Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Прохоренко Е.С.

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева

Макаров И.В.

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева

Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью

Авторы:

Прохоренко Е.С., Макаров И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 15201

Загрузок: 538


Как цитировать:

Прохоренко Е.С., Макаров И.В. Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(4):36‑43.
Prokhorenko ES, Makarov IV. Behavioral disorders in children and adolescents with intellectual disability. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(4):36‑43. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202212204136

Рекомендуем статьи по данной теме:
Син­дром Фе­лан—МакДер­мид, ас­со­ци­иро­ван­ный с но­вой ге­те­ро­зи­гот­ной му­та­ци­ей в ге­не SHANK3. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):124-128
Кли­ни­ка аутис­ти­чес­ких расстройств в ран­нем воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):14-19
Проб­ле­ма ко­мор­бид­ных расстройств при син­дро­ме де­фи­ци­та вни­ма­ния с ги­пе­рак­тив­нос­тью у де­тей и под­рос­тков и их кор­рек­ция: кли­ни­чес­кие наб­лю­де­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):51-57
Не­су­ицид­ные са­мо­пов­реж­де­ния при расстройствах по­ве­де­ния и ши­зо­ти­пи­чес­ком расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):69-76
Те­ра­лид­жен в ком­плексной те­ра­пии тре­вож­но-фо­би­чес­ких, по­ве­ден­чес­ких и деп­рес­сив­ных на­ру­ше­ний у де­тей и под­рос­тков с ши­зо­ти­пи­чес­ким расстройством. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):77-82
Ос­те­ома лоб­ной па­зу­хи, ос­лож­нив­ша­яся гной­ным фрон­ти­том. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):76-80
Кли­ни­чес­кий слу­чай: боль­шие учас­тки ге­те­ро­то­пии сли­зис­той обо­лоч­ки же­луд­ка в пи­ще­во­де у ре­бен­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):109-113
Слу­чай нор­веж­ской че­сот­ки у па­ци­ен­та с им­бе­циль­нос­тью. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):161-164
Час­тич­ная сек­вес­тра­ция ла­би­рин­та у ре­бен­ка с хро­ни­чес­ким гной­ным сред­ним оти­том с хо­лес­те­ато­мой. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):69-72
Кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние раз­ви­тия подсклад­ко­вых кист у мо­но­хо­ри­аль­ных мо­но­ам­ни­оти­чес­ких близ­не­цов. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):90-93

Исследования, проведенные в России, указывают на рост сопутствующей психопатологической симптоматики у детей с умственной отсталостью, в первую очередь за счет поведенческих и эмоциональных расстройств [1—7]. На распространенность нарушений поведения у пациентов детских психиатрических стационаров указывают как российские [8], так и зарубежные авторы [9]. По мнению последних, частота встречаемости расстройств поведения у детей с умственной отсталостью колеблется от 28 до 65%. Порядка 50% лиц с умственной отсталостью разных возрастов испытывают те или иные поведенческие расстройства [10]. Эмоциональные и поведенческие расстройства у детей с умственной отсталостью встречаются в 4—6 раз чаще [11], чем в основной популяции. В клинической характеристике детей с умственной отсталостью на первый план в качестве коморбидной патологии выходят именно расстройства поведения [12—15]. Последующие позиции сопутствующих диагнозов у детей до 10 лет занимают эпилепсия, аутизм и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а после 11 лет — эпилепсия и расстройства эмоций [15]. Однако оценка распространенности сопутствующих психических расстройств при умственной отсталости в рамках систематического анализа [16] показала, что расстройства поведения в детском возрасте при данной патологии занимают второе место после синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, встречаясь в 3—21% случаев.

Расхождение статистических данных связано с разными задачами, которые перед собой ставили исследователи, валидностью методик, а также сложностью этиологии и патогенеза нарушений поведения у детей с умственной отсталостью.

