics of patients in all groups
|
Показатель |
Пациенты без когнитивного тренинга (n=21) |
Пациенты с когнитивным тренингом I (n=11) |
Пациенты с когнитивным тренингом II (n=15) |
p-критерий |
|
Возраст, годы |
64 [52,5; 69] |
61 [59; 68] |
62 [57; 69] |
n/s |
|
Мужчины/женщины, n |
15/6 |
9/2 |
10/5 |
n/s |
|
Образование, n (%): |
n/s |
|||
|
среднее и среднеспециальное |
16 (76) |
8 (73) |
10 (67) |
|
|
высшее |
5 (24) |
3 (27) |
5 (33) |
|
|
Фракция выброса левого желудочка, % |
59 [52; 63] |
60 [51; 63] |
64 [60; 68] |
n/s |
|
Сахарный диабет 2-го типа, n (%) |
5 (24) |
2 (18) |
4 (27) |
n/s |
|
Стенозы сонных артерий, n (%): |
n/s |
|||
|
нет |
12 (57) |
7 (64) |
9 (60) |
|
|
<50% |
6 (29) |
3 (27) |
5 (33) |
|
|
>50% |
3 (14) |
1 (9) |
1 (7) |
|
|
ФК стенокардии, n (%): |
n/s |
|||
|
0—I |
3 (14) |
2 (18) |
3 (20 |
|
|
II—III |
18 (86) |
9 (82) |
12 (80) |
|
|
ХСН (ФК по NYHA), n (%): |
n/s |
|||
|
I—II |
16 (76) |
8 (73) |
10 (67) |
|
|
III |
5 (24) |
3 (27) |
5 (33) |
|
|
Шкала MoCA, баллы |
25 [23; 26] |
26 [24; 26] |
27 [24; 27] |
n/s |
|
Шкала BDI-II, баллы |
2 [2; 5] |
2 [1; 6] |
2,5 [2; 5] |
n/s |
Примечание. Количественные данные представлены в виде медианы, 25 и 75 квартилей; ХСН — хроническая сердечная недостаточность, ФК — функциональный класс, n/s — различия статистически незначимы (p<0,05).
В число кардиохирургических вмешательств входили изолированное КШ и сочетанные операции КШ и КЭЭ. Соотношение пациентов с изолированным КШ и одномоментными КШ и КЭЭ было сбалансировано во всех исследуемых группах. Все операции выполняли в условиях искусственного кровообращения (ИК) с нормотермией и комбинированной анестезией (пропофол и севофлуран). Среднее время ИК и пережатия аорты значимо не отличалось у пациентов всех исследуемых групп (табл. 2). В течение всех операций осуществлялся инвазивный контроль гемодинамики и церебральной оксигенации, нарушений не выявлено.
Таблица 2. Интраоперационные характеристики групп пациентов с наличием и отсутствием когнитивного тренинга
Table 2. Intraoperative characteristics of patients in all groups
|
Показатель |
Пациенты без когнитивного тренинга (n=21) |
Пациенты с когнитивным тренингом I (n=11) |
Пациенты с когнитивным тренингом II (n=15) |
p-критерий |
|
Вид операции, n (%): |
19 (90) |
10 (90) |
13 (87) |
n/s |
|
изолированное КШ |
||||
|
одномоментные КШ и КЭЭ |
2 (10) |
1 (10) |
2 (13) |
|
|
Время ИК, мин |
83,5±32,2 |
85,7±32,3 |
86,7±30,3 |
n/s |
|
Время пережатия аорты, мин |
57,8±15,1 |
58,3±15,6 |
53,7±19,9 |
n/s |
|
Время пережатия сонной артерии, мин |
22,1±3,7 |
22,4±3,5 |
22,6±3,7 |
n/s |
|
Температура в носоглотке пациента во время ИК, °C |
35,5±0,2 |
35,7±0,3 |
35,7±0,7 |
n/s |
|
Количество коронарных шунтов, n |
2,5±0,7 |
2,5±0,4 |
2,6±0,5 |
n/s |
Монреальская шкала когнитивной оценки (MoCA) была использована для первичной оценки когнитивных функций. Проявления депрессивной симптоматики оценивались с помощью опросника BDI-II, ситуативная и личностная тревожность — с использованием опросника Спилбергера—Ханина.
Программный психофизиологический комплекс Статус ПФ использовался для расширенной оценки когнитивного статуса [3]. Оценивались следующие когнитивные домены: нейродинамика (моторные и исполнительные функции), внимание (направленное внимание и объем внимания) и кратковременная память (механическая символьная и вербальная память, образная память).
