Рак желудка (РЖ) занимает четвертое место в мире по частоте встречаемости среди онкологических заболеваний и второе место по причинам смертельных исходов, связанных с онкологическими заболеваниями. В мире ежегодно регистрируется более миллиона случаев заболевания РЖ [14]. Увеличивается и частота выявления аденокарциномы зоны кардии и пищеводно-желудочного перехода, которая характеризуется более неблагоприятным прогнозом. Рост заболеваемости в этой группе за последние два десятилетия XX века превышает рост частоты других онкозаболеваний более чем в 3 раза [17].
РЖ гистологически чаще всего представлен аденокарциномой. Плоскоклеточная и аденоплоскоклеточная формы встречаются крайне редко. Классификация ВОЗ различает аденокарциномы (папиллярная, тубулярная, муцинозная, высоко-, умеренно-, низкодифференцированные), перстневидно-клеточный рак, железисто-плоскоклеточный рак, плоскоклеточный рак, мелкоклеточный рак и недифференцированный рак [1]. Кроме того, применяется классификация Lauren, в которой все злокачественные опухоли желудка подразделяются на два типа: кишечный и диффузный [11]. Морфологический тип опухоли имеет различные клиническое течение и прогностическое значение. Диффузная форма РЖ — это менее дифференцированный рак, как правило, с инфильтрацией подслизистого слоя, более ранним лимфогенным метастазированием и худшим прогнозом, чем у рака кишечной формы. Эпидемиологический скрининг выявил различную частоту встречаемости по локализации опухоли — тело желудка и область пищеводно-желудочного перехода — в разных странах мира. Также отличаются их молекулярно-биологические и клинические характеристики. По данным некоторых авторов [3], диффузный РЖ наиболее распространен в Европе и России.
Основным методом лечения злокачественных опухолей желудка в настоящее время является хирургическое вмешательство, однако у большинства пациентов выявляют местно-распространенную опухоль и/или отдаленные метастазы, что требует применения дополнительных методов лечения. Значительная частота распространенных форм РЖ обусловливает необходимость поиска новых химиопрепаратов, которые были бы эффективны при этом заболевании. В настоящее время наиболее часто в химиотерапии используются схемы, включающие доцетаксел, цисплатин и 5-фторурацил. Однако использование этих препаратов не приводит к существенному увеличению общей выживаемости пациентов с распространенным РЖ и пищеводно-желудочного перехода. Результаты применения высокоэффективного препарата трастузумаб (герцептин) у больных раком молочной железы (РМЖ) вызвали всплеск исследований, посвященных изучению его воздействия на пациентов с другими видами HER2-позитивного рака, в том числе и РЖ [2]. Достоверно установлено, что у больных HER2-позитивным РМЖ (первичным или метастатическим) после лечения герцептином (представляющим собой моноклональное рекомбинантное гуманизированное анти-HER2-антитело) увеличивается выживаемость [16]. Кроме того, повышенная экспрессия HER2, как правило, ассоциируется с неблагоприятным прогнозом и устойчивостью к химиотерапевтическому лечению [12]. Для исследования эффективности применения таргетного препарата трастузумаб в 2005—2008 гг. было проведено многоцентровое рандомизированное исследование (TOGA) по применению трастузумаба в комбинации с капецитабином и 5-фторурацилом при местно-распространенном РЖ и пищеводно-желудочного перехода [3]. В исследовании участвовали 122 клинических центра из 24 стран Европы, Азии, Центральной и Южной Америки. В анализ были включены 594 пациента с HER2-позитивным статусом по результатам иммуногистохимического (ИГХ) и FISH-исследования. Пациенты были рандомизированы на равные группы, в одной из которых применялась схема химиотерапии, включающая трастузумаб, а в другой — только химиотерапия. Морфологическое исследование и определение чувствительности к препарату путем выявления наличия гиперэкспрессии белка HER-2/neu или амплификации гена HER2 проводились в централизованных лабораториях. HER2-статус анализировался с использованием иммуногистохимического метода (HercepTest, «Dako») и флюоресцентной in situ гибридизации (HER2 FISH pharmDx, «Dako»). Исследование TOGA показало, что в группе пациентов с HER2-статусом ИГХ 3+ или ИГХ 2+/FISH+, получавших химиотерапию в комбинации с трастузумабом, средняя общая выживаемость составила 16,0 мес по сравнению с 11,8 мес для пациентов, получавших только химиотерапию [2, 3]. TOGA продемонстрировало достоверное увеличение продолжительности жизни пациентов с HER2-положительным статусом и принципиальное значение адекватной оценки гиперэкспрессии/амплификации HER2 для проведения адекватного таргетного лечения распространенного РЖ и пищеводно-желудочного перехода.