Научный подход к построению обучающих и воспитательных процессов при работе с детьми с отклонениями в поведении, начал формироваться на рубеже XVIII—XIX веков, когда в Европейских странах господствовали гуманистические и просветительские идеи. Ж. Эскироль в своем труде «О душевных болезнях» впервые указал на то, что умственная отсталость — это стойкое состояние недоразвития, а не форма психического заболевания. Стоит отметить, что в одной из классификаций слабоумия Ж. Эскироль опирается на наличие или отсутствие у данной группы людей нарушений поведения (цит по: Х.С. Замскому [17]).

В России в начале XX века появляются первые работы об умственно отсталых, например, в 1911 г. выходит книга «Ученики с медленным пониманием» Н.А. Добролюбова, в которой автор дает рекомендации по их обучению в зависимости от клинических особенностей интеллектуального недоразвития (цит. по Д.Н. Исаеву [18]). Психиатрия и психология девиантного поведения развиваются в это время по сценарию активной внутренней дифференциации. Возникают разделы сурдопсихологии, тифлопсихологии и олигофренопсихологии. Преобладание клинико-биологического подхода дополняется социальными и педагогическими концепциями. Появляются работы И.В. Маляревского, И.Г. Оршанского, Е.Х. Маляревской (цит. по Т.А. Колосовой, Д.Н. Исаеву [19]), В.П. Кащенко, Г.Я. Трошина (цит. по Х.С. Замскому [17]), посвященные особенностям сравнительной психологии по отношению к «нормальным» и «ненормальным» детям. К этому времени под руководством В.М. Бехтерева в Психоневрологической академии открывается специальная лаборатория по исследованию особенностей детского отклоняющегося поведения. С момента образования СССР утвержден закон о всеобщем обязательном обучении, в том числе детей с умственной отсталостью [17]. Основными подходами к работе с «трудными детьми» являлись принципы общественно-трудового воспитания. Постепенно, ко второй половине 30-х годов, в воспитательной работе закрепляются репрессивно-карательные методы, что практически сводит на нет гуманистические принципы профилактики отклоняющегося поведения у детей [20].

Лишь в 70-х годах появились научные труды, в которых авторы вновь предлагают принципы гуманистического начала системы воспитания и образования, суть которых заключается в должной направленности работы с детьми не на общественно-политический государственный строй и адаптацию к нему, а на индивидуальный подход к личности, попытку понять и развивать человеческую природу с учетом заложенного в ней потенциала [21, 22]. Благодаря этим изменениям актуализируются процессы изучения причинной и сущностной составляющей отклоняющегося поведения, его проявлений и механизма, способов изменения с учетом индивидуально-психологических характеристик личности ребенка.

Терминологическая специфика отражает всевозможные аспекты поведенческих нарушений у детей и подростков, в том числе при умственной отсталости. Согласно толковому словарю психиатрических терминов В.М. Блейхера и И.В. Крук [23], «поведение — это совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью». Эти же авторы в определении психической активности указывают на то, что она «определяется индивидуально-личностными свойствами человека и не всегда соответствует уровню протекания мыслительной деятельности, способностям человека». Следовательно, отклонения в поведении являются результатом нарушений психической и двигательной активности при взаимодействии с окружающей средой, которые не всегда соответствуют уровню интеллектуального развития индивида.

Определение нарушений поведения зависит от различных подходов к оценке поведенческой нормы и патологии. Среди них социологический, психологический психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный, феноменологический [24]. В литературе существует множество определений для нарушенного/отклоняющегося поведения. Имеет место как более широкая трактовка определения девиации, указывающая на то, что это поведение не соответствует общественным нормам [25], так и оценка девиантного поведения как способа изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним индивида [26]. В то же время девиантное поведение может быть обозначено как нарушение самого процесса социализации [27].