Монополярная регистрация ЭЭГ (62 стандартных отведения международной системы 10—20; полоса пропускания 0,1—50,0 Гц; частота дискретизации 1000 Гц) проводилась в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами с помощью системы Neuvo SynAmps2 («Compumedics», Charlotte, NC, USA) и модифицированной 64-канальной шапочки с Ag/AgCl электродами (QuikCap, «Neurosoft», El Paso, TX, USA). Методика ЭЭГ подробно описана в нашей предшествующей публикации [3]. Расчет показателей мощности биопотенциалов ЭЭГ в частотной полосе от 1 до 50 Гц был выполнен автоматически в программе Scan 4.5» («Compumedics», Charlotte, NC, USA). Показатели усреднили для тета1 (4—6 Гц), тета2 (6—8 Гц), альфа1 (8—10 Гц), альфа2 (10—13 Гц), бета1 (13—20 Гц) и бета2 (20—30 Гц) диапазонов. Были получены суммарные значения мощности биопотенциалов в левом и правом полушариях мозга. Также были рассчитаны индексы ЭЭГ-активности: соотношение средних показателей мощности биопотенциалов тета- и альфа-ритмов, тета- и бета-ритмов по формулам «(тета1+тета2)/(альфа1+альфа2)» и «(тета1+тета2)/(бета1+бета2)» соответственно.
Восстановление когнитивных функций в раннем послеоперационном периоде осуществляли двумя различными способами: постуральный тренинг с помощью аппаратно-программного стабилографического комплекса Стабилан-01-2 (Таганрог, Россия) и одновременное решение задачи открытого типа Дж.П. Гилфорда «Необычное использование обычного предмета» (I); выполнение простой зрительно-моторной задачи с помощью программного психофизиологического комплекса Status PF и решение задачи открытого типа «Необычное использование обычного предмета» (II). Все тренинги проводились ежедневно, начиная с 4-го дня послеоперационного периода, для пациентов, рандомизированных в группы когнитивной реабилитации, в первой половине дня в условиях специализированного помещения. Продолжительность одной тренировки варьировала от 7 до 20 мин, среднее количество тренировок в обеих группах составило 5.
Все виды статистического анализа полученных данных проводили с использованием программы Statistica 10 («StatSoft, Inc.»). Клинико-анамнестические данные и когнитивные показатели имели ненормальный характер распределения и подвергались непараметрическим методам статистического анализа с использованием критерия Краскела—Уоллиса. Показатели ЭЭГ нормализовались путем логарифмирования и анализировались с помощью дисперсионного анализа ANOVA.
Кардиохирургические вмешательства у всех пациентов не осложнились значимыми цереброваскулярными событиями, включая инсульт, инфаркт, повторную незапланированную реваскуляризацию и т.д.
До операции пациенты исследуемых групп значимо не различались по данным нейропсихологического скрининга (шкала MoCA) (см. табл. 1). Результаты предоперационного расширенного нейропсихологического тестирования с помощью батареи тестов Status PF не продемонстрировали различий в когнитивном статусе пациентов. Исходные показатели ЭЭГ также были сопоставимы.
Оба варианта апробированных программ когнитивного тренинга показали приемлемую субъективную трудность выполнения заданий у пациентов, перенесших кардиохирургическое вмешательство. Большинство больных показали заинтересованность в выполнении заданий вплоть до конечного этапа тренинга, хотя в группе тренинга II чаще наблюдалось снижение интереса к выполнению задания.
Далее был проведен анализ изменений ЭЭГ и когнитивных показателей у пациентов в раннем послеоперационном периоде по сравнению с предоперационным уровнем в зависимости от наличия или отсутствия когнитивного тренинга и его вида.
Результаты анализа относительных изменений когнитивных показателей представлены в табл. 3. Значимым изменением когнитивных показателей при повторном тестировании считали увеличение или уменьшение значения на 10% и более. Как можно видеть из табл. 2, у пациентов, прошедших когнитивный тренинг, наблюдаются положительные изменения по всем исследованным когнитивным доменам: нейродинамика (увеличение скорости моторных реакций, снижение количества пропущенных сигналов), внимание (возрос объем внимания, увеличилось количество обработанных символов в корректурной пробе на 1-й (врабатываемость) и 4-й (снизилась истощаемость) выполнения задания) минутах. Улучшилась память на числа и слоги.