Анализ результатов ряда исследований показал, что гиперэкспрессия HER-2/neu коррелирует с кишечным гистологическим типом роста опухоли по классификации Lauren, локализацией опухоли в области пищеводно-желудочного перехода, степенью дифференцировки, чувствительностью к трастузумабу и хорошим прогнозом [20].
Протоонкоген HER-2/neu, действие которого блокируется при применении трастузумаба, располагается в локусе 21 на длинном плече 17 хромосомы (CHR17) и кодирует одну из самых изученных тирозинкиназ. Этот белок имеет размер 185 кДа, относится к семейству рецепторов эпидермальных факторов роста (EGFR) и участвует в переносе сигналов, инициирующих пролиферацию клеток [15].
Для максимальной эффективности таргетного лечения герцептином необходимо точное исследование HER2-статуса больных. Для его оценки разработано несколько методов: ИГХ, который выявляет наличие гиперэкспрессии белка на мембранах клеток; FISH — флюоресцентная гибридизация in situ, которая применяется для выявления амплификации гена HER2 с использованием ДНК-зондов, меченных флюорохромами; и CISH — хромогенная гибридизация in situ, альтернативный нефлюоресцентный метод, при котором выявление гибридизированных ДНК-зондов происходит с помощью иммунопероксидазной реакции. Еще одна разновидность CISH — полностью автоматизированный метод SISH (BDISH), разработанный Ventana («Ventana Medical Systems», Inc), при котором для выявления гена HER2 используется серебряная метка, а для идентификации центромерного участка CHR17 — красный краситель Fast Red.
При проведении ИГХ-исследования рекомендуется использовать коммерческий стандартный набор HercepTest («Dako») или антитела Pathway anti-HER2, клон 4B5 («Ventana»). По сравнению с карциномой молочной железы РЖ отличается значительно большей гетерогенностью опухоли, которая проявляется не только в гистологическом строении, но и в молекулярно-биологических характеристиках. Гетерогенные опухоли желудка составляют около 30% всех случаев. С учетом этих морфологических особенностей РЖ были разработаны новые специальные критерии оценки экспрессии HER2, отличные от критериев, применяющихся для РМЖ, что нашло отражение в рекомендациях, разработанных M. Hoffman и соавт. [9] (рис. 1).
Целью нашей работы было сравнение нескольких методов HER2-тестирования (ИГХ, FISH и SISH) аденокарцином желудка и пищеводно-желудочного перехода.
В работе использовали операционный материал, полученный в отделении патологической анатомии МНИОИ им. П.А. Герцена от 40 больных с аденокарциномой желудка (недифференцированная аденокарцинома — 15, умереннодифференцированная аденокарцинома — 15, высокодифференцированная аденокарцинома — 10) и от 7 больных с аденокарциномой пищеводно-желудочного перехода (умереннодифференцированная аденокарцинома — 3 и высокодифференцированная аденокарцинома — 4). Материал фиксировали 10% нейтральным формалином в течение 24 ч, затем заливали в парафиновые блоки по стандартной методике. Для ИГХ, FISH и SISH-исследований готовили срезы толщиной 4 мкм.
ИГХ-анализ проводили с использованием наборов HercepTest («Dako», Glostrup, Дания) и Pathway anti-HER2, клон 4B5 («Ventana», США) с использованием автоматизированных иммуностейнеров, FISH — с использованием набора HER2 FISH PharmDx Kit («Dako», Glostrup, Дания). SISH выполняли на приборе Benchmark XT («Ventana Medical Systems», Tucson, AZ, США) набором INFORM HER2 DNA («Ventana») с двойной меткой — зондами для HER2 и СHR17 на одном стекле. При применении набора INFORM HER2 DNA («Ventana») использовали следующую модификацию метода: предобработка пепсином — 8 мин для зонда к HER2 и 12 мин — для зонда к центромере CHR17. Следующие этапы гибридизации выполняли соответственно протоколу производителя. После окончания программы стекла доставали из аппарата, несколько раз промывали в 1% растворе Triton X-100, дистиллированной воде, затем высушивали в термостате при 65 °С в течение 15—20 мин и помещали в заключающую среду Biomaunt. Результаты оценивали с использованием светового микроскопа Leica DMRB с объективами ×5—×40. FISH-исследование проводили с использованием гибридайзера по стандартному протоколу к набору HER2 FISH PharmDx Kit. Визуализацию флюоресцентных препаратов проводили со 100× масляно-иммерсионным объективом.