В медицинской литературе отклонения в поведении рассматриваются как в рамках психического здоровья, так и при различных формах нервно-психической патологии. Также известен термин «нарушения социального поведения», являющийся универсальным для обозначения любых отклонений поведения в группах детей как здоровых, так и с интеллектуальной недостаточностью, личностными расстройствами, патохарактерологическими реакциями, органическим поражением головного мозга, иными психическими заболеваниями [28]. Данное понятие имеет свое происхождение в социальном подходе к определению нарушений поведения (поведение, которое вступает в противоречие с нормами морали и нравственности, принятыми в данном обществе) и подчеркивает обязательное условие социальной дезадаптации. Американская ассоциация по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития почти 50 лет назад ввела оценку адаптивного поведения в качестве одного из диагностических критериев степени выраженности умственной отсталости [29]. У лиц с умственной отсталостью разных возрастов выделено два основных типа дезадаптивного поведения [30]. К основным типам дезадаптации относится так называемая внутренняя дезадаптация, проявляющая себя в рамках аутистическго синдрома, стереотипной двигательной активности и самоповреждающего поведения, и «внешняя дезадаптация», которая делится на следующие подтипы: социальная, общая с преимущественной внешней (деструктивное поведение в отношении окружающей среды) или внутренней (деструктивное поведение, нацеленное на самого себя) направленностью. Отдельно следует отметить трудности коррекции нарушений поведения и необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и повышенном внимании со стороны сверстников [31].

В дошкольном возрасте у умственно отсталых детей преобладают агрессивные формы поведения в преодолении конфликтных ситуаций [32]. И, действительно, большую роль в изучении расстройств поведения играют такие понятия, как агрессия, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение. Г. Аммон [33] выделял различные формы реализации агрессии: конструктивную (социально приемлемую), деструктивную (с нарушением морально-этических норм) и дефицитарную (при неправильном развитии поведенческих навыков). Согласно взглядам автора, агрессивное поведение при умственной отсталости является следствием нарушенного развития поведенческих навыков, а значит носит дефицитарный характер. Необходимо подчеркнуть, что агрессивное поведение нередко является формой реализации агрессивности как свойства личности, но между этими понятиями в случае умственной отсталости не может быть однозначной связи, т.е. не всегда агрессивное поведение реализует личностные черты, как и личность не всегда обнаруживает себя в конкретных актах агрессии [34]. В этом ключе, рассматривая детей с умственной отсталостью, говорить о реализации личностных черт несколько некорректно, хотя не стоит исключать влияние внешних неблагоприятных факторов, которые бы способствовали закреплению патологических черт характера и паттерна поведения.

Терминология нарушений поведения как таковых демонстрирует множество определений и взглядов различных авторов, что говорит о сложности формирования единого подхода к расстройствам поведения в психиатрической практике [35]. Главная роль в трудности определения девиаций отдается многообразию поведенческих ожиданий, а сама девиация поведения имеет три основных составляющих [36]: человек, которому свойственно определенное поведение; норма или ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как девиантного; группа или организация, реагирующая на данное поведение.

Психическое развитие при умственной отсталости проходит дисгармонично, а коморбидные эмоциональные и поведенческие нарушения связаны с особенностями нейродинамики, локализации поражения мозга и определяются недоразвитием познавательной деятельности (изменения поведения возникают только в той ситуации, которая умственно отсталому ребенку непонятна), а также грубым недоразвитием всей личности [37]. Большую роль при этом играют патологическая инертность нервных процессов [38] и системное поражение мозговых структур [18]. Также при многих поведенческих реакциях и эмоциональных расстройствах большое значение имеют социальная среда и разнообразные психогенно-травмирующие факторы. Наличие отклоняющегося поведения при умственной отсталости является прямым следствием недоразвития эмоционально-волевой сферы [39] и несформированности высших социализированных форм поведения, которые предполагают взаимодействие с другими людьми, учет мыслей, чувств и поведенческих реакций другого человека [40]. У умственно отсталого ребенка на первый план выступают аффективные установки, а формирование социальной компетентности требует специальной психолого-педагогической помощи [41].

