Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Макаров И.Ю.

ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, Благовещенск, Россия

Гориков И.Н.

ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания», Благовещенск, Россия

Заболотских Т.В.

ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, Благовещенск, Россия

Меньщикова Н.В.

ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, Благовещенск, Россия

Меньщиков А.О.

ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, Благовещенск, Россия

Нахамчен Л.Г.

ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания», Благовещенск, Россия

Андриевская И.А.

ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания», Благовещенск, Россия

Ишутина Н.А.

ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания», Благовещенск, Россия

Довжикова И.В.

ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания», Благовещенск, Россия

Морфометрическая характеристика плаценты у женщин, перенесших моно- и микствирусную респираторную инфекцию в период беременности

Авторы:

Макаров И.Ю., Гориков И.Н., Заболотских Т.В., Меньщикова Н.В., Меньщиков А.О., Нахамчен Л.Г., Андриевская И.А., Ишутина Н.А., Довжикова И.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2019;81(4): 39‑42

Просмотров: 783

Загрузок: 9


Как цитировать:

Макаров И.Ю., Гориков И.Н., Заболотских Т.В., Меньщикова Н.В., Меньщиков А.О., Нахамчен Л.Г., Андриевская И.А., Ишутина Н.А., Довжикова И.В. Морфометрическая характеристика плаценты у женщин, перенесших моно- и микствирусную респираторную инфекцию в период беременности. Архив патологии. 2019;81(4):39‑42.
Makarov IYu, Gorikov IN, Zabolotskikh TV, Menshchikova NV, Menshchikov AO, Nakhamchen LG, Andrievskaya IA, Ishutina NA, Dovzhikova IV. Placental morphometric characteristics in women who have experienced mono- and mixed viral respiratory infections during pregnancy (in Russian only). Russian Journal of Archive of Pathology. 2019;81(4):39‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol20198104139

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ко-мор­фо­ло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка спек­тра ати­пич­ной пла­цен­та­ции в мат­ке. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):13-20
Ак­не у бе­ре­мен­ных. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):70-74
Фак­то­ры, влияющие на неб­ла­гоп­ри­ят­ное те­че­ние миг­ре­ни во II—III три­мес­трах бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):39-46
По­тен­ци­аль­ная роль ней­тро­филь­ных внек­ле­точ­ных ло­ву­шек в па­то­ге­не­зе пре­эк­лам­псии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):63-72
Осо­бен­нос­ти те­че­ния бе­ре­мен­нос­ти и ро­дов у жен­щин с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):73-78
Мор­фо­ло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка пла­цен­ты при мо­но­хо­ри­аль­ной ди­ам­ни­оти­чес­кой двой­не, ос­лож­нен­ной син­дро­мом се­лек­тив­ной за­дер­жки рос­та пло­да. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):79-85
Пост-COVID-19 и реп­ро­дук­тив­ное здо­ровье (дан­ные ан­ке­ти­ро­ва­ния и ана­ли­за ре­зуль­та­тов). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):86-93
К воп­ро­су о струк­тур­ной ре­ор­га­ни­за­ции в пла­цен­тах жен­щин, пе­ре­нес­ших COVID-19 в I и II три­мес­трах бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):5-10
Но­вая ко­ро­на­ви­рус­ная ин­фек­ция у бе­ре­мен­ных: рис­ки для ма­те­ри и но­во­рож­ден­но­го. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):34-40
Фак­то­ры рис­ка внут­ри­ут­роб­ной ги­бе­ли пло­да. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):47-52

Вирусы парагриппа и гриппа часто доминируют в этиологии респираторных заболеваний [1]. У женщин в период беременности плацента играет важную роль в защите от инфекционных агентов [2, 3]. Однако до настоящего времени не проводилось сопоставления морфологических показателей провизорного органа при обострении парагриппозной и парагриппозно-гриппозной вирусной инфекций во II триместре гестации у женщин, проживающих на территории Амурской области.

Цель исследования — изучить изменения морфометрических показателей плаценты женщин, перенесших моно- и микствирусную респираторную инфекцию (парагрипп 3-го типа и грипп, А (Н3N2) в период беременности.