Оценку окрашивания мембран опухолевых клеток на ИГХ-препаратах проводили согласно рекомендациям M. Hoffman и др. [9] для операционного материала: 0 (отрицательный статус) — мембраны не окрашены или окрашено менее 10% клеток; 1+ (отрицательный статус) — слабое, нечеткое окрашивание >10% клеток или мембраны клеток окрашены только фрагментарно, не по всему периметру; 2+ (неопределенный статус) — базолатеральное или полное окрашивание мембран слабое или умеренное в >10% опухолевых клеток; и 3+ (положительный статус) — умеренное или сильное окрашивание мембран, полное или базолатеральное >10% опухолевых клеток (см. рис. 1).
FISH- и SISH-препараты оценивали согласно инструкциям к наборам, подсчитывая метку в 20/40 ядрах опухолевых клеток в двух участках опухоли с ×400 и ×1000, после чего вычисляли соотношение HER2/CHR17. При соотношении HER2/CHR17 <2, считали, что амплификация гена HER2 отсутствует, а при соотношении HER2/CHR17 >2 соответственно наличие амплификации считали установленным.
ИГХ-исследование
После проведения ИГХ-исследования с использованием наборов HercepTest («Dako», Glostrup, Дания) и Pathway anti-HER2, клон 4B5 («Ventana», США), оценку иммуногистохимического окрашивания мембран опухолевых клеток проводили согласно рекомендациям M. Hoffman [9]. В группе низкодифференцированных аденокарцином желудка в подавляющем большинстве образцов отсутствовала гиперэкспрессия HER2: 14 случаев — 0 баллов и только 1 — 3+. В группе умереннодифференцированных аденокарцином также большинство случаев имели отрицательный статус (8 — 0, 2 — 1+), 2 — 2+, 3 — 3+, однако увеличилось число образцов, имеющих гиперэкспрессию 3+ (3) и образцов, требующих проведения дополнительного исследования методом гибридизации in situ 2+ (2). Среди высокодифференцированных аденокарцином было обнаружено следующее распределение: 1 — 0, 4 — 2+ и 5 — 3+ случая. В группе аденокарцином пищеводно-желудочного перехода 4 случая имели статус 2+ и 3 — 0 (рис. 3, а, б, рис. 4, а, б).
Результаты ИГХ-анализа изученных образцов приведены в табл. 1.
SISH- и FISH-исследование
В данном исследовании FISH и SISH выполняли на всех образцах параллельно с ИГХ-анализом. Оценку препаратов после выполнения гибридизации in situ проводили следующим образом: на небольшом увеличении (×20 — для SISH, ×40, ×63 — для FISH) выявляли участки аденокарциномы, подлежащие оценке, — участки среза с хорошей сохранностью ткани, наличием клеток внутреннего контроля и наличием меток как гена HER2, так и CHR17: красных (центромера CHR17) и черных (ген HER2, SISH) или зеленых и красных (центромера CHR17, ген HER2, FISH соответственно). Сигналы оценивали в 20 или 40 клетках и затем вычисляли соотношение HER2/CHR17. Амплификацию гена HER2 считали установленной в случае, если соотношение HER2/CHR17 было больше 2; если же соотношение HER2/CHR17 было <2, то считали, что амплификация отсутствует. При соотношении HER2/CHR17, равном 2, подсчитывали дополнительное количество меток еще в 20 клетках. По результатам SISH 3 образца не подлежали оценке вследствие артефициального окрашивания, вызванного, скорее всего, неадекватной фиксацией материала, поступившего из других клиник.
Результаты FISH- и SISH-исследований в сравнении с результатами ИГХ-анализа представлены в табл. 2.
Во всех случаях с HER2-негативным статусом (0 и 1+) результаты FISH- и SISH-анализов были отрицательными. В наблюдениях, где была обнаружена гиперэкспрессия HER-2/neu (3+), только в 7 случаях по результатам FISH и в 6 — по результатам SISH была выявлена амплификация соответствующего гена. Еще большее расхождение в результатах FISH- и SISH-исследований наблюдалось в случаях, оцененных 2+ по ИГХ. FISH-амплификация была найдена в 20% случаев, а SISH-амплификация — только в 10% (рис. 5, а, б).