Таблица 3. Послеоперационные изменения когнитивных показателей у пациентов с наличием и отсутствием когнитивного тренинга с использованием двойных задач
Table 3. Postoperative changes in cognitive parameters in all groups
|
Показатель |
Пациенты без когнитивного тренинга (n=21) |
Пациенты с когнитивным тренингом I (n=11) |
Пациенты с когнитивным тренингом II (n=15) |
|
Время сложной зрительно-моторной реакции, с |
–12% |
–17% |
–21% |
|
Уровень функциональной подвижности нервных процессов: количество ошибок, n |
+11% |
ns |
+12% |
|
Уровень функциональной подвижности нервных процессов: пропущенные сигналы, n |
ns |
+24% |
–14% |
|
Работоспособность головного мозга: пропущенные сигналы, n |
ns |
–16% |
–22% |
|
Объем внимания, баллы |
+17% |
ns |
+12% |
|
Корректурная проба Бурдона: количество обработанных символов, n |
|||
|
на 1-й минуте |
+19% |
+10% |
+27% |
|
на 4-й минуте |
ns |
+11% |
–11% |
|
Тест «Запоминание 10 чисел», n |
ns |
+21% |
ns |
|
Тест «Запоминание 10 слогов», n |
ns |
+16% |
+13% |
|
Тест «Запоминание 10 слов», n |
ns |
ns |
ns |
Примечание. ns — отсутствие значимой динамики показателя (разница <10%).
Можно отметить, что группа тренинга II продемонстрировала улучшение по большему количеству показателей, связанных с исполнительными функциями и вниманием (6 показателей), чем группа тренинга I (5 показателей), у которой улучшились кратковременная память и внимание.
Следующим этапом были проанализированы суммарные показатели мощности ЭЭГ-активности в каждом исследуемом частотном диапазоне. С помощью дисперсионного анализа (ANOVA) с введением факторов ГРУППА (группа сравнения, группы послеоперационного когнитивного тренинга I и II) × ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (до, после операции) × ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ (левое, правое полушарие) установлено, что увеличение мощности тета1-ритма в раннем послеоперационном периоде наблюдается у всех пациентов; значимый фактор — ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (F1,45=6,33; p=0,016). Этот фактор был также значимым и в бета1-диапазоне (F1,45=5,57; p=0,023). В послеоперационном периоде у всех пациентов мощность биопотенциалов увеличивалась по сравнению с предоперационными показателями (рис. 1).
Рис. 1. Изменения ЭЭГ показателей у всех пациентов, перенесших кардиохирургические вмешательства, независимо от наличия когнитивного тренинга с использованием двойных задач.
Серые столбики — показатели до операции, черные столбики — после операции; * — статистически значимые различия послеоперационных и предоперационных данных.
Fig. 1. EEG changes in all patients undergoing cardiac surgery with and without dual-task cognitive training.
Gray columns — preoperative parameters, black columns — postoperative parameters; * — significant differences between postoperative and preoperative data.
Также с помощью анализа ANOVA с введением факторов ГРУППА (группа сравнения, группы послеоперационного когнитивного тренинга I и II) × ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (до, после операции) были проанализированы индексы ЭЭГ-активности (тета/альфа и тета/бета). Обнаружено, что у всех пациентов индекс тета/альфа-активности увеличивался после операции по сравнению с предоперационным значением; значимый фактор — ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (F1,45=5,43; p=0,02). При этом индекс тета/бета-активности снижался в послеоперационном периоде по сравнению с показателем перед вмешательством (рис. 2).
Рис. 2. Изменения индексов ЭЭГ у всех пациентов, перенесших кардиохирургические вмешательства, независимо от наличия когнитивного тренинга с использованием двойных задач.
◊, * — статистически значимые различия послеоперационных и предоперационных данных.
Fig. 2. EEG changes in all patients undergoing cardiac surgery with and without dual-task cognitive training.
◊, * — significant differences between postoperative and preoperative data.
Как показали результаты пилотного исследования, у пациентов, прошедших когнитивный тренинг с I вариантом двойной задачи, наблюдаются положительные изменения по когнитивным доменам памяти и внимания, тогда как группа тренинга II продемонстрировала улучшение по показателям всех исследованных доменов: нейродинамика, внимание и память. Также можно отметить, что у группы тренинга II наблюдались положительные изменения по большему количеству показателей, связанных с исполнительными функциями и вниманием (6 показателей), чем в группе тренинга I (5 показателей). При этом в группе сравнения отмечено лишь незначительное улучшение в послеоперационных показателях внимания.