Как и у интеллектуально полноценного ребенка, нарушения поведения у детей с умственной отсталостью могут носить различный характер: эпизодический, ситуативный, систематический. Чаще всего встречаются именно систематические нарушения поведения в силу инертности психических процессов, закрепления нежелательного стереотипа поведения, если оно оказывается эффективным в достижении цели [42]. Ребенок испытывает трудности переноса обобщения в новую ситуацию, не распознает нравственные аспекты взаимодействия в силу конкретности мышления, имеет сниженную критическую оценку своих поступков, не способен прогнозировать последствия своего поведения, в целом имеет нарушения мотивации и потребностей на фоне несформированности интериоризированных норм и правил поведения. При этом нарушения поведения формируются постепенно: сначала появляются отдельные нарушения социальных требований, на втором этапе нарушения поведения становятся более разнообразными и устойчивыми, увеличивается количество ситуаций, провоцирующих нарушения поведения, на третьем этапе нарушения поведения выходят на первый план и становятся привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды. Таким образом, ребенок постепенно накапливает и реализует свой так называемый девиантный потенциал, а привычная коррекция нарушений поведения (замечания, разъяснительная беседа) затруднена недоразвитием всех сторон речевой функции ребенка. В конечном счете можно говорить, с одной стороны, о нарушениях поведения, обусловленных общими закономерностями мозговой деятельности при ретардации психического развития, с другой — об особенностях взаимодействия ребенка-олигофрена с окружающими, нарушенном формировании адаптивного поведения.

Исходя из разности подходов к определению причин нарушений поведения, целесообразно рассматривать сочетание биологических и социальных факторов. Социальные причины формирования нарушений поведения у детей с умственной отсталостью имеют большое значение [43]. Анализ конституционально-биологических факторов и социализации детей с умственной отсталостью показал, что дети с умственной отсталостью и девиантным синдромом достоверно чаще имели отягощенную наследственность по алкоголизму, олигофрении и другим психическим расстройствам. Также исследования подтверждают значительную роль ранней резидуально-органической патологии в формировании девиантного синдрома. При изучении социализации детей с умственной отсталостью установлено, что они чаще испытывают трудности адаптации в детском коллективе и длительно пребывают в социальной депривации (нарушение эмоционального контакта с родственниками, воспитание в неполной семье, гипоопека, социальное сиротство). В процессе исследования было выделено три фактора формирования отклоняющегося поведения у детей с умственной отсталостью: социально-психологическое сиротство и безнадзорность, нарушенная социальная адаптация, биологическая несостоятельность нервной системы. При этом первый фактор оказался наиболее значимым в генезе нарушений поведения [43].

По мере развития ребенка с умственной отсталостью ярче проявляют себя нарушения аффективного реагирования на внешние факторы на фоне общего когнитивного снижения. К таким выводам пришли авторы работы о дизонтогенезе общения детей с умственной отсталостью [44], где рассматривалось понятие нарушения развития социальной перцепции. Отмечено, что у умственно отсталых детей нарушен когнитивный компонент общения, что мешает им распознавать различные коммуникативные проявления окружающих людей, т.е. у них замедленно формирование социально зрелых межличностных отношений [45].

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что нарушения поведения у детей с умственной отсталостью чаще рассматриваются через социальные и психолого-педагогические аспекты. Немаловажным является определение биологических детерминант нарушений поведения детей с умственной отсталостью, что сделали объектом своего исследования Л.А. Попова и Т.П. Степанова [46]. Авторы изучили вопросы нейровегетативной регуляции и роль лимбикоретикулярного комплекса в обеспечении интеграции эмоциональных и мотивационных процессов в единый поведенческий акт. Было установлено, что все дети с умственной отсталостью имели расстройства нейровегетативного статуса и реактивности с большей выраженностью, стойкостью и асимметричностью симптоматики, чем здоровые дети с вегетативной лабильностью, что говорит о первичном поражении надсегментарных структур вегетативной нервной системы. Одновременно с нарушением регуляции вегетативной нервной системы отмечена роль ослабления коркового контроля поведения, что снижает возможности адаптации за счет усиления поисковой двигательной активности и увеличения выраженности негативных эмоций. Таким образом, в формировании нарушений поведения важную роль играют специфические нарушения «исполнительных функций», которые можно определить как нисходящий корковый контроль мотивации и когнитивных процессов для достижения желаемого [47].

