Плацента является органом, обеспечивающим формирование, развитие и рост плода [1]. В течение физиологической беременности увеличивается плацентарный кровоток, снижается сосудистое сопротивление и уменьшается прессорный ответ на сосудосуживающие агенты. Важным фактором, контролирующим функциональные преобразования в плаценте, является оксид азота (NO) [2]. Известно, что изменение уровня NO приводит к нарушениям в системе мать-плод, проявляющимся аномалиями формирования плаценты, изменениями в материнском и плодовом кровообращении, эмбрио- и фетопатиями, внутриутробной задержкой роста, и в прогностически неблагоприятных случаях - к летальному исходу. Неслучайно влияние донаторов NO и ингибиторов NO-синтаз на течение беременности и родов, как и антенатальное развитие плода, активно изучается [3].
NO, продуцируемый множеством клеток, и в первую очередь макрофагами, оказывает существенное влияние на их функцию. Проведенными предшествующими исследованиями установлено влияние NO на активность макрофагов перитонеального микроокружения при физиологической беременности и ее патологии [4, 5]. Макрофаги, в достаточно большом количестве встречающиеся в плаценте, функционируют на протяжении всего периода беременности и выполняют множество функций: обеспечивают взаимодействие системы мать-плацента-плод, регулируют ангиогенез, процессы апоптоза в плаценте, образование стероидных гормонов [6, 7]. Поэтому изменение активности данной популяции клеток позволит установить некоторые звенья патогенеза патологии беременности.
Цель работы - изучить влияние NO на морфологию плаценты и активность плацентарных макрофагов при неосложненной беременности у белых крыс.
Материал и методы
Исследование проводили на 30 белых крысах-самках. Животные были разделены на 3 группы. В 1-ю группу вошли животные с неосложненной беременностью; во 2-ю - получавшие с питьевой водой 0,2% раствора нитрита натрия [14] с 1-го дня беременности; в 3-й группе животным внутримышечно вводили ингибитор синтеза NO Nw-nitro-L-arginine methyl ester (L-NAME, «SIGMA») в дозе 10 мг/кг с 1-го дня беременности [9].
Забор плацент для исследования проводили у наркотизированных нембуталом животных из расчета 50 мг/кг на 20-й день беременности, в последующем осуществляли эвтаназию крыс. Плаценты взвешивали, иссекали материал из центральной части для морфологического исследования. Кусочки фиксировали в нейтральном забуференном формалине, обезвоживали и заливали в парафин. Готовые срезы окрашивали гематоксилином и эозином.
Для изучения активности плацентарных макрофагов нефиксированную ткань плаценты гомогенизировали и центрифугировали в фиксированном градиенте плотности. В отмытые клетки добавляли среду 199, после чего суспензию макрофагов инкубировали с аутологичными эритроцитами. Макрофаги взаимодействуют с эритроцитами in vitro c образованием розеткоподобных структур [10]. Осуществляли дифференцированный подсчет этих структур с выделением 4 типов: макрофаги без эритроцитов (МФ
Статистическую обработку полученных результатов проводили методами вариационного анализа с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
У животных 2-й группы масса плацент достоверно не различается от контрольных значений (см. таблицу).
Активность плацентарных макрофагов у животных данной группы, в отличие от перитонеальных [5], достоверно не меняется (см. таблицу). Этот факт можно объяснить снижением чувствительности клеток к NO либо результатом активации процесса апоптоза макрофагов к данному сроку наблюдения [6].
У животных 3-й группы масса плацент увеличивается (см. таблицу). Вероятно, дефицит NO нарушает физиологический процесс роста, инвазии и васкулогенеза плаценты [13]. С другой стороны, происходящие перестройки можно расценить как компенсаторные, обеспечивающие улучшение гемодинамики. В лабиринтном отделе плацент кровенаполнение материнских лакун возрастает по направлению к базальному отделу с образованием резко дилатированных сосудов. Параллельно увеличивается кровенаполнение и расширение плодовых капилляров, в которых, особенно расположенных в центральных и суббазальных отделах, эритроциты сладжированы или гемолизированы. По мере прогрессирования дилатации клетки первого слоя трофобласта уплощаются и становятся безъядерными за счет смещения ядра или его рексиса (рис. 2).
У животных данной группы значительно активируются плацентарные макрофаги. Возрастает число клеток, несущих на своей поверхности 1-2, 3-5, 6-8 эритроцитов. Активация макрофагов совпадает с подобной, возникающей под влиянием L-NAME на перитонеальные макрофаги [3] (см. таблицу). Усиление фагоцитоза можно объяснить увеличением образования в них интерлейкина-6, monocyte chemoattractant protein-1 и ядерного фактора - kB, поскольку известно, что длительное введение антагониста NO стимулирует работу воспалительных генов в организме [16].
Заключение
Таким образом, результаты патоморфологического исследования плацент свидетельствуют, что как при поступлении в организм экспериментальных животных нитрита натрия, являющегося донатором NO, так и при введении ингибитора синтеза NO - L-NAME структурные изменения в плацентах, полученных при неосложненном течении беременности, указывают на нарушения материнского и плодового кровообращения, сочетающиеся с дистрофическими и деструктивными процессами не только со стороны гликогеновых клеток с развитием склероза, но и первого слоя трофобластических клеток. Следовательно, как избыток NO, так и его дефицит негативно влияют на формирование и функционирование плаценты. Активность плацентарных макрофагов в плацентах исследуемых групп диаметрально противоположная.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Сбор и обработка материала: А.С.И., Л.П.П., В.И.Д.
Написание текста: А.С.И.
Редактирование: Л.П.П., С.Б.Н.