Итак, по всем группам больше всего оказалось образцов с отсутствием повышенной экспрессии HER2: 26 (55%) — 0 баллов и 2 (4%) — 1+, причем наибольшее число — 14 из 15 образцов (0 баллов) оказалось в группе низкодифференцированных аденокарцином (диффузный тип РЖ по Lauren) и в группе аденокарцином пищеводно-желудочного перехода (3 из 7 образцов). Таким образом, наши данные сходны с данными других исследователей, указывающих на крайне низкую степень гиперэкспрессии белка и амплификации гена HER2 в РЖ такого типа [7, 8, 19]. Кроме того, ни в одном из образцов, оцененных нами как 0 или 1+ по ИГХ, мы не обнаружили амплификации гена HER2 ни одним из методов гибридизации, что соответствует результатам одних авторов [13, 18], а с другой стороны, не согласуется с данными других [4, 10], выявивших амплификацию в 1+ препаратах в 14 и 4% образцов соответственно. Возможно, нами не были выявлены случаи с наличием амплификации при отсутствии гиперэкспрессии белка из-за небольшого числа таких наблюдений в нашем исследовании.
Образцов с гиперэкспрессией HER2 3+ во всех группах было выявлено 9 (19%), причем большинство из них (5) — в группе высокодифференцированных, 3 — в группе умереннодифференцированных и 1 — в группе низкодифференцированных аденокарцином желудка. ИГХ оценку 2+ получили 10 образцов (21%): умереннодифференцированные (2 образца, 4%) и высокодифференцированные аденокарциномы желудка (4 образца, 9%), а также 4 образца аденокарцином пищеводно-желудочного перехода (9%). Все опухоли с вышеописанным HER2-статусом относятся к раку кишечного типа по Lauren. По данным разных групп исследователей, РЖ этого типа может быть HER2-положительными в 16—34% случаев [12]. M. Kim и соавт. [10] показали наличие гиперэкспрессии HER-2/neu в аденокарциномах желудка (2+ и 3+) на уровне 22,6%, что хорошо согласуется с нашими результатами. В группе с неопределенным HER2-статусом (2+) амплификация гена найдена в 8 (17%) случаях методом FISH и в 6 случаях (13%) методом SISH.
Нами подтверждена прямая корреляция между амплификацией гена и гиперэкспрессией белка HER-2/neu. Из 9 HER2-положительных по гиперэкспрессии образцов амплификация методом FISH была найдена в 7 (67%) случаях, а методом SISH — в 6 (56%), что согласуется с результатами одних исследователей [13], обнаруживших амплификацию гена только в 45% случаев 3+ карцином желудка, и противоречит данным других [4, 18], выявивших 100% амплификацию в 3+ препаратах.
Таким образом, мы обнаружили расхождение между результатами FISH- и SISH-анализов, что совпадает с результатами ряда авторов [6], хотя другие источники указывают на высокое сходство результатов этих двух методов [5]. Скорее всего, такое расхождение результатов, полученных разными авторами, обусловлено сложностью и новизной метода SISH, а также числом изученных наблюдений. В нашем исследовании чувствительность FISH (100%) оказалась выше, чем у SISH (92%). Следует особо отметить высокую чувствительность зависимости SISH-анализа от качества материала: в 3 образцах из 47 (6%) мы не смогли интерпретировать результаты вследствие артефициального окрашивания, обусловленного неправильной фиксацией материала.
Сравнительный анализ различных методов HER2-тестирования показал, что использование иммуногистохимических наборов HercepTest («Dako», Дания) и Pathway anti-HER2, клон 4B5 («Ventana»), дает полное совпадение результатов, но использование антител 4В5 требует учета возможности положительного окрашивания не только клеток аденокарциномы, но и метаплазированного эпителия. FISH с использованием набора HER2 FISH PharmDx Kit является «золотым стандартом» в исследованиях амплификации гена HER2. Однако SISH имеет очень важное достоинство — это полностью автоматизированный метод, позволяющий оценивать результаты изучения амплификации генов на светооптическом уровне, что существенно облегчает возможность правильного выбора участка ткани для заключения. В то же время этот метод предъявляет самые высокие требования к первичной обработке материала, т.е. неукоснительному соблюдению требований к качеству фиксатора и времени фиксации, что необходимо учитывать при применении этого метода в HER2-тестировании как РЖ, так и РМЖ.