Как было показано ранее, успешным вариантом двойной задачи может быть комбинация аэробной тренировки и задач на внимание, исполнительные функции [18, 19]. Авторы сообщают, что эти элементы положительно влияют на когнитивные способности, и рекомендуют осторожно повышать уровень сложности заданий в зависимости от индивидуальных способностей больного. Однако это касается когнитивно и клинически интактных индивидуумов. Для лиц с когнитивными расстройствами период воздействия с помощью когнитивного тренинга методом двойной задачи должен быть длительнее для достижения сравнимого со здоровыми людьми положительного влияния на когнитивные функции [18]. Следует учесть, что пациенты, перенесшие кардиохирургические вмешательства, ограничены в своем физическом статусе вследствие факторов, сопровождающих ранний послеоперационный период (болевой синдром, астения и хирургические осложнения). В связи с этим выбор моторного компонента двойной задачи не столь широк. Мы остановили свой выбор на постуральном тренинге и простой зрительно-моторной задаче для того, чтобы обеспечить максимальную переносимость двигательной нагрузки у этой сложной категории пациентов. Двойные задачи, включающие постуральный тренинг, ранее использовались для восстановления когнитивных функций при травматическом повреждении головного мозга [20]. Однако поскольку мы не смогли обнаружить в раннем послеоперационном периоде статистически значимых межгрупповых различий в эффективности когнитивных функций у пациентов, прошедших и не прошедших когнитивный тренинг, то можно предполагать, что интенсивность выбранной моторной нагрузки была недостаточной.
Другим объяснением незначительного клинического эффекта выбранных парадигм двойной задачи могут быть выраженные интерференционные взаимодействия между когнитивным и моторным компонентами. Продемонстрировано, что у пожилых людей выполнение двойных задач вызывает ухудшение когнитивного компонента при комбинации сложных когнитивных задач и любых моторных задач, а моторные задачи хуже выполняются ими в сочетании со сложными когнитивными задачами [12]. Так как использованную в настоящем исследовании в качестве когнитивного компонента задачу открытого типа можно отнести к сложным когнитивным заданиям, то ограниченность когнитивных ресурсов у пациентов в раннем послеоперационном периоде не позволила им эффективно справляться с предложенным вариантом тренинга.
И все же когнитивный тренинг с использованием двойных задач может быть эффективным для улучшения когнитивных функций у кардиохирургических пациентов, так как обеспечивает больший эффект трансфера (улучшение производительности в других когнитивных задачах в посттренировочном периоде по сравнению с базовым уровнем) относительно изолированных когнитивных тренингов или физических упражнений [21—23]. Ранее было обнаружено, что эффект трансфера изменяется в зависимости от сложности и модальности выполняемого задания [22]. Выдвинуто предположение, что эффективность двойных задач в восстановлении когнитивных функций обеспечивается за счет более эффективной координации когнитивных процессов.
Важным фактом, который следует принять во внимание, обсуждая полученные в настоящем исследовании эффекты двойных задач, является сопоставимая степень периоперационного ишемического повреждения мозга по данным ЭЭГ (увеличение мощности биопотенциалов тета1- и бета1-ритма, негативные сдвиги индексов тета/альфа- и тета/бета-активности) у пациентов группы сравнения и групп, прошедших когнитивный тренинг. Несмотря на это, в группе тренинга I продемонстрировано улучшение кратковременной памяти и внимания, а в группе тренинга II — улучшение показателей, связанных с исполнительными функциями и вниманием. Безусловно, это можно отнести к успеху тренинга.
В раннем послеоперационном периоде (8—11-е сутки) все пациенты демонстрируют признаки периоперационного ишемического повреждения мозга по данным ЭЭГ (увеличение мощности биопотенциалов тета1- и бета1-ритма, увеличение тета/альфа- и снижение тета/бета-активности). При этом проведение когнитивного тренинга с использованием метода двойных задач привело к улучшению показателей всех изучаемых когнитивных доменов (нейродинамика, внимание и кратковременная память). Результаты исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования подходов к послеоперационному когнитивному тренингу с использованием двойных задач с интенсификацией нагрузки и индивидуальным сопровождением пациентов, перенесших кардиохирургическое вмешательство.
Ограничения исследования
Малый объем выборки, возможная малая интенсивность нагрузки при выполнении двойных задач.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области, проект №20-415-420005.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.