Материал и методы

В родильных домах Благовещенска за 1996—2012 гг. проводили исследование массы и стереометрических параметров плацент, полученных при срочных родах у женщин с неотягощенным течением беременности, а также с обострением во II триместре гестации моно- и микствирусной респираторной инфекции. Были выделены три группы. В 1-ю группу вошли 35 плацент женщин с физиологическим течением беременности, во 2-ю — 35 плацент беременных, перенесших парагрипп 3-го типа с клинической манифестацией в виде острого ларингита во II триместре гестации, а в 3-ю — 35 плацент пациенток, перенесших парагриппозно-гриппозную вирусную инфекцию (парагрипп 3-го типа и грипп, А (Н3N2). Все беременные 2-й и 3-й групп получали идентичную стандартную противовирусную терапию, и частота акушерских осложнений у пациенток во II и III триместрах беременности (угроза невынашивания, анемия, поздний гестоз) была сопоставима.

Диагностику парагриппа 3-го типа и гриппа, А (Н3N2) у беременных проводили с использованием реакции торможения гемагглютинации, позволяющей обнаружить четырехкратный рост титров антител в парных сыворотках крови, полученных у больных при поступлении в стационар и через 12—14 дней (тест-системы ООО «Предприятие по производству диагностических препаратов НИИ гриппа, Санкт-Петербург»), а также с помощью полимеразной цепной реакции на аппарате ДТ-96 с использованием наборов НПО «ДНК-технология» (Москва).

Исследование последа включало анализ массы плаценты, а также изменений плодовой и материнской поверхности органа. Для гистологической верификации из органа вырезали 10—12 кусочков (центральная, парацентральная, периферическая участки плаценты, внеплацентарные оболочки и пупочный канатик) [2]. На гистологических срезах изучали объемную плотность межворсинчатого пространства, стромы ворсин, синцитиотрофобласта, сосудов ворсин, синцитиальных узелков, фибриноида вокруг ворсин, фибриноидных изменений стромы, псевдонекрозов и кальцификатов ворсин. Применяли стереометрический подсчет с пользованием квадратной многоцелевой стереометрической решетки (100-точечной), которую помещали в окуляр микроскопа (увеличение 15×20). Частоту встречаемости этих параметров (в %) рассчитывали на общее количество точек (500 в каждой плаценте).

Морфологический материал фиксировали в 10% нейтральном формалине, обезвоживали в спиртах и заливали в парафин. Для изучения общего плана строения плаценты гистологические препараты окрашивали гематоксилином и эозином.

Статистическую обработку данных проводили при помощи пакета программ Statistica 10.0. Нормальность распределения количественных признаков оценивали по критериям асимметрии, эксцесса, Колмогорова—Смирнова. Ввиду нормальности распределения показателей статистическую значимость их различий в сравниваемых группах определяли с использованием t-критерия Стьюдента. Результаты представлены как M±m. Оценку различий процентов в исследуемых группах осуществляли с помощью углового преобразования Фишера. Для всех видов статистического анализа различия считали статистически достоверными при достигнутом уровне значимости р<0,05 и рф<0,05.

Результаты и обсуждение

У больных 2-й группы в сравнении с 1-й наблюдали повышение массы плаценты до 530,3±12,55 г (в контроле 487,4±11,98 г; р<0,05). Объем интервиллезного пространства возрос до 34,8±1,09%, объем кровеносных сосудов увеличился до 13,1±1,02% преимущественно за счет капилляров терминальных ворсин на фоне снижения доли стромы до 28,1±1,06% и синцитиотрофобласта до 17,7±1,11% (см. таблицу).

Объемная плотность (в %) различных структурных компонентов плаценты Примечание. р — степень достоверности различия по сравнению с 1-й группой; р1 — со 2-й группой.

Вышеуказанные гистометрические изменения указывали на расширение межворсинчатого пространства в результате дисциркуляторных процессов и полнокровия, а также на деструктивные изменения в синцитии и его десквамацию, приводящую к изменению продукции гормонов и к нарушению обмена метаболитов между организмами матери и плода [4].

У больных 2-й группы в сопоставлении с 1-й возрастал удельный объем симпластических почек до 3,6±0,36% — одного из маркеров активации в плаценте компенсаторно-приспособительных процессов [2]. Более часто наблюдали фибриноидную дистрофию стромы ворсин (2,2±0,21%), при этом отсутствовали различия в обнаружении фибриноида вокруг хориальных ворсин (1,8±0,21%) по сравнению с 1-й группой. Выявляли псевдонекрозы (1,3± 0,10%) и кальцификаты в ворсинах (1,1± 0,15%). Редкой морфологической находкой являлись промежуточные незрелые ворсины. В 2 случаях в межворсинчатом пространстве определяли крупные геморрагии. Патоморфологически выявляли признаки флебита в пуповине (1 случай), васкулита (3), хориоамнионита (2) и децидуита (2) в плаценте, а также внеплацентарного хориоамнионита (4).