Церебрально-органические и возрастные изменения (особенно в период полового развития) нередко способствуют возникновению состояний психической декомпенсации с различными расстройствами поведения, усугубляя психопатологические комплексы, резко изменяющие существующую психопатологическую структуру [48]. Психическая декомпенсация оказывает влияние на процесс развития и формирования личности подростка с умственной отсталостью, на характер и избирательность мотивов его действий, а следовательно, в условиях неблагоприятной социальной ситуации — на процесс формирования нарушений в поведении и реализации правонарушающих тенденций.

У детей с умственной отсталостью чаще всего встречаются следующие группы расстройств поведения: синдром повышенной возбудимости с психомоторной расторможенностью (11,8%), синдром уходов и бродяжничества (4,0%), синдром психической неустойчивости (1,6%) и агрессивное поведение (1,6%) [19]. Стоит отметить, что обозначены отдельные варианты синдрома ухода и бродяжничества при умственной отсталости [49]: с бесцельными уходами и немотивированным бродяжничеством (чаще наблюдающимся при атонической форме олигофрении); с колебаниями настроения и эмоциональной лабильностью (в основном при стенической форме олигофрении, но отмечено, что этот же вариант может перейти в комбинированный, при котором преобладают нарушения влечений); комбинированный — с расстройством влечений и нарушением в аффективно-волевой сфере (чаще встречающийся при дисфорической форме олигофрении), этот вариант является самым стабильным вариантом уходов и бродяжничества по выраженности клинических проявлений.

Описаны три формы отклонения поведения у детей с отставанием в развитии интеллекта [50]: неадаптивное (8%), формально адаптивное (74%) и адаптированное (18%) поведение. Л.С. Рычкова и Д.Ю. Гузанова [51] выделили следующие клинические варианты отклоняющегося поведения у детей с умственной отсталостью в рамках школьной дезадаптации: аффективно-кинетический — симптомокомплекс эмоциональной возбудимости, неустойчивости, нетерпеливости, отвлекаемости с двигательными расстройствами, что проявляется в виде гиперкинетического, астеногипокинетического или агрессивно-дисфорического синдрома; аномально-личностный — сочетание личностной незрелости, снижения критики к своему поведению, ситуативного и нецеленаправленного поведения, что может проявлять себя в рамках имитационного, депривационного и псевдоаутистического вариантов; дискогнитивный тип — с преимущественным нарушением познавательных процессов, что проявляется в дисвербальном или аконструктивном вариантах; аддиктивный тип — алкоголизация и употребление психоактивных веществ в сочетании с нарушениями в когнитивной и эмоционально-волевой сферах.

Психопатоподобное агрессивное поведение может быть выделено в отдельный синдром [52]. Например, С.В. Соловьева [42] в своем исследовании выделила несколько групп детей с психопатоподобным синдромом в рамках умственной отсталости. В первую группу были включены дети с психопатическими особенностями личности, поведение которых заметно отличалось от нормы уже в дошкольном возрасте. Ко второй группе были отнесены учащиеся с психопатоподобным синдромом органического происхождения, где на первый план выступает двигательная расторможенность, снижение целенаправленности, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость. Третью группу составляли дети, у которых психопатоподобный синдром сформировался под влиянием неблагоприятных условий обучения и воспитания и отличался двигательным беспокойством, негативизмом, склонностью к бродяжничеству и лжи. Автор в своей работе подчеркивает, что интеллектуальной недостаточности в сочетании с психопатическими особенностями личности сопутствуют наиболее тяжелые и стойкие нарушения поведения. В основе систематики психопатий при умственной отсталости автор обращает внимание на взгляд О.Е. Фрейерова (цит. по С.В. Соловьевой [42]), который выделял четыре их формы: возбудимые, истерические, неустойчивые и астенические. Наиболее часто в ее исследовании встречались дети с высоким уровнем агрессии, негативистичной установкой в отношении окружающих, недисциплинированностью, что соответствовало возбудимому типу личности. При умственной отсталости с истерическими особенностями формирования патологического характера преобладали пониженное настроение, истерические разряды с целью привлечения внимания. Неустойчивый характер при умственной отсталости встречался реже и отличался быстрой сменой желаний, неустойчивостью интересов и побуждений. Еще реже у умственно отсталых детей наблюдался астенический тип психопатии, который характеризовался нерешительностью, обидчивостью, быстрой истощаемостью. Помимо аффективно-возбудимого, астенического, неустойчивого и истерического типов психопатических расстройств у детей с умственной отсталостью, автор выделяет дисфорический тип со склонностью к разрушительным действиям и перверзивный, характеризовавшийся патологией влечений.

Нарушения поведения при умственной отсталости в принципе могут быть рассмотрены в рамках психопатоподобного синдрома [53], основными чертами которого являются демонстративность, жестокость, раздражительность, двигательная расторможенность. По мере взросления происходит дополнение вышеизложенной симптоматики вербальной агрессией, грубостью, появлением сексуальных влечений, формировалась стойкая тенденция к агрессивно-насильственным способам разрешения конфликтных ситуаций. Нередко проявляют себя и аутодеструктивные реакции с отсутствием оценки своих действий. Неконструктивное поведение у детей с умственной отсталостью также может быть представлено следующими типами: конформным, протестным, гиперактивным, демонстративным, агрессивным, социальной дезориентацией [54, 55]. У подростков с умственной отсталостью преобладает конформный тип поведения, что объясняется нарушением волевой сферы, ригидностью и снижением критичности. Эти особенности психики приводят к повышенной внушаемости, трудностям проявления самостоятельности, способствуют стереотипизации поведения. Гиперактивное поведение при умственной отсталости указывает на нарушения высшей нервной деятельности и эмоционально-волевого контроля. Протестное поведение рассматривалось как признак социальной инфантильности и стремления к удовлетворению эгоистических потребностей. Социальное дезориентирование в виде несоблюдения правил и трудностей формирования навыков опрятности напрямую связано с неблагополучными характеристиками семей. Стоит отметить, что возможны также и сочетания нескольких типов неконструктивного поведения.

Систематизация нарушений поведения при умственной отсталости достаточно сложна. В DSM-5 [56], помимо оценки уровня интеллекта с помощью тестовых методик, важным критерием для определения степени умственной отсталости является оценка недостаточности адаптивного функционирования пациента в академических, социальных и практических навыках. В отношении расстройств поведения введен новый спецификатор, указывающий на дефицит просоциальных эмоций. Именно это уточнение должно характеризовать наличие расстройств поведения и межличностного функционирования в отдельных ситуациях. Данный спецификатор является своеобразным маркером формирования личностных расстройств. Применение новых диагностических критериев способствует более четкому выстраиванию картины заболевания и степени тяжести коморбидных патологий. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [57] объединяет умственную отсталость с нарушениями поведения при их наличии, так как «...умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера». В связи с этим предлагается обозначать четвертым знаком в коде диагноза выраженность нарушений поведения, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством. Соответственно МКБ-10 выделяет отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, значительное нарушение поведения, требующее лечения, и другие нарушения поведения. Ввиду того, что одного упоминания о степени тяжести этих нарушений недостаточно, применяют уже существующие систематики, используемые для оценки поведения интеллектуально сохранных детей и подростков.

Стоит отметить и разность вариантов типологии самой умственной отсталости, что наводит на мысль о том, что дифференцировать нарушения поведения у этой категории детей следует, подбирая наиболее подробную систематизацию клинических форм олигофрении. Важным элементом систематики умственной отсталости с клинической точки зрения являются особенности нейродинамических сдвигов, которые лежат в основе клинических симптомов. Такой подход учитывает характер патофизиологических механизмов и был включен в клинико-физиологическую классификацию психического недоразвития, предложенную С.С. Мнухиным [38]. Автор сформулировал представления об астенической, стенической и атонической формах умственной отсталости. Позже Д.Н. Исаев [18] выделил дисфорическую форму олигофрении и описал клинические варианты всех четырех вышеупомянутых форм. Для каждой формы характерны не только особенности когнитивного дефицита, но и поведенческие нарушения, что вполне могло бы стать основной для подробной классификации нарушений поведения при умственной отсталости. Ведущее значение в формировании нарушений поведения при астенической форме олигофрении имеют психотравмирующие факторы и быстрая истощаемость психических процессов. На первый план психического недоразвития выступает эмоционально-волевая незрелость, которая обусловливает частоту таких реакций на стресс, как капризность, реакции ухода, речевые нарушения в форме заикания и мутизма, неадекватные аффективные реакции. Психопатоподобное поведение для таких детей менее характерно, так как они крайне зависимы от отношения к ним в социуме (чувствительны к похвале и замечаниям). При стенической форме недоразвитие касается всех сторон психики, поэтому нарушения поведения не отличаются какой-либо явной спецификой, чего не скажешь об атонической форме олигофрении, при которой нарушено созревание мотивационных и познавательных систем, т.е. имеет место поражение подкорковых образований головного мозга. Поведение таких детей обращает на себя внимание своей нецеленаправленностью и неустойчивостью, оно часто зависит от случайных раздражителей и характеризуется крайней трудностью привлечения внимания. Нередко при этой форме олигофрении в поведении встречается моторное беспокойство, которое часто приобретает стереотипный характер. Дисфорическая форма олигофрении характеризуется эпизодами с повышенной напряженностью аффекта и нередко сопровождается разрушительными действиями. При изучении особенностей обработки сенсорной информации и адаптивного поведения у детей с умственной отсталостью [58] установлено, что наибольшее количество нарушений переработки сенсорной информации и наименьшая адаптированность были зафиксированы у детей с атонической формой умственной отсталости, а отклонения в поведении наиболее выражены у детей с атонической и дисфорической формами умственной отсталости.

Заключение

Дети и подростки с умственной отсталостью в ряде случаев обладают социально-дезадаптивным поведением, возникающим как результат основного заболевания и трансформирующимся с учетом их индивидуальных особенностей. Можно наблюдать различную клинико-психопатологическую структуру расстройств поведения, включающую наиболее распространенные характеристики агрессивности, конфликтности, тревожности, неадекватное реагирование на фрустрирующие ситуации у детей с умственной отсталостью. Под расстройствами поведения при умственной отсталости понимается совокупность действий и поступков индивида, преимущественно обусловленных недоразвитием эмоционально-волевой и познавательной сфер, не соответствующих общественным нормам, с формированием устойчивых нарушений взаимодействия с окружающей средой, которые характеризуются социальной дезадаптацией и требуют коррекции. Теоретико-методологические подходы и терминология в рамках обсуждения расстройств поведения при умственной отсталости у детей и подростков обладают неоднозначностью и разноплановостью в силу сложности изучаемой проблемы. В настоящее время отсутствуют общие принципы систематики данных нарушений. Одни авторы любые отклонения поведения относят к психопатоподобному синдрому, другие же выделяют более узкие формы таких расстройств.

Трудности дифференциальной диагностики объективно обусловлены сложной структурой дефекта, т.е. наличием первичных отклонений (отставание и неравномерность интеллектуального развития в целом), на основе которых через различные факторы (особое место в этом плане занимает социальный аспект) формируются нарушения вторичного (эпизодическое нарушение поведения в фрустрирующей ситуации) и третичного (закрепленный поведенческий стереотип, противоречащий социальным нормам) порядка. Характер отклонений от поведенческой нормы у детей и подростков с диагнозом умственной отсталости схож с формами отклоняющегося поведения у детей с сохранными умственными способностями, но в то же время нарушения поведения при умственной отсталости чаще имеют более разносторонние проявления как по частоте, так и по выраженности. Сама по себе умственная отсталость, скорее всего, становится благоприятной почвой для реализации дезадаптивного поведения при взаимодействии такого ребенка с окружающей средой и может рассматриваться в рамках преддевиантного синдрома.

На наш взгляд, необходим новый подход к классификации расстройств поведения при умственной отсталости с использованием более подробной типологии самого интеллектуального дефицита, чем та, что предложена в МКБ-10, для формировния единого клинического воззрения на разграничение сопутствующего диагноза расстройств поведения с синдромальным следствием интеллектуального недоразвития.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.