В 3-й группе в сопоставлении со 2-й наблюдали снижение массы плаценты до 438,2±11,17 г (р<0,001). Морфометрически между этими группами не отмечали достоверные изменения удельного объема межворсинчатого пространства. В то же время определяли более высокие показатели стромы ворсин (39,2±1,16%) и более низкие кровеносных сосудов (7,4±0,58%). Возрастала частота обнаружения избыточного коллагенообразования в стволовых и промежуточных ворсинах. На гистологических срезах ворсин хориона плацент 3-й группы в сопоставлении с таковыми в 1-й не изменялось количество симпластических почек (2,2±0,22%). При этом их удельный объем был меньше, чем во 2-й группе. В 3-й группе в отличие от 2-й чаще встречали отложение фибриноидных масс в строме, преимущественно в стволовых и промежуточных ворсин (3,4±0,32%), а также вокруг ворсинок хориона (2,8±0,35%). Одновременно обнаруживали более высокие объемные показатели псевдонекрозов (2,4±0,23%) и кальцификатов в ворсинах (1,5±0,10%). В 44% плацент 3-й группы в интервиллезном пространстве встречались кровоизлияния (во 2-й — 8%; рф<0,05). Часто в артериях стволовых ворсин отмечали признаки воспаления (васкулит), приводящие к сужению просвета или к его полной облитерации. Возрастала частота обнаружения незрелых промежуточных ворсин, а также мелких бессосудистых ворсин. В 3 наблюдениях диагностировали флебит в пупочном канатике, в 5 — васкулит, в 6 — хориоамнионит, в 4 — децидуит в плаценте и в 6 — хориоамнионит во внеплацентарных оболочках.

Заключение

Парагриппозная инфекция у женщин во II триместре беременности сопровождалась развитием в плаценте альтеративных процессов и компенсаторно-приспособительных изменений в виде увеличения ее массы, числа синцитиальных почек и капилляров в терминальных ворсинах. В то же время при парагриппозно-гриппозной инфекции регистрировались менее выраженные компенсаторно-приспособительные реакции в органе (снижение массы, облитерирующая ангиопатия, геморрагии в межворсинчатом пространстве, фибриноидная деградация стромы ворсин, отложение вокруг них фибриноида, появление псевдонекрозов, кальцификатов и мелких бессосудистых ворсин). Данные структурные изменения подтверждают более выраженное прямое и опосредованное негативное влияние нескольких вирусов респираторной группы на структурно-функциональную организацию плаценты.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Т.В.З., И.А.А.

Сбор и обработка материалов — Н.В.М., А.О.М., Л.Г.Н., Н.А.И., И.В.Д.

Написание текста — И.Ю.М., И.Н.Г.

Редактирование — И.Ю.М., И.Н.Г.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Макаров И.Ю. — д-р мед. наук, проф., https://orcid.org/0000-0001-7243-6282,e-mail: prorektoragma@mail.ru;

Гориков И.Н. — канд. мед. наук, https://orcid.org/0000-0001-7645-0719, e-mail: gia_5908@mail.ru;

Заболотских Т.В. — д-р мед. наук, проф., https://orcid.org/0000-0002-4129-0388, e-mail: amurgma@list.ru,

Меньщикова Н.В. — канд. мед. наук, https://orcid.org/0000-0003-4427-1737, e-mail: mennatalia@mail.ru;

Меньщиков А.О. — аспирант, https://orcid.org/0000-0003-4526-327X, e-mail: aqua-menshchikov@mail.ru;

Нахамчен Л.Г. — канд. мед. наук, https://orcid.org/0000-0002-0098-4244.e-mail: Nlg.amur@mail.ru;

Андриевская И.А. — д-р биол. наук, проф. РАН, https://orcid.org/0000-0003-0212-0201, e-mail: irina-andrievskaja@rambler.ru;

Ишутина Н.А. — д-р биол. наук, https://orcid.org/0000-0002-1024-1532, e-mail: ishutina-na@mail.ru;

Довжикова И.В. — д-р биол. наук, https://orcid.org/0000-0001-8938-3594, e-mail: dov_kova100@rambler.ru

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Макаров И.Ю., Гориков И.Н., Заболотских Т.В., Меньшикова Н.В., Меньшиков А.О., Нахамчен Л.Г., Андриевская И.А., Ишутина Н.А., Довжикова И.В. Морфометрическая характеристика плаценты у женщин, перенесших моно- и микствирусную респираторную инфекцию в период беременности. Архив патологии. 2019;81(4):-42. https://doi.org/10.17116/patol201981